Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации'

Концептуальные подходы к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / STATE MANAGEMENT / INNOVATION ACTIVITY / TECHNOLOGICAL STRUCTURE / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POLICY / CONCEPTUAL APPROACH / INNOVATION PROCESS / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL COMPLEX / HIGH TECHNOLOGICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибовский Андрей Владимирович

В статье на основе опыта стран - лидеров инновационного развития и стран, успешно преодолевающих свое технологическое отставание, обосновывается комплекс концептуальных подходов к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации, позволяющий, с одной стороны, сфокусировать ресурсные возможности: кадровые, финансовые, материально технические, на стратегии технологического прорыва, а с другой, обеспечить не только равноправный обмен технологиями с другими странами, но и компенсацию технологического отставания России, в т.ч. путем технологического заимствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approaches to the improvement of the state management of the innovation activity in Russian Federation

On the basis of the experience of the leading countries and the countries which successfully overcome their technological lag in innovation development, the complex of conceptual approaches to the improvement of the state management of the innovation activity in Russian Federation is founded. On the one hand the complex allows to focus all resource capabilities, such as human, financial, material and technical resources, on the strategy of technological breakthrough. On the other hand it allows both providing equal in rights interchange of technologies with other countries and compensating Russia's technological lag including technological borrowing.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации»

УДК 338.22.021

Грибовский Андрей Владимирович,

кандидат экономических наук, зав. сектором административно-правового регулирования сферы науки и инноваций РИЭПП, тел.: (495)917-21-89, [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

инновационной деятельностью в российской федерации

Несмотря на существенные успехи в реализации государственной экономической инновационной политики, достигнутые в последние годы, состояние российской инновационной сферы нельзя признать удовлетворительным. Как отмечается в Государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1]1, созданные элементы инновационной системы и увеличение финансирования сферы науки и инноваций не запустили в должной мере модернизационные процессы и не привели к необходимым структурным изменениям в экономике. В частности, существующая практика государственного управления научной и инновационной деятельностью не смогла переломить ряда негативных тенденций и обеспечить переход от инноваций как «точечного» экономического феномена к преимущественно инновационному пути развития российской экономики в целом. Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в большинстве секторов экономики по-прежнему расходуются недостаточно эффективно. Не удалось кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, уровень коммерциализации научных разработок; создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций; наладить эффективное взаимодействие науки и бизнеса; ускорить процесс интеграции национальной инновационной системы в глобальную.

Многообразие проблем, существующих в сфере науки и инноваций, требует общего изменения ситуации, а не системы ограниченных мер [1]. При этом гарантом радикальных преобразований в этой сфере может быть только государство. Дело в том, что только государство способно влиять на условия инновационной деятельности (определять пер-

1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2013 года № 2492-р.

Концептуальные подходы к совершенствованию

161

спективные направления исследований и разработок, приоритетные для экономики страны; совершенствовать законодательную базу; принимать меры для защиты интеллектуальной собственности, государственной и коммерческой тайны; создавать условия для инвестирования в промышленное производство); формировать предпосылки для перманентного инновационного процесса на рыночных принципах, регулировать его адекватно меняющейся обстановке.

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает разработка концептуальных подходов к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью. Данные подходы должны обеспечить высокий уровень использования экономического и инвестиционного потенциала страны; сбалансированно использовать весь комплекс инструментов прямого и косвенного государственного регулирования; интегрировать мероприятия, носящие различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный, др.), в общий процесс достижения конечной цели инновационного развития.

Как свидетельствует мировой опыт, страны - лидеры инновационного развития формируют свою научно-техническую политику с учетом безусловной необходимости перехода к новым технологическим укладам2. В частности, анализ стратегий развития стран Европейского союза, США, Японии, Южной Кореи показывает, что научные исследования здесь сконцентрированы на прорывных технологических направлениях: нанотехнологиях, биотехнологиях, информационно-

коммуникационных технологиях, технологиях новых материалов, а также технологиях, связанных с этими направлениями [3]. При этом одни из них, например, Япония, просто избавляются от нерациональных с их национальных позиций технологических укладов, продавая устаревшее оборудование соседним странам. Другие же продолжают использовать научно-технологические достижения предшествующих укладов при одновременном расширении сферы освоения технологий пятого и шестого укладов [4].

В настоящее время существуют две диаметрально противоположные точки зрения относительно путей перехода России к новому технологическому укладу. Согласно одной из них, необходимо сначала перейти к пятому технологическому укладу, а только после этого начинать готовиться к следующему этапу. Согласно другой, «необходимо отказаться от всеобщей модернизации накопленного и отмершего «хлама» в обрабатывающей промышленности и других секторах экономики <...> и сразу заглянуть в грядущую стадию прогресса, генерируя достижения и инновации 6-го и 7-го технологических укладов» (см. напр. [5]). Пер-

2 Под технологическим укладом (ТУ) понимается совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным. ТУ охватывает замкнутый воспроизводственный цикл от добычи природных ресурсов и профессиональной подготовки кадров до непроизводственного потребления [2].

