Научная статья на тему 'Оценка формирования и развития человеческого капитала: статистика образования и науки Брянской области'

Оценка формирования и развития человеческого капитала: статистика образования и науки Брянской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУКА / АСПИРАНТУРА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED TRAINING / БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ / BRIANSK REGION / SCHOLARSHIP / PHD SCHOOL / PREPARATION OF CADRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиленкова Е.П.

В статье проведена оценка процессов формирования человеческого капитала региона в сфере образования, а также его развитие и использование в научно-технической деятельности. Определены сложившиеся тенденции в сфере подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также кадров высшей квалификации. Проведен анализ уровня инновационной активности предприятий региона и их включенность в сферу научных исследований и разработок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Appraisal of formation and development of human capital: statistics of education and scholarship in the Briansk region (Russia, Briansk)

The article presents an appraisal of formation of the human capital in the sphere of education, its development and application in the scholarly and technological activities of the Briansk region. The author defines the existing tendencies with regards to preparation of specialists with higher and specialized secondary education, as well as top qualification cadres. The article analyzes the level of innovation activities of the region’s enterprises and their participation in scholarly research and development

Текст научной работы на тему «Оценка формирования и развития человеческого капитала: статистика образования и науки Брянской области»

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ*

Е.П. Жиленкова,

доцент кафедры экономики, оценки бизнеса и бухгалтерского учета Брянского государственного инженерно-технологического университета

ЛНе1еп21 @уапс1ех.ги

В статье проведена оценка процессов формирования человеческого капитала региона в сфере образования, а также его развитие и использование в научно-технической деятельности. Определены сложившиеся тенденции в сфере подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также кадров высшей квалификации. Проведен анализ уровня инновационной активности предприятий региона и их включенность в сферу научных исследований и разработок.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, наука, аспирантура, подготовка кадров, повышение квалификации, Брянская область

УДК 332+378+37.03 ББК 65.9

Для обеспечения экономического и социального прогресса, в обществе в настоящее время стремительно возрастает роль человеческого капитала. Причем речь идет, прежде всего, о знаниях, то есть информации, воплощенной в фактах, сведениях о законах природы и общества и принципах их практического применения, навыках и способностях людей работать в инновационной экономике, воспринимать, производить, изучать, осваивать и эффективно продвигать инновации на рынок [3]. Современное развитие общества определяется не вековым саморазвитием природы, а вставшим на научный фундамент — «разумным» человечеством (В.И. Вернадский), его наукой и трудом на основе ее фундаментального развития [4]. На данном этапе можно говорить об интеллектуализации экономики, базирующейся на знаниях, на инновационно-цифровой экономике.

Качественные изменения в экономике непосредственно связаны с человеческим фактором. Научные работники являются важнейшим элементом научно-технического потенциала страны и региона. Их численность, структура, качество подготовки существенно влияют на возможности дальнейшего общественного развития. Вклад человеческого капитала как фактора, от которого во многом зависит динамика развития экономики, увеличивается с каждым годом. Значимость работника как носителя человеческого капитала и уровень его оплаты находятся в прямой зависимости от качества полученного образования и даже от того, какое учебное заведение он закончил.

Осуществление научных исследований и разработок и практическая реализация их результатов подразумевает реализацию ряда других видов деятельности, обладающих научной основой и выполняющих функции по обслуживанию процесса создания и использования научных знаний. Аналогичные виды деятельности объединяются категорией научно-технической деятельности, под которой подразумевается систематическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, формированием, распространением и применением научно-технических знаний абсолютно во всех сферах науки и техники.

Научно-техническая деятельность, как объект статистики, охватывает следующие ее виды (рис.1).

Говоря о формировании и развитии человеческого капитала, прежде всего, необходимо вычленить тот сектор, который является источником этих знаний. В первую очередь имеется в виду выполнение научных исследований и разработок, а также сфера формирования интеллектуального капитала — образование.

Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны.

Научные исследования и разработки

Творческая деятельность, исполняемая на регулярной основе с целью увеличения объема знаний, в т.ч. знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей использования этих знаний

Научно-техническая деятельность

^ IIHII.II.IIUI II. .

-1 I-и^

Научно-технические услуги

Деятельность, связанная с научными исследованиями и разработками и способствующая формированию, распространению и использованию научно-технических знаний

Научно-техническое

образование и подготовка кадров

Определяется как деятельность, содержащая специализированное высшее образование и подготовку, аспирантское и последующее непрерывное обучение, организационную подготовку исследователей и инженеров

Рис. 1. Элементы научно-технической деятельности как объект статистики

Статистика образования изучает количественные и качественные стороны образовательной деятельности, как в рамках организаций, реализующих конкретные образовательные программы, так и за их пределами в течение всей жизни человека, в том числе обучение в организациях без отрыва от производства на различных курсах повышения квалификации или посредством самообразования.

Система образования выступает основой для научно-технического и социально-экономического развития страны. Конкурентоспособность выпускников образовательных организаций является результатом деятельности системы образования, что дает возможность оценить её состояние.

Важными статистическими характеристиками состояния и развития системы образования являются число образовательных организаций, а также контингент учащихся и студентов. В таблице 1 [2] представлена статистика образовательных учреждений региона, а также численности студентов и учащихся.

Таблица 1

Государственные высшие и средние специальные учебные заведения

Высшие учебные заведения Средние специальные учебные заведения

Число заведений Число филиалов Общая численность студентов, чел. Число заведений в них учащихся, чел.

2010/2011 4 13 46562 23 18872

2011/2012 4 12 42382 22 17724

2012/2013 4 12 39516 27 17265

2013/2014 4 10 35151 30 16396

2014/2015 4 10 32150 29 17085

2015/2016 4 9 27917 33 18646

2016/2017 4 8 26295 34 23276

* Статья подготовлена в рамках выполнения гранта Федерального государственного бюджетного учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований» № 17-12-32002 «Повышение конкурентоспособности предприятий лесопромышленного комплекса региона (на примере Брянской области)».

В период с 2011 по настоящее время заметна тенденция к снижению количества филиалов вузов на территории Брянской области, что обусловлено ростом требований к эффективности образовательных организаций. При этом, в данный период времени наблюдается увеличение числа средних специальных учебных заведений и, как следствие, числа учащихся в них.

Численность студентов за 2010/11-2016/17 уч. гг. имела тенденцию к снижению. В целом за период произошло уменьшение численности студентов на 43,5%, (20,3 тыс. чел.). Такое изменение обусловлено влиянием различных факторов, таких как: демографический фактор; ценовой фактор; отток потенциальных абитуриентов в столичные вузы.

Распределение студентов и учащихся, приходящихся на одно высшее или среднее учебное заведение, представлено на рис.2.

5 3000 ^

т

2500 2000 1500 1000 500

0

-2147-

- -к---

■■■806

'А.:

639

•к-,

547

589

-к-

565

■к

685

3 10000 90008000-.....

7000 6000500040003000 200010000

н

41

Рис. 2. Распределение студентов и учащихся, приходящихся на одно высшее или среднее учебное заведение

В высших учебных заведениях произошло заметное сокращение числа студентов. Если в 2010/11 учебном году на один вуз приходилось 2,74 тыс. студентов, то в 2016/17 учебном году произошло сокращение до 2,19 тыс. студентов, на 548 человек. Аналогичная тенденция (за исключением 2016/2017 уч. года) наблюдается и по средним специальным учебным заведениям, но там это может быть связана с расширением сети ССУЗов в регионе.

Динамика приема и выпуска в государственных высших и средних специальных учебных заведениях представлена на рис.3.

