Научная статья на тему 'Инновации как фактор увеличения стоимости предприятия'

Инновации как фактор увеличения стоимости предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1620
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ / АЛЛОКАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Т. А.

Раскрывается механизм комплексного влияния продуктовых, процессных и аллокационных инноваций на стоимость предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор увеличения стоимости предприятия»

УДК 338 (470):658.1

Т.А. Федорова, канд. экон. наук, доцент, доцент, (4872) 33-24-80, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР УВЕЛИЧЕНИЯ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Раскрывается механизм комплексного влияния продуктовых, процессных и

аллокационных инноваций на стоимость предприятия.

Ключевые слова: инновации, продуктовые инновации, процессные

инновации, аллокационные инновации, стоимость предприятия.

Экономический потенциал инновационно активного предприятия формируется в результате реализации инновационо-технологического цикла. Однако современные предприятия с целью создания конкурентного преимущества внедряют инновации на всех этапах продуктового инновационно-технологического цикла (ИТЦ), что свидетельствует о нелинейных тенденциях инновационного развития. В зависимости от видов инноваций (продуктовых, процессных и аллокационных [1]) можно выделить три вида циклов их реализации:

1) продуктовый инновационно-технологический цикл;

2) жизненный цикл процессной инновации;

3) жизненный цикл аллокационной инновации.

Продуктовый инновационно-технологический цикл производственного предприятия является основным, реализуя который предприятие выполняет свою главную функцию по разработке, производству и обеспечению потребителей необходимой продукцией. Традиционно считается, что реализация продуктового ИТЦ (сопровождающаяся выполнением определенных условий) и создает стоимость предприятия.

В отличие от продуктового ИТЦ, который в общем случае представляет собой часть жизненного цикла товара и не включает такие его стадии, как эксплуатация или потребление, все стадии жизненного цикла процессных инноваций реализуются в области ответственности предприятия. Жизненный цикл процессной инновации представляет собой разработку и реализацию процессной инновации, направленной на повышение эффективности методов, процедур и технологий выполнения тех или иных стадий продуктового ИТЦ. Жизненный цикл процессной инновации включает стадии исследования и разработки (аналог стадии НИОКР для продуктовой инновации), внедрения (аналог стадии подготовки и освоения производства), а также стадию использования (аналог стадии серийного производства).

Аллокационные инновации заключаются в реорганизации (реструктуризации) как отдельных этапов, так и продуктового ИТЦ в целом. На-

пример, для предприятия может оказаться выгодным передача выполнения одного или нескольких этапов продуктового ИТЦ сторонним исполнителям, поскольку данное решение позволяет повысить стоимость предприятия. Жизненный цикл аллокационной инновации включает стадии исследования и разработки, внедрения (реорганизации или реструктуризации) и использования.

Объектом управления при формировании стоимости инновационно активного предприятия является инновационно-технологический цикл, представляющий собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, посредством которого предприятие выполняет свою основную функцию по обеспечению потребителей необходимой продукцией требуемого уровня качества. Рассмотрение в качестве объекта управления инновационно-технологического цикла позволяет преодолеть разрыв процессного и объектного подходов в экономической науке. На данный разрыв обращал внимание академик РАН Д.С. Львов. [2, с. 87-88].

Широко известная концепция «цепочки ценностей» М. Портера является реализацией процессно-объектного подхода к оценке конкурентного преимущества компании [3]. Процессно-объектный подход дает интересные результаты и в управленческом учете при анализе затрат предприятия [4].

Процессам ИТЦ присущи особенности, влияющие на формирование стоимости, поэтому предварительно следует установить, каким образом тот или иной процесс участвует в создании стоимости, каков потенциал стоимости, им создаваемый, и каким уровнем риска характеризуется процесс, т.е. необходимо выявить признаки, по которым можно классифицировать процессы ИТЦ в однородные группы.

