Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НОВЫМ ВЫЗОВАМ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ'

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НОВЫМ ВЫЗОВАМ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
миграция / преступность / незаконная миграция / экстремизм / преступление / правоохранительные органы / закон.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Букалерова Л.А., Шагиева Р.В., Остроушко А.В.

Проблема противодействия миграционной преступности не простая, с одной стороны, проведение спецоперации, появление значительной волны мигрантов из Украины, среди которых могут быть криминально настроенные лица, требует разработки новых подходов и мер контроля за незаконной миграцией, в том числе для предотвращения совершения ими преступлений. С другой стороны, экономическая и политическая ситуации настолько сложны, что можно «перегнуть палку» и законопослушные, работящие мигранты захотят уехать из страны, а наоборот, ищущие легкой наживы иностранцы, останутся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НОВЫМ ВЫЗОВАМ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-10-150-154 NIION: 2022-0079-10/22-163 MOSURED: 77/27-025-2022-10-163

БУКАЛЕРОВА Л.А.,

д.ю.н., профессор, профессор кафедры частного права Государственного университета управления,

e-mail: mail@law-books.ru

ШАГИЕВА Р.В.,

д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Российской таможенной академии, e-mail: mail@law-books.ru

ОСТРОУШКО А.В.,

к.ю.н., доцент, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета

при Правительстве РФ, e-mail: mail@law-books.ru

К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НОВЫМ ВЫЗОВАМ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ

Аннотация. Проблема противодействия миграционной преступности не простая, с одной стороны, проведение спецоперации, появление значительной волны мигрантов из Украины, среди которых могут быть криминально настроенные лица, требует разработки новых подходов и мер контроля за незаконной миграцией, в том числе для предотвращения совершения ими преступлений. С другой стороны, экономическая и политическая ситуации настолько сложны, что можно «перегнуть палку» и законопослушные, работящие мигранты захотят уехать из страны, а наоборот, ищущие легкой наживы иностранцы, останутся.

Ключевые слова: миграция, преступность, незаконная миграция, экстремизм, преступление, правоохранительные органы, закон.

BUKALEROVA L.A.,

Doctor of Legal Affairs, Professor, Professor, Department of Private law of the State University of Administration

SHAGIEVA R.V.,

D.Sc., Professor, Professor, Department of Theory and the history of the state and law Russian Customs Academy

OSTROUSHKO A.V.,

Ph.D., Associate Professor, Associate Professor, Department of International

and Finance University Public Law under the Government of the Russian Federation

TO THE QUESTION OF COUNTERING THE NEW CHALLENGES OF MIGRANT CRIME

Annotation. The problem of countering migration crime is not simple, on the one hand, conducting a special operation, the emergence of a significant wave of migrants from Ukraine, among whom there may be criminal-minded persons, requires the development of new approaches and measures to control illegal migration, including to prevent them from committing crimes. On the other hand, the economic and political situations are so difficult that you can "go too far" and law-abiding, working migrants will want to leave the country, but on the contrary, foreigners looking for easy profit will remain.

Key words: migration, crime, illegal migration, extremism, crime, law enforcement agencies, law.

П

|роблема противодействия миграционной преступности не простая, с одной стороны, проведение спецоперации, появление значительной волны мигрантов из Украины, среди которых могут быть криминально настроенные лица, требует разработки новых подходов и мер контроля за незаконной миграцией, в том числе для предотвращения совершения ими преступлений. С другой стороны, экономическая и политическая ситуации настолько сложны, что можно «перегнуть палку» и законопослушные, работящие мигранты захотят уехать из страны, а наоборот, ищущие легкой наживы иностранцы, останутся.

19 октября 2022 г. секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил о необходимости ужесточения контроля за мигрантами сейчас, когда Россия проводит спецоперацию на Украине, поэтому намечены масштабные мероприятия по поддержанию правопорядка, в том числе в местах компактного проживания мигрантов1.

Руководитель СК РФ А. Бастрыкин говорил о росте с января 2022 года тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами — убийств, изнасилований, похищений людей, ряд из которых на почве экстремизма2.

