Научная статья на тему 'Инновационная агропродовольственная политика как фактор обеспечения глобальной продовольственной безопасности'

Инновационная агропродовольственная политика как фактор обеспечения глобальной продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУТ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анфиногенова А.А.

В статье теоретически обоснованы необходимость формирования единой агропродовольственной политики, направленной на обеспечение глобальной продовольственной безопасности, и создания системы инновационных институтов, реализующих единую агропродовольственную политику государств. Выводы основаны на принципах межотраслевого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная агропродовольственная политика как фактор обеспечения глобальной продовольственной безопасности»

деятельность

ИННОВАЦИОННАЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. А. АНФИНОГЕНТОВА,

доктор экономических наук, профессор, академик РАН E-mail: apk@mail.saratov.ru Институт аграрных проблем РАН

В статье теоретически обоснована необходимость формирования единой агропродовольственной политики, направленной на обеспечение глобальной продовольственной безопасности, и создания системы инновационных институтов, реализующих единую агропродовольственную политику государств. Выводы основаны на принципах межотраслевого подхода.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, инновационная политика, институт,управление, межотраслевое взаимодействие, предпринимательство, риск.

Назревшие проблемы обеспечения глобальной продовольственной безопасности невозможно решить без кардинального преобразования аг-ропродовольственных стратегий ведущих стран мира. Основу такого реформирования составляет реализация концепции инновационной агропродовольственной политики как ключевого условия смягчения угрозы потери продовольственной безопасности. Со времени проведения Всемирного продовольственного саммита в 1996 г. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) публикует ежегодные доклады о мерах по преодолению голода, в которых содержится информация о динамике цен на продовольствие, покупательной способности населения, числе голодающих в мире. В докладе ФАО за 2008 г. речь идет о глобальном наступлении голода и нарастании продовольственной небезопасности в мире.

На Всемирном продовольственном саммите в 1996 г. была поставлена задача уменьшения числа голодающих на планете к 2015 г. наполовину (до 420 млн чел.). В следующие пять лет число голодающих в мире снижалось, но с 2003 г. стало расти высокими темпами и в 2007г. составило 923 млн чел. [8]. Необходимы неотложные и конкретные действия на глобальном уровне, способствующие стабилизации цен на продовольствие, рост которых ухудшил в первую очередь положение беднейших стран.

В Японии на саммите «Большой восьмерки» в 2008 г. главы основных развитых стран выразили глубокую озабоченность резким ростом цен на продовольствие во всем мире, сопровождающимся дефицитом продовольствия в ряде развивающихся стран. Но заявленные странами обязательства и международные договоренности по преодолению голода не подкрепляются необходимыми согласованными действиями, что усугубляет угрозу потери продовольственной безопасности мира.

Правительства многих стран и международные финансовые институты заявляют о готовности увеличить объемы финансовой помощи развивающимся странам. Но отсутствие единой глобальной агропродовольственной политики приводит к нарастанию продовольственной небезопасности в мире. Так, ограничение экспорта продовольствия, введенное в ряде стран, увеличило его дефицит на мировом рынке. Рост цен на энергоносители,

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

деятельность

10 (175) - 2010

400

350

1950 1960 1970 1980 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Среднедушевое производство зерна в мире в 1950—2008гг., кг/чел. [1, 4]

1950 1960 1970 1980 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

-Численность населения, млн чел.

-Производство зерна, млн т

Рис. 2. Динамика численности населения и производства зерна в мире в 1950-2008гг., кг/чел. [1,4]

горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения стал причиной увеличения цен на продовольствие. Финансовый кризис также повлиял на состояние мирового продовольственного рынка, в частности, за счет расширения рынка производных финансовых инструментов, связанных с торговлей сельскохозяйственной продукцией. Объем мировой торговли фьючерсами и опционами вырос за последние пять лет более чем вдвое и стал существенным фактором роста цен на продовольствие.

Изменение климата и развитие биоэнергетики стали в последние годы новыми угрозами обеспечению стран мира продовольствием. В 2007—2008 гг. около 5 % мирового производства зерна было использовано на производство биотоплива [7], хотя валовой сбор зерновых культур в мире постепенно приближался к пороговому значению в 300 кг/чел.

