Научная статья на тему 'Профессиональное обучение управленческих кадров специальности «Экономист-менеджер» в сфере здравоохранения в современных условиях'

Профессиональное обучение управленческих кадров специальности «Экономист-менеджер» в сфере здравоохранения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ORGANIZATION OF HEALTH CARE / ADMINISTRATIVE SHOTS / ECONOMIC SPECIALTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Станислав Викторович

В статье приводится сравнительный анализ показателей медицинских высших учебных заведений, занимающихся подготовкой экономистов в области здравоохранения по различным критериям в восьми федеральных округах. Подчеркивается необходимость непрерывного совершенствования подготовки управленческих кадров в области экономики здравоохранения в современных условиях развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Станислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL EDUCATION OF ADMINISTRATIVE PERSONNEL OF SPECIALTY «MANAGER ECONOMIST» IN HEALTH CARE SECTOR UNDER CURRENT CONDITIONS

The comparative analysis of indicators of the medical higher educational institutions specializing on economists' training in health care by various criteria in eight federal districts is presented in the article. The need of constant improvement of administrative personnel training in the sphere of health care economy under current conditions of society development is emphasized.

Текст научной работы на тему «Профессиональное обучение управленческих кадров специальности «Экономист-менеджер» в сфере здравоохранения в современных условиях»

№ 3 - 2015 г. 14.00.00 Медицинские науки (14.02.00 Профилактическая медицина)

УДК 378:61 + 338.24

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИСТ-МЕНЕДЖЕР» В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С. В. Соколов

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

В статье приводится сравнительный анализ показателей медицинских высших учебных заведений, занимающихся подготовкой экономистов в области здравоохранения по различным критериям в восьми федеральных округах. Подчеркивается необходимость непрерывного совершенствования подготовки управленческих кадров в области экономики здравоохранения в современных условиях развития общества.

Ключевые слова: организация здравоохранения, управленческие кадры, экономическая специальность.

Соколов Станислав Викторович — ассистент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: sokol_1313@mail.ru

Специальности «Экономист» в сфере здравоохранения начали обучать в вузах России с 1998 года, а в развивающихся европейских странах, таких как Германия, Великобритания, Франция, с середины 1990-х годов. К примеру, в Высшей школе Кобленца (Германия) факультет, обучающий специальности экономических и социальных наук, открыт с 1998 года.

В России 96 вузов, осуществляющих подготовку кадров в сфере здравоохранения, в том числе 57 профильных медицинских вузов, преобладающее количество которых располагается в европейской части страны. По данным мониторинга, деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования среди профильных медицинских вузов обучает специальности «Экономист в сфере

здравоохранения» только 15, что составляет (26,3 %) от общего числа профильных медицинских вузов.

По данным мониторинга деятельности вузов (данные об образовательной организации высшего образования, полученные в ходе Мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования и содержащиеся в форме «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования» (№ 1-Мониторинг), и данные Роструда [10]) 2014 года, только в Уральском федеральном округе не обучают экономистов в сфере здравоохранения (табл. 1). В Сибирском федеральном округе обучают наибольшее количество экономистов-менеджеров в сфере здравоохранения (204 чел.). Подготовка ведется в Саратовском государственном медицинском университете и в таких вузах Сибирского федерального округа, как Новосибирском, Красноярском, Алтайском и Кемеровской государственной медицинской академии. Высокие показатели у Центрального федерального округа (193 чел.). Представляет данный округ Московский государственный университет, Московский государственный медико-стоматологический университет и Курский государственный медицинский университет. Средние показатели у Северо-Западного федерального округа (107 чел.), представитель которого Северный государственный медицинский университет, и Приволжского федерального округа (102 чел.), подготовкой специалистов в котором ведется в Самарском государственном медицинском институте и Кировской государственной медицинской академии. Наименьшее количество обучающихся по специальности «Экономист-менеджер в сфере здравоохранения» у Южного (53 чел.), обучающиеся в Волгоградском государственном медицинском университете, и Северо-Кавказского федерального округа (6 чел.), представляет который Ставропольский государственный медицинский институт.

