Научная статья на тему '\ инновации \ осколки «Сколково»'

\ инновации \ осколки «Сколково» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
121
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ инновации \ осколки «Сколково»»

Осколки «Сколково»

Одна из самых влиятельных персон мировой IT-индустрии — глава и владелец фонда EDventure Holdings Эстер Дайсон — рассказала читателям «Прямых инвестиций» о том, каким она видит проект «Сколково», поделилась своим мнением о специфике Рунета и о будущем социальных сетей.

Виктория Вложение капитала

МУСОРИНА — Такое впечатление, что к создателям российских

стартапов пока не торопятся ни западные инвесторы, ни тем более отечественные. Что их сдерживает?

— Мне кажется, намерение инвестировать в российские стартапы часто «тормозит» очень низкий уровень развития логистики. Эта проблема порождает множество коммерческих недостатков. Не так сложно найти неплохую идею и создать веб-сайт, ее реализующий, куда трудней обеспечить его правильную работу. На этом этапе и возникают проблемы — с логистикой, с платежами (например, если компания ведет расчеты в рублях, евро и долларах, ей необходимо открыть и вести три разных счета; другая сторона проблемы — в России на каждый чек нужно написать счет-фактуру и акт выполнения работ, требуется годовая сверка отчетности; при этом расходуется огромное количество бумаги, в то время как на Западе все процедуры осуществляются в электронном виде. — Ред.). Сегодняшний интерес к инновациям, разговоры о нанотехнологиях — это неплохо, но улучшение ситуации с логистикой и инфраструктурой для российского бизнеса и общества в целом — не менее актуальные проблемы.

— Куда можно вложить небольшой капитал?

— Я бы вложила в перспективные веб-проекты. В России есть небольшие, но успешные интернет-компании, и мне кажется, что у них есть хороший потенциал. Всего за одну неделю, что я провела в России в июне, я познакомилась со многими историями успеха. Например, 71пяауа (веб-сервис, который позволяет общаться посетителям какого-либо сайта друг с другом по каналам городских или мобильных телефонов, Экуре или 1Р-телефонии. — Ред.). Еще ресурсы — АКегяео (географический сервис, позволяющий определить координаты того или иного

объекта. — Ред.) и KupiVIP (клуб KupiVIP.ru каждый день организует закрытые акции продаж различных товаров и услуг со скидкой до 70%). Очень интересен ресурс Wikimart (онлайн торговый центр, где более 3 тыс. магазинов ежедневно продают свои товары. — Ред.).

— Какие из уже существующих российских технологических стартапов с вашей точки зрения сегодня привлекательны для инвестиций?

— Я знаю несколько российских компаний, которые кажутся мне успешными, хотя я и не инвестировала в них. Например, ряд фирм, входящих в портфель фонда AddVenture (фонд бизнес-ангелов инвестирует в российские IT-проекты на ранних стадиях, а затем помогает развивать бизнес. — Ред.), основанного Еленой Масоловой (26-летняя выпускница Высшей экономической школы. — Ред.). Довольно интересен также проект tutu.ru (интернет-ресурс, публикующий расписание всех возможных видов транспорта в любых населенных пунктах России и отслеживающий любые изменения в режиме онлайн. — Ред.).

Мне кажется, что в России сложно не столько начать новый бизнес, сколько потом успешно развить его. И дело здесь отнюдь не в бюрократии — главные сложности связаны скорее с проблемами внутреннего управления. Многие предприниматели просто не имеют опыта и потому не знают, как взяться за дело, как сформировать правильную команду и управлять ею, как мотивировать людей, как создавать и развивать новый продукт. Молодым бизнесменам критически важно понимать: мало просто создать некую коммерческую структуру. Чтобы обеспечить рост бизнеса, структуру нужно организовать должным образом и ею надо правильно управлять. Задача России — решить эту проблему, а это во многом требует изменения бизнес-культуры.

Прозрачность важнее инноваций

— Похоже, именно этим и занялась власть. Способен ли проект «Сколково» выйти из политической плоскости и удовлетворить реальные потребности российского !Т-бизнеса?

— Сейчас в этом месте интересным образом переплелись две культуры. Я говорю о привлечении в проект Крэйга Барретта (сопредседатель наблюдательного совета Управления компаниями «Сколково»; основная деятельность — развитие информационных и телекоммуникационных технологий комитета ООН. — Ред.) и назначении главой фонда «Сколково» Виктора Вексельберга. Российский бизнесмен весьма авторитетен. Полагаю, что это хороший выбор. Крэйг тоже, по-моему, удачный вариант. Прежде он работал в Intel, но теперь у него появилось время. Он хорошо знает Россию, вел здесь множество проектов. Его жена была послом в Финляндии в течение четырех-пяти лет, а потом, как и я, училась в Стар-Сити. Она владеет русским языком, потому что некоторое время жила в России. Это важное обстоятельство.

