Научная статья на тему 'Инновации в педагогической деятельности: восприятие, воспроизведение, оценка и разработка на основе ситуационно-средового и герменевтического подходов'

Инновации в педагогической деятельности: восприятие, воспроизведение, оценка и разработка на основе ситуационно-средового и герменевтического подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая деятельность / педагогическая инновация / ситуационно-средовой подход / герменевтический подход / барьеры понимания / pedagogical activity / pedagogical innovation / situational-environmental approach / hermeneutical approach / barriers of understanding

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходякова Наталия Владимировна, Сердюк Наталья Владимировна

Актуальность: развитие отечественного образования, модернизация его содержания и технологий невозможны без инновационной деятельности педагогических субъектов. Восприятие, осмысление и оценка педагогами инноваций, формирование их готовности к созданию и воспроизведению инноваций в обучении и воспитании – процессы противоречивые, которые требуют гибкого управленческого сопровождения и адекватного проектирования, учитывающих ситуационные механизмы профессионально-личностного развития педагогического субъекта и герменевтические принципы организации взаимодействия личности с образовательной средой. Постановка проблемы: как необходимо проектировать образовательную среду, чтобы в процессе восприятия, воспроизведения, оценки и разработки педагогических инноваций минимизировались психологические затруднения и устранялись барьеры понимания у педагогических работников. Цель исследования: раскрыть возможности ситуационно-средового и герменевтического подходов в результативном обеспечении инновационной компетентности педагогов. Методы исследования: анализ научной литературы и нормативных правовых актов, моделирование, типологизация. Результаты и ключевые выводы: 1. Педагогические субъекты различаются по типам ситуаций взаимодействия с образовательной средой, каждой из которых соответствует оптимальный набор условий среды: а) сопротивление инновации (обеспечение обратной связи, психологическая поддержка); б) адаптация к инновации (систематизация информации, инструктирование, методическое сопровождение); в) апробация и воспроизведение инновации (проведение открытых и показательных занятий, участие в конкурсах); г) оценка и обсуждение инновации (условия для самовыражения и дискуссий); д) продуцирование инновации (минимум внешнего контроля). 2. Внедрение инноваций требует: создания общей для всего педагогического коллектива системы их интерпретации; поддержки организационного порядка; обеспечения целостности педагогического процесса на основе ценностной общности, чувства сопричастности к организации, ведомству, стране, педагогическому труду, сплочения членов профессиональных коллективов, общего видения будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in Pedagogical Activity: Perception, Reproduction, Evaluation and Development Based on Situational-Environmental and Hermeneutical Approaches

Relevance: the development of domestic education, the modernization of its content and technologies are impossible without the innovative activity of pedagogical subjects. The perception, comprehension and evaluation of innovations byteachers, the formation of their readiness to create and reproduce innovations in teaching and upbringing are contradictory processes that require flexible management support and adequate design, taking into account situational mechanisms of professional and personal development of a pedagogical subject and hermeneutic principles of the organization of personal interaction with the educational environment. Problem statement: how is it necessary to design an educational environment so that in the process of perception, reproduction, evaluation and development of pedagogical innovations, psychological difficulties are minimized and barriers of understanding among teaching staff are eliminated. The purpose of the study: to reveal the possibilities of situational-environmental and hermeneutic approaches in the effective provision of innovative competence of teachers. Research methods: analysis of scientific literature and regulatory legal acts, modeling, typologization. Results and key findings: 1. Pedagogical subjects differ in the types of situations of interaction with the educational environment, each of which corresponds to an optimal set of environmental conditions: a) resistance to innovation (providing feedback, psychological support); b) adaptation to innovation (systematization of information, instruction, methodological support); c) approbation and reproduction of innovation (conducting open and demonstration classes, participation in competitions); d) evaluation and discussion of innovation (conditions for self-expression and discussion); e) the production of innovation (minimum external control). 2. The introduction of innovations requires: the creation of a system of interpretation common to the entire teaching staff; the support of organizational order; ensuring the integrity of the pedagogical process based on a community of values, a sense of belonging to the organization, department, country, pedagogical work, the cohesion of members of professional teams, a common vision of the future.

Текст научной работы на тему «Инновации в педагогической деятельности: восприятие, воспроизведение, оценка и разработка на основе ситуационно-средового и герменевтического подходов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

И ИННОВАЦИИ

Ходякова Наталия Владимировна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: hodyakova@yandex.ru

Сердюк Наталья Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор, начальник кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: natalyaserduk@inbox.ru

Научная специальность: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 378.046.4

Дата поступления: 22 июня 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 1 сентября 2023 г.

