Научная статья на тему 'Теоретико-методологические проблемы инновационного развития агропродовольственного комплекса России'

Теоретико-методологические проблемы инновационного развития агропродовольственного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / AGRICULTURAL AND FOOD PROCESSING COMPLEX / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анфиногентова Анна Антоновна, Яковенко Наталия Анатольевна

Данная статья посвящена важнейшим результатам научных исследований Учреждения Российской академии наук Институт аграрных проблем РАН. Особенность исследований заключается в реализации межотраслевого и междисциплинарного подходов к анализу и прогнозированию развития агропродовольственного комплекса. Обоснован инновационный вектор развития агропродовольственных систем, отражающий новые угрозы и вызовы в условиях глобализации экономики. Предложено методическое обоснование определения потенциала импортозамещения, которое предполагает расчеты чувствительности спроса на продукцию к импорту, рациональное соотношение экспорта и импорта, направленность динамики импорта. Разработаны концептуальные основы стратегического межотраслевого регулирования агропродовольственного комплекса России, направленные на укрепление продовольственной безопасности страны. Приоритетной задачей обеспечения продовольственной безопасности страны является формирование новой модели российского агропродовольственного комплекса, обладающей потенциалом динамичного устойчивого роста и инновационной восприимчивостью, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни населения, эффективности и конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анфиногентова Анна Антоновна, Яковенко Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper focuses on the most important results of scientific research made by the Institution of the Russian Academy of Sciences Institute of Agrarian Problems of RAS. The feature of this research is to implement cross-sectoral and interdisciplinary approaches to the analysis and projection of agricultural and food industry development. The conceptual framework for strategic cross-sectoral management of the Russian agricultural and food processing sector was elaborated; it is aimed at strengthening food security. The priority of ensuring food security is to develop a new model of the Russian agricultural complex which has potential for sustainable dynamic growth and innovation receptivity that allows solving problems of raising living standards, efficiency and competitiveness.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические проблемы инновационного развития агропродовольственного комплекса России»

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

УДк 338.432 (1)

А. А. Анфиногентова, Н. А. Яковенко

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Данная статья посвящена важнейшим результатам научных исследований Учреждения Российской академии наук Институт аграрных проблем РАН. Особенность исследований заключается в реализации межотраслевого и междисциплинарного подходов к анализу и прогнозированию развития агропродоволъственного комплекса. Обоснован инновационный вектор развития агро-продоволъственных систем, отражающий новые угрозы и вызовы в условиях глобализации экономики. Предложено методическое обоснование определения потенциала импортозамещения, которое предполагает расчеты чувствительности спроса на продукцию к импорту, рациональное соотношение экспорта и импорта, направленность динамики импорта. Разработаны концептуальные основы стратегического межотраслевого регулирования агропродоволъственного комплекса России, направленные на укрепление продовольственной безопасности страны. Приоритетной задачей обеспечения продовольственной безопасности страны является формирование новой модели российского агропродоволъственного комплекса, обладающей потенциалом динамичного устойчивого роста и инновационной восприимчивостью, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни населения, эффективности и конкурентоспособности.

Ключевые слова: агропродовольственный комплекс, продовольственная безопасность

Необходимость разработки и реализации инновационной агропродовольственной политики в России обусловлена обострением проблем глобальной продовольственной безопасности, для решения которых необходимы кардинальные изменения в управлении агропродовольствен-ным комплексом. Основными направлениями обоснования таких изменений являются выявление условий и факторов устойчивого развития агропродовольственного комплекса, внедрение ресурсосберегающих технологий, рост потребления основных продуктов питания за счет внутреннего производства, совершенствование системы государственной поддержки товаропроизводителей, развитие агрострахования, улучшение налогообложения и кредитования в агропродовольственном комплексе и другие меры.

Учреждение Российской академии наук Институт аграрных проблем РАН (ИАгП РАН) отмечает в текущем году 30-летие со дня его

основания. В научном коллективе за годы его функционирования сложились и развиваются научная школа социологических исследований, основы которой были заложены первым директором ИАгП РАН д. и. н., профессором, заслуженным деятелем науки В. Б. Островским, и школа управления межотраслевыми взаимодействиями в агропродовольственных системах. Цель настоящей статьи — обобщение творческих усилий коллектива ИАгП РАН по развитию этих направлений, усилению междисциплинарного характера научных разработок, обоснованию инновационного вектора творческих поисков ученых, отражающего новые угрозы и вызовы в условиях глобализации экономики. Надеемся, что эта статья будет способствовать консолидации научных коллективов, исследующих проблемы глобальной продовольственной безопасности.

Учеными Института разработана концепция обеспечения продовольственной безопасности

88 МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ

Рис. 1. Агропромышленный комплекс в системе межотраслевых комплексов экономики России

Доля валовой добавленной стоимости в валовом выпуске товаров и услуг

(в процентах)

I

59,2

50,3

39,6

39,3

49,3

59,1

60,4

Межотраслевые комплексы взаимосвязанных отраслей

Топливно-энергетический комплекс

Комплекс отраслей металлургии и машиностроения

Комплекс отраслей, производящих предметы труда

Инвестиционный комплекс

Комплекс отраслей производственных услуг

Комплекс отраслей непроизводственных услуг

Доля конечного продукта в общем объеме использованных товаров и услуг отечественного производства

(в процентах)

ь- -и

62,2

24,9

38,9

25,1

66,6

39,8

82,9

населения и продовольственной независимости страны, ориентированная на полноценное использование ресурсного потенциала, что позволит устойчиво обеспечивать население страны основными видами качественных продуктов питания отечественного производства [9]. Определены критерии и пороговые значения продовольственной безопасности страны в соответствии со сценарием многоцелевого развития российского села. Обоснованы основные положения модернизации жизненного пространства сельского социума в парадигме доминирования социокультурных факторов изменений, подходы к расширению источников ресурсов социального и культурного развития поселенческих общностей, критерии эффективной социальной политики применительно к сельским социумам, дифференцированых по уровням благополучия.

В условиях финансово-экономической нестабильности, расширения перечня рисков, углубления противоречий в мировой экономике становится востребованным межотраслевой подход в определении структуры агропродовольс-твенного комплекса, природы межотраслевого обмена, формирования факторных доходов и

эффективного спроса, инвестиционного процесса в реальном секторе экономики (рис. 1). Метод исследований экономических процессов на основе межотраслевого анализа и механизма мультипликации позволяет оценить совокупные выгоды от государственных вложений. Учеными Института разработаны теоретические основы модернизации агропродовольственной политики в связи с переходом к инновационному типу развития. Новизна теоретико-методологического обоснования концепции инновационной агропродовольственной политики России состоит в переходе к межотраслевому управлению агропродовольственным комплексом и важнейшими подкомплексами в его составе, обеспечивающему согласование экономических интересов всех участников процесса производства продовольствия, рост конечной продукции и добавленной стоимости в агропродовольствен-ном комплексе, стабилизацию цен на внутреннем продовольственном рынке страны [1, 5, 18].

Исследование соответствия потребностей инновационного развития агропродовольствен-ного комплекса системам его регулирования содержит методическое обоснование определения

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 2. Экспорт

35,2 36'4

30,0

1

21,6

13,9 П

74 9'2 ■ П 9,1 9,3 10,< 8,8

шПП Г —

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 □ Экспорт ■ Импорт

и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в Российской Федерации

(млрд долл. США)

потенциала импортозамещения, которое предполагает расчеты чувствительности спроса на продукцию к импорту и рационального соотношения экспорта и импорта, направленности динамики импорта. Новая ситуация, складывающаяся на продовольственном рынке России, настоятельно требует усиленного внимания к решению задач, связанных с реализацией «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» с целью снижения продовольственной зависимости России от импорта, которая превышает пороговую величину продовольственной безопасности. Современный этап развития агропродовольственного комплекса России характеризуется ограниченностью внутренних ресурсов для производства продуктов питания и ростом импортных поставок продовольствия. В 2009 г. в страну было ввезено продовольствия и сельскохозяйственного сырья на 30,6 млрд долл., в то время как в 2000 г. — в четыре раза меньше (рис. 2).

Доля импорта по отношению к произведенной валовой продукции сельского хозяйства России составляла в 2009 г. около 30%. В соответствии с пороговыми значениями отрасль теряет инновационную и инвестиционную привлекательность, если доля импорта превышает 20% от объема производства валовой продукции отрасли. За 2000-2008 гг. импорт продовольственных товаров увеличился в 4,8 раза, превысив по объему их экспорт почти в 5 раз.

За эти годы в страну было ввезено продовольствия и сырья для его производства на 154,5 млрд долл., что значительно превышает объем государственной поддержки, предусмотренной «Государственной программой развития сельского хозяйства» и свидетельствует об угрозе потери продовольственной независимости страны. В ряде регионов России устойчивое продовольственное обеспечение населения сохраняется за счет производства в личных подсобных хозяйствах населения.

