Научная статья на тему 'Инновации и качество услуг в здравоохранении'

Инновации и качество услуг в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Аканов, У. И. Ахметов, Е. А. Биртанов

Основой конкурентноспособности отечественного здравоохранения должны стать модернизация, ди-версификация и инновационное развитие. Это позволит вывести казахстанское здравоохранение на междуна-родный уровень, повысит качество и доступность медицинских услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. Аканов, У. И. Ахметов, Е. А. Биртанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Денсаулық сақтаудың сапалы қызметі және инновациясы

Денсаулық сақтаудың жауапты бәсекелестіктері – жаңарту, диверсификация және инновациялық дамулар болу қажет. Бұл Қазақстандағы Денсаулық сақтаудың халықаралық деңгейге жетуіне үлкен үлес қосады, халыққа медициналық кӛмекті жетімді әрі сапалы етеді.

Текст научной работы на тему «Инновации и качество услуг в здравоохранении»

ИННОВАЦИИ И КАЧЕСТВО УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ А. Аканов, У. И. Ахметов, Е. А. Биртанов

Казахский национальный университет им. С. Д. Асфендиярова

Основой конкурентноспособности отечественного здравоохранения должны стать модернизация, диверсификация и инновационное развитие. Это позволит вывести казахстанское здравоохранение на международный уровень, повысит качество и доступность медицинских услуг населению.

В современных условиях рыночных отношений в Казахстане здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет успех социально-экономического, культурного и индустриального развития страны.

Система здравоохранения, призвана обеспечить доступность, своевременность, качество медицинских услуг и является одной из основных и приоритетных в Республике с точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения.

Глава государства Н. А. Назарбаев отметил: «По мере того, как мы строим свое общество, необходимо применять нарастающие усилия в том, чтобы наши граждане были здоровыми на протяжении всей своей жизни, и их окружала здоровая природная среда».

Политика в области здравоохранения, проводимая в Казахстане, в течение последних десяти лет была следствием экономических и политических трансформаций, причем подходы к реформам в здравоохранении несколько раз кардинально менялись. На сегодняшний день, здравоохранение Казахстана нуждается в дальнейшем совершенствовании институциональной структуры на основе новых стратегий с четким видением перспективных целей, интеграции со всеми секторами экономики, применения современных научных и инновационных составляющих развития.

Анализируя содержание многих стратегических документов мы неизменно видим - одним из направлений государственной политики является развитие высокотехнологичной системы здравоохранения и улучшение качества медицинских услуг. Качество медицинских услуг является комплексным понятием и зависит от множества емких причин, среди которых следует выделить материально-техническую оснащенность медицинских организаций, уровень профессионализма и наличие мотивации клинических специалистов к его повышению, внедрение современных технологий управления процессами организации и оказания медицинской помощи.

Динамика основных показателей здравоохранения свидетельствует о ежегодном увеличении бюджетных средств, направляемых в сферу здравоохранения. Так, в период с 2004 по 2009 гг. объем финансирования на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП) увеличился с 90,5 до 273,1 млрд. тенге. Расходы на душу населения возросли с 8 740 тенге в 2004 году до 30 373 в 2009 году.

Вместе с тем подход, основанный лишь на увеличении бюджетных ассигнований, является экстенсивным, а ретроспективный анализ показывает, что экстенсивные модели не всегда оказываются результативными без институциональной реформы и значимым образом не способны повлиять на качество услуг и удовлетворенность потребителя.

Одним из основополагающих принципов развития здравоохранения должна стать интеграция системы здравоохранения Республики с системной модернизацией многоотраслевой экономики страны, став частью национальной экономической доктрины государства. В развитом обществе здравоохранение и связанные с ним сферы, такие как фармацевтическая индустрия, биотехнологии, информационные технологии, медицинский сервис, медицинское страхование, являются органично взаимосвязанными элементами устойчивого экономического развития.

Для обеспечения эффективной реализации программы устойчивого развития здравоохранения необходимы такие компоненты, как стратегическое планирование и управление, эффективное и рациональное финансирование, качественная нормативная база, передовая научно-методологическая и современная институциональная базы развития.

Институциональная реформа подразумевает плановый аудит всех организаций и структуры здравоохранения, изменения в форме собственности, философии медицинской помощи, финансовых, правовых отношений и развитие конкурентной среды, что сопровождается симметричным ростом инвестиционной составляющей.

