Раздел 4. Совершенствование правоохранительной практики
Научная специальность: 5.1.2
Инновации миграционного законодательства как стимул повышения эффективности деятельности полиции
Валерий Михайлович Емельянов,
кандидат юридических наук, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Тюмень, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению предполагаемых изменений миграционного законодательства Российской Федерации, расширяющих полномочия полиции по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере миграции, и признаков уголовно наказуемых деяний. Автором проанализированы новые полномочия подразделений МВД России в рамках правового режима высылки в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, и ведения реестра контролируемых лиц, принятия решения об административном выдворении. В статье предложена классификация административной ответственности за правонарушения в сфере миграции. Выделены полномочия участковых уполномоченных полиции в сфере миграции при обходе административного участка.
Ключевые слова: незаконная миграция, миграционная карта, миграционное законодательство, контроль (надзор), режим высылки, административная ответственность, реестр контролируемых лиц
Дляцитирования: Емельянов В.М. Инновации миграционного законодательства как стимул повышения эффективности деятельности полиции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2024. N 3 (69). С. 38-47.
Innovations in the migration legislation as an incentive for improving police performance
Valery M. Emelyanov,
Candidate of Legal Sciences, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen, Russia, [email protected]
Abstract. The article discusses the expected changes of the Russian migration legislation, expanding the police powers to identify and suppress administrative offences in the field of migration, as well as the features of criminal acts. New powers of the units of the Russian Interior Ministry within the legal regime of expulsion in respect of foreign citizens and stateless persons, not having the legal grounds for presence on the territory of the Russian Federation, as well as of keeping the register of controlled persons and making a decision on administrative expulsion, are analyzed. The classification of administrative responsibility for offences in the field of migration is provided. The powers of district police officers in the field of migration when patrolling the administrative area are distinguished.
Keywords: illegal migration, migration card, migration legislation, control (supervision), expulsion regime, administrative responsibility, register of controlled persons
For citation: Emelyanov V.M. Innovations in the migration legislation as an incentive for improving police performance // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2024. No. 3 (69). P. 38-47.
© Емельянов В.М., 2024
Введение
Миграция является многогранным социально-экономическим явлением, которое оказывает влияние на различные стороны жизни людей. Сложность и масштаб миграционных процессов в России требуют разработки комплексной миграционной политики. Она должна охватывать различные аспекты и направления управления миграцией [1, с. 267].
Для Российской Федерации повышение эффективности управления миграцией имеет большое значение. С одной стороны, миграция способствует экономическому росту страны, а с другой - представляет собой потенциальный источник рисков для общественно-политической стабильности [2, с. 70].
Проблемам в сфере миграции посвящены научные труды, подготовленные специалистами в международном, конституционном, административном, трудовом и иных отраслях права, такими как Т.А. Васильева [3], А.Н. Жеребцов [4], Н.Н. Зинчен-ко [5], А.А. Мишунина [6], И.В. Плюгина [7], В.Е. Подшивалов [8], Т.А. Прудникова [9] и др. В юридической литературе справедливо отмечается, что «основные принципы научных исследований о миграции населения включают междисциплинарный и системный подходы, использование качественных и количественных методов исследования, объективность и независимость, а также ориентацию на практику» [10, с. 8]. Проводимые научные исследования находят свое практическое применение в совершенствовании миграционного законодательства.
Как отмечал еще в начале XX века Н.М. Коркунов, между подданными лицами государства и иностранными гражданами в их отношении к государству имеются существенные различия. У подданного лица существует юридическая связь с государством, в то время как у иностранного лица связь только фактическая. Пребывание последнего на территории государства остается лишь фактом и не дает ему никаких прав. Государство не обязано разрешать ему находиться на своей территории. В случае если пребывание иностранного лица становится «неудобным» для государства, оно может в любой момент его выслать, и с его
высылкой прекращаются все отношения с государством. Ученый также указывал, что укоренение, то есть предоставление гражданства, - это процесс, в ходе которого государство предоставляет свое гражданство лицу, не обладающему на это законными основаниями. Государство имеет право, но не обязано предоставлять гражданство каждому иностранному лицу, обратившемуся с такой просьбой. Это решение остается на усмотрение властей, которые могут отказать в процессе укоренения. Для того чтобы предоставить гражданство, необходимо иметь надежную информацию о кандидате. Необходимо, чтобы он предварительно прожил в стране определенный срок [11, с. 262-269].
