Взносы
Прибыль
Административные затраты страховой компании
Рис. 2. Система сельскохозяйственного страхования в неблагоприятные годы
Выводы
Использование в аграрной сфере такого инструмента снижения рисков, как страхование позволит при наступлении неблагоприятных факторов снизить нагрузку по ликвидации их последствий как на сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и на государство.
Библиографический список
1. Настоящее страхование [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.meteoaaencv.rU/fm/strah/p 2 005П301736.рк>р.
2. Бакиров А.З. Пути совершенствования системы государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур // Страховое дело. — 2007. — № 8. — С. 57-61.
3. Система страхования аграрных рисков в Испании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.faaps.ru/fagps_zarub_ isp.htm.
+ + +
УДК 338.431.001.76(571.15) А.И. Колобова,
Д.И. Сорокина ИННОВАЦИИ В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ - ОСНОВА РОСТА КОНКУРЕНСТНОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Ключевые слова: аграрная экономика, инновации, новации, инвестиции, конкурентоспособность, ценовая политика,
производство, качество жизни.
Введение
Для решения продовольственной проблемы важно повысить конкурентоспособность агропромышленного производства на основе комплексного, системного подхода к его организации на основе инновационных методов, при этом решая отдельные вопросы в развитии отраслей, предприятий даже на основе инноваций. Мы не решим поставленной задачи: например, построили со-
временные молочные комплексы, или приобрели высокопродуктивный скот, но без продуктивной кормовой базы, квалифицированных кадров, изменения сложившегося экономического механизма хозяйствования и др. мы не получим отдачи вложенного
капитала. Поэтому только системный подход к организации всех воспроизводственных процессов в отраслях на предприятиях на основе инновационных методов повысит конкурентоспособность производства, используемых ресурсов и качество жизни товаропроизводителей.
Цели работы:
раскрыть необходимость инновационного развития аграрного производства для повышения его конкурентоспособности;
исходя из цели поставленной задачи, систематизировать основные направления инновационной деятельности;
раскрыть теоретические аспекты инноваций и их практическую реализацию.
Результаты исследования
Алтайский край является крупным агропромышленным регионом в Сибири и Российской Федерации: первое место занимает
в Сибири по объемам сельскохозяйственного производства, а по производству продукции на душу населения в 1,9 раза превышает средний уровень по Сибирскому федеральному округу; лидирует по производству высококачественных сортов пшеницы, а по валовому производству зерна занимает пятое место в России; достигнут наивысший урожай сахарной свеклы (производство составило 537,5 тыс. т); увеличены объемы производства молока и мяса [1, 2].
Стратегической задачей в крае является не только увеличение объемов производства, но и повышение конкурентоспособности агропродовольственной продукции высокого качества и доступной по цене для потребителей, чтобы повысить качество жизни населения. Для чего важны снижение себестоимости продукции и эффективная ценовая политика.
Сегодня негативной тенденцией в агропромышленной системе является рост цен, что снижает потребительский спрос на необходимые продукты питания и конкурентоспособность товаропроизводителей.
Так, за третий квартал 2011 г. цены на хлеб и хлебобулочные изделия возросли на 14-15%, мясо и птицу — на 2, молоко и молочные продукты — на 10-11, масло сливочное — на 13-14, масло подсолнечное — на 15%.
С другой стороны, в росте цен есть и положительный эффект: может повысится рентабельность производства, что сказывается на увеличении объемов производства. Высокие цены на зерно в 2007 г. способствовали приросту в 2008 г. посевных площадей на 450 га. Рост цен на молоко должен оздоровить молочно-мясное скотоводство. Однако для организации современного эффективного производства нужны инвестиции, в притоке которых аграрная экономика испытывает определенные трудности.
В то же время растет конкуренция на рынках продовольствия и наши товаропроизводители не всегда оказываются конкурентоспособными.