Инвестиционные возможности государства ограничены, значит необходимо думать и о стимулировании роста инвестиционной привлекательности отрасли для частного капитала. В свою очередь инвестиции должны иметь четкие приоритеты, исходя из эффективности в среднесрочной и стратегической перспективе.

Абсолютно ясно - нужны инновационные подходы, которые позволят интенсифицировать процессы, поднять результативность и эффективность финансовых затрат, повысят качество и безопасность медицинских услуг. Нам представляется, что именно инновационная составляющая в инвестиционной политике государства создаст необходимые точки роста для выведения сферы медицинских услуг на международный уровень.

Такими приоритетами мы предполагаем следующие:

•Развитие науки и трансферт инновационных медицинских технологий в систему здравоохранения. •Обучение и переобучение персонала инновационным технологиям управления, планирования, диагностики, лечения и т.д. •Модернизация материально-технической базы исходя из приоритетных задач.

•Развитие экономических отношений и стимулов, направленных на формирование конкурентного

рынка в здравоохранении и повышение инвестиционной привлекательности. •Политика ресурсосбережения, рациональное использование имеющихся кадровых и материальных ресурсов.

Отрасли также нужно преодолеть накопившиеся проблемы постсоциалистического здравоохранения (отсутствие четкой стратегии развития, основанной на базовых ценностях нового общества; неразвитость рыночных механизмов, неэффективный менеджмент, техническая и технологическая отсталость, трудности с мониторингом и оценкой деятельности системы, органов и организаций здравоохранения, слабая информатизация и неразвитые коммуникации, незаинтересованность работников и др.).

Инновационному процессу в системе здравоохранения могут способствовать или препятствовать различные факторы (технико-экономические, юридические, организационно-управленческие, социально-психологические и пр.). Инновациям присущи высокий риск и высокая степень неопределенности; гибкость форм; обострение противоречий и конфликтов; наличие побочного, неопределенного продукта (результата), удовлетворение новой потребности; переход на новый уровень развития системы. А значит персоналу (управленческому и клиническому) необходимы знания в области управления рисками как на уровне предприятия -рисками в процессах обеспечения безопасности, полноты и качества услуг, так и на страновом уровне - достижения результатов, социальной стабильности, национальной безопасности.

Инвестиционная политика в государственном секторе здравоохранения должна представлять собой эффективное в экономическом и социальном аспектах распределение средств и складываться, из обоснования целесообразности бюджетных инвестиций в различные сферы деятельности здравоохранения, адекватного планирования бюджетного инвестирования, анализа эффективности вложений на основе показателей здоровья и рентабельности. Литература

1. Приоритеты в области здравоохранения / Джеймисон Д.Т., Бримэн Д.Д., Мишэм Э.Р. и др. - Всемирный Банк, Вашингтон, 2006. - 213 с.

2. Нысанбаев А.Н. Казахстан: от выживания - к устойчивому развитию. Казахстан на пути к устойчивому развитию. - Алматы, 1996. - С. 17.

3. Preker S. A., Feachem R.G.A. Market Mechanisms and the health Sector in Central and Eastern Europe // World Bank. - 1995. - Technical Paper № 293. - Washington D.C.

4. Feachem R. G. A. Health Decline in Eastern Europe // Nature. - 1994. - 6461. - Р. 313-314.

5. Finlay J.F. The World Development Report 1993: Investing in Health. Is it Practical. Bridge, 1996. - № 15. - P. 6-9.

Денсаулык сактаудыц сапалы кызмет жэне инновациясы

А. Аканов, У. И. Ахметов, Е. А. Биртанов Денсаульщ сактаудыц жауапты бэсекелестiктерi - жацарту, диверсификация жэне инновацияльщ дамулар болу кажет. Б^л Кдзакстандагы Денсаулык сактаудыц халыкаралык децгейге жетуше Yлкен Yлес косады, халыкка медициналык кемекп жетiмдi эрi сапалы етедг

Innovations and quality of services in public health

A.Akanov, U.I.Ahmetov, E.A.Birtanov Competitiveness of domestic health care should be modernization, diversification and innovation development. This will bring the Kazakh health at the international level, improve the quality and accessibility of medical services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.