УДК 78(510)
ВОКАЛЬНЫЙ КОУЧИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ КНР
© 2021 Бао Нуань1, Е. Н. Яковлева2
1 аспирант e-mail: [email protected]
2 докт. искусствоведения, канд. пед. наук, профессор кафедры музыкального воспитания и образования e-mail: [email protected]
Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного университета им. А. И. Герцена
В статье рассматривается актуальный вопрос использования инновационных технологий в образовательной практике китайских вузов. В условиях модернизации музыкального образования меняются взгляды на цели и содержание, что требует пересмотра педагогических подходов и методов. Авторы анализируют метод вокального коучинга и доказывают необходимость его применения в обучении студентов-музыкантов в университетах КНР.
Ключевые слова: вокал, обучение, коучинг, коуч, студент-музыкант, КНР.
VOCAL COACHING AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY FOR TEACHING MUSIC STUDENTS AT UNIVERSITIES IN CHINA
© 2021 Bao Nuan1, E. N. Iakovleva2
Postgraduate student e-mail: [email protected] 2Doctor of Art Criticism, Candidate of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Music Education e-mail: [email protected]
Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen State Pedagogical University of Russia
The article deals with the topical issue of the use of innovative technologies in the educational practice of Chinese universities. In the context of the modernization of music education, views on the goals and content are changing, which requires a revision of pedagogical approaches and methods. The authors analyze the method of vocal coaching and prove the need for its application in the training of musical students at universities of the People's Republic of China.
Keywords: vocals, training, coaching, coach, student musicians, China.
В настоящее время в Китайской Народной Республике уделяется особое внимание осмыслению деятельности высших учебных заведений. Многие инициативы и установки Коммунистической партии направлены на совершенствование педагогического процесса, развитие творческой инициативы и новаторского сознания
обучающихся. В области музыкально-педагогического образования страна также ощущает необходимость перемен и потребность в обновлении, соответствии реалиям и духу времени. Вокальное обучение студентов-музыкантов в университетах КНР является ключевой частью музыкально-образовательного процесса и играет важную роль в совершенствовании всесторонних способностей студентов. Внедрение новых педагогических методов позволит расширить профессиональные компетенции будущих специалистов, развить необходимые способности и сформировать навыки, усилив в будущем успехи китайских вокалистов в международных конкурсах. С другой стороны, последовательное воплощение современных методов будет способствовать совершенствованию учебного процесса, развитию инновационной деятельности высшей школы сегодня. В связи с этим актуальным становится обращение к методу вокального коучинга, его реализации в образовательной практике в китайских университетах.
Вместе с тем столь принципиальный вопрос музыкальной педагогики до недавнего времени не вызывал интереса у китайских ученых. Лишь в отдельных современных исследованиях предпринимались попытки его изучения в китайской и российской практиках (см.: [Ма Синьюань 2017, Шен Хун 2001, Чжэн Гуньян 2010]. В русскоязычной литературе проблеме вокального коучинга посвящена статья С В. Рудневой [2019].
Вследствие этого целью данной работы является раскрытие сущности вокального коучинга и определение его роли в обучении студентов-музыкантов в университетах КНР. Научная новизна статьи заключается в первом обращении автора к методу вокального коучинга в музыкально-педагогической практике китайских университетов, определении понятий «вокальный коучинг» и «вокальный коуч», предложении их характеристик.
В качестве ключевых методов исследования были избраны поисковый, анализ и синтез, наблюдение, описание и обобщение. В качестве материала использованы личные наблюдения одного из авторов данной статьи - Бао Нуань, полученные в период обучения в университете Бэйхуа (КНР) и консерватории Пескары (Италия). Существенное значение отводится иным теоретическим изысканиям, связанным с вопросами коучинга и вокального музыкального образования.
