Научная статья на тему 'Особенности деятельности педагогического субъекта в условиях реализации педагогической инновации'

Особенности деятельности педагогического субъекта в условиях реализации педагогической инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический субъект / инновационная деятельность / развитие образования / педагогические инновации / образовательные среды / развитие личности / pedagogical subject / innovative activity / development of education / pedagogical innovations / educational environments / personal development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

Актуальность: социокультурный контекст выдвигает возрастающие требования к организации образования, что стимулирует переход системы образования в инновационный режим функционирования, уточнение педагогическими субъектами целей образования, корректировку содержания образовательных программ, содержания деятельности педагогических субъектов по организации образовательных сред, а также содержания учебной деятельности обучающихся при освоении образовательных программ. При этом ведущим субъектом, обеспечивающим как генерирование инновационных идей, так и их воплощение в практику, является педагог. Постановка проблемы: реализация инноваций в организации образовательного процесса находится в зависимости от избранных методологических подходов в определении сущностных характеристик данного педагогического явления, в связи с чем требуется уточнение ведущих характеристик инновационной активности проек тировщиков образования при учете повышающихся требований к организации образования с ориентацией на личность педагога и на личность обучающегося. В качестве предмета исследования определены признаки инновационной деятельности педагогического субъекта при проектировании образовательных сред. Цель исследования: анализ характеристик инновационной деятельности в образовании и представление в обобщенном виде особенностей инновационной педагогической деятельности в личностно-ориентированном образовании. Методы исследования: в качестве основных методологических подходов для проведения исследования избраны: личностно-ориентированный подход (В. В. Сериков), антропологический подход (В. И. Слободчиков), концепция непрерывного образования (И. А. Колесникова). В качестве методов исследования применяется контент-анализ теоретических источников по проблемам инновационной деятельности и педагогических инноваций, а также анализ представлений педагогических субъектов о педагогических инновациях. Исследованием охвачено 28 сотрудников профессорскопреподавательского состава (начальники кафедр огневой и физической подготовки вузов МВД России), проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в Академии управления МВД России. Результаты и ключевые выводы: проведенное исследование позволило в качестве особенностей инновационной активности педагогического субъекта выделить такие характеристики, как: целенаправленность активности педагогического субъекта в отношении совершенствования образовательного процесса; экспериментальный режим функционирования; рефлексивность и критичность в отношении оценки извне выдвигаемых требований, а также своих инициатив; проблемность средового контекста, обусловленная предлагаемым новым и многократно апробированным традиционным; толерантность отношений между взаимодействующими субъектами (толерантность к многообразию); готовность педагогического субъекта отказаться от инновационной идеи и вернуться к реализации традиционных подходов. Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты могут служить ориентировочной основой для разработки критериев оценки инновационной активности педагогических субъектов в организации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Activity of a Pedagogical Subject in the Context of the Implementation of Pedagogical Innovation

Relevance: the socio-cultural context puts forward increasing requirements for the organization of education, which stimulates the transition of the education system to an innovative mode of functioning, clarification of educational goals by pedagogical subjects, adjustment of the content of educational programs, the content of the activities of pedagogical subjects for the organization of educational environments, as well as the content of educational activities of students during the development of educational programs. At the same time, the leading subject providing both the generation of innovative ideas and their implementation in practice is the teacher. Problem statement: the implementation of innovations in the organization of the educational process depends on the chosen methodological approaches in determining the essential characteristics of this pedagogical phenomenon, and therefore it is necessary to clarify the leading characteristics of innovative activity of educational designers, taking into account the increasing requirements for the organization of education with a focus on the personality of the teacher and the personality of the student. As the subject of the study, the signs of innovative activity of a pedagogical subject in the design of educational environments are determined. The purpose of the study is to analyze the characteristics of innovative activity in education and to present in a generalized form the features of innovative pedagogical activity in personality-oriented education. Research methods: as the main methodological approaches for conducting the research, the following were chosen: a personality-oriented approach (V. V. Serikov), an anthropological approach (V. I. Slobodchikov), the concept of continuing education (I. A. Kolesnikova). Content analysis of theoretical sources on the problems of innovation and pedagogical innovations, as well as the analysis of representations of pedagogical subjects about pedagogical innovations are used as research methods. The study covered 28 members of the teaching staff (heads of departments of fire and physical training of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia) who are trained in additional professional programs at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Results and key conclusions: the conducted research allowed identifying such characteristics as: purposefulness of the activity of the pedagogical subject in relation to the improvement of the educational process; experimental mode of functioning; reflexivity and criticality in relation to the assessment of externally put forward requirements, as well as their initiatives; problematic environmental context due to the proposed new and repeatedly tested traditional; tolerance of relations between interacting subjects (tolerance to diversity); willingness of the pedagogical subject to abandon the innovative idea and return to the implementation of traditional approaches. The scientific novelty of the study lies in the fact that the results obtained can serve as an indicative basis for the development of criteria for assessing the innovative activity of pedagogical subjects in the organization of education.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности педагогического субъекта в условиях реализации педагогической инновации»

