^Нали^, иЯНа&гциаЯНой деятельности
ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ и их СВЯЗЬ С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ УКЛАДАМИ
Л.И. МИТУС,
аспирант, кафедры «Менеджмент инвестиций и инноваций» Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
В настоящее время инновационный путь развития выбран в качестве приоритетного многими странами, в том числе и Россией. Внедрение и развитие инноваций и инвестиций в нашей стране представлено в официальном документе «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации». Представляется интересным выявить связь Концепции российскими технологическимиукладами, а также внести предложения по инновационному развитию.
Ключевые слова: инновации, развитие, инвестиции, технологический уклад, социально-экономическое развитие.
Перспективы экономики современной России, обладающей огромным интеллектуальным потенциалом, связаны с актуализацией этого потенциала, преодолением зависимости от экспорта сырьевых ресурсов, развитием отраслей высоких технологий и обеспечением высоких темпов экономического роста. В настоящее время инновационный путь развития выбран в качестве приоритетного многими индустриально развитыми странами. Инновационный путь развития — это широкое использование в промышленности, народном хозяйстве и других сферах и отраслях новейших достижений науки и техники. Каждая страна решает данную задачу по-своему, с учетом конкретных политических и социальных условий, сложившихся традиций, особенностей и потребностей национальной экономики, существующих производственных возможностей, имеющихся в распоряжении людских, материальных, финансовых и природных ресурсов, накопленного потенциала. Политика государства, направленная на развитие и поддержание инновационной деятельности в стране, имеет целью сделать экономику передовой страны.
Согласно ст. 2 Проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации», инновационная деятельность — процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности [3]. Инновация (нововведение) — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация— продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация— процесс) [13]. Инновационная деятельность тесно связана с инновационным процессом. Этот процесс объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в разработке и реализации инноваций и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления. Для того чтобы обеспечивать последовательную и систематическую инновационную деятельность, нужны немалые средства, т. е. инвестиции. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 02.01.2000), инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вклады-
ваемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [2]. В общем виде инвестиции подразделяются на:
— собственные средства;
— субсидии, гранты, дотации от государства, которыми обеспечиваются компании приоритетных направлений в экономике;
— средства с фиксированной суммой процента, состоящие из кредитов (банков, государства, других предприятий), облигаций (акционерных обществ и государства), привилегированных акций (акционерных обществ открытого типа).
В успешной реализации инновационно-инвестиционных проектов заинтересованы все участники, реализующие свои индивидуальные интересы:
— инвесторы возвращают вложенные капиталы и получают установленные дивиденды;
— заказчик (владелец, клиент) получает реализованный проект и доходы от его использования;
— руководитель проекта и его команда получают плату по контракту, дополнительное вознаграждение по результатам работы от прибыли, а также повышается профессиональный рейтинг;
— органы власти получают налоги со всех участников, удовлетворяются общественные, социальные и экологические нужды и требования на вверенной им территории;
— потребители получают необходимые им товары, продукты и услуги, плата за которые возмещает расходы на проект и образует прибыль, получаемую активными участниками проекта;
— другие заинтересованные стороны достигают своих целей.
Таким образом, инвестиции играют важную роль в реализации инновационной деятельности и инноваций.
Внедрение инноваций и инвестиций в социально-экономическое развитие нашей страны представлено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и в приложении к ней — Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020—2030 годов. Как связана концепция с технологическими укладами? Попытаемся в статье ответить на этот вопрос.
Исследование процессов экономической динамики представлено в трудах Н. Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, С. Кузнеца, Г. Менша, А. Клайн-кнехта, Дж. ван Дайна, С. Глазьева, Д. Львова, С. Меньшикова, Ю. Яковца и др.
Технологический уклад — понятие, введенное в науку отечественными экономистами Д. Львовым и С. Глазьевым. Это совокупность сопряженных производств (взаимосвязанных технологических цепей), имеющих единый технический уровень и рассматриваемых как некая структурная подсистема экономической системы — альтернативная по отношению к таким подсистемам, как отрасли. Производства, входящие в один технологический уклад, ввиду их сопряженности развиваются синхронно: изменения в одном из элементов технологического уклада вызывают изменения в остальных. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет, по мнению авторов, неравномерный ход научно-технического прогресса [4,5].
Технологический уклад — это также совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. В связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным [4].
В настоящее время в экономическом развитии страны выделяют пять технологических укладов.
Первый технологический уклад начинается после наполеоновских войн и длится до начала 60-хгг. ХГХв. В условиях крепостничества развитие сдерживалось недостатком свободной рабочей силы, капиталов, инженерно-технических кадров, отсутствием удовлетворительных транспортных коммуникаций. Происходит развитие текстильной промышленности, торговли, транспортной инфраструктуры — водных путей и сухопутных дорог. Начинается осуществление крестьянской реформы. Вместе с тем темпы технологических сдвигов остаются медленными.
