Научная статья на тему 'Инновации, стимулы и цели'

Инновации, стимулы и цели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации, стимулы и цели»

з nw мм im

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ИННОВАЦИИ, СТИМУЛЫ И ЦЕЛИ

И.А. К0С0Н0Г0ВА, ТНК-Сибирь

Инновации - это нововведение, новшество, изменение. За последние 10 лет термин «инновация» вполне прижился, и даже вошел в название специального образовательного курса «Инновационный менеджмент».

Наиболее часто термин «инновация» связывают с наукой и техникой. П. Уайт обращает внимание, что важно различать понятия «изобретение» (конечный результат исследований) и «нововведение» (оно следует за изобретением и завершает успешные разработки). Изобретение подразумевает появление на свет чего-то нового, нововведение -внедрение чего-то в практику.Большой толковый словарь бизнеса Collins совмещает термины «инновация» и «изобретение» и отсылает к «научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам», где их разделяет, трактуя термин «инновация» как задачу доведения изобретений до рынка. При этом под «изобретением» понимается факт открытия новых методов и техники производства новых продуктов.

Б. Твисс рассматривает процесс нововведения как передачу научного или технического знания «непосредственно в сферу нужд потребителя; продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности».

Такой научно-технический уклон термина «инновация» вполне закономерен. Следует заметить, что именно в таком аспекте и понималась инновация в СССР.

Более широкое толкование этого термина дает Оксфордский толковый словарь. Термин «инновация» разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами. Используя патенты, добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок. Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориен-

тированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки».

Еще более полное толкование термина «инновация» дал известный экономист Й. Шумпетер, связав термины «экономическое развитие» и «инновация», он определил их как появление чего-то нового, неизвестного ранее. Для Й. Шумпетера люди, которые занимаются и осуществляют инновации - предприниматели. Они создают новые, ранее неизвестные, комбинации факторов производства. Поэтому Й. Шумпетер полагал, что предпринимательская способность есть четвертый неизвестный классикам фактор производства.

В то же время и определение Й. Штумпетера не может считаться исчерпывающим. Очевидно, что инновацию не следует ограничивать только сферой предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность, коммерческая по своей природе, подразумевает получение прибыли (дохода). Отношения же между людьми не ограничиваются только экономической сферой. Например, важное место в жизни людей занимают политические отношения, искусство, проблемы сохранения окружающей среды и т.д. То есть то, что может быть отнесено к социальной сфере. Это не предпринимательство, не бизнес. Но и здесь возможны инновации, зачастую, кстати, имеющие последствия для экономики, что затем вполне может сказаться на развитии науки и техники.

Довольно емкое объяснение термина «инновация» дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А. Макаренко: «Инновация (анг. innovation - нововведение, новшество от лат. innovatio - возобновление, обновление) - 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений науч.-технич. прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; по-литич. программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкоз-

42

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

3 11111 март 2004

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

нании - новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии».

Таким образом, можно сказать, что инновации (нововведения, новшества, изменения) возможны во всех сферах деятельности человека. Где-то попалось на глаза такое определение инновации: инновация - это идея, имеющая своей целью обрести экономическое содержание и быть востребованной обществом.

Это определение очень емкое и точное, но можно предложить и другое, ориентированное на научно-технические и социально-экономические инновации.

Инновация есть результат трансформации идей, исследований, разработок, новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей.

Соответственно, инновационная деятельность - это процесс осуществления инноваций. Она охватывает создание и внедрение:

• новой продукции;

• новых технологических процессов и форм организации производства;

• нового рынка;

• новых процессов управления и решения социально-экономических задач, соответствующих им финансовых инструментов и организационных структур;

• новых предпочтений человека в духовной сфере.

Данная классификация, хотя и является несколько расширенной по сравнению с приводимыми другими авторами, не претендует на абсолютную правильность. Главное — понимание сути термина «инновация» и отсутствие реальных ограничений для инновационной деятельности.

Появление инновации имеет две отправные точки:

А. Потребность рынка, т.е. имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу). Иначе говоря, это ответ на потребности рынка, или маркетинговый вариант. Его можно также назвать эволюционным. К эволюционным также относятся, естественно, различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более «товарного» вида продукции.

Б. Изобретательство, т.е. интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта. Фактически

это создание нового рынка. Это радикальный, революционный путь.

Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал и подготовить условия для перехода к новым идеям. Поэтому обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.

