Секция «Менеджмент в наукоемких производствах»
лении персоналом необходимо учитывать, что ученые по типам мотивации подразделяются на несколько групп, что вносит определенные коррективы в систему управления. Необходимо также учитывать особенности и современных теорий мотивации, которые подразделяются на содержательные и процессуальные. Изменение мотивационных установок ученых и научно-технических работников, когда на первый план выходят материальные потребности в ущерб профессиональным, требует разработки различных форм и систем оплаты, должностных перемещений и карьерного роста для научно-технического персонала.
В настоящее время материальное стимулирование -это сдельная и повременная формы оплаты труда работников инновационной организации (как и других организаций). Они имеют свои разновидности. Применяется также контрактная система оплаты труда. В научно-технических организациях основной формой материального стимулирования является организация оплаты труда по штатно-окладной системе с соответствующими надбавками - доплатами и премированием. Штатно-окладная система основана на квалификационных справочниках должностей руководителей, научных сотрудников, инженерно-технических работников и схемах должностных окладов для различных категорий инновационных организаций исходя из новизны и сложности работы.
Наряду с материальным стимулированием, в научно-технических организациях важное место занимают и моральные стимулы. Особая роль моральных стимулов к труду инновационного персонала связана с его творческим характером, который делает труд привлекательным как процесс. Такую особенность необходимо использовать в управлении научным персоналом. Конкретных путей морального творческого стимулирования сотрудников научного подразделения (организации) достаточно много. Один из них - предоставление возможности работать над собственными идеями в плановом порядке, если они соответствуют профилю организации. Работники, разрабатывающие собственные или выдвинутые с их участием идеи,
отличаются более сильной внутренней мотивацией и высокой эффективностью труда [3, с. 104].
Разумному, здоровому воспитанию творческих потребностей способствует расширение инициативных работ как одного из моральных стимулов. Развитие самостоятельности на основе расширения инициативных проектов имеет большое значение для сотрудников с большим стажем работы и разносторонним профилем деятельности, добившихся определенного успеха и авторитета. В научно-технических организациях в обязательном порядке необходимо поддерживать для определенной группы сотрудников творческий стимул путем включения в план предлагаемых ими инициативных тем (проектов). Такой подход не имеет ничего общего с социально-психологическими концепциями нововведений, в основе которых лежит теория «маргинального» человека. Согласно этой теории выделяется определенная группа людей в качестве исключительных носителей нововведений и их деятельность рассматривается как отклонение от нормального поведения, общепринятого процесса выполнения инновационных работ.
Многообразное сотрудничество руководителя с научным коллективом, умение организовать процесс общения с подчиненными и учитывать их моральные качества, склонности и интересы, мотивы поведения, объективный подход при разрешении конфликтов, неформальные отношения в разумных пределах - это основа эффективного управления научным персоналом в инновационных организациях.
Библиографические ссылки
1. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Инфра-М. 2009.
2. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. СПб. : Питер. 2009.
3. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. Таганрог : ТРТУ. 2008.
© Лишутина О. А., Парамонова А. А., Кукарцев А. В., 2011
УДК 669.713.7
Е. И. Медведева, А. И. Шелякова Научный руководитель - С. Д. Лобанов Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, Ульяновск
НЕОБХОДИМОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА
Приводятся возможные концепции развития альтернативных видов авиационного транспорта. Авторы опираются на статистические данные, нормативные документы и тенденции в современных разработках, определяют последние результаты инновационной политики Российской Федерации.
На волне возрастающего интереса к альтернативным видам транспорта все более популярными становятся такие летательные аппараты, как вертомобили, дирижабли и электрические самолеты [1].
Европейская компания «PAL-V Europe BV» создала новый гибрид автомобиля и летательного аппарата. Новый вертомобиль «PAL-V ONE» (Personal Air
and Land Vehicle) представляет собой трехколесное транспортное средство со складывающемся винтом, подобно вертолетному. Мощность двигателя, питающегося биологическим топливом, позволяет «PAL-V ONE» подниматься на высоту до 1 500 м, а его максимальная скорость составляет 200 км/ч [2].
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ. Социально-экономические и гуманитарные науки
Результат инновационной политики России - вер-томобиль «Колибри». Его разработчики уверяют, что он не только решит проблему пробок в Москве и Петербурге, а также снимет вопрос региональных перевозок, но и обеспечит России твердые позиции на мировом рынке. По своей технической сути вертомобиль представляет собой вертикально взлетающий самолет с поворотным крылом и изменяемым вектором тяги винтов. Планируется, что аппарат сможет преодолевать до 2 тыс. км со скорость 450 км/ч. Столь высокие показатели будут обеспечивать два мощных авиационных дизельных двигателя RED V12 каждый мощностью по 500 л. с. Недавно этот двигатель испытывали в Германии на самолете Як-52, где он показал себя с очень хорошей стороны. Стоимость одного «Колибри» составит 100 тыс. евро [3].