Научное обоснование эффективности государственной поддержки, мер либерализации таможенно-тарифной политики и протекционизма осуществляется с использованием критериев оценки этих мер. Большинство отраслей сельского хозяйства России, прежде всего животноводства, неконкурентоспособны на мировом продовольственном рынке. При ослаблении таможенной политики и отказе от квотирования (что предусматривают требования ВТО) неблагоприятный торговый баланс будет усиливаться. Поэтому так важны расчеты и обоснования совокупных мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, таких как мораторий на банкротство, предоставление налоговых каникул, отсрочки платежей по задолженности по бюджету и т. д., которые могли бы ослабить финансовую нагрузку в кризисный период. Цели регулирования агропродовольственного комплекса должны исходить из макроэкономической концепции регулируемого и социально ориентированного рыночного хозяйства, кото-

рое предполагает проведение государством активной структурно-промышленной и сильной социальной политики, применение им индикативного макроэкономического планирования и форм стратегического партнерства с крупным корпоративным бизнесом.

При исследовании форм и методов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей России нами изучается сформированная в Евросоюзе таможенно-тарифная защита, где уровень поддержки составляет 36 евроцентов на 1 евро произведенной продукции. На поддержку своих сельскохозяйственных товаропроизводителей только из централизованного бюджета ЕС тратится около 45 млрд евро в год. Кроме того, отдельные государства имеют свои бюджеты поддержки. Поэтому товаропроизводители могут ориентироваться не на либеральные внешние тарифы, а на действующие тарифы Европейского союза.

Теоретическое обоснование прогнозных изменений в формировании многоотраслевых интегрированных структур агропродовольствен-ного комплекса России в условиях глобализации включает разработку принципов, приоритетов и институтов согласования экономических интересов товаропроизводителей в продуктовых цепочках агропродовольственного комплекса на инновационной основе и приоритетов государственного регулирования процесса интеграции в агропродовольственном комплексе, обеспечивающего устойчивое развитие корпораций. Анализ соответствия системы налогообложения, финансовых и кредитных институтов, процедуры банкротства и слияний потребностям инновационного развития продовольственных корпораций положен в основу теоретико-методологического обоснования перспектив развития производственно-социальных комплексов в сельских регионах, разработки системы матричных моделей иерархии агропродовольственных корпораций для оценки межотраслевой сбалансированности при разных вариантах модернизации институциональной среды. Проектирование социально-экономического развития агропродовольственного комплекса в соответствии с межотраслевым подходом предполагает обоснование целевого вектора конечных результатов, оценки необходимых ресурсов и направлений модернизации институциональной среды комплекса, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Межотраслевой подход положен нами в основу стратегии долгосрочного развития агропродовольственного комплекса России, разработки методологии прогнозных исследований структуры продовольственного рынка, теоретического обоснования инновационно-технологического развития агропродовольственного комплекса в условиях глобализации.

Исследование межотраслевых структур путем модификаций симметричных таблиц «затраты — выпуск» направлено на оценку степени зависимости отраслей комплекса от факторов, наиболее значимых в прогнозируемом периоде, а именно, уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства, темпов инфляции, динамики кредитной ставки, инвестиций в основной капитал, изменения валютного курса, условий мировой торговли продовольствием, доли трансакционных издержек в общем объеме затрат. На основе выявленных зависимостей и содержательного анализа разрабатываются многовариантные прогнозы изменения валовой добавленной стоимости базовых отраслей агропродовольственного комплекса.

Использование межотраслевого баланса, разработанного по комплексам взаимосвязанных отраслей на базе информации симметричных таблицы «затраты — выпуск», позволяет оценить интенсивность межкомплексных взаимодействий и получить уникальную информацию о прямых, косвенных и полных затратах ресурсов. Одним из важных преимуществ такого подхода к исследованию межотраслевых взаимодействий является возможность оценить достоверность информации, вытекающей из преимуществ балансового метода ее обработки. Инструментарий межотраслевого баланса позволяет объективно оценивать исходные данные путем их взаимного контроля, получать информацию о влиянии исследуемого комплекса на состояние глобальной экономики, что чрезвычайно важно в связи с угрозой потери продовольственной безопасности мира. Особое значение для структурного анализа имеет исследование процесса формирования полных затрат на единицу конечной продукции, научное обоснование их динамики относится к ключевым проблемам проектирования инновационного социально-экономического развития комплекса. Следует учитывать, что рост производства в агропродовольственном комплексе приводит к существенному мультипликативному эффекту в экономике

Таблица

Оценка мультипликативного эффекта роста сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности

Отрасль Соотношение коэффициентов полных и прямых затрат

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Сельское хозяйство 2,19 2,18 1,99 2,11 1,95 2,02 1,99 1,99

пищевая промышленность 2,05 2,01 2,16 2,05 2,06 2,14 2,11 2,14

в целом (табл.). Так, например, на основании коэффициентов прямых и полных затрат системы таблиц «затраты — выпуск» России за 2003 г. можно сказать, что рост продукции сельского хозяйства на 1000 руб. вызовет прирост химической и нефтехимической промышленности на 15,02 руб., а с учетом косвенных затрат — 39,43 руб., машин и оборудования соответственно на 28,24 и 65,92 руб. В среднем рост производства в сельском хозяйстве потребует увеличения выпуска продукции и предоставления услуг в других отраслях экономики в соотношении 1:2. В сложившихся условиях агропродовольственный комплекс России может стать одной из точек роста национальной экономики России.

Межотраслевой подход позволяет выявить и оценить устойчивые структурные характеристики, необходимые для построения модифицированных балансов, объединяющих матрицы производства и распределения продукции с

70,0 -,-

матрицами доходов и расходов населения, для согласования динамики платежеспособного спроса населения, объема и структуры конечного продукта комплекса [15].

Исследование тенденций, характерных для развития сферы потребления продовольствия на современном этапе направлено на преодоление продовольственной бедности. Потребление наиболее обеспеченной части населения достигло или превышает уровень рациональных норм потребления. Потребление наименее обеспеченной части населения по ряду позиций отстает от уровня минимальной физиологической нормы, то есть характеризуется продовольственной бедностью. По мере роста среднедушевого потребления основных продуктов питания происходит снижение уровня дифференциации потребления продовольствия в силу ограниченности физиологических потребностей человека в питании. В экономически развитых странах, где расходы на

10,0

0,0 -I-,-,-,-,-,-,-,-,

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Г0Д

♦ Доля расходов на продукты питания в потребительских расходах группы с наименьшими среднедушевыми доходами

И Доля расходов на продукты питания в потребительских расходах группы с самыми высокими среднедушевыми доходами

Рис. 3. Динамика доли расходов на продукты питания в потребительских расходах (%)

покупку продуктов питания составляют 8-12% от общих расходов домохозяйств, практически все члены общества имеют возможность удовлетворять свои потребности в продуктах питания, поэтому дифференциация потребления продуктов питания невелика. Она обусловлена некоторыми ассортиментными различиями в рационе питания бедных и богатых, приобретением последними деликатесных продуктов, имеющих значительно более высокую цену. По мере роста доходов малообеспеченных слоев населения, растет спрос на продовольствие, он превышает предложение и тем самым способствует раскручиванию инфляционной спирали. Поскольку потребности населения страны в важнейших продуктах питания в настоящее время удовлетворяются не полностью, то спрос на них будет расти, и большая часть населения еще длительное время будет направлять основную часть прироста денежных доходов на покупку продовольственных товаров (рис. 3) [16].

Обоснование прогнозных параметров агро-продовольственного комплекса в соответствии с концепцией межотраслевого подхода осуществляется нами с использованием системы эконо-метрических моделей, построенных по данным симметричных таблиц «затраты — выпуск» системы национальных счетов и последующим согласованием полученных результатов в различных модификациях комбинированных межотраслевых балансов агропродовольственного комплекса, разработанных в Институте аграрных проблем РАН. Внедрение таких балансов в практику предполагается нами для углубленного обоснования прогрессивных структурных преобразований в агропродовольственном комплексе, развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности путем такого преобразования программных документов, которое позволяет исследовать межотраслевую структуру программ, обеспечивать согласование конечных результатов развития агропродовольственного комплекса и отраслевых показателей.