На мировых товарных продовольственных рынках на протяжении последних 20 лет наблюдалось постоянное снижение цен. Этому способствовало: рост сельскохозяйст-
венного производства в странах с низкими издержками (Бразилия, Новая Зеландия); увеличение финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей в США, странах Европы и др. В последние же годы происходит их рост по ряду причин: засуха последних лет в нескольких регионах мира (в Ав-
стралии на протяжении 6 лет) привела к снижению производства зерна вдвое; быстрый спрос на биологическое топливо, в связи с повышением цен на ископаемое топливо. В результате до 40% урожая кукурузы продано как топливо, а ни как продовольствие или фуражное зерно.
Экономический рост в мировом масштабе обеспечил повышение спроса на продовольствие, особенно в Китае, Индии — на молочные и мясные продукты, в итоге, рост цен не только на продукты животноводства, но и на зерно. Неблагоприятные изменения климата в последние годы и рост цен на энергоресурсы привели к тому, что правительство США и Европы разработали меры по возобновлению финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, чтобы увеличить производство биологического топлива. В США его производят сколько в России бензина.
В среднесрочной перспективе не ожидается существенного снижения цен на зерновые культуры. Сейчас Россия является одним из ведущих экспортеров зерновых культур. В то же время отечественные производители пока не в состоянии удовлетворить спрос населения (особенно с низким уровнем дохода), что способствует росту объемов импорта продовольствия. При этом порог продовольственной безопасности превышен в 2-3 раза. Учитывая высокую степень зависимости отечественного рынка от мирового цены на продовольствие, в России ожидает та же тенденция.
Из внутренних факторов, определяющих ценовую политику, следует отметить: развитие собственного производства, регулирование предложений импорта с помощью инструментов таможенной политики; уровень монополизма на отдельных товарных рынках (переработка, торговля, энергоресурсы), антимонопольное регулирование, картельные сговоры, слияние власти и собственности, власти и капитала, антиинфляционная денежно-кредитная политика; влияние доходов населения на инфляционные процессы при низкой производительности труда.
Сдерживающим фактором роста конкурентоспособности сельскохозяйственного производства является и недоразвитость аграрных реформ в регионах. Сегодня сформировалось две модели функционирования сельскохозяйственных предприятий.
Первая — рыночная, где цель — получение прибыли, и экономика действует по схеме:
Поставка средств про- Сельскохозяйственные товаро- ► Рынок
изводства производители
Вторая — модель постсоветская, которая действует через командно-распределительный механизм чиновновка-администратора по схеме:
При постсоветской модели предприятия решают ряд функциональных задач: проблемы занятости населения; оказание коммунальных услуг для населения; внерыночные каналы распределения средств производства в пользу хозяйств населения; приобретенные льготы на сырье (корма, семена, нефтепродукты и др.) для личных хозяйств населения.
Произошло слияние экономических, хозяйственных и политических задач, которые следует разделить. Тем самым будут созданы условия для развития на селе малого и среднего бизнеса, который будет выполнять все услуги населению. Чиновники поселковой администрации должны стать мозговым центром развития сельской территории и создания условий для развития бизнеса. В итоге, требуется трансформация постсоветской модели, а не ее консервация.
Исходя из вышеизложенного, для увеличения объемов производства, повышения конкурентоспособности выпускаемой агро-продовольственной продукции, эффективного использования ресурсов необходимо перейти на инновационные методы организации воспроизводственных процессов в аграрной экономике в единой интегрированной системе.
Для решения поставленных задач важно грамотно и профессионально сформировать заказ на инновации и развитие инновационной инфраструктуры, привлечь коммерческие инвестиции. По мнению Е.Т. Гайдара, «Мы отстали от передовых стран на 50100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Об этом же говорил Петр I еще 250 лет назад, а сейчас говорят современные экономисты, ученые, политики. Для преодоления этого разрыва нужна политическая воля — воля развивать экономику страны, региона отраслей, качественно изменить в ней функции государства. Е.Т. Гайдар заложил основы инновационной экономики. Он отмечал: «Любые реформы и революции завершаются тем же — политико-экономической диктатурой «восточного» государства». Обречены ли все попытки либералов, демократов сменить главный сектор истории? Главное — понять, что развитие событий зависит сегодня от наших усилий. Я оптимист, иначе незачем было заниматься политикой».
