Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ И ПРОРЫВЫ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВОКАЛУ В КИТАЕ'

ИННОВАЦИИ И ПРОРЫВЫ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВОКАЛУ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное руководство по вокалу / образовательные реформы / инновации в учебной программе / развитие профессии / образовательные стратегии.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ян Пэйлинь

профессия художественного руководителя по вокалу в Китае находится на перекрестке развития, сталкиваясь с многочисленными образовательными и практическими вызовами. Несмотря на неоспоримое влияние этой специальности на качество вокального исполнения, в аспектах учебной программы, профессиональной ориентации, уровня образования и методов преподавания по-прежнему отсутствуют всеобъемлющие и унифицированные национальные стандарты, серьезно препятствующие развитию данной области в стране. Существует настоятельная необходимость в рефлексии и реформировании существующей образовательной системы для здорового развития профессии художественного руководителя по вокалу. В данной статье проводится глубокий анализ современного состояния профессии художественного руководителя по вокалу в Китае, рассматриваются существующие проблемы и предлагается ряд стратегий и рекомендаций, направленных на способствование развитию профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ И ПРОРЫВЫ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВОКАЛУ В КИТАЕ»

ИННОВАЦИИ И ПРОРЫВЫ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВОКАЛУ В КИТАЕ Ян Пэйлинь

Ян Пэйлинь - пианист, преподаватель, кафедра фортепиано консерватории, Центрально-китайский педагогический университет, ассистент-стажер,

Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Ухань, провинция Хубэй, Китайская Народная Республика

Аннотация: профессия художественного руководителя по вокалу в Китае находится на перекрестке развития, сталкиваясь с многочисленными образовательными и практическими вызовами. Несмотря на неоспоримое влияние этой специальности на качество вокального исполнения, в аспектах учебной программы, профессиональной ориентации, уровня образования и методов преподавания по-прежнему отсутствуют всеобъемлющие и унифицированные национальные стандарты, серьезно препятствующие развитию данной области в стране. Существует настоятельная необходимость в рефлексии и реформировании существующей образовательной системы для здорового развития профессии художественного руководителя по вокалу. В данной статье проводится глубокий анализ современного состояния профессии художественного руководителя по вокалу в Китае, рассматриваются существующие проблемы и предлагается ряд стратегий и рекомендаций, направленных на способствование развитию профессии.

Ключевые слова: художественное руководство по вокалу, образовательные реформы, инновации в учебной программе, развитие профессии, образовательные стратегии.

Художественное руководство, как специализированная профессиональная деятельность, предоставляющая сопровождение и комплексное артистическое руководство вокалистам и инструменталистам, уже получила широкое признание на международном уровне и существует как важная академическая дисциплина. Она охватывает не только развитие навыков сопровождения, но и анализ произведений, руководство по вокальной технике и углубление артистического выражения. Однако в Китае эта специальность все еще находится на стадии исследования и разработки, срочно требуя инноваций и прорывов в образовательной модели, содержании курсов и методах преподавания, чтобы подготовить больше высококвалифицированных художественных руководителей, способных отвечать требованиям современного развития музыкального искусства.

I. Современное состояние и вызовы профессии художественного руководителя по вокалу в Китае

1. Отсутствие единства в названии профессии и стандартизации

Профессия художественного руководителя по вокалу в Китае демонстрирует значительное разнообразие и несогласованность в названиях и стандартизации. Несмотря на попытки Министерства образования и науки в конце прошлого века унифицировать название и стандарты этой специальности посредством проведения всенародных семинаров, на практике музыкальные

институты и организации продолжают использовать различные названия специальности. Такое несоответствие не только подчеркивает различия в восприятии специальности, но и отражает препятствия, с которыми профессия сталкивается в своем развитии внутри страны, влияя на системное развитие профессии и качество вокального образования.