32

Купавцев Тимофей Сергеевич,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры организации огневой и физической подготовки, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Timofey Sergeevich Kupavtsev,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Shooting and Physical Training Organization, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexander Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: kupavzev22@yandex.ru E-mail: kupavzev22@yandex.ru

Scientific Specialty:

5.8.1. General pedagogy, history pedagogy and education

Научная специальность: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 378.046.4

Дата поступления: 28 июня 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 1 сентября 2023 г.

Особенности деятельности педагогического субъекта в условиях реализации педагогической инновации

Features of the Activity of a Pedagogical Subject in the Context of the Implementation of Pedagogical Innovation

Аннотация

Актуальность: социокультурный контекст выдвигает возрастающие требования к организации образования, что стимулирует переход системы образования в инновационный режим функционирования, уточнение педагогическими субъектами целей образования, корректировку содержания образовательных программ, содержания деятельности педагогических субъектов по организации образовательных сред, а также содержания учебной деятельности обучающихся при освоении образовательных программ. При этом ведущим субъектом, обеспечивающим как генерирование инновационных идей, так и их воплощение в практику, является педагог.

Постановка проблемы: реализация инноваций в организации образовательного процесса находится в зависимости от избранных методологических подходов в определении сущностных характеристик данного педагогического явления, в связи с чем требуется уточнение ведущих характеристик инновационной активности проектировщиков образования при учете повышающихся требований к организации образования с ориентацией на личность педагога и на

Abstract

Relevance: the socio-cultural context puts forward increasing requirements for the organization of education, which stimulates the transition of the education system to an innovative mode of functioning, clarification of educational goals by pedagogical subjects, adjustment of the content of educational programs, the content of the activities of pedagogical subjects for the organization of educational environments, as well as the content of educational activities of students during the development of educational programs. At the same time, the leading subject providing both the generation of innovative ideas and their implementation in practice is the teacher.

Problem statement: the implementation of innovations in the organization of the educational process depends on the chosen methodological approaches in determining the essential characteristics of this pedagogical phenomenon, and therefore it is necessary to clarify the leading characteristics of innovative activity of educational designers, taking into account the increasing requirements for the organization of education with a focus on the personality of the teacher and the personality of the student. As the subject of the

личность обучающегося. В качестве предмета исследования определены признаки инновационной деятельности педагогического субъекта при проектировании образовательных сред.

Цель исследования: анализ характеристик инновационной деятельности в образовании и представление в обобщенном виде особенностей инновационной педагогической деятельности в личностно-ориентированном образовании.

Методы исследования: в качестве основных методологических подходов для проведения исследования избраны: личностно-ориентиро-ванный подход (В. В. Сериков), антропологический подход (В. И. Слободчиков), концепция непрерывного образования (И. А. Колесникова). В качестве методов исследования применяется контент-анализ теоретических источников по проблемам инновационной деятельности и педагогических инноваций, а также анализ представлений педагогических субъектов о педагогических инновациях. Исследованием охвачено 28 сотрудников профессорско-преподавательского состава (начальники кафедр огневой и физической подготовки вузов МВД России), проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в Академии управления МВД России.