Учитывая, что стоимость предприятия в общем случае является функцией денежных потоков, срока жизни активов и ставки дисконтирования, процессы ИТЦ предприятия целесообразно классифицировать по трем признакам:

- по характеру воздействия на стоимость;

- по степени охвата этапов жизненного цикла продукции;

- по уровню риска.

Основным средством повышения стоимости предприятия в рамках операционной и инвестиционной деятельности является реализация предприятием стратегии развития, которая позволяет получить конкурентные преимущества. В текущих условиях развития промышленного и потребительского рынков создание устойчивых конкурентных преимуществ обеспечивается предложением рынку новых товаров и услуг, скопировать которые конкурентам сложно либо вследствие патентной защиты, либо вследствие высоких барьеров входа в отрасль. Следовательно, для инновационно активных предприятий осуществление научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) становится основным процессом

деятельности предприятия. В свою очередь, включение в цепочку основных процессов деятельности предприятия процесса НИОКР влечет за собой включение в нее процесса подготовки и освоения производства.

Процессы управления играют особую роль в формировании стоимости предприятия. Возможность увеличения стоимости предприятия появляется тогда, когда будет принято решение о выборе и реализации того или иного инновационно-инвестиционного проекта в рамках стратегии развития предприятия. Принятие решений в области инновационного развития предприятия осуществляется на высшем уровне управления и относится к области стратегического управления. Задачи по выполнению одобренного инвестиционного проекта решаются в рамках оперативного управления, включая функции планирования, организации, координации, мотивации и контроля.

Таким образом, по характеру воздействия на стоимость можно выделить три группы процессов деятельности предприятия:

1) процессы управления стоимостью;

2) процессы прямого создания стоимости — процессы жизненного цикла продукции, выполняемые производителем;

3) процессы косвенного создания стоимости — вспомогательные (обеспечивающие) процессы.

Процессы управления создают потенциальные возможности роста стоимости предприятия. В зависимости от уровня управления можно выделить два процесса: стратегическое управление и оперативное управление.

Процессы жизненного цикла продукции, выполняемые производителем, прямо участвуют в создании стоимости. С точки зрения техникоэкономического содержания их можно разделить на следующие процессы: научные исследования и опытно-конструкторские работы; подготовка и освоение производства; закупки сырья, материалов и покупных изделий; производство продукции; доставка; продажи, маркетинг и обслуживание.

Вспомогательные (обеспечивающие) процессы косвенно участвуют в создании стоимости. В зависимости от фактора производства, который обеспечивается вспомогательным процессом, можно выделить следующие вспомогательные процессы: кадровое обеспечение; материально-

техническое обеспечение; обеспечение производственной среды.

По степени охвата этапов жизненного цикла продукции все процессы можно разделить на процессы, функционирующие на протяжении всего жизненного цикла продукции (кадровое обеспечение, материальнотехническое обеспечение, обеспечение производственной среды) и процессы, функционирующие на отдельных этапах жизненного цикла продукции.

Среди последних, в свою очередь, можно выделить:

- инвестиционные процессы, осуществляемые до момента начала серийного производства (стратегическое управление, НИОКР, подготовка и освоение производства);

- операционные процессы, осуществляемые с момента начала серийного производства (оперативное управление, закупки сырья, материалов и покупных изделий, производство продукции, доставка, продажи, маркетинг и обслуживание).

По уровню риска процессы следует разделить на процессы с высоким уровнем риска; процессы со средним уровнем риска; процессы с низким уровнем риска.

В зависимости от того, какие процессы ИТЦ предприятия являются инновационными, они могут быть отнесены к разным группам риска. Если ИТЦ предприятия включает процесс НИОКР, то данный процесс имеет высокий уровень риска. К процессам со средним уровнем риска можно отнести подготовку и освоение производства, к процессам с низким уровнем риска - оперативное управление, закупки сырья, материалов и покупных изделий, производство продукции, доставку, продажи, маркетинг и обслуживание. Если инновационным является процесс маркетинга, то он будет иметь высокий или средний уровень риска в зависимости от новизны маркетинговой технологии.

