Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ'

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
136
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ / ЗАПРЕТЫ НА ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муштук Орест Захарович

Статья посвящена анализу внешних миграционных потоков и их влиянию на социально-экономическую ситуацию в России. Особое внимание обращается на новые законы и указы в этой области и различия в правовом регулировании этнонациональных групп. Рассмотрена практика запрета на профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE FIELD OF REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analysis of external migration flows and their impact on the socio-economic situation in the Russian Federation. Particular attention is drawn to new laws and decrees in this area and differentiation in the legal regulation of various ethno-national groups. The practice of «prohibition of professions» is also being investigated.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2023_1_56 УДК 325.2

Инновации в сфере регулирования миграционных процессов в России

Орест МУШТУК

Одной из наиболее значимых черт развития современного мира являются глобальные миграционные процессы. Примерно со второй половины ХХ в. в истории человечества, по существу, наступила новая эра - эра международной миграции. В условиях, когда под влиянием глобализации национальные хозяйства становятся всё более открытыми для перемещения товаров, капиталов, услуг, технологий и информации, международная миграция населения приобрела поистине глобальный характер. Она охватывает практически все страны и континенты, все социальные слои и группы общества. По словам президента России В.В. Путина, «колоссальные миграционные потоки - а есть все

основания полагать, что они будут усиливаться, - уже называют новым "великим переселением народов", способным изменить привычный уклад и облик целых континентов» [1].

Согласно одному из недавних опросов Gallup, проведённому в 156 странах, 14% взрослого населения Земли (старше 15 лет) заявили, что не прочь были бы эмигрировать. Это примерно 710 млн чел.

На первом месте в качестве наиболее желанной страны для иммиграции - США (21%), на втором - Германия (6%). Канада, Британия, Франция привлекают по 5% потенциальных мигрантов.

Далее с 2% идут Австралия, Саудовская Аравия, Испания, Швейцария и Италия.

Примерно 20 стран рассматривают две трети всех потенциальных мировых мигрантов.

МУШТУК Орест Захарович - кандидат исторических наук, профессор, Почётный работник высшей школы. E-mail: Mushtuk@mail.ru

Ключевые слова: миграционная политика, сферы занятости, запреты на профессии. 1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // URL: https://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_ national.html

Что касается России, то на неё претендует примерно 1% (не такие уж незначительные 7 млн чел.) [2].

В реальности число живущих в России мигрантов, прибывших в страну в поисках лучшей жизни, много больше и составило в 2019 г. (до пандемии) 12 млн чел. Однако некоторые эксперты в области миграционных процессов считают, что эта цифра занижена, ибо отражает количество только тех иностранцев, которые зарегистрировались официально. Общее же число въехавших было близко к 17 млн чел.

Такие же разрывы в цифрах характерны для Москвы: по данным Росстата и миграционных служб, число мигрантов в том же 2019 г. составляло 2,5 млн. Но реальный показатель выше как минимум вдвое -5 млн! [3] Это значит, что значительная часть потока мигрантов и сегодня, более 30 лет спустя с начала рыночных реформ, обитает в России на «птичьих правах» (нелегально или полулегально), принося с собой целый букет разного рода проблем, который порой перевешивает ту пользу, что они приносят отечественной экономике. Согласно алармистским прогнозам, если Российское государство не предпримет серьёзных шагов по упорядочению миграционных потоков и эта тенденция наводнения страны этнокультурными («иноверческими») мигрантами из Средней Азии сохранится, то к 2050 г. состав российского населения изменится

настолько радикально, что русские окажутся в меньшинстве [4].

Более предметно остроту миграционных процессов для национальной безопасности и будущего страны изложил зампред Совбеза России Д.А. Медведев, которому президент России поручил возглавить комиссию по вопросам совершенствования миграционной политики. Обобщая всё сказанное им по этому поводу на различных совещаниях с работниками федеральных и региональных властных структур, следует обратить внимание на сформулированную Медведевым динамику:

- за 2021 г. приток мигрантов в Россию вырос на треть и сейчас продолжает расти;

- в своей основной массе многие мигранты плохо владеют русским языком (а то и не владеют им вовсе), и это одна из причин, по которой эт-нонациональные мигрантские общины живут замкнуто и обособленно;

- численность самых крупных диаспор колеблется в диапазоне от 1 млн до 5 млн чел.;

- существует риск образования анклавов, маленьких государств в государстве, которые живут по собственным законам и по собственным понятиям и, самое главное, игнорируют наши законы и становятся зачастую рассадником экстремистских и террористических настроений и очагами преступности.

