УДК.332.025.13
Дергачева Н.В. студент магистратуры специальность «Землеустройство и кадастры»
аспирант
кафедра «Геодезия и Кадастр» Тверской государственный технический университет
Россия, г. Тверь ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГБУ «ФКП
РОСРЕЕСТРА»
Аннотация: Статья посвящена функционированию структурного подразделения Росреестра РФ ФГБУ « ФКП Росреестра».
Отслеживается поэтапное изменения в деятельности ФГБУ «ФКП», происходящие одновременно с усовершенствованием земельного законодательства и принятием различного рода нормативно правовых актов о земле в Российской Федерации и на территории её субъектов.
Сделана попытка по выявлению перспективных направлений деятельности учреждения, тенденции дальнейшего развития улучшений оказания и предоставления услуг населению в рамках изменения земельного и имущественного законодательств.
Ключевые слова: Росреестр РФ, Федеральная кадастровая палата, ГАУ МФЦ, земельно-имущественные отношения, комплексные кадастровые работы, землеустроительные работы, улучшения оказания и предоставления услуг населению.
UDK.332.025.13
Dergacheva N. V.
Student of the Magistracy "Land Management and Cadastres" Post-graduate student of the department "Geodesy and Cadastre"
Tver State Technical University Russia, Tver city
INNOVATIONS IN THE SPHERE OF ACTIVITIES OF FGBU "FKP
ROSREESTRA"
Annotation: The article is devoted to the functioning of the structural subdivision of the Rosreestr of the Russian Federation FGBU "FKP Rosreestra".
The stage-by-stage changes in the activities of the FKB "FKP" which take place simultaneously with the improvement of land legislation and the adoption of various types of normative and legal acts on land in the Russian Federation and in the territories of its subjects are monitored.
An attempt was made to identify promising directions of the institution's activities the tendency of further development of improvements in rendering and providing services to the population within the framework of changing land and property legislation.
Key words: Rosreestr RF, Federal Cadastre Chamber, GA UMFC, land and
property relations, complex cadastral works, land management works, improvement of rendering and provision of services to the population.
В процессе своего жизненного цикла, любое предприятие, вне зависимости от формы собственности, на определенной стадии вынуждено усовершенствовать либо кардинально менять сферы своей деятельности.
Рассмотрим основные этапы развития ФГБУ «ФКП Росреестра» с момента зарождения учреждения до настоящего времени.
Федеральная кадастровая палата - ФГБУ «ФКП Росреестра»-подведомственное учреждение Росреестра, создано на основании приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 15.03.2001 № 48. С 2009 года, в соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 31.03.2009 № 409-р, данное учреждение полностью находиться в ведомстве Росреестра. Филиалы кадастровой палаты действуют в каждом городе России.
ФГБУ «ФКП Росреестра»- государственная некоммерческая организация.
Цель деятельности Учреждения - обеспечение реализации полномочий Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета объектов недвижимости, государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственной кадастровой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение, с момента основания, в соответствии со своей целью осуществляло следующие основные виды деятельности:
- ведение государственного кадастра недвижимости;
- государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
- предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;
- прием документов для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдачу документов по результатам исполнения указанной государственной услуги, включая ведение книг учета документов;
- прием документов для предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и выдачу документов по результатам исполнения указанной государственной услуги, включая ведение книг учета документов;
- осуществление кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы;
- предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- сопровождение информационных систем, обеспечивающих деятельность Учреждения;
- сопровождение защищенной сети передачи данных федерального и регионального уровней;
- ведомственное телефонное обслуживание заинтересованных физических и юридических лиц;
- формирование, ведение и хранение в установленном порядке архива документов государственного кадастра недвижимости, в том числе электронного архива кадастровой документации [1].
Распоряжением Правительства РФ в 2012 году была утверждена реализации дорожной карты «Повышение государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В рамках её осуществления был разработан график поэтапной передачи функций по приему - выдаче документов по постановке на кадастровый учет от Кадастровой палаты к органам ГАУ МФЦ.
Данный переход, несомненно, положительно отразился на функции улучшения оказания и предоставления услуг населению, так как весь прием и выдача и документов на регистрацию, постановку на кадастровый учет, внесение изменений и прочих регистрационно-учетных действий производиться в рамках «единого окна» органами ГАУ МФЦ. Кроме того, в некоторых филиалах МФЦ действует служба выездного приема-подачи документов в отдаленные и труднодоступные районы, что так же способствует улучшению качества предоставляемых услуг.