Обратимся к этимологии понятия «коучинг». Оно имеет венгерское происхождение (XVI в.) и широкое распространение в Англии (XIX в.), означает наставничество, тренировки, частное репетиторство (coaching). Разработчиком коучинга как метода принято считать известного американского тренера У. Тимоти Голви, книга которого «Внутренняя игра в теннис» (1974) содержит подробное описание тактики организации успешной карьеры в спорте. Данный метод стал импульсом повышения эффективности в других видах профессиональной деятельности - бизнесе, образовании, здравоохранении. Выделяются две доминирующие характеристики коучинга - его развивающие и диалоговые свойства.
Приведем примеры некоторых определений «коучинга» и «коуча».
«Коучинг - это искусство, которому нужно учиться прежде всего на опыте <...> Это искусство создания - с помощью беседы и поведения - среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям так, чтобы оно приносило удовлетворение» [Голви 2005: 129]. «Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека» («Эффективный coaching» Майлз Дауни; цит. по: [Кларин 2014: 8]).
«Коуч - индивидуальный тренер, специалист-психолог. Применяя определённые коучинговые технологии, коуч не даёт советов, а "слушает" и задает
"правильные" и "сильные" вопросы, которые помогают обучающемуся задействовать все его возможности и способности» [Новиков 2013: 84].
Обобщая сказанное, можно заключить, что «коучинг» является неотъемлемой частью обучения, основная задача которого состоит в ориентации на взаимодействие и сотрудничество, диалог, облегчение деятельности и максимальную эффективность. При этом поддержка обучающегося коучем должна быть направлена не только на достижение результата, но и на позитивное состояние участника.
В истории XX в. «коучинг» наиболее ярко проявил себя как общедидактический метод. Его модификация в качестве частнодидактических методов успешно применялась в предпринимательской деятельности, спорте и психологии. Однако, несмотря на наличие ряда научно-методических работ известных ученых - Т. Голви, Дж. Уитмора, В. Лоренца, П.В. Плотникова, Е.А. Цыбиной и др., коучинг, связанный с внедрением новаторских стратегий и тактик показателей успеха, до сих пор считается малоизученным в области педагогической теории и практики.
Проведенный ретроспективный анализ понятия «коучинг» в китайской и русскоязычной научной литературе показал, что и в России, и в Китае, этот феномен широко распространен в сфере бизнеса и менеджмента, психологии, однако в области педагогики мало употребим. В российской системе образования одним из авторов внедрения коучинга является доцент МГУ психолог Н.М. Зырянова. Ученый трактует исследуемое понятие двояко. С одной стороны, коучинг, по мнению исследователя, это «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков» [Зырянова]. С другой стороны, автор дает более узкое определение понятию: «коучинг - это процесс выявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения» [Зырянова]. Итак, чтобы обучение было эффективным, коучу необходимо сотрудничать, направлять, а не учить, помочь найти обучаемому собственное успешное решение.
В Китайской Народной Республике коучингу, в том числе и педагогическому, до последнего времени не уделялось должного внимания. Исследование источников позволило обнаружить только одну работу в сфере менеджмента [Тянь Тао 2017]. В области музыкально-педагогической практики актуальность использования коучинга в обучении студентов из КНР подтверждает исследователь Ли Линьсун. Молодой ученый отмечает специфику обучения китайских студентов в российских музыкально-педагогических вузах и указывает на необходимость разработки специальной технологии коуч-взаимодействия, направленной на саморазвитие и формирование новых компетенций [Ли Линьсун 2021].
Изучая тенденции развития современного вокального образования в Китае и актуальные на сегодняшний день инновации [Ду Хуэйцю 2021; Е Цюн 2018; Яо Вэй 2015], мы выявили не только нехватку информации по проблематике вокального коучинга и почти полное отсутствие литературы по теме, но и актуализацию применения активных методов обучения в образовательной практике китайских вузов. Несмотря на то, что данный метод обучения малоизучен, обратимся к его введению в музыкально-педагогическую науку и практику исходя из определения педагогического коучинга. Как отмечают И.В. Баранова, Н.А. Мирюгина, К.С. Смотряева, педагогический коучинг «направлен на повышение эффективности работы преподавателя <...> дает возможность психологически грамотно обеспечивать сопровождение студентов по образовательной траектории <...> перед обучаемыми ставятся конкретные реальные цели как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу их развития в контексте подготовки в вузе» [Баранова и соавт. 2020].