Количество приведенного контингента по специальности «Экономист-менеджер» по 8-ми федеральным округам в 2013 году 741 чел., а в 2014 году составляет 697 чел. Из 8-ми федеральных округов Сибирский и Центральный федеральный округи обучают наибольшее количество экономистов в сфере здравоохранения (56,9 %), при этом в Сибирском федеральном округе 5 профильных медицинских вузов, занимающихся подготовкой таких специалистов, что является лучшим показателем среди других федеральных округов. Лучшие показатели отношения профильных медицинских вузов, обучающих экономистов-менеджеров в сфере здравоохранения к количеству вузов, занимающихся подготовкой медицинских кадров в федеральных округах, у Сибирского (45,4 %) и Дальневосточного федерального округа (40 %). Средние показатели соотношения у Южного (14,2 %), Центрального (12 %), Приволжского (11,7 %) и Северо-Кавказского федеральных округов (9,1 %). Низкий показатель соотношения у Северо-Западного федерального округа (6,6 %).

Показатели по федеральным округам

Федеральный округ Общее количество вузов, занимающихся подготовкой медицинских кадров Количество профильных медицинских вузов, обучающих экономистов-менеджеров Количество обучающихся по специальности «Экономист-менеджер в здравоохранении» в 2013 году Количество обучающихся по специальности «Экономист-менеджер в здравоохранении» в 2014 году

Центральный 25 3 208 193

Северо-Западный 15 1 169 107

Приволжский 17 2 100 102

Южный 7 1 33 53

Северо-Кавказский 11 1 4 6

Уральский 5 0 0 0

Сибирский 11 4 212 204

Дальневосточный 5 2 15 32

Совершенствование квалификации специалистов сферы здравоохранения базируется на реализации идеи непрерывного обучения, предполагающей раннюю профессиональную ориентацию в процессе подготовки таких специалистов [1, 2]. В настоящее время успешно функционирует сложившаяся система длительной, целенаправленной подготовки медицинских кадров в области же обучения специалистов сферы экономики и управления здравоохранением, но система недостаточно проработана по сравнению с зарубежными странами

Между тем, профессия экономиста-менеджера в сфере здравоохранения, в отличие от профессии практикующего врача, носит синтезирующий характер, что проявляется в необходимости овладения специальными знаниями сферы практического здравоохранения в равной степени как и знаниями, умениями и навыками в области экономики.

Анализируя современную ситуацию, сложившуюся в высшей школе в сфере подготовки экономистов, мы с уверенностью можем констатировать, что в преобладающем большинстве случаев наблюдается наличие стойкой направленности мышления к экономической деятельности, которая детерминирует соответствующий комплекс учебно-познавательных потребностей обучающихся [3, 4]. Этот комплекс не вступает в противоречие с составляющими менеджера профессии, но далеко не исчерпывает ее содержания.

При этом необходимо учитывать тот факт, что направленность на практическую деятельность является наиболее естественным в психологическом плане средством самореализации в профессии, т. е. формирование данной направленности мышления в значительной степени может осуществляться независимо от внешних факторов, каковыми выступает педагогическая система. Следовательно, педагогическая деятельность должна быть направлена не только на практическое овладение специальности, а на и теоретическое освоение экономики и менеджмента в здравоохранении.

В соответствии с профильным медицинским образованием в высших учебных заведениях обучение специальности «Экономиста в сфере здравоохранения» рассматривается как дополнительное, являясь по своей сути основной для управляющего звена здравоохранения. Непрерывное обязательное повышение квалификации в области экономики на последипломном уровне не регламентировано, что создает предпосылки в нарушении обновления знаний, в частности, нововведений законодательной базы, новых тенденций развития здравоохранения [5].