Nataliya Vladimirovna Khodyakova,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor at the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexander Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: hodyakova@yandex.ru

Natal'ya Vladimirovna Serdyuk,

Doctor of Pedagogy, Professor,

Head of the Department of Psychology,

Pedagogy and Organization of Work with Personnel,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexander Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: natalyaserduk@inbox.ru

Scientific specialty: 5.8.1. General pedagogy, history pedagogy and education

Инновации в педагогической деятельности: восприятие, воспроизведение, оценка и разработка на основе ситуационно-средового и герменевтического подходов

Innovations in Pedagogical Activity: Perception, Reproduction, Evaluation and Development Based on Situational-Environmental and Hermeneutical Approaches

Аннотация

Актуальность: развитие отечественного образования, модернизация его содержания и технологий невозможны без инновационной деятельности педагогических субъектов. Восприятие, осмысление и оценка педагогами ин-

Abstract

Relevance: the development of domestic education, the modernization of its content and technologies are impossible without the innovative activity of pedagogical subjects. The perception, comprehension and evaluation of innovations by

24

новаций, формирование их готовности к созданию и воспроизведению инноваций в обучении и воспитании - процессы противоречивые, которые требуют гибкого управленческого сопровождения и адекватного проектирования, учитывающих ситуационные механизмы профессионально-личностного развития педагогического субъекта и герменевтические принципы организации взаимодействия личности с образовательной средой.

Постановка проблемы: как необходимо проектировать образовательную среду, чтобы в процессе восприятия, воспроизведения, оценки и разработки педагогических инноваций минимизировались психологические затруднения и устранялись барьеры понимания у педагогических работников.

Цель исследования: раскрыть возможности ситуационно-средового и герменевтического подходов в результативном обеспечении инновационной компетентности педагогов.

Методы исследования: анализ научной литературы и нормативных правовых актов, моделирование, типологизация.

Результаты и ключевые выводы:

1. Педагогические субъекты различаются по типам ситуаций взаимодействия с образовательной средой, каждой из которых соответствует оптимальный набор условий среды:

а) сопротивление инновации (обеспечение обратной связи, психологическая поддержка);

б) адаптация к инновации (систематизация информации, инструктирование, методическое сопровождение); в) апробация и воспроизведение инновации (проведение открытых и показательных занятий, участие в конкурсах); г) оценка и обсуждение инновации (условия для самовыражения и дискуссий); д) продуцирование инновации (минимум внешнего контроля).

2. Внедрение инноваций требует: создания общей для всего педагогического коллектива системы их интерпретации; поддержки организационного порядка; обеспечения целостности педагогического процесса на основе ценностной общности, чувства сопричастности к организации, ведомству, стране, педагогическому труду, сплочения членов профессиональных коллективов, общего видения будущего.

Ключевые слова: педагогическая деятельность; педагогическая инновация; ситуацион-но-средовой подход; герменевтический подход; барьеры понимания.

teachers, the formation of their readiness to create and reproduce innovations in teaching and upbringing are contradictory processes that require flexible management support and adequate design, taking into account situational mechanisms of professional and personal development of a pedagogical subject and hermeneutic principles of the organization of personal interaction with the educational environment.

Problem statement: how is it necessary to design an educational environment so that in the process of perception, reproduction, evaluation and development of pedagogical innovations, psychological difficulties are minimized and barriers of understanding among teaching staff are eliminated.

The purpose of the study: to reveal the possibilities of situational-environmental and hermeneutic approaches in the effective provision of innovative competence of teachers.

Research methods: analysis of scientific literature and regulatory legal acts, modeling, typologi-zation.

Results and key findings:

1. Pedagogical subjects differ in the types of situations of interaction with the educational environment, each of which corresponds to an optimal set of environmental conditions: a) resistance to innovation (providing feedback, psychological support); b) adaptation to innovation (systemati-zation of information, instruction, methodological support); c) approbation and reproduction of innovation (conducting open and demonstration classes, participation in competitions); d) evaluation and discussion of innovation (conditions for self-expression and discussion); e) the production of innovation (minimum external control).

2. The introduction of innovations requires: the creation of a system of interpretation common to the entire teaching staff; the support of organizational order; ensuring the integrity of the pedagogical process based on a community of values, a sense of belonging to the organization, department, country, pedagogical work, the cohesion of members of professional teams, a common vision of the future.

Keywords: pedagogical activity; pedagogical innovation; situational-environmental approach; hermeneutical approach; barriers of understanding.

Модернизация и развитие отечественного образования в целях обеспечения его конкурентоспособности и улучшения качества жизни граждан нашей страны предполагают активную и поддерживаемую государством инновационную деятельность. Об этом говорится в федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации»1, «О науке и государственной научно-технической политике»2, в Государственной программе Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»3 и других программно-правовых документах.

Об особой роли инновационного развития страны, пересмотра традиционных подходов к повышению качества образования, о потребности в педагогах нового типа, готовых к созданию и использованию новейших технологий, неоднократно высказывался на разных площадках Президент России В. В. Путин [9; и др.]. Руководством страны также много раз подчеркивалась необходимость уделения внимания человеку как субъекту реформ и инноваций, без чего не удастся достичь научно-технологического прорыва. Как справедливо отметил Министр внутренних дел В. А. Колокольцев, «применение технических средств не исключает роль человеческого фактора» [13].