В ноябре 2021 г., анонсируя изменения в миграционной политике, Д.А. Медведев заявил: «Не-

2 Великое переселение: считать ли эмиграцию изменой // URL: https://news.mail.ru/ society/33981910/

3 http://rodina.news/migranty-vremya-ubivat-20042920032574.htm

4 Сахарова В.В. Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада // URL: https://culture.wikireading.ru/72525

мало иностранных граждан в нашей стране по-прежнему находятся с нарушением срока пребывания. Они выпадают из зоны контроля государственных структур, часто их втягивают свои же соотечественники в криминальный бизнес, они становятся объектами вербовки со стороны экстремистов и террористических организаций, участвуют в публичных массовых конфликтах. Особую опасность представляют так называемые организованные этнические группировки» [5].

Ещё одна острая проблема, акцентируемая зампредом Совета безопасности России, - административные (бюрократические) препоны-барьеры, которые вынуждают готовых соблюдать закон иностранных граждан уходить в теневой рынок работодателей и посредников. Медведев прямо увязал вопросы национальной безопасности с коррупцией и заинтересованностью некоторых представителей бизнеса в бесправной рабочей силе: «Есть серьёзные вопросы к качеству миграционного учёта и государственного контроля за ним. Прокурорские проверки нередко выявляют серьёзные нарушения в этой области. Людям не всегда доступны государственные услуги в сфере миграции, качественная медицинская помощь» [6].

Серьёзно угрожает дальнейшему развитию государства «чёрная экономика», которой занимаются субъекты организованной преступности. Благодатная почва для этого теневого сегмента подпитывается коррупцией в правоохранительных органах и местных администрациях, взаи-

мосвязью теневой экономики и преступными этническими группировками. При этом было бы ошибкой отрицать известную взаимосвязь теневой экономики и легального этнического предпринимательства, которое разрастается вместе с увеличением количества инонациональных мигрантов на территории страны. При этом этнический бизнес постепенно подминает под себя целые сферы экономической деятельности и вытесняет из них представителей коренного населения либо составляет последним серьёзную конкуренцию.

Несомненно, прав политический обозреватель «КП» С. Мардан, когда утверждает: «В России сколачиваются целые этнические отрасли, которые становятся закрытыми системами. Так же выстраиваются и этнические бизнес-корпорации. Для разных больших и малых "кавказских" бизнес-групп этнический фактор всегда был и остаётся ключевым в выборе партнёров и найме персонала. В США такие корпорации давно уже были бы завалены исками о дискриминации. Но в России пока всё по-другому. Российское государство ведёт с этими структурами дела, заключает многомиллиардные контракты и совершенно не смущается их подчёркнутым "национальным колоритом"» [7].

В рамках обсуждения миграционной политики среди различных ведомств и управленческих структур выявилось значительное расхождение позиций: одни считают, что число мигрантов на рынке труда в России избыточно и должно быть ограниченным, уменьшаясь с учё-

5 http://fergana.news/news/124038/

6 https://media-mug.ru/indicators/nedostatochnyj-uroven-cifrovizacii-neskoordinirovannost-vedomstv-aktuaUzacija-zakonodatelstva-takimi-dmitrij-medvedev-vidit-osnovnye-proЫemy-migracionnoj-politiki/

7 Муштук О.З. Дерусификация бизнеса в России // 0бозреватель-0bserver. 2020. № 7. С. 75.

том потребностей экономики. Другие, напротив, говорят, что внешняя трудовая миграция как воздух необходима для российской экономики во всё больших масштабах, что без мигрантов «как минимум загнётся строительство» - одна из немногих динамично развивающихся отраслей [8].

Такое различие в подходах отражает состояние неопределённости властей в вопросе о том, нужны России мигранты или нет. А если нужны, то какие, в каких объёмах и на каких законодательно установленных условиях.

В этой связи смотрится вполне логично и злободневно заявленная Д.А. Медведевым необходимость комплексной переработки миграционного законодательства, которое является «ключевым вопросом при осуществлении государственной миграционной политики». Настоятельно требуется его ужесточение, хотя «оно и раньше не отличалось либерализмом». Справедливо подчёркнуто: «Россия нуждается в рабочих руках, но это не означает, что она будет принимать кого угодно» [9].

Такая же оценка миграционного законодательства содержится в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., где говорится, что оно (миграционное законодательство) «не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демо-

графического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов» [10].

Формулируя основные требования к мигрантам, А. Коэн, старший эксперт Атлантического совета, директор Центра энергии, природных ресурсов и геополитики Института анализа глобальной безопасности, пишет, что, как и другие развитые страны, «Россия и США тоже стоят перед проблемой нелегальных мигрантов, беженцев от конфликтов и экономических переселенцев. Прежде всего решение состоит в максимальном выполнении закона. Только легальные мигранты и беженцы от войн и конфликтов имеют право пересечь границу и найти новый дом в стране, расходующей деньги своих налогоплательщиков на их приём.