В результате осуществленного перехода, при закрытие окон приема -выдачи документов ФГБУ «ФКП» Росреестра произошло большое высвобождение рабочих мест специалистов практиков, имеющих соответствующее образование и многолетний опыт работы в области земельно-имущественных отношений, часть из них были трудоустроены в органы ГАУ МФЦ, Управление Росреестра, Комитеты по управлению имуществом, для трудоустройства остальных, учреждение приступило к поиску и разработке новых видов деятельности.
С января 2017 года, в связи с вступлением в силу 218-ФЗ функции регистрации права и функции кадастрового учета сосредоточены в Росреестре, тем самым, создана едино-регистрационная процедура, Единый реестр недвижимости.
Как сказал заместитель генерального директора Федеральной кадастровой палаты Константин Литвинцев, в своем интервью «Российской Газете»: «Это был долгий путь, на который ушло несколько лет. Утверждались законодательные основы, формировались отвечающие за процесс органы власти и организации, создавалась техническая база. В итоге от разрозненных баз данных и бумажных носителей мы постепенно пришли к единому для всей страны электронному ресурсу, содержащему и сведения
об объектах недвижимости, и информацию о правах на них» [1].
Данное обстоятельство также способствовало поиску новых направлений деятельности.
В итоге, появилось грамотное решение о расширении видов деятельности учреждения.
Помимо основных видов деятельности, Росреестр наделил Федеральную кадастровую палату новыми функциями.
1. Оператора информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости.
2. Выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимости государственной собственности.
В том числе выполнение комплексных кадастровых работ, по государственным и муниципальным контрактам объектов инфраструктуры и социально значимых объектов, таких как дороги, котельные, памятники, спорткомплексы, здания школ, интернаты. То есть все виды работ, не слишком выгодные с коммерческой точки зрения, но крайне необходимые для развития территорий.
Как показала практика, людям спокойнее обратиться к представителям, выполняющим работы от лица государственного учреждения, обладающим большим опытом и вселяющим уверенность в завтрашнем дне.
3. Выполнение землеустроительных работ, с подготовкой всей необходимой землеустроительной документации, подготовка и проверка документации, полученной в ходе градостроительной деятельности.
Речь идет о таких работах, в результате которых устанавливаются границы населенных пунктов, муниципалитетов и регионов, а также границы территорий с особым статусом. Это зоны с особыми условиями использования, объекты культурного наследия, лесничества, особо охраняемые природные территории.
4. Консультирование и подготовка документации в сфере оборота недвижимости.
Этот вид услуги включает в себя подготовку договоров в простой письменной форме (такие как купля-продажа квартиры) и общие консультации, которые связанны с оборотом объектов недвижимости.
На сегодняшний день, очень распространены случаи с ситуациями, связанными с операциями на рынке недвижимости, при которых необходимо получить информацию, что называется, из первых рук, от грамотного специалиста. Очень велик риск столкнуться с мошенническими схемами или допустить ошибку, исправление которой потребует больших материальных затрат в дальнейшем. Поэтому спокойней и безопасней, вовремя обратиться к специалисту представителю государственного учреждения, обладающего необходимыми знаниями.
5. Создание, модернизация, эксплуатация информационных систем различного назначения;
6. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Новые виды деятельности, кадастровой палаты, как нельзя точно отражают потребности в предоставлении достоверной информации и в проведении определенных работ, возникшие в условиях связанных с изменением земельного и имущественного законодательств.
На коммерческом рынке в сфере деятельности земельно-имущественных отношений и регистрации права, давно назрел вопрос о необходимости присутствия грамотного государственного органа (учреждения) с целью разъяснения, подготовки и контроля необходимой документации, являющимся при этом гарантом и исполнителем принятых на себя обязательств.
С введением новых функций, кадастровая палата также перешла к активному сотрудничеству с другими коммерческими организациями данной отрасли.
Например, при выполнении комплексов кадастровых работ ФГБУ «ФКП Росреестра» тесно контактирует с сообществом кадастровых инженеров. Так как, ФКП работает только на государственных и муниципальных объектах, а они в массе своей, подразумевают охват больших и ответственных территорий, по минимальным ценам, острой конкуренции за выполнение такого рода контрактов не наблюдается. Зачастую, кадастровая палата выступает субподрядчиком, разрабатывая и оформляя всю необходимую документацию и осуществляя контроль хода выполнения работы, а сами геодезические измерения на местности выполняет сторонняя организация.
