Научная статья на тему 'Инновации и научно-техническое творчество молодёжи как приоритетное направление развития региона'

Инновации и научно-техническое творчество молодёжи как приоритетное направление развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сахар
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бельков А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации и научно-техническое творчество молодёжи как приоритетное направление развития региона»

Инновации и научно-техническое творчество молодёжи как приоритетное направление развития региона

А.П. БЕЛЬКОВ, преподаватель дисциплин профессионального цикла Жердевского колледжа сахарной промышленности

Актуальность научно-технического творчества

в учреждениях начального и среднего

профессионального образования

В учреждениях профессионального образования до сих пор не перестают быть актуальными вопросы включения учащейся молодёжи в рационализаторское и изобретательское творчество, которое является незаменимым фактором воспитания трудолюбия, творческого подхода к делу, гражданского, нравственного и интеллектуального становления специалиста. Молодой специалист должен обладать комплексом профессионально важных качеств, определяющих эффективность его деятельности в общественном производстве. Формирование таких качеств должно происходить с учётом прогнозов социально-экономического развития, состояния производственных структур и адекватных им производственных отношений. Он должен быть специалистом творческим, хорошо владеть современными методами научно-технического творчества, рационализаторской работы. Этим объясняется тот факт, что научно-техническое творчество на современном этапе стало неотъемлемой частью деятельности учреждений профессионального образования.

Техническое творчество, конструкторская и исследовательская работа благотворно влияют не только на сознательное усвоение теоретических знаний и практическую подготовку, но и способствуют развитию у обучающихся качеств, присущих только высококвалифицированным специалистам — это инициатива, стремление к поиску, рационализаторству, изобретательству. Органическое единство научно-технического и учебного начал в учреждениях профессионального образования позволяет вести преподавание на высоком научном уровне и вовлекать обучающихся в творческую работу.

В настоящее время (2018—2019 учебный год) на базе Жердевского колледжа сахарной промышленности и промышленных предприятий работают 24 исследовательские группы, в которых занято около 90 студентов.

Индивидуализация в системе начального и среднего

профессионального образования

Индивидуальный подход в процессе обучения научно-техническому творчеству. Вопрос индивидуализации образования далеко не нов. Ещё в XVII в. о нём говорил Я. Коменский, который выделял принципы индивидуального и личностно-ориентированного подхода. Индивидуальный подход предполагает передачу одного и того же содержания каждому обучающемуся адекватным ему способом, однако этот принцип является очень затратным, именно поэтому на его место пришёл принцип авторитарного давления. Индивидуальный подход означает не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельным индивидам, а поиск и использование форм и методов работы с учётом индивидуальных особенностей для достижения целей обучения. В процессе обучения необходимо учитывать специфику нервной системы, способности и задатки, физиологические особенности организма учащегося.

Принципы индивидуализации обучения техническому творчеству. Основное положение принципа индивидуализации образования состоит в том, чтобы наблюдаемые у обучающихся различия в знаниях, структуре мышления и свойствах личности использовать для более глубокого понимания общих психических особенностей индивидов, входящих в данную группу. Исходя из этого можно глубже обосновать содержание, методы и организацию занятий в творческих объединениях технической направленности.

Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки специалистов, которая учитывает личностные особенности обучающихся, позволяет избежать уравниловки и предоставляет каждому возможность максимально раскрыть свои способности для получения соответствующего им образования. Индивидуализация обучения может осуществляться:

— по содержанию, когда слушатель имеет возможность корректировать направленность образования. Эту возможность он получает в случае применения

программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также с развитием деятельности научных обществ слушателей;

— по объёму учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы занятий, договоры о целевой подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе. В этих целях целесообразно сокращать долю обязательных занятий и увеличивать долю самостоятельных, предоставляя возможность способным слушателям более глубоко изучить предмет, пока менее способные или более медлительные изучают обязательный материал;

— по времени усвоения, допуская в некоторых пределах изменение регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями обучающегося. Индивидуализация обучения по времени используется при некоторых формах заочного и очного обучения.

Рассмотрим подходы, с помощью которых осуществляется индивидуальное обучение.