Второй технологический уклад охватывает период с начала 60-хгг. ХГХв. до начала ХХв. С началом реформ Александра II в стране упраздняется ряд феодальных институтов, сдерживавших развитие рыночных отношений, появляются возможности для быстрого роста промышленного производства. Происходит рост продукции текстильной и бумагопрядильной промышленности. Однако царское правительство пока опирается на импорт технологий, включая привлечение в Россию иностранных специалистов. Высокими темпами растет производство и потребление угля. Происходит становление металлургии, увеличивается количество паровых двигателей, растет выплавка чугуна. Наблюдается быстрое развитие электротехнической промышленности, неоргани-
ческой химии, электроэнергетики. В российской промышленности быстро растут национальные инженерные кадры, что создает хорошие предпосылки для эффективной интеграции в международное разделение труда.
Третий технологический уклад — с начала XX в. до 60-хгг. ХХв. Перед первой мировой войной начинается строительство автомобильных заводов, высокими темпами развивается нефтепереработка, химическая промышленность. Имевшиеся в России предпосылки для быстрого экономического роста на основе опережающего расширения прогрессивных производств не были реализованы, первая мировая и гражданская войны выводят технико-экономическое развитие России из технологического подъема. Восстановление народного хозяйства после гражданской войны продолжает траекторию технико-экономического развития России, сложившуюся в начале ХХв. Однако с некоторыми отклонениями (к числу которых относится, например, крупномасштабное строительство водных каналов), связанными со стратегическими ошибками в распределении народнохозяйственных ресурсов. В 30-егг. ХХв. создаются первые технологические цепочки в автомобиле — и тракторостроении. Вновь начинаетрасти потребление нефти, развивается химическая промышленность. Их быстрое становление и развитие становятся возможными благодаря закупкам за рубежом химического сырья и продуктов, лицензий на их производство, а также технологического оборудования. После восстановления экономики в 30-егг. ХХв. вновь наблюдается рост доли угля в потреблении первичных энергоносителей. К концу Великой Отечественной войны в СССР сложились благоприятные условия для развития прогрессивных производств четвертого технологического уклада. За годы войны был создан основанный на передовых технологиях военно-промышленный комплекс. Расширилось производство нефти — базисного энергоносителя и сырья четвертого технологического уклада. Период доминирования третьего технологического уклада оказался растянутым относительно эталонной траектории.
Четвертый технологический уклад — 50-60-егг. ХХв. — начало XXI в. Изменения в институциональной структуре экономики во второй половине 50-х гг. открывают возможности для рационализации управления народным хозяйством и обеспечивают предпосылки для осуществления в 50-60-хгг. ХХв. прогрессивных технологических сдвигов, связанных со становлением четвертого технологи-
ческого уклада. Осуществляются крупные инвестиции в химическую промышленность. Происходят качественные изменения в структуре выпускаемой химической промышленностью продукции, начинает осваивать производство новых типов пластмасс, прежде всего полимеризационных; создается промышленность химических средств защиты растений; налаживается промышленное производство высококонцентрированных и комплексных удобрений, синтетических этилового, бутилового и метилового спиртов, синтетических моющих средств и т. д.
Пятый технологический уклад — начинается с 2005 г. Он продлится, предположительно, до 40— 50-хгг. XXIв. Этот уклад сопровождается переходом от механизации к автоматизации. Происходят открытия в области кибернетики, электроники, информатики, биотехнологии и генной инженерии. Пик технологического уклада будет достигнут, предположительно, в 2028 г. В дальнейшем ожидается использование новых видов энергии, материалов, связи, освоение космических технологий, развитие фотоники, экологии, формирование единого информационного пространства.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее — Концепция), Россия планирует развивать экономику страны по инновационному пути. В Концепции рассматривается модель инновационного социально ориентированного развития. Наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагается создание и активизация новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это — прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, атакже ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов должно суммарно обеспечивать выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4—6,5 % в год [15].
Согласно Концепции, инновационное развитие российской экономики в период 2008—2020 гг. будет проходить в два этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития, атакже приоритетам экономической политики государства.
Первый этап (2008—2012 гг.) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в «традиционных» сферах — энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационногоразвития (табл. 1) [15].
