\ ИННОВАЦИИ \
Вертолетная страна
27 июля президент России Дмитрий Медведев посетил Центр промышленного дизайна и инноваций «АСТРАРОССА» в Национальном исследовательском университете МИСиС. Он высоко оценил один из проектов АСТРАРОССЫ — вертомобиль.
Визит президента был для нас неожиданностью. Дмитрий Медведев познакомился с некоторыми нашими проектами. Ни один из них он не счел футуристическим или несбыточным. Но более всего его заинтересовал проект так называемого вертомобиля.
Россия — огромная страна, люди трудятся повсюду, в том числе и там, куда не всегда можно доехать на автомобиле. Легкий вертолет, простой в управлении, мог бы решить многие проблемы. Быстро доставить врача в отдаленную деревню, особенно в тех случаях, когда счет времени идет на минуты, помочь инженеру-нефтянику добраться до буровой, если там случилась авария... Да мало ли где еще может понадобиться такое транспортное средство. Причем все технологии, необходимые для создания гражданского вертомобиля, в стране есть. В первую очередь, у нас есть ОАО «Камов» — лидер в создании машин с соосным (на одной оси) расположением винтов. Управление обычным вертолетом с разнесенными винта-
Сергей ХАПРОВ,
генеральный директор Центра промышленного дизайна и инноваций «АСТРАРОССА»
ми — дело очень сложное, это работа для профессионалов. А вести соосную машину почти так же легко, как и автомобиль, этому может выучиться любой человек. Очевидно, что ОАО «Камов», с которым мы уже давно сотрудничаем, может стать нашим стратегическим партнером в этом проекте.
Двигатель нового летательного аппарата — автомобильный, вполне пригоден японский или корейский. Бензин или дизель — тоже автомобильные. Мы можем даже использовать технологии, которые сегодня применяются на крупных автосборочных предприятиях — ТагАЗе, «Соллерсе» или Автоторе. Собственно, единственное отличие вертомобиля от автомобиля в производстве — это навигационная система. Но эта проблема решается легко, потому что такие приборы используются в военной технике.
Вопрос: где строить предприятие по выпуску верто-мобилей? На наш взгляд — в Сибири. Таким образом мы решаем несколько логистических вопросов. Это удобно для организации поставок комплектующих из Кореи или Японии. Здесь есть и металлургические предприятия, выпускающие алюминий. Здесь же, в Сибири и на Дальнем Востоке, мы найдем потребителей, которым крайне нужна новая машина. Сибирь обеспечит нам и выход на международные рынки, в первую очередь Казахстан, Монголию, Индию, Латинскую Америку и Китай.
Наконец, мы поможем решить и социальную проблему, обеспечив работой несколько тысяч человек. Мы уже обсуждали эти планы с представителями правительства Красноярского края, который мог бы стать базовым для нашего проекта.
Мы придаем большое значение логистическому обеспечению программы. Опыт компании «Сухой» при создании Sukhoi Superjet 100 показал, что логистика — по масштабу процесс, если и не равный конструированию, то близкий к нему. У «Сухого» более 30 крупных поставщиков комплектующих, и добиться, чтобы все детали и узлы приходили туда, куда надо, и тогда, когда необходимо, — для этого нужны компетентные кадры, глубоко знающие все бизнес-процессы. Поэтому «Гражданские самолеты Сухого», пожалуй, единственная ведущая российская компания, имеющая уникальный опыт в этой области.
Нам потребуется создать сеть сервисного обслуживания. В этом деле мы пока значительно отстаем от зарубежных авиапроизводителей. Наши конкуренты сейчас могут доставить необходимые запчасти в любую точку мира
68 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (102) 2010
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
за 24 часа. Ведь вертолет покупают для того, чтобы он летал, а не простаивал на площадке. А у нас доставка запчастей сейчас может занимать 3-5 месяцев, потому что они относятся к продукции двойного назначения и требуют большого количества согласований. Если мы выпускаем чисто гражданский вертолет, проблема снимается.
Но и здесь, как и с логистикой, тоже потребуются люди с совершенно новыми компетенциями. Сервисное обслуживание авиационной техники — это необычный
для современной России бизнес-процесс, и для него нам придется специально готовить кадры.
Дмитрий Медведев спросил, сколько стоит проект. Мы ему ответили, что речь о государственных деньгах не идет. Зачем же нам просить средства у государства, когда дело очень выгодно частному инвестору? Для реализации этого проекта деньги нужны небольшие — 250-300 млн. евро. Половину может вложить правительство региона, другую — частные инвесторы. Срок реализации проекта — 3-5 лет, причем затраты будут нарастать постепенно.
Однако есть одна проблема — это строгость наших авиационных правил, по которым пилотам малой авиации надо за две недели запрашивать у авиадиспетчеров разрешение на вылет. У меня, как человека, в свое время работавшего в администрации президента, есть решение и этой проблемы. Надо сделать 500 образцов, раздать людям, в том числе детям тех, кто принимает решения, и через неделю все ограничения будут сняты. Спрос на полезный продукт ничем удержать невозможно.
Недавно по телевизору показывали сюжет о деревенском жителе, бывшем летчике малой авиации, который незаконно, с точки зрения чиновников, летал на «кукурузнике». Каким образом у него оказался летательный аппарат — сейчас неважно. Главное, что этот человек сказал: «Если надо доставить в больницу ребенка или роженицу — я возьму и повезу. А если меня арестуют, люди меня отстоят». В конце концов строители первых аэропланов, братья Райт, ни у кого не спрашивали разрешения на полеты — они сами строили летательные аппараты и поднимались на них в воздух. Людям нужен вертомобиль, они станут его покупать и будут летать. А чтобы покупали, надо создать сеть продаж и обеспечить людей средствами. Как создаются кредитные линии для приобретения автомобилей, так должны быть кредиты для покупки вертолетов.
Президент Дмитрий Медведев заметил, что чиновники могли бы назвать нам десятки причин, почему этот проект нельзя осуществить, но, по его мнению, Россия — самая вертолетная страна в мире, и наша идея — очень светлая. Для нас в АСТРАРОССЕ не может быть лучшего подтверждения правильности выбранного пути.
Президент Дмитрий Медведев и ректор НИУ МИСиС Дмитрий Ливанов в АСТРАРОССЕ.
«УАСТРАРОССЫ
светлая идея», — считает президент Дмитрий Медведев.
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (102) 2010 69