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы направлена, прежде всего, на совершенствование механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации*. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Перечне поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы предписано осуществить комплексную модернизацию законодательства**.
Основная часть
Согласно информации, предоставленной руководителем Следственного комитета Российской Федерации А.И. Ба-стрыкиным, на начало 2024 года в стране насчитывалось примерно 13-14 миллионов мигрантов. Из них только 13 % заняты на строительных объектах, остальные работают в службе такси, сфере доставки и на рынках. В то же время наблюдает-
* О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы: указ Президента Российской Федерации от 31 окт. 2018 г. N 622 // Официальный интернет-портал правовой информации. 11К1_: http://www.pravo.gov.ru
** Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы: утв. Президентом Российской Федерации от 6 марта 2020 г. N ПР-469. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
ся рост числа особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами. За 2023 год этот показатель увеличился на 32 %. В сфере незаконного оборота наркотических средств рост преступлений составил 27 %. Количество преступлений экстремистского характера возросло на 147 %. А.И. Бастрыкин также подчеркнул, что в 2023 году и начале 2024 года мигранты совершили в Российской Федерации около 40 тысяч преступлений*.
Обнаружение и предотвращение данных преступлений, а также установление фактов незаконной миграции, использования поддельных документов и миграционных карт является одной из основных задач полиции. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»** (далее - Федеральный закон о полиции) одной из ключевых функций полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Согласно п. 33 ч. 1 ст. 12 указанного закона на полицию возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее также -иностранные граждане):
- порядка временного или постоянного проживания;
- временного пребывания в Российской Федерации;
- въезда в Российскую Федерацию;
- выезда из Российской Федерации;
- транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
- трудовой деятельности.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона о полиции полиция имеет право беспрепятственного доступа в государственные и муниципальные органы, а также в общественные объединения и организации для выполнения своих служебных обязанностей.
Это право реализуется при предъявлении служебного удостоверения. Та-
* Количество совершенных мигрантами экстремистских преступлений выросло на 147 % // Ведомости: сайт. 11К1_: https://www. vedomosti.ru/
** О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
кие полномочия полиции реализуются во всех направлениях деятельности, в том числе при производстве по делам об административных правонарушениях, а также при проверке зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, производство по которым осуществляется органами внутренних дел.
Кроме того, сотрудники полиции вправе знакомиться с необходимыми документами и материалами, включая персональные данные граждан, относящиеся к расследованию уголовных дел и производству по делам об административных правонарушениях.
Нелегальная миграция является серьезной проблемой, которая требует комплексного подхода со стороны как государства, так и общества. Только такой подход позволит решить проблемы мигрантов и создать условия для их успешной адаптации и социальной интеграции [12, с. 7].
Контроль за иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на территории Российской Федерации, а также за их трудовой деятельностью включает в себя следующие меры:
- выявление административных правонарушений в области миграции и действий, которые могут повлечь уголовное преследование;
- привлечение к ответственности лиц, нарушивших миграционные нормы;
- выявление и устранение факторов, способствующих совершению административных правонарушений в этой сфере.
Органы внутренних дел совместно с другими правоохранительными органами и заинтересованными организациями регулярно проводят проверки жилых помещений, гостиниц, общежитий, предприятий, вокзалов, автостанций, стоянок автомобилей и рынков.
Контроль за соблюдением правил въезда и временного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации осуществляется в том числе участковыми уполномоченными полиции, которые проводят профилактические обходы закрепленных административных участков как самостоятельно, так и
совместно с сотрудниками подразделений по вопросам миграции*.
Во время обхода участковый уполномоченный полиции должен акцентировать внимание на следующей информации:
- о квартирах (жилых помещениях), которые сдаются в аренду, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства;
- юридических или физических лицах, являющихся арендодателями.
Кроме того, должны учитываться имеющиеся факты сдачи квартир (помещений) в аренду без надлежащего оформления документов.
