Научная статья на тему 'Инновации в авиационной промышленности и на транспорте'

Инновации в авиационной промышленности и на транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4392
733
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / НИОКР / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбачев Максим Васильевич, Горбачев Василий Иванович

Рассматриваются предпосылки инновационного развития в авиационной отрасли, принципы повышения эффективности НИОКР за счет использования концепции открытых инноваций, а также организации сотрудничества с научным сообществом, исследовательскими центрами и отраслевыми игроками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN AVIATION INDUSTRY

In the article described causes and prerequisites of innovations in aviation industry. Is shown principles of open innovations and forms of using external innovations to increase company own R&D efficiency.

Текст научной работы на тему «Инновации в авиационной промышленности и на транспорте»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 197

УДК 338.45:621:38.47

ИННОВАЦИИ В АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НА ТРАНСПОРТЕ

М.В. ГОРБАЧЕВ, В.И. ГОРБАЧЕВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Нечаевым Е.Е.

Рассматриваются предпосылки инновационного развития в авиационной отрасли, принципы повышения эффективности НИОКР за счет использования концепции открытых инноваций, а также организации сотрудничества с научным сообществом, исследовательскими центрами и отраслевыми игроками.

Ключевые слова: инновации, открытые инновации, НИОКР, совместные предприятия, авиационная промышленность, источники инноваций.

Экономический кризис, рост стоимости авиатоплива, либерализация рынка авиаперевозок, а также все возрастающая конкуренция, перегруженность основных хабов, требования надзорных органов по ограничениям шума и эмиссии СО 2 заставляют авиакомпании искать новые инновационные бизнес-модели. Как следствие, выдвигаются повышенные требования к авиационной промышленности, связанные с экономической эффективностью, безопасностью, эко-логичностью и пользовательским комфортом выпускаемых воздушных судов. В свою очередь компаниям авиационной промышленности требуются новые современные технологии для ответа на данные требования. Кроме того, авиационная промышленность является высокотехнологичной отраслью, и, следовательно, компании данной отрасли испытывают давление по обновлению своих технологий во избежание риска технологического отставания от конкурентов. В то же время спецификой авиационной промышленности и авиатранспорта является высокий уровень регулирования со стороны надзорных органов в связи с повышенными требованиями к безопасности выпускаемых воздушных судов и авиаперевозок, что приводит к длительному циклу инноваций.

В настоящее время основные области инноваций в авиационной промышленности можно разбить на три группы:

1. Инжиниринг: аэродинамика, системы воздушного судна, вопросы окружающей среды, управление жизненным циклом продукта (САПР, параллельный инжиниринг).

2. Производство: повышение качества и производительности производства, распределенное производство.

3. Бизнес: инновационный менеджмент, схемы организации закупок и послепродажного обслуживания, инновационные отношения с поставщиками.

Новые идеи требуют длительной проверки, и зачастую время от разработки до внедрения новых решений составляет 10-15 лет. Как показали Хирш-Крейнсен и Якобсон [1], комбинация высокой стоимости и сроков инноваций в авиационной промышленности и высокого уровня регулирования ставит предприятия перед проблемой: если затраты понесены одной компанией-инноватором, то после сертификации инноваций регулирующими органами результаты нововведения становятся доступными конкурентам. Таким образом, первопроходец иногда теряет конкурентное преимущество за счет более высоких изначальных затрат.

В данных условиях компании должны принимать стратегические решения проводить НИОКР собственными подразделениями или вступать в альянсы с отечественными или иностранными компаниями и получать знания и технологии на стороне, используя модель открытых инноваций.

В то время как авиационная промышленность характеризуется высоким уровнем технологий и НИОКР в конечном счете пользователями продукции являются авиакомпании, которые

представляют в основном низкотехнологичные стандартизированные продукты и услуги, например, в области пассажирских перевозок. В то же время в этом секторе также существует большое количество инноваций. Как пример, можно привести инновационную бизнес-модель «лоу-кост» авиакомпаний.

На примере авиакомпании ОАО «Аэрофлот» к основным направлениям научно-технологического развития авиакомпаний можно отнести:

1. Технологии, направленные на повышение уровня безопасности и надежности, предотвращение авиакатастроф.

2. Технологии "озеленения" авиаперевозок — экологические и эргономические системы.

3. Технологии энергосбережения и снижения ресурсоемкости.

4. Технологии, направленные на повышение физической и экономической доступности авиатранспорта, а также на рост удовлетворенности и лояльности клиентов.

5. Технологии оптимизации наземной авиационной инфраструктуры с использованием новейших информационных и логистических систем.

Сложностью в инновационной активности авиакомпаний является то, что, в отличие от производственных предприятий, сотрудники авиакомпаний (пилоты, диспетчеры и обслуживающий персонал) физически разобщены, т.к. летные экипажи постоянно перемещаются. Многие исследователи отмечали, что важным фактором внутрикорпоративных инноваций является активное сотрудничество и общение между сотрудниками компании, что для авиакомпаний практически неосуществимо. В таких условиях внешние источники инноваций играют важную роль для авиакомпаний.