2. Исследование системы обучения и методов преподавания

Перед лицом растущего спроса на высокое искусство, развитие профессии художественного руководителя по вокалу в Китае все еще затруднено. По сравнению с зарубежными зрелыми системами, национальная система обучения и методы преподавания этой специальности все еще находятся на стадии исследования, несмотря на то, что некоторые ведущие музыкальные институты уже открыли эту специальность, в программе обучения, уровне образования и направлениях специализации до сих пор отсутствует единый стандарт и научная система.

3. Разрыв между содержанием образования и потребностями рынка

Другой проблемой является разрыв между содержанием образовательной программы и требованиями рынка. С развитием культурной индустрии и появлением разнообразных форм искусства спрос на специалистов по художественному руководству вокалом также меняется. Однако текущее содержание образовательной программы часто ограничивается традиционным сопровождением вокала и обучением вокальным навыкам, не уделяя должного внимания новым областям, таким как популярная музыка и мюзиклы. Это не только ограничивает профессиональные перспективы студентов, но и влияет на их способность удовлетворять потребности развития отрасли. В ответ на эти проблемы музыкальное образовательное сообщество в Китае должно дальше оптимизировать модель подготовки специалистов по художественному руководству вокалом, укреплять практическое обучение и международное сотрудничество, а также обновлять образовательное содержание, чтобы лучше соответствовать тенденциям развития культурного и художественного рынка.

4. Предвзятость ценностных представлений влияет на признание профессии художественного руководителя по вокалу

В традиционных представлениях об образовании в области искусства профессия художественного руководителя по вокалу часто не получает такого же уважения и внимания, как профессии вокалиста или сольного пианиста. Некоторые учителя вокала могут недооценивать важность художественного руководства, считая его лишь простым сопровождением на пианино, и игнорируют всесторонность и глубину, которую художественное руководство приносит в музыкальное выражение. Такое мнение не только уменьшает понимание глубины и технических требований профессии, но и может привести к тому, что студенты будут иметь искаженное представление о профессии, считая, что сопровождение является второстепенной, простой кооперативной работой, а не формой художественного творчества.

В то же время, студенты, обучающиеся игре на пианино, могут колебаться перед работой сопровождающего. Привыкнув к свободе выражения в сольном исполнении, им придется учитывать потребности вокалиста при сопровождении, такие как контроль дыхания, регулировка громкости и точное соблюдение ритма, что отличается от самовыражения в сольном исполнении. Особенно когда сопровождение предназначено для оперных арий или китайских произведений, которые часто представлены в форме сокращенных оркестровых партитур, это представляет дополнительные трудности для студентов, привыкших к сольному исполнению. Такое непонимание технической сложности и требований к выразительности, а также традиционное представление о том, что сопровождение менее ценно, чем сольное исполнение, приводит к тому,

что многие студенты пианисты избегают работы в роли сопровождающего.

II. Открывая новые пути для профессии художественного руководителя по вокалу в Китае

1. Усиление непрерывного образования и академической мотивации

Учитывая недостатки в области непрерывного образования и академической мотивации профессии художественного руководителя по вокалу за последние десятилетия, пришло время создать открытую и взаимодействующую платформу. Цель этой платформы - стимулировать постоянные инновации и академический обмен в этой области. Рекомендуется регулярно проводить всенародные семинары и мастер-классы, которые не только предоставят профессионалам место для общения, но и предложат новичкам возможности для обучения и развития. Такие меры будут способствовать обновлению мышления и техническому прогрессу в профессии художественного руководителя по вокалу, тем самым стимулируя развитие всей профессии.

2. Переопределение профессиональных категорий и акцентов в обучении

Важно четко разграничивать между вокальным сопровождением и художественным руководством по вокалу для развития профессии. Хотя вокальное сопровождение лежит в основе художественного руководства, требования к последнему значительно выше. Эта роль требует не только высокого уровня навыков сопровождения, но и глубокого понимания вокальных произведений, богатых знаний в области музыкальной культуры и выдающихся артистических способностей. Соответствующие учебные заведения должны учитывать эти потребности, оптимизируя учебные программы и добавляя практические курсы, связанные с живыми выступлениями, такие как практика сопровождения и анализ стилей произведений, чтобы развить у студентов комплексные способности, позволяющие им демонстрировать больше инноваций и артистизма в своей будущей карьере.

