Научная статья на тему 'Индустрия 4. 0'

Индустрия 4. 0 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
622
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индустрия 4. 0»

Владимир ПИРОЖКОВ,

президент Центра промышленного дизайна и инноваций «АстраРосса Дизайн»

Индустрия 4.0

Создание действующих прототипов изделий высокой сложности — ключевая задача новой экономики.

В марте 2013 года в немецком Ганновере проходила Технологическая выставка. К стенду «АстраРосса Дизайн» подошли Владимир Путин и Ангела Меркель. Они внимательно слушали президента центра Владимира Пирожко-ва, познакомившего их с представленными проектами. Владимир Путин заинтересовался: «Мы вас поддержим. Вот со мной министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, переговорите с ним». Ангела Меркель чуть задержалась у стенда и спросила: «Ваши проекты имеют отношение к Индустрии 4.0?» — «Да, об этом и речь», — ответил г-н Пирожков. Она сказала: «Вы молодец!»

— Владимир, в чем суть Индустрии 4.0?

— Это новый этап промышленной революции. Сегодня массовый продукт создается на фабриках серийного производства. Все покупают одинаковые товары, с небольшими отличиями по цвету или размеру. Но можно эту систему изменить. Есть крупнейший в мире банк развития HSBC, представленный во всех точках мира,

«Собрать людей, владеющих технологиями, сформулировать и правильно поставить перед ними задачу — дело энтузиастов-интеграторов».-

Александр ТРУШИН

где развиваются новые технологии инвестиций. Один из лозунгов этого банка таков: «Новый продукт не будет перевезен на транспорте, а будет передан с помощью информационных сетей».

— Каким образом?

— Например, есть айфон, которым пользуется весь мир. И есть его цифровой файл. Вы хотите получить айфон необычный, не похожий на другие. Приходите в салон, где продаются айфоны, и говорите: хочу не плоский и черный, а красный в форме шара. Вам отвечают: можем также предложить вам в форме олимпийского мишки или туфли с каблуком. Вы делаете заказ, его отсылают в какой-нибудь центр, где разработчики создают специально для вас файл айфона. Потом его по Интернету пересылают в ваш салон, там на 3D-принтерах его печатают, и на следующий день вы получаете желанный гаджет. Задача лишь в том, чтобы в салоне было нужное количество принтеров и подходящие материалы.

— То есть продукт производится с учетом потребностей конкретного клиента?

— Да. Не потребуется выпускать два миллиона «жигулей», которые стоят на складе, если спрос на них падает, и не будет кризисов перепроизводства. А вы можете иметь все, что захотите. «Мерседес», яхту, самолет, космический корабль, которые сделают по вашему заказу. Принтер по алюминию, принтер по пластику, принтер по чипам, принтер по проводам, лазер для спекания титана и место для финальной сборки. Весь производственный процесс налажен на базе небольшой мастерской, в которой можно воспроизводить объекты любой сложности.

— Но кто-то же должен эти объекты сначала создать, испытать, потом заложить в цифру...

— Наш Центр дизайна и инноваций именно этим и занимается. Должен вам объяснить, как мы к этому пришли. Я 17 лет проработал дизайнером на Citroen и Toyota, совмещал две должности. Первая — руководитель дизайна интерьеров европейского филиала Toyota. А вторая — руководитель отдела Advanced Design. Я занимался разработкой футуристических концепций. А для этого надо знать, что будет в конкретной стране, на конкретной территории, как будут жить люди. Срок жизни автомобиля — 30 лет. Вы знаете, что будет через это время

в России? На Украине? Какой будет политический режим? Какая культура, вера? А может, там вообще будут жить мусульмане? Они любят зеленый и белый цвета. У них много детей, значит, нужен не спортивный автомобиль, а семейный.

Семь лет назад, тогда еще министр экономического развития РФ, Герман Греф пригласил меня в Россию именно для того, чтобы создать центр дизайна и инноваций. И вот сейчас мы подходим к реализации идеи, ради которой я вернулся в родную страну. Наш центр будет создавать первые объекты высокой сложности, которые могут и должны дальше пойти в производство. Они называются функциональными прототипами.

Это только самая простая часть задачи. Любой производитель, любой инвестор не хочет видеть просто «куклу». Они хотят получить работающий прототип. Например, вы создаете стрелковое оружие нового типа. Пусть не идеально, но он, прототип, должен стрелять. Дальше инженеры на предприятии доведут до нужного уровня, есть специальные отделы, которые этим занимаются.

Мы же всех предприятий не знаем, какая у них специфика, какие станки. Все предприятия разные, и разные задачи. Наша задача — сделать прототип продукта, который будет конкурентоспособен и желанен на мировом рынке. И не только военные разработки. Новые комплексные продукты для женщин, для мужчин, для детей. Все, что нужно для жизни.