В развитии своей концепции «открытых инноваций» Г. Чесборо [2; 3] утверждал, что «в мире, где знания широко распределены, компании должны привлекать сторонние технологии в свой бизнес и открывать свои технологии для пользования другим компаниям». Открытые инновации стали популярными в последнее десятилетие, когда инновации и их источники претерпели значительные изменения с точки зрения их организации. Эти изменения могут быть связаны с быстро меняющейся глобальной технологической базой.

Ярким примером открытой инновационной платформы может служить объединение EADS, Boeing и Embraer для разработки и внедрения авиационного биотоплива. Конкуренты объединились для того, чтобы достичь заданных целей по использованию биотоплива в авиаперевозках в 4% к 2020 г. [4].

Ш. Николс-Никсон [5] показала, что во время изменения технологической основы в отрасли подход компании к источникам знаний важен в формировании новых знаний, необходимых для создания новых инновационных продуктов. Эксперты предостерегают о наступлении нового технологического режима, где технологические разработки принципиально изменят инновационный процесс: постановку проблем, используемые методы и применяемые технологии для решения поставленных задач. Исследования в начале века показали, что, в общем, компании показали снижение способности реагировать на возникающие технологические вызовы. "Всеобъемлющие технологические изменения" определяют основные способности, которые необходимы, чтобы быть конкурентоспособным. Как писали в своей работе Беттис и Хитт [6], быстрое реагирование на технологические изменения имеет решающее значение в этой изменяющейся конкурентной среде. Компании непрерывно нуждаются в обновлении своих ноу-хау, так как это является одним из ключевых качеств для выживания на конкурентном рынке.

Новая технологическая среда подтолкнула компании в направлении создания совместных схем работы и все более открытых инновационных платформ. Это означает, что в компаниях возрастает роль управления информационными потоками и многообразными структурами знаний. При этом, отталкиваясь от общей базы знаний и используя диверсифицированные источники знаний, инновационность компании может резко возрасти [7]. Арора и Гамбарделла [8] предположили, что для доступа к различным типам знаний должны использоваться различные типы сотрудничества между компаниями. Нагараджан и Митчелл [9] выявили, что, например,

совместные предприятия чаще используются для создания существенных технологических изменений, внутренние НИОКР чаще используются для развития текущих технологий, а другие формы взаимодействия между компаниями, не предусматривающие совместного участия в капитале (например, лицензирование), более распространены в случае дополняющих технологических изменений (например, радикальные технологические изменения, которые могут существенно повлиять на вспомогательную деятельность компании, но существенно не затрагивают основную деятельность). Научным сообществом исследовался не только тип внешних источников, но и сами источники инновационных знаний и потенциал создания таких знаний. Было доказано, что альянсы между компаниями способны принести важные конкурентные преимущества в инновациях для партнеров [10;11].

В качестве успешного примера совместного предприятия, которое направлено на получение конкурентных преимуществ в инновациях, можно привести PowerJet - совместное предприятие НПО "Сатурн" и французской компании Snecma по выпуску двигателей для региональных самолетов Sukhoi SuperJet 100 - SaM146. По словам генерального директора ОАО НПО "Сатурн" Ю. Ласточкина «Сатурн», имея колоссальный опыт производства двигателей для коммерческой авиации (более 8 тыс. двигателей семейства Д-30КУ/КП), не имело возможности самостоятельно создавать современный двигатель для магистральных самолетов ввиду глубокого технологического отставания от лидеров области. Со своей стороны компания Snecma, имея успешный проект партнерства с General Electric по созданию двигателя для магистральных самолетов (CFM-56), рассматривала возможность создания двигателей для сегмента региональных самолетов, где на тот момент была монополия двигателя CF34 все той же компании General Electric. В результате партнерства НПО "Сатурн" получило доступ к новейшим технологиям проектирования, управления, логистики, сертификации двигателя [12].

В то же время часть исследователей считают, что весьма важным для повышения корпоративных инноваций является поддержание связей с университетами и профессиональными сообществами. В авиации существует множество примеров такого успешного взаимодействия.

Например, канадский авиапроизводитель Bombardier успешно взаимодействует с квебекским консорциумом исследований и инноваций в авиации (CRIAQ), который объединяет университеты, исследовательские центры и промышленные предприятия. Целью консорциума является повышение конкурентоспособности авиакосмической промышленности через развитие коллективных знаний путем улучшения обучения и тренинга студентов и базируется на 5 основных направлениях:

1. Проведение совместных исследовательских проектов по заданиям промышленных предприятий.

2. Создание новых инновационных технологий, которые могут быть применены в авиакосмической промышленности, а также управление интеллектуальной собственностью.

3. Тренинг исследователей.

4. Продвижение в научном сообществе разрабатываемых авиакосмических технологий и существующих исследовательских проблем.