В настоящее время ИАгП РАН выполняет по заданию Президиума РАН и Отделения общественных наук РАН проекты прогнозирования социально-экономического развития агропродовольственного комплекса России и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Долгосрочное прогнозирование развития агропродовольственного комплекса базируется на определении вектора научно обоснованных пот-

ребностей населения в продовольствии, оценке возможностей и сроков их достижения. При этом принимается во внимание, что агропродовольс-твенный комплекс взаимодействует с природными системами, определяющими особенности его прогнозирования [19]. Долгосрочное прогнозирование рассматривается нами как основа для пролонгирования параметров государственной программы развития агропродовольственного комплекса России на следующее пятилетие. Исследуются также общемировые тенденции в развитии агропродовольственных систем и сельских территорий, оценивается изменение мировых потребностей в продовольствии. Долгосрочный прогноз агропродовольственного комплекса России предполагает достижение его сбалансированного развития в условиях изменяющейся конъюнктуры мирового продовольственного рынка и новых вызовов, связанных с ухудшением плодородия почв, изменениями климата, развитием биоэнергетики и другими. Прогнозные расчеты отражают глобальные тенденции, такие как высокие темпы прироста населения в мире и снижение среднедушевого производства продовольствия, ухудшение состояния природных ресурсов, увеличение числа бедных стран, нуждающихся в продовольственной помощи, рост мировых цен на продовольствие и другие.

Для обоснования долгосрочных прогнозов нами разработаны альтернативные сценарии развития агропродовольственного комплекса с применением методов межотраслевой аграрной экономики [8]. Сценарии обоснования потребностей населения России в долгосрочном периоде в мясе и молоке по рациональным параметрам потребления позволили определить сроки достижения этого уровня потребления при разных вариантах импортозамещения (рис. 4, 5). В основу прогнозных расчетов положены данные об изменении численности и структуры населения России в долгосрочном периоде [14]. Дальнейшее развитие научных исследований ИАгП РАН в этом направлении состоит в обосновании пороговых значений, характеризующих уровень продовольственной безопасности, прогнозе ее состояния в краткосрочном и долгосрочном периодах и обосновании первоочередных задач достижения продовольственной независимости страны [7].

Краткосрочный прогноз развития агропродовольственного комплекса основан на оценке

100 80 60 40 20

Сценарий А — инновационный

Рациональное потребление

Сценарий В — инерционный

Минимальное потребление

2008

2010

2015

2020

2025

2030

Рис. 4. Прогноз производства мяса в расчете на душу населения на 2010-2030 гг. для базовой динамики численности населения России при различных сценариях производства (в убойном весе, кг в год)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

400 360 320 280 240 200

Рациональное потребление

Сценарий А — инновационный

Сценарий В — инерционный

Минимальное потребление

2008

2010

2015

2020

2025

2030

Рис. 5. Прогноз производства молока в расчете на душу населения на 2010-2030 гг. для базовой динамики численности населения России при различных сценариях производства (кг в год)

предложения продовольствия, уровня цен на основные продукты питания и динамике доходов населения в ближайшей перспективе. Анализ изменения цен проводился нами с использованием разнообразных индикаторов, характеризующих устойчивость трендов и их смену, а также измеряющих скорость направленного движения цен. Методом расчета волн Элиота были определены прогнозные значения уровня потребительских цен на некоторые виды продовольствия на внутреннем рынке России. Эффективность применения такого подхода к прогнозированию цен подтверждена высоким уровнем достоверности краткосрочных прогнозов. Результаты работы свидетельствуют о том, что предлагаемый метод является надежным инструментом для прогноза платежеспособного спроса населения, предложения продовольствия и уровня цен на российском продовольственном рынке.

Реализация того или иного сценария определяется внутренними и внешними факторами и зависит от выбора национальных приоритетов. Ускоренное развитие российского агропродо-вольственного комплекса России позволит, как показывают сценарные расчеты, уже в обозримом будущем обеспечить продовольственную независимость страны при условии повышения эффективности управления комплексом на основе формирования единой агропродовольс-твенной политики.

Важнейшими направленями исследований являются прогнозирование развития зернопро-дуктового подкомплекса России, обоснование альтернативных сценариев формирования и использования ресурсного потенциала аграрного сектора России с учетом степени обеспечения земельными, трудовыми, материально-техническими ресурсами во взаимосвязи с возможностями производства животноводческой продукции, а также с учетом налаживания эффективных внешних связей. Сценарии отражают инерционный, оптимистический и экспортоори-ентированный варианты производства зерна в увязке с объемами производства животноводческой продукции и ресурсными возможностями самообеспечения.

Выявленные закономерности циклической динамики фактических значений урожайности позволяют прогнозировать тенденции климатических экстремумов, влияющих на уровень урожайности зерновых, и выполнять научное обоснование долгосрочных стратегий рационального использования ресурсного потенциала агропродовольственного комплекса (рис. 6) [13, 17].

Единая агропродовольственная политика России, ядром которой является межотраслевая система управления, предполагает модернизацию формирующих ее институтов, обеспечивающую устойчивое функционирование агропро-

ц/га общей посевной площади зерновых

число солнечных пятен

О - I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I ■ о

1953 1956 1959 1962 1965 1968 1971 1974 1977 1980 1983 1986 1989 1992 1995 1998 2001 2004 2007

И Урожайность зерновых культур в России > Урожайность зерновых культур в Саратовской области А Солнечная активность

Рис. 6. Циклическая динамика урожайности зерновых культур за 50 лет и циклы солнечной активности за 56 лет

довольственного комплекса и успешную реализацию прогнозных расчетов. Концепция единой агропродовольственной политики, предлагаемая нами, состоит в таком преобразовании действующих и конструировании новых институтов, которые обеспечат повышение эффективности государственной поддержки агропродовольствен-ного комплекса и гарантированные доходы сельских товаропроизводителей. Сравнительный анализ системы институтов России и стран ЕС свидетельствует о возможности использования опыта последних при формировании российской агропродовольственной политики. Единая агропродовольственная политика России создает условия для работы в условиях новых вызовов, таких как продовольственный кризис, изменение климата, дефицит водных ресурсов и других. Она включает систему поддержки, повышающую конкурентоспособность сельских товаропроизводителей, способствует эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения и их экологической защите, увеличивает доступность кредитов и успешное развитие лизинга. Эффективная система межотраслевого управления агропродовольственным комплексом по продовольственным цепочкам

включает систему взаимного контроля качества продовольствия по всем их звеньям [2].

Системная модернизация института государственной поддержки товаропроизводителей конечной продукции агропродовольствен-ного комплекса должна быть увязана с результатами деятельности товаропроизводителей. Необходимо введение системы госзаказов на основные виды конечной продукции комплекса, обеспечение государственных гарантий устойчивости доходов перерабатывающих предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Объявление Минсельхозом России интервенционных цен на некоторые виды сельхозпродукции является важным нововведением. Но оно не гарантирует сельскохозяйственным организациям устойчивых условий реализации их продукции, так как эти цены могут быть изменены в связи с изменением внутренних и внешних факторов. Более надежным инструментом обеспечения стабильности доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей являются гарантии государства по поддержанию определенного уровня рентабельности производства основных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Система государственной поддержки товаропроизводителей увязывается в концепции единой агропродовольственной политики с программами внедрения новых технологий, снижающих издержки производства, более активного использования услуг лизинга и т. д. Такой подход в сочетании с введением в действие общероссийского реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих государственную поддержку, представляется важным рычагом повышения ее эффективности. Чрезвычайно важное значение имеет адресная поддержка сельских товаропроизводителей, вовлекающих в оборот земли сельскохозяйственного назначения. Одним из видов такой поддержки может быть специальная премия в расчете на гектар за освоение новых сельскохозяйственных угодий. Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на мировом продовольственном рынке, позволяющее им устойчиво развиваться при любых изменениях его конъюнктуры, предполагает развитие институтов, стимулирующих прирост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Особое значение для агропродовольствен-ного комплекса имеет система управления рисками. Минсельхоз России предложил меры по усовершенствованию правил страхования, позволяющие повысить надежность страховых компаний. В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители осуществляют только страхование посевных площадей. В 2008 г. было застраховано 25% всей посевной площади страны. Единая агропродовольствен-ная политика России означает дальнейшее развитие системы страхования в направлении целевого управления рисками. Так, в странах ЕС используются схемы страхования от стихийных бедствий, создаются фонды по преодолению последствий заболеваний животных и растений. В условиях финансового кризиса особенно важно управление экономическими рисками, возникающими по причине неустойчивости рыночных цен. Поэтому в России необходимо формирование новых страховых схем, предусматривающих возмещение убытков такого рода путем непосредственной компенсации потерь. Исследование стратегических рисков при прогнозировании агропродовольственного комплекса выполнено в ИАгП РАН и ВИАПИ РАСХН в соответствии с программой Президиума РАН «Прогнозирование социально-эко-

номического развития России на период до 2030 года» [6].

Использование системы институтов по поддержанию устойчивого развития агропродовольственного комплекса в неблагоприятных регионах особенно необходимо для России, отличающейся большим региональным разнообразием. В нашей стране сложилась система выделения сумм государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям из федерального и региональных бюджетов на паритетных началах. Необходимо формирование целевого бюджета регионального развития агропродовольственного комплекса для использования его в условиях кризиса.

