Научная статья на тему 'Инновации и образование в современных условиях (на примере Ульяновской области)'

Инновации и образование в современных условиях (на примере Ульяновской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / РОСТ / ВУЗ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова И.А.

В связи с переходом на двухуровневую систему обучения необходимо целенаправленно способствовать появлению в регионе исследователей с неординарным мышлением, которые будут способны обеспечить устойчивое развитие региона и России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации и образование в современных условиях (на примере Ульяновской области)»

УДК 338.2

ИННОВАЦИИ И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (на примере Ульяновской области)

И. А. ФИЛИППОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: ean@ulstu. ru Ульяновский государственный технический университет

В связи с переходом на двухуровневую систему обучения необходимо целенаправленно способствовать появлению в регионе исследователей с неординарным мышлением, которые будут способны обеспечить устойчивое развитие региона и России в целом.

Ключевые слова: инновации, образование, рост, вуз, обучение.

Инновации всегда ассоциируются, с одной стороны, с востребованностью нововведений в конкретной ситуации, с другой стороны, с наличием инвестиционного потенциала. В перспективе Россия, несомненно, может достичь уровня наиболее развитых государств по ряду основных показателей экономического развития. У нее есть реальные предпосылки, чтобы стать активным членом постиндустриального, информационного общества, войти на достойных началах в глобальную экономику. Но для этого необходима трезвая оценка конкурентных преимуществ, которые имеются в ракетно-космической и авиационной промышленности, ядерной энергетике и некоторых других отраслях, в частности в сфере биотехнологий и генной инженерии и не только на уровне государства, но в большей части на региональном уровне. Именно поэтому в Ульяновске стремительно активизируется не только инновационная и инвестиционная деятельность, но и создаются научно-технологические и производственные кластеры [6, а 15].

Стратегические цели развития экономики могут быть реализованы только при достаточно высоких темпах роста ее ВВП, создании благоприятного

климата для возврата ушедших из России капиталов, инвестировании в производство сбережений населения, привлечении прямых и портфельных зарубежных инвестиций.

Даже в самых либеральных странах инновационная сфера находится под пристальным вниманием государства. Это обусловлено ее спецификой и важностью в условиях глобализации.

Под влиянием инноваций меняется структура экономики. За счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Например, доля занятых в сельском хозяйстве сокращается, а в секторе услуг — возрастает. Кроме того, инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенного отмирания уже существующих.

Инновации изменяют и экономическую организацию общества. Появляются новые общественные институты и хозяйственные организации (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре собственности. Совершенствуются технологии управления: вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными. Претерпевает изменения и содержание государственного регулирования экономики.

Генерируемый нововведениями экономический рост не только позволяет повысить уровень жизни населения, но и способствует решению проблем занятости за счет создания новых высо-

кооплачиваемых рабочих мест, повышению уровня образования и здравоохранения. Кроме того, в нынешний исторический период процесс распространения инноваций является одним из элементов, связывающих различные социальные и экономические субъекты в единое целое, обеспечивающих единство нации, во многих случаях смягчающих социальные противоречия и конфликты.

Только с помощью инноваций можно гармонизировать отношения между человеком и природой. Ведь именно научно-технические достижения позволяют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребления, а также распространения рециклических технологий.

Прошедшее столетие отмечено стремительной интернационализацией хозяйственной жизни. Международный характер, часто с высокой степенью интеграции, приобретают и инновационные процессы. Кооперация в инновационной сфере различных стран происходит через объединение ресурсов для получения новых научно-технических результатов, международный трансферт технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной формах, создание мировой научно-инновационной инфраструктуры, осуществление инноваций, имеющих глобальный характер по своей сути, и т. п. При современных масштабах научно-технического прогресса реализация многих инновационных проектов не под силу одной, даже наиболее развитой, стране.

Зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов — важнейший аспект общегосударственного значения инноваций.

Однако необходимость государственного регулирования инновационных процессов обусловлена не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. С одной стороны, в рыночной экономике инновации — основное средство увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях действия классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов и их внедрение в хозяйственную практику существенно затрудняются.

Опыт зарубежных стран с рыночной экономикой показывает, что в вопросах научно-технического развития нельзя полностью полагаться на автоматизм рынка. Использование нововведений

не может быть лишь частной проблемой того или иного предприятия или региона, она во все большей степени приобретает общественный характер, поскольку социально-экономические перспективы развития той или иной страны все сильнее зависят от того, насколько органично протекают там инновационные процессы. Приоритет централизованных методов управления инновационными процессами доказан мировой практикой.