В Российской Федерации за нарушения миграционных норм предусмотрены административные штрафы. Однако к иностранным гражданам и лицам без гражданства могут быть применены и другие виды административно-правовых мер принуждения, такие как депортация или временный запрет на въезд в страну.
Административная ответственность предусмотрена за различные правонарушения в сфере миграции, которые можно разделить на три основные категории:
1. Нарушения, связанные с правилами пребывания на территории Российской Федерации:
- несоблюдение сроков регистрации в миграционных органах;
- указание ложных сведений о цели визита в миграционной карте или других документах.
2. Нарушения, связанные с трудоустройством иностранных граждан в российских компаниях:
- игнорирование установленных процедур трудоустройства иностранных работников;
* Пункт 25.2 Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденной приказом МВД России от 29 марта 2019 г. N 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (см.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru).
- несоблюдение требований к оформлению документов для трудоустройства иностранных работников.
3. Нарушения, связанные с миграционным учетом:
- отсутствие учета иностранных граждан;
- нарушение правил учета мигрантов.
К правонарушениям, связанным с порядком въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, относится:
- нарушение правил въезда в страну;
- нарушение условий транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
- отсутствие необходимых документов для въезда и пребывания;
- пропуск сроков регистрации в миграционных органах;
- указание ложных сведений о цели визита в миграционной карте или других документах;
- попытки получить разрешение на въезд с использованием недостоверной информации о себе или поддельных документов.
В Российской Федерации наиболее распространенными являются нарушения, связанные с пребыванием иностранных граждан, несоблюдением трудовых норм для иностранных граждан в российских компаниях и недостаточным учетом мигрантов.
Незаконная миграция - это общественно опасное, динамично развивающееся явление, угрожающее интересам национальной безопасности Российской Федерации [13, с. 93]. Вследствие этого в стране для организации и создания условий более эффективной работы правоохранительных органов и борьбы с нарушениями в области миграционного законодательства и незаконной миграцией постоянно совершенствуется законодательство.
В апреле 2024 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации одобрен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в
сфере миграции»*. Данным законопроектом предусмотрены обязательные требования для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые планируют въехать в Российскую Федерацию, а именно:
- заботиться об окружающей среде, природных ресурсах, а также о материальных и культурных ценностях Российской Федерации;
- проявлять уважение к разнообразию региональных и этнокультурных традиций населения страны;
- не вмешиваться во внутренние и внешние дела государственной политики Российской Федерации, включая действия, направленные на побуждение к принятию, изменению или отмене законов и других нормативных правовых актов;
- уважать традиционные духовные и нравственные ценности Российской Федерации, включая представления о браке как союзе мужчины и женщины, семье, материнстве, отцовстве и детстве, а также соблюдать требования о недопустимости пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;
- исключить финансирование и иное содействие деятельности террористических организаций, иноагентов, а также вовлечение других граждан в такую деятельность.
Кроме этого, на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации был представлен законопроект, согласно которому организация незаконной миграции приравнивается к тяжким и особо тяжким преступлениям.
По мнению одного из разработчиков законопроектов К. Затулина, эти изменения необходимы вследствие существующих недостатков миграционной политики, которые стали очевидны в последние годы. Он подчеркивает, что в условиях конфликта с НАТО и специальной военной опера* О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции): законопроект 27 апр. 2024 г. N 614967-8 // Система обеспечения законодательной деятельности: сайт. URL: https://sozd. duma.gov.ru/
ции важно принять строгие меры, чтобы Российская Федерация не воспринималась как страна, в которой можно легко получить разрешение на въезд и остаться проживать. Кроме того, К. Затулин отмечает, что поправка о сокращении срока безвизового пребывания в России до 90 дней была предложена для предотвращения попыток незаконного трудоустройства и фактически нелегальной трудовой миграции**.
Принятию законопроектов предшествовало проведение научных исследований, в том числе по заявкам Главного управления по вопросам миграции МВД России***.
Отмечается, «как мера административного принуждения, применяемая во внесудебном порядке, выдворение предусмотрено в Турецкой Республике (решение выносит Миграционная служба Турции); Республике Кипр (решение директора Департамента гражданской регистрации и миграции Министерства внутренних дел Республики Кипр по ходатайству полиции); Республике Беларусь (решение органа внутренних дел или органа государственной безопасности)» [14, с. 47-48].