Разработка методологии и выполнение прогнозных исследований оценок межотраслевых соотношений цен в системе агропродовольственного комплекса России в условиях инновационного развития страны осуществляются для оценки диспаритета цен в этой системе. За 1991-2008 гг. цены на продукцию сельского хозяйства выросли в стране в 8 тыс. раз, в то время как цены на продукцию и услуги промышленности, потребляемые в сельском хозяйстве — в 46 тыс. раз. Нестабильность социально-экономической ситуации в агропродовольственном комплексе заставляет по-новому взглянуть на процесс формирования издержек и доходов на всех стадиях продуктовой цепочки. Важными факторами изменения структуры затрат являются технологические особенности применения материальных ресурсов, структурные факторы, уровень интенсификации производства, структура выпускаемой продукции, цены на сырье и ценовая динамика по отраслям агропродовольственного комплекса. Особенностью агропродовольственного комплекса является высокий уровень торгово-посреднических наценок, особенно в пищевой промышленности. Высокий для комплекса уровень торгово-посреднических наценок приводит к невозможности установления в нем пропорций обмена товаров, обеспечивающих в отраслях процессы нормального воспроизводства. Особенно остро это проявилось на рынке зерна. Исследование показало, что при сложившихся тенденциях развития доля сферы обращения в структуре розничной цены муки пшеничной высшего сорта вырастет с 32% в 2000 г. до 60% в 2012 г. При этом доля посреднического звена вырастет с 12,1% в 2000 г. до 28%. В условиях роста цен на продукты пи-

тыс. чел. 39000 -

37000 -

35000 -

33000 -

31000 -

29000 -

27000

2007 2012 2017

—•— Базовый —В— Пессимистический

2022 2027 2032 2037

— Умеренно оптимистический Годы

— Оптимистический

Рис. 7. Прогнозная динамика численности сельского населения РФ (тыс. чел.)

тания необходимо использование механизмов регулирования с применением фиксированных цен на социально значимые продукты питания и предельных торговых наценок в розничной торговле. Механизм государственной поддержки должен нацеливать товаропроизводителей на поиск резервов производства, на сокращение затрат и повышение результативности работы.

Устойчивое развитие агропродовольствен-ного комплекса и сельских территорий в целом зависит от демографической ситуации и состояния рынка труда. Научными сотрудниками ИАгП РАН обосновано демографическое развитие сельского социума на основе построения альтернативных прогнозных сценариев численности и структуры сельского населения, анализа модели многофункционального развития села, пространственной характеристики демографического развития сельских территорий и оценки влияния мер активной демографической политики (рис. 7, 8). Демографический прогноз и научное обоснование альтернативных сценариев демографического развития российского села разрабатываются в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах на период с 2011-2020 гг. и до 2037 г. Матрица сценариев построена в зависимости от внутренних закономерностей демографического развития, а также экономической и демографической по-

литики. Проведен сравнительный анализ стратегий демографического развития регионов России. Разработана методика среднесрочного прогнозирования численности и половозрастной структуры населения России и ее регионов в условиях неполноты социально-демографической статистики. Дано междисциплинарное обоснование направлений социально-экономической модернизации села, приоритетов активной социально-демографической политики и базовых ценностей сельского населения с использованием результатов социологических опросов. Разработаны прогнозы численности занятых в сельском хозяйстве с учетом динамики населения в трудоспособном возрасте, обоснованы направления стабилизации сельского рынка труда [3, 4].

На рис 7.: базовый сценарий — коэффициенты рождаемости и смертности стабилизируются на уровне 2007 г.; пессимистический сценарий — моделирует социальные последствия глобального финансового кризиса; умеренно оптимистический сценарий — целевые ориентиры, заложенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года; оптимистический сценарий — влияние мер активной демографической политики с выходом на европейский уровень по показателям рождаемости и смертности.

тыс. чел 24000

2007

2012

2017

2022

2027

2032 2037 Годы

-•- Базовый -е- Пессимистический

-а— Умеренно —♦— Оптимистический

оптимистический

Рис. 8. Прогнозная динамика численности сельского населения РФ трудоспособного возраста (тыс. чел.)

В соответствии с программой «Российское крестьянство в условиях экономической нестабильности» в ИАгП РАН в 2011 г. продолжается теоретико-прикладное социологическое исследование современного состояния сельского социума для оценки готовности различных слоев населения к инновационным изменениям, изучения реакции товаропроизводителей на те или иные меры государственной поддержки, прогноза влияния финансового кризиса на социально-демографическое поведение сельского населения. Цель социологического исследования, в котором принимает участие весь научный коллектив ИАгП РАН — обоснование антикризисных мер, касающихся наиболее уязвимых социальных групп населения, оценка степени готовности различных слоев сельского населения к инновационной деятельности, выявление ценностных ориентаций сельского социума. Результаты социологического исследования будут использованы для научного обоснования программы подготовки кадров нового типа, способных внедрять инновационные ресурсосберегающие технологии и активизировать предпринимательскую деятельность в агропродовольственном комплексе. Непременным условием решения этой задачи является улучшение трудоустройства выпускников аграрных вузов и закрепление молодых кадров в сельском хозяйстве.

Значительное место учеными Института в исследованиях уделяется теоретическому анализу земельной собственности и земельных отношений, определению тенденций изменения форм реализации земельной собственности, изменению структуры форм и объектов земельной собственности. Сформулированы концептуальные

положения программы коррекции земельной реформы в сельском хозяйстве. Подготовлены предложения по совершенствованию системы распоряжения земельными долями, снижению процесса дробления объектов земельных отношений (земельных полей, земельных участков, частей земельных участков), укрупнению земельных полей, улучшению их структуры, исключению возможностей банкротства сельскохозяйственных предприятий на основе недостаточного уровня землепользования, упрощению процедуры выделения земельных участков и наследования земли, других правовых механизмов земельного законодательства [11, 12].

Разрабатываются направления совершенствования экономического механизма рационального землепользования и охраны земли, а также экономико-экологические критерии, предназначенные для определения рациональной структуры природоохранных программ и достаточных объемов их финансирования.

В соответствии с поручением вице-президента РАН академика А. Д. Некипелова по запросу Счетной палаты Российской Федерации в ИАгП РАН подготовлены предложения по реализации Доктрины продовольственной безопасности России, включающие уточнения и дополнения показателей, характеризующих критерии и пороговые значения продовольственной безопасности страны, выполнен анализ их динамики за последние двадцать лет.

Научные результаты находят отражение в выпусках ежегодника «Региональные агросис-темы: экономика и социология», а также материалах ежегодной научной конференции и школы молодых ученых. Исследование технико-эконо-

мических аспектов информатизации агропродо-вольственного комплекса как фактора адаптации сельскохозяйственных производителей к рыночным преобразованиям относится к одному из ключевых направлений модернизации информационного обеспечения научных исследований и отмечено грантом президента РФ для молодых ученых [10].

Реализация единой агропродовольственной политики предполагает дальнейшую активизацию взаимодействия научных работников и

практиков, оценку пригодности результатов научно-исследовательских работ для ответов на новые вызовы в развитии агропродовольствен-ного комплекса. В решении этих задач трудно переоценить роль фондов поддержки отечественной науки, способствующих развитию междисциплинарных научных исследований, притоку в научно-исследовательские институты молодых талантливых ученых, укреплению международных творческих связей российских исследователей.

Список источников

1. Анфиногентова А. А. концептуальные положения стратегии долгосрочного социально-экономического развития российского агропродовольственного комплекса // Региональные агросистемы. Экономика и социология. Ежегодник. — 2007. — № 1. [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=642095.

2. Анфиногентова А. А. Модернизация Единой аграрной политики ЕС на основе эффективного взаимодействия науки и практики // Региональные агросистемы: экономика и социология. Ежегодник. — Саратов: ИАгп РАН, 2008. — №2. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=595477.

3. Блинова Т. В. Демографические процессы в контексте многофункционального развития села. // Региональные агросистемы. Экономика и социология. Ежегодник. — Саратов: иагп ран, 2007. — №1. [Электронный ресурс]. URL. http:// www.iagpran.ru/index.php.

4. Былина С. Г. Региональные особенности демографических процессов сельской России// Региональные агросистемы. Экономика и социология. Ежегодник. — Саратов: ИАгп РАН, 2007. — №1. [Электронный ресурс].- URL. http:// www.iagpran.ru/index.php.

5. Заливчева О. В. Межотраслевой подход к регулированию структуры агропродовольственного рынка // Региональные агросистемы. Экономика и социология. Ежегодник. — Саратов: ИАгп РАН, 2010. — №1. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=870569.

6. Исследование стратегических рисков при прогнозировании Апк России / Анфиногентова А. А., крылатых Э. Н., Блинова Т. В., коростелев В. Г. // Региональные агросистемы. Экономика и социология. Ежегодник. — Саратов: ИАгп РАН, 2011. [Электронный ресурс]. URL. http://www.iagpran.ru/index.php.