Первый этап характеризуется следующими условиями социально-экономического развития:
• сужением возможностей форсированного наращивания энергетического и сырьевого экспорта, адаптацией экономики к вероятному ухудшению внешнеэкономической конъюнктуры и снижению мировых цен на нефть и сырье;
• сокращением предложения трудовых ресурсов в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте, обострением дефицита профессиональных кадров;
• усилением негативного влияния на экономику ограничений со стороны энергетической и транспортной инфраструктуры;
• усилением конкуренции на внутренних рынках, связанной, с одной стороны, с возрастанием требований потребителей к качеству товаров, с другой — с исчерпанием ценовых конкурентных преимуществ обрабатывающих производств;
• изменением макроэкономической ситуации, прекращением укрепления рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо. Основные приоритеты социальной и экономической политики на первом этапе включают:
в области развития человеческого потенциала:
• принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;
• выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение отраслевых систем оплаты труда;
• решение социальных проблем военнослужащих;
• преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с конца 2009 г. на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до
2—2,5 прожиточных минимумов пенсионера к 2014—2017гг.);
• структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;
• создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;
в области создания высококонкурентной институциональной среды:
• развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы, создание инфраструктуры международного финансового центра в Москве;
• создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;
• поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5—6,5 % в год к концу периода и др.
в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:
• завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования;
• содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;
• содействие развитию малого и среднего бизнеса и др.
в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:
• преодоление, в основном, дефицита энергетических мощностей (в генерации и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли и др.
в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
• формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая, в том числе, гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;
• расширение взаимных инвестиций, в том числе со странами евразийского экономического пространства, для обеспечения устойчивости
торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;
• завершение процесса присоединения к ВТО и создание инфраструктуры полноценного участия России в этой организации, вступление в ОЭСРидр.;
в области сбалансированного пространственного развития:
• создание новых центров развития на Юге России, в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья, развитием рекреационной инфраструктуры и ДР. [15].
Второй этап (2013—2020 гг.) — рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшении качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики (табл. 2) [15].
Второй этап характеризуется следующими условиями социально-экономического развития:
• ожидаемой новой технологической инновационной волной в ведущих странах мира, связанной с распространением новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления;
• повышением демографической нагрузки на трудоспособное население, способным усилить напряженность в пенсионной системе;
Таблица 1
Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа (2012 г. к 2007 г.) [15]
Показатель Значение
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, лет 2,5
Рост валового внутреннего продукта (ВВП),% 137-138
Рост производительности труда, % 140-141
Снижение энергоемкости ВВП, % 81-83
Рост реальных располагаемых доходов населения, % 153-154
Рост инвестиций в основной капитал, % 180-185
Расходы на НИОКР* на конец периода, % к ВВП 1,4-1,6
Расходы на образование* на конец периода, % к ВВП 5,5-5,7
Расходы на здравоохранение* на конец периода, % к ВВП 4,8-5
* Здесь и далее, если это специально не оговорено, — частные и государственные расходы в соответствующих сферах.
• наличием созданных в предшествующий период экономических институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность, и национальной инновационной системы;
• интенсивным расширением среднего класса, формирующим спрос на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения;
• преодолением, в основном, ограничений в экономике со стороны энергетической и транспортной сетей.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:
в области развития человеческого потенциала:
• распространение стандартов здорового образа жизни;
• улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;
• создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления и
др.;
в области создания высококонкурентной институциональной среды:
• адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации;
• обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора, финансовых рынков;
• снижение инфляции до уровня 3-3,5 % в год и
др.;
в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:
• интеграция национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;
• расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей «экономики знаний» в значимый фактор экономического роста;
• внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике, расширение производства электроэнергии на основе АЭС и альтернативных возобновляемых источников;
• расширение ресурсной базы экономики, активное освоение месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири;
• транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых и др.;
в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
• обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;
• формирование зон свободной торговли с заинтересованными странами-соседями на евразийском пространстве;
• расширение гибких разносторонних отношений с мировыми экономическими центрами, расширение участия в региональных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона;
• превращение России в один из мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства;
• превращение российского рубля в ведущую региональную валюту и создание на евразийском пространстве рублевой зоны;
в области сбалансированного пространственного развития:
• комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны;
• снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов;
• обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов [15]. Развитие после 2020 г. — закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества [15].