Они обязаны учить язык, обычаи и культуру новой родины, включая новые нормы поведения. Родители должны сделать всё возможное, чтобы найти работу и дать себе и детям новую жизнь. Поток экономических мигрантов должен регулироваться согласно нуждам экономики принимающей страны.

Так работал "плавильный котёл" Америки - с прекрасными результатами. Альтернатива - бесконтрольная

8 https://fishki.net/video/4080133-vice-premyer-marat-husnullin-zajavil-chto-migranty-rossii-nuzhny.html

9 https://versia.ru/dmitrij-medvedev-vyskazalsya-za-uzhestochenie-migracionnogo-zakonodatelstva

10 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) // URL: https://legalacts.ru/doc/ kontseptsija-gosudarstvennoi-migratsionnoi-politiki-rossiiskoi-federatsii-na/

миграция - чревата политическим взрывом и экономическим коллапсом, а в перспективе - и необратимой социально-культурной трансформацией. А такой сценарий не нужен никому» [11].

Не нужен он и России. Нельзя не согласиться с А. Щербаковым, профессором кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС, который считает, что «позитивная миграционная политика если уж и должна обеспечивать приток мигрантов, то только высокой квалификации и совместимых по своей культуре с коренным населением России. Это в первую очередь соотечественники, которые находятся за рубежом». Но для этого надо пересмотреть законодательство, которое сейчас затрудняет им возможность получить российское гражданство по формальным бюрократическим причинам, тогда как «другие категории мигрантов его получают». Поэтому его надо максимально дебюрократизировать в пользу соотечественников и тех специалистов, которые являются полезными для нашей экономики [12].

Важной вехой на пути именно такого сугубо прагматичного решения миграционных проблем является утверждённый президентом Российской Федерации 6 марта 2020 г. перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной мигра-

ционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. по реформированию миграционных процессов и институтов гражданства [13].

Если попытаться выделить в этом достаточно объёмном документе наиболее важные и существенные поручения, то это прежде всего «информатизация сферы управления миграцией», предусматривающая «создание единой информационной платформы, которая содержит и обрабатывает информацию об иностранных гражданах и миграционных потоках». Требуется также «широкое внедрение современных цифровых технологий для анализа миграционной ситуации, организации предоставления государственных услуг и осуществления государственного контроля в миграционной сфере».

Сегодня в России успешно работает Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации, на котором, по состоянию на 31 декабря 2019 г., уже зарегистрированы 103 млн россиян. Что касается мигрантов, то они одни до сих пор (в рамках давней традиции) заполняют на почте уведомления о прибытии иностранного гражданина. Для ликвидации этого анахронизма требуется создать специальную систему учёта и специальные идентификационные карты для мигрантов «с носителем информации», т. е. с чипом, содержащим электронное изображение лица и отпечатки пальцев рук её владельца. Тогда тра-

11 Коэн А. Массовая миграция: уроки Европы // URL: https://inosmi.ru/ world/20150910/230189259.html

12 Эксперт объяснил, какая миграционная политика нужна России // URL: https://www. kp.ru/daily/27101/4175246/

13 Указ Президента Российской Федерации 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960

диционная миграционная практика - выдворение (депортация) мигранта за нарушение или даже за преступления и его возвращение вновь в Россию, но уже с новым паспортом, полученным (купленным) в родном селе (кишлаке, ауле) - больше работать не будет.

В разделе регламентаций, связанных с получением российского гражданства, предусмотрена известная либерализация для «своих»: в документе говорится, что ещё «не полностью устранены ситуации, когда люди, способные органично включиться в систему позитивных национальных связей и стать полноправными членами российского общества, сталкиваются с неоправданными сложностями». Поэтому необходимо «создание благоприятных условий переселения... лицам, владеющим русским языком и близким нам по ментальности и культуре». При этом «разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус, являющийся ступенью перед получением вида на жительство и предоставляемый в рамках выделяемых квот, исключается. Это связано с тем, что институт разрешения на временное проживание (РВП) в существующем виде фактически себя изжил»: во-первых, потому, что РВП активно торговали, а во-вторых, потому, что въехавший в Россию и получивший этот статус мигрант сразу же лишался мобильности. Если человек с РВП работает и живёт не там, где получил документ, его аннулируют. Аналогичным образом поступают, если обладатель РВП, имеющий право выехать на малую родину на 180 дней, задержался за границей хотя бы на один день.