В области музыкального образования С.В. Руднева рассматривает вокальный коучинг, с одной стороны, «как метод педагогической работы, направленный на создание мотивации к освоению профессиональных компетенций у студента -вокалиста», с другой - как дисциплину [Руднева 2019]. Роль коуча исследователь отводит не преподавателю вокала, а концертмейстеру, функции которого при этом заметно расширяются. Мы предлагаем собственную трактовку вокального коучинга как инновационной технологии обучения студентов-музыкантов в условиях модернизации музыкального образования, эффективного метода развивающего взаимодействия коуча с будущим специалистом, в процессе которого последний усиливает свои возможности с целью профессионального роста. В нашем понимании данного феномена в роли коуча выступают концертмейстеры-новаторы.
Обратимся к прояснению этимологии понятия «коуч» в современной интерпретации китайских авторов, где на сегодняшний день не существует единого мнения и стандарта. Ма Синьюань считает, что «coach» означает «частный преподаватель», «тренер», «инструктор». В обучении вокалу «коуч» - «вокальный тренер» (Vocal coach). «Вокальный тренер» - это еще учебный курс, который связан с преподаванием вокала и так же важен, как курс профессиональной вокальной музыки [Ма Синьюань 2017].
Тем не менее в китайской вокальной музыкальной индустрии понятие «вокальный тренер» ( 2 ^ Ш ^ ) долгое время не использовалось. В большинстве случаев «вокального тренера» («коуча») до сих пор называют «концертмейстер», «аккомпаниатор». Поэтому в преподавании вокальной музыки и исполнительской практике «концертмейстер» пока не смог взять на себя роль «коуча».
На самом деле между «вокальным коучем» и «концертмейстером» существует принципиальная разница. «Вокальный коуч» - это не только помощник певца, соавтор интерпретации, но и педагог по вокалу в ежедневных репетициях, где в тандеме «концертмейстер - студент» первый выполняет роль и тренера, и инструктора солиста, имеет равноценный статус, что и певец на сцене, и преподаватель вокала.
В нашей работе мы исследуем «вокальный коучинг» как инновационную технологию обучения студентов-музыкантов в университетах КНР и дисциплину. Общую идею вокального коучинга можно описать следующим образом:
1) диалог и партнерство: система взаимодействия студента-музыканта с коучем, партнерское коммуникативное сотрудничество - систематическая работа с певцом до «вторичного создания» произведения; содействие, помощь студенту в идеальном исполнении сочинения;
2) раскрытие творческого потенциала: непрерывный процесс развития художественно-творческой составляющей, обогащающей внутренний мир студента-музыканта, его систему ценностей и техническое совершенствование, связанное с исполнительским аппаратом певца, использованием различных методов и упражнений, знаний и способностей (включая вокальные навыки, языковое мастерство, понимание музыкального стиля и текстов, музыкальную грамотность и т. д.) ;
3) профессиональный результат: долгосрочное сотрудничество коуча со студентом-музыкантом с целью достижения максимальных результатов: исполнение сочинений как совершенных творений музыкального искусства, продвижение певца на вершину вокального мастерства.
Рассмотрим коуч-подход в вокальном обучении студентов-музыкантов в китайских вузах:
• уточнение четко поставленной цели и задач;
• установление партнерского взаимодействия коуча и студента-музыканта;
• выяснение собственных ценностей;
• определение задач и способов для достижения конкретного результата;
• согласование задач с личными и профессиональными целями;
• изучение существующей проблемы;
• диагностирование сложностей исполнения;
• рассмотрение путей решения проблемы;
• предпочтение типа решений, планирование действий;
• соглашение о содержании и сроках исполнения.
Партнерские взаимоотношения студента-музыканта и коуча при этом сводятся не к проблемам, а к вариантам их решений свободой выбора и собственными способностями студента. Одновременно коуч дает будущим певцам возможность:
- понимания собственных ошибок и принятия оптимальных путей решений;
- совершенствования и максимально эффективного использования личных и профессиональных качеств;
- стимулирования к осознанию поставленных целей и необходимых ресурсов к исполнению;
- определения особого пути развития и способа достижения профессиональных целей и задач.