Отсутствие преемственности в содержании подготовки педагогов-врачей закономерно вытекает из указанной несогласованности звеньев. В данном случае обучение в последующих, после основного высшего медицинского, звеньях представляет собой синтез устранения противоречий в предметной подготовке и преодолении сложившейся направленности профессии [6].

В ближайшие годы Минздрав России одной из своих стратегических задач видит повышение качества образования управленческих кадров, курирующих

финансово-экономическую деятельность в медицинских организациях всех субъектов Российской Федерации, работающих в системе ОМС.

В течение года около 3,5 тыс. специалистов должны пройти обучение по эксклюзивной программе, которая разработана при участии федерального министерства, федерального фонда ОМС, ведущих специалистов страны в области управления и экономики здравоохранения.

На данный момент в систему повышения квалификации на регулярной основе (один раз в 5 лет) вовлечены специалисты, имеющие сертификат по специальности «Организации здравоохранения и общественного здоровья». При этом специалисты административно-управленческого персонала с немедицинским образованием, занимающие руководящие должности в медицинских организации, оказались вне отраслевой системы повышения квалификации [7]. В связи с этим в 2014 году разработан проект профессионального стандарта «Менеджер здравоохранения». «Цель проекта — формирование профессиональных компетенций административно-управленческого персонала медицинских организаций субъектов РФ в области финансового менеджмента и экономики здравоохранения с учетом современных социально-экономических условий» [11].

Подводя итоги, можно констатировать следующее, экономисты-менеджеры, работающие на управленческом уровне в сфере здравоохранения, должны иметь образование не только экономическое, но и получить специализацию в области здравоохранения, при этом необходимо создать условия для непрерывного обязательного повышения квалификации как в сфере здравоохранения, так и в сфере экономики. Из 8-ми федеральных округов, Сибирский и Центральный федеральный округ обучают наибольшее количество экономистов-менеджеров в сфере здравоохранения (56,9 %), при этом в Сибирском федеральном округе 4 профильных медицинских вуза, занимающиеся подготовкой таких специалистов, что является лучшим показателем среди других федеральных округов. Лучшие показатели отношения профильных медицинских вузов, обучающих экономистов-менеджеров в сфере здравоохранения, к количеству вузов, занимающиеся подготовкой медицинских кадров в федеральных округах, у Сибирского (45,4 %) и Дальневосточного федерального округа (40 %). Средние показатели соотношения у Южного (14,2 %), Центрального (12 %), Приволжского (11,7 %) и Северо-Кавказского федерального округа (9,1 %). Низкий показатель соотношения у Северо-Западного федерального округа (6,6 %).

В новых экономических условиях как никогда требуется система непрерывной подготовки экономистов-менеджеров в сфере здравоохранения, способная адаптироваться к условиям, в которых ей предстоит функционировать. Имеются предпосылки к пересмотру формирования управленческого потенциала здравоохранения и разработки единого стандарта подготовки экономистов-менеджеров для обеспечения модернизации здравоохранения, что приведет к опережению процесса обучения и подготовки управленческих кадров к процессам модернизации отрасли.

Список литературы

1. Латуха О. А. Возможности применения бенчмаркинга в здравоохранении / О. А.

Латуха // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.

— 2013. — № 6. — С. 90-95.

2. Латуха О. А. Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки

инновационных кадров / О. А. Латуха, Ю. В. Пушкарёв // Вестник Новосибирского

государственного педагогического университета. — 2012. — № 5. — С. 50-56.

3. Латуха О. А. Формирование эффективного экономического фундамента вуза на основе развития инноваций : теоретические концепты / О. А. Латуха // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2011. — № 4. — С. 59-82.

4. Пушкарёв Ю. В. Оценка эффективности управления инновационной деятельностью университета как инновационного вуза / Ю. В. Пушкарёв, О. А. Латуха // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 1 (5).