Еще К. Маркс отмечал большую разницу между издержками первоначальной постройки машины и издержками ее тиражирования. Затраты ин-новаторов могут быть столь значительны по сравнению с достигнутыми результатами, что они часто терпят крах, а процветают их последователи.

С другой стороны, чрезмерное увлечение эволюционным маркетинговым направлением не может обеспечить качественного сдвига в развитии общества. Таким образом, речь должна идти об оптимальных темпах внедрения инноваций. А проверяется это:

• на уровне отдельного хозяйствующего субъекта - через динамику изменения масштабов деятельности плюс (для коммерческих организаций) через динамику прибыли;

• для общества - через темпы экономического и социального развития.

Стимулы инноваций. Убытки и прибыли (или затраты и выгоды) - вот тот основной индикатор, с помощью которого рыночная экономика отбирает лучшие способы ведения дел (лучшие продукты, услуги) и отказывается от менее эффективных. Инновации нарушают существующее равновесие и создают новые условия для движения экономики к новому равновесию. Это нормальный деловой процесс, происходящий каждый день, каждую минуту и позволяющий обществу развиваться.

Кризисы, случающиеся вследствие каких-то катастроф, политических событий или ошибок в подходе к управлению различными аспектами жизни общества, являются действенным стимулятором для активной инновационной деятельности. Это естественно. Кризис - это свидетельство какого-то конфликта, противоречия. Нормальным ответом активной части общества на это противоречие является активный поиск путей его преодоления.

Например, резкое увеличение цен на нефть в 1973 г., замышлявшееся как мощное средство шантажа арабскими странами промышленно развитых государств за поддержку Израиля в Ближневосточном конфликте, явилось мощным стимулом для поиска путей более экономного использования природных ресурсов. В результате энергоемкость ВВП стран С-7, «Большой, или Великой, семер-

ЕЖЕМЕС1ЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ вИВАЯСЫ

43

3 (1111 март 2вв4

ШОВАЦИОНЫЙ МЕВЕДЖМЕ1Т

ки», семи ведущих держав (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада), упала к 1989 г. в 4 раза по сравнению с 1973 г.

Проявился интерес к альтернативным источникам энергии (солнечной, ветряной, геотермальной). По-новому, с учетом достижений науки были просчитаны мировые запасы нефти, которые оказались, кстати, Чуть ли не в 1,5 раза больше, чем предполагалось ранее. Ряд стран Северной Европы активизировали добычу углеводородного сырья в Северном море и т.д.

Все это привело к ослаблению зависимости ведущих западных стран от нефтедобывающих и к снижению цены на нефть.

В качестве примера ошибок в подходе к управлению экономическими процессами можно привести ситуацию, сложившуюся в США в 1970 -1980-х гг. XX в., и ее преодоление. Тогдашняя американская практика делового администрирования рассматривала стабильность организационных структур, форм и методов управления в качестве важнейшей предпосылки эффективности. На рынке господствовали огромные компании мирового значения. Средства, выделяемые на проведение научных исследований и внедрение их результатов, направлялись в основном на совершенствование уже существующих изделий и технологических процессов или на выпуск новых товаров, производство которых базировалось на уже освоенных технологических принципах. Например, в автомобильной промышленности большая часть средств направлялась на изменение внешнего вида автомобиля.

В результате некоторые традиционные отрасли американской экономики оказались устаревшими по сравнению с конкурентами. Потребовалась радикальная модернизация этих отраслей, а также принятие мер по предотвращению потери конкурентоспособности экономики страны в целом.

США нашли выход в создании условий для резкой активизации интеллектуального потенциала, прежде всего через создание благоприятных условий для инновационной деятельности. Особенно успешной оказалась поддержка так называемых венчурных, или рисковых компаний. Был творчески осмыслен тот факт, что основная масса полезных для общества принципиально новых (революционных) инноваций появилась благодаря инициативе и предприимчивости отдельных инно-ваторов, создавших новые компании в целях коммерческого использования своих разработок.

Высокая результативность малых венчурных компаний в условиях потери США своих позиций в мировом производстве и мировой торговле заставила американскую администрацию провести

целый ряд законодательных мероприятий, способствующих созданию и развитию венчурных компаний. Результат известен из сегодняшней практики.

Аналогичным образом - инновациями - активная часть человечества отвечает на природные и техногенные катастрофы. Например, в ответ на землетрясения были разработаны проекты сейсмостойких домов, системы мониторинга и раннего предупреждения землетрясений и т.д.

Из всего сказанного выше следует, что инновационная деятельность очень проста. Надо увидеть противоречие и суметь его снять (разрешить).