В системе МВД России инновационная деятельность является частью стратегического управления. Функцию поддержки инноваций осуществляет Совет МВД России по научно-гуманитарному обеспечению и положительному опыту в органах внутренних дел, формирующий инновационную политику ведомства. В качестве источников инноваций выступают: российский и зарубежный передовой опыт деятельности правоохранительных органов, а также результаты отечественных научных разработок, выполняемых ведомственными научно-исследовательскими и образовательными организациями, которые разрабатывают наиболее актуальные и практически значимые проблемы, организуют внедрение результатов научных исследований в практику4.

В актуальном Перечне основных направлений научного обеспечения деятельности органов внутренних дел5 представлена и тематика, связан-

1 Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.04.2023).

2 О науке и государственной научно-технической политике : Федер. закон № 127-ФЗ : принят Гос. Думой 12 июля 1996 г. : одобрен Советом Федерации 12 августа 1996 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.04.2023).

3 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 27.04.2023).

4 Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 апреля 2016 г. № 155.

5 Об осуществлении научной (научно-исследовательской) дея-

ная с педагогическими инновациями. В частности, к наиболее актуальным проблемам, подлежащим инновационной разработке, отнесены: создание современных образовательных технологий подготовки сотрудников ОВД, развитие методического обеспечения практико-ориентированного образовательного процесса, модернизация системы воспитательной работы и другие.

Инновационный учебный процесс имеет продуктивный характер и противостоит традиционному репродуктивному обучению, в котором преподаватель транслирует знания и способы деятельности в готовом виде, а обучающиеся их воспроизводят. В основе педагогической инновации лежит новая (обновленная) модель обучения, которая, как правило, научно обоснована.

Субъектом инноваций в обучении является педагог, который достиг уровня педагогического мастерства и являет собой творческую личность, самореализация которой невозможна без его авторской профессиональной позиции. В год педагога и наставника нельзя не вспомнить об инновационной деятельности великого российского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, 200-летие которого мы отмечаем в 2023 г. Ушинский, будучи преподавателем Смольного института благородных девиц, значимо изменил существующую в то время систему женского образования. Он сумел пробудить у девушек интерес к чтению научных книг, раскрывающих законы развития общества и природы, а также к труду и деятельности не только на благо семьи, но и общества. Благодаря Ушинскому поменялся состав педагогов Смольного института, были приглашены сильные и прогрессивные преподаватели, которые разделяли взгляды Ушинского на образование [14].

Инновационной педагогической деятельности посвящены научно-педагогические труды ведущих ученых нашей страны (М. В. Кларина, Н. К. Сергеева, В. В. Серикова, В. И. Загвязинско-го и др.) [8; 11; 16]. Педагогическая инновация определяется в них как внедрение в образовательную практику новшества, которое ее качественно улучшает, меняет стиль деятельности и мышления педагога, существенно влияет на постановку педагогических целей, организацию взаимодействия педагога и обучающихся.

Говоря о педагогических инновациях, следует отметить, что они бывают разных видов. Инновационно-педагогическая деятельность может быть ориентирована на следующее:

— разработку научно-педагогических основ образовательной деятельности (субъектами этих инноваций являются педагоги-исследователи, которые создают концепции, объясняющие неуспешность тех или иных уже существующих об-

тельности в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 апреля 2016 г. № 155.

25

26

разовательных систем и проектирующие образовательные системы нового типа);

— совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса (это инновации педагогов-практиков в области педагогического целеполагания, выбора содержания образования и/или процессуальных характеристик образования — его технологий, методов, форм и средств);

— оптимизацию организационных основ и материально-технического оснащения образовательного процесса (субъектом инноваций этого типа являются, как правило, педагоги-руководители, которые трансформируют организационную структуру образовательного процесса, пересматривают ее функции и вносят изменения в ресурсное обеспечение)6.

Педагогические инновации могут развиваться:

— как инновации-модернизации, предполагающие новое применение уже существующей идеи (например, в случае с развитием идеи ученической доски и мела и ее воплощением сначала в диапроекторе, а затем в интерактивной доске);

— инновации-трансформации, предусматривающие кардинальное изменение парадигмы обучения (например, переход от чтения учебных книг к компьютерному обучению и изучению образовательных интернет-ресурсов).

Отношение преподавателей к инновациям различно. Одни склонны к их принятию, риску, ответственности и творчеству, другие более консервативны, избегают риска и изменений в привычной деятельности. Отношение к инновациям в существенной мере связано с личностными особенностями преподавателя в образовательной среде.

Преподаватели, сопротивляющиеся инновациям в образовательном процессе, по мнению психологов, переживают «стресс инноваций» как результат активных трансформаций в образовании и связанного с ними отказа от устоявшихся представлений. Ориентированные на традиционный вариант педагогической деятельности, они испытывают деструктивные эмоции и чувства в отношении инноваций.

По данным опроса, проведенного в ходе исследования, выполненного в Академии управления МВД России преподавателями кафедры, было установлено, что основные психологические затруднения сотрудников органов внутренних дел по отношению к инновациям обусловлены следующими причинами: отсутствием желания обучаться новому; их опасением, что возрастет напряженность деятельности; неготовностью убеждать коллег в актуальности инновации; неже-

6 Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. иКЬАйрУ^^^.сотиНай.ги (дата обращения: 01.05.2023).