8 августа 2024 г. Президент Российской Федерации подписал два федеральных закона, которые вступят в силу через 180 дней после дня их официального опубликования: «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 248-ФЗ
** Дума одобрила проект о новом режиме высылки мигрантов // РБК: сайт. URL: https:// www.rbc.ru/
*** Механизм реализации миграционного законодательства на объектах транспорта в условиях приграничного региона / И.Н. Озеров, А.Н. Александров, О.В. Катаева, А.Л. Оганесян: метод. рек. Белгород, 2019; Иванова С.И., Су-мачев А.В., Шадрина Л.В. Совершенствование механизмов обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере и их нормативно-правовое оформление: аналитический обзор с предложениями. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2020; Применение мер принудительной высылки к иностранным гражданам в Российской Федерации и зарубежных странах: аналитический обзор / Г.Х. Хадисов, Т.А. Прудникова, Д.Н. Шурухнова [и др.]. М., 2020; и др.
и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 260-ФЗ. Согласно первому закону полиция получит право принимать решения об административном выдворении иностранных граждан из Российской Федерации за совершение определенных административных правонарушений. Также в нем уточняется порядок содержания данных лиц в специальных учреждениях, вводится административная ответственность за оказание услуг иностранным гражданам, включенным в реестр контролируемых лиц, если оказание таких услуг запрещено или ограничено. Вторым законом вводится правовой режим высылки иностранных граждан*.
Закрепленный в законодательстве режим высылки будет действовать в отношении иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации без законных оснований, после внесения соответствующих данных в реестр контролируемых лиц. Прекращение действия режима будет происходить путем исключения из реестра контролируемых лиц.
Разработка реестра и контроль за его функционированием возложены на МВД России, а сроки его создания и особенности работы будут определены Правительством Российской Федерации.
На официальном сайте оператора реестра в открытом доступе будут содержаться сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, включенных в него. Иностранный гражданин будет считаться уведомленным о внесении данных о нем в реестр либо об исключении из реестра с момента публикации соответствующей информации на официальном сайте МВД России.
Предполагается, что реестр контролируемых лиц будет представлять собой специальную базу данных, пополняемую сведениями о каждом иностранном гражданине или лице без гражданства, срок пребывания которых в Российской Федерации истек.
Информация будет содержать сведения о завершении срока временного пребывания, срока пребывания в целях
* Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/
обучения, о разрешении на временное проживание и виде на жительство, а также о дате аннулирования визы.
В реестре также будут отражаться данные о людях, которым было отказано в предоставлении статуса беженца или убежища. Кроме того, планируется включение информации о лицах, прекративших гражданство Российской Федерации, а также о лицах, совершивших преступления, по результатам расследования были вынесены судебные решения.
Реестр контролируемых лиц будет содержать следующие сведения об иностранных гражданах, подлежащих высылке: фамилия, имя и отчество (если имеется), дата рождения, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность, страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, информация о месте жительства и (или) месте пребывания, включая незарегистрированные адреса. Также будут указаны код и наименование территориального органа МВД России, в котором иностранный гражданин состоит на миграционном учете, и дата внесения сведений о нем в Реестр контролируемых лиц.
Контролируемое лицо может быть исключено из реестра, если оно:
- оформит в соответствующем порядке необходимые для пребывания в Российской Федерации документы (визу, разрешение на временное проживание, патент, регистрацию);
- покинет страну.
Лицам, включенным в реестр, в обязательном порядке необходимо регулярно сообщать в органы внутренних дел о своем местонахождении, отправляя фотографии с геолокацией и информируя о дате, месте и маршруте выезда из Российской Федерации. Если указанные лица неоднократно нарушают эти требования, то может быть принято решение об их депортации.
Сотрудники полиции имеют право собирать информацию о контролируемых лицах, а именно: запрашивать данные, составляющие банковскую, налоговую и коммерческую тайну, сведения о движении денежных средств на счетах, вести наблюдение за ними с использованием технических средств, получать доступ к
данным мобильных устройств и геолокации, а также входить в жилые помещения, в которых проживают или находятся контролируемые лица.