Сельскохозяйствен- Рынок
ные товаропроиз-
водители
Цель инновационной экономики — качество и эффективность использования человеческого капитала. В связи с этим экс-президент Финляндии, говоря об инновационной экономике, отмечал, что губернатор должен отвечать за оплату труда, за качество жизни, а не за занятость без достойной оплаты труда и пенсии.
По мнению А. Мурдашева, есть два пути развития всех отраслей экономики: первый
— дешевое сырье, низкая стоимость рабочей силы, низкие издержки производства. Однако, по словам Струмилина, низкие издержки могут привести к нулевой эффективности; второй — новшества, новации, инновации.
Для реализации инновационного пути развития важно теоретически четко определить основные понятия инновационной экономики, так как в научной и практической литературе нет единого мнения на понятийный аппарат. В современной экономической литературе существуют широкие и узкие подходы к толкованию термина «инновация». В широком понимании инновации — это осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. Инновации — это нововведения, рассматривались либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действующего, но устаревшего.В узком смысле инновация — это новое техническое решение, осуществленное на практике. Но такой поход, по нашему мнению, характеризует производственную сферу, а инновации охватывают все сферы деятельности общества (предприятия): производственную, экономическую, организационную, правовую, социальную, все процессы воспроизводства.
В официальных российских документах инновации трактуют как конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
В международных рекомендациях инновацией признается конечный продукт инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде нового или усо-
вершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Итак, инновацией или нововведением следует считать существенное изменение в любой области развития страны, региона, предприятия, направленное на достижение положительного эффекта и реализованного на практике. Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды от практического использования.
В отличие от инновации (нововведений) новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность, называется новацией. В условиях рынка признанием инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех). Следовательно, инновация — продукт научно-технического прогресса, а новшества — результат научных открытий.
Инновационная деятельность связана с высокими рисками и требует широкого информационного обеспечения. Объектами изменений, осуществленных в результате внедрений инноваций, могут быть технические, технологические, организационноуправленческие; финансовые, социальные, экономические, правовые и прочие сферы [3]. Таким образом, нововведение (инновация) является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы — экономической, организационной, социальной и др. Инновационная деятельность может способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях; увеличивает конкурентоспособность, связанную с рисками.
Новация (новшество) — открытие (новые знания), новый продукт, способ, или метод, организационная структура, порядок. С момента его применения и распространения (новшество) превращается в нововведение (инновацию) — конечный продукт инновационный деятельности. Новшество, прошедшее рынок, превращается в инновации, нововведения. Следовательно, инновация (нововведение) — это новшество, используемое в практической деятельности. Инновация — прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, продуктов, услуг, организационно-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Наличие спроса на новшество свидетельствует о ее конкурентоспособности и общественном признании.
Инновационный процесс — процесс создания, распространения новшества, который состоит из 5 этапов:
1) фундаментальные теоретические исследования, проведение поисковых НИР, а итог — открытие и новые теоретические знания;
2) осуществление знаний, поиск областей практического использования и внедрения в практическую сферу, поиск инвесторов;
3) опытно-конструкторские разработки (ОКР);
4) коммерциализация, выведение на рынок;
5) инновационный процесс заканчивается утилизацией продукта.
Свойства инновации определяются ее преимуществами в сравнении с традиционными решениями и совместимостью со сложившейся практикой, существующими технологиями, сложностью и опытом внедрения.
Новаторы, генераторы идей, заинтересованы в получении дохода. Ранние реципиенты, первые освоившие новшества, стремятся получить прибыль.
