- истощение и ухудшение качества запасов нефти и газа во многих странах мира (в России, США, Канаде, Великобритании, Норвегии и др.);
- усиливающаяся "угроза" появления и развития альтернативных источников энергии;
- усиление нестабильности мирового рынка энергоресурсов, на котором понижательные и повышательные тенденциисменяют друг друга зачастую в непредсказуемом порядке;
- ужесточение институциональных рамок развития нефтегазового сектора, что обусловлено прежде всего ростом "ценности" прав собственности на ресурсы нефти и газа.
Таким образом, следует отметить, что механизмы реализации стратегии инновационного развития нефтегазового комплекса базируются на активной интеграции государства и
бизнеса, а концепция стратегии инновационного развития нефтегазового комплекса обеспечит экономический рост на основе комплексного освоения и использования ресурсов.
Литература:
1. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ—ВШЭ, 2012.- 168 с.
2. Козлов Н.П. Увеличение добычи нефти в России. Еженедельный обзор "ТЭК". 11 июля 2012 года.
3. Мухто К. — Российская нефть: Производство и экспорт// Вопросы экономики. — 2013. — №9.
4. Нефтепереработка в России: состояние и перспективы развития // "БДО Юникон". — 2011, июнь.
5. Череповицын А.Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса. — СПб.: СПГГИ, 2013. — 212 с.
INNOVATIONSAS BASIS OF DEVELOPMENT OFTHE OIL AND GASSAKHALIN ISLAND COMPLEX
Chepurko Galina Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economy and Technology of Management
E-mall: chep urk.gal ina@ram bler.ru
Manuilova Valeriya Vladimirovna, Student,
E-mail: [email protected] North-Caucasian Federal University, Stavropol
In article current of oil and gas company of Sakhalin is analyzed. Also the most important problems of a complexwhich demand the fastest decision rise. For the solution of these problems innovative approach is offered.
О
ГЧ
r
2
ГЧ
On
\
<c
I
75
Keywords: innovations; developm ent; innovations; complex.
ИННОВАЦИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО УДК 338.45
КОМПЛЕКСА ОСТРОВА САХАЛИН
В статье анализируется текущее состояние НЕК Сахалина. Также поднимаются наиболее важные проблемы комплекса, которые требуют скорейшего решения. Для решенияэтихпроблем предлагается инновационный подход.
Ключевые слова: инновации, развитие, новшества, комплекс.
© Чепурко Г.В., 2014 © Мануйлова В.В., 2014
Сахалинская область по своим ресурсным запасам - одна из самых богатых регионов не только в Российской Федерации, но и даже в ближайших странах АТР. Учитывая условия комплексного вовлечения этого потенциала в народнохозяйственный оборот, соблюдения принципов неистощительного природопользования и при этом сохранения окружающей среды, данный потенциал является надежной основой устойчивого экономического и социального развития области.
Сахалинская область - это то место, где самые крупные инвестиционные проекты в нефтегазовой отрасли начали развиваться первыми. Вся островная территория на протяжении последних лет показывает стабильное развитие. Разработка месторождений нефти и газа на суше Сахалина началась в 1928 г. С тех пор добыча нефти и конденсата составила 105 млн т, газа - 400 млрд м2. По Сахалинской области разведано всего 112 месторождений, из них 17 - на шельфе. Извлекаемые запасы углеводородного сырья по месторождениям составляют: нефть - 193,5 млн т, в том числе на шельфе - 148,8 млн т; газ - 627,3 млрд м3, в том числе на шельфе - 601,8 млрд м3; конденсат
ЧЕПУРКО Галина Викторовна, кандидат экономическихнаук, доцент, кафедра Экономики итехнологии управления, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
04 Инновации
МАНУЙЛОВА Валерия Владимировна, студентка, Северо-Кавказский федеральный университ ет, Ставрополь [email protected]
- 47,3 млн т, в том числе на шельфе - 45,4 млн т. Сахалинская нефть пригодна для получения высокооктанового топлива, смазочных материалов и др., конденсат - для получения дизтоплива, бензина, авиакеросина.