Лицо, к которому применяется режим высылки, получит право:
- запрашивать у территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере миграции, информацию о причинах применения режима высылки. При этом необходимо учитывать, что предоставление такой информации может быть ограничено федеральными законами;
- получать доступ к решениям, принятым в отношении его, по вопросам применения мер в рамках режима высылки;
- оспаривать действия или бездействие должностных лиц, осуществляющих контроль за исполнением режима высылки, а также решения указанных органов, нарушающие права лиц, к которым применяется режим высылки, в вышестоящий орган, к вышестоящему должностному лицу или в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицо, к которому применяется режим высылки, должно:
- прибывать к должностному лицу после получения предписания о явке;
- выполнять предписанные требования и соблюдать запреты и ограничения;
- сообщать о своем местонахождении;
- уведомлять о смене места пребывания, если указанное лицо вправе это осуществить без разрешения;
- покинуть территорию Российской Федерации самостоятельно, уведомив о маршруте следования.
В случае неоднократного неисполнения указанных обязанностей к иностранному гражданину могут быть применены иные меры принуждения - решение о депортации и размещении в специальном учреждении для временного содержания лиц, которые ожидают депортацию.
Лицам, к которым применяется режим высылки, запрещены регистрация в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, приобретение недвижимости, транспортных средств и,
соответственно, их регистрация. Также ограничивается право управления транспортным средством, в том числе сдачи экзаменов на право управления и выдачи (замены, обмена) российского водительского удостоверения.
Кроме того, будет ограничен доступ к денежным средствам: запрещается открывать расчетные счета в банках и осуществлять денежные переводы. Исключение составят переводы, связанные с уплатой обязательных платежей, а также переводы на счет контролируемого лица и выдача ему наличных в размере не более 30 тысяч рублей в месяц для личных нужд.
Контролируемое лицо не сможет стать участником или учредителем религиозных или общественных организаций, а также вступать в брак на территории Российской Федерации.
Предполагается, что органы внутренних дел смогут принимать решения об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации. В настоящее время такое решение может принять только суд.
При этом иностранные граждане смогут пересечь Государственную границу Российской Федерации и вернуться в страну своего гражданства по документу, удостоверяющему личность, даже если срок его действия истек или документ поврежден, при условии возможности идентификации личности.
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению из Российской Федерации, будут находиться в специальных помещениях или учреждениях до исполнения решения о выдворении. В случае если решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации будет принято в отношении несовершеннолетнего иностранного гражданина, аналогичное решение будет вынесено и в отношении его законного представителя.
С 23 июня 2024 г. в Российской Федерации действует новый порядок дактилоскопической регистрации и фотографирования трудовых мигрантов, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в иных целях на срок более
90 дней*. А.И. Бастрыкин предлагает расширить перечень правонарушений, за которые иностранных граждан могут выдворить из страны, дополнив его следующими положениями:
- нарушение свободы вероисповедания;
- участие в несанкционированных митингах;
- распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, пропагандирующей терроризм в любых его формах;
- неповиновение законным требованиям сотрудников полиции или других правоохранительных органов;
- мелкое хулиганство;
- массовое скопление граждан в общественных местах с нарушением общественного порядка;
- стрельба из оружия в местах, не предназначенных для этого;
- блокирование транспортных коммуникаций.
Кроме того, существующие основания для лишения гражданства Российской Федерации предлагается дополнить следующими: приготовление, покушение или совершение любого умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления. Иностранным лицам, которые получают гражданство Российской Федерации, предлагается одновременно оформлять паспорт и вставать на воинский учет**.
Согласно общим правилам работодатель может принимать на работу ино-
* Об утверждении порядка проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, либо в целях осуществления трудовой деятельности, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих въехать в Российскую Федерацию в указанных целях: приказ МВД России от 24 мая 2024 г. N 288. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
** Шульгина И. Бастрыкин направил в Госдуму инициативы по ужесточению миграционной политики // Ведомости: сайт. URL: https:// www.vedomosti.ru/
странных граждан только при наличии разрешения. В свою очередь, иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право на трудовые отношения, если у них оформлено разрешение на работу или патент. Иными словами, возможность заключения трудового договора зависит от наличия у обеих сторон необходимых документов, оформленных в соответствующем порядке [15, с. 123].
Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами также должно сопровождаться заключением трудового либо гражданско-правового договоров между работником и работодателем [16, с. 143].
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предложено внесение изменений в правила найма иностранных граждан старше 18 лет. Согласно новым правилам срок пребывания иностранного работника в Российской Федерации будет соответствовать сроку действия его разрешения на работу. Это означает, что он сможет легально жить и работать в Российской Федерации только в течение действия своего контракта.
Максимальный срок трудового договора составит два года с возможностью продления. Для того чтобы получить разрешение на работу в Российской Федерации, работодатель иностранного гражданина должен будет предоставить определенные документы и обязательство по покрытию расходов, связанных с возможной административной депортацией.
Кроме того, министерство выступило с инициативой определить новый механизм - целевой организованный набор иностранных граждан на работу. Данное предложение направлено на исключение неконтролируемого притока мигрантов, профессии которых не соответствуют потребностям национального рынка труда. Такой подход позволит осуществлять деятельность по отбору сотрудников с учетом их квалификации, что, в свою очередь, предотвратит ситуации, когда иностранный работник появляется на рынке труда без официального трудового договора.
В случае досрочного расторжения трудового договора иностранный гражданин будет обязан покинуть страну в течение 30 дней.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предлагается провести ряд изменений в миграционном законодательстве, в частности:
- перенести некоторые процедуры, такие как медицинский осмотр, снятие отпечатков пальцев и проверка знания русского языка, за пределы Российской Федерации;
- закрепить иностранных работников за конкретным работодателем;
- расширить список стран, граждане которых могут быть приняты по целевому набору.
Заключение
Таким образом, миграционная политика Российской Федерации претерпевает значительные изменения, при этом в центре внимания остаются равноценные приоритеты: обеспечение безопасности страны и ее экономического роста [2, с. 78].
Современная миграционная система Российской Федерации становится все бо-
лее упорядоченной и адаптируемой. Она объединяет четкую стратегию и возможность постоянного развития и обновления [17, с. 74].
В результате планирующихся изменений полномочия сотрудников органов внутренних дел в области миграции расширятся. МВД России будет определять, как применять и прекращать режим высылки, контролировать лиц, внесенных в реестр контролируемых, и в некоторых случаях принимать решения об административном выдворении мигрантов из страны.
Ожидается, что данные изменения устранят выявленные недостатки и пробелы в миграционном законодательстве, сделают работу по выявлению и пресечению нарушений в этой сфере более эффективной и снизят количество мигрантов, находящихся в Российской Федерации незаконно.
Список источников
1. Гитинова М.М., Меликова А.А. Незаконная миграция как негативное социально-правовое явление // Современный ученый. 2024. N 1. С. 267-271.
2. Попова С.М., Яник А.А., Карпова С.Ф. Анализ изменчивости правовых основ миграционной политики в России (1990-2023) в контексте эффективности управления миграцией // Право и политика. 2024. N 6. С. 66-89.
3. Васильева Т.А. Миграционная политика, гражданство и статус иностранцев в странах западной демократии: (сравнительно-правовое исследование): дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2010. 469 с.
4. Жеребцов А.Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: (комплексный анализ теории и практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2009. 58 с.
5. Зинченко Н.Н. Миграционное право в международно-правовой доктрине и практике: становление и перспективы развития: дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2012. 480 с.
6. Мишунина А.А. Система правового регулирования миграционных процессов в федеративном государстве: конституционно-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. Тюмень, 2009. 461 с.
7. Плюгина И.В. Конституционные основы регулирования статуса мигрантов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008. 250 с.
8. Подшивалов В.Е. Международно-правовые проблемы предупреждения и пресечения незаконной миграции: дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2004. 195 с.
9. Прудникова Т.А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов (современность и перспективы): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2016. 52 с.
10. Волох В.А., Суворова С.Л., Шорохова В.А. К вопросу о научных исследованиях в сфере миграции населения // Вестник института мировых цивилизаций. 2023. Т. 14. N 2. С. 6-12.
11. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. Введение и общая часть / под ред. и с доп. М.Б. Горенберга. 6-е изд. Санкт-Петербург: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909. 623 с.