162

Грибовский А. В.

вый подход ведет к игнорированию потребностей науки и вынужденной реализации «догоняющей стратегии», второй - не учитывает наличия преемственности между доминирующими сегодня и зарождающимся новым технологическими укладами.

В сложных системах уровень их развития определяется по слабому элементу, и чрезмерная развитость всех остальных не может компенсировать его отставание, а тем более обеспечить рост конечного эффекта. Таким образом, представляется необходимым реализовывать комплекс концептуальных подходов к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации, позволяющий, с одной стороны, сфокусировать ресурсные возможности - кадровые, финансовые, материально-технические - на стратегии технологического прорыва, а с другой, - обеспечить не только равноправный обмен технологиями с другими странами, но и компенсацию технологического отставания России, в т. ч. путем технологического заимствования. Каждый из этих подходов должен применяться для решения принципиально разных задач: один должен быть направлен на формирование нового, 6-го технологического уклада, второй - на развитие существующих технологических укладов.

Опыт стран-лидеров инновационного развития и стран, успешно преодолевающих свое технологическое отставание, также свидетельствует об использования двух основных подходов к управлению инновационной деятельностью: «дирижисткого» (сверху-вниз) и, так называемого, «либерального» (снизу-вверх) [6]. «Дирижистский» подход обычно применяется для достижения превосходства на передовых направлениях фундаментальных наук; поддержки кадрового потенциала науки мирового класса; обеспечения страны передовой научно-технической инфраструктурой, оборудованием и инструментами, а «либеральный» - для обеспечения тиражирования многочисленных производных от базисных технологий и внедрения улучшающих инноваций. Исходя из теории технологических укладов, можно говорить о том, что первый подход направлен на формирование нового, 6-го технологического уклада, а второй - на развитие существующих.

Как показывает практика, на этапе зарождения нового технологического уклада локомотивом инновационного процесса является государство. Успешное развитие нового технологического уклада предполагает проведение масштабных фундаментальных и поисковых исследований в целях создания базисных технологий (так называемых «технологий широкого применения»), применимых во многих секторах народного хозяйства, имеющих различные варианты использования и допускающих многочисленные усовершенствования [7]. Масштабы затрат и уровень риска при проведении таких исследований превышают возможности даже крупного капитала, и их способно развивать только государство, по своей природе ориентированное на получение общественного эффекта, который значительно шире экономического. В большинстве случаев государство выступает и основным потребителем продукта, созданного в рамках таких проектов. По крайней мере, до тех пор, пока не появится

Концептуальные подходы к совершенствованию

163

спрос со стороны других покупателей. Крупные негосударственные корпорации, безусловно, участвуют в создании новых знаний. Но этот процесс строго ограничен их стремлением обеспечить конкурентоспособность своей продукции. Более того, корпорации очень неохотно идут на риск при финансировании научных исследований. А иногда, при наличии монопольного положения на рынке, даже замораживают процесс получения новых знаний [8].

Таким образом, при формировании заделов нового технологического уклада необходимо исходить из следующих положений:

1) целью научной и научно-технической деятельности является получение социально-экономического эффекта от использования интеллектуального потенциала;

2) государство должно определять направления исследований и выступать их заказчиком;

3) результатом научной и (или) научно-технической деятельности являются продукты, принципиально новые для мирового рынка;

4) результаты научной и (или) научно-технической деятельности должны оцениваться и мотивироваться государством или наукой;

5) государство должно способствовать внедрению результатов инновационной деятельности в производство, продукты, процессы.

Соответственно, отличительными чертами подхода, направленного на формирование нового технологического уклада, являются:

1) централизованная система регулирования развития сферы науки и инноваций «сверху-вниз»;

2) регулирование инновационной деятельности средствами и методами публичного права, прежде всего, нормами административного права, которые устанавливают взаимоотношения органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов;

3) создание системы научно-технического прогнозирования;

4) создание системы экспертизы важнейших проектов, ориентированных на реализацию направлений технологического прорыва;

5) создание национальной системы оценки результативности и эффективности деятельности государственных научных организаций;

6) формирование системы государственных закупок, стимулирующей создание принципиально новых продуктов;

7) ориентация на осуществление масштабных долгосрочных проектов государственного значения;

8) создание «центров превосходства» в области фундаментальных исследований;

9) создание особых условий для отдельных субъектов научнотехнологического комплекса;

10) использование преимущественно прямых методов государственной поддержки;

11) создание системы подготовки кадров высшей квалификации по прорывным направлениям технологического развития;

12) обеспечение участия страны в глобальных научных и научнотехнических программах.

164

Грибовский А. В.