Этими новациями власти ещё раз обозначили главный миграционный вектор - сбор «своих».

Основные требования для получения вида на жительство: «регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории Российской Федерации, соблюдение законодательства Российской Федерации, отсутствие опасных заболеваний и, как правило, знание русского языка».

Срок действия вида на жительство не ограничивается. Иностранный гражданин вправе в любое время отказаться от вида на жительство и получить иной статус для законного нахождения на территории Российской Федерации.

Предлагается установить три вида порядка приёма в гражданство Российской Федерации: общий, упрощённый и особый.

1. Общий порядок представляет собой приём в гражданство на общих условиях и применяется по умолчанию ко всем иностранным гражданам и лицам без гражданства, не имеющим оснований быть принятыми в рамках упрощённого или особого порядка. Решения принимают МВД России и его территориальные органы.

2. Упрощённый - применяется к лицам, в отношении которых снимаются некоторые требования, предусмотренные для общего порядка, в силу происхождения этих лиц из стран, близких нам в социокультурном отношении, наличия позитивных социальных связей с Россией, уязвимого положения и др. Решения также принимают МВД России и его территориальные органы, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Рос-

сийской Федерации, находящиеся за пределами страны.

3. Особый порядок будет охватывать отдельные категории лиц, решение по которым требует оценки неочевидных фактов и в связи с этим комиссионного рассмотрения, особых процедур и высокого уровня принятия решения. Здесь решение принимает президент Российской Федерации. Материалы, проекты решений готовятся Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Самое важное в вопросе о предоставлении гражданства - это «уязвимое положение». Дело в том, что в России до сих пор не работает механизм признания человека «политическим беженцем». Именно по этой причине в стране несколько лет шла череда скандалов, когда ополченцев Донбасса, родившихся и прописанных в Харькове или Киеве, совершенно законно пытались выдать Украине, где им автоматом грозил срок от 10 лет за участие в «незаконных вооружённых формированиях». Если «уязвимости» дадут чёткую юридическую формулировку, то проблема исчезнет [14].

Давая в целом положительную оценку поручениям по реформированию регулятивных механизмов миграций, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками К.Ф. Затулин считает, что они тем не менее «не являются революционными», хотя и «вносят улучшения и снимают проблемы». Их слабая сторона, по его мнению, -

«отсутствие ориентиров, целей миграционных процессов». В рамках поручений «мы не создаём дополнительных стимулов миграции или запретов... не рассматриваем "желательные" страны исхода и "нежелательные"». Особое внимание депутат Госдумы К.Ф. Затулин обращает на следующий факт: «Люди, которые готовили этот документ, ни разу не употребили в нём слово "соотечественник". Ни разу в нём не упоминалась и действующая Государственная программа содействию переселению соотечественников». Будучи последовательным сторонником «выделения репатриации соотечественников как благоприятного для нас миграционного процесса», депутат Госдумы находит, что пока мы только движемся в этом направлении, не проявляя должной настойчивости и решительности [14].

Этот пробел если не в полной, то в очень значительной мере преодолевается указом В.В. Путина: получение гражданства (паспорта) России с 11 июля 2022 г. жителям Украины по новым правилам. В указе сказано: «Установить, что граждане Украины, Донецкой Народной Республики (ДНР) или Луганской Народной Республики (ЛНР) и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории ДНР, ЛНР или Украины, в том числе ранее имевшие гражданство РФ и оформившие выход из гражданства РФ в установленном порядке, имеют право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке» [15].

14 Стешин Д. Своим - гражданство, чужим - чипы // URL: http://www.n71.ru/files/209035/ kdu_01_110320_2.pdf

15 https://www.9111.ru/questions/7777777771951815/

Это значит, что теперь российские паспорта могут получить не только жители ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей, но и подконтрольные Украине регионы. Для этого жителям Украины теперь не нужно будет жить в России пять лет, сдавать экзамен по русскому языку и иметь источник дохода. К тому же рассмотрение заявки займёт всего три месяца, а не год, как раньше. Комментируя новое распоряжение главы государства, член комитета Госдумы по международным делам Д. Белик особо подчеркнул: «Этот указ - очередное подтверждение того, что Россия не бросает людей перед угрозой неонацизма, который правит бал на Украине» [15].

В дополнение к этому указу президент В.В. Путин 27 августа 2022 г. подписал ещё два, которые непосредственно касаются прибывающих в Россию жителей ДНР, ЛНР и Украины. Согласно первому из них все, кто приезжает в Россию с этих территорий, имеют право на бессрочное пребывание в стране.