III. Стратегическое продвижение развития профессии художественного руководителя по вокалу в Китае

1. Расширение спектра профессии художественного руководителя по вокалу

В настоящее время, сталкиваясь с общей нехваткой преподавателей по артистическому руководству и недостатком профессиональных кадров, эффективным решением является внедрение профессии художественного руководителя по вокалу в большем числе комплексных университетов. Учитывая, что большинство студентов музыкальных и смежных специальностей сталкиваются с проблемой отсутствия достаточного количества преподавателей по артистическому руководству, внутреннее развитие этой специальности в учебных заведениях напрямую смягчит проблему нехватки кадров. Такой подход не только предоставит студентам более широкие возможности для обучения, но и способствует подготовке профессиональных кадров, отвечающих потребностям национального образовательного и исполнительского рынка.

2. Переосмысление целей обучения и ценности специализации по фортепиано

В существующей образовательной системе обучение по специальности фортепиано часто слишком сосредоточено на развитии навыков сольного исполнения, в то время как важность аккомпанемента недооценивается, что не соответствует реальным потребностям рынка. Следовательно, необходимо переосмыслить направление обучения по фортепиано в неспециализированных музыкальных учебных заведениях, подчеркнув баланс между навыками сольного исполнения и аккомпанемента. Это не только обеспечит студентам более всестороннее музыкальное образование, но и поможет им лучше адаптироваться к будущим профессиональным

вызовам. Кроме профессиональных музыкальных академий, другие образовательные учреждения должны сосредоточиться на развитии комплексных музыкальных способностей студентов, включая исполнение, аккомпанемент, музыкальное понимание и творческое мышление, чтобы соответствовать разнообразным профессиональным требованиям.

Кроме того, школы и лица, принимающие образовательные решения, должны усилить пропаганду и образование в области вокального аккомпанемента и художественного руководства, помогая студентам сформировать правильное профессиональное понимание и систему ценностей. Четкое определение образовательных целей и профессиональных путей позволит студентам делать более обоснованный выбор в области обучения и карьерного планирования в соответствии с личными интересами и потребностями рынка, тем самым эффективно смягчая проблему структурной безработицы и способствуя здоровому развитию профессии художественного руководителя по вокалу и смежных областей.

3. Адаптация к разнообразию профессиональных путей на рынке труда

В условиях быстрого развития современного общества рынок труда для специалистов по фортепиано значительно расширился, выходя за рамки традиционных категорий классических музыкантов и педагогов и охватывая такие новые профессии, как музыкальные продюсеры, композиторы, художественные руководители и другие. Эти сферы требуют от специалистов по фортепиано не только классических навыков игры на инструменте, но и междисциплинарных знаний, инновационного мышления и разнообразных артистических способностей.

С учетом быстрого развития музыкального образования в Китае и увеличения разнообразия возможностей трудоустройства в музыкальной сфере, особенно в области художественного руководства по вокалу, находящейся на стадии роста спроса на квалифицированные кадры, предоставляется широкий спектр профессиональных возможностей для студентов-пианистов. Это также ставит перед преподавателями новые задачи: как адаптировать образовательную стратегию к изменениям на рынке, чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих не только прочными навыками игры на фортепиано, но и широким артистическим видением и способностью к инновациям.

Таким образом, для всех комплексных учебных заведений, предлагающих специализацию по фортепиано, важно вовремя пересмотреть направления и содержание обучения, включая в образовательную программу художественное руководство по вокалу. Повышение статуса этой специальности в музыкальном образовании, расширение понимания новых тенденций на музыкальном рынке и развитие артистических и творческих способностей студентов не только обогатит существующие представления об обучении игре на фортепиано, но и поможет студентам использовать возможности, предоставляемые новым профессиональным направлением художественного руководства по вокалу, способствуя научно обоснованному и нормативному развитию музыкального образования.