Сахалинская область - это неотъемлемая часть Дальнего Востока России. Но это не означает, что ее обошли общие дальневосточные проблемы. До 2025 года есть определенная стратегия развития Дальнего Востока, которая и рисует новые горизонты для всей восточной окраины. Сконцентрировать значительные инвестиционные ресурсы для стимулирования пространственного развития, в том числе восточных регионов страны позволил государству экономический рост 2000-х годов. Инвестиционные проекты в области были почти только отраслевыми. Они слабо увязывались с институциональной модернизацией, недоучитывалось воздействие барьеров развития. А это критически важно для восточных регионов с неразвитой инфраструктурой и другими удорожающими факторами развития.
И это хорошо видно на примере Сахалина. Исторически так сложилось, что на протяжении десятилетий для государства были важны только две функции Сахалинской области - это пограничная (удержание территории) и освоение природных ресурсов шельфа (нефтегазовых и рыбных). В современных реалиях быстроразвивающегося мира, а также с учетом тех глобальных задач по модернизации страны, которые обозначил Президент России Владимир Путин в своем Послании к Федеральному Собранию, Сахалинская область готова стать одним из дальневосточных центров промышленного развития России. Для этого есть все возможности: богатая сырьевая база, близость к рынкам сбыта в странах АТР, а также опыт реализации крупнейших инвестиционных проектов на территории субъекта.
Сегодня Сахалинская область - это быстроразвивающийся регион, который стремится к тому, чтобы получать максимальный эффект от использования имеющихся ресурсов, конвертируя их в конкурентную продукцию. Несмотря на сложную экономическую обстановку на рынках сбыта, нам удалось не только сохранить прежний уровень, но и увеличить валовой региональный продукт в 2009 году на 8%, а в на 2010 год - рост ВРП на 7%. Это стало возможным за счет роста объемов промышленного производства и обрабатывающей промышленности. При этом среднемесячная заработная плата в Сахалинской области составляет сегодня более 34 тыс. руб. Это почти в 2 раза больше, чем в среднем по России, и говорит как о достаточно высокой покупательской способности жителей региона, так и о высокой квалификации наших трудовых ресурсов.
На данный момент, решая задачи комплексного социально-экономического развития, областная власть нацелена на создание "новой экономики". То есть высокоэффективной, конкурентоспособной, инновационной и экологически безопасной системы хозяйства. Это и есть модернизация.
Что касается инновационного развития, то по оценкам большинства экономистов, реализация шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в три раза повысила инновационную способность экономики области в целом. Это позволило перейти на новый уровень экономического развития. Отсюда и рост ВРП и производительности труда, повышение эффективности инвестиций. Поэтому для Сахалинской области "новая экономика" связана в первую очередь с промышленностью. Действия сегодня направлены на реорганизацию структуры экономики, снижение инфраструктурных барьеров,
поддержку малого и среднего бизнеса. На Сахалине оказывается поддержка тем предприятиям и отраслям, которые обеспечивают рост занятости населения, кооперационных связей между предприятиями области, увеличение инновационного потенциала и производительности труда, высокую конкурентоспособность местной продукции на внешних рынках. Сахалин открыт для внешних инвестиций и создает комфортные условия для инвестиций внутренних. Это еще одна важная задача, еще одно потенциальное преимущество.
Выдвигаются и важные экономические предложения. Первое - это создание на территории области современного нефтегазохимического производства. Второе направление - это развитие экспортного потенциала Сахалинской области. Это возможно осуществить благодаря увеличению добычи угля и созданию топливно-энергетического комплекса на западном побережье Сахалина. Третье предложение связано с реализацией проекта территориального развития на основе разработки новой государственной программы социально-экономического развития Курильских островов.
Если поподробнее затрагивать вопрос создания топливно-энергетического кластера на западном побережье Сахалина, то в рамках этого проекта необходимо расширение действующих мощностей и создание новых угольных предприятий с объемами производства 78 млн тонн в год.
Одновременно нужно разработать логистическую схему вывоза угля через незамерзающие порты Сахалина посредством строительства гидротехнических сооружений и современных угольных терминалов, а также организацию системы железнодорожного или автотранспортного сообщения с портами. Важнейшая часть проекта - строительство новой топливной теплоэлектростанции - Сахалинской ГРЭС-2 взамен действующей ГРЭС, нормативный срок эксплуатации которой истекает в 2014 году.