Но при этом оговаривается, что только при условии, что они пройдут обязательную дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медосвидетельствование. Что касается трудовой деятельности, то она им разрешается без каких-либо разрешений или патентов (точно так же, как и российским гражданам). Особо важно - выдворение их за административные правонарушения не допускается [16].

Второй указ президента касается социальных выплат.

По данным документа, введена ежемесячная пенсионная выплата в 10 тыс. руб., а также ежемесячная социальная выплата инвалидам в том же размере, доплата к этим выплатам 3 тыс. руб. для инвалидов I группы, детей-инвалидов и пенсионеров старше 80 лет. Кроме того, ветераны Великой Отечественной войны будут получать каждый месяц 5 тыс. руб.

Отмечается, что беременным женщинам введена единовременная выплата 10 тыс. руб., при рождении ребёнка - единовременно 20 тыс. руб.

Ежемесячная выплата на каждого ребёнка составит 4 тыс. руб., в случае если ребенок под опекой - 15 тыс. руб. [17].

Предписанные меры не могут не впечатлять, учитывая, что, согласно последним данным Росстата, с Украины и Донбасса в Россию прибыло уже более 3 млн беженцев. Ежедневно звучат сообщения о том, что границу России пересекли 20-25 тыс. чел. С учётом замедления хода СВО надежды на то, что они вскоре смогут вернуться на Украину, тают. В этих условиях важна не только паспортизация желающих получить российское гражданство. От государства требуется оказание помощи прибывшим в довольно широком диапазоне, которая включала бы не только денежную составляющую, но и другие параметры: жилищные, медицинские, трудовые, образовательные.

В этой связи сам по себе напрашивается вопрос, насколько российская бюрократия (а именно она олицетворяет государство) оказалась готовой к решению всех этих насущных проблем. Политический обозреватель «АиФ» В. Костиков отвечает на

16 https://krasnodar-news.ru/knnews/1261140/putin-podpisal-ukaz-o-vyplatah-begentsam-s-donbassa-i-ukrainy.html

17 https://compromat.group/news/70021-putm-podpisal-ukaz-o-vyplatah-bezhencam-s-donbassa-i-ukrainy.html

этот вопрос отрицательно, используя при этом идиому «бюрократическая оборона».

Имеется в виду, что «беженцы, оказавшиеся в регионах, вдали от строгих московских глаз, жалуются, что местные чиновники чинят им препятствия с оформлением документов и медицинских полисов. Всё это делается за деньги, а их у приезжих нет» [18].

Эту же «бюрократических оборону» чиновники держат в вопросе о пенсионном обеспечении. Несмотря на то что по закону получившие статус беженца и ставшие гражданами России имеют право на пенсию, оформить её в реалиях крайне сложно.

Доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Л. Иванова-Швец приводит показательную (и типичную) в этом плане историю обратившегося к ней 62-летнего мужчины, который ещё в 2017 г. переехал в Россию из Донецка, получил здесь гражданство, отработал 5 лет. Пришёл оформлять пенсию, а ему отказали. Заработанных в стране баллов и стажа не хватает, требуют документы с Украины, а он много лет отработал инженером в Одессе. Очевидно, что такое требование заведомо нереальное. В итоге мужчине сказали, что ему придётся работать чуть ли не до глубокой старости и рассчитывать может только на социальную пенсию. Такая же участь «хождения по мукам» ждёт и вновь приезжающих беженцев [19].

О бюрократических проволочках говорит и известный режиссёр и телеведущий Н.С. Михалков, подчёркивая, что многие россияне, приветствующие беженцев, даже не пред-

ставляют, «через какую бюрократию тем приходится пройти».

«Обещанные Россией пособия беженцы в ряде регионов могут не видеть по несколько месяцев. Устроить ребёнка в детский сад невозможно. Для этого нужно получить медсправку, а для её получения необходимо иметь полис ОМС, которого у жителей Донбасса и людей с освобождённых территорий Украины нет. Кроме того, беженцы, которые покинули свои дома, имея при себе только то, что на них было надето, сталкиваются в России с необходимостью оплатить нотариально заверенный перевод своего украинского паспорта на русский язык. Денег на это у людей зачастую нет» [20].

Грустно констатировать, что с нашей сверхбюрократизированной бюрократией только скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Политический обозреватель «КП» В. Ворсобин обращает внимание на такой факт: «Украинцы едут куда угодно, но мимо России». И это несмотря на то, что у многих из них «здесь родня, им тут проще - как дома». Отвечая на вопрос, почему так происходит, Ворсобин не без основания заключает: «Потому что наша родная бюрократия неумолима со своими заслонами. И украинцев так просто не "нагнёшь", как бесправных азиатов, на поборы, на "кидки" с зарплатами» [21].