Данный вариант исполнения очень удобен и практичен, как для Заказчика - государственного либо муниципального учреждения, так и для конечного Исполнителя - коммерческой организации. Заказчик может быть уверен в правильности выполнения проводимых работ и оформления необходимой документации согласно действующему законодательству, поручая ход проведения работ и контроль ФКП, а конечный Исполнитель сосредотачивается непосредственно только на качественном выполнении заказа, избегая при этом выполнения сложных бюрократических процедур не теряя при этом клиента.
На рисунке 1 предоставлены данные на первоначальном этапе внедрения новых видов деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра» в сентябре -октябре 2017года.
Рис. 1. Предоставление новых видов услуг населению ФГБУ «ФКП Росреестра» в сентябре - октябре 2017 г.[1].
4500 4500
4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000
250 5 300 500
НРЯД1
^ ¿Р ^ Л
Анализируя предоставленную информацию, видно, что направления деятельности были выбраны очень точно, а самой актуальной деятельностью ФГБУ «ФКП Росреестра» на ближайший период станут консультирования в сфере земельно-имущественных отношений и проведение кадастровых работ.
По словам руководства Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области: «В идеале сведения обо всех объектах недвижимости должны быть в Едином государственном реестре недвижимости. Это важно для правильного формирования налоговой базы, для недопущения имущественных споров у правообладателей, а также вовлечения в оборот земель. В действительности ситуация далека от идеальной. В настоящее время в Тверской области около полумиллиона учтенных земельных участков не имеют описания границ, выполненного в соответствии с требованиями действующего законодательства, что составляет 44% от общего числа земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН» (Рисунок.2.) [3].
Рис. 2. Земельные участки Тверской области зарегистрированные
в ЕГРН [3].
■ земельные участки зарегистрированные в ЕГРН с соблюдением действующего законодател ьства
■ участки не имеющие описания границ
В связи с этим, возникает необходимость в проведении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ таких участков, а так же по уточнению их площади.
Выполнение комплексных кадастровых работ выгодно и населению, и государству. Населению - потому что Филиал, таким образом, наведет порядок с границами земельных участков, поможет поставить на учет отсутствующие в реестре объекты недвижимости. Тем самым будет меньше споров у собственников, меньше злоупотреблений, связанных с владением недвижимостью.
Региональной власти и местной администрации комплексные кадастровые работы выгодны по тем же причинам, а кроме того, таким образом, будут уточнены объекты налогообложения [3] .
Введение электронного учета - новшество 2018 г. С января 2018 года все сделки учитываются в ЕГР, виртуальной базе данных без бумажного аналога. Новая база данных должна исполнять функции архива и гаранта соблюдения прав владения недвижимостью. Ожидаемый результат от этого нововведения - снижение бюрократии, страховка потери важных документов.
В настоящее время, земельное законодательство, включающее в себя Земельный кодекс и Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О государственной регистрации недвижимости", в состав которого с 01.01.17 вошел 221- ФЗ «о государственном кадастре недвижимости» - не совершенно. Несовершенность законодательства заключается, прежде всего, в несоответствии между собой всех необходимых предусмотренных законодательных, юридических процедур отвечающих интересам землевладельцев и землепользователей, неточности
и противоречии с другими взаимосвязанными законодательно-правовыми документами. Следовательно, реформирование данного учреждения и в дальнейшем неизбежно.
Можно предположить, что перспективными направлениями в деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра» на ближайшее будущее станут: оказание консультативных услуг населению и организациям, выполнение комплексных кадастровых работ, а также контроль в области правильного и грамотного отражения кадастрового учета.
Главной задачей ФГБУ «ФКП Росреестра» должно стать оптимальное улучшение оказания и предоставления услуг населению в области земельно-имущественных отношений, регулируя тем самым возникающие неудобства, вызываемые необходимыми изменениями в земельном законодательстве.
Использованные источники:
1. УСТАВ федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» // URL: http://kadastrdon.ru/d/649883/d/prilozhenie_prikazu_rosreestra_01_09_2011_p-331.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
2. Егорова Алина Кадастровая палата осваивает новые функции // Российская газета - Федеральный выпуск №7395 (229). 2017. 10.10. Ст. 2421.
3. Новоженина О. А. Информация в связи с внесением изменений в положение о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области // 1704449/01-07 от 22.09.2017. Тверь: 2017.