Экономичные и экологичные дирижабли представляются все более привлекательными для использования в самых разных сферах - от военной до туристической, от перевозки грузов до тушения пожаров и посадки лесов, от наблюдения за местностью и обеспечения связи.
Особую актуальность приобретают дирижабли для России, с ее бездорожьем и неразвитой инфраструктурой. Особенно перспективным представляется использование дирижаблей для доставки грузов в труднодоступные районы. Это позволит избежать вырубки сотен гектаров леса и сэкономить огромные средства на прокладку дорог, например, к небольшим месторождениям.
Развитие технологий позволило использовать для заполнения дирижаблей не горючий водород, а инертный гелий. Благодаря этому их безопасность намного возросла. При этом для них не обязательно углеводородное топливо. Современные дирижабли могут быть оснащены электродвигателем или атомным двигателем, либо солнечными батареями.
В ближайшие 30 лет, по разным оценкам, миру потребуется от 500 до 5 тысяч дирижаблей [1].
Электрические самолеты - самолеты, использующие электромоторы и аккумуляторы вместо двигателей внутреннего сгорания и авиационного топлива. Преимущества электрических самолетов многочисленны и очевидны: 1) экологичны; 2) безопасны; 3) бесшумны; 4) дешевы в эксплуатации [4].
Наибольших успехов смогла добиться команда исследователей работающих над европейским проектом «Solar Impulse». Их опытный образец HB-SIA - пилотируемый самолет, приводимый в движение исключительно за счет энергии солнца - 22 сентября 2010 года совершил показательные полеты над Швейцарией. В этот день прототип с размахом крыла более 63 м и массой 1600 кг, пилотируемый Андрэ Боршбергом (André Borschberg), взлетев с военного аэродрома неподалеку от Payerne, успешно долетел, сначала до международного аэропорта Женевы, а затем и Цюриха. Благодаря чему «Solar Impulse HB - SIA» вошел в историю, как первый самолет, совершивший перелеты между этими городами, используя лишь энергию солнца.
Самые серьезные достижения были продемонстрированы летом 2010 года, когда прототип HB - SIA поднявшись с аэродрома Payerne утром 7 июля 2010 и вернулся назад, лишь утром следующего дня. Во время этого беспосадочного полета, тот же пилот André Borschberg, сумел установить сразу З мировых рекорда. Так были установлены рекорды для летательных аппаратов на солнечных батареях по дальности (новый рекорд - 8744 м), абсолютной высоте (92З5 м) и продолжительности полета (2б ч 10 мин 19 с). Стоит отметить, что описанные выше рекорды относятся к пилотируемым самолетам.
Уже сейчас идет строительство следующего прототипа самолета «Solar Impulse», который имеет швейцарский регистрационный код HB-SIB. Размах крыльев HB-SIB - 80 м. Оборудование салона, в том числе кислородное, будет обеспечивать полет на высоте 12 000 метров. Повышение удельной емкости аккумуляторов позволит за счет уменьшения их веса совершать полеты не в одиночку как сейчас, а с экипажем из двух человек. Кругосветный полет прототипа сейчас планируется на 201З г. Предполагается пять посадок для смены экипажа. Длительность беспосадочного полета ограничена только возможностями человека [5].
Сейчас опытные образцы солнечных модулей показывают коэффициент преобразования солнечного света в электроэнергию около З %, а в ближайшем будущем их эффективность может вырасти до 8 % с помощью таких технологий, как применение новых полимерных материалов и оптоволокна.
Кроме того, ожидается переход на новый уровень в производстве емких аккумуляторных батарей.
Возможно, уже в ближайшем будущем будут созданы не только экспериментальные, но и коммерческие вертомобили, дирижабли и самолеты, использующие энергию солнца [б].
Библиографические ссылки
1. «ЛокомоСкай» - Дирижабли и Аэростаты // Дирижабли - шаг в будущее. 16.04.10. URL: http:// www.locomosky.ru.
2. Вертомобиль PAL-V ONE обойдется в 100 тыс. евро // СПб драйв.ру - авто из рук в руки. 03.10.07. URL: http://www.spbdrive.ru.
3. Pilot TV. Вып. 23. 17.03.2011. URL: http://pilottv. aviationtoday.ru.
4. Low cost airlines - бюджетные авиакомпании // Электрические самолеты. 17.12.09. URL: http://www. lowcosts.ru.
5. Природа, экология. Проект «Solar Impulse» -авиация и энергия солнца. 22.09.10. URL: http://www. ecology.md.
6. Low cost airlines - бюджетные авиакомпании. Проект «Solar Impulse». 20.12.09. URL: http://www. lowcosts.ru.
© Медведева Е. И., Шелякова А. И., Лобанов С. Д., 2011