Пилотируемый

транспортный

космический

корабль нового

поколения.

Разработка

«АстраРосса

Дизайн».

Владимир Пирожков представляет интерьер корабля.

— «Яндекс» показывает, что в Германии есть такие центры. А в россии?

— У нас есть пока зачатки этих центров. Например, в новосибирском Академгородке, в Санкт-Петербургском политехническом университете, в «Бауманке», в Южном федеральном университете в Ростове-на-Дону... Но эти центры пока разрознены, каждый занимается созданием отдельного продукта. Мы претендуем на создание головного центра, который мог бы объединить их в систему.

— А где будете брать кадры? — Наш центр «АстраРосса Дизайн» существует на базе Национального исследовательского технического университета МИСиС. Мы начали его создавать, когда ректором был еще Дмитрий Ливанов, сейчас министр образования. Одна из наших идей — прикладная магистратура. Суть в следующем. Мы отбираем студентов, окончивших бакалавриат в любом университете — МИФИ, «Бауманке», МГУ, СПбГПУ. Неважно, по какой специальности. Важно, чтобы у человека были академические знания, амбиции и главное — идеи. И еще важно, чтобы был собственный проект. Он придет в наш центр, чтобы этот проект реализовать. Пусть это будет шлем для управления квадрокоптерами (летательный аппарат с четырьмя несущими винтами), или робот, или спутник, или био-чип. Здесь будет научно-производственная база, где он сможет создать задуманное и учиться.

Мы будем привлекать в этот центр зарубежных преподавателей. Сейчас у нас есть договоренность об этом с Istituto Europeo di Design в Турине (Италия). Это ведущее учебное заведение, выпускающее дизайнеров-технологов для автомобильной промышленности. Ведем переговоры на эту тему с Massachusets Insitute of Technology MIT в Бо-

стоне (США). Наши магистры будут получать совместный российско-европейский диплом, вполне конкурентоспособный и на российском, и на глобальном рынке труда. Это важная составляющая привлекательности программы.

— А как решается вопрос с финансированием?

— Мы получили одобрение на создание такой прикладной магистратуры от премьер-министра, председателя правительства Дмитрия Медведева. Нас будут финансировать совместно Минпромторг и Минобрнау-ки. На магистратуру выделено 170 млн руб., на создание производственной базы (станки, принтеры и другое оборудование) — 650 млн. Сейчас приступаем к созданию опытного производства.

— Что, кроме фантазии, требуется людям, создающим прототип?

— Для начала самое главное — это целеполагание. Надо осознать, что мы делаем и зачем. Это то, в чем сегодня дефицит, причем глобальный. Если мы понимаем, что делаем и зачем, тогда мы это анализируем, вербализуем (формулируем мысль и высказываем словами. — Ред.) и визуализируем. Расскажу на примере 30-транспорта. Мы в России еще долго не сможем построить столько качественных дорог, чтобы можно было быстро добраться до каждого населенного пункта. У нас огромные расстояния. Вот цель: создать транспорт, который мог бы передвигаться не только в плоскости, как автомобиль, но и в пространстве. То есть аппарат, который мог бы вертикально подниматься в точке А, быстро передвигаться и приземляться в точке Б. Не на аэродроме, а в точке — в населенном пункте, у дома. При этом должен перевозить людей и какое-то количество груза. Добавим еще четвертое измерение — время, потому что без дорожных виражей от А до Б намного быстрее. Цена в идеале — не дороже автомобиля. Аппарат мог бы заправляться любым доступным топливом и не слишком много его тратить. А еще лучше — быть электрическим. Такое техническое задание.

Затем мы создаем цифровую модель этого аппарата. Привлекаем специалистов по двигателям, авиаконструкторов. Дальше создание действующей модели в масштабе

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

прямые инвестиции / № 4 (144) 2014

27

Разработанный центром «АстраРосса Дизайн» аппарат может взлетать и садиться, как вертолет, и летать, как самолет.

1:10 или 1:3, в зависимости от объемов дальнейших расчетов. Чем меньше прототип, тем он дешевле. Все сейчас стремятся создать заранее рассчитанный летающий аналог наименьшего размера для более эффективных инвестиций. То есть он должен уметь взлететь, пролететь какое-то расстояние и приземлиться, в режимах, близких к реальным, при пересчете на реальный размер. Разумеется, работа должна идти совместно с конструкторским бюро для следующего шага — создания действующей модели в масштабе 1:1. Дальше — дело за производственниками, маркетологами и инвесторами.

