Научная статья на тему 'Инновации как образ жизни'

Инновации как образ жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
218
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пацук А.Б., Латышенко Г.И.

Описывается современная проблема развития экономики. Выявляются причины возникновения понятия «инновация», проводится анализ его содержания и аргументируется несоответствие текущего понимания роли инноваций в жизни с желаемыми перспективами развития общества. Выдвигается авторская версия понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации как образ жизни»

Секция «Экономика и бизнес»

УДК 37.032

А. Б. Пацук Научный руководитель - Г. И. Латышенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИННОВАЦИИ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Описывается современная проблема развития экономики. Выявляются причины возникновения понятия «инновация», проводится анализ его содержания и аргументируется несоответствие текущего понимания роли инноваций в жизни с желаемыми перспективами развития общества. Выдвигается авторская версия понятия.

Что такое инновации - симулякр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться»), мода или это все-таки реальное явление? На этот вопрос существует много мнений, но мнение всегда должно основываться на реалиях, если говорящий хочет быть услышанным.

То, что существует в воображении человека, вовсе не означает, что оно существует и в действительности. Определение - это отправная точка любой деятельности, поскольку оно выделяет определенную область, дает ей ограничения. Если четких границ нет, то происходит семантический сдвиг понятия. И тогда нарушается понятийная база, логичность структуры, что приводит к большим потерям в коммуникациях, которые приводят к еще большим потерям и в действиях, которые можно было бы избежать, будь четко обозначены границы вводимого понятия.

Проблема современного экономического развития, по крайней мере, в России, в том, что государство, не уделив должного внимания явлению инновации в жизни, призывает этим заниматься. Поскольку нет единого мнения по этому вопросу, то каждый занимается своим делом, предполагая при этом, что поступает на благо всего общества. Но иллюзия собственной значимости ограничена во времени до тех пор, пока не происходит столкновение с окружающим миром. Поэтому в интересах каждого обосновать свою значимость исходя не из субъективного мнения, а из объективной тенденции развития.

Чтобы понимать, как создать инновацию, нужно знать, во-первых, что она собой представляет, во-вторых, какова причина появления этого понятия. И здесь возникает проблема измеримости инновации. Поскольку под инновацией понимается нечто новое или значительно улучшенное, то как определить, что данное решение является улучшенным, значительно улучшенным или вовсе новым? Ответ на этот вопрос остается открытым и позволяет субъективно принимать решение.

Понимать ли под инновацией переход от компьютерной мыши с шариковым приводом к лазерной; повышение точности лазерного сенсора в два, пять или десять раз? Понимать ли под инновацией иное взаимодействие с компьютером, например, мысленное? В каждом случае получается продукт, не существовавший ранее, но очевидно, что ценность каждого из них различна.

Повысить удобство действия можно за счет оптимизации существующего продукта, либо за счет создания нового, основанного на других принципах. От-

сюда следует закономерный вывод, а стоит ли называть всех инноваторами, если прикладываемые усилия в создании нового вовсе не одинаковы?

Следует провести различие между изобретениями и инновациями. Инновация - это высшая степень ценности изобретения, его качество. Это не только новый результат труда, но и востребованный, который существенно меняет сложившийся на практике образ действий. Пример инновации - первые десятилетия развития автомобилестроения. Пример изобретения -последние десятилетия развития автомобилестроения.

Автомобиль был инновацией в своей совокупности, а не в части. В настоящее время под инновационным «соусом» подается автомобиль, содержащий в себе что-то новое: голосовое управление, дверные замки с защитой от детей и пр. При этом суть автомобиля не меняется в принципе. Ценность изобретения автомобиля - та эффективность, которая была получена в начале своего развития, гораздо выше той ценности, что мы имеем сейчас. Объективно выше.

Причина возникновения политики в области инноваций продиктована необходимостью дальнейшего роста экономики. Поскольку каждый работающий человек - это основа экономики, то почему бы не повысить стоимость его деятельности? Проблем в жизни много, если ты их решаешь, то пользы от этого гораздо больше. Но тут есть один нюанс, который можно рассмотреть двояко: либо его никто не заметил, либо заметили, но надеялись, что он сам собой решится. Нюанс этот заключается в том, что ничего не берется из ниоткуда.

