ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ САБОХАТ ЯМИНОВНЫ
САФАРОВОЙ Инамова С.Ш. Email: Inamova17140@scientifictext.ru
Инамова Сарвиноз Шукуровна - преподаватель, Детская музыкальная школа музыки и искусства, г. Чирчик, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается педагогическая и исполнительская деятельность замечательного педагога Государственной консерватории Узбекистана по концертмейстерскому искусству - профессора Сафаровой Сабохат Яминовны.
Современное концертмейстерское исполнительское искусство составляет важную неотъемлемую часть музыкальной культуры и музыкального образования Узбекистана. С его развитием связаны имена замечательных музыкантов-педагогов и концертмейстеров-исполнителей, среди которых можно, в первую очередь, назвать А.Б. Мееровича, А.Н. Котляревского, Л.А. Мальмберг, Ю.С. Михайловскую, С.В. Каганцеву.
В этой славной панораме имен одно из достойных мест принадлежит профессору кафедры камерной музыки и концертмейстерского мастерства Государственной консерватории Узбекистана Сабохат Яминовне Сафаровой, прошедшей большой творческий путь от выпускницы детской музыкальной школы в Фергане до одного из ведущих педагогов в сфере концертмейстерского исполнительства в Узбекистане. Ключевые слова: концертмейстер, педагогика, педагогическая деятельность, пианист, музыка, образование, культура, искусство.
CREATIVE HERITAGE OF SABOHAT YAMINOVNA SAFAROVA
Inamova S.Sh.
Inamova Sarvinoz Shukurovna - Teacher, СШШREN'S MUSIC SCHOOL MUSIC AND ART, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article examines the pedagogical and performing activities of the remarkable teacher of the State Conservatory of Uzbekistan on accompaniment art - Professor Safarova Sabohat Yaminovna.
Contemporary accompaniment performing art forms an important integral part of musical culture and musical education of Uzbekistan. The names of remarkable musicians-teachers and accompanists-performers are associated with its development, among which you can primarily name A.M.Meerovich, A.N.Kotlyarevsky, L.A. Malmberg, Yu.S. Mikhailovskaya, S.V.Kagantsev.
In this glorious panorama of names, one of the worthy places belongs to the professor of chamber music and accompaniment skills at the State Conservatory of Uzbekistan Sabohat Yaminovna Safarova, who has passed a long creative career from a graduate of a children's music school in Fergana to one of the leading teachers in the field of accompaniment performing in Uzbekistan.
Keywords: accompanist, pedagogy, pedagogical activity, pianist, music, education, culture, art.
УДК 0 78
Жизнь С.Я. Сафаровной неотделима от истории Государственной консерватории Узбекистана. Ее педагогический путь начался в 1964 году и продолжается по сегодняшний день. На протяжении 1978-1998 годов она успешно заведовала кафедрой концертмейстерского мастерства. По инициативе С.Я.Сафаровой были значительно расширены сферы учебного-методической деятельности кафедры, обновлены
учебные планы и Государственные аттестационные выпускные программы студентов, проводились концерты на лучшее исполнение романсов С.Рахманинова, П.Чайковского, произведений композиторов Всесоюзного совещания концертмейстеров, проходившего в Ташкенте в 1988 году и собравшего в залах и аудиториях консерватории таких мэтров концертмейстерского искусства, как В. Чачава, Е. Шендерович, К. Виноградов и многих других. Сабохат Яминовна является первым профессором кафедры концертмейстерского мастерства Государственной консерватории Узбекистана, которой она и по сей день отдает весь свой обширный педагогический опыт, силы, знания и умения.
С.Я. Сафарова воспитала целую плеяду (свыше 160) пианистов-концертмейстеров, лауреатов Международных и Республиканских конкурсов, успешно работающих в Узбекистане и далеко за его пределами. Выпускников С.Я.Сафаровой можно встретить практически во всех учебных музыкальных заведениях нашей Республики, в театрах и концертных организациях. Все они с благодарностью и теплотой отзываются о своем любимом педагоге, о незабываемых студенческих годах. Знания, приобретенные ими в классе профессора С.Я. Сафаровой, во многом определили их жизненный и творческий путь.
Имя Сабохат Яминовны Сафаровой неразрывно связано с развитием профессионального концертмейстерского мастерства в Узбекистане. Среди музыкально-исполнительских специальностей концертмейстерская деятельность является самой востребованной профессией среди пианистов. Концертмейстер необходим буквально везде - и в классах по всем музыкальным специальностям от музыкальной школы до консерватории, и на педагогическом поприще. Пианист-концертмейстер должен обладать широчайшим комплексом знаний и специальных навыков, образующих его профессионализм и мастерство. Перечень этих качеств довольно внушителен и включает такие аспекты, как умение бегло читать с листа, свободно транспонировать, иметь весь арсенал пианистических умений и навыков, уверенно держаться на сцене; хороший концертмейстер также должен обладать навыками ансамблевого мастерства, разбираться в устройстве и манере звучания солирующих инструментов, в работе с певцами обязательно знать специфику вокального исполнительства, иметь тонких музыкальный слух, артистизм и коммуникабельность.