Результаты и ключевые выводы: проведенное исследование позволило в качестве особенностей инновационной активности педагогического субъекта выделить такие характеристики, как: целенаправленность активности педагогического субъекта в отношении совершенствования образовательного процесса; экспериментальный режим функционирования; рефлексивность и критичность в отношении оценки извне выдвигаемых требований, а также своих инициатив; проблемность средо-вого контекста, обусловленная предлагаемым новым и многократно апробированным традиционным; толерантность отношений между взаимодействующими субъектами (толерантность к многообразию); готовность педагогического субъекта отказаться от инновационной идеи и вернуться к реализации традиционных подходов. Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты могут служить ориентировочной основой для разработки критериев оценки инновационной активности педагогических субъектов в организации образования.

Ключевые слова: педагогический субъект; инновационная деятельность; развитие образования; педагогические инновации; образовательные среды; развитие личности.

study, the signs of innovative activity of a pedagogical subject in the design of educational environments are determined.

The purpose of the study is to analyze the characteristics of innovative activity in education and to present in a generalized form the features of innovative pedagogical activity in personality-oriented education.

Research methods: as the main methodological approaches for conducting the research, the following were chosen: a personality-oriented approach (V. V. Serikov), an anthropological approach (V. I. Slobodchikov), the concept of continuing education (I. A. Kolesnikova). Content analysis of theoretical sources on the problems of innovation and pedagogical innovations, as well as the analysis of representations of pedagogical subjects about pedagogical innovations are used as research methods. The study covered 28 members of the teaching staff (heads of departments of fire and physical training of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia) who are trained in additional professional programs at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Results and key conclusions: the conducted research allowed identifying such characteristics as: purposefulness of the activity of the pedagogical subject in relation to the improvement of the educational process; experimental mode of functioning; reflexivity and criticality in relation to the assessment of externally put forward requirements, as well as their initiatives; problematic environmental context due to the proposed new and repeatedly tested traditional; tolerance of relations between interacting subjects (tolerance to diversity); willingness of the pedagogical subject to abandon the innovative idea and return to the implementation of traditional approaches. The scientific novelty of the study lies in the fact that the results obtained can serve as an indicative basis for the development of criteria for assessing the innovative activity of pedagogical subjects in the organization of education.

Keywords: pedagogical subject; innovative activity; development of education; pedagogical innovations; educational environments; personal development.

33

34

Введение. Социальная и профессиональная среда предъявляет все возрастающие требования к человеку в отношении совершенствования приемов деятельности, выбора наиболее результативных способов осуществления трудовых функций, определения маршрутов развития в профессиональной карьере. Указанные требования продиктованы эволюционным характером развития социальных систем, а также необходимостью наращивания производительности труда, что влечет за собой и повышающиеся требования к системе подготовки специалистов, а также изменения структуры и содержания образования. Вслед за И. А. Колесниковой и В. И. Слободчиковым [4; 11] без преувеличения можно констатировать, что эпоха современности — это конкурентная борьба человека за лучшее будущее — борьба инноваций. В дискурсе о конкурентоспособности данное свойство характеризует специалиста, обладающего знаниями, умениями, навыками и компетенциями, позволяющими ему на достаточном уровне выполнять профессиональные функции, и, кроме этого, своевременно или с опережением компенсирующего профессионально-личностные дефициты, восполняющего недостающий опыт. Изложенное дает основания сделать вывод о том, что на успех может рассчитывать только специалист, который постоянно и непрерывно сам развивается, развивая свою деятельность по своей инициативе, что позволяет ему не только соответствовать вызовам среды, но и быть полноценным автором во взаимодействии со средой. Рассуждения в обозначенной логике приводят к необходимости в очередной раз ответить на вопросы о том, что является побудительной силой инновационной активности: среда, влияющая на человека, или сам человек, преобразующий среду, и если это не среда, то кому из субъектов образовательного взаимодействия принадлежит ведущая инициатива? Аналогичный вопрос в своих исследованиях ставит и В. И. Слободчиков, сам же на него отвечая — ведущая авторская роль в этом принадлежит учителям [10, с. 3]. Не ставя под сомнение это утверждение, для полноты представлений о преобразующей активности педагогического субъекта тем не менее стоит разобраться в механизмах, влекущих за собой изменения. В связи с изложенным правомерно выдвижение гипотезы о том, что ведущим механизмом, способствующим качественному развитию образовательного процесса, является инновационная активность педагогических субъектов.