Ещё в бытность свою премьером

Д.А. Медведев отмечал печальную тенденцию: из России, как правило, уезжают люди с хорошим образованием и высокой квалификацией, а к нам едут разнорабочие, которые «с трудом объясняются на

18 Костиков В. Возможности гостеприимства. Как широко раскрывать объятия // АиФ. 2022. № 33.

19 Иванова-Швец Л. Почему беженцев лишают пенсии? // АиФ. 2022. № 29.

20 https://586.howto-news.info/nikita-mihalkov-zadal-dva-neudobnyh-voprosa-o-sabotazhe-spetsoperatsii-rossй/?utm_medшm=referral&utm_source=infox.sg&utm_campaign=exchange

21 Ворсобин В. Гастарбайтеры - как наркотик // Комсомольская правда. 2022. 31 августа.

русском языке, не знают ни наших законов, ни нашей культуры». Данное обстоятельство послужило одним из основополагающих факторов-мотиваций для запретов на профессии по отношению к мигрантам из Средней Азии, которые олицетворяют собой такого рода типаж.

Начало введения подобного запрета одним из первых инициировал губернатор Санкт-Петербурга Г. Полтавченко, который на совещании у полномочного представителя Президента России по СЗФО Н. Винниченко в декабре 2012 г. заявил: «Необходимо расширить перечень специалистов, по которым нельзя привлекать трудовых мигрантов». И тем самым «защитить значительную часть рынка труда, зарезервировать рабочие места для граждан РФ, а не отдавать их неизвестно кому» [22].

Сегодня работать мигрантам запрещают в определённых областях и профессиях в ряде регионов - субъектах России.

По данным за 2021 г., в это число входят: Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), области: Калужская, Челябинская, Новосибирская, Кемеровская, Сахалинская.

Принятие запретов на профессии органически связано с метаморфозами в практике реализации Государственной программы по переселению соотечественников, в использовании которой стали преобладать не те, на кого эта программа рассчитана (т. е. лица, воспитанные в традициях российской культуры и владеющие русским языком, и не потомки русской эмиграции), а приезжие из Средней Азии.

О внушительных масштабах прироста новых граждан из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана красноречиво говорят данные за 2020 г., который стал для России рекордным по этому показателю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если годом раньше (за 9 месяцев 2019 г.) гражданами страны стали 284 982 чел., из которых на долю переселенцев из Средней Азии приходилось 49 719 чел., то за 2020 г. российское гражданство получили 656 347 иностранцев.

Среди них рекордное число в 409 549 человек - бывшие жители Украины; Узбекистан -23 331, Таджикистан - 63 389, Молдавия - 20 606, Киргизия - 11 865, Казахстан - 43 404, Белоруссия - 1059, Армения - 30 538, Азербайджан -21 853 [23].

Если суммировать численность «новых россиян» из трёх республик Средней Азии, получится почти 100 тыс., а с учётом Казахстана - 141 989 переселенцев.

Показателен в этом плане пример Калужской области.

Первоначально в область по Государственной программе по переселению соотечественников прибывали те, на кого она рассчитана, - в основном представители славянских народов, но их становилось всё меньше и меньше, тогда как жителей Закавказья и Средней Азии всё больше и больше.

Только в 2021 г. их число составило 3 тыс. чел., и ещё переехали 7 тыс. членов их семей. При этом родственники и дети переселенцев практически не владеют русским языком, так как на родине его не изучают.

А сколько тысяч получило гражданство ранее?

В результате такой своеобразной дерусифика-ции переселенцев бывший наукоград Обнинск постепенно превращается в «кишлак».

22 https://www.liveinternet.ru/users/3790905/post252417958

23 https://all-migration.com/journal/migratsionnye-dokumenty-tonkosti-i-nyuansy/rekord-po-vydache-grazhdanstva/

Парадокс, но факт: в типично среднерусской Калужской области самыми популярными именами новорожденных стали Артём и Мухаммед.

Стремясь купировать такого рода ситуацию, калужский губернатор В.В. Шапша первым из областных глав администраций принял решение о выходе области из программы по содействию переселению бывших соотечественников. Было также принято решение о запрете на некоторые профессии для мигрантов из постсоветских республик Средней Азии. Теперь им запрещено работать в сферах торговли, пассажирских перевозок и общепита [24].

В таком же ключе действует глава Якутии.

А.С. Николаев, ещё в ноябре 2018 г. подписал Указ «Об установлении на 2019 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории республики Саха (Якутия), иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности».