в год (рис. 1). Темпы роста численности населения планеты с 1950 по 2008 гг. опережали темпы прироста валового производства зерна (рис. 2). По оценкам ФАО, спрос на продукты питания в мире к 2050 г. увеличится вдвое вследствие роста численности населения, урбанизации, увеличения доходов населения и спроса на более дорогие виды продовольствия. Рост объемов производства продовольствия в мире будет на 80 % обеспечен за счет наращивания валовых сборов зерна [8].

На Всемирном зерновом форуме, состоявшемся 6—7 июня 2009 г. в Санкт-Петербурге, выяснялись причины мирового продовольственного кризиса, оценивались макроэкономические факторы развития мировой экономики, прогнозировались цены на зерно в мире. Решения форума способствовали разработке новых гуманитарных программ, активизации инноваций в зерновом производстве и в национальных программах поддержки агропродо-вольственных комплексов. Одним из основных результатов форума стало осознание необходимости новых инновационных механизмов координации агропродовольственных стратегий стран мира, объединенных концепцией формирования единой агропродовольственной политики, создающей предпосылки для широкомасштабных инвестиций, направленных на преодоление глобального продовольственного кризиса.

Концепция формирования инновационной агропродовольственной политики стран мира предполагает:

• формирование экономических институтов, обеспечивающих глобальную продовольственную безопасность на основе модернизации управления;

• повышение эффективности государственной поддержки товаропроизводителей;

• совершенствование ценообразования и финансово-кредитных отношений;

• создание благоприятного инвестиционного климата;

• эффективное управление рисками и повышение надежности системы агрострахования;

• развитие социальной инфраструктуры сельских территорий;

• наращивание экспортного потенциала стран мира для стабилизации конъюнктуры мирового продовольственного рынка.

В основу единой агропродовольственной политики стран мира должен быть положен предложенный ФАО двусторонний подход к обеспечению глобальной продовольственной безопасности, предусматривающий дополнительные инвестиции и другие стимулирующие меры по росту производства в аграрном секторе, создание социальных сетей безопасности для гарантированного доступа к продуктам питания всем слоям населения [8].

Инновационная агропродовольственная политика стран мира должна обеспечить действенную и эффективную поддержку товаропроизводителей, обеспечивающую развитие конкурентной среды на мировом продовольственном рынке в условиях глобального продовольственного кризиса, изменения климата, развития биоэнергетики, нарастания дефицита водных ресурсов. Консультации по вопросам формирования единой инновационной агропродовольственной политики в настоящее время ведут Россия и Европейский союз (ЕС). Идет подготовка соглашений о сотрудничестве России и стран ЕС в отдельных секторах агропродовольственной системы [3]. Итоги последних десяти лет свидетельствуют о положительной динамике основных параметров сельского хозяйства России. В период с 1999 по 2008 г. рост производства сельскохозяйственной продукции составил 54,8 % [2].

Стратегическим вопросом, от решения которого зависит продовольственная безопасность России, является снижение импорта продуктов животного происхождения. Приоритетным направлением в ближайшей перспективе признано развитие животноводства, наращивание собственного производства молока и мяса. Импортозаме-щение необходимо, чтобы насытить внутренний рынок и не допустить дальнейшего роста внутренних цен на продовольствие. Важным шагом в формировании единой агропродовольственной политики России и стран СНГ является решение о

создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и начале переговоров о совместном присоединении этих стран к Всемирной торговой организации (ВТО).

Единая инновационная агропродовольственная политика предполагает интенсивное развитие системы взаимодействия банковской сферы с сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли, совершенствования системы кредитования и аграрного лизинга. Чтобы облегчить доступ сельских товаропроизводителей к кредитным ресурсам, важно широко распространять опыт создания специализированных товарно-кредитных цепочек с погашением задолженности по кредиту в момент реализации продукции. Устойчивое развитие агропродовольственного комплекса мира должно быть признано правительствами всех стран и международными организациями долговременным глобальным приоритетом.