Глава МВД России В. Колокольцев сообщил, что нелегальная миграция играет не последнюю роль в трансграничной организованной преступности, в том числе в сфере экстремизма и наркотрафике. По данным МВД за январь-сентябрь 2022 года иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ совершено 30928 преступлений, что на 10,8% больше чем за январь-сентябрь 2021 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ -25404 преступлений (+17,0 %).

В сравнении со статистическими данными за предшествующие пять лет показатели преступности среди мигрантов в России за девять месяцев 2022 года стали самыми высокими. Так, в 2021 году было совершено 27,9 тыс. преступлений, в 2020 году - 26,7 тыс., в 2019 и 2018 годах -27,3 тыс. и 30,4 тыс. соответственно. При этом данные о состоянии преступности среди мигрантов в текущем году незначительно отличаются от показателей 2018 года3.

1 И. Егоров Патрушев: Изменения в концепцию миграционной политики России внесут до конца года -Российская газета (rg.ru) https://rg.ru/2022/10/19/ patrushev-izmeneniia-v-koncepciiu-migracionnoj-politiki-rossii-vnesut-do-konca-goda.html?ysclid=la6zzlu isf650630956.

2 Бастрыкин заявил о росте тяжких преступлений, совершенных мигрантами в I полугодии 2022 г. (interfax.ru) https://www.interfax.ru/russia/855203.

3 В МВД заявили о существенной роли неле-

гальной миграции при трансграничных преступлениях

Иностранцы в России совершили на 10% больше преступлений за девять месяцев 2022 года, чем в аналогичном периоде 2021 года. Актуальное число правонарушений мигрантов стало самым большим за последние пять лет.

В стране фиксируется увеличение количества криминальных проявлений среди иностранцев. 80% прироста доли преступлений связаны со сферой незаконного оборота наркотиков.

В первом полугодии 2022 года число преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, выросло почти на 12%, количество ложных сообщений о минировании и вовсе увеличилось в шесть раз, зарегистрировано 1332 преступления террористического характера, 775 преступлений экстремистского характера, прирост составил 4,8 и 28,5% соответственно. Кроме того, с начала года выросло число ложных минирований — до 12 215 случаев, рост на 661,1% чем годом ранее - в шесть раз.

80 процентов преступлений иностранцами совершают граждане СНГ, в январе — июне 2022 года иностранцы и лица без гражданства совершили 21 тысячу преступлений на территории России, что на 11,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом граждане из государств — участников СНГ совершили более 17 тысяч преступлений (плюс 17,6% к прошлому году)4.

Сравним - в 2021 году в России расследовали 36 420 преступлений, совершенных иностранными гражданами, что на 6% больше, чем в 2020 году. При этом 7910 преступлений совершили трудовые мигранты, а более 2,8 тыс.— незаконные мигранты. Высока латентность таких преступлений5.

В 2022 году было немало случаев, связанных с оказанием сопротивления требованиям сотрудников правоохранительных органов и нападениями на представителей правопорядка. В Московской области было возбуждено уголовное дело в отношении мигранта, который не смог заплатить таксисту и решил совершить его убийство. В Новосибирской области иностранец совершил убийство девушки.

Правоохранительными органами пресекаются значительное количество преступлений мигрантов, в настоящий момент более 2 млн ино-

- ТАСС (tass.ru) https://tass.ru/obschestvo/14920595?ysc lid=la702j0sia999113379

4 Мигранты стали совершать больше преступлений - Парламентская газета (pnp.ru) https://www. pnp.ru/social/migranty-stali-sovershat-bolshe-prestupleniy.html?ysclid=la70cjm86h667259214.

5 СКР фиксирует рост с начала года тяжких и экстремистских преступлений, совершенных мигрантами - Новости - Происшествия - Коммерсантъ (kommersant.ru) https://www.kommersant.ru/doc/549304 8?ysclid=la70dazy4g890688950.

странным гражданам въезд в Российскую Федерацию закрыт.

Большинство преступлений совершается мигрантами среднего возраста, не работающими и не имеющими постоянного источника дохода. В основной массе это кражи, а также преступления против личности. Одним из обстоятельств, способствующих совершению преступлений трудовыми мигрантами, является низкий уровень их жизни, обусловленный привлечением к неквалифицированному и низкооплачиваемому труду, часто без оформления трудовых отношений, особенно в случаях с мигрантами-нелегалами1.