Инновации - самоцель? Да, но только для очень узкого круга людей. Для тех кто является автором идеи или настолько сжился с нею, вложил в ее реализацию свои силы, знания, опыт, что фактически стал полноправным ее соавтором. Только для этих людей (и то не для всех) инновация является самоцелью как средство самоутверждения, доказательство их творческой активности и состоятельности в профессиональном плане.

Для остальных людей важны только последствия внедрения инновации.

Не секрет, что многие полезные для общества идеи оказывались нереализованными только из-за того, что их потенциал не был должным образом раскрыт и представлен. Сделать это лучше могут лишь те, кто готов бороться за претворение идеи в жизнь, потому что имеют самое непосредственное отношение к ней, являясь авторами, соавторами или просто приобщенными к ее рождению и развитию.

Продуктивная идея, в которой заинтересованы многие, имеет значительно больше шансов для выживания. Поэтому встает вопрос о персонали-зации идеи.

Задача инноватора состоит именно во внедрении инновации в практическую деятельность людей. А здесь открывается широкое поле для деятельности.

Как представляется, инноватором можно считать:

• изобретателя, преодолевающего преграды, связанные с внедрением его изобретения (идеи);

• посредника (консультанта), ориентирующего общественное мнение или предпринимательские структуры на пользование инновацией;

• администратора или владельца предпринимательской структуры, приобретающего на законном основании права пользования изобретением (идеей) и внедряющего его в обиход;

• государственного служащего, общественного деятеля, продвигающего изобретение (идею) для придания общественного значения и вне-

44

ЕЖЕМЕС1ЧКЫЙ НИРМЩНШ НЯЛИМЧЕНИ ЖУРНАЛ ДД1ДХЕСТ «ИАКЫ

3 11111 март 2т

ШОВАЦНОШЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

дрения в практику государственного управления или общественной жизни. Способность к инновациям как личное качество человека давно занимает исследователей. Одно из исследований, проведенное в Гарвардском медицинском центра (США), показало, что из 100 человек:

• 60 - обладают умеренной и «некоторой» творческой потенцией;

• чуть менее 30 - не проявляют вообще или проявляют в очень малой степени творческую активность;

• 10 - обладают высокой творческой потенцией;

• 1 - одарен исключительной творческой потенцией и способен к выдающимся достижениям в областях от искусства до предпринимательской деятельности.

Кем прежде всего является инноватор, чем он отличается от других людей кроме некой творческой потенции? Р. Уотермен утверждает, что инноватор - это не фанатик-крестоносец. Он разумный оптимист. С этим утверждением можно согласиться лишь отчасти. Прежде всего инноватор - это человек, способный видеть проблему по-другому, не как все. Причем способный не только видеть, но и предпринимать некие усилия в направлении, понятном вначале, быть может, только ему.

Как представляется, инноватор - это личность, критически относящаяся к авторитетам и к общепринятому, стандартному. Он может и не показывать свого критического отношения. Но суть его от этого не меняется. Если он и не крестоносец (а в понятие «крестоносец» мы вкладываем несколько иной смысл по сравнению с европейцами и североамериканцами), то достаточно настойчивый и целеустремленный человек. Он готов смело встретить неприятности, которые, как показывает практика, будут его преследовать. Он должен быть готов к тому, что во время демонстрации инновации перед заинтересованными людьми произойдет сбой (так называемый визит-эффект), потенциальный инвестор в результате окажется некредитоспособным, а человек, который очень мог бы поспособствовать, уволится.

Перенести это инноватору и его семье очень непросто.

Да, многими из инноваторов владела и владеет жажда наживы. Даже если не очень-то владеет (вспомним, сколько отчисляет на благотворительность тот же Билл Гейтс), но нажива была и остается формой самоутверждения. Успех или неудача во многом измеряется количеством денег. Других интересуют карьерные соображения. Это тоже нормально, не лучше и не хуже. Хотя есть и другие точки зрения. Так, Н. Паркинсон утверждает: «Делать

деньги - занятие не из самых благородных, но есть и куда более порочные желания. Стремление к власти, например».

К чести инноваторов, можно отметить, что деньги для них зачастую не самое главное. Вот как мотивировал свои действия один из основоположников венчурного движения Т. Перкинс: «Деньги, которые мы делали, на самом деле являлись побочным продуктом. Нами двигало желание создавать успешные компании, находящиеся на острие удара, развивающие изумительные технологии, которым предстояло перевернуть мир».