Развитие сельских регионов, где проживает 75 % бедного населения планеты, увеличение здесь объемов инвестиций, наращивание объемов производства продовольствия и рост производительности труда в сельских домохозяйствах в условиях роста цен на продовольствие являются ключевыми направлениями борьбы с нищетой и голодом. Определяющее значение имеет при этом создание условий для мелких фермеров, составляющих 90 % сельской бедноты в развивающихся странах, чтобы они могли заниматься прибыльными видами сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности. По оценке Всемирного банка, рост сельского хозяйства почти в четыре раза эффективнее для сокращения бедности по сравнению с ростом в других секторах экономики [9].

Институты управления агропродовольствен-ными комплексами нуждаются в системном совершенствовании, регулирующем межотраслевые взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий перерабатывающей промышленности и розничной торговли, что в условиях кризиса определяет уровень цен, надежность и экономическую доступность продовольствия для всего населения. Межотраслевой подход к управлению агропродовольственным комплексом направлен на повышение роли правительств стран мира в формировании эквивалентного межотраслевого обмена и определяет предприятиям перерабатывающей промышленности и торговли приоритеты инновационной деятельности, направленные, в частности, на создание единой системы контроля

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'К'ШЪ.Ъ4

5

качества конечной продукции комплекса по всей продовольственной цепочке с использованием опыта стран ЕС.

Метод межотраслевого баланса, одна из модификаций которого отражает организационно-управленческую структуру комплекса в отраслевом и территориальном аспектах, позволяет оценивать эффект импортозамещения и наращивания экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, развитие производственной инфраструктуры, распределение финансовых ресурсов по предприятиям и отраслям комплекса, влияние инвестиционной активности в комплексе на рост его конечных результатов [5]. Для поддержания неблагоприятных регионов необходимо, по опыту стран ЕС, формирование бюджетов регионального развития.

Особое внимание в условиях роста цен на продовольствие должно быть уделено оценке новых возможностей развития малых форм сельскохозяйственного производства в развивающихся странах в ответ на повышение цен на продовольствие. Важнейшим условием решения этой задачи является доступ сельских товаропроизводителей к рынкам, что настоятельно требует развития системы хранилищ, сельских дорог, транспортных средств, предприятий оптовой торговли, налаживания надежных источников рыночной информации. Малое предпринимательство на селе способствует созданию новых рабочих мест, наращиванию инновационного потенциала агропродовольственного комплекса, росту инвестиций в подготовку кадров. Единая агропродовольственная политика должна быть направлена на поддержку малых предприятий, способствующих устойчивому развитию сельских территорий и агропродовольственного комплекса в целом.

Одним из новых направлений развития малого предпринимательства в России стало создание семейных молочных ферм. Малые сельскохозяйственные предприятия России получили в 2008 г. кредиты, составляющие 11,3% от общей суммы кредитов, выделенных сельскохозяйственным товаропроизводителям страны. Развитие банковского кредитования для малых предприятий аграрного сектора экономики, снижение уровня ставок, продление срока кредитных договоров, возможность получать государственные заказы на конечную продукцию, предоставление фермерам возможности использовать земли в качестве залога при получении кредитов являются важными условиями устойчивого развития агропродовольственного комплекса любой страны.

Модернизация институтов, регулирующих земельные отношения, по опыту стран ЕС, предполагает введение специальных адресных премий сельскохозяйственным товаропроизводителям завводнеисполь-зуемых земель в оборот, обоснование размеров этих премий, источников и условий их предоставления. Не менее важны разработка и апробация методики оценки эффективности аренды сельскохозяйственных земель в зависимости от ее форм и условий.

В последнее десятилетие во всех странах мира все большее внимание уделяется управлению рисками в аграрном секторе, развитию системы агрострахования, использованию различных стратегий для управления рисками. Страхование в агропродовольственном комплексе увязывает экономические интересы всех субъектов продовольственной цепочки. Наиболее развиты системы агрострахования в США, Канаде, Испании, где выплачиваются субсидии товаропроизводителям (на 1 га посевов или на одну голову сельскохозяйственных животных). Во многих странах мира осуществляется переход к внедрению системы управления рисками, основу которой составляют улучшение доступа товаропроизводителей к кредитным ресурсам, развитие биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией и другие меры. Известно, что субсидирование агрострахования отнесено к «зеленой» корзине, т. е. к тем видам затрат на поддержку аграрного сектора, которые не ограничиваются правилами ВТО [8].