В вокальном обучении коуч - это не традиционный учитель с ориентацией на знания, а скорее наставник, партнер, осуществляющий обучение в деятельности, помогающий найти самостоятельное решение, а не реализующий проблему вместо певца. Взаимодействие студента-музыканта с коучем становится мощным инструментарием в развитии новых умений и навыков, стимулировании к мышлению и творчеству, раскрытии потенциала, осознании ответственности за конечный результат - готовности будущих певцов к успешному продвижению во всех сферах жизни и деятельности.
Проблема вокального коучинга в Китае связана с недостаточной подготовленностью музыкальных кадров к своей будущей профессии. Далеко не все «вокальные тренеры» (аккомпаниаторы) соответствуют профессиональным требованиям, позволяющим трудиться в сфере вокального коучинга. Помимо владения специальными техниками и коучинговыми приемами, вокальный коуч должен прежде всего хорошо играть на инструменте, систематически изучать язык (итальянский, французский, русский), знать историю музыки, технику композиции, основы дирижирования, понимать музыкальную эстетику и иметь собственные эстетические предпочтения, усвоить необходимые вокальные навыки, обладать творческой инициативой и ответственностью.
Подобная практика обучения студентов-музыкантов давно успешно апробирована в вузах Италии и России. Например, в музыкальной консерватории Луизы Д'Аннунцио (Пескара, Италия) бакалавры, изучающие вокал, еженедельно проходят курсы вокала и вокального коучинга. В учебный план входят дисциплины «Prassi esecutiva e repertorio» («Исполнительская практика и репертуар». Урок вокала) и «Pratica del repertorio vocale» («Практика вокального репертуара». Урок вокального коуча). Урок вокала преподают совместно профессор по вокалу и профессор «вокальный коуч» (официальное название - «maestro collaboratore» или «maestro coach»), где профессор по вокалу играет ведущую роль в обучении, занимается воспитанием певческого звука. Профессор «вокальный коуч», в свою очередь, отвечает за исполнение аккомпанемента, дает возможные рекомендации, обменивается мнениями, обсуждает пути решения проблем в триаде «преподаватель - коуч (концертмейстер) - студент-вокалист».
Дисциплина «Вокальный коуч» в консерваториях Италии - это независимый обязательный курс на уровне бакалавриата и магистратуры, в котором ведущую роль играет профессор «вокальный коуч». Каждый семестр он аранжирует оперные партии в соответствии с индивидуальными певческими способностями студента и возможностями голоса. «Вокальный коуч» не учит, а помогает студента-музыкантам и магистрантам решать проблемы, выбирать и разучивать учебный репертуар. На заключительном этапе (экзамен) профессор «вокальный коуч», который ведет класс, самостоятельно играет аккомпанемент студенту-вокалисту, а несколько других профессоров «вокальных коучей» наблюдают и после совместного обсуждения выставляют оценки. Суть дисциплины «Вокальный коуч» заключается в помощи студентам в разучивании вокальных произведений, исправлении произношения, понимании и овладении музыкальными стилями. Опытный «вокальный коуч» также высказывает свое мнение и вносит коррективы в постановку голоса студента-вокалиста, выступает в роли «исполнителя-наставника-коуча». Занятия всегда ориентированы на качество исполнения и конечный результат, который считается общепризнанным в мире.