Жизненный цикл инновации (ЖЦИ) шире жизненного цикла продукта (ЖЦП) и товара (ЖЦТ). Начало ЖЦП совпадают с окончанием второй фазы ЖЦИ, когда определена область практического использования нового знания. В соответствии с международной системой ^О 9000 он (ЖЦП) включает маркетинг (поиск и изучение рынка), проектирование (разработку технологических требований); разработку продукта, материально-технического снабжения, подготовку и разработку производственного процесса: производство, контроль, проведение испытаний и обследование; упаковку и хранение, реализацию и распространение продукции, монтаж и эксплуатацию, техническую помощь и обслуживание, утилизацию продукта после использования.
ЖЦТ начинается по окончании фазы ОКР (4-й этап ЖЦИ) и включает выпуск и поступления на рынки первых промышленных серий продуктов и заполнение товаром свободной ниши, рост продаж, замедление роста и стабилизации объема продаж, спад продаж.
Инновационная деятельность включает процессы преобразования научных знаний в новые виды продуктов, технологий и услуг, маркетинг, а также комплекс технологических, экономических, организационных мероприятий, которые приводят к инновациям в различных областях деятельности человека. Она осуществляется на всех этапах инновационного процесса, а также при модернизации продукции, совершенствовании технологии, услуг, снижении себестоимо-
сти, повышении конкурентоспособности продукции. Инновационная деятельность — это создание и проведение изменений в области новых продуктов, методов и т.п., их внедрение, освоение и распространение. Она направлена на обновление продукции, способов ее производства и реализации. Основные компоненты инновационной деятельности: новшество, инновации, инвестиции 9 (рис.).
Рис. Взаимосвязь основных компонентов инновационной деятельности
Новшества формируют рынок новаций, основной товар которого — продукт интеллектуальной деятельности. Только часть новшеств находит практическое применение и создает рынок инноваций. Конкуренция заставляет предприятия повышать технический, технологический уровень производства, улучшать качество товаров и услуг, совершенствовать организацию производства и управления, сокращать издержки и совершенствовать систему обслуживания, следовательно, участвовать в формировании рынков новаций и инноваций, выступать потребителями их товаров. Создание новшества и его переход в инновации требует затрат материальных, финансовых и других видов инвестиций. Размер инвестиций в инновации, срок их окупаемости, прибыльность будущей инновации и риски неудач — основные критерии оценки перспектив проведения инновационных изменений.
Рынок капитала выполняет 2 функции — мобилизации и размещения капитала.
Виды инвестиций: интеллектуальные,
прямые (земля, основные и оборотные средства и т.д.), портфельные и финансовые.
По экономической сути — реальные и финансовые инвестиции. Реальные — приобретение земли, средств производства, других активов, необходимых для ведения бизнеса. Финансовые — покупка ценных бумаг, участие в активах других организаций.
Инновационная инфраструктура — финансовые институты: банки, страховые и инвестиционные компании, пенсионные и вен-
чурные фонды, консалтинговые фирмы, биржи, средства массовой информации, инжиниринговые, консультационные и лизинговые компании.
Инновационный менеджмент — управление нововведения. Его главные цели: в определении основных направлений научнотехнической и производственной деятельности; разработка и выпуск новых видов продукции, проведение изменений, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия.
Под инновацией понимали совершенсто-вание, повышение эффективности производства того, что уже делалось. В современных условиях развитие инноваций связано с ростом возможностей, сокращением сроков реализации открытий новшеств (с 40 лет середины XIX в. по 20-е годы ХХ в. до 3-5 лет), ростом расходов на пути от идеи до нового продукта или услуги. На 1 руб., потраченный на генерирование идеи, приходится 10 руб. на исследования и превращение идеи в изобретения, 100 руб.
— на разработку, от 1000 до 10000 руб. — на выведение нового продукта на рынок, т.е. на создание инноваций.
На стадии проработки идеи отвергаются до 80% проектов, далее процент уменьшается, 70% исследований не дают коммерческого результата, 80% новых продуктов, поставляемых на рынок, не имеют успеха и снимаются с производства; 9 из 10 инновационных проектов, принятых к реализации, потерпят неудачу, а расходы будут огромными. Поэтому эффект должен покрыть затраты на 9 неудачных проектов и собственные затраты. Превосходство парохода было доказано в 1835 г., но лишь через 50 лет он заменил парусные суда, оставаясь «завтрашним днем».