12. Волох В.А., Суворова В.А. Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования в сфере миграции // Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования в сфере миграции: сборник научных трудов / [сост. С.О. Харламов]. Москва: Московский ун-т МВД России имени В.Я. Кикотя, 2023. С. 7-10.
13. Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Вестник экономической безопасности МВД России. 2009. N 4. С. 92-98.
14. Иванова С.И., Сумачев А.В., Шадрина Л.В. Механизм обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере: сравнительно-правовой анализ: монография. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2023. 154 с.
15. Крысанова Н.В. Правовое регулирование трудовой миграции в Российской Федерации (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4: Государство и право. 2023. N 2. С. 113-124.
16. Западнюк Е.А. Трудовая миграция населения и ее влияние на формирование современного рынка труда: дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2007. 154 с.
17. Озеров И.Н., Катаева О.В., Ряпухина И.В. Модернизация миграционной политики Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. N 1. С. 69-74.
References
1. Gitinova M.M., Melikova A.A. Illegal migration as a negative socio-legal phenomenon. Modern scientist, 2024, no. 1, pp. 267-271. (In Russ.).
2. Popova S.M., Yanik A.A., Karpova S.F. Analysis of the variability of the legal foundations of migration policy in Russia (1990-2023) in the context of the effectiveness of migration management. Law and Politics, 2024, no. 6, pp. 66-89. (In Russ.).
3. Vasil'eva T.A. Migration policy, citizenship and status of foreigners in Western democracies: (comparative legal study). Doct. Diss. Moscow, 2010. 469 p. (In Russ.).
4. Zherebtsov A.N. The concept of administrative and legal regulation of migration relations in the Russian Federation: (a comprehensive analysis of theory and practice). Autoabstract Doct. Diss. Moscow, 2009. 58 p. (In Russ.).
5. Zinchenko N.N. Migration law in international legal doctrine and practice: formation and development prospects. Doct. Diss. Moscow, 2012. 480 p. (In Russ.).
6. Mishunina A.A. The system of legal regulation of migration processes in a federal state: constitutional and legal research. Doct. Diss. Moscow, Tyumen, 2009. 461 p. (In Russ.).
7. Plugina I.V. Constitutional Foundations for Regulating the Status of Migrants in the Russian Federation. Cand. Diss. Moscow, 2008. 250 p. (In Russ.).
8. Podshivalov V.E. International Legal Problems of Preventing and Suppressing Illegal Migration. Cand. Diss. St. Petersburg, 2004. 195 p. (In Russ.).
9. Prudnikova T.A. Administrative and Legal Regulation of Migration Processes (Modernity and Prospects). Autoabstract Doct. Diss. Moscow, 2016. 52 p. (In Russ.).
10. Volokh V.A., Suvorova S.L., Shorokhova V.A. On the issue of scientific research in the field of population migration. Bulletin of the Institute of World Civilizations, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 6-12. (In Russ.).
11. Korkunov N.M. Russian state law. Vol. 1. Introduction and General Part. St. Petersburg. Printing house of M.M. Stasyulevich, 1909. 623 p. (In Russ.).
12. Volokh V.A., Suvorova V.A. Actual issues of improving legal regulation in the field of migration. Actual issues of improving legal regulation in the field of migration: Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 2023. Pp. 7-10. (In Russ.).
13. Smirnova V.A. Illegal migration as a threat to national security of the Russian Federation. Bulletin of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009, no. 4, pp. 92-98. (In Russ.).
14. Ivanova S.I., Sumachev A.V., Shadrina L.V. Mechanism for ensuring security and law and order in the sphere of migration: comparative legal analysis. Tyumen, Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023. 154 p. (In Russ.).
15. Krysanova N.V. Legal regulation of labor migration in the Russian Federation (review). Social and humanitarian sciences. Domestic and foreign literature. Series 4: State and Law: Abstract Journal 2023, no. 2, pp. 113123. (In Russ.).
16. Zapadnyuk E.A. Labor migration of the population and its influence on the formation of the modern labor market. Cand. Diss. Moscow, 2007. 154 p. (In Russ.).
17. Ozerov I.N., Kataeva O.V., Ryapukhina I.V. Modernization of the migration policy of the Russian Federation. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, no. 1, pp. 69-74. (In Russ.).