Для общества в целом, в отличие от отдельных идеалистов и моралистов, важно не то, что двигает человеком, какой он изнутри, а то, что приносит его деятельность обществу. Часто люди испытывают восторг и благоговение перед отдельными личностями, называют их гениями за тот вклад, который они внесли в развитие культуры, науки и пр. Но далеко не всегда эти личности, их поступки соответствуют вызванным восторгам. Не все же такие практически идеальные люди, как академик В. Вернадский. Он - исключение, а не правило. Взять, например, такие громкие имена, как А. Пушкин, Л. Толстой, Ф.Достоевский и др. российских литераторов, признанные во всем мире. Негативных фактов их биографии можно найти немало. Но разве их ошибки и неблаговидные поступки умаляют то, что они дали русской и мировой культуре? Очевидно, нет. Можно привести массу примеров и относительно иностранцев. Все то же самое. Близкие, безусловно, могут страдать. Для всех же остальных важен результат.

Как говорят: «Хороший человек - это не профессия». К тому же практика показывает, что среди инноваторов много порядочных людей. Может быть, ничуть не меньше, чем среди других. Но кто же считал?

Есть основания полагать, что инноваторы большие индивидуалисты, чем многие иные. Одна из причин их индивидуализма состоит в том, что инновационная деятельность начинается с идеи, которую инноватор «родил» или «подхватил». Эта идея может и не иметь необходимой определенности, четкости. Многое еще построено на догадках, которые довольно убедительны для инноватора, но малоубедительны для остальных.

Даже вынужденное объединение с другими людьми, необходимое для достижения цели, не делает их подлинными коллективистами, если под коллективизмом понимать принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи.

45

ЕХЕМЕС1ЧШ1 ММРМЦШН МШТНЕСМ! КУНА! ДД|ДКЕСТ-«НА1СЫ

з mu март mu

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Поэтому инновационный тип дает лучше результаты там, где общество более терпимо относится к инакомыслящим.

Кстати, в этой связи интересно обратиться к особенностям российского национального характера, описанным В.О. Ключевским. Он утверждал: основы национального характера сформировались в XIII в. с перемещением хозяйственной деятельности из степей современной Украины в Верхнее Поволжье (Владимирско-Суздальскую Русь). С тех пор россиянин приучался к чрезмерному кратковременному напряжению сил, привык работать скоро, лихорадочно и споро. Капризу природы противопоставляет каприз своего характера. Лучше работает один, когда на него никто не смотрит. Он индивидуалист.

Не в этом ли причина изобретательности россиян? И причина не слишком успешной работы в промышленности, где труд отличается системностью и определенной монотонностью?

Вот только быть инакомыслящими у нас имели право только юродивые.

Судя по всему, ментальность россиян за эти 8 - 9 веков практически не изменилась. Вот и известный практик управления мэр Москвы Ю. Лужков свидетельствует: «Россияне отдают предпочтение импульсной, напряженной, находящейся на грани физических возможностей одноразовой уникальной работе по сравнению с повседневным, однообразным, пусть и более доходным и менее напряженным, трудом. Субботник для нас более приемлем, чем повседневная уборка мусора».

Таким образом, специфика российского менталитета очень хорошо вписывается в наиболее творческую часть инновационной деятельности, когда еще велик риск, неопределенность, перегрузка умственная и физическая, т.е. работа на рывок.

Потом, когда надо пунктуально доводить инновацию до совершенства, превращать ее в норму жизни, в обыденное явление, россияне начинают проигрывать нациям с более «организованным» характером, например немцам, японцам, китайцам и др. Особенностью российского производства является недоработка. Как утверждает Ю. Лужков, это характерно нетолько для конечной продукции, но и для каждом этапа, «в любой детали что-то не дорабатывается, остаются мельчайшие недоделоч-ки, невыверенности, несовершенства. И дело не в квалификации, не в технологической неграмотности, а в образе цели, основанном на все тех же непереводимых «авось», «небось» да «как-нибудь».

Справедливости ради надо заметить, что после того как в цеха европейских производителей техники пришли рабочие-эмигранты из некоторых стран Азии, и особенно Африки, вера в хваленое

европейское качество упала под давлением реалий жизни. Так, РосБизнесКонсалтинг сообщает из Лондона (от 08.09.2000), что, поданным издания Which Саг 2000, издаваемого ассоциацией потребителей, такие всемирно известные автомобили, как Citroen, Ford, Land Rover, Peugeot, Renault, Rover, Saab, Vauxhall и Volvo, отнесены к числу плохих. Лидируют прежде всего японские, а также корейские автомобили, которые отнесены к числу «лучших» и «просто хороших». В перечень просто хороших попали европейские: Mercedes, Volkswagen и Skoda.