ланием менять привычную тактику деятельности; боязнью неопределенности в связи с непониманием сущности и последствий инновации; осложнением межличностного взаимодействия и отношений с руководством, а также организационной трансформацией при переходе на новые условия труда; опасением лишиться места работы и потерять свой социальный статус [5].

Сопротивление инновациям может сопровождаться проявлением педагогами раздражения, возникновением у них первичных признаков депри-вации и депрессии, связанной с переживанием неизбежности изменений. В этой ситуации организаторы нововведений должны наладить обратную связь с коллективом, больше слушать, поддерживать колеблющихся. Иногда целесообразным могут быть предложение детально обсудить ситуацию и убедиться в ее достоинствах, а также предоставление несогласным возможности сделать самостоятельный выбор. Ведь в состоянии исследования любой человек начинает лучше ориентироваться в новых формах деятельности и, таким образом, делает первый шаг в направлении инновации.

Нами предложена авторская типология педагогов по отношению к инновациям, разработанная на основе ситуационно-средового подхода в педагогике [19].

Педагоги, продуцирующие инновации в образовательной среде, открыты для восприятия нового, их отличают креативное мышление, интенсивное общение с обучающимися, они готовы рисковать, стремятся к профессиональной состоятельности, активно изучают научные источники. Их толерантность к риску позволяет им разрабатывать новые средства достижения педагогических целей даже в тех случаях, когда эффективность не очевидна. Поэтому продуцирование педагогических инноваций почти всегда связано с профессионально-личностным саморазвитием преподавателя, его исследовательской активностью и функционированием в режиме педагогического эксперимента.

Вторую группу составляют педагоги, оценивающие и обсуждающие возможные инновации. Они осторожнее в выборе, чем новаторы, так как осознают серьезную ответственность за производимые в образовательном процессе изменения и пытаются отыскать в инновационной деятельности личностный смысл, найти место будущей инновации в индивидуальной системе ценностей, определить, представить и обсудить в референтной группе коллег свою профессионально-педагогическую позицию. Как правило, участники этой группы понимают необходимость инноваций, но им нужно больше времени для предварительных рефлексии и дискуссий.

Третья группа — педагоги, апробирующие и воспроизводящие инновации. Представители этой груп-

пы испытывают в своей практической деятельности различные уже существующие инновации, определяют наиболее подходящие для себя новые инструменты, приводящие к наилучшей результативности деятельности. Часто преподаватели этой группы используют инновации при проведении открытых и показательных занятий, а также в ходе участия в профессиональных конкурсах.

Представители четвертой группы — педагоги, адаптирующиеся к инновациям, — приступают к освоению новых технологий в основном под давлением профессиональной среды, когда руководство образовательной организации высказалось в поддержку инноваций. Они нуждаются в систематизации и дозировании больших объемов новой информации, подробном инструктировании и методическом сопровождении.

Пилотное исследование уровня готовности преподавателей к инновационно-педагогической деятельности, проведенное нами в текущем учебном году среди слушателей школы педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава и преподавателей-методистов Академии управления МВД России, показало, что воспринимают себя новаторами, имеющими собственное представление о должной профессиональной и учебной деятельности, готовыми к реализации на практике своих идей и предложений, осознающими и преодолевающими психологические риски и сопротивление среды 15 % слушателей школы.

Педагогами, способными воспринять новое, готовыми к диалогу, смысловой оценке и обсуждению инноваций, вырабатывающими свою позицию по отношению к изменениям в образовательной среде, себя посчитали 30 % обучающихся в школе педагогического мастерства; 23 % слушателей готовы к участию в экспериментальной педагогической деятельности, заинтересованы в ее успешности, хотели бы реализовать в инновационных проектах свои способности и возможности; 32 % респондентов (как видим, это самая большая группа) стремятся разобраться в педагогических инновациях и адаптироваться к ним, но при этом нуждаются в специальной подготовке, руководстве и помощи.

Готовность педагога к разработке инновации включает в себя как минимум три аспекта: интеллектуальный, психологический и практический. Интеллектуальная готовность преподавателя к инновационной профессиональной деятельности предполагает: эрудицию в широком круге вопросов, в том числе в предметной области преподаваемой учебной дисциплины, в сфере общей педагогики и педагогической психологии, открытость новому знанию; его развитую способность к анализу существующих в образовательном процессе проблем и поиску возможных вариантов их решения; синтез уже известного и нового педаго-

гического знания; прогнозирование и рефлексию результатов инновационного обучения.

Психологическая готовность педагога к продуцированию инновации подразумевает его сильную и устойчивую профессиональную мотивацию, коммуникативную компетентность, лидерские качества, адекватную самооценку, выраженную потребность в непрерывном профессионально-личностном развитии, преобладание положительных эмоций и чувств в процессе научно-педагогического поиска.