Одной из основных переменных в моделях оценки стоимости является время. Оценка осуществляется на определенную дату и учитывает определенный временной горизонт. Поэтому для оценки вклада процессов деятельности предприятия в его стоимость необходимо структурировать их относительно всего времени жизни актива (в данном случае инновационно-инвестиционного цикла). Это означает, что необходимо установить моменты времени, соответствующие началу и окончанию того или иного процесса (рис. 1).

Момент принятия стратегического решения об осуществлении инно-вациионно-инвестиционного проекта обозначен как То. Научные исследования и разработки осуществляются с момента Т0 до момента Т^ когда начинаются работы по подготовке и освоению производства (ПиОП), заканчивающиеся в момент времени Т2. С этого момента начинается серийное производство продукции. Момент времени Т3 отражает окончание периода, когда предприятие имеет конкурентное преимущество. Интервал (Т2-Т3) соответствует периоду серийного производства.

Материально-техническое обеспечение

Обеспечение п роизводственной среды

Ф о ^ о.

. 8Ё

го£оГО Ф О

5 £ ё И

Ф

0 (О

8 Із = 5

01 ш ^ о

я s

о О ь о. £ ■=

Оперативное управление

Закупки сырья, материалов и покупных изделий

Производство продукции

Доставка

Продажи, маркетинг и обслуживание

-------.----------.-------.--------------------------------------.---^

То Т1 Т 2 Тэ

Время

Рис. 1. Типовая временная структура процессов ИТЦ предприятия

С целью упрощения расчета будем считать, что процесс оперативного управления осуществляется первым по отношению к остальным операционным процессам. Такое допущение тем более возможно, поскольку основной функцией оперативного управления является оперативное планирование, предшествующее выполнению остальных операционных процессов. Хронология этапов жизненного цикла продукции требует их последовательного расположения на схеме, начиная с закупок и заканчивая обслуживанием. В течение периода серийного производства по отношению к партиям продукции в хронологическом порядке осуществляется несколько микроциклов «закупки - производство - доставка - продажи». Примем допущение, что все процессы микроцикла осуществляются на протяжении периода серийного производства.

Вспомогательные процессы продолжаются в течение всего периода жизненного цикла продукции (То-Тз), поскольку выполнение каждого из вспомогательных процессов обеспечивает выполнение всех процессов ИТЦ.

Рассмотрение процессов инновационно-технологического цикла, реализуемых предприятием, в аспектах характера воздействия на стоимость, степени охвата этапов жизненного цикла, уровня риска свидетельствует о разной степени влияния процессов ИТЦ на стоимость.

Кроме того, отмеченный в [5] дополнительный эффект от процессных и аллокационных инноваций, осуществляемых на разных этапах ИТЦ, существенно превышающий первоначально ожидаемый эффект, вызванный разработкой нового товара, получает объяснение, если на типовую схему инновационно-технологического цикла наложить жизненный цикл процессных и аллокационных инноваций.

На рис. 2 отражен жизненный цикл процессной инновации по отношению к процессу производства продуктового ИТЦ. В реальных условиях, как правило, этапы разработки (Тп0-Тп1) и внедрения (Тп1-Тп2) процессной инновации осуществляются параллельно процессу продуктового ИТЦ, на изменение которого направлена процессная инновация. Этап использования (Тп2-Тп3) фактически совпадает с частью процесса продуктового ИТЦ. Однако с началом этапа использования процессной инновации процесс продуктового ИТЦ получает новые (инновационные) характеристики (что свидетельствует о развитии потенциала предприятия), приводящие к изменению чистых денежных потоков. Аналогично можно представить и жизненный цикл аллокационной инновации.