В настоящее время в условиях Алтайского края реализуется инновационная экономика в агропромышленном комплексе в сфере производства, переработки продукции животноводства на предприятиях — ООО «Алтаймясопром», ЗАО «Алтайский бройлер», ООО «Западное»; растениеводства — ОАО «Пава», ООО «АгроСибРаздо-лье», ООО НПО «Алтайский лен» и по строительству траспортно-логистического терминала ООО «МОпСТ».
В крае создаются условия для выпуска инновационных продуктов: глубокая переработка ценных сортов пшеницы на аскорбиновую кислоту, крахмал, субстанцию глюкозы на базе индустриального парка «Новоалтайск южный» (ООО НПК «Карбо-ник»). Реализуются проекты по производству высокоэффективной ресурсосберегающей сельскохозяйственной техники: комбинированная почвообрабатывающая машина
КПМ-6(5/7); комбинированный колосоуборочный агрегат КПКА-5,0; посевной почвообрабатывающий комплекс [3]. Все это позволит внедрить энергоэффективные технологии, сокращающие издержки производства. Кроме того, в крае (2011-2013 гг.) реализуется инвестиционная программа по строительству и модернизации 100 молочных и 100 мясных ферм.
За 2006-2010 гг. поголовье крупного рогатого скота возросло на 35 тыс. гол., молока — на 105 тыс. т. В 2011 г. производство молока составило 1,5 млн т, мяса скота и птицы — более 300 тыс. т.
За счет перспективного развития животноводства планируется создать на селе 1260 новых рабочих мест.
Таким образом, реализация инновационных, инвестиционных проектов позволит по-
высить конкурентоспособность аграрной экономики как за счет роста объемов производства, так и снижения издержек, а следовательно, себестоимости продукции, что скажется на удовлетворении потребительского спроса на основные продукты питания и повышении качества жизни населения.
Библиографический список
1. Карлин А. Математика модернизации. Регион. Богатство Сибири // Российская газета. — 22.12.2011. — № 288. — С.А.14.
2. Щетинин М. Четыре кита Алтайского Приобья. Регион. Богатство Сибири // Российская газета. — 22.12.2011. — № 288. — С.А.15.
3. Гумеров Т.И. Управление инновационными преобразованиями: учебное пособие.
— М.: Дело АНХ, 2010. — 140 с.
+ + +
УДК 338.436
О.А. Логинова
ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА ЗА РУБЕЖОМ
Ключевые слова: аграрный сектор, государственные субсидии, аграрная цена, дотации, сельское хозяйство, государственное регулирование.
Введение
Для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства Российской Федерации необходим экономический механизм, основанный на проведении сбалансированной государственной ценовой и финансовокредитной политики.
Задачами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики (перерабатывающими, производством техники, удобрений и ядохимикатов, энергетики и др.), обеспечение хозяйств оборотными средствами, выравнивание уровней доходов (заработной платы) работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей (контрактация сельскохозяйственной продукции, гарантированные цены на основные виды продукции животноводства и земледелия).
Аналитическая часть
Аграрный сектор, как никакой другой сектор экономики, обладает сочетанием и наиболее длительной продолжительностью регулирования, и наибольшей степенью интенсивности регулирования со стороны государства. Процессы регулирования (дерегулирования) составляют сердцевину современной аграрной политики.
Несмотря на то, что во многих странах ведение сельского хозяйства неэффективно согласно теории сравнительных преимуществ, большинство государств тратит большие деньги на его поддержку. Они сознают необходимость поддержания продовольственной безопасности, сохранения сырьевой базы для развития промышленности и рабочих мест. В современных условиях на поддержку сельского хозяйства оказывают влияние глобализация и либерализация торговли.
Эффективное государственное регулирование аграрной сферы России в условиях кризисной экономики требует изучения опыта стран с развитыми рыночными отношениями, имеющих конкурентоспособное сельское хозяйство.