В России традиции концертмейстерского мастерства успешно совершенствовались на протяжении десятилетий. В историю вошли имена великих концертмейстеров - Михаил Бихтер, Михаил Дулов, Софья Давыдова, Борис Нахутин, Матвей Сахаров, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Шендерович, Давид Лернер, Святослав Рихтер, Семен Стучевский, Важа Чачава, композиторы Сергей Рахманинов и Георгий Свиридов, мн. др. Специфику концертмейстерского мастерства, сущность этого вида деятельности изучили многие исследователи, ученые. В частности, Д.И. Варламов и О.Я. Коробова определили концертмейстерскую деятельность как полифункциональную, вычленив при этом две ее функции - художественную и педагогическую [Варламов, Коробова 2015]. Собственный набор функций (художественные, педагогические, функции коуча) для осуществления деятельности концертмейстера-коуча, основанной на «смыкании ролей пианиста-исполнителя, преподавателя и коуча в одну педагогическую роль», предложила С.В. Руднева [Руднева 2019: 134]. При этом исследователь утверждает, что концертмейстер-коуч должен владеть пианистическими навыками, знаниями в области вокала, уметь «профессионально разбираться в музыкальной психологии <... > иметь развитую способность к эмпатическому слушанию» [Руднева 2019: 133]. В качестве главной функции концертмейстера-коуча ученый называет функцию «психологического сопровождения обучающегося».
Мы также отмечаем эту функцию как одну из определяющих вокального коуча, но считаем важным не увлечение психологией и вокальными задачами, а стремление к развитию прежде всего художественно-творческой функции, а именно ее интерпретаторской составляющей, предполагающей точное исполнение композиторских параметров, для чего необходимы отказ от инерции мышления, развитие самостоятельности и творчества, мотивации к яркому исполнению и движение к профессиональному результату. Классифицируя функции вокального коуча, мы выделяем две основные: художественно-творческую и психолого-педагогическую функции, в каждой из которых выделяются подфункции: творческая, интерпретаторская, исполнительская (художественно-творческая функция) и коммуникативная, развивающая, образовательная, воспитательная,
самообразовательная, мотивационная, психологического сопровождения (психолого -педагогическая функция). Неслучайно именно поэтому многие китайские студенты, изучающие фортепиано и вокал, предпочитают в последние годы обучение по программам бакалавриата и магистратуры «вокального тренера» в Италии, где
вокальные коучи требуют внимания прежде всего к интерпретации, текстуальной стороне музыкального исполнительства.
Функции вокального коуча
коммуникативная
развивающая
познавательная
<Н
образовательная
=>
прихологичеекош сопровождения
Что касается преподавания дисциплины «Вокальный коучинг» в России, то отметим, что появилась она не так давно и успешно функционирует пока только в Московском государственном институте культуры. Эта дисциплина предполагает учебный курс в объёме одного часа в неделю на ГУ—У! семестрах для освоения на кафедре фортепиано студентами-магистрантами-пианистами [Руднева 2019]. Традиционным курсом в российской системе высшего профессионального музыкального образования считается дисциплина «Концертмейстерский класс» или «Концертмейстерское мастерство». Так, в Санкт-Петербургской консерватории обучение концертмейстерству осуществляется в составе фортепианного факультета и является не только самостоятельной специальностью, но и обязательным курсом для специального фортепиано [Шен Хун 2001].
На сегодняшний день мы должны признать, что в китайской вокальной музыкальной индустрии функционирует не так много хороших концертмейстеров, которые обладали бы качествами «вокального коуча» и воспитали большое количество прекрасных вокалистов. В целом в музыкальном сообществе все еще не хватает понимания важности роли концертмейстера, аккомпаниатора как «вокального коуча» для певцов. Такие заблуждения, как «играть под аккомпанемент намного хуже, чем играть соло» или «играть под аккомпанемент только в том случае, если вы плохо играете соло», не были искоренены. Большая часть концертмейстеров еще не стали «вокальными коучами» в полном смысле этого слова. Поскольку почти все китайские концертмейстеры - это выпускники музыкальных консерваторий по классу фортепиано, они не прошли специальной подготовки, чтобы, кроме игры на фортепиано, соответствовать профессиональным требованиям вокального тренера (коуча).