Количество принятых студентов в высшее учебные заведения на протяжении анализируемого периода уменьшается год от года, при этом положительный тренд данного показателя наблюдается при приеме в учреждения среднего профессионального образования. Данные тенденции отражаются и на количестве выпущенных специалистов со средним и высшим образованием. Так в расчете на 10000 чел. населения в 2017 году в Брянской области было выпущено 58 чел. с высшим образованием (в 2016 г. — 72 чел.) и 46 человек со средним профессиональным образованием (в 2016 г. — 31 чел.). Это является отражением политики продвижения среднего профессионального технического образования.

Уровень инновационной активности предприятий Брянской области характеризуется как крайне низкий. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций в регионе в 2015 году составил 7,7%. Это свидетельствует о том, что более низкую активность в ЦФО по сравнению с Брянской областью имеют лишь Курская (7,3%), Смоленская (7,3%) и Ивановская (4,4%) области.

Научные исследования и разработки выступают как основной вид научно-технической деятельности и главный объект наблюдения в статистике науки. Отличительным критерием, позволяющим отделить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов научно-технической и производственной деятельности, является присутствие в них значительного элемента новизны.

В 2015 году 19 организаций и предприятий выполняли научные исследования и разработки, что на 13,6% меньше, чем в предшествующем году (в 2014 г. — 22%).

В 2015 году по сравнению с 2014 годом на 13,5% или на 126 человек уменьшилась численность работников основной деятельности, выполнявших научные исследования и разработки (рис.4).

2005/2006 2012/2013 2014/2015 2016/2017

□ Выпуск ВУЗ ■ Выпуск ССУЗ

I 10000 900080007000 6000500040003000 200010000

2005/2006 2012/2013 2014/2015 2016/2017

□ Прием ВУЗ ■ Прием ССУЗ

Рис. 3. Динамика приема и выпуска в государственных высших и средних специальных учебных заведениях Брянской области

2500 2000 1500 1000 500

0

1927

^ 1172 .^58 931

▼790 ■+805

665

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Рис. 4. Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в Брянской области

Под влиянием многих экономических факторов в настоящее время, как в сфере науки, так и в реальном секторе экономики возникают вопросы, связанные с воспроизводством научных кадров.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилась доля численности исследователей в общей численности работников, выполнявших научные исследования и разработки на 19,5 п.п. При этом в 2015 году увеличилась доля численности работников, имеющих ученую степень доктора, либо кандидата наук в общей численности исследователей на 29,3 п.п.

В настоящее время, как в сфере науки, так и в реальном секторе экономики, возникают вопросы, связанные с воспроизводством научных кадров. Основным видом послевузовской подготовки научных и научно-педагогических кадров является обучение в аспирантуре и докторантуре. Согласно ст. 33 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] аспирантом является лицо, обучающееся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.

На конец 2016 года в аспирантуре при высших учебных заведениях в Брянской области обучалось 313 человек, в том

2191

821

1 98

числе 156 (49,8%) — с отрывом от производства (очная форма обучения).

За прошедшие семь лет (2010-2016) снижается престиж послевузовского образования, о чем свидетельствует устойчивая динамика уменьшения числа аспирантов, а также количества успешно защищенных диссертаций (рис.5). Численность аспирантов уменьшилась за период с 2012 по 2016 гг. более чем в 1,8 раза, а число защищенных диссертаций снизилось на 44% (27 — в 2012 г., 14 — в 2016 г.).

.j 800 -[ 700 600 500 400 300

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рис. 5. Численность аспирантов в Брянской области

В последние годы интенсивность снижения численности заметно увеличилась. Если в 2011 по сравнению с предшествующим, снижение численности аспирантов составило 6,6%, то в 2016 в сравнении с 2015 аналогичное снижение составило уже 14,9%.

В большей степени изменение численности аспирантов обусловлено снижением числа обучающихся по очной форме обучения. Так, в 2016 году этот показатель был равен 156 человек, что более, чем в 2,8 раза меньше, чем в 2010 году (рис.6).