7. Кутенков Р. П. Новые подходы к прогнозированию потребления населением России мяса и мясопродуктов в условиях инфляции // Региональные агросистемы. Экономика и социология: Ежегодник. — Саратов: ИАгп РАН, 2009. — №1. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=601558.

8. Некипелов А. Д. Становление и функционирование экономических институтов. — М. : Экономиста, 2006. — 293 с.

9. Основные результаты фундаментальных и прикладных исследований по обеспечению продовольственной безопасности России, полученные в Учреждении Российской академии наук Институте аграрных проблем РАН (ИАгп РАН) / Авт. колл.: А. А. Анфиногентова (рук.), С. Н. Семенов, Р. п. кутенков [и др.]. // Региональные агросистемы. Экономика и социология: Ежегодник / Отв. ред. А. А. Анфиногентова. — Саратов: ИАгп РАН, 2010. [Электронный ресурс]. URL. http:// www.iagpran.ru.

10. Осовин М. Н. Роль современных информационных технологий в организационно-экономических процессах управления сельскохозяйственным производством// Региональные агросистемы: экономика и социология. Ежегодник. — Саратов: ИАгп РАН, 2010. — №1. [Электронный ресурс]. URL. http://www.iagpran.ru/index.php.

11. Пашков В. П. На путях классической экономической теории в исследовании земельной собственности // Региональные агросистемы. Экономика и социология. Ежегодник. — Саратов: ИАгп РАН, 2009. — №2. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=649355.

12. Пашков В. П. Структура основных общеисторических экономических отношений по поводу связи с производителя с землей // Региональные агросистемы. Экономика и социология. Ежегодник. — Саратов: ИАгп РАН, 2006. — №1. [Электронный ресурс]. URL. http://www.iagpran.ru/index.php.

13. Потапов А. П. природно-климатический фактор в прогнозах ресурсной обеспеченности аграрного производства // Закономерности развития региональных агропродовольственных систем: материалы Всероссийской школы молодых ученых. — Саратов: Изд-во ИАгп РАН, 2010. С. 31-34.

14. прогноз социально-экономического и научно-технологического развития агропродовольственного комплекса Российской Федерации с учетом мировых тенденций на период до 2030 года / Отв. ред. А. А. Анфиногентова. — Саратов: ИАгп РАН, 2008

15. Решетникова Е. Г. проблемы экономической политики в сфере потребления продовольствия // Региональные агросистемы. Экономика и социология: Ежегодник. — Саратов: ИАгп РАН, 2009. — №1. [Электронный ресурс]. URL: http:// elibrary.ru/contents.asp?issueid=601558.

16. Решетникова Е. Г. Условия и факторы обеспечения продовольственной безопасности// Региональные агросистемы. Экономика и социология. Ежегодник. — Саратов: ИАгп РАН, 2010. — №1. [Электронный ресурс]. URL: http:// elibrary.ru/contents.asp?issueid=870569.

17. Трубицын Ю. И., Потапов А. П. Ресурсный потенциал зернового хозяйства: состояние, тенденции и условия развития — Саратов: Изд-во ИАгп РАН, 2006. — С. 35-50.

18. Яковенко Н. А. Межотраслевой анализ моделей экономического роста агропродовольственного комплекса // Региональные агросистемы. Экономика и социология. Ежегодник. — Саратов: иагп ран, 2009. — №1. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=601558.

19. Hagedorn K. Particular requirements for institutional analysis in nature-related sectors // European Review of Agricultural Economics. — 2008. — Vol. 35. No 3, September. — P. 357.

Сведения об авторах

Анфиногентова Анна Антоновна (Саратов) — академик, доктор экономических наук, директор Учреждения Российской академии наук Института аграрных проблем РАН (410012, г. Саратов, ул. Московская, 94. Тел. 8-845-2-26-2426. apk@mail.saratov.ru)

Яковенко Наталия Анатольевна (Саратов) — доктор экономических наук, доцент, ученый секретарь Учреждения Российской академии наук Института аграрных проблем РАН (410012, г. Саратов, ул. Московская, 94. Тел. 8-845-2-26-2679 apk@mail.saratov.ru).

UDC 338.432 (1)

A. A. Anfinogentova, N. A. Yakovenko

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN AGRICULTURAL AND FOOD PROCESSING

COMPLEX

This paper focuses on the most important results of scientific research made by the Institution of the Russian Academy of Sciences Institute of Agrarian Problems of RAS. The feature of this research is to implement cross-sectoral and interdisciplinary approaches to the analysis and projection of agricultural and food industry development. The conceptual framework for strategic cross-sectoral management of the Russian agricultural andfood processing sector was elaborated; it is aimed at strengthening food security. The priority of ensuring food security is to develop a new model of the Russian agricultural complex which has potential for sustainable dynamic growth and innovation receptivity that allows solving problems of raising living standards, efficiency and competitiveness.

Keywords: agricultural and food processing complex, food security

The need to develop and implement innovative agricultural and food policy in Russia is due to the worsening of global food security problems whose solution requires fundamental changes in the management of the agro-food complex. The main directions of the current study are changes and identification of conditions and factors of sustainable agri-food complex development, introduction of resource-saving technologies, increase of consumption of domestic basic food products, improvement of public support of commodity producers, development of agricultural insurance, taxation and credit improvement in the agro-food complex and other measures.

Establishment of the Russian Academy of Sciences, Institute of Agrarian Problems of RAS (IAgP RAS) is celebrating the 30th anniversary

of its foundation this year. The scientific team during the years of its operation has formed and developed the School of Social Research, whose foundations were laid by the first Director of IAgP RAS, Honoured worker of science, Professor V. B. Ostrovski and the School of Management and Interdisciplinary Interactions in the Agro-food Systems. The purpose of this paper is generalization of the collective creative efforts made by IAgP RAS to develop these directions, to strengthen the interdisciplinary nature of scientific research, to justify the innovative vector of the scientists'' creative quests, to reflect new threats and challenges in a globalized economy. We hope that the publication of this paper will contribute to the consolidation of research teams that explore issues of global food security.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The share of gross value added in gross output of goods and services

(in %)

Interindustry complexes of interrelated industries

The share of the final product in the total amount of used domestically produced goods and services

(in%)

59,2

50,3

39,6

39,3

49,3

59,1

60,4

Agro-industrial complex

62,2

Fuel and energy complex

Complex of metallurgy and engineering industries

Complex of industries producing items of labour

Complex of investments

Complex of production services industries

Complex of non-production services industries

24,9

38,9

25,1

66,6

39,8

82,9

Fig.1. Agro-industrial complex in the system of inter-industry complexes of Russia's economy

The scientists of the Institute developed a concept of food security and food sovereignty of the country, focused on the full use of the resource potential, which will consistently provide the main types of quality food of domestic production to the population [9]. The criteria and thresholds of food security in accordance with the scenario of multidirectional development of the Russian countryside are defined. The main provisions of rural society living space modernization in the paradigm of so-ciocultural factors changes dominance, approaches to improving the renewable resources of social and cultural development of the settler communities, the criteria for an effective social policy for rural society and differentiation of well-being levels are substantiated.

In terms of financial and economic instability, expansion of the list of risks and deepening the contradictions in the world economy, a cross-sectoral approach in determining the structure of the agri-food complex, interdisciplinary nature of the exchange, the formation of income factors and effective demand, the investment process in the real economy is becoming popular (Fig. 1). The method of the economic processes studies is based on the input-output analysis and mechanism of anima-

tion which allows us to estimate the total benefits of public investments. The scientists of the Institute developed the theoretical basis for modernization of agricultural and food policy in the transition to the innovational type of development. The novelty of the theoretical and methodological basis of the innovative agri-food policy concept in Russia is going to cross-sectoral management of the agro-food complex and critical subcomplexes in its structure for coordinating the economic interests of all stakeholders in food production, the growth of final products and value added in the agri-food sector plus the stabilization of prices in the domestic food market of the country [1, 5, 18].

Investigation of compliance with requirements of the agri-food complex innovational development to the systems of its regulation contains a methodological justification of determining the potential for import substitution, which involves the calculation of sensitivity of demand for products to be imported and rational relation to export and import orientation of the dynamics of imports. The new situation evolving in the food market in Russia urgently requires increased attention to the problems associated with the implementation of the «State agricultural development Programme and the regulation

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 □ Exports ■ Imports

Fig. 2. Exports and Imports of food and agricultural raw materials in the Russian Federation (billions of USD)

of agricultural products, raw materials and food for 2008-2012» in order to reduce Russia's dependence on food imports, which exceeds the threshold of food security. The current stage of development of the agri-food industry of Russia is characterized by limited internal resources for food production and increasing imports of food. In 2009 the amount of imported food and agricultural raw materials was by 30.6 billion dollars, while in 2000 four times less (Fig. 2).