30 сентября 2022 года Президент России В.В. Путин подписал вместе с руководством Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей договоры о вхождении их в РФ в качестве новых регионов2. С учетом ведения спецоперации точные статистические данные преступности, в том числе иностранных граждан, на этой территории не известны. Следует учитывать существенную проблему значительного потока беженцев с территории Украины, среди которых вероятно могут находится лица, которые имеют умысел совершать преступления различного характера в России - террористические акты, поджоги, и другое.

Необходимо учитывать разработанный Министерством внутренних дел и опубликованный 8 июля 2021 года проект закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»3, которым предложен ряд весьма эффективных мер, но есть и очень спорные для усиления контроля за миграцией.

Однако для его реализации потребуется серьезно реформировать материальную базу органов внутренних дел и таможенных органов, сейчас сотрудники силовых ведомств жалуются на нехватку оборудования для дактилоскопии и в целом устаревшую технику, а также на отсутствие стабильного интернета.

19 октября секретарь Совбеза Николай Патрушев сообщил, что намечены масштабные

1 Большинство преступлений совершают в РФ безработные мигранты среднего возраста - ТАСС (tass. ги) https://tass.ru/obschestvo/13683429?ysclid=la703vp q9k328398558.

2 "Российская газета" публикует пакет законов о принятии ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в состав России - Российская газета (rg.ru) https:// rg.ru/2022/10/05/teper-vmeste. html?ysclid=la704ss2n183069728

3 МВД России разработан проект федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» (xn--b1aew.xn--р1а^ https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_ upravlenija/guvm/news/item/24960622/?ysclid=la705mkv рк826747385

мероприятия по поддержанию правопорядка в местах компактного проживания мигрантов в РФ, предусмотрены законодательные изменения, ужесточающие миграционный контроль и ответственность иностранных граждан за нарушение правил пребывания в нашей стране. Правоохранительным органам и спецслужбам поставлены задачи по выявлению членов международных террористических и экстремистских организаций, использующих миграционные каналы для совершения террористических актов и иных преступлений.

Руководитель СК РФ А. Бастрыкин Глава МВД России В. Колокольцев говорят о росте с января 2022 года тяжких и особо тяжких преступлений совершенных мигрантами — убийств, изнасилований, похищений людей, ряд из которых на почве экстремизма. нелегальная миграция играет не последнюю роль в трансграничной организованной преступности, в том числе в сфере экстремизма и наркотрафике. Тревожат случаи, связанных с оказанием сопротивления требованиям сотрудников правоохранительных органов и нападениями на представителей правопорядка, так как они чаще всего ходят группами.

Остановимся на факторах, способствующих оттоку законопослушных мигрантов и увеличению преступности оставшихся:

1) существует прямая корреляция между степенью криминальной активности преступности мигрантов и интенсивностью миграционных процессов, отрицательное влияние которых усиливается, когда они вступают во взаимодействие с иными негативными социально-экономическими и политическими факторами, в настоящее время - спецоперацией на Украине;

2) экономическая ситуация, так как в условиях санкций работать, отсылая деньги домой, становится убыточно; из-за роста цен на услуги, стройматериалы сокращается количество строек, заказов, наличие инфляции, а также понижение курса доллара к рублю при отправке заработанного домой делает работу невыгодной, сократилось число каналов вывода денег из страны - Mastercard и Visa недоступны, в связи с сокращением авиарейсов возросли цены на перелёты.