Предвосхищая вопрос об экономической эффективности - она формируется уже на начальном этапе реализации проекта, - инвестиционный цикл проекта даст новый импульс развитию строительного комплекса Сахалинской области, повысит объемы грузопотоков. Это позволит нарастить объемы экспорта до 4-5 млн тонн (сегодня менее 1,0 млн тонн), увеличить наполняемость бюджетов всехуровней, создать более 4-х тысяч специализированных рабочих мест, расширить сферу социального обеспече-
ния, сервисного обслуживания, улучшить качество жизни населения.
Но для реализации этих планов необходимо решить ряд серьезных проблем. Главная из них кроется в том, что сегодня субъекты Российской Федерации не имеют возможности влиять на распределение ресурсов полезных ископаемых. Это сдерживает решение вопросов по активизации инвестиционной деятельности и развитию производств.
Для наиболее эффективного функционирования нефтегазового комплекса как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане необходима четкая стратегия, определяющая важнейшие направления его развития в соответствии с текущим и перспективным развитием всей экономики региона. В числе приоритетов данной стратегии должны обеспечиваться сохранность существующего нефтегазового потенциала на суше острова и осуществляться комплекс работ для организации непосредственной добычи углеводородов на шельфе. В первом случае решение проблем будет зависеть от состояния разработки эксплуатируемых месторождений на суше Сахалина. Несмотря на низкую обеспеченность запасами на перспективу, анализ имеющейся сырьевой базы на суше показывает, что существуют достаточные резервы для поддержания стабильного уровня добычи нефти и газа. Но их реализация потребует принятия необходимых мер организационно-технического и экономического характера, в том числе перехода на условия соглашений о разделе продукции при разработке низкорентабельных месторождений.
Что касается такого перспективного направления, какдобыча углеводородов на шельфе, то здесь основные усилия должны быть направлены на дальнейшее наращивание добычи по проектам "Сахалин-1", "Сахалин-2" и развитие последующих проектов на шельфе "Сахалин-3,4,5,6".
В числе других перспективных направлений развития нефтегазового комплекса следует также отметить создание местных нефтеперерабатывающих предприятий, что позволит отказаться от ввоза дорогостоящих энергоносителей и получить дополнительные доходы при поставке нефтепродуктов на внешний рынок.
Принципиально важным для развития нефтегазового комплекса является газификация Сахалинской области. На основе использования газа, добываемого в рамках шельфовых проектов, предполагается газификация объектов энергетики Сахалинской области и реали-
О
гч
г
2
гч
Он
\
<С
I
77
00 Инновации
зация Программы газификации Дальнего Востока. Для осуществления этих планов необходимо построить систему распределительных сетей в городах и поселках, а также газораспределительные станции и пункты.
Крайне важным для Сахалинской области является создание на среднем и южном Сахалине энергетической и транспортной инфраструктуры магистральных трубопроводов, береговых комплексов, экспортных терминалов, которые после возмещения затрат перейдут в собственность российской стороны. Не менее важно создание сопутствующей инфраструктуры - дорог, мостов, новых систем связи, сферы обслуживания, банковской сферы и многих других, а также модернизация морских портов и железной дороги.
Таким образом, одним из решающих факторов развития экономики Сахалина является активное и рациональное использование сырьевой базы нефтеперерабатывающей промышленности, прежде всего в рамках соглашений о разделе продукции, поскольку именно они создают благоприятный климат для привлечения как российских, так и иностранных инвестиций.
Литература:
1. Итоги социально-экономического развития Сахалинской области за 2004 г. - Южно-Сахалинск, 2010. - 56 с.
2. Скопин А.Ю. Экономическая география России: учебник / АЛО. Скопин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2011. - 368 с.
3. Фархутдинов И.Г1. Концептуальные основы стабилизации экономики региона (на примере Сахалинской области) / И.П. Фархутдинов; под научн. ред. В.С. Сурнина. - Южно-Сахалинск: Сахалинская областная типография,2011.