— Вы говорите, что Виктор Вексельберг — хороший выбор в качестве главы «Сколково». Почему? Этот бизнесмен далек от инновационного бизнеса.

— Мне кажется, то, что он ранее не занимался высокими технологиями, — это как раз скорее преимущество. Это поможет принимать решения беспристрастно, не имея в виду тех или иных рыночных игроков. Ценно не столько поле его деятельности, сколько его опыт

irJ

66 прямые инвестиции / № 2 (106) 2011

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

\

Эстер ДАИСОн — известный и авторитетный эксперт мирового рынка ГС, а также венчурный инвестор. Эстер родилась 14 июля 1951 года в Швейцарии, в семье английского физика и швейцарского математика. Выпускница Гарварда, журналист, издатель, писатель, инвестор. С 2008 года занимается консалтингом и инвестициями в стартапы. Эстер

Дайсон входит в число 50 наиболее влиятельных людей в мире в области информационных технологий. Именно с ее помощью — консультативной и инвестиционной — начал развиваться российский IT-рынок. Сегодня Эстер Дай-сон входит в наблюдательные советы или советы директоров IBS Group, Live Journal/SUP и Яндекс.

бизнесмена и управленца. У него есть некоторые компании, акции которых торгуются на западных биржах, и эти компании «прозрачны» — это очень важный опыт.

— И все же в России по отношению к этому проекту еще много скептицизма.

— Что ж, на мой взгляд, в этой позиции есть определенный смысл. Задают, в общем-то, разумные вопросы: зачем нужен такой специальный проект, как «Сколково»? Почему бы всю Россию не сделать местом, где соблюдаются законы, где люди довольны жизнью, где нет взяточничества, коррупции? Но «Сколково» может стать хорошим началом. Я думаю, для этого проекта крайне важно обеспечить полную прозрачность его деятельности

и создание условий для справедливой конкуренции. И, в конечном счете, сделать инновации коммерчески выгодными. Смысл в том, что это должен быть не столько правительственный, сколько коммерческий проект. Люди должны зарабатывать деньги в Сколково. Но коммерческий проект ведется в соответствии с правилами бизнеса — поэтому в Сколково бизнес должен быть прозрачен, и конкуренция должна быть справедливой. Я также очень бы хотела, чтобы те льготы, что там будут, были получены и в аналогичных проектах в других российских городах. Ведь не все захотят ехать в столицу...

— В России есть места с почти готовой инфраструктурой. Например, наукоград Дубна. Но сегодня и там молодым стартапам работать очень сложно...

— Самое важное, когда берешься за такую работу, как создание инновационного климата, инфраструктуры, — это желание и уверенность в том, что ты делаешь нужное дело. Если ты боишься сделать то, что по твоему мнению будет правильно, просто не стоит браться за это.

В России любят говорить, что здесь нет идей, нет интересных проектов, в которые можно инвестировать. Мне кажется, это не так и интересных проектов довольно много. Но есть более важный фактор: намного интереснее не сами инновации, а прозрачная, последовательная реализация уже заявленных идей. Я считаю, что все в инновационном бизнесе должно быть прозрачно, тогда многое может коренным образом измениться. Я не наивна, я понимаю все российские проблемы — в частности, влияние бюрократии и коррупции. Но вы правы, едва ли «Сколково» ждет большой успех, если оно останется просто очередным инвестиционным проектом. Оно должно стать моделью прозрачного ведения бизнеса и управления проектами, новой предпринимательской культуры. И самое главное — этот проект должен быть реально успешным!

Знаете, бывает движение «сверху вниз», а бывает «снизу вверх». Я верю в инициативу, исходящую снизу. Верю в предпринимателей, которые принимают риск и решаются на новые проекты. В России мать сейчас часто говорит сыну: иди работать на правительство, стань чиновником, это надежно. Хотелось бы увидеть, как она скажет: «Ты открыл новый бизнес, я так горжусь тобой». Да, сейчас это порой звучит как шутка. Пока российские люди не слишком захвачены идеей инновационного бизнеса.

— Удается ли вам следить за развитием Рунета? Как бы вы оценили его сильные и слабые стороны?

— Насколько я поняла, в России весьма популярны социальные сети. Например, степень пользования ресурсом «ВКонтакте» даже выше, чем РаееЬоок'ом в США. Возможно, это из-за того, что в России погода

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

прямые инвестиции / № 2 (106) 2011 67

«Сколково» может стать хорошим началом. Для этого проекта крайне важно обеспечить полную прозрачность его деятельности и создание условий для справедливой конкуренции (на фото: инновационный центр «Сколково»).

не всегда хорошая, люди часто сидят дома и общаются через Интернет. Кстати, тот факт, что в России не так развита логистика, сказывается и на темпах развития Рунета. Но в целом уровень использования возможностей Интернета в России, помимо социальных сетей и элементарных покупок, — не очень высокий.

— Например, в образовании. Интернет в школы провели, а извлекать из него пользу еще не научились...