Гибкость — сочетание вариативности подготовки, предусматривающей деление на специальности и специализации и ещё более конкретное в соответствии с запросами заказчиков и с учётом пожеланий обучающихся. По возможности оперативного, в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и корректироваться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы образования, а обучающимся предоставляет возможность выбора профессии в широком спектре вариантов её направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов.

Элективность — предоставление обучающимся максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов (например, творческих объединений), получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил своё воплощение в современных Государственных образовательных стандартах Российской Федерации.

Контекстный подход — подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь специальных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности,

в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению интереса и познавательной активности.

Развитие сотрудничества — осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов в деле подготовки специалиста. Подразумевает в том числе реализацию на практике принципов педагогики сотрудничества наряду с проявлением уважения, доверия к обучающемуся, а также предоставление ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Для успешного решения проблем индивидуализации процесса обучения большое значение имеет учёт особенностей мотивации учащихся как основы формирования активного отношения к действительности. Глубокое понимание их общих психических, биологических, физических, возрастных особенностей позволяет отчётливее рассмотреть индивидуальные особенности в обучении. Процесс, построенный с учётом общих и индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивает успешность усвоения материала.

Развитие Тамбовской области в сфере инновационной

и научно-технической деятельности

На основании анализа законодательной базы Тамбовской области можно сформировать следующий перечень приоритетных инновационных направлений развития региона на период до 2021 г.

1. Создание производства полифункциональных углеродных наноматериалов и суперконцентратов на их основе для использования в перспективных конструкционных полимерах и композитах нового поколения.

2. Диверсификация экономики Тамбовской области и реализация мероприятий по энергосбережению за счёт внедрения инновационных технологий в систему производства и передачи электроэнергии.

3. Развитие химической и нефтехимической промышленности Тамбовской области в части производства поливинилхлоридных смол, полимерных материалов и минеральных удобрений.

4. Развитие инновационных технологий в производстве строительных материалов нового поколения (керамическая плитка для внутренних стен и пола, керамогранит, материалы и изделия на основе гипса, сухие строительные смеси, напольные покрытия и др.) и строительстве малоэтажных зданий и сооружений.

5. Решение экологических проблем Тамбовской области за счёт внедрения прогрессивных технологий переработки бытовых и производственных отходов,

разработки научно обоснованных методик очистки сточных вод, снижения уровня парниковых и технологических выбросов в атмосферу.

6. Разработка и внедрение инновационных подходов в сельскохозяйственную и продуктовую отрасли Тамбовской области путём создания условий для наращивания производства и переработки зерна и корнеплодов.

7. Разработка инновационных технологий скорой медицинской помощи населению Тамбовской области в части создания реанимационного оборудования нового поколения, а также внедрения прогрессивных технологий экстренного информационного оповещения (связи).

Участие Жердевского колледжа в подготовке

специалистов для инновационного развития региона

Техническое творчество на всех этапах образования и профессионального становления личности способствует её саморазвитию. Поэтому так важно в условиях формирования новых социально-экономических отношений в обществе развивать у молодёжи творческое отношение к труду. Ориентация на личность обучающихся, развитие их индивидуальных особенностей усиливает социальную защищённость выпускников профессиональных учебных заведений на рынке труда.

Учитывая то, что учебное заведение решает важные вопросы, связанные с профессиональным образованием, техническое творчество остаётся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. При этом задачи гармоничного развития личности студентов реализуются в основном (профессиональном) образовании при изучении общеобразовательных и специальных предметов, а в дополнительном образовании — во время занятий в творческих объединениях.

По своему содержанию, формам и средствам основное (профессиональное) и дополнительное образование взаимно дополняют друг друга, но существуют как относительно независимые системы в едином образовательном пространстве. Так, если в основном и профессиональном образовании главным ориентиром являются государственные стандарты и, следовательно, важнейшей задачей выступает успешное овладение основами изучаемых наук, то в дополнительном образовании, где нет жёстких заданий, стандартов, акцент смещается в направлении развития творческой активности обучающихся, их интересов и склонностей.