The share of imports relative to manufactured agricultural production in Russia in 2009 amounted to about 30%. In accordance with thresholds, the industry loses innovation and investment attractiveness, if the share of imports exceeds 20% of the volume of gross output in the sector. Between 2000 and 2008 food imports increased by 4.8 times and exceeded the volume of the exports nearly by 5 times. During these years, food and raw materials for its production were imported for over 154.5 billion USD, far exceeding the amount of state support under the «State Programme for the Development of Agriculture» and indicates the threat of loss of food independence of the country. In some regions of Russia, sustainable food supply for the population is maintained at the expense of production in private farms of the citizens.

Scientific substantiation for the effectiveness of government support measures of customs liberalization, tariff policy and protectionism is implemented by using the criteria of evaluation of these measures. Most of the agriculture sectors in Russia, first of all animal farming, are not competitive in the global food market. With the weakening of customs

policy and rejection of assignment of quotas (which includes the requirements of the WTO), an unfavorable balance of trade will increase. It is therefore important to do calculations and justification of aggregate measures of support of agricultural producers, such as a moratorium on bankruptcy, tax holidays, deferral of payments on the debt to the budget etc., which could weaken the finance load during the recession. The objectives of the agri-food complex regulation should be based on macro-economic concept of regulated and socially oriented market economy, which implies a state of active structural, industrial and strong social policy, its use of indicative macroeconomic planning and forms of strategic partnerships with large corporate business.

In the study of forms and methods of support for agricultural producers in Russia, we studied customs tariff protection formed in the EU, where the support level is at 36 eurocents per 1 euro of produced output. To support their agricultural producers only from the central EU budget, around 45 billion euros is spent per year. In addition, individual states have their own budgets of support. Therefore, producers may focus not on the liberal external tariffs but on tariffs applicable to the European Union.

The theoretical justification of projection changes in the formation of multi-integrated structures of agri-food industry of Russia in the context of globalization includes the development of principles, priorities and coordination of economic institutions in the interests of producers of food chains, agro-food complex on the basis of innovation and priorities of state regulation of the process of integration in the agrifood sector, ensuring sustainable

Table

Assessment of the multiplier effect of agricultural growth and food industry

Industry branch Correlation of total and direct costs coefficients

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Agriculture 2,19 2,18 1,99 2,11 1,95 2,02 1,99 1,99

Food industry 2,05 2,01 2,16 2,05 2,06 2,14 2,11 2,14

development of enterprises. Analysis of the compliance system of taxation, financial and credit institutions, bankruptcy and mergers needs innovative development of food corporations as a basis for theoretical and methodological study of development prospects of industrial and social facilities in rural areas, development of a hierarchy of matrix models of agri-food corporations to assess the inter-industry balanced by different versions of the institutional environment modernization. Designing socio-economic development of the agri-food complex in accordance with intersectoral approach involves a left-justification of the target vector outcomes, assessment of resources and direction of modernization of the institutional environment of the complex, ensuring the achievement of settled goals.

We put intersectoral approach as the basis of the long-term strategy for the development of agri-food industry of Russia, the development of predictive methodologies for studying the structure of the food market, the theoretical basis of innovation and technological development of the agri-food complex in the context of globalization.

Interdisciplinary study of symmetrical patterns by modifications of the «input — output» tables is aimed at assessing the degree of dependence of the complex branches of the factors which are most important in the projection period, namely the level of state support for agricultural production, inflation, dynamics of lending rates, investment into fixed assets, changes in the exchange course, conditions of world food trade, share of transaction costs in total costs. Based on the identified relationships and meaningful analysis, multivariate projections of changes are developed by the gross value added agri-food complex of basic industries.

The usage of inter-branch balance elaborated on the complexes of connected branches on the basis of the information from symmetric «input-output» tables, allows us to estimate the intensity of inter-complex interactions and unique information about the direct, indirect and total costs of resources. One of the important advantages of this approach to the study of inter-branch interactions is to assess the reliability of the information arising from the ben-

efits of the balance sheet method of processing. Input-output tools allow to objectively evaluate the original data by their mutual control, to obtain information on the impact of the test set on the global economy, which is extremely important to the threat of food insecurity in the world. Of particular importance for the structural analysis is the study of the formation of the total cost per unit of output, the scientific rationale for their dynamics among the key issues of designing an innovative development of the socio-economic complex. It should be noted that the growth of the agro-food complex leads to a significant multiplier effect in the economy as a whole (Table 1). For example, on the basis of coefficients of direct and total costs of the system tables «input — output» of Russia in 2003, we can conclude that the growth of agricultural output for 1 000 rubles will cause an increase in chemical and petrochemical industries to 15.02 rubles and taking into account the indirect costs — to 39.43 rubles; in machinery and equipment, respectively, to 28.24 and 65.92 rubles. The average growth in agricultural production will require increased production and delivery of services in other sectors in the ratio of 1:2. Under these circumstances, the agri-food complex of Russia may become one of the growth points of Russia's national economy.

Intersectoral approach allows us to identify and evaluate the stable structural characteristics necessary to build a modified balance sheet combining the matrix of production and distribution of products with the matrices of income and expenditure of the population, to match the dynamics of effective demand, the volume and structure of the final product of the complex [15].

A study of trends in the development areas of food consumption at the present stage is aimed at overcoming the food poverty line. Consumption of the most prosperous part of the population has reached or exceeds the level of rational consumption norms. The consumption of the least wealthy part of the population for a number of positions is below the level of the minimum of physiological norm that is characterized by food poverty. With the growth of per capita consumption of staple foods,

£ 40,0 У

II

a

10,0

0,0

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009 year

+ The share of grocery expenses in consumer expenditure groups with the lowest per capita incomes

— The share of grocery expenses in consumer expenditure groups with the highest per capita incomes

Fig. 3. Dynamics of food expenditure share in total consumer expenditure (%)

there is a decrease in food consumption level of differentiation due to the limited physiological needs for food. In economically developed countries, where spending on food constitutes 8-12% of total household expenditure, almost all members of society have the opportunity to meet their nutritional needs, so the differentiation of food consumption is low. It is due to some differences in the assortment diets of rich and poor, the acquisition of the latest gourmet products that have a much higher price. As incomes of the poor, the demand for food, it exceeds supply and thus gives extra energy to the movement of the inflationary spiral. Because the needs of the population in the major food currently are not fully satisfied, then the demand for them will grow and most of the population will send the bulk of growth in cash income to purchase food for a long time (Fig. 3) [16].

Justification of projection parameters of agri-food complex in accordance with the concept of an interdisciplinary approach is run by us with the use of econometric models constructed according to the data of symmetric «input-output» tables, a system of national accounts and the subsequent approval of the results obtained in different models of combined inter-branch balances of agri-food complex, were

developed in the Institute of Agrarian problems, RAS. The introduction of such balances into practice is assumed by us for an in-depth study of progressive structural changes in the agri-food sector, agriculture and food processing industry through this transformation, policy documents, which allows us to study the structure of inter-industry programs, to provide the final results of the agri-food sector development and final sectoral development indicators.

Currently IAgP RAS performs various estimation projects of socio-economic development of the agri-food industry of Russia and to ensure food security on the instructions of the Presidium of the Academy of Sciences and the Division of Social Sciences of the Academy of Sciences.

Long-term conceptual foresight of development of the agri-food complex is based on the definition of science-based vector of the population's needs for food, evaluating opportunities and deadlines for achieving them. This takes into account that the agri-food complex interacts with the natural systems that define the features of its conceptual foresight [19]. Long-term conceptual foresight is considered by us as the basis for the prolongation of the parameters of the state program of agricultural

100 80 60 40 20

Scenario A — innovational

Rational consumption

Scenario B — inertiaI

Minimal consumption

2008

2010

2015

2020

2025

2030

Fig. 4. Projection of meat production per capita in 2010-2030 for the basic dynamics of Russia's population dynamics under different scenarios of production (in carcass weight, kg per year)

400 360 320 280 240 200

Rational consumption

Scenario A — innovational

Scenario B — inertial

Minimal consumption

2008

2010

2015

2020

2025

2030

Fig. 5. Projection of milk production per capita in 2010-2030 for the basic dynamics of Russia's population dynamics under different scenarios of production (kg per year)

and food industry of Russia for the next five years. We also study global trends in the development of agri-food systems and rural areas, estimate changes in the world food demand. Long-term prognosis for the agri-food sector of Russia assumes its achievement of the balanced development in a changing conjuncture of the world food market and new challenges related to the deterioration of soil fertility, climate change, bioenergy and more. Projections reflect global trends, such as high population growth and decline of per capita food production in world, degradation of natural resources, increasing the number of poor countries in need of food aid, rising world prices for food and others.