Из практики известно, что к индивидуализму склонны предприниматели. Наряду с предпринимателями наиболее склонны к индивидуализму люди творческих профессий: ученые, художники, музыканты. Оставим в покое художников и музыкантов. Понятно, что они тоже прирожденные ин-новаторы, иначе им просто нечего делать в искусстве. Нас более интересуют ученые и результаты их труда.

Только в конце XIX в. наука, ранее являвшаяся как бы разновидностью искусства, начала превращаться, как говорил К. Маркс, в производительную силу общества. К этому времени предложенные фундаментальной наукой объяснения природных явлений, например электрических, уже мало понятны или недоступны здравому смыслу сколь угодно одаренных, но специально не подготовленных изобретателей.

Конечно, значительная часть достижений науки еще не была востребована промышленностью. Но уже стали появляться инновации, созданные в результате научной деятельности. Какие-то ученые совмещали собственно науку с практическим использованием ее результатов, другие - нет. Но появился новый тип ученого-прикладника, сознательно ориентированного на достижение коммерческого результата внедрения научного знания, т.е. инноватора. Появились и разные формы научных организаций.

Тема для интеллектуальной дискуссии в 1960-х гг. Она потихоньку затихла. А спор, рациональна инновационная деятельность или нет, не утихает.

Однако эти термины, «физики» и «лирики», можно использовать для обозначения подходов к деятельности инноваторов. И, соответственно, характера инновационной деятельности. Рациональна ли эта деятельность, как физика, или иррациональна, как лирика?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждая успешная инновация начинается с творческой идеи. Часть исследователей достаточно твердо придерживаются позиции, что само по себе творчество не поддается планированию, и идеи часто появляются спонтанно в результате не-

EKEMECHttll RMIPMAQHOHHO АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ 0Ш1СЫ

3 (1111 март 2004

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

кой вспышки вдохновения. Инновационная деятельность хорошо описана в лучшем, как представляется, производственном романе всех времен и всех народов. Речь идет о романе А. Хейли «Колеса». Автор, ссылаясь на опыт специалистов, утверждает, что в ряде случаев «самые удачные идеи рождаются неожиданно, словно взметающая в небо ракета, во время задушевных бесед поздно ночью, когда люди сидят и вслух размышляют, положив ноги на стол».

На самом деле, и это знает любой творческий человек, неожиданные идеи приходят, например, под душем или во время просмотра по телевизору какой-нибудь программы. Один из героев романа «Колеса» как бы случайно находит решение по концепции нового автомобиля. Его взгляд останавливается на фотографии лунной капсулы «Аполлона-11» и он предлагает сконструировать автомобиль, уродливый по существующим представлениям, но настолько отвечающий потребностям и девизу «века целесообразности», что покажется прекрасным. Идея, как представляется, блестящая. Таких творцов вполне можно назвать лириками.

Иной точки зрения относительно рациональности инновационной деятельности придерживаются сторонники системного метода создания на-учно-технических инноваций, известного как «теория решения изобретательских задач», ТРИЗ Г. Альтшуллера. Он выдвинул идею, что инновационная деятельность рациональна, так как развитие

технических систем определяется объективными, познаваемыми закономерностями. Этим законам подчиняются любые технические системы - от самых простых до самых сложных. Понятно, что сторонников рациональности инновационной деятельности можно обозначить как «физиков».

На основании 40-летнего изучения огромного массива патентной информации Г. Альтшуллером и его последователями, как они заявляют, эти законы были выявлены. По мнению адептов, к концу 1980-х гг. способность ТРИЗ была доведена до высокого уровня. В научно-технической области ТРИЗ успешно сочетается с методом ФСА (функционально-стоимостного анализа).

При анализе нового продукта на стадии создания ФСА предполагает абстрагирование от конкретных имеющихся решений и концентрацию всего внимания на выполняемых функциях. То есть, при проведении ФСА описывается продукт (в том числе, например, некая организационная структура) в виде основных, вспомогательных и излишних функций. В результате появляется возможность выявить зоны функциональной недостаточности и неоправданных затрат, формулировать и решать задачи по устранению этих узких мест.

Человек, который занимается революционными инновациями, помимо обычных деловых качеств должен обладать предвидением жизненности идеи в условиях повышенной неопределенности.

ЕЖЕМЕС1ЧНЫ1 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КУРИ!! ДАЙДЖЕСТ «КНАВСЫ

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.