Отвечая на поставленные исследовательские вопросы, прежде нужно сказать о том, что значительная часть проблем изменений лежит в плоскости организации образования,

в сфере подготовки специалистов, где обучающийся должен играть если не главную роль, то по крайней мере равнозначную с педагогом. Сложность здесь заключается в том, что в традиционных педагогических системах содержание образования в значительной мере формируется вне непосредственной организации образовательного процесса, вытекает из требований стандартов, нормативных правовых актов, традиций и особенностей профессии. Извне предлагаются и формы освоения содержания образования, которые также в определенной степени стандартизированы. Напрашивается вывод о том, что педагогический субъект в системе образования не имеет возможностей влиять ни на содержание образования, ни на организацию образовательной деятельности. С данным тезисом можно согласиться, если поверхностно смотреть на проблему влияния педагогического субъекта на содержание образования, на процесс достижения целей образования, на совершенствование подготовки специалистов. Попробуем данному взгляду противопоставить альтернативную точку зрения.

Методика исследования. Реализация замысла исследования предполагала последовательное решение следующих задач: теоретический анализ научных источников по проблеме инноваций и по вопросам инновационной педагогической деятельности; изучение современных представлений об инновационной педагогической деятельности сотрудников профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования; интерпретация и обобщение полученных результатов, определение перспектив дальнейших исследований по данному направлению.

Для теоретического анализа подобраны научные труды отечественных ученых, предметом исследований которых являются вопросы непрерывного образования, проектирования личностно-ориентированных образовательных сред, проблемы гуманизации и гуманитаризации образования.

Для изучения современных представлений педагогических субъектов об инновациях в образовательном процессе разработан перечень вопросов для группового обсуждения в рамках реализации дополнительных профессиональных программ в формате круглого стола, который включает в себя следующие основные вопросы: что, по Вашему мнению, в образовательном процессе относится к инновациям; считаете ли Вы педагогическую профессию местом реализации инноваций; имеются ли в Вашей повседневной деятельности возможности для реализации инновационных (новаторских) идей в образовательном процессе, если да, то какие, если нет, то почему; какие пути

развития педагогической деятельности, способствующие интенсификации образовательного процесса, Вы можете предложить?

Полученные результаты. Вопросам педагогических инноваций посвящено достаточно много научных исследований как в истории педагогической науки, так и в современности, они являлись предметом научного поиска Ю. Б. Алиева, Е. О. Ивановой, М. В. Кларина, И. М. Осмоловской, Ю. В. Сенько, В. В. Серикова и многих других. В обобщенном виде о педагогических инновациях можно говорить как о деятельности, связанной с обновлением содержания образования, с развитием форм и методов обучения, с технологизацией взаимодействия участников образовательного процесса. Однако взгляд на педагогические инновации через призму гуманистических идей не может быть не ориентированным на субъектов образования — личность обучающегося и развитие его разнообразного опыта, личность педагогического субъекта и творчество в реализации педагогической функции, авторские подходы к решению стандартизированных задач образования. В подтверждение сказанного И. А. Колесникова пишет, что сегодня при определении перспектив развития системы образования «...внимание концентрируется на развитии технологических и информационно-коммуникационных характеристик. В то время как самое сложное в цифровую эпоху — "очеловечить" содержание образования и взаимодействие между участниками образовательного процесса. Не менее важен вопрос качества образовательной среды, в которой происходит становление человека, призванного осознанно и творчески взаимодействовать с окружающим миром» [5, с. 20].