На современном этапе общественного развития роль научно-технического прогресса возрастает буквально с каждым днем. Непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организация производства и труда происходят на основе достижений научных знаний. Поэтому повышение эффективности и качества производственных процессов происходит преимущественно за счет реализации и развития инновационных возможностей того или иного региона. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой.

В Ульяновске эта сфера находится в ведении управления инвестиций, инноваций и частно-муниципального партнерства. Для исследования представляет наибольший интерес не сама деятельность этого управления, а опыт взаимодействия его и Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) — одной из лидирующих организаций России по разработке научно-технических решений.

Сотрудничество с университетом осуществляется в рамках программы развития инновационной инфраструктуры УлГТУ, поддержанной Министерством образования и науки Российской Федерации. На начало 2010 г. университет получил 4 856 охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности [4, а 12]. И уже более 20 инноваций, связанных с основными направлениями городского хозяйства, начиная от модернизации очистки дорог в зимний период и заканчивая рядом идей, касающихся организации единой диспетчерской службы, обслуживающей ЖКХ, было предложено специалистами УлГТУ.

Вполне возможно, что будет реализован перспективный проект, связанный с использованием иловых отложений, получаемых при очистке воды. Ил можно преобразовать в полезный грунт для последующего применения, например в качестве удобрения. Иловые отложения могут употребляться и при производстве так называемого биогаза. Его теплотворная способность ниже природного газа приблизительно в четыре раза, но он вполне может

применяться для отопления тех же очистных сооружений, что ведет к экономии ресурсов [1, с. 5].

Помимо этого в университете в течение ближайших двух лет планируется создание инновационных организаций, лабораторий и центров, которые будут ориентированы на выпуск продукции и оказание услуг в области энерго- и ресурсосбережения для предприятий и учреждений, работающих в сфере городского хозяйства [4, с. 12]. На базе университета уже успешно работает ряд научно-образовательных центров, сотрудничающих с предприятиями наукоемких отраслей Ульяновской области. Это ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», ОАО «НИИ атомных реакторов» (г. Димитровград), Федеральный научно-производственный центр ОАО «НПО «Марс» и ОАО «Димитровградхим-маш». В нынешнем году будет создан региональный инновационный фонд на базе Ульяновского технопарка с объемом финансирования 100 млн руб. [7, с. 8].

Все это позволяет говорить об Ульяновске и Ульяновской области как о регионах инновационных возможностей. Однако в рамках данных проектов не решается проблема кадров. Лишь немногие студенты после окончания высших учебных заведений решают посвятить себя науке, так как занятие исследовательской работой в нашем регионе не приносит молодым людям достойного и желаемого заработка. А без талантливой молодежи у инновационных проектов нет будущего.

Рассмотрим некоторые показатели работы вузов региона (табл. 1, 2).

Анализируя данные табл. 1 и 2, можно увидеть, что с 2003 по 2009 г. постепенно увеличивается прием в государственные образовательные учреждения Ульяновской области с 11 771 до 12 199 чел. Это увеличение на 428 чел. за семь лет. Количество же реально закончивших вузы в сравнении с поступившими в 2009 г. выглядело так: выпущено на 2 247 чел. меньше, чем поступило в том же году. А в 2003 г. выпущено было на 5 560 чел. меньше, чем поступило. Поэтому можно констатировать, что в 2009 г. значимость высшего образования повысилось, что во многом связано с инновационной активностью современного этапа.

Немаловажное значение для развития инноваций должно отводиться обучению и подготовке специалистов в заведениях начального профессионального и среднего специального образования (табл. 3, 4).

Статистика показывает, что с 2002 по 2009 г. число учреждений начального профессионального образования уменьшилось на девять. Количество обучающихся, соответственно, уменьшилось на 3 478 чел.

Число самостоятельных государственных образовательных учреждений среднего специального образования с 2003 по 2010 г. увеличилось с 33 до 45, однако количество обучающихся уменьшилось за этот же период на 7 143 чел. Причем больше всего получают образование очно. На втором месте за-

Таблица 1

Прием в государственные высшие учебные заведения в Ульяновской области в 2003—2009 гг., чел. [5]

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Принято студентов, всего 11 771 11 539 12 284 12 055 12 859 13 059 12 199

В том числе:

- на очное обучение 6 241 6 705 6 518 6 792 6 598 6 329 6 056

- на очно-заочное обучение 1 432 1 080 1 141 801 721 664 679

- на заочное обучение 3 687 3 473 4 171 4 102 5 102 5 440 5 016

- в экстернат 411 281 454 360 438 626 448

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Выпущено специалистов, всего 6 211 6 653 7 182 7 737 8 662 9 063 9 952

В том числе:

- очного обучения 3 736 4 180 4 514 4 585 4 982 5 117 5 559

- очно-заочного обучения 209 193 480 610 625 653 650

- заочного обучения 2 183 2 127 1 906 2 238 2 838 3 042 3 507

- экстернов 83 153 282 304 217 251 236

Выпущено специалистов на 10 тыс. населения 45,5 49 53,5 58,2 65,8 69,3 76,4

Таблица 2

Выпуск специалистов государственными высшими учебными заведениями Ульяновской области в 2003—2009 гг., чел. [5]

Таблица 3

Показатели деятельности государственных учреждений начального профессионального образования Ульяновской области за 2002—2009 гг. [5]

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Количество учреждений 35 35 36 32 29 29 26 26

(на конец года)

Численность обучающихся 11 951 11 982 11 883 10 437 12 226 10 859 9 109 8 473

на конец года, чел.

Принято обучающихся, чел. 6 164 6 135 5 930 5 222 5 500 5 860 5 074 5 214

Выпущено квалифицированных 5 655 5 346 5 369 5 597 6 197 6 447 6 153 5 476

рабочих, чел.

Таблица 4

Показатели деятельности государственных учреждений среднего специального образования* Ульяновской области за учебные 2003/04—2009/10 гг. [5]

Показатель 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10

Число самостоятельных учебных заведений 33 33 39* 39* 40* 44* 45*

Количество учащихся, всего 30 748 30 990 30 598 28 996 27 892 25 427 23 605

В том числе:

- очного обучения 23 401 24 175 24 257 23 086 22 054 19 948 18 053

- очно-заочного обучения 699 811 747 802 769 844 862

- заочного обучения 6 643 6 013 5 594 5 091 5 036 4 594 4 641

- экстернов 5 — — 17 33 41 49

Принято учащихся, тыс. чел. 10,5 11,5 10,7 9,9 10,1 8,8 8,6

Выпущено специалистов, тыс. чел. 8,6 9,2 9,1 9,7 9,4 9,1 9,6

Обучающихся на 10 тыс. населения 225,3 229,5 229 219,4 212,6 194,8 180,9

* Включая филиалы и структурные подразделения при высших учебных заведениях.

очная форма обучения. На 10 000 чел. населения в 2003 и 2009 гг., соответственно, приходилось 225,3 и 180,9 обучаемых.

В настоящее время сложно сказать, поможет ли разрешить или, наоборот, усугубит сложившуюся ситуацию переход на двухуровневую систему обучения.

Большинство исследователей в области образования считают, чтобы вуз мог решить задачу подготовки специалистов, нацеленных на инновационную деятельность, он должен обладать в первую очередь квалифицированным профессорско-преподавательским составом, активно занимающимся научной деятельностью. Но, по прогнозам Министерства образования и науки Российской Федерации, в масштабах страны с 2011 по 2015 г. уволенными из высших учебных заведений могут оказаться около 100 тыс. преподавателей. В Ульяновской области проблема безработицы может коснуться примерно 750 чел. Основные причины увольнения — ежегодное уменьшение числа абитуриентов, связанное с демографической ямой 1990-х гг., и переход университетов на новую систему обучения. Для сравнения: в 2009 г. в регионе одиннадцатый класс закончили 11 тыс. школьников, в 2010 г. — 8 600, в 2011 г. — всего 6 600. «Начиная с этого года вы-

пускники школ будут поступать на бакалавриат с обучением по четырехлетней программе. Только по этой причине каждый пятый преподаватель может лишиться своей работы», — отмечает ректор УлГТУ А. Д. Горбоконенко [2, с. 5].

Стоит отметить, что не все отечественные и зарубежные специалисты считают, что система бакалавриата и магистратуры будет эффективной. Безусловно, в эпоху глобальной конкуренции, технологических инноваций, ускорения ритмов всех процессов изменения неизбежны и даже необходимы. В настоящее время во всех сферах общественной жизни происходят глубокие перемены, создающие потребность в специалистах, которые были бы способны на основе предвидения будущего изменить динамику развития организации, а не ориентировать на экстраполяцию тенденций ее прошлой деятельности. Но по факту получается, что такими специалистами будут являться магистры, но не бакалавры. Так как условно бакалавра определяют как специалиста, направленного на решение исполнительских задач, а магистра — стратегических. Остается открытым вопрос, какой процент учащихся будет получать эту степень магистра при условии, что окончание бакалавриата уже позволяет получить престижную

работу на рынке труда. Возникают также проблемы стоимости обучения и количества бюджетных мест, которое ежегодно сокращается.

Основные показатели уровня образования в Ульяновской области отражены в табл. 5, 6.