Согласно документу установлен запрет на работу иностранцев в области сельского, лесного хозяйства, охоты, обрабатывающих производств, строительства, торговли, транспортировки, гостиничной, научной и технической деятельности, по операциям с недвижимостью, а также в сфере образования, здравоохранения и оказания социальных услуг.

Иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность на основании патентов, нельзя будет работать в Якутии в области права, бухгалтерского учёта, архитектуры и инженерно-технического проектирования, в сфере научных исследований и разработок [25].

В обобщённом виде основные запреты на профессии включают сегодня профессии:

- обслуживающий персонал гостиниц;

- охранник;

- воспитатель;

- водитель общественного транспорта;

- продавец в киосках и палатках;

- инженер;

- работник сферы быстрого питания;

- продавец розничных товаров вне магазина;

- таксист;

- учитель;

- учёный;

- врач;

- фермер;

- НЯ-специалист;

- сотрудник автостоянки.

В числе отраслей, на которые распространяются запреты на профессии, входят:

- торговля лекарственными препаратами;

- лесное хозяйство;

- обрабатывающие производства;

- операции с недвижимостью;

- охотничье хозяйство;

- здравоохранение;

- образование;

- производство пищевых продуктов;

- производство детского питания;

- производство хлебных и кондитерских изделий;

- производство табачной и алкогольной продукции;

- торговля алкогольными и табачными изделиями;

- добыча полезных ископаемых.

Следует подчеркнуть, что помимо

постоянно действующих запретов существуют ограничения, которые ежегодно устанавливает правительство РФ.

24 Карпицкая Д. Наукоград превращается в ...мигрантобад. Специальный репортаж // Комсомольская правда. 2022. 31 августа.

25 j.sputniknews.ru/20190406/russia-zapreshchennye-migranty-professii-1028617368.html

Так, в 2020 г. вышло постановление № 1271, запретившее нанимать иностранцев в следующие сферы:

- розничная торговля лекарственными средствами;

- розничная торговля на рынках;

- розничная торговля вне магазинов, палаток и рынков.

То же постановление оговаривает пусть и не запрет, но существенное ограничение в найме мигрантов российскими компаниями в определённых сферах.

Так, в магазине, торгующем алкогольной и (или) табачной продукцией, число иностранных работников не должно превышать 15% от общего числа сотрудников. В организациях, занимающихся выращиванием овощей - не больше 50%, в строительстве - 80%.

Ограничения постановления касаются также сферы сухопутного пассажирского и автомобильного грузового транспорта - 26%, и области спорта - 25% [26].

Надо отметить, что запреты на профессии принимаются не только на уровне властей, но и на уровне частного бизнеса из коренных жителей, который предпочитает не брать на работу мигрантов, чтобы не сталкиваться с многочисленными проблемами, вызванными их статусом. Бывают случаи и отказов при приёме на работу, мотивированных лишь национальной принадлежностью мигранта.

Что касается этнического бизнеса, то его в современной России надо

принимать как реальность (вне зависимости от того, нравится это или нет). Однако государство не должно потакать этническим предпринимателям и допускать лоббирование их интересов путём коррупции и кумовства, но, с другой стороны, оно равным образом не должно создавать искусственные барьеры предпринимательской активности выходцев из других государств. Стоит учитывать и такой очевидный факт - снижение престижа малого бизнеса среди коренного населения обусловливает рост численности мигрантов и их потомков среди малых и отчасти средних предпринимателей как в крупных городских центрах, так и в провинции. Хотя очевидно, что эти процессы не должны пускаться на самотёк и в силу специфики этнический бизнес должен находиться под повышенным контролем со стороны заинтересованных государственных структур для противодействия возможным нарушениям законодательства, проявлениям дискриминационных тенденций, процессов ухода в тень и криминализации, этнизации (подминание под себя) определённых сфер экономики, поскольку такого рода тенденции реально существуют и представляют собой прямую опасность для социального порядка и общественно-политической стабильности в стране.

Библиография • References

Великое переселение: считать ли эмиграцию изменой // URL: https://news.mail.

ru/society/33981910/ [Velikoe pereselenie: schitat' li emigraciyu izmenoj // URL: https://news.mail.ru/ society/33981910/]

26 https://migranturus.com/gde-zaprescheno-rabotat-migrantam-v-rossii 1/2023 обозреватель-observer 67

Ворсобин В. Гастарбайтеры - как наркотик // Комсомольская правда. 2022. 31 августа.