Побуждение к творческой активности студентов осуществляется в нескольких направлениях: вовлечение в техническую творческую деятельность на занятиях в учебных кабинетах и мастерских, а также путём

создания творческих объединений, которые являются лучшей формой превращения технической самодеятельности обучающихся в педагогически управляемый процесс; курсовое и дипломное проектирование; исследовательская деятельность.

В нашем колледже развитию творчества молодёжи традиционно уделяется большое внимание. Созданы научно-производственные лаборатории и площадки на промышленных предприятиях. Эффективность работы исследовательских групп значительно повышается, если педагоги умело используют на занятиях различные формы и методы обучения, стараются заинтересовать обучающихся, активизируют их деятельность, приучают самостоятельно выполнять творческие задания. Научно-техническое творчество в учреждении профессионального образования подразделяется на формы, включённые в учебный процесс, и формы, реализуемые во внеучебное время.

Формы, включённые в учебный процесс:

— экспериментально-конструкторские, проектные, научно-исследовательские, изыскательные и другие творческие работы в период производственной практики;

— курсовое и дипломное проектирование на реальной основе;

— лабораторно-практические работы с элементами исследовательской деятельности;

— творческий поиск при подготовке рефератов и докладов по предметам;

— целевые бригады творческого характера;

— рационализация и изобретательство по производственной тематике в период прохождения практики;

— факультативный курс по основам научно-технического творчества, изобретательской и рационализаторской работы.

Конкретные виды творческой деятельности в образовательном процессе определяются спецификой учебного заведения. Например, в нашем учебном заведении технического профиля ведущее место в научно-техническом творчестве учащихся принадлежит выполнению работ в период курсового и дипломного проектирования с практической реализацией результатов рационализаторской и изобретательской деятельности, моделированию, разработке новых и совершенствованию действующих технологий.

В соответствии с основными принципами НТТУ в нашем колледже распространены следующие формы его организации, реализуемые во внеучебное время:

— предметные и специальные кружки по общеобразовательным, общетехническим и специальным дисциплинам (в том числе кружки технического творчества);

— общественные творческие объединения (конструкторские, проектные, экономические, патентные

МАКРОМЕР

им. B.C. Лебедева

На сахарные заводы России организованы выезды мобильной микробиологической лаборатории с целью раннего обнаружения бактериологического инфицирования предприятий для оперативного устранения микробиологических проблем и их профилактики

ДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ

• Пеногасители ЛАПРОЛ • Антинакипины

• Антисептики: «Бетасепт», «Декстрасепт» • Кристаллообразователи •ПАВ: ЭСТЕР С, ЭСТЕРИН А

• Дозирующие устройства

Тел./факс: (4922) 32-31-06 E-mail: commers@macromer.ru www.macromer.ru

и другие бюро; научно-технические общества; клубы по интересам);

— экспериментально-конструкторская работа учащихся (выполнение заказов по хозрасчётным договорам).

Результаты этой работы видны в участии Жердев-ского колледжа в различных региональных и всероссийских конкурсах, на которых студенты постоянно занимают призовые места. Итоги их выступлений на областных технических чтениях подтверждают эффективность работы кружков технического творчества. В 2015 г. на выставке технического творчества студенты колледжа заняли третье место, в 2017 и 2018 гг. — второе. В 2018 г. они стали лауреатами Всероссийского заочного конкурса технического творчества и научно-исследовательских работ.

Список литературы

1. Научные исследования в образовании. — При-лож. к журн. «Профессиональное образование». — 2015. - № 12.

2. Соколова, A.A. Научно-техническое творчество молодёжи — начало профессиональной деятельности / А.А. Соколова // Сб. по итогам проведения конкурса детских научно-исследовательских проектов. — КЦДЮТТ, 2016.

3. Альтшуллер, Т.С. Алгоритм изобретения / Г.С. Альтшуллер. - М., 2009.

4. Тершунский, Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах / Б.С. Гершунский. — М., 2010.

5. Капица, П.Д. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи / П.Д. Капица. — М., 2001.

6. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. — М., 2015.

7. Методические рекомендации по организации научно-технического творчества учащихся средних специальных учебных заведений. — М., 2015.

6. Ерицян, Р.А. Методы обучения учащихся в творческих объединениях (методические рекомендации) / Р.А. Ерицян. — КЦДЮТТ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.