Заключение: Инновационные образовательные модели как ключ к будущему профессии художественного руководства по вокалу

Перед лицом современного состояния и вызовов, с которыми сталкивается профессия художественного руководства по вокалу в Китае, инновационные образовательные модели становятся ключом к дальнейшему развитию данной специализации. Во-первых, интеграция современных образовательных технологий и мультимедийных ресурсов может обеспечить студентов более богатым и разнообразным учебным опытом. С помощью онлайн-платформ и технологий виртуального моделирования, имитирующих реальные сценарии художественного

руководства, студенты смогут осуществлять артистическую практику в виртуальной среде, что повысит их учебную эффективность и практические навыки.

Во-вторых, применение междисциплинарного подхода к обучению, объединяющего музыкальную теорию, исполнительское искусство, литературоведение и другие соответствующие дисциплины в рамках курсов по художественному руководству по вокалу, не только расширит кругозор студентов, но и укрепит их комплексную культуру и инновационные способности. Кроме того, акцент на обучении на основе кейсов и совместных проектах студентов и преподавателей, поощряющих участие в реальных арт-проектах и выступлениях, сделает обучение ориентированным на практические результаты, способствуя развитию профессиональных навыков студентов, а также их способности к командной работе и управлению проектами.

Также важно создать механизмы для практической стажировки и международного обмена, сотрудничая с театрами, культурными учреждениями и международными арт-организациями, чтобы предоставить студентам возможности для практики и международного общения. Это не только даст студентам доступ к передовым практикам в отрасли, но и поможет им сформировать международное видение и понимание практик художественного руководства в различных культурных контекстах.

Наконец, важно сосредоточиться на индивидуальном развитии студентов, предлагая персонализированные учебные планы и руководство по планированию карьеры. Глубокое понимание интересов, сильных сторон и профессиональных стремлений каждого студента позволит разработать индивидуализированный учебный контент и траекторию обучения, что не только повысит учебный энтузиазм, но и поможет студентам более точно определить свои профессиональные цели.

Благодаря инновациям и практике образовательных моделей мы можем ожидать, что профессия художественного руководства по вокалу в Китае сможет подготовить больше высококвалифицированных специалистов с международным видением, инновационными способностями и профессиональной компетентностью, внося свой вклад в развитие вокального искусства в Китае и по всему миру.

Список литературы

1. Линь Цзясинь. Эпохальные изменения, классическое наследие — идеи и практика реформы обучения игре на фортепиано в университетах нового периода [Ж]. Исследования искусства, 2017 (4).

2. Мао И. Мое мнение о реформе обучения основным теоретическим курсам в музыкальных специальностях профессиональных колледжей — на примере курса по истории искусства игры на фортепиано [Ж]. Образование в области искусства, 2015 (6).

3. Лян Сяомэй. Реформа и развитие курсов по игре на фортепиано — на примере практики обучения в трех вузах провинции Шаньдун [Ж]. Современная музыка, 2015 (17).

4. Ли Даньни. Технические аспекты сопровождения на фортепиано и вокального исполнения [Ж]. Исследования искусства, 2018 (3): с. 204-205.

5. Ло Ци. Переосмысление некоторых вопросов обучения игре на фортепиано в инструментальном исполнении [Ж]. Образование в области искусства, 2018(10): с. 114-115.

6. ВанХаньфа. Обзор современного состояния сопровождения на фортепиано и педагогического руководства [Ж]. Арт-рецензия, 2018 (12): с. 84-86.

7. Фань Сяои. О различиях между фортепианным исполнением и арт-руководством [Ж]. Голос Желтой реки, 2018 (13): с. 52-54.

8. Лю Чжу. Современное состояние и размышления об обучении импровизации в сопровождении на фортепиано [Ж]. Журнал Гуйчжоуского университета (Искусство), 2004 (4): с. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.