Практическая готовность предполагает его способность к применению знаний в новых условиях и экспериментированию, наличие достаточного педагогического опыта, приложение волевых усилий в преодолении возникающих затруднений, наличие умений в оформлении инновации и ее представлении педагогической общественности.

Педагог-новатор много размышляет, определяется в своем оценочном отношении к образовательной реальности или ее компонентам, сопровождает оценку инициативными предложениями, осуществляет предложенное на практике и несет ответственность за возможные последствия своих действий. Эта последовательность действий лучше всего иллюстрируется словами С. П. Королева: «Не согласен — критикуй, критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай!».

С учетом того очевидного обстоятельства, что любая профессиональная деятельность сегодня осуществляется в условиях повышенной неопределенности, фактор необходимости инновационной деятельности на уровне методологических подходов возрастает. Таким универсальным теоретическим подходом может выступать герменевтический, позволяющий профессионалу решать ежедневно множество неточных, порой разнонаправленных задач [17].

Близость и чуждость — вот ключевая проблема герменевтики, которая обусловливает внутреннее личностное противоречие при возникновении инноваций. Однако, если Ф. Шлейермахер полагал, что данное противоречие вызывает напряжение, под которым скрывается тайна индивидуальности, П. Сартр считал это постоянным конфликтом с Другим, то Х.-Г. Гадамер рассматривал это как условие для понимания. Под «чужим», или Другим, рассматриваются как любые знаковые символы культуры, так и опыт других людей. Таким опытом может выступать и педагогическое наследие классиков, и педагогическое знание современников. В процессе соприкосновения с чужим происходит проникновение во внутреннюю сущность и содержание познающей личности, которое сопровождается бесконечным процессом интерпретации, в результате чего являются новые смыслы и опыт. Учитывая, что область чужого безгранична и неиссякаема, можно сделать вы-

27

28

вод, что процессы интерпретации неисчерпаемы, поэтому личность, тем более личность новатора, коим по определению является научный и научно-педагогический работник, не ограничена в получении нового опыта. При этом данный процесс направлен на понимание и интерпретацию и собственного полученного опыта; так, герменевтика дает человеку возможность постоянного узнавания собственного «Я». Ф. Ницше в этом смысле писал о возвращении личности к себе, объясняя это необходимостью «взглянуть самому себе в лицо» [1].

Поскольку классическая герменевтика традиционно толковалась как искусство понимания и интерпретации текстов, то можно предположить, что любая педагогическая ситуация может быть «прочитана» как текст, а глубина и всесторонность ее понимания зависит от эрудиции и подготовленности понимающего субъекта и ясности, понятности, однозначности понимаемой ситуации. В данном случае понятие «текст» не следует трактовать в буквальном смысле. Так, Р. Барт обоснованно рассматривает текст в качестве универсальной категории, как смысловое поле культуры [3], «знак культуры» (А. М. Лобок). Не только непосредственно сам текст, но и устная речь (монолог и диалог), а также события, происходящие в любых образовательных, в том числе инновационных процессах, становятся основой, фоном для постоянно происходящего процесса интерпретации, в результате чего происходит установление смыслов.

В обстоятельствах неопределенности, которыми характеризуется любая новая ситуация, возникают многочисленные барьеры понимания, которые необходимо преодолеть для достижения согласия и формирования продуктивного отношения к инновациям. К таким барьерам можно отнести следующие:

1. Социально-культурные барьеры, возникающие на основе различий национального, религиозного, политического, профессионально -го, полового, возрастного характера (например, сложности восприятия инноваций представителями разных полов, возрастов, должностных статусов, профессиональной специализации и авторитетности).

2. Психологические барьеры, возникающие из-за индивидуально-психологических различий сотрудников и работников образовательной организации, где внедряются инновации (например, контрастность по ценностным ориентациям и доминирующей мотивации, индивидуальным (в том числе и когнитивным) стилям, типам психологических защит, темпераментам и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Барьеры отношения, возникающие на основе сложившихся у научно-педагогических работников межличностных антипатий или по причине группо-ориентированного поведения (напри-

мер, влияние недоверия, ранее возникшего между сотрудниками и работниками, на передаваемую информацию инновационного характера; формализованное или конфронтационное обращение с представителями других профгрупп (например, профессорско-преподавательский состав и сотрудники подразделений, обеспечивающих учебный процесс, из-за наличия в организации явлений «группового фаворитизма», группового эгоцентризма и др.).

4. Семантико-фонетические барьеры, связанные с различиями в передаче, приеме и понимании информации (например, представители профессорско-преподавательского состава и обеспечивающих подразделений в целом различаются по лексикону (богатство/бедность), по способностям к логичности при формулировании сообщений, возможно несовпадение тезаурусов (то есть лингвистического словаря языка), стилевых особенностей речи (превалирование структурирования информации по «правилу рамки» или «правилу цепи»), фонетических дефектов речи у говорящего (неразборчивая дикция, плохая артикуляция, излишек в сообщении неречевых голосовых проявлений, назализаций (в частности, звуков-разделителей типа «э-э-э-э», «хм-м-м-м»7) и др.).