Чтобы получить нечто не просто новое, но и полезное, надо понять процесс его создания. А этому процессу уделено мало внимания. Да, управлять инновациями учат, но создавать их - нет. Поэтому подобный подход к развитию за счет инноваций подобен мозговому штурму, в надежде, что количество перейдет в качество. Поэтому, на мой взгляд, инновацией следует называть не конечный результат, а начало процесса. Ведь, если сделано что-то полезное, то оно найдет своих клиентов, это следствие, а не причина.

Самое главное - задать вектор развития, а механические операции, например, регистрация юридического лица или составление этапов проекта, особой ценности не играют. Но упор в обучении идет именно на эти операции, а вот к чему их приложить - это хороший вопрос.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Часто можно услышать, что для инноваций нужны идеи. Но это не так. Проблем с идеями нет, их много. Но вот практически применить можно далеко не каждую идею. Поэтому инновация - это не просто идея как плод фантазии, а как акт творчества, подкрепленный знаниями о мире.

В любой инженерной деятельности разработка нового приводит к появлению ряда вопросов, которые необходимо решить. Поскольку инженер по роду своей деятельности изобретатель, то ему приходится сталкиваться с неочевидным решением проблем.

Деятельность инженера осуществляется только в определенной области: инженер-электрик - электротехника, инженер-конструктор - машиностроение и т. д. Поэтому результатом деятельности инженера является некое изобретение, которое не выходит за рамки тех условий, для которых создавалось. Как следствие — вся инновационность для подавляющей части общества остается недосягаемой. Наука идет вперед, развиваются критические для государства отрасли, но инженеров, способных распространить полученные результаты на предельно широкий круг областей деятельности людей, не учат

Множество историй успеха свидетельствуют, что люди добивались значительных результатов не благодаря чему-то, а вопреки. И причиной всему были не знания, а свойства личности. Формализовать их трудно, может быть даже и невозможно. Поэтому образование не является стопроцентной гарантией успеха, а может лишь дать набор инструментов широкому кругу лиц, в надежде, что кто-нибудь найдет им применение.

Примером могут послужить художники. По всему миру существует множество академий, которые обучают художественному мастерству не одну сотню лет. Но сколько из десятков тысяч выпускников стали известны? Писать картины их научили, но вот как создать шедевр научить не смогли.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что инновация - это скорее состояние человека, его стремление, внутреннее побуждение к преобразованию; это не работа, а образ жизни. Для экономики выгоднее считать результат процесса, но этот результат - следствие, а не причина...

© Пацук А. Б., 2014

УДК 347.77

Н. С. Рикер Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОТЛИЧИЕ КОНТРАФАКЦИИ ОТ ФАЛЬСИФИКАЦИИ, И УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ИМИ ПРАВООБЛАДАТЕЛЮ

Рассматривается понятие контрафакции и фальсификации, и ущерб причиненный ими правообладателю.

В последние несколько лет в России отмечается стабильный рост преступных посягательств экономической направленности, в том числе связанных с производством и сбытом товаров, являющихся фальсифицированными и (или) контрафактными. Фальсификация товаров, поступающих на внутренний рынок, сопровождает тенезацию экономических связей и не только представляет опасность для экономических перспектив развития регионов и страны в целом, но и сопровождается угрозой жизни и здоровью потребителей поддельной продукции.

Основным фактором для масштабных фальсификаций в отечественной экономике является наличие в ее структуре огромного теневого сектора, который по объемам производства вполне заслуживает названия параллельной экономики. При этом границы между легальной и теневой экономикой размыты, а зачастую их практически не существует.

Контрафакт может представлять форму незаконного использования товарных знаков, т. е. «заимствование» чужих брендов, и форму нарушения авторских прав в виде незаконного тиражирования книг, программных продуктов, аудио и видео записей.

Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от

23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» [1].

Контрафактная продукция существует в любой отрасли промышленности, больше всего среди компаний с широкой сетью филиалов. Подделка особенно распространена там, где существует много торговых посредников.

Проблема контрафакта приобрела национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства [2].

Существует множество понятий термина «фальсификация». Автор книги «Идентификация и фальсификация продовольственных товаров» И. П. Чепур-ной, дает следующую трактовку данному термину: «Фальсификация - это действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки купли - продажи с корыстной целью» [3].

Понятие «контрафакт» и «фальсификат» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым - нарушение технологии производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.