Впрочем, строго выстроенная педагогическая система, как об этом говорит Н. В. Кузьмина [6], вовсе не исключает личностной ориентации и творческого подхода, и если творчество соотносить с инновационной деятельностью, то для педагога быть творческим и сделать образовательный процесс инновационным становится требованием педагогической профессии к личности педагогического субъекта. Очевидно противоречие между транслируемыми извне требованиями к совершенствованию образования и зависимостью их реализации в образовательном процессе от личности педагога, что означает необходимость устремленности педагогического субъекта, его личностной потребности в совершенствовании образования средствами педагогических инноваций. Здесь прослеживается диалектическая связь между требованиями законодательства и педагогической практики, находящими отражение в содержании образования, и требованиями само-

го педагогического субъекта, фиксирующимися в педагогических задачах. По данному поводу Ю. В. Сенько пишет, что педагогический субъект воспринимает предъявляемые требования, осмысливает их, трансформирует содержание образования в педагогическую задачу и именно в ней предъявляет образовательные требования к обучающемуся. Педагогическая задача выступает как главный принцип инновационной активности и становится стимулом к поиску средств достижения образовательного результата, она же является точкой приложения педагогического творчества [7; 8].

Безусловно, реализация педагогической инновации и усовершенствование образовательного процесса зависимы от принятой педагогическим субъектом задачи. Однако важны не сами по себе инновации и усовершенствование, что, как об этом пишет В. В. Сериков, иногда достигается избыточным концентрированием усилий педагогических субъектов на каком-то одном компоненте содержания образования, при этом без внимания остаются иные, что нарушает гармоничность образования [9]. Необходимо согласование требований к организации образовательного процесса, готовности и возможности педагогических субъектов к изменениям, а также потребности в предлагаемых изменениях со стороны обучающихся.

Принципиальной отличительной чертой педагогической инновации от разнообразных нововведений в образовании является творчество в педагогической деятельности, новизна в целях и организации активности педагогического субъекта, являющаяся следствием инициативного (невынужденного) развития педагогическим субъектом своей деятельности, что, в понимании Д. Б. Богоявленской, отражает креативность в решении задач образования [1], воплощаясь в инновационном проектировании образовательных сред. В своих исследованиях М. В. Кларин выделяет признаки реализации педагогических инноваций в проектировании ориентированных на личность обучающегося образовательных сред, к которым относятся: проблемность как создание ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность; рефлексивность как приоритет понимания, мыс-ледеятельности над знанием; позиционность, то есть самоопределение в смысле осознания обучающимся получаемых знаний как своих собственных ориентиров активности и в связи с этим формирования своего отношения к знаниям; деятельностное содержание образования [3]. Педагогическая инновация, как об этом пишет В. В. Сериков, не может рассматриваться в качестве основной цели деятельности педагогического субъекта, но может быть источни-

35

36

ком формирования принципиально нового результата образования для каждого — оформление знаний, умений и навыков в уникальный опыт субъекта для осуществления разнообразной активности, ведения коммуникации, понимания требований среды и своих возможностей по ее освоению, пониманию целей и смыслов других субъектов, постановки целей своей деятельности, осуществления саморегуляции, переживания событий и явлений и т. д. [2].

Изложенное подтверждается анализом результатов группового обсуждения вопросов инновационной педагогической активности, организованного в рамках реализации программ повышения квалификации руководителей кафедр огневой и физической подготовки образовательных организаций МВД России в 2022 г.

Заслуживают внимания суждения участников круглого стола в отношении проблем реализации педагогических инноваций, представляемые в обобщенном виде. К ним относятся: связывание, а иногда и отождествление инноваций с изменением организационных форм образования, с коренной перестройкой содержания образования и методики преподавания; недостаток или отсутствие возможностей для реализации на практике идей совершенствования образовательного процесса в связи с избыточной его регламентацией и ограничениями свободы выбора педагогом приемлемых форм и методов организации образования; постоянное обновление предъявляемых требований к содержанию и методике обучения; недостаточный уровень подготовленности педагогических субъектов к осуществлению инновационной активности с обеспечением достижения инвариантной цели образования. Среди путей развития инновационной педагогической активности выделяются такие, как: установление в качестве главной цели образовательного процесса развитие личности обучающегося и самореализация педагога в профессии; поощрение творческого подхода педагогов в решении стандартных задач, поддержка инициатив педагогов и обучающихся со стороны руководителей; оценка выявляемых недостатков в организации образовательного процесса как ресурса для профессионального развития педагога; установление открытых и доверительных отношений между членами педагогического коллектива, между педагогами и обучающимися, между членами учебного коллектива, в основе которых лежит взаимное уважение.