— Это интересная тема. Образование должно начинаться с головы ребенка, а не с компьютера. Дети сегодня очень умны, а пользоваться компьютером с каждым днем становится все проще, и для этого не нужно какого-то особого образования. Поэтому гораздо важнее вместо обучения пользованию компьютером научить их эффективно и четко мыслить, воспринимать знания, выражать свои мысли и общаться с другими людьми. Конечно, в основном это зависит от качества подготовки учителей. Эта проблема есть и в США. У нас, как и в России, в системе образования не хватает квалифицированных специалистов.

Интернет в Интернете

— Не многие отечественные предприниматели готовы потратиться на развитие сайта компании, понимая, что это не только «витрина» бизнеса, но и канал продаж. Насколько эффективно в России используется Интернет для развития бизнеса?

— Возможно, мы проживаем такой этап, когда та или иная компания просто не осознает особых преимуществ Интернета для бизнеса. Поскольку ее конкуренты тоже используют Интернет — и все делают это одинаково, на уровне той самой «витрины». Интернет надо правильно использовать. Это как, скажем, поиск работы: один человек делает телефонный звонок и находит работу или получает ответы на свои вопросы, а другой совершает много звонков, но не добивается результата. Конкурентные преимущества правильного использования Интернета очевидны — об этом говорит лучший мировой опыт. Отказ же от его использования создает для бизнеса заметные риски.

— На Западе блоги, или онлайн-дневники на интернет-ресурсах, уже стали «каналом продаж». Мы повторим этот сценарий?

— Думаю, вполне. Хотя блогосфера — явление уникальное, и она очень «многолика»: для кого-то это стало профессией, для других — еще хобби. Блог может развивать бизнес, а может иметь цель — прославиться. Так что в сущности это всего лишь инструмент. Но его популярность в России стремительно растет.

— Отрывают ли блоги людей от реальной жизни?

ВДн .......

— Одних людей — да, других — нет. Я бы не преувеличивала особое влияние инструментов Интернета в этом смысле. Если человек способен оторваться от реальной жизни — он может сделать это многими способами. Некоторые люди часами слушают музыку, или общаются «ВКонтакте», или смотрят футбол по пять часов в день.

— Не могли бы вы привести интересные примеры успешных молодых компаний, бизнес которых мог бы и не появиться, если бы не Интернет?

— Один из интересных примеров — вгоироп. Они «соединяют» поставщиков товаров и услуг и их клиентов новым, взаимовыгодным путем. Представьте, что кто-то хочет, например, посещать бассейн в «непопулярные часы», но с хорошей скидкой. вгоироп связывается с владельцем бассейна и говорит: у нас есть для вас 20 новых клиентов — готовы ли вы продать им свои услуги со скидкой в 20%?

— Но откуда возьмутся эти 20 новых клиентов?

— вгоироп активно работает над продвижением своего сервиса. На их веб-сайте написано: если вы наберете сто человек для приобретения какого-то популярного товара или услуги, мы обеспечим вам покупку с хорошей скидкой. Поэтому люди заинтересованы в том, чтобы убедить своих друзей объединиться с ними ради выгодной покупки. А Интернет помогает сделать это по-настоящему легко. В России есть аналогичная компания РагЬеггу, она входит в венчурный фонд Елены Масоловой. Еще одно интересное направление в Интернете сегодня — это все, что связано с концепцией «вознаграждения», по типу предоставления бесплатных авиамиль.

— Рунет — пока не очень понятное пространство, в нем можно заблудиться. Будет ли он структурирован, чтобы в нем было легко ориентироваться?

— Вы правы, сегодня в Интернете легко запутаться, он еще неупорядочен и слишком спонтанен. Мне кажется, хорошие перспективы в смысле «наведения порядка» в Интернете у социальных сетей. Сегодня именно они позволяют определить: это — мои друзья, а вот это — интересующая меня тема. В каком-то смысле они представляют собой что-то вроде общежития и постепенно становятся местом, в котором люди фактически живут. Социальные сети создают своих обитателей. И это — движение вперед с точки зрения развития использования Интернета.

— Во что же превратятся социальные сети в ближайшем будущем?

— Сегодня социальные сети — лишь одно из «приложений» Интернета, который является «платформой». А в будущем они сами станут скорее «платформой», нежели приложением. То есть социальная сеть окажется средой, внутри которой независимый разработчик может написать свое приложение. Социальные сети станут как бы «Интернетом в Интернете». При этом социальная сеть предоставит разработчику интерфейс, инструментарий для этой разработки и прочее — то есть все, что требуется сегодня для разработки полноценного приложения.

— И когда это станет возможным?

— В социальной сети РаееЬоок все идет по этому сценарию. Возможно, скоро социальные сети «заберут» на себя значительное количество пользователей «открытого» Интернета. Интернет все еще остается непредсказуемым. И, по-моему, это хорошо, когда в жизни есть место для сюрпризов и приятных открытий.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.