Жизненный цикл процессной инновации

Исследования Внедрение Использование

и разработки

Производство Производство (новая технология)

Тп0 Тп1 Тп2 Тпэ Т

Рис. 2. Жизненный цикл процессной инновации по отношению к процессу производства продуктового ИТЦ

Аналогично влиянию внедрения продуктовых инноваций в результате внедрения процессных и аллокационных инноваций происходят изменения чистых денежных потоков, что соответствующим образом отразится на стоимости предприятия.

Теоретически объектом инновации может быть любой этап ИТЦ. По отношению к любому этапу ИТЦ инновации включают стадии исследования и разработок (ИиР), внедрения (В) и использования (И).

Разработка и внедрение процессных и аллокационных инноваций вместе с продуктовыми инновациями приводят к преобразованию потенциала предприятия, формируя новые материальные, нематериальные и неосязаемые активы, что влечет изменение величины текущих и ожидаемых чистых денежных потоков, генерируемых экономическим потенциалом предприятия.

Инновационное развитие потенциала предприятия приводит к изменению всех базовых составляющих модели дисконтированного денежного потока: результатных (выручки от реализации, продолжительности периода серийного производства), затратных (капитальных вложений и текущих расходов), уровня риска и стоимости капитала. Именно комплексностью

воздействия объясняется существенный эффект влияния на стоимость предприятия как продуктовых, так и процессных и аллокационных инноваций в отличие от действий, направленных на изменение той или иной составляющей модели дисконтированных денежных потоков (например, сокращения затрат, как правило, в ущерб уровню качества продукта и уровню обслуживания).

Изменение величины чистых денежных потоков в результате разработки и внедрения инноваций должно быть учтено при оценке стоимости предприятия. Поскольку жизненный цикл процессной или аллокационной инноваций включает этапы, аналогичные инновационно-технологическому циклу продуктовой инновации, логично для оценки стоимости, которую они вносят, использовать трехкомпонентную модель стоимости. В зависимости от того, на каком этапе жизненного цикла находится та или иная процессная или аллокационная инновация, она влияет на стоимость соответствующего компонента потенциала.

Поскольку процессные и аллокационные инновации направлены на изменение продуктового ИТЦ, их влияние на стоимость потенциала предприятия может быть смоделировано следующим образом.

1. Влияние инноваций, находящихся на стадии использования. На стадии использования инновации приводят к изменению продуктового ИТЦ, следовательно, к изменению факторов моделей оценки стоимости. Стоимость производственного потенциала в результате использования инноваций может быть представлена в виде:

п(иннов.) (ф —ф )

V \т п(иннов.) т о(иннов.) у X(инное.) (1)

ПП(иннов.)^^^л ТТ/А\Х(иннов.) 5

X(иннов.)=1 (1 + УУАСС, л )

4 ' V (иннов.) У

где обозначение «иннов.» указывает, что факторы стоимости определены для случая использования инновации и отличаются от тех, которые имели место без использования инновации; фп, ф0 — величины притоков и оттоков соответственно денежного потока; WACC — средневзвешенная стоимость капитала; финнов.) — год начала использования инновации на стадии серийного производства; и(иннов.) — год окончания серийного производства при использовании инновации.

Вклад инновации в стоимость производственного потенциала определяется разностью стоимости производственного потенциала с использованием инновации (1) и без ее использования:

ЛУИ = V - V (2)

‘-*у ПП у ПП (иннов.) у ПП • \^)

Критерием принятия решения об использовании инновации в серийном производстве является условие:

- сИш +ЛС > 0, (3)

где Сипп — затраты на разработку и внедрение инновации.

Стоимость инвестиционного потенциала в результате использования инновации на этапе подготовки и освоения производства изменится за счет сокращения затрат, в том числе временных, поэтому она может быть определена следующим образом:

I (инно&) ^ т(инное) (/-пИП

V __ у *(»««<«0 + у УФп Фо Л (4)

ип(иннов) ^1(1+жлссп) ^¿оа)(1+жлсспу, ()

где С1(иннов) — новый уровень необходимых капитальные вложений; 1(иннов.) — год окончания капитальных вложений; к(иннов.), ш(иннов.) — годы начала и окончания серийного производства соответственно.