Этап после 2020 г. характеризуется следующими условиями социально-экономического развития:
• переходом России в группу стран с высоким уровнем дохода на душу населения, доминированием массового среднего класса в социальной структуре общества;
• развертыванием новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной
Таблица 2
Целевые макроэкономические индикаторы второго этапа (2020г. к2012г.) [15]
Показатель Значения
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, лет 2
Рост ВВП, % 164-166
Рост производительности труда, % 171-178
Снижение энергоемкости ВВП, % 70-75
Рост реальных располагаемых доходов населения, % 164-172
Рост инвестиций в основной капитал, % 215-223
Расходы на НПОКР на конец периода, % к ВВП 3
Расходы на образование на конец периода, % к ВВП 6-7
Расходы на здравоохранение на конец периода, % к ВВП 6,7-7
энергетики и использование альтернативных видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем;
• эффективной интеграцией России в мировое разделение труда, реализующей ее конкурентный потенциал в сферах высоких технологий, экономики знаний, энергетики и транспорта;
• расширением передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;
• ужесточением экологических требований к хозяйственной и человеческой деятельности. Приоритеты социальной и экономической
политики в этот период включают:
в области развития человеческого потенциала:
• улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;
• снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран идр.;
в области создания высококонкурентной институциональной среды:
• развитие государственного управления экономикой, адаптированного к сетевым международным формам ведения бизнеса, системам глобальной кооперации;
• снижение инфляции до уровня менее 3 % в год идр.;
в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:
• устойчивое развитие высокотехнологичного сектора как составной части мирового рынка высокотехнологичной продукции;
• формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на «экономике знаний» идр.;
в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:
• развитие экологически чистых способов производства энергии;
• интеграция транспортной и энергетической системы в структуры глобальной экономики, полноценное функционирование международных транспортных коридоров и др.;
в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
• обеспечение функционирования работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России;
• достижение ключевой роли России в выработке мирового экономического порядка и решении глобальных проблем в рамках участия в международных институтах сотрудничества; в области сбалансированного пространственного развития:
• обеспечение высокой территориальной мобильности населения и сопоставимых условий жизни на всей территории страны;
• обеспечение высокой экономической активности в восточных и южных регионах страны [15].
После 2020 г. накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны, с опорой на инновационные высокотехнологические сектора экономики и сектор услуг как основные движущие силы экономического роста. К 2030 г. ВВП может вырасти, по сравнению с 2007 г., в 3,8 раза, а ВВП на душу населения по паритету покупательной способности — достичь 51 тыс. долл. (в ценах2005г.) [15].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации не наблюдается явной привязки к технологическим укладам. Поэтому остается невыясненным, как инновационные этапы соотносятся в годах с техно-
Список литературы
логическими укладами, совпадают ли инновационные этапы с технологическими укладами, широко ли рассмотрены инновационные технологии.
Соотнесем этапы инновационного развития с технологическими укладами.
Если сложить три периода этапов инновационного развития, то начало и окончание этапов будет следующим: 2008—2030 гг. По технологическим укладам пятый технологический уклад начинается в 2005 г., максимум технологического уклада приходится на 2028 г. Таким образом, происходит наложение половины пятого технологического уклада с этапами инновационного развития. Используя опыт развитых стран и при успешной реализации Концепции, в России существует возможность из пятого технологического уклада перейти в шестой технологический уклад, при этом максимум инновационного этапа будет приходиться на 2028 г.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации не говорится конкретно об инновациях, которые сыграют роль основных и базисных в развитии шестого технологического уклада. В связи с этим особое внимание следует уделять базисным инновациям.
Выше показано, что необходимо связывать инновационные этапы Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации с технологическими укладами. Необходимо ориентироваться на шестой технологический уклад. Надо учитывать, что если данные инновационные этапы правильно направлены, т. е. имеют правильное направление движения технологий, то развитие шестого технологического уклада произойдет без отставания. Если этого развития не произойдет, то технологический уклад растянется на последующие годы, а то и десятилетия, в результате чего Россия может пойти по пессимистическому пути развития.
При долговременном планировании социально-экономического развития страны следует переориентировать работу изобретателей и инновационных коллективов на фазе спада и подъема технологических укладов на поиск и внедрение базисных инноваций, которые будут являться основой развития шестого технологического уклада.
1. Федеральный закон РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 10.02.2009 с изм. и доп. 1998, 2000, 2004, 2006, 2009гг.) «О науке и государственной научно-технической политике».
2. Федеральный закон РФ от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 02.01.2000) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
rffroauf ufrfo&aquafrfroü деятели-Кости
29 (158) - 2009
3. Проект Федерального закона РФ от 07.05.1997 «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации».
4. Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.
5. Глазьев С. Ю., Микерин Г. И., Тесля П. Н. и др. Длинные волны: Научно-технический прогресс и со-циально-экономическоеразвитие Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
6. КондратьевН. Д. Большие циклы экономической конъюнктуры. В кн.: Кондратьев Н. Д. Проблемы экономическойдинамики. М.: Экономика. 1989.
7. КондратъевН.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993.
8. Кузнецов Б. Т. Инвестиции: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» (080100) / Б.Т. Кузнецов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
9. Кузык Б. Н. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — 2-е изд., доп. — М.: «Экономика», 2005.
10. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Прогнозирование и социально-экономическое планирование. М.: Институт экономическихстратегий, 2006.
И. Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке / Б. Н. Кузык. М.: Институт экономических стратегий, 2-е изд. 2006.
12. Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. М.: Дело, 2006.
13. Под. ред. проф. В. Л. Попова. Управление инновационными проектами: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
14. URL: http://www.csr.ru. Центр стратегическихразработок.
15. URL: http://www. economy.gov.ru. Министерство экономического развития Российской Федерации.