3) несовершенство правового регулирования миграционных потоков, неэффективность работы организаций, оказывающих легальные услуги иностранцам в результате чего они уходят к теневым помощникам, которых много в интернете, недостаточность мер контроля правоохранительными органами

4) существующие организованные преступные мигрантские формирования, образованы с учетом национальных, этнических и иных особенностей, действуют в настоящее время практиче-

ски во всех субъектах Российской Федерации, создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняясь от уплаты налогов, ведя противоправную деятельность как в отношении местного населения, так и своих соотечественников, часть которых пребывает в России нелегально; сплоченности которых обеспечивается комплексом факторов: применением насилия для поддержания внутренней дисциплины; тесными родственными связями; круговой порукой; единоверием; культивированием этнических традиций, не препятствующих занятию криминальной деятельностью;

5) недостаточно взаимодействие следователей с оперативно-розыскными и иными спецслужбами при организации расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных незаконными мигрантами либо в сфере организации незаконной миграции,

6) не отрабатывается окружение подозреваемых (обвиняемых), отсутствует обмен оперативной информацией, которую можно было бы проверить следственным путем. В случае неустановления лиц, совершивших преступления, оперативники не принимают всех возможных мер к их выявлению и задержанию. не устанавливаются личности обвиняемых, так как зачастую удостоверяющие документы при них отсутствуют;

7) затруднен сбор характеризующих материалов с территории иностранного государства, гражданином которого является обвиняемый, из-за длительности исполнения поручений об оказании правовой помощи. Мероприятия по установлению и задержанию разыскиваемых лиц продолжаются. По данным НЦБ Интерпола МВД России в текущем году в Российскую Федерацию осуществлено всего 20 экстрадиций1,

8) проблемы установления очевидцев преступления, поскольку большинство мигрантов не идет на сотрудничество с правоохранительными органами, обеспечивая закрытость этнических групп.

Зампред Совбеза Дмитрий Медведев в ноябре прошлого года заявил о необходимости усилить контроль за этническими анклавами в стране, которые, могут стать «очагами преступности» и «рассадником экстремистских и террористических настроений»2. Действительно необходимости установить коллективную ответственность национальных общин за действия своих земляков, в том числе финансирование деятель-

1 В Россию в 2022 году при содействии НЦБ Интерпола экстрадировали более 20 человек (tass.ru) https://tass.ru/proisshestviya/15880471?ysclid=la707 ^8911311388.

2 Медведев призвал не допустить возникнове-

ния в России этнических анклавов - ТАСС (tass.ru) https://tass.ru/politika/13056963?ysclid=la70jrp 61^25638440.

ности диаспор в виде грантов и субсидий из бюджета должно быть полностью приостановлено.

По оценкам МВД, численность наиболее крупных миграционных диаспор (речь идет о гражданах среднеазиатских стран) колеблется от 1 до 5 млн человек. Это довольно сплоченные сообщества, с сильной внутренней самоорганизацией и развитыми горизонтальными связями, которые превосходят по эффективности и взаимовыручке низовой уровень российского общества. Внутри этих диаспоральных объединений действуют в том числе и криминальные или полукриминальные группировки.

Рост показателей преступности мигрантов также можно объяснить ужесточением законодательства, так с 29 декабря 2021 года мигранты, прибывающие в Россию, обязаны проходить дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медицинское освидетельствование, что повлияло на выявляемость и раскрываемость преступлений, совершенных мигрантами. Считаем, что требования к въезду мигрантов надо совершенствовать, например, ввести обязательность сбора у мигрантов биометрических данных, не только дактилоскопии. Причем всех въезжающих в Россию, даже из безвизовых стран. В постановлении Правительства РФ от 30 июня 2018 г. № 772 «Об определении состава сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, включая вид биометрических персональных данных, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» названы такие биометрические персональные данные, как: данные изображения лица человека, полученные с помощью фото- и видеоустройств; данные голоса человека, полученные с помощью звукозаписывающих устройств; контактные данные физического лица (номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, адрес электронной почты); дата рождения и сведения о гражданстве физического лица, биометрические персональные данные которого размещаются в единой биометрической системе.

Прокурор Москвы Д. Попов выступил за введение геномной регистрации мигрантов, поскольку в прошлом году было выявлено 800 фактов того, как совершившие преступления мигранты выдворялись, а потом возвращались с новыми документами, изменив в них пару букв3.

3 Прокурор Москвы заявил о необходимости генетической регистрации мигрантов - ТАСС (tass.ru)

В настоящий момент возможно запустить такую регистрацию в тестовом режиме в регионах с наиболее высоким уровнем мигрантской преступности, если практика окажется успешной -распространить на всю страну.