Формула (4) учитывает, что в результате использования инновации на этапе подготовки и освоения производства затраты и время на внедрение сократятся, а серийное производство продукта начнется ранее, чем без использования инновации, и продолжится дольше вследствие более быстрого выхода на рынок и использования преимуществ первопроходца. При этом остальные факторы стоимости определяются уровнем разработки, и инновации, направленные на повышение эффективности этапа подготовки и освоения производства, на них влияния не оказывают.

Соответственно вклад инновации в стоимость инвестиционного потенциала определяется разностью стоимости инвестиционного потенциала с использованием инновации (4) и без ее использования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д Vи = V - V (5)

^у ИП у МП(иннов.) у ИП •

Критерием принятия решения об использовании инновации на этапе подготовки и освоения производства является условие:

- с * +ЛС > 0, (6)

где Сяш — затраты на разработку и внедрение инновации.

Стоимость инновационного потенциала в результате использования инновации на этапе НИОКР определяется как сумма стоимостей опционов на использование активов инновационного потенциала за вычетом приведенных затрат на незаконченные НИОКР с учетом изменившихся оценок факторов стоимости:

шах\_п(иннов.),т(иннов.у\ С п

V 1 НИОКР(инноб.)[ ^ х ^

ИнП(иннов.) (1 ^ 1У^ЛССИНП У ¡(иннов.), (7)

где Сниоки — затраты на НИОКР в году 1;; WACCИнП — средневзвешенная стоимость капитала, задействованная в инновационных проектах; СРО]

— стоимость реального опциона на использование ]-го актива; п — количество обособленных активов для неконкурирующих проектов.

Для оценки стоимости опциона на использование активов инновационного потенциала предприятия используется модель Блэка-Шоулза [6] с соответствующими изменениями:

СРО( ) = РУ( ) X е-^(иннов) X NШ( .) - С.( ) X е-гГ(иннов) X N(с12(

г (иннов.) г (иннов.) V (иннов.) у г (иннов.) V (иннов.) у ?

где РУ¿(иннов) — новый уровень приведенной стоимости ожидаемых денежных потоков от использования ¿-го актива (группы связанных активов) инновационного потенциала предприятия; С(иннов.)1 — новый уровень первоначальных инвестиций, необходимых для использования ¿-го актива (группы связанных активов) инновационного потенциала предприятия; Т(иннов.) — время до истечения срока опциона на использование актива; g — аналог непрерывной дивидендной доходности, в общем случае представляющий собой отношение величины ожидаемых денежных потоков к текущей приведенной стоимости; г — ставка процента непрерывного начисления, определяемая аналогично случаю опциона на покупку; К(.) — стандартная функция нормального распределения; ё1, ё2 — соответствующие аргументы функции, рассчитываемые в соответствии с моделью Блэка-Шоулза [6].

Следовательно, вклад инновации в стоимость инновационного потенциала определяется разностью стоимости инновационного потенциала с использованием инновации (7) и без ее использования:

АУИ = V - V (8)

^у ИнП у ИнП(иннов.) у ИнП • \°/

Критерием принятия решения об использовании инновации на этапе научных исследований и разработок является условие:

- С1 +АУиинП > 0, (9)

где С ^ — затратынаразработкуивнедрениеинновации.

Оценка вклада инноваций в стоимость потенциала предприятия, направленных на повышение эффективности вспомогательных процессов,

зависит от того, какую стадию продуктового ИТЦ они обслуживают. Дан-

ная оценка определяется аналогично оценке вклада инноваций, направленных на повышение эффективности основных процессов ИТЦ: для серийного производства следует использовать формулы (1-3), для этапа подготовки и освоения производства — (4-6), для этапа НИОКР — (7-9).