In order to justify long-term projections, we have developed alternative scenarios for the agri-food complex development using various methods of interdisciplinary agrarian economy [8]. Scenarios to justify the needs of the Russian population in the long run in meat and milk consumption by rational parameters allowed us to determine the timeframe for achieving this level of consumption in various forms of import substitution (Fig. 4, 5). The basis of these predictive calculations is the data of change in the RUssian population size and structure in the long run [14]. Further development of research conducted by IAgP RAS in this direction is to establish threshold values that characterize the level of food security, its status in the prediction of short and long term priorities and

rationale for achieving food independence of the country [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Short-term projection of the agri-food complex development is based on an assessment of food supply, prices for basic food and income dynamics in the short term. Analysis of price changes was carried out by us using a variety of indicators characterizing the stability of the trends and shifts, as well as measuring the velocity of directional price movement. Using the method of calculating the Elliott wave patterns, projections of consumer prices for some types of food in the domestic market of Russia were determined. The effectiveness of this approach to estimating the price was confirmed by a high level of reliability of short-term projections. The results of the work suggest that the offered method is a safe tool for the prediction of financial reliability, consumer demand, food supply and level of prices in the Russian food market.

The implementation of each scenario is determined by internal and external factors and depends on the choice of national priorities. Accelerated development of Russian agricultural sector will, as shown by the scenario calculations, ensure food sovereignty of the country in the foreseeable future if a more effective control of the complex based on the formation of a unified agricultural and food policy is provided.

One major area of conducted researches is the prediction of grain-growing and grocery subcom-

quintals per hectare at the sown area of grain 25

Amount of sunspots 200

-- 180

0 i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i 0 1953 1956 1959 1962 1965 1968 1971 1974 1977 1980 1983 1986 1989 1992 1995 1998 2001 2004 2007

B Crops yield in the Russian Federation —Crops yield in Saratov region Solar activity

Fig. 6. Cyclic dynamics of grain crops production for 50 years and cycles of solar activity for 56 years

plex of Russia, the rationale for alternative scenarios for the formation and use of the resource potential of the agricultural sector to which extent Russia provides land, labour, material and technical resources management in relation to the potential of aminal farming production, as well as the establishment of effective external linkages. The scenarios reflect slow, optimistic and export-oriented versions of grain-growing and grain production of in relation to the volume of animal farming production and resource capabilities of self-sufficiency.

The revealed patterns of cyclic dynamics of the actual values of the crop yield can predict the trends of climatic extremes affecting the level of grain yield and provide scientific basis of long-term management strategies of the agri-food complex resource potential (Fig. 6) [13, 17].

Consolidated Russian agri-food policy, the core of which is cross-sectoral management system, involves modernization of shaping its institutions for sustainable agri-food sector development and functioning of the successful implementation of predictive calculations. We propose that the concept of a common agricultural and food policy consists in of transformation of existing and construction of new institutions that will increase the effectiveness of

public support for the agri-food sector, income and security of rural producers. A comparative analysis of institutions in Russia and the EU suggests the possible relevance of the latter in the formation of Russian agricultural and food policy. Consolidated Russian agri-food policy creates conditions for working in the face of new challenges, such as the food crisis, climate changes, water deficit and others. It includes a support system that improves the competitiveness of agricultural producers, promotes the efficient use of agricultural land and environmental protection, increases the availability of credits and the successful development of the lease. An effective system of cross-sectoral management of the agro-food complex in the food chain includes a system of mutual control of food quality on all their links [2].

Systemic modernization of the state support institute for finals products of agri-food manufacturers in the complex should be linked to the performance of producers. An introduction of a system of state orders for the main final product of the complex in necessary, as well as the state guarantees for the stability of income for processing manufacturers and agricultural producers. An Announcement made by the Russian Ministry of Agriculture of the interven-

tional prices for some agricultural products is an important innovation but it does not guarantee stable conditions for agricultural organizations to sell their products, because these prices are subject to change due to changes in internal and external factors. A more reliable tool to ensure the stability of incomes of agricultural producers is guaranteed by the state to maintain a certain level of profitability of the production of basic agricultural commodities and food.

The system of state support to producers is linked in the concept of a consolidated agricultural and food policy programs with new technologies that reduce production costs, offer greater use of leasing etc. This approach, combined with the introduction of the nationwide register of state-supported agricultural producers, is an important lever to enhance its effectiveness. It is extremely important to address support to agricultural producers involving a turnover of agricultural lands. A type of such support may be a special prize per hectare for the development of new agricultural lands. Improving the competitiveness of domestic producers in the world food market and enabling them to sustainably develop within any changes of conditions involves development of institutions that promote the growth of exports of goods with high value added.

Of particular importance to the agri-food complex is the risk management system. Ministry of Agriculture of Russia suggested improvements to the insurance regulations that increase the reliability of the insurance companies. At present, agricultural producers carry insurance only to farmland. In 2008, only 25% of the total sown area of the country was insured. Consolidated Russian agri-food policy means further development of the insurance system in the direction of the targeted risk management. Thus, the EU used the scheme of insurance against natural disasters; funds are to overcome the effects of diseases of animals and plants. In terms of the financial crisis, it is especially important to carry out the management of economic risks arising due to instability of market prices. Therefore, Russia needs formation of new insurance schemes that provide compensation for damages of this kind by means of direct compensation for the losses. The study of strategic risks in the agri-food complex was made in the IAgP RAS and All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics, Russian Academy of Agricultural Sciences in accordance with the Program of Presidium of RAS «Prediction of socio-economic development of Russia up to 2030» [6].

Usage of a system of institutions to support sustainable development of agri-food complex in the disadvantaged regions is particularly necessary for Russia, which shows a great regional diversity. In our country there was a system of allocation of state support amounts to rural producers from the federal and regional budgets on an equal footing. It is necessary to form a targeted budget for regional development of the agri-food complex for use in terms of crisis.

Development of methodology and predictive performance evaluation studies of interbranch relations in the prices of agri-food complex of Russia in terms of innovative development of the country are carried out to estimate the price disparity in the system. For 1991-2008, prices for agricultural products have grown in the country at 8 thousand times, while prices for industrial products and services consumed in agriculture — at 46 thousand times. The instability of the socio-economic situation in the agro-food complex makes a new perspective on the process of cost and revenue at all stages of food chain. Important factors of changing the cost structure are technological features of material resources, structural factors, the level of intensification of production, structure of production, commodity prices and price dynamics in the agri-food industry complex. The peculiarity of the agri-food complex is a high level of trade and intermediary margins, especially in the food industry. High level of trade and intermediary margins set in this sphere leads to the impossibility of establishing the proportions of commodity exchange therein, providing a normal reproduction process in the industries. Particularly acute it is evident in the grain market. The study showed that the established trends of the proportion of the circulation in the structure of the retail price of premium wheat flour will increase from 32% in 2000 to 60% in 2012, when the proportion of intermediary managers will increase from 12.1% in 2000 to 28%. In the face of rising food prices, mechanisms to regulate the use of fixed prices for socially important food products and limit trade margins in the retail trade are required. The mechanism of state support should target producers on the search for production reserves, reduction of costs and improvement of performance.

Sustainable development of the agri-food sector and rural areas in general depends on the demographic and labour market conditions. Researchers at the IAgP RAS substantiated demographic development of rural society basing on the construction

thousand people 39000 --

37000 --

35000 --

33000 --

31000 --

29000 --

27000

2007 2012 2017 2022 2027 2032

A Moderately pessimistic ♦ Optimistic

Fig. 7. Projected dynamics of the rural population of Russia

2037 Years

of alternative projection scenarios of rural population size and structure, multi-model analysis of rural development, spatial characteristics of the demographic development in rural areas and assessment of the impact of the measures regarding active population policy (Fig. 7, 8). Demographic projection and scientific substantiation of alternative scenarios of demographic development of the Russian village are elaborated in the short, medium and long term perspectives for the period 2011-2020 and up to 2037. Matrix of scenarios is built according to the internal laws of the demographic development, as well as economic and demographic policies. A comparative analysis of the demographic development strategies of Russian regions was made. The technique of the medium-term projection of population and demographic structure of the population of Russia and its regions with incomplete socio-demo-graphic statistics was elaborated. An interdisciplinary study of social and economic modernization of the village, the priorities of the active social and demographic policy and the basic values of the rural population using results from surveys was made. Projections of employment in agriculture, taking into account the dynamics of working-age population, and measures to stabilize the rural labour market were justified [3, 4].

In Figure 7: baseline scenario — natality and mortality rates stabilize at the level of 2007; pes-

simistic scenario — simulates the social impact of the global financial crisis; moderately optimistic scenario — target landmarks that are inherent in the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020; optimistic scenario — the impact of measures of active demographic policy with reaching the European level of natality and mortality rates.