Кроме того, как утверждают зарубежные исследователи Майкл Ташмент и Чарльз О'Рэйлли: «из-за ограниченной идентификации (внимания к продукту, а не процессу) успешные организации динамически консервативны; они активно пытаются сохранить свои основные компетенции» [18, с. 21]. В этой связи авторы указывают на необходимость умения «управлять переменами», ведь «управление инновационными потоками требует также революционных перемен» [18, с. 248]. Поэтому так необходимы руководители нового типа в образовательных и научных организациях: понимающие, рефлексирующие, корректно интерпретирующие себя, других, наличную профессиональную ситуацию, а также необходимые инновации. Ташмент и О'Рэйлли представляют подобного руководителя таким образом: «При взгляде на менеджера с другой стороны мы видим политика, формирующего сети объединений, группировки и коалиции, которые способствуют проведению реформы... мы представили менеджеров в роли актеров, точнее, жонглеров — они удерживают и сочетают все противоречия, заложенные в универсальных организациях, они управляют и сегодняшним днем, и завтрашним. Хорошие руководители обладают такими навыками и такой гибкостью поведения, что ухитряются удерживать в равновесии различные компетенции, требую-

7 Указанные в виде примеров проявления семантико-фонетиче-ского барьера часто рассматривают как самостоятельные. См. подробнее: ПанфиловаА П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Санкт-Петербург, 2001. С. 49-65.

щиеся для управления инновационными потоками и обновления организации» [18, с. 249].

Герменевтический подход к инновациям включает в себя также понятие «герменевтического круга»: круг позволяет достичь единства с Другим, «слияния горизонтов», как полагал Х-Г. Гадамер. Интерпретатор, анализируя инновацию как текст, понимает его, исходя из собственного опыта, при этом полученное новое знание вносит коррективы в его багаж знаний, оказывая влияние как на его части, так и на целое. «Вращаясь в этом герменевтическом круге, исследователь вновь и вновь прочитывает текст, открывая в нем все новые смысловые пласты, углубляя и расширяя свое личное понимание текста» [6]. М. Хайдеггер пишет по этому поводу, что окончательного и абсолютного понимания чего-либо не существует, в противном случае это означает гибель сознания. Х-Г. Гадамер также отмечает, что при познании текстов нет начала и конца, «конец и определяет начало, как начало конец»; за исходную точку можно взять временный смысл.

Классик герменевтического знания В. Диль-тей отмечал необходимость и важность постоянного социального обновления общества. Однако этого можно достигнуть только если молодое поколение будет лучше и прогрессивнее старшего. Старшее поколение передает свои опыт и знания, а молодое, интерпретируя их, исходя из текущего исторического времени, получает новое знание. Этот процесс имеет непреднамеренный характер, но именно образование и воспитание должны сделать его обдуманной деятельностью.

Ему вторит П. Рикер, рассматривающий основную задачу педагогики как науки об общественной жизни «пробудить человека», воспитать в нем свободную и творческую личность [15], а значит способность и готовность к инновациям.

Более того, герменевтический подход к инновациям позволяет не только понять и принять их в полной мере, но и определяет путь к самопознанию, пониманию своей роли и места в инновационной ситуации. Так, Н. Смит, в частности, отмечает, что философская герменевтика как инструмент исследования предоставляет ценные возможности для теоретиков и практиков образования. Автор утверждает, что мы живем в мире взаимно влияющих сущностей, где наши действия оказывают влияние на тех, с кем мы вступаем в контакт, и, наоборот, где на нас также влияют их действия. При этом герменевтика не только изучает это взаимное влияние, но и включает в себя принятие особого рода ответственности за себя как неотъемлемой части интерпретации других вещей и людей. Это дает возможность самопониманию измениться по мере того, как станет очевидно, что собственные интерпретации нуждаются в пересмотре [20].

Герменевтический подход поможет осознать значимость своих поступков через осознание прав

других участников инноваций. Как справедливо отмечает А. А. Брудный, «взаимопонимание людей обязательно включает осознание их прав. Но переход от «мы» к «я» есть переход от понимания чувств, интересов и намерений других людей к пониманию самого себя» [4].

Диалектика инноваций заключается и в том, что для инновационных продуктов зачастую «не нужны никакие новые технологии: их компоненты созданы на основе испытанных технологий и соединены вместе в новой архитектуре продукта, которая предлагает потребителям недоступный прежде набор характеристик» [4, с. 221].

Но посредством инструментов герменевтики инновация наполняется живым содержанием, происходит движение новых правил от новатора — их инициатора — к иному субъекту инноваций — исполнителю, а от исполнителя — к воплощению в практической педагогической плоскости. Именно такой диалог является ядром герменевтического подхода, сформулированного Х.-Г. Гадаме-ром [12].

С позиций герменевтической педагогики и психологии человек понимает себя через других людей, и в то же время принимает других, как себя. Так воспитывается адекватное восприятие к инновациям, которое столь необходимо для результативного и эффективного образовательного и научно-исследовательского процесса.

Однако в основе и традиций, и новаций лежит все же систематический и упорный труд. По мнению американского мыслителя Питера Друкера, «новаторство — самая настоящая работа, которой можно и должно управлять, как и другими... процессами. И если сознательно и целенаправленно искать благоприятные возможности для инноваций, успеха можно достичь быстрее, чем понадеявшись только на вдохновение» [10, с. 115]. Поэтому «большинство нововведений, особенно успешных, — результат сознательного и целенаправленного поиска новых возможностей» [10, с. 118].

Определить палитру этих возможностей и сформировать устойчивое позитивное отношение к ней — задача новатора, которым по определению является каждый научно-педагогический работник, в том числе преподаватель вуза системы МВД России, которому не только не чуждо творчество, основанное на создании инновационного, авторского продукта (методики, технологии, подхода и пр.), а, напротив, оно является смыс-лообразующим компонентом его научно-педагогического служения. Профессор О. В. Афанасьева определила этот творческий стержень так: «На первый взгляд кажется, что творить, заниматься. "новаторством", работникам органов внутренних дел не пристало: их труд строго регламентируется законами, уставами, нормативными актами. Но нельзя забывать, что сотрудник органов внутренних дел, как и всякий человек, наделен твор-

29

30

ческими способностями, и чем более развиты эти способности, тем выше его культура, тем успешнее он будет выполнять свои служебные обязанности. Он будет свободнее общаться с людьми на службе и вне ее, станет привлекательнее для окружающих, поднимая тем самым авторитет органов внутренних дел» [2, с. 5].

Организационная культура органов внутренних дел позволяет всем ее носителям, прежде всего научно-педагогическим работникам, формирующим профессиональные ценности и смыслы, в ситуациях внедрения инноваций уменьшать степень коллективной неопределенности (иначе — упрощать общую для всех сотрудников систему интерпретации), поддерживать организационный порядок, трудовую и служебную дисциплину (то есть вносить ясность в ожидания членов коллектива), обеспечивать целостность (за счет ключевых ценностей и норм, воспринимаемых всеми как незыблемые и передаваемые из поколения в поколение), создавать чувство сопричастности к организации, ведомству, стране, общему делу путем сплочения членов профессиональных коллективов в одно целое и освещать видение будущего, давая тем самым заряд для движения впе-

Список литературы:

1. Ануфриева Д. Ю. Педагогические идеи герменевтики // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 11. С. 157-163.

2. Афанасьева О. В. Творчество как саморазвитие личности : моногр. Москва: Луч, 1998.

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. Москва: Прогресс, 1989. 616 с.

4. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. Москва, 2005. 336 с. URL: https:// www.psyoffice.m/3812-brudnyjj-a.a.-psikhologicheskaja-germenevtika (дата обращения: 09.09.2021).

5. Вахнина В. В., Овсянников П. Н. Психологические особенности эффективного преодоления блокаторов профессиональных инноваций // Академическая мысль. 2020. № 2 (11). С. 127-133.

6. ГадамерХ.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Москва, 1988. 704 с.

7. Грошев И. В. Организационная культура : учеб. пособие / И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. Москва: ЮНИТИ-ДА-НА, 2004.

8. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. Тюмень: ТГУ, 2011.

9. Заседание Совета по науке и образованию 8 февраля 2023 года // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.

ред, поддерживая способность и готовность принимать инновации [7, с. 204].

Перспективными для дальнейшего исследования проблемы порождения, понимания и принятия педагогических инноваций представляются вопросы эффективного управления инновационным процессом в образовательной организации, обоснования условий конструктивного сотрудничества различных субъектов инновационной педагогической деятельности в одной и той же образовательной среде и другие.

По меткому выражению исследователей И. В. Грошева, П. В. Емельянова и В. М. Юрьева, «вызов времени заключается не в решении — меняться или не меняться, а в том, как именно меняться, чтобы повысить эффективность организации» [7, с. 205]. Ведь обучая специалистов сегодня, как вчера, мы можем потерять завтра. Поэтому инновации в педагогической деятельности жизненно необходимы и формировать к ним устойчивое позитивное отношение — задача как руководителей всех уровней в образовательных организациях, так и самих преподавателей на пути самостроительства, самоактуализации и решения образовательных задач.

References:

1. Anufrieva D. Yu. The pedagogical ideas of her-meneutics // Siberian Pedagogical Journal. 2009. № 11. S. 157-163.

2. Afanas'eva O. V. Tvorchestvo kak samorazvitie lichnosti : monogr. Moskva: Luch, 1998.

3. Bart R. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika / per. s fr.; sost., obshch. red. i vstup. st. G. K. Ko-sikova. Moskva: Progress, 1989. 616 s.

4. Brudnyj A. A. Psihologicheskaya germenevti-ka. Moskva, 2005. 336 s. URL: https://www. psyoffice.m/3812-brudnyjj-a.a.-psikhologi-cheskaja-germenevtika (data obrashcheniya: 09.09.2021).

5. Vahnina V. V., Ovsyannikov P. N. Psihologiches-kie osobennosti effektivnogo preodoleniya bloka-torov professional'nyh innovacij // Akademi-cheskaya mysl'. 2020. № 2 (11). S. 127-133.

6. Gadamer H.-G. Istina i metod. Osnovy filosof-skoj germenevtiki. Moskva, 1988. 704 s.

7. Groshev I. V. Organizacionnaya kul'tura : ucheb. posobie / I. V. Groshev, P. V. Emel'yanov, V. M. Yur'ev. Moskva: YUNITI-DANA, 2004.

8. Zagvyazinskij V. I., Strokova T. A. Pedagogi-cheskaya innovatika: problemy strategii i takti-ki. Tyumen': TGU, 2011.

9. Zasedanie Soveta po nauke i obrazovaniyu 8 fev-ralya 2023 goda // Prezident Rossii : ofic. sajt. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/deliberations/70473 (data obrash-cheniya: 27.04.2023).

kremlin.ru/events/president/transcripts/ deliberations/70473 (дата обращения: 27.04.2023).

10. Инновации в бизнесе. Москва: Альпина бизнес букс, 2007.

11. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. Москва: Луч, 2016.

12. Клейтон М. Кристенсен. Дилемма иннова-тора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании. Москва: Альпина паблишер, 2014.

13. Расширенное заседание коллегии МВД 20 марта 2023 года // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/ catalog/persons/310/events/70744 (дата обращения: 27.04.2023).

14. Реформатор Смольного института. Исполнилось 200 лет со дня рождения Константина Ушинского. URL: https:// spbvedomosti.ru/news/nasledie/reformator-smolnogo-instituta-ispolnilos-200-let-so-dnya-rozhdeniya-konstantina-ushinskogo (дата обращения: 27.04.2023).

15. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика / Рос. акад. наук, инст. философии. Москва, 1995.

16. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. Москва: Логос, 2013.

17. Сердюк Н. В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя ОВД : моногр. Москва: Академия управления МВД России, 2013.

18. Ташмен М, ОРейлли Ч. Победить с помощью инноваций : практическое руководство по изменению и обновлению организации. Москва: Альпина паблишер, 2014.

19. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход в проектировании личностно развивающих образовательных систем: исследование продолжается // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7. № 4. С. 61-74.

20. Smith N. Strong Hermeutics. Contingency and Moral Identity. London, 1997.

Для цитирования:

Ходякова Наталия Владимировна, Сердюк Наталья Владимировна. Инновации в педагогической деятельности: восприятие, воспроизведение, оценка и разработка на основе ситуацион-но-средового и герменевтического подходов // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 2 (2). С. 23-31.

13

15

10. Innovacii v biznese. Moskva: Al'pina biznes buks, 2007.

11. Klarin M. V. Innovacionnye modeli obucheniya: issledovanie mirovogo opyta. Moskva: Luch, 2016.

12. Klejton M. Kristensen. Dilemma innovatora: Kak iz-za novyh tekhnologij pogibayut sil'nye kompanii. Moskva: Al'pina pablisher, 2014. Rasshirennoe zasedanie kollegii MVD 20 marta 2023 goda // Prezident Rossii : ofic. sajt. URL: http://www. kremlin. ru/c atalog/p ersons/310/ events/70744 (data obrashcheniya: 27.04.2023).

14. Reformator Smol'nogo instituta. Ispolnilos' 200 let so dnya rozhdeniya Konstantina Ushin-skogo. URL: https://spbvedomosti.ru/news/na-sledie/reformator-smolnogo-instituta-ispolni-los-200-let-so-dnya-rozhdeniya-konstantina-ushinskogo (data obrashcheniya: 27.04.2023). Riker P. Germenevtika. Etika. Politika. Ros. akad. nauk, inst. filosofii. Moskva, 1995.

16. Sergeev N. KSerikov V. V. Pedagogicheskaya deyatel'nost' i pedagogicheskoe obrazovanie v innovacionnom obshchestve. Moskva: Logos, 2013.

Serdyuk N. V. Pedagogicheskaya germenevtika v deyatel'nosti rukovoditelya OVD : monogr. Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2013.

Tashmen M, ORejlli Ch. Pobedit' s pomoshch'yu innovacij : prakticheskoe rukovodstvo po izme-neniyu i obnovleniyu organizacii. Moskva: Al'pina pablisher, 2014.

19. Hodyakova N. V. Situational-environmental approach in the design of personality-developing educational systems: the study continues // Applied Psychology and Pedagogy. 2022. T. 7. № 4. S. 61-74.

20. Smith N. Strong Hermeutics. Contingency and Moral Identity. London, 1997.

17

18

For citation:

Khodyakova Nataliya Vladimirovna, Serdyuk Natal'ya Vladimirovna. Innovations in Pedagogical Activity: Perception, Reproduction, Evaluation and Development Based on Situational-Environmental and Hermeneutical Approaches // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 2 (2). P. 23-31.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.