В фазе роста ТУ траектория его формирования становится вполне определенной, растет масштаб производства, происходит окостенение его технологической структуры. Затраты на НИОКР продолжают оставаться очень существенными и оправданы лишь при широком использовании разработки, которое под силу только крупным корпорациям. На этом этапе ведущую роль в развитии инновационного процесса начинает играть крупный бизнес, имеющий необходимые ресурсы для реализации проектов, направленных на разработку и глобальное коммерческое освоение новых направлений научного и технологического развития. Важную роль в этот период играют и новаторы, первыми осваивающие базовые нововведения. Благодаря их деятельности создаются предпосылки замещения прежнего ТУ новым, реализуемые после скачка цен на энергоносители и изменения соотношения прибыльности производства в пользу технологических совокупностей нового технологического уклада. Возникает технонаука как своего рода симбиоз науки и технологий, ориентированный на запросы рынка [9]. Технонаука опирается на постоянную поддержку бизнеса, который инвестирует исследования, приносящие прибыль. Задача государства на этом этапе заключается в привлечении бизнес-сектора к выполнению фундаментальных исследований и реализации масштабных проектов на основе государственно-частного партнерства, организации взаимодействия между университетами, научными организациями и бизнесом.

На следующем этапе - этапе тиражирования производных от базисных технологий - резко возрастает роль малого инновационного бизнеса, который занимается поиском вариантов их применения и играет роль своеобразной соединительной ткани между наукой, государством и крупным бизнесом. Дело в том, что крупные корпорации, страдающие болезнями монополизации и бюрократизации и избегающие зон повышенного риска, не способны к быстрой технологической трансформации в рамках уже созданной базисной технологии. Практика стран-лидеров инновационного развития свидетельствует, что для поддержания высоких темпов нововведений в наукоемких отраслях должны преобладать мелкие предприятия, которые в итоге подчиняются конечным целям крупного производства, по сути, осуществляя отбор новшеств для крупных компаний [10]. Это позволяет, с одной стороны, существенно увеличить количество проводимых прикладных исследований, а с другой, - минимизировать количество участвующих в одном проекте [7]. Государство на этом этапе играет второстепенную роль в финансировании и проведении исследований и разработок и выступает скорее катализатором частных инвестиций в сферу науки, технологий и инноваций, а ключевой задачей инновационной политики становится создание мотивации к инвестициям в инновации и повышение эффективности координации и кооперации между участниками инновационного процесса [11].

В условиях, когда потребителя в первую очередь интересуют не степень оригинальности научно-технической идеи, составляющей принцип функционирования или применимости того или иного новшества,

Концептуальные подходы к совершенствованию

165

а полезные свойства новой потребительной стоимости и ее преимущества перед альтернативными потребительными стоимостями, роль новаторов постепенно снижается; начинает преобладать активность предпринимателей-имитаторов3 [12].

В настоящее время западные эксперты в области аудита инновационных проектов относят к действительно новаторским только около двух процентов инновационных программ [13]. Более того, лидирующие компании во многих секторах экономики являются не пионерами, а активными имитаторами [14]. Другими словами, в условиях инновационной экономики важны не столько НИОКР и выпуск высокотехнологичной продукции, сколько продуктивное использование новаций во всех отраслях и сферах хозяйственной деятельности. Активное развитие процесса имитации чужого опыта и технологий позволяет поддерживать экономический рост при минимизации рисков и издержек, связанных с разработкой новых продуктов (рис. 1). Так, согласно данным С. Шна-арс (Schnaars) затраты имитаторов на НИОКР на 35-40% меньше, чем у инноваторов [13].

Рис. 1. Соотношение «степень новизны - риск - издержки» при разработке продукта [13]

На имитации и совершенствовании импортируемой технологии основывается и развитие экономик, которым удалось преодолеть технологическое отставание от индустриальных стран. Так, О. Г. Голиченко [15, с. 551-588] выделяет 3 стадии, которые должна пройти страна на пути построения эффективной экономики, основанной на инновациях: ресурсную, инвестиционную (имитационную) и стадию развития на основе национальных нововведений (табл. 1).

3 Полное или частичное заимствование другими компании успешных продуктов получило в зарубежной литературе название «имитация, основанная на результатах деятельности других компаний» (outcome-basedimitation).

166

Грибовский А. В.

Таблица 1. Основные характеристики различных стадий экономического развития (по [15])

Стадия экономического развития

Ресурсная Инвестиционная (имитационная) Основанная на нововведениях

Опора на базовые факторы. Передача иностранных технологий в овеществленной форме. Активное использование факторных потребностей внешнего мира. Ценовая конкуренция, основанная преимущественно на фактических издержках, а не на высокой производительности, достигнутой за счет применения высококвалифицированного труда и передовых технологий. Интенсивные инвестиции в квалифицированную рабочую силу, исследования и