Число дошкольных учреждений за 2003— 2009 гг. уменьшилось на 47 заведений. Рыночная экономика, пришедшая в вузы пятнадцать лет назад, открыла доступ к высшему образованию через платность обучения. Но его стоимость уве-

личивается с каждым годом. Оплата услуг высшего образования весьма приемлема для среднедоход-ных и состоятельных групп населения. Но если в регионе численность этих групп незначительна, то экономическая доступность высшего образования падает. Например, в Ульяновской области экономическая доступность платного образования для каждой второй семьи остается низкой. Безоговорочно высшее образование детей может оплатить только пятая часть семей области.

Таблица 5

Показатели состояния дошкольного и школьного образования в Ульяновской области в 2003—2009 гг. 5]

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Число дошкольных учреждений 436 427 407 384 387 391 389

Количество детей, посещающих дошкольные 33,8 34,2 35,1 36,2 37,9 39 39,7

учреждения, тыс. чел.

Охвата дошкольными учреждениями детей 53,9 53,6 54 55,3 57,2 57,5 56,9

возраста 1—6 лет, %

Обеспеченность местами детей, находящихся 81 87 90 91 101 — —

в дошкольных учреждениях (детей на 100 мест)

Число государственных дневных образовательных 693 682 648 611 596 566 527

школ

Количество учащихся государственных 169,45 153,96 140,96 130,9 122,7 116,7 113,1

дневных образовательных школ, тыс. чел.

Число вечерних (сменных) общеобразовательных 10 10 10 9 8 8 8

школ

Количество учащихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ, тыс. чел. 2,4 2,3 2,4 1,9 2,4 2,8 2,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Включая детей, посещающих дошкольные группы при общеобразовательных школах.

Таблица 6

Уровень образования населения Ульяновской области, по данным переписи населения 2002 г. (на 1 000 чел. соответствующей возрастной группы) [5]

Возрастная группа Профессиональное образование Общее образование Без начального общего образования

Высшее (включая послевузовское) Неполное высшее Среднее Начальное Среднее (полное) Основное Начальное

Все население в возрасте 15 лет и старше 133 21 280 125 184 150 93 14

В том числе в возрасте, лет:

- 15—19 — 54 173 111 729 863 61 9

- 20—24 99 101 313 140 241 94 7 5

- 25—29 178 29 361 160 180 82 6 4

- 30—34 175 22 420 165 162 47 5 4

- 35—39 182 16 405 165 190 35 4 3

- 40—44 179 12 374 165 219 43 5 3

- 45—49 174 10 347 171 213 74 8 3

- 50—54 169 10 323 151 198 127 19 3

- 55—59 186 12 274 129 166 169 60 4

- 60—64 126 6 203 99 122 248 189 7

- 65—69 106 6 171 76 75 214 331 21

- 70 и старше 62 8 108 44 47 162 479 90

Самая низкая экономическая доступность образования наблюдается у жителей сел и деревень региона. Их материальные возможности недостаточны уже на этапе подготовки к поступлению в вуз. В итоге 67 % сельских семей совсем не располагают возможностью оплатить обучение ребенка [3, с. 8].

Еще одним негативным фактором для высшей школы области является высокий уровень оттока молодежи в другие регионы. С 2008 г. в этом им дополнительно содействует единый государственный экзамен. Результаты ЕГЭ ульяновские абитуриенты активно отправляют в вузы других регионов.

Таким образом, в нынешних условиях сложно говорить о том, насколько успешно и быстро будут

Список литературы

происходить разработка и развитие инновационных проектов в регионе. Переход на двухуровневую систему обучения, с одной стороны, должен способствовать появлению в регионе исследователей с неординарным мышлением, которые будут способны обеспечить устойчивое развитие Ульяновской области. С другой стороны, сокращение числа абитуриентов и, как следствие, числа преподавателей, резкое увеличение оплаты за обучение, отток потенциальных студентов в другие регионы могут привести к еще большей нехватке молодых перспективных специалистов, что в будущем негативно отразится на эффективности и качестве производственных процессов.

1. Нувитов Е. Город инновационных возможностей // Ульяновск сегодня. 2010. № 4.

2. Пилюков В. Аудитории пустеют // Симбирский курьер. 2011. № 6.

3. Плохова И. А. Доступность высшего образования в регионах России: социально-экономический аспект // Вестник УлГТУ. 2009. № 3.

4. Серегин А. Инновации для городского хозяйства // Молодежная газета. 2010. № 42.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области. URL: http://uln. gks. ru/default. aspx.

6. Филиппова И. А. Активизация инновационной и инвестиционной деятельности Ульяновской области на основе формирования кластеров // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 14.

7. Юрьев С. Шаг к инновациям // Аргументы и факты. 2011. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.