В настоящее время на китайской вокальной сцене отмечено большое число великолепных исполнителей бельканто: Ли Гуанси, Ли Шуанцзян, Чжан Юэнань, Чжан Инчжэ, Ши Хунъэ, Чэн Чжи, Ван Сюфэнь, Чжан Цзяньи, Фу Хайцзин, Ду Цзиган, Чжан Липин, Сунь Сювэй, Хуан Инь, Вэй Сун, Дай Юйцян, Ляо Чанъён и др. Концертная практика этих исполнителей и постоянное развитие искусства бельканто в Китае, несомненно, являются важными предпосылками для развития «вокального коучинга» в стране. К тому же в республике активно развивается система высшего музыкально-педагогического образования, где учится большое количество вокалистов,
пианистов, инструменталистов, образование и исполнительство которых во многом будет зависеть от появления новой профессии - «вокальный коуч».
В заключение отметим: воспитание настоящего «вокального коуча» -актуальная проблема в развитии китайского вокального музыкального образования сегодня. На наш взгляд, для этого необходимо:
- провести теоретические исследования, связанные с «вокальным коучингом»;
- перенять успешный опыт и методы обучения «вокальных коучей» и концертмейстеров в Италии и России;
- создать кафедру концертмейстерского мастерства на уровне бакалавриата и магистратуры в университетах Китая с целью организации учебного процесса (введение дисциплины «Вокальный коуч») и внедрения лучших практик Италии и России;
- ввести в учебный план обучения студентов-музыкантов дисциплину «Вокальный коучинг»;
- привлекать выдающихся выпускников для дальнейшего обучения и постоянно совершенствовать мастерство «вокального коуча» посредством организации программ профессиональной переподготовки и прохождения различных курсов;
- пригласить на работу в страну лучших «вокальных коучей» мира для обучения и развития талантов «вокального коучинга», соответствующих международным стандартам.
Только приложив все усилия для внедрения вокального коучинга, нацеленного на развитие человеческого потенциала, в обучение, в Китае может не только модернизироваться система современного музыкального образования, но и появиться больше певцов мирового уровня, повыситься уровень музыкальной культуры.
Библиографический список
Баранова И.В., Мирюгина Н.А., Смотряева К.С. Лингвокоучинг как современная технология обучения немецкому языку // Наука, образование, культура. 2020. № 4. С. 136-144.
Варламов Д.И., Коробова О.Я. Функции концертмейстера в художественно-педагогическом процессе образовательной организации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2: в 3 ч. Ч. 2. URL: http://science -education.ru/ru/article/view?id=22068 (дата обращения: 18.11.2021)
Голви У. Т. Работа как внутренняя игра : фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / пер. с англ. Т. Гутниковой. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 248 с.
Ду Хуэйцю. Современная концепция вокального образования КНР в свете Российских и Китайских научно-методических достижений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МГИК. 2021. 24 с.
Е Цюн. Подготовка вокалистов в системе высшего музыкального образования Китая в контексте межкультурного взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск: БГПУ им. М. Танка, 2018. 29 с.
Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков [Электронный ресурс]. URL: https://pro-psixologv.ru/prakticheskava-psixologiva-nauchno-metodicheskii/1095-kouching-v-obucheni i-podrostkov.html (дата обращения: 12.11.21)
Кларин М.В. Профессиональный стандарт «Коуч»: развитие коучинга как профессии / М. В. Кларин // Организационная психология. - 2014. - Т. 4. - №2 1. - С. 6-12.
Ли Линьсун. Использование коуч-технологии в процессе формирования эмоционального интеллекта студентов-духовиков из КНР: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 24 с.
Ма Синьюань. Некоторые мысли о вокальном тренере // Создание музыки. 2017.
№8.
Новиков А.М. Педагогика: Словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
Руднева С.В. Феномен вокального коучинга в современном музыкальном образовании // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. Т. 12. В. 3. С. 131-135.
Тянь Тао и др. Huawei: лидерство, корпоративная культура, открытость. М.: Олимп-Бизнес, 2017. 489 с.
Чжэн Гуньян. Вокальный тренер Пайкина Виктория Григорьевна: четыре метода обучения вокалу // Журнал Тяньцзиньской консерватории музыки. 2010. №2.
Шен Хун. Концертмейстерское мастерство в Санкт-Петербургской консерватории // Музыкальные исследования. 2001. №1.
Яо Вэй. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2015. 196 с.