— С. 25-31.

5. Латуха О. А. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития / О. А. Латуха, Ю. В. Пушкарёв // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 4. — С. 44-51.

6. Латуха О. А. Роль высших учебных заведений в создании инноваций / О. А. Латуха, Ю. В. Пушкарёв // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2013. — № 3. — С. 66-72.

7. Латуха О. А. Математическая модель инновационной деятельности современного вуза / О. А. Латуха // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2011. — № 1. — С. 69-73.

8. Зимина Е. И. Системный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров для здравоохранения / Е. И. Зимина, Т. Ю. Горькова // Социальные аспекты здоровья населения. — 2010. — Т. 15, № 3. — С. 11.

9. В. П. Косолапов [и др.] // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья.

— 2014. — № 58. — С. 192-196.

10. Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования. — Режим доступа : (http://miccedu.ru/monitoring/2014/). — Дата обращения : 20.05.2015.

11. Выступление министра В. Скворцовой на Коллегии Минздрава России «Об итогах работы Министерства в 2014 году и задачах на 2015 год». Режим доступа : (http://www.rosminzdrav.ru/news/2015/02/10/2224)).

VOCATIONAL EDUCATION OF ADMINISTRATIVE PERSONNEL OF SPECIALTY «MANAGER ECONOMIST» IN HEALTH CARE SECTOR UNDER CURRENT CONDITIONS

S. V. Sokolov

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk)

The comparative analysis of indicators of the medical higher educational institutions specializing on economists' training in health care by various criteria in eight federal districts is presented in the article. The need of constant improvement of administrative personnel training in the sphere of health care economy under current conditions of society development is emphasized.

Keywords: organization of health care; administrative shots, economic specialty.

About authors:

Sokolov Stanislav Viktorovich — assistant of health care and public health chair of FAT and PDD at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: sokol_1313@mail.ru

List of the Literature:

1. Latukha O. A. Possibilities of benchmarking in health care / O. A. Latukha // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2013. — N 6. — P. 90-95.

2. Latukha O. A. Economic development of modern society and problem of of innovative personnel training / O. A. Latukha, Y. V. Pushkarev // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012. — N 5. — P. 50-56.

3. Latukha O. A. Formation of the effective economic base of higher education institution

on the basis of development of innovations: theoretical concepts / O. A. Latukha // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2011. — N 4. — P. 59-82.

4. Pushkarev Y. V. Assessment of effective management of innovative activity of university as innovative higher education institution / Y. V. Pushkarev, O. A. Latukha // Bulletin

of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012. — N 1 (5). — P. 25-31.

5. Latukha O. A. Innovative activity of modern higher education institution: development tendencies / O. A. Latukha, Y. V. Pushkarev // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012. — N 4. — P.44-51.

6. Latukha O. A. Role of higher educational institutions in creation of innovations / O. A. Latukha, Y. V. Pushkarev // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2013. — N 3. — P. 66-72.

7. Latukha O. A. Mathematical model of innovative activity of modern higher education institution / O. A. Latukha // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2011.

- N 1. - P. 69-73.

8. Zimina E. I. Systemic approach to vocational training of administrative personnel in health care / E. I. Zimina, T. Y. Gorkova // Social aspects of health of the population. — 2010. — V. 15, N 3. — P. 11.

9. V. P. Kosolapov [et al] // Scientific and medical bulletin of the Central Chernozem region.

— 2014. — N 58. — P. 192-196.

10. Information and analytical materials by results of the analysis of indicators of efficiency of the educational organizations of the higher education. — Access mode: (http://miccedu.ru/monitoring/2014/). — Access date: 20.05.2015.

11. Speech of the minister V. Skvortsova on Board of the Russian Ministry of Health «About results of work of the Ministry in 2014 and tasks for 2015». Access mode: (http://www.rosminzdrav.ru/news/2015/02/10/2224)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.