2. Влияние инноваций, находящихся на стадии внедрения. Стадия внедрения процессных и аллокационных инноваций по организационноэкономическому содержанию соответствует стадии подготовки и освоения производства продуктового ИТЦ. Если внедряемая инновация направлена на повышение эффективности серийного производства, то в общем случае ожидается, что ее внедрение приведет к изменению таких факторов стоимости, как величины притоков и оттоков ожидаемого денежного потока, средневзвешенной стоимости капитала. Если инновация направлена на из-

менение этапа подготовки и освоения производства, то это выразится в изменении затрат на подготовку и освоение производства, а также сокращении времени начала выпуска на рынок нового изделия и увеличении периода серийного производства. В общем случае стоимость инвестиционного потенциала, отражающая факт начала внедрения инновации может быть представлена в виде:

1(е) С + ^ 12(иннов) шИинное) ((П^ —(0^ )

у В _ ^ В[ [(иннов) ^ '-'«никое) ^ ^ УГп ¥о )t (10)

(1 + ЖЛССП) ~ Ы1 (1 + ЖЛССПУ ^¿ов)(1 + жлсспВу ’

где верхний индекс «В» означает, что факторы стоимости являются ожидаемыми в результате внедрения инновации; Св! — затраты на внедрение инноваций в году 1;; 1(в) — период окончания капитальных вложений, связанных с внедрением инноваций; 11 — момент, начиная с которого ожидаются изменения в затратах на подготовку и освоение производства; 12 — момент окончания капитальных вложений, необходимых для начала использования инноваций продуктового ИТЦ; к1(иннов.), ш1(иннов.) — годы начала и окончания серийного производства соответственно.

Вклад инновации, находящейся на стадии внедрения, в стоимость инвестиционного потенциала предприятия представляет собой разность стоимости инвестиционного потенциала с учетом стадии внедрения (10) и без учета данной стадии (4):

дув = ув - у (11)

г ИП г ИП (иннов.) г ИП (иннов.) • V11./

Если внедряемая инновация направлена на повышение эффективности этапа НИОКР продуктового ИТЦ, то ее влияние отразится на стоимости инновационного потенциала предприятия:

р ^ + С шах[п(иннов.)т1(инновУ\ п

у в _ у ^ НИОКР(инно&\ у ^ НИОЩиннов.) СРО^ (12)

тщинное.) —¿1 (1 + ШссИнП) ~ (1 + жлссИнПу * ,(мккoa), (12)

где Св! — затраты на внедрение инноваций в году 1; р — период окончания капитальных вложений, связанных с внедрением инноваций; q — момент, начиная с которого ожидаются изменения в затратах на НИОКР.

Соответственно вклад инновации, находящейся на стадии внедрения, в стоимость инновационного потенциала предприятия представляет собой разность стоимости инновационного потенциала с учетом стадии внедрения (12) и без учета данной стадии (7)

аув = ув - у (13)

ИнП ИнП (иннов.) ИнП (иннов.) • V /

Оценка вклада в стоимость потенциала предприятия инноваций, находящихся на стадии внедрения и направленных на повышение эффективности вспомогательных процессов, определяется аналогично оценке вклада инноваций, направленных на повышение эффективности основных про-

цессов ИТЦ: для этапа подготовки и освоения производства следует использовать формулы (10, 11), для этапа НИОКР — (12, 13).

3. Влияние инноваций, находящихся на стадии исследования и разработок. К данной стадии относятся законченные исследования и разработки процессных и аллокационных инноваций еще не вовлеченные в оборот, наличие у предприятия прав на которые должно быть учено как дополнительные опционы на использование инноваций, а также незаконченные исследования и разработки. На стадии исследования и разработок инновации влияют на стоимость инновационного потенциала предприятия:

тах\п(иннов.),т(иннов.)\ C + ( п n1

vmr =_ у ™-”1,-----ÍÍL +V СРО( ) +V СРО (14)

ИнЩиннов.) (1 ^ JWACC^ ), 1 И 1 ?