Управление рисками в виде различных схем страхования от стихийных бедствий и создания фондов по преодолению последствий заболеваний животных и растений является одним из важнейших звеньев в единой инновационной агропродоволь-ственной политике. Особое значение в условиях финансового кризиса имеет управление экономическими рисками, возникающими по причине неустойчивости рыночных цен. Опыт стран ЕС свидетельствует об эффективности использования как страховых схем возмещения убытков прошлых периодов, так и схем непосредственной компенсации доходов и встречных циклических выплат.

Важнейшей социальной проблемой в мире является обеспечение доступа к потреблению продовольствия всем категориям и слоям населения в объемах, обеспечивающих им здоровый образ жизни. Стремительный рост цен на продовольствие особенно опасен для беднейших домохозяйств и наиболее уязвимых групп населения. Необходимо интенсивно развивать существующие во многих странах сети социальной безопасности,

предусматривающие реализацию программ распределения продовольствия, бесплатного питания, предоставление рабочих мест. Использование сетей социальной безопасности направлено на борьбу с недоеданием, которое оказывает негативное влияние на нынешнее и будущие поколения [8].

Обоснование эффективности единой инновационной агропродовольственной политики целесообразно осуществлять по модели имитации, представляющей собой инструмент воспроизведения частичного равновесия, охватывающий всю агропродовольственную систему мира. Модель, разработанная для стран ЕС, содержит «базовый сценарий» развития агропродовольственной политики, который сопоставляется со сценариями, предусматривающими различные варианты поддержки сельских товаропроизводителей [6]. Модель имитации единой инновационной агропродовольственной политики позволит оценить состояние

Список литературы

земельных, водных и лесных ресурсов, их влияние на устойчивое развитие агропродовольственного комплекса мира, эффективность развития страхования от неблагоприятных погодных условий, исследовать последствия применения генетически модифицированных и традиционных продуктов, разрабатывать сценарии обеспечения безопасности и качества продовольствия.

Научное обоснование единой инновационной агропродовольственной политики мира требует консолидации усилий и повышения эффективности взаимодействия политиков, ученых и общественности. Необходимы критическая оценка пригодности результатов научно-исследовательских работ назревшим вызовам в развитии агропродовольственного комплекса и повышение роли междисциплинарных научных исследований для достойного ответа на угрозу потери продовольственной безопасности в мире.

1. Акимов А. В. Мировая продовольственная проблема: шанс для России в XXI веке? М.: Восточный университет, 1999.

2. Петриков А. В. Об итогах работы агропромышленного и лесохозяйственного комплекса в 2008 г.: выступление на расширенном заседании Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 30.03.2009. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/3296.195.htm.

3. Россия — Европейский союз: к новому качеству современного развития отношений / под общ. ред. проф. И.Ю. Юргенса. М.: Экоинформ, 2008.

4. Россия и страны мира: стат. сб. — М.: Росстат, 2008. URL: http://www.fao.org.

5. Яковенко Н. А. Межотраслевой анализ моделей экономического роста агропродовольственного комплекса // Региональные агросистемы: экономика и социология: ежегодник. Саратов: ИАгП РАН, 2009.

6. CAPSIM: Dairy Reform Scenarios with CAPSIM Acknowledging Quota Rent Uncertainty / H. P. Witzke, A. Tonini // People, Food and Environments: Global Trends and European Strategies: Programme and Abstract Book: Xllth EAAE Congress. 2008. Ghent, Belgium, Aug 26-29. Ghent, Belgium, 2008.

7. High Food Prices and Food Security — Threats and Opportunities // The State of Food Insecurity in the World. FAO, 2008.

8. Food and Agriculture Organization of the United Nations. FAO publications: Rome, Italy, 2008.

9. World Bank. 2007. World Development Report 2008: Agriculture for Development. Washington, DC.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'КЖЪ.Ъ4

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.