5. Интернациональное взаимодействие с зарубежными исследовательскими центрами.

Интересным также является опыт взаимодействия авиакомпании AirFrance - KLM c Дельфт-

ским технологическим университетом, который не ограничивается только созданием профильной кафедры и исследовательскими проектами, но включает в себя инвестиции авиакомпании в малые инновационные предприятия университета. Для этих целей AirFrance - KLM совместно с аэропортом Шипхол, Рабобанком и Дельфтским технологическим университетом создали венчурный фонд Mainport Innovation Fund для инвестиций в технологические старт-ап компании. Среди инвестиций этого фонда компании по созданию тренажеров для пилотов, мониторингу орнитологической ситуации, выработке ветровой электроэнергии во время полета [13].

В нашей стране можно привести пример концерна EADS, который подписал соглашение о долгосрочном научном сотрудничестве с Российской академией наук и Санкт-Петербургским

государственным политехническим университетом, а также создал исследовательской центр в Сколково.

Ведущая российская авиакомпания ОАО «Аэрофлот» также развивает сотрудничество с вузами и научно-исследовательскими центрами в рамках своей Программы инновационного развития ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии». В качестве успешного примера такого сотрудничества можно привести увеличение количества НИР с МГТУ ГА, а также приобретение авиакомпанией исключительных прав на патенты на изобретение «Способ обеспечения орнитологической безопасности аэропорта» и на патенты на полезные модели «Система пространственной ориентации пилотов воздушных судов при посадке» и «Тренажерный комплекс для обучения авиадиспетчеров диспетчерских пунктов руления, старта и посадки на реальном летном поле», разработанных учеными университета.

Тем не менее, положительный эффект от совместной работы с внешними источниками инноваций обусловлен способностью самих компаний успешно устанавливать и использовать эти связи. Данная компетенция становится ключевой для поддержания конкурентоспособности как высокотехнологичных компаний авиационной промышленности, так и авиакомпаний. Компании вынуждены заново пересматривать принципы работы с интеллектуальной собственностью, взаимодействия и обмена информацией с внутренними и внешними контрагентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Hirsch-Kreinsen H., Jacobson D. "Innovation in Low Tech Firms and Industries" Edward Elgar Publishing Limited, UK, 2008.

2. Chesbrough H. The era of open innovation. MIT Sloan Management Review, 2003. 44, 35-41.

3. Chesbrough H. Open Innovation: the new imperative for creating and profiting from innovation. Harvard Business School Press, Boston, 2003.

4. Сайт EADS http://www.airbus.com/presscentre/pressreleases/press-release-detail/detail/airbus-boeing-embraer-collaborate-on-aviation-biofuel-commercialisation/.

5. Nicholls-Nixon S., Woo C. Technology sourcing and output of established firms in a regime of encompassing technological change. Strategic Management Journal 24 (7), 2003. 651-666.

6. Bettis R., Hitt M. The new competitive landscape. Strategic Management Journal 16, 1995. 7-19.

7. Foster R., Kaplan S. Why companies that are built to last underperform the market- and how to successfully transform them. Doubleday/Currency, 2001.

8. Arora, Fosfurri A., Gambardella A. Markets for technology: the economics of innovation and corporate strategy. MIT press, Cambridge, MA, 1990.

9. Nagarajan, Mitchell W. Evolutionary diffusion: internal and external methods used to acquire encompassing, complementary and incremental technological changes in the lithotripsy industry. Strategic Management Journal 19 (11), 1998. 1063-1077.

10. Dushnitsky G., Lenox M. When do firms undertake R&D by investing in new ventures? Strategic Management Journal 26, 2005. 947-965.

11. Hagedoorn J., Schakenraad S. The effect of strategic technology alliances on company performance. Strategic Management Journal 15, 1994. 291-309.

12. Пантелеев О. Мы близки со Snecma по ментальности // Коммерсант - Business Guide, 02.04.2008 г.

13. Сайт Mainport innovation fund http://www.mainportinnovationfund.nl/Portfolio/Overview.

INNOVATIONS IN AVIATION INDUSTRY

Gorbachev M.V., Gorbachev V.I.

In the article described causes and prerequisites of innovations in aviation industry. Is shown principles of open innovations and forms of using external innovations to increase company own R&D efficiency.

Key words: innovations, open innovations, R&D, joint venture, aerospace industry, external sourcing, alliances.

Сведения об авторах

Горбачев Максим Васильевич, 1975 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1997), Финансовую Академию при Правительстве РФ (2000), заместитель директора Дирекции бизнес-планирования ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», область научных интересов - инновации, бизнес планирование.

Горбачев Василий Иванович, 1946 г.р., окончил КИИ ГА (1970), начальник отдела инновационной работы МГТУ ГА, автор 11 научных работ, область научных интересов - информационные технологии в гражданской авиации, коммерциализация разработок в ведущих российских авиакомпаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.