Структура аспирантского состава изменилась в сторону выбора заочной формы обучения, что может быть связано, с одной стороны, с тем, что интерес к обучению в аспирантуре проявляют люди уже имеющие опыт трудовой профессиональной деятельности и осознанно делают свой выбор в пользу дальнейшего обучения, а с другой стороны, это может быть связано с сокращением числа бюджетных мест.

$ 430

330 -

230

130

241 -

-

197 """192"'

nirti

156 157

I-1—I

16,3% от общего выпуска или была защищена каждая шестая диссертация, а в 2016 году — 14 аспирантов и 12,7% от выпуска (каждая восьмая диссертация) соответственно.

В регионе также ведется подготовка кадров высшей квалификации в докторантуре. Но количественные и качественные показатели, характеризующие ее функционирование, имеют резкую тенденцию к снижению. Так, в 2016 году численность докторантов составляла только 2 человека (рис.7). Выпуск докторантов с защитой диссертации в регионе был отмечен в последний раз в 2012 году — 1 защита.

* 20 1

(V

15 10

5

2010

2012

2013

2014

2015

2016

2010 2012 2013 2014 2015 2016

■ Очная форма □ Заочная форма

Рис. 6. Численность аспирантов по формам обучения в Брянской области (на конец года)

Результативным завершением аспирантской подготовки является защита диссертации. В 2016 г. относительно 2012 г. выпуск с защитой диссертации уменьшился на 3,6 п.п., что является негативным моментом качественного результата деятельности аспирантуры. Из численности общего выпуска в 2012 г. диссертацию защитили 27 аспирантов, что составляет

Рис. 7. Численность докторантов в Брянской области (на конец года)

В настоящее время за счет накопленного научного потенциала поддерживаются существующие научные школы, созданные учеными с мировым именем. Однако, снижение престижа послевузовского образования, недофинансирование технической и технологической базы многих научных учреждений, отток молодых ученых в столичные регионы привели к уменьшению показателей функционирования аспирантуры и докторантуры в регионе.

Развитие человеческого капитала посредством непрерывного обучения, повышения квалификации, проведения научных исследований являются не только источником новых идей, но и могут решать проблемы на различных этапах инновационного процесса.

В 2016 году в регионе проводилось обследование по вопросам прохождения повышения квалификации специалистов и служащих предприятий различных форм собственности. По результатам обследования повышение квалификации в 2016 году прошли 19,1% от числа опрошенных, наибольшее число повысивших квалификацию находились в возрасте от 40-49 лет (27%). Обучение проходили как руководители (26,5% от их общего числа), так и специалисты (24,1%), служащие (6,5%) и рабочие различных квалификаций (15,9%).

Брянский регион обладает существенным инновационным потенциалом, требующим значительных изменений по целому ряду направлений, для того чтобы достигнуть поставленных целей инновационного развития. Однако, на пути инновационного развития региона и роста его инновационного потенциала стоит ряд проблем. Прежде всего, это проблема кадров, т.е. недостаточное количество работников, занятых научными исследованиями и разработками, а также неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, в связи с чем, имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности.

Литература

1. ФЗ № 27Э-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 29.07.2017 № 216-ФЗ // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/. Дата обращения 12.03.2019.

2. Брянская область в цифрах.2016: Стат.сб./ Брянскстат. — Брянск, 2016. — 426 с.

3. Жиленкова Е.П., Буданова М.В. Человеческий капитал как фактор повышения конкурентоспособности региона: эмпирический анализ // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 9-1 (86-1). — С.317-321.

4. Кулагина H.A. Исследование современной экономики и глобализации в условиях социально-техногенного развития мира в трудах E.A. Дергачевой // Научное обозрение. Экономические науки. https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1822246 — Саратов: ООО «Научно-издательский центр «Академия Естествознания». — 2017. — №2. — С. 58-70.

5

3

2

0

338

274

227

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.