где ChhPí — затраты на исследования и разработки процессных и аллокационных инноваций; n1 — количество дополнительных опционов на использование инноваций.

Вклад процессных и аллокационных инноваций, находящихся на стадии исследований и разработок, в стоимость инновационного потенциала предприятия представляет собой разность между стоимостью инновационного потенциала с учетом разрабатываемых и разработанных инноваций (13) и без них (7):

AVИиР = VИиР - V (15)

ИнП ИнП (ынноб.) ИнП (ынноб.) • V /

Используя формулы (14, 15), можно оценить вклад в стоимость инновационного потенциала разрабатываемых и разработанных инноваций, направленных на повышение эффективности вспомогательных процессов.

В целом влияние на стоимость потенциала предприятия процессных и аллокационных инноваций может быть выражено следующим образом:

V = V + AV, (16)

где V — стоимость потенциала предприятия; V = Vnn + V„n + V„ „ —

lili mí! mHíí

стоимость потенциала предприятия, создаваемая продуктовым ИТЦ; AV = АУЦн + ÁV*n + АУЦнП +ЬУЦп + А^нП + ЬУ™ — возможный вклад

процессных и инновационных инноваций в стоимость потенциала предприятия.

Зависимость (16) является стоимостной моделью потенциала инновационно активного предприятия в динамике и отражает влияние на стоимость потенциала предприятия не только продуктового ИТЦ, но и процессных и аллокационных инноваций. Учитывая многофакторность процессных и аллокационных инноваций, как следует из зависимости (16),

можно сделать вывод о действительно существенном вкладе подобных инноваций в стоимость потенциала предприятия.

Полученная стоимостная модель потенциала предприятия может быть обобщена на случай много продуктового предприятия:

Уип = VMn +AVM„, (17)

где VMn — стоимость потенциала много продуктового предприятия; знак

Z означает суммирование по всем продуктовым ИТЦ;

VMn = 2 Vnn + 2 VHn + 2 Vmn — стоимость потенциала много продуктового предприятия, создаваемая продуктовыми ИТЦ;

Л V„„ = s д С + I д С + s д V"n + £ д v;„ + ^У‘ып + £ д v™ — ВОзможный вклад процессных и инновационных инноваций в стоимость потенциала много продуктового предприятия.

Оценка вклада процессных и аллокационных инноваций AVMn, полученная по формуле (17), является нижней границей. На практике для много продуктовых предприятий вклад процессных и аллокационных инноваций может быть существенно выше за счет диффузии инноваций.

Стоимостная модель потенциала (16) или (17) раскрывает механизм управления его преобразованием. Развивая инновационный потенциал, такие компании обеспечивают не только актуальную структуру своего потенциала, соответствующую текущей конъюнктуре рынка, но и потенциальные структуры, которые смогут соответствовать будущей конъюнктуре рынка или сами создадут новый рынок. Постоянная реализация именно такой стратегии развития потенциала предприятия позволяет объяснить долгосрочное присутствие на рынке многих инновационно активных компаний.

Библиографический список

1. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 312 с.

2. Львов Д.С. Экономика развития. М.: «Экзамен», 2002. 512 с.

3. Портер М.Э. Конкуренция / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. 495 с.

4. Райан Б. Стратегический учет для руководителя / пер. с англ.; под ред. В.А. Микрюкова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 616 с.

5. Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004. 152 с.

6. Бармаумов В.Е., Гладких И.М., Чуйко A.C. Финансовые инвестиции: учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. 544 с.

T.A. Fedorova

The complex influence mechanism of product, process and allocation innovations for value firm is revealed.

Key words: innovations, product innovations, process innovations, allocation innovations, value firm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.