№ 1 - 2009 г. 08.00.00 экономические науки
УДК 61:378.1(001.76)
ИННОВАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
И.Л. Тихонова, О.А. Латуха
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава» (г.
Новосибирск)
В статье рассматривается новый вариант подготовки и защиты курсовых работ. Предлагается проводить защиту курсовых работ в форме конференции. Рассматриваются этапы оформления и подготовки курсовой работы к защите. Педагогический эксперимент по совершенствованию подготовки и защиты курсовых работ у студентов 1-го курса ФЭиУЗ очной формы обучения по дисциплине «Социальная медицина и организация здравоохранения» в форме конференции в рамках практического занятия по теме показал свою целесообразность и эффективность по сравнению с традиционной методикой и улучшил показатели качества образования при проведении итоговой аттестации по данной дисциплине.
Ключевые слова: инновации, курсовая работа, медицинский вуз, образование
Латуха Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в здравоохранении ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», е- та11:1аШсЬа@та11.ги
Тихонова Ирина Леонидовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры организация здравоохранения и общественное здоровье ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», телефон рабочий: 8 (383) 346-0165
В настоящее время вузы России претерпевают значительные изменения. Это касается не только структуры, но и внутреннего наполнения дисциплин [1, 2]. В медицинском вузе не было традиции написания и защиты курсовых работ. Однако с изменением качественного состава факультетов и с открытием нового направления обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии здравоохранения» в Новосибирском государственном медицинском университете появилась необходимость внедрения этого вида самостоятельной работы студента в рамках изучения дисциплины «Социальная медицина и организация здравоохранения».
На протяжении нескольких лет подготовка и защита курсовых работ у студентов 1 -го курса факультета экономики и управления в здравоохранении (ФЭиУЗ) очной формы обучения проводилась по традиционной схеме, заимствованной из опыта немедицинских вузов. Защиты курсовых работ всех студентов (25 чел.) проводились в конце курса обучения на кафедре (в последние два практических занятия). Это сводило значимость
усвоения докладываемого материала другими студентами группы до минимума. Работы, как правило, сдавались на проверку за одну-две недели до защиты, что создавало большую нагрузку для преподавателя по проверке одномоментно большого количества работ и не давало времени студентам сделать работу над ошибками. Кроме того, преподаватель не имел времени для акцентирования внимания студентов на трудных вопросах во время защиты. В результате, студенты, которые занимались изучением определенной проблемы, показывали на курсовых экзаменах достаточно глубокие знания только по своему разделу дисциплины. Средний балл на экзамене по дисциплине «Социальная медицина и организация здравоохранения» составлял 3,7.
В 2006-2007 учебном году в нашем вузе был осуществлен педагогический эксперимент по совершенствованию подготовки и защиты курсовых работ. Защита проводилась в форме конференции по дисциплине «Социальная медицина и организация здравоохранения» на факультете экономики и управления в здравоохранении со студентами 1 -го курса очной формы обучения.
Особенностью и сложностью как освоения данной дисциплины, так и написания курсовой работы явилось, с одной стороны, затрудненное понимание структуры, задач, принципов организации и особенностей функционирования системы здравоохранения у вчерашних выпускников школ (в сравнении - преподавание этой дисциплины у студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов проводится на пятом курсе обучения), с другой стороны, отсутствие опыта написания курсовых работ. В 2006 году было принято решение об изменении формы подготовки и защиты курсовых работ у студентов ФЭиУЗ. Работа проводилась в три этапа.
Первый этап - подготовка курсовой работы. На первом занятии по дисциплине студентам было предложено выбрать темы курсовых работ, выдан список рекомендуемой литературы по каждой теме и график подготовки и защиты курсовой работы индивидуально каждому студенту. Согласно предложенному графику студент сначала анализирует материалы лекции, учебника и дополнительной литературы по своей тематике. Систематизирует материал, который не был озвучен в лекции и показывает его преподавателю. На промежуточной проверке преподаватель проверяет и утверждает план курсовой работы, а также дает рекомендации о дальнейшем направлении поиска, составлении доклада и слайд-программы. Первый этап заканчивается оформлением и предоставлением курсовой работы преподавателю (за две недели до защиты).
Второй этап - подготовка к защите курсовой работы. Данный этап включает в себя подготовку доклада и слайд-программы с использованием мультимедийного проектора, в котором отражаются основные теоретические и практические результаты работы. Структура доклада студента аналогична докладу на научной конференции и содержит разделы: актуальность темы, цели, задачи, методы исследования, результаты
исследования и основные выводы.
Третий этап - проведение защиты курсовой работы. В начале практического занятия проводится входящий тестовый контроль по лекционному курсу и материалам учебника. Далее идет защита курсовых работ в форме проведения конференции в рамках практического занятия по данной теме. Каждый студент выступает со своим докладом. Проводится дискуссия: группа задает докладчику по его теме вопросы, которые были заранее подготовлены из материала учебно-методической литературы. Преподаватель акцентирует внимание студентов на сложных вопросах темы. В конце практического занятия проводится итоговый контроль знаний студентов по пройденной теме. В
результате каждый студент не только готовит свою тему, но и активно участвует в обсуждении всех тем, по которым были подготовлены курсовые работы.