Становление С.Я. Сафаровой как музыканта и педагога пришлось на период бурного развития узбекской фортепианной школы. Это интереснейшее время создало педагогическую и исполнительскую основу для преемственности традиций и направлений в музыкальном исполнительстве, оно стало неотъемлемой частью нашей национальной культуры, открыло новые имена в сфере концертмейстерского мастерства [1]. Своё понимание концертмейстерской деятельности С.Я.Сафарова выразила в одном из интервью, высказав очень важные для осознания специфики, сущности и смысла концертмейстерского искусства положения: «Самая распространенная профессия среди пианистов - концертмейстер. Он нужен везде: в оперном театре и филармонии, на радио и телевидении, на концертной эстраде, в консерватории и других музыкальных учебных заведениях. Концертмейстерское искусство требует от пианиста разносторонних творческих способностей, понимания природы вокала, знакомства с особенностями игры на различных инструментах, владения всеми видами выразительных средств ансамблевой игры.
В 1966 году Сабохат Яминовна переехала в Ташкент и начала работать в консерватории на кафедре общего курса фортепиано. В 1968 году в её жизни произошло значительное событие - на Республиканском съезде (конференции) учителей в Ташкенте её избрали делегатом на Всесоюзный съезд учителей в Москву. Сабохат Яминовна до сих пор бережно хранит удостоверение делегата за подписью Министра образования СССР М. Прокофьева [2].
Постоянно возрастающая потребность музыкального образования в квалифицированных пианистах-концертмейстерах обусловила открытие новой кафедры в консерватории. С.ЯСафарова, чётко осознававшая необходимость и важность профессии концертмейстера в сфере музыкального обучения, оказалось в русле самых насущных, актуальных и перспективных направлений творческой и педагогической деятельности как консерватории, так и музыкального образования в целом.
Углубляясь в специфические особенности концертмейстерской работы с певцами, Сабохат Яминовна постепенно вырабатывала свои собственные педагогические методы, формировала свой исполнительский репертуар. Вокальная музыка, неразрывно связанная со словом, произношением, артикуляцией, дыханием становится любовью на всю её жизнь. Главным педагогическим принципом Сабохат Яминовны является стремление пробудить интерес студента к вокальной музыке и, соответственно, к профессии концертмейстера и на этой основе как можно глубже и всесторонне развить его стойкую потребность постоянном профессиональном росте и исполнительском самосовершенствовании.
С.Я. Сафарова всегда подчеркивает, что в процессе изучения произведения нельзя отделять работу над нотным текстом от проникновения в сущность музыкального сочинения, его художественной ценности.
«Задача концертмейстера, - учит Сабохат Яминовна своих студентов,- во многом состоит в том, чтобы способствовать профессиональному и интеллектуальному развитию певца, обогащению его образных представлений и ассоциаций, направленных на убедительное и глубокое раскрытие художественного образа в процессе исполнительской интерпретации».
На занятиях она учит студентов осваивать с вокалистами музыкальный текст, объяснять его поэтически смысл. Задача пианиста-концертмейстера состоит в разъяснении певцу значения и роли каждого элемента музыкальной фактуры как средства художественной выразительности. Для этого Сабохат Яминовна рекомендует студенту в процессе разучивания играть фортепианную партию вместе с вокальной строчкой, тем самым исправляя неточные ноты, добиваясь правильного распределения дыхания, выполнения цезур, пауз, штрихов, динамических оттенков. Совместная работа пианиста с певцом над изучением музыкального текста формирует у будущего концертмейстера умение распознавать причины ошибок вокалистов и находить способы их устранения. Студент учится аналитически изучать нотный текст, не оставляя без внимания цезуры, ферматы, паузы, штрихи и другие выразительные средства.
Большое внимание Сабохат Яминовна уделяет работе над метро-ритмической чёткостью, ясностью артикуляции и старается не допускать небрежного отношения студентов-пианистов и вокалистов к ритму. При этом, обращает внимание ученика на особенности вокального аккомпанемента - умения дать певцу возможность взять дыхание, не искажая ритмическую структуру, четко произносить слова, не ускорять и не затягивать темпы.
Список литературы /References
1. Газета «Вечерний Ташкент» от 11 января 1994.
2. Личный архив С.Я.Сафаровой.