— А как определить, что именно нужно создавать?

— Нужно вспомнить или заново научиться планировать. С этим делом у нас в стране пока не просто обстоит. Мы умеем реагировать на сиюминутные проблемы, но не смотрим вперед. Не думаем, как будем жить через 20 лет, как будут жить наши дети. К 2050 году на земле будут проживать 9,5 млрд человек. И большинство будут жить в городах. Значит, надо для них строить дома. Не факт, что хватит для этого кирпичей и цемента. Есть два выхода. Либо с помощью войны искусственно сокращать население, либо создавать новые, более эффективные материалы. Возможно, саморастущие. Вот цель: создать универсальный саморастущий биокирпич для всего мира. Зачем? Чтобы строить города. Желательно, чтобы этот кирпич не проводил влагу, температуру, был экологичным, «дышал», перерабатывал углекислый газ в кислород, генерировал энергию и сам рос на специальных фабриках или в теплицах. Вот техническое задание для инженеров и биологов. Это самодостаточный проект.

Другая цель, с которой тоже неизбежно столкнется мир, и очень скоро, — это дефицит питьевой воды. 9,5 млрд человек всегда (!) хотят пить и есть. Причем 55% из них хотят быть и станут средним классом, по прогнозам к 2050 году. Значит, они смогут позволить себе элементарный гамбургер. Если сегодня каждый китаец пожелает гамбургер, посчитайте, сколько потребуется зарезать коров? Но сначала их надо вырастить. На каждую корову требуется около 200 т воды, с учетом полива пастбищ. Либо придется отказаться от гамбургеров, либо искать выход, территориальный или

технологический. В Юго-Восточной Азии текут великие реки, но пить воду из них нельзя. Загрязнены. Значит, надо создать фильтры, способные быстро и эффективно очищать воду. Я знаю, что такие фильтры есть, например в Швейцарии, но они дорогие и громоздкие. Нужно поставить задачу: с помощью нанотехнологий, к которым так много внимания, сделать их компактными, чтобы помещались в кармане. Чтобы человек мог попить из лужи и не стать козленком, как в известной русской сказке. И стоили чтобы 10 центов. Уверен, это возможно, при правильных целеполагании и постановке задачи.

Если мы сможем помочь напоить чистой водой население Индии и Китая из Ганга и Янцзы, значит, мы защитим наши южные и восточные границы от визита на нашу территорию коллег, которые срочно хотят пить. А на территории России сосредоточены 35% мировых запасов питьевой воды. Это колоссальный стратегический ресурс будущего.

— Люди, которые придумывают такие проекты, создают прототипы, — кто они? Ученые? Конструкторы?

— Нет. Ни Стив Джобс, ни Билл Гейтс не были учеными. Скорее, это энтузиасты-интеграторы. То есть люди, рождающие идеи, которые в будущем будут восприняты во всем мире. Ученые создают технологии. Но они могут остаться просто технологиями, не будут востребованы. Ученый, владеющий технологией, не всегда видит конечный продукт. Конечно, бывают исключения, есть ученые-интеграторы. Ученый знает, как передать сигнал из одной точки в другую. Это его знание, его know-how — «знаю как»! Но нужно разрозненные технологии соединить в одном продукте. Может, даже придумать не существовавшие ранее. Сформулировать и правильно поставить задачу создать их.

Собрать креативных людей, владеющих технологиями, в одну команду, увлечь их — это особая профессия. Сказать: ребята, делаем то, чего до сих пор не было. Например, телефон без кнопок. Как это без кнопок? А вот так: прикоснулся — и на экране изображение появилось. Я знаю, как это сделать, говорит ученый, есть такая технология. Знаешь — заходи, работаем вместе.

Твоя фамилия Глушко, и ты знаешь, как создать ракетный двигатель? Заходи. А ты, Бармин, знаешь, как построить космодром? Ты нам тоже нужен. Великий человек Сергей Королев был гениальным конструктором-интегратором. Он создал не просто космическую программу, он объединил идеи многих ученых, разработал стратегию освоения космоса, которая работает до сих пор. И еще много лет будет работать. По сути, создал целую отрасль! Таким же был Туполев. Такими были Форд, Эйнштейн, Эдисон, Шанель.

Если у страны будет сеть таких центров с четким стратегическим целеполаганием, где можно создавать абсолютно новый конечный продукт на базе передовых технологий, значит, у нее есть будущее. И у нее будет важный козырь в разговоре с другими странами. Ей будет что предложить миру. Она сможет равноправно претендовать на лидерство в мировом прогрессе. Уверен, сеть таких центров в совокупности с мощным производственным комплексом сможет стать доминантой в планах сильной России на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.