Оценка результатов работы студентов проводилась по следующим параметрам:
• полнота освоения материала;
• глубина анализа материала студентом;
• правильность и обоснованность выводов;
• соблюдение структуры доклада;
• свободное владение материалом студентом;
• информативность слайд-программы;
• соблюдение графика защиты.
Особенностями данного педагогического эксперимента явились следующие моменты:
• работа с курсовыми по регламентированным срокам и этапам;
• приобретение навыков студентами проведения сравнительного анализа материала с эталоном лекции;
• углубление знаний студентов группы за счет публичной защиты курсовой работы, за счет подготовки вопросов к докладчику и итогового контроля знаний;
• акцентирование внимания студентов преподавателем на сложных вопросах
темы;
• защита курсовых работ в период наибольшей заинтересованности студентов в изучении материала;
• график защиты равномерно распределяется по семестру, а не сдвигается на конец учебного года;
• улучшение качественных показателей знаний студентов по дисциплине на курсовом экзамене.
По окончании эксперимента были получены следующие результаты:
1. Студенты получили в дополнение к основному материалу достаточно большой объем информации по каждой теме, позволяющий более досконально изучить дисциплину в целом.
2. Студенты овладели не только тематикой своей курсовой работы, но и темами одногруппников.
3. Студенты получили навыки анализа материала, научились правильно оформлять результаты своей работы.
4. Студенты научились делать обоснованные выводы по материалам своих исследований.
5. Студенты освоили навыки интервьюирования.
6. Студенты получили навыки подготовки и выступления на конференциях.
7. Возросла личная заинтересованность студента в изучении материала.
8. Появилось желание более глубоко изучать заявленные проблемы, что в дальнейшем будет использовано при подготовке к дипломной работе.
9. Студенты показали более хорошие результаты на курсовых экзаменах: средний балл в 2006 г оду составил 4,1; средний балл в 2007 г оду - 4,3.
Таким образом, педагогический эксперимент по совершенствованию подготовки и защиты курсовых работ у студентов 1 -го курса ФЭиУЗ очной формы обучения по дисциплине «Социальная медицина и организация здравоохранения» в форме
конференции в рамках практического занятия по теме показал свою целесообразность и эффективность по сравнению с традиционной методикой и улучшил показатели качества образования при проведении итоговой аттестации по данной дисциплине.
Обеспечение качественного уровня становится одной из главных задач высшего образования. Это объясняется тем, что удовлетворение потребностей общества и осуществление тех надежд, которые оно возлагает на высшее образование, зависит, в конечном счете, от квалификации преподавательского состава, качественного уровня программ и знаний студентов, а также от инфраструктуры высшего образования и состояния академической среды. Качество образования напрямую зависит от качества его составляющих - учебной, научной и методической баз. Предложенный авторами в работе педагогический эксперимент по совершенствованию этапов подготовки и защиты курсовых работ у студентов 1 -го курса ФЭиУЗ очной формы обучения по дисциплине «Социальная медицина и организация здравоохранения» в форме конференции в рамках практического занятия по теме показал свою целесообразность и эффективность по сравнению с традиционной методикой и улучшил показатели качества образования при проведении итоговой аттестации по данной дисциплине.
Список литературы
1. Барбакова К. Г. Теоретико-методологические проблемы обновления системы высшего образования на современном этапе развития России. Инновационные технологии в образовательном процессе / К. Г. Барбакова, М. Б. Беков. - Тюмень, 1999. - С. 5.
2. Щербаков А. И. Основы инновационного образования / А. И. Щербаков. -Новосибирск : Международная академия науковедения, 2004. - 323 с.
MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION INNOVATIONS IN TEACHING STUDENTS
I.L. Tikhonova, O.A. Latukha
SEE HPE «Novosibirsk State Medical niversity Roszdrava» (a Novosibirsk)
New way of course-papers preparation and statement is viewed in the article. The demonstration of course-papers is supposed to be carried out at the conference. This article reveals the stages of course-paper design and project. The pedagogical experiment on 1-st-year students course-papers preparation and statement improving, of FE and MN full-time department discipline “Social medicine and healthcare management” conference, showed its advisability and efficiency in comparison with traditional method; improved the educational level at this discipline total attestation.
Keywords: innovation, course-paper, medical higher educational institution, education
About authors:
Latukha Olga Alexandrovna - medical sciences candidate, assistant professor of economy and management healthcare department SEE HPE« Novosibirsk State Medical University Roszdrava», e-mail: [email protected]
Tikhonova Irina Leonidovna - medical sciences candidate, assistant professor of healthcare organization and public health department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Roszdrava», office telephone: 8(383) 346-01-65
List of the Literature:
1. Barbakova K.G. Theory-methodology higher-education system renovation problems nowadays in Russia.
2. Innovation technology during education / K.G. Barbakova, M.B. Bekov. - Tyumen, 1999. - P.5.
3. Shcherbakov A.I. Educational innovation principles / A.I. Shcherbakov. - Novosibirsk: International academy of science knowledge, 2004.- 323 p.