[Vorsobin V. Gastarbajtery - kak narkotik // Komsomol'skaya pravda. 2022. 31 avgusta]

Иванова-Швец Л. Почему беженцев лишают пенсии? // АиФ. 2022. № 29. [Ivanova-SHvec L. Pochemu bezhencev lishayut pensii? // AiF. 2022. № 29] Карпицкая Д. Наукоград превращается в... мигрантобад. Специальный репортаж // Комсомольская правда. 2022. 31 августа. [KarpickayaD. Naukograd prevrashchaetsya v... migrantobad. Special'nyj reportazh //

Komsomol'skaya pravda. 2022. 31 avgusta] Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) // URL: https:// legalacts.m/doc/kontseptsija-gosudarstvennoi-migratsionnoi-politiki-rossiiskoi-federatsii-na/

[Koncepciya gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utv. Prezidentom RF ot 13 iyunya 2012 g.) // URL: https://legalacts. ru/doc/kontseptsija-gosudarstvennoi-migratsionnoi-politiki-rossiiskoi-federatsii-na/]

Костиков В. Возможности гостеприимства. Как широко раскрывать объятия // АиФ. 2022. № 33.

[Kostikov V. Vozmozhnosti gostepriimstva. Kak shiroko raskryvat' ob»yatiya // .AiF. 2022. № 33]

Коэн А. Массовая миграция: уроки Европы // URL: https://inosmi.ru/

world/20150910/230189259.html [Koen A. Massovaya migraciya: uroki Evropy // URL: https://inosmi.ru/

world/20150910/230189259.html] Муштук О.З. Дерусификация бизнеса в России // Обозреватель-Observer. 2020. № 7. С. 64-77.

[Mushtuk O.Z. Derusifikaciya biznesa v Rossii // Obozrevatel'-Observer. 2020. № 7. S. 64-77]

Путин В.В. Россия: национальный вопрос // URL: https://www.ng.ru/

politics/2012-01-23/1_national.html [Putin V.V. Rossiya: nacional'nyj vopros // URL: https://www.ng.ru/

politics/2012-01-23/1_national.html] Сахарова В.В. Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада // URL: https://culture. wikireading.ru/72525 [Saharova V.V. Mul'tikul'turalizm i politika integracii immigrantov: sravnitel'nyj analiz

opyta vedushchih stran Zapada // URL: https://culture.wikireading.ru/72525] Стешин Д. Своим - гражданство, чужим - чипы // URL: http://www.n71.ru/

files/209035/kdu_01_110320_2.pdf [Steshin D. Svoim - grazhdanstvo, chuzhim - chipy // URL: http://www.n71.ru/

files/209035/kdu_01_110320_2.pdf] Указ Президента Российской Федерации 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960 [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii 31 oktyabrya 2018 g. № 622 «O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019-2025 gody» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960]

Эксперт объяснил, какая миграционная политика нужна России // URL: https://

www.kp.ru/daily/27101/4175246/ [Ekspert ob»yasnil, kakaya migracionnaya politika nuzhna Rossii // URL: https://

www.kp.ru/daily/27101/4175246/] http://fergana.news/news/124038/

http://rodina.news/migranty-vremya-ubivat-20042920032574.htm https://586.howto-news.mfo/nikita-mihalkov-zadal-dva-neudobnyh-voprosa-o-sabotazhe-spetsoperatsii-rossii/?utm_medium=referral&utm_source=infox. sg&utm_campaign=exchange https://all-migration.com/journal/migratsionnye-dokumenty-tonkosti-i-nyuansy/

rekord-po-vydache-grazhdanstva/ https://compromat.group/news/70021-putin-podpisal-ukaz-o-vyplatah-bezhencam-

s-donbassa-i-ukrainy.html https://fishki.net/video/4080133-vice-premyer-marat-husnullin-zajavil-chto-

migranty-rossii-nuzhny.html https://krasnodar-news.ru/knnews/1261140/putin-podpisal-ukaz-o-vyplatah-

begentsam-s-donbassa-i-ukrainy.html https://media-mug.ru/indicators/nedostatochnyj-uroven-cifrovizacii-neskoordinirovannost-vedomstv-aktualizacija-zakonodatelstva-takimi-dmitrij-medvedev-vidit-osnovnye-problemy-migracionnoj-politiki/ https://migranturus.com/gde-zaprescheno-rabotat-migrantam-v-rossii https://versia.ru/dmitrij-medvedev-vyskazalsya-za-uzhestochenie-migracionnogo-

zakonodatelstva https://www.9111.ru/questions/7777777771951815/

https://www.liveinternet.ru/users/3790905/post252417958j.sputniknews. ru/20190406/russia-zapreshchennye-migranty-professii-1028617368.html

Статья поступила в редакцию 8 сентября 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.