Не совсем верно, что Россия не присоединилась к Регламенту N 2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий Регламент о защите персональных данных)», принятому в г. Брюсселе 27.04.2016 г1.

Считаем необходимым сформулировать ряд предложений по предупреждению преступности мигрантов.

1. Основное - установить обязательность сбора у мигрантов биометрических данных, не только дактилоскопии, таких как: данные изображения лица человека, полученные с помощью фото- и видеоустройств; данные голоса человека, полученные с помощью звукозаписывающих устройств; контактные данные физического лица (номер абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, адрес электронной почты); дата рождения и сведения о гражданстве физического лица, биометрические персональные данные которого размещаются в единой биометрической системе.

2. Поддержать разработанный МВД России законопроект, упрощающий постановку иностранцев на миграционный учет, согласно которой они смогут предоставлять органам МВД всю необходимую для регистрации информацию в онлайн-режиме — на сайте госуслуг или в мобильном приложении.

3. Рассмотреть возможность упрощенного получения ВНЖ для мигрантов, которые захотят участвовать в проводимой спецоперации на Украине.

4. Наладить индивидуальную работу с каждым мигрантом, нарушившим закон, в частности совершившим такое правонарушение как нарушение ПДД, так как сейчас мигранта могут депортировать из страны и запретить ему въезд после всего двух административных правонарушений. Человек перешел дорогу в неположенном месте, получил штраф, потом его остановили сотрудники ГИБДД, не обнаружили у него огнетушителя

https://tass.ru/obschestvo/13567543?ysclid=la708n4 n3v354612332.

1 Регламент Европейского Парламента и Совета

Европейского Союза 2016/679 от 27.04.2016 о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий Регламент о защите персональных данных / General Data Protection Regulation /GDPR) | ГАРАНТ (garant.ru) https://base. garant.ru/71936226/?ysclid=la709pqe5x459376678

в багажнике машины. Еще штраф и подпадает под депортацию.

5. Продолжать проводить рейды и проверки гостиниц, общежитий, станций метро, на улицах, в местах компактного проживания мигрантов. в настоящее время были таковые по вопросам мобилизации и надо при обнаружении нелегалов сообщать в органы миграционной службы или правоохранительные органы.

6. Возможно, временно, для стабилизации экономики России, уменьшить плату за патент, в РФ на 9,8 миллиона въехавших патенты есть только у одного миллиона, остальные 8 работают нелегально. Однако стоимость ежемесячной платы за патент высока для многих - 6000 р., учитывая размер средней зарплаты - 20000. Экономическая ситуация вынуждает мигрантов переходить в теневую экономику, иногда - в преступную.

7. Для недопущения появления преступности в этнических анклавах и диаспорах надо нормативно определиться, что считать таковыми. термины «диаспора», «этноанклав» и т.д. имеют расширенную смысловую нагрузку, а правовой -не имеют. Если бы в законе такое понятие было, то это облегчило бы задачу профилактики правонарушений, так как появилась бы законная возможность вести организованную работу, например с этногруппами.

8. Сделать акцент на работу с организациями и физическими лицами, выступающими в качестве принимающей стороны для иностранных граждан. Особое внимание уделить выявлению фактов фиктивной регистрации и постановки на миграционный учет иностранцев.

9. Запретить въезда в Российскую Федерацию нарушителям действующего законодательства, чему будет способствовать тотальный сбор и контроль биометрических данных иностранцев.

10. Поддержать Руководителя СК РФ А. Бастрыкин о проработке вопроса кодификации миграционного законодательства, что позволит систематизировать социально-экономические, трудовые, иные организационные аспекты, а также предусмотреть гарантии с учетом действующих международных соглашений. В одном нормативном акте можно прописать все формы миграции, а также нормы, связанные с регистрацией иностранцев, с выдачей квот на занятие трудовой деятельностью, а также чётко определить порядок их учёта. Кодификация должна быть основана, прежде всего, на положениях Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 - 2025 годы, что позволит строго следовать единой линии при дальнейшем совершенствовании и оптимизации правовых норм2.

2 Александр Бастрыкин: в России назрел вопрос кодификации миграционного законодательства (interfax.ru) https://www.interfax.ru/interview/800643

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.