In accordance with the «Russian peasantry in terms of economic instability» in the IAgP RAS in 2011, theoretical and applied sociological studies of the current state of rural society are continued to assess the readiness of different population groups to innovative changes, studying the reaction of producers on those or other government support measures and projecting financial crisis on the socio-de-mographic behavior in rural areas. The purpose of the survey, which involved the entire research team of the IAgP RAS, is the justification of anti-crisis measures on the most vulnerable social groups, assessment of the readiness of various strata of rural population to innovational activities, identification of value orientations of rural society. The results of the survey will be used for scientific justification of the training program of a new type, capable of introducing innovative energy saving technologies and enhancing business activities in the agri-food sector. An indispensable condition for solving this problem is to improve the employability of graduates of ag-

thousand people 24000

23000

22000

21000

20000

19000

18000

17000

2007 2012

2017

2022

2027

2032 2037 Years

-•- Basic -e- Pessimistic

—a— Moderately -♦- Optimistic

pessimistic

Fig. 8. Projected dynamics of the ablebodied rural population of Russia

ricultural colleges and securing young people in agricultural sphere.

A significant place in the research conducted by the scientists of the Institute is given to the theoretical analysis of land ownership and land relations, determination of trends in the implementation of forms of land ownership, changes in the structure of objects and forms of land ownership. A conceptual correction program of land reform in agriculture is formulated. Proposals for improving the system of land disposal of shares, reducing the process of crushing the objects of land relations (land fields, land, part of land), consolidation of land fields and improval of their structure, denial of bankruptcy of agricultural enterprises on the basis of an insufficient level of land use, simplification of procedures for allocation of land and inheritance of land and other legal mechanisms of land legislation are suggested [11, 12].

Ways of improving the economic mechanism of land management and protection of land, as well as economic and environmental criteria for determining a rational structure for environmental programs and sufficient volumes of their financing are developed.

As authorized by the Vice-President of the Russian Academy of Sciences A. D. Nekipelov at the request of the Accounting Chamber of Russian Federation, the IAgP RAS prepared proposals for

the implementation of the Doctrine of food security in Russia, including specifications and additional indicators of the criteria and thresholds for food security and the analysis of their dynamics over the past twenty years.

Scientific results are reflected in the annual editions of «Regional agro-ecosystems: Economics and Sociology», as well as materials of Annual scientific conference of School of young scientists. The study of technical and economic aspects of agri-food complex informatization as a factor in adaptation of agricultural producers to market reforms is related to one of the key areas of modernization of informational support of scientific researches and supported with a grant for young scientists from the President of the Russian Federation 10.

The implementation of a consolidated agricultural and food policy requires further enhancement of interaction between researchers and practitioners, an assessment of usability of the results of scientific research for giving adequate answers to new challenges in the development of agri-food sector. While solving these problems, it is difficult to overestimate the role of the funds for supporting national science and promoting the development of interdisciplinary researches, an inflow of talented young scientists into the research institutes and strengthening creative links between Russian and international research fellows.

References

1. Anfinogentova A. A. (2007). Kontseptual'nye polozheniya strategii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya rossiyskogo agroprodovol'stvennogo kompleksa [Conceptual strategy for long-term socio-economic development of Russian agricultural complex]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Retrieved from: http://elibrary.ru/ contents.asp?issueid=642095

2. Anfinogentova A. A. (2008). Modernizatsiya Edinoy agrarnoy politiki ES na osnove effektivnogo vzaimodeystviya nauki i praktiki [Modernization of the consolidated EU Agricultural Policy on the basis of effective interaction between science and

practice]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (2). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://elibrary. ru/contents.asp?issueid=595477

3. Blinova T. V. (2007). Demograficheskie protsessy v kontekste mnogofunktsional'nogo razvitiya sela [Demographic processes in the context of multifunctional rural development]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://www.iagpran.ru/index.php

4. Bylina S. G. (2007). Regional'nye osobennosti demograficheskikh protsessov sel'skoy Rossii [Regional features of the demographic processes in rural Russia]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://www.iagpran.ru/index.php

5. Zalivcheva O. V. (2010). Mezhotraslevoy podkhod k regulirovaniyu struktury agroprodovol'stvennogo rynka [Cross-sectoral approach to the management of the agri-food market structure]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=870569

6. Anfinogentova A. A., Krylatykh E. N., Blinova T. V, Korostelev V. G. (2011). Issledovanie strategicheskikh riskov pri prognozirovanii APK Rossii [he study of strategic risks in conseptual foresight of the Russian agroindustrial complex]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://www.iagpran.ru/index.php

7. Kutenkov R. P. (2009). Novye podkhody k prognozirovaniyu potrebleniya naseleniem Rossii myasa i myasoproduktov v usloviyakh inflyatsii [New approaches to the prediction of meat and meat products consumption in Russia in terms of inflation]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://elibrary.ru/contents. asp?issueid=601558

8. Nekipelov A. D. (2006). Stanovlenie i funktsionirovanie ekonomicheskikh institutov [he establishment and functioning of economic institutions]. Moscow: Economist Publ.

9. Anfinogentova A. A., Semenov S. N., Kutenkov R. P. et. al. (2010). Osnovnye rezul'taty fundamental'nykh i prikladnykh issledovaniy po obespecheniyu prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii, poluchennye v Uchrezhdenii Rossiyskoy akademii nauk Institute agrarnykh problem RAN (IAgP RAN) [Main results of fundamental and applied researches on food security in Russia made by the Institution of the Russian Academy of Sciences Institute of Agrarian Problems of RAS (IAgP RAS)]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://www.iagpran.ru/

10. Osovin M. N. (2010). Rol' sovremennykh informatsionnykh tekhnologiy v organizatsionno-ekonomicheskikh protsessakh upravleniya sel'skokhozyaystvennym proizvodstvom [he role of modern information technologies in organizational and economic management of agricultural production processes]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://www.iagpran.ru/index.php

11. Pashkov V. P. (2009). Na putyakh klassicheskoy ekonomicheskoy teorii v issledovanii zemel'noy sobstvennosti [On the ways of classical economic theory in the study of land ownership]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (2). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=649355

12. Pashkov V. P. (2006). Struktura osnovnykh obshcheistoricheskikh ekonomicheskikh otnosheniy po povodu svyazi s proizvoditelya s zemley [Structure of major general historical economic relations regarding the relationship of the manufacturer to the ground]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://www. iagpran.ru/index.php

13. Potapov A. P. (2010). Prirodno-klimaticheskiy faktor v prognozakh resursnoy obespechennosti agrarnogo proizvodstva [Nature and climatic factors in the conseptual foresight of resource availability of agricultural production]. Zakonomernosti razvitiya regional'nykh agroprodovol'stvennykh sistem: materialy Vserossiyskoy shkoly molodykh uchenykh [Patterns of development of regional agri-food systems: Proceedings of the All-Russian School of Young Scientists]. Saratov: IAgP RAS, 31-34.

14. Anfinogentova A. A. (Ed.) (2008). Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo i nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya agroprodovol'stvennogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii s uchetom mirovykh tendentsiy na period do 2030 goda [he prognosis of socio-economic and scientific-technological development of the agroindustrial complex of the Russian Federation in terms of global trends for the period up to 2030]. Saratov: IAgP RAS.

15. Reshetnikova E. G. (2009). Problemy ekonomicheskoy politiki v sfere potrebleniya prodovol'stviya []. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=601558

16. Reshetnikova E. G. (2010). Usloviya i faktory obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti []. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=870569

17. Trubitsyn Yu. I., Potapov A. P. (2006). Resursnyy potentsial zernovogo khozyaystva: sostoyanie, tendentsii i usloviya razvitiya [he resource potential of grain production: status, trends and conditions for the development]. Saratov: IAgP RAS, 35-50.

18. Yakovenko N. A. (2009). Mezhotraslevoy analiz modeley ekonomicheskogo rosta agroprodovol'stvennogo kompleksa [Interindustry analysis of models of economic growth in the agri-food complex]. Regional agrisystems: Economy and sociology. Annual edition (1). Saratov: IAgP RAS. Retrieved from: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=601558

19. Hagedorn K. (2008). Particular requirements for institutional analysis in nature-related sectors. European Review of Agricultural Economics (Vol. 35, 3, September), 357.

Information about the authors

Anfinogentova Anna Antonovna (Saratov) — Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Director of the Institution of the Russian Academy of Sciences Institute of Agrarian Problems (410012, Saratov, Moskovskaya St. 94; tel.: +7 (8452) 26-24-26; e-mail: apk@mail.saratov.ru).

Yakovenko Nataliya Anatol'evna (Saratov) — Doctor of Economics, Associate Professor, academic secretary of the Institution of the Russian Academy of Sciences Institute of Agrarian Problems (410012, Saratov, Moskovskaya St. 94; tel.: +7 (8452) 26-24-26; e-mail: apk@mail.saratov.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.