Обсуждение результатов. В свете заявленной гипотезы исследования представляется возможным сосредоточить фокус внимания на наиболее значимых результатах, подтверждающих выдвинутое предположение о том, что ведущим механизмом, способствующим качественному

развитию образовательного процесса, является инновационная активность педагогических субъектов.

1. Педагогические инновации в современных научных исследованиях связываются преимущественно с порождением нового опыта, с приращением культуры, с установлением диалогического характера взаимодействий участников образовательного процесса и как вид педагогической деятельности имеют модусы направленности: на содержание образования; усовершенствование деятельности обучающегося; усовершенствование педагогом своей деятельности, а главным признаком инновационной педагогической деятельности является инициативное развитие педагогом своей деятельности в интересах обучающегося и в интересах личностной самореализации в избранной профессии. Впрочем, личностная самореализация педагога является производной от продуктивности его деятельности и не выступает как точно определенная цель, но может быть побочным продуктом педагогической деятельности при постановке цели более высокого уровня — создание условий для развития и саморазвития личности обучающегося.

2. Педагогическая инновация возникает в качестве средства достижения более высокого уровня образования по сравнению с традиционными подходами, а инновационная деятельность является полноценным видом педагогической деятельности, интегрирующей обучение, воспитание и развитие, цели образования, цели педагогического субъекта и цели обучающегося в целостный процесс совместного проектирования образовательных сред. Подобное суждение является созвучным современным представлениям о проектировании среды развития личности, которая, как об этом пишет Н. В. Ходякова, «.полноценно репрезентирует факторы личностного развития каждого субъекта» [12, с. 106]. Сказанное позволяет отнести педагогические инновации к одному из значимых направлений совершенствования педагогического управления средой, развития способов индивидуализации содержания образования для каждого, формирования условий корректировки средовых условий под запрос и возможности обучающегося к освоению образовательной среды. Здесь нужно сказать и о возможностях каждого обучающегося проявить и реализовать свою уникальность, заполнить образовывающееся пространство дефицитов актуальным и перспективным опытом.

Выводы. Проведенное исследование позволяет в концентрированном виде представить основные выделенные особенности (они же признаки) деятельности педагогического субъекта при реализации педагогической инновации.

Во-первых, главной особенностью является целенаправленность активности педагогического субъекта в отношении совершенствования образовательного процесса как поиск оптимальной комбинации условий образовательной среды и личностных факторов развития, то есть важны не только условия среды, но и условия, отвечающие инновационной педагогической задаче, возможностям и потребностям обучающегося. Таким образом, совершенствование образования является продуктом не случайности (стихийности), а закономерности в целенаправленной организации образовательных сред. Такая целенаправленность продиктована не направленностью на изменения ради самих изменений, а на преобразования, позволяющие оптимизировать отдельные стороны образовательного процесса, либо в целом изменить подход к достижению требуемого результата в подготовке специалиста, либо получить принципиально новый продукт, в качестве которого в личностно-ориентированном образовании выступает личностный опыт.

Во-вторых, в качестве особенности деятельности педагогического субъекта в условиях инновационной деятельности является особый экспериментальный режим функционирования педагогического субъекта при проектировании образовательных сред — это непрекращающаяся поисковая активность, выдвижение гипотез и их проверка, совмещение в своей деятельности многих (иногда противоречивых) задач, ориентация на традиционные подходы в образовании при внесении в средовой контекст новизны, позволяющей субъектам распознать новые возможности для своего развития. Подобный режим непрерывного педагогического эксперимента требует от педагогического субъекта открытости новому, смелости и решительности в деятельности в совокупности с принятием на себя всей полноты ответственности за результат и возможные неудачи. Экспериментальный режим функционирования педагогического субъекта при этом не только не исключает спонтанности, но и требует педагогической импровизации, способности здесь и сейчас уточнять средовые условия. Спонтанность активности также может быть оценена в значении безотлагательной апробации возникающих инициатив, их обсуждения с опытными коллегами, оперативной оценки и прогнозирования успешности применения предлагаемой комбинации педагогических условий.

В-третьих, к одной из особенностей инновационной педагогической деятельности должны быть отнесены рефлексивность и критичность в отношении оценки предлагаемых извне требований по организации образовательного процесса, понимание педагогическим субъектом,

что для достижения вновь предъявляемых требований необходимы по-новому воссозданные условия образовательного процесса, что требует не только нормативного, но и научного и педагогического обоснования, а любая, даже самая прогрессивная педагогическая технология, апробированная в «лабораторных условиях», нуждается в долговременной проверке. Это связано с тем, что образовательные эффекты, в отличие от технико-производственной сферы, имеют отсроченный характер проявления и неочевидные педагогические ошибки и упущения в долговременной и среднесрочной перспективе могут приводить к серьезным деструктивным последствиям.

В-четвертых, к особенностям деятельности педагогического субъекта при реализации педагогических задач в инновационном режиме следует отнести высокую конфликтность между предлагаемым новым и многократно апробированным традиционным, в связи с чем от педагогического субъекта требуется самокритичность в отношении предлагаемых инициатив, предупредительность к иным субъектам образовательного взаимодействия, к предлагаемым новациям путем разъяснений преимуществ нового по сравнению с традиционным, аккуратность в применении, профессиональный оптимизм в сочетании с уверенностью в достижении результата, адекватность в оценке своего вклада в соотнесении с полученным результатом.

В-пятых, к особенностям педагогической инновационной деятельности относится толерантность отношений между взаимодействующими субъектами в значении признания одним субъектом за другим права быть другим, иметь иное мнение. Речь идет о стремлении педагогического субъекта понимать контекст ситуации, предпочтения и устремления другого субъекта, свои собственные желания и намерения. Здесь также нужно говорить о стремлении педагогического субъекта быть понятым другими, то есть организовывать свою деятельность открыто и доступно для других.

В-шестых, к особенностям педагогической инновационной активности нужно отнести готовность педагогического субъекта отказаться от инновационной идеи и вернуться к реализации традиционных подходов в случае, если имеются непредвиденные негативные эффекты или возникает риск утраты контроля над ситуацией, или вскрываются неучтенные деструктивные факторы взаимодействия субъектов с образовательной средой, что говорит о недостаточной проработанности технологии реализации инновационной идеи.

Рассмотренный перечень особенностей реализации педагогическим субъектом задач организации образовательного процесса в режи-

37

38

ме инновационной деятельности не претендует на исчерпывающий характер и может быть дополнен и иными задачами, отражающими специфику творческой педагогической деятельности. Перечисленные особенности одновременно являются признаками, по которым можно судить о творческом взаимодействии педагогического субъекта со средой. Указанные особенности отражают и требования к личностным качествам и личностно-профессио-нальному опыту педагогического субъекта для осуществления инновационной деятельности. В качестве перспективы дальнейших исследований по вопросу педагогической инновационной деятельности представляется возможным определить вопрос разработки критериев для оценки инновационной активности педагогического субъекта в организации образовательного процесса.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что в условиях стремительного развития всех сфер жизни в современном мире ин-

Список литературы:

1. Богоявленская Д. Б. Механизм творчества: почему мы открываем новое // Вопросы философии. 2021. № 9. С. 82-89.

2. Дидактическое моделирование инновационных образовательных практик : мо-ногр. / И. М. Осмоловская, Е. О. Иванова, М. В. Кларин, В. В. Сериков, Ю. Б. Алиев. Москва : Институт стратегии развития образования РАО, 2019. 226 с.

3. Кларин М. В. Инструмент инновационного образования: организационно-деятельност-ная педагогика // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 86-103.

4. Колесникова И. А. Педагогическое вопро-шание о человеке будущего // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 2 (10). С. 2-18.

5. Колесникова И. А. Регуманитаризация образования: методологическая перезагрузка // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020. Т. 1. № 2. С. 20-34.

6. Кузьмина Н. В. Критерии оценки педагогических систем и деятельности педагогов и учащихся // Народное образование. 2014. № 6 (1439). С. 57-63.

7. Сенько Ю. В. Образование в гуманитарной перспективе : моногр. Барнаул: АлтГУ, 2011. 365 с.

8. Сенько Ю. В. Экзистенциальные смыслы современного образования // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 4-8.

9. Сериков В. В. Реальные и мнимые инновации: о практической ценности исследова-

новационная деятельность позволяет человеку своевременно реагировать на возникающие и прогнозируемые вызовы среды. Инновационная педагогическая деятельность позволяет существенно повышать результативность образовательного процесса за счет формулирования инновационных целей, направляющих активность к совершенствованию содержания образования, выбору способов его предъявления в образовательном процессе, а также способов освоения обучающимися образовательных сред. Инновационная педагогическая деятельность как творческая активность педагогического субъекта, с одной стороны, позволяет не только усовершенствовать образовательный процесс, но и способствует профессиональной и личностной самореализации педагога в избранной профессии, с другой стороны - требует от педагогического субъекта инновационного стиля мышления, творческой перестройки не только образовательного процесса, но в первую очередь усовершенствования своей деятельности.

References:

1. Bogoyavlenskaya D. B. Mekhanizm tvorchest-va: pochemu my otkryvaem novoe // Voprosy filosofii. 2021. № 9. S. 82-89.

2. Didakticheskoe modelirovanie innovacionnyh obrazovatel'nyh praktik : monogr. / I. M. Osmolov-skaya, E. O. Ivanova, M. V. Klarin, V. V. Serikov, Yu. B. Aliev. Moskva : Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2019. 226 s.

3. Klarin M. V. A Tool for innovative education: organizational-activity pedagogy // LIFELONG EDUCATION: The 21st Century. 2016. № 1 (13). S. 86-103.

4. Kolesnikova I. A. The pedagogical query about the person of the future // LIFELONG EDUCATION: The 21st Century. 2015. № 2 (10). S. 2-18.

5. Kolesnikova I. A. Regumanitarizaciya obrazovaniya: metodologicheskaya perezagruzka // Ekopoezis: ekogumanitarnye teoriya i praktika. 2020. T. 1. № 2. S. 20-34.

6. Kuz'mina N. V. Criteria for evaluating pedagogical systems and the activities of teachers and students // Public education. 2014. № 6 (1439). S. 57-63.

7. Sen'ko Yu. V. Obrazovanie v gumanitarnoj perspektive : monogr. Barnaul: AltGU, 2011. 365 s.

8. Sen'ko Yu. V. Existential sense of modern education // Man and education. 2017. № 3 (52). S. 4-8.

9. Serikov V. V. Real and fake innovations: the practical value of research in educatio // Education and society. 2018. № 3-4 (110-111). S. 5-10.

10.

11.

12.

ний в образовании // Образование и общество. 2018. № 3-4 (110-111). С. 5-10. Слободчиков В. И. Мир меняют не политики, а учителя // Профилактика зависимостей. 2019. № 1 (17). С. 1-3.

Слободчиков В. И. На пути к новому образу образования // Народное образование. 2017. № 1-2 (1460). С. 9-14.

Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход как новая стратегия проектирования образовательных систем // Проблемы эффективной интеграции инновационного потенциала современной науки и образования : материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 3-4 апреля 2018 г.). Москва: Объединенная редакция, 2018. С. 105-109.

10. Slobodchikov V. I. Mir menyayut ne politiki, a uchitelya // Profilaktika zavisimostej. 2019. № 1 (17). S. 1-3.

11. Slobodchikov V. I. On the way to a new way of education // Public education. 2017. № 1-2 (1460). S. 9-14.

12. Hodyakova N. V. Situacionno-sredovoj pod-hod kak novaya strategiya proektirovaniya obrazovatel'nyh sistem // Problemy effektivnoj integracii innovacionnogo potenciala sovre-mennoj nauki i obrazovaniya : materialy Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii (Moskva, 3-4 aprelya 2018 g.). Moskva: Ob"edinennaya redakciya, 2018. S. 105-109.

Для цитирования:

For citation

Купавцев Тимофей Сергеевич. Особенности деятельности педагогического субъекта в условиях реализации педагогической инновации // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 2 (2). С. 32-39.

Kupavtsev Timofey Sergeevich. Features of the Activity of a Pedagogical Subject in the Context of the Implementation of Pedagogical Innovation // Pedagogy and Psychology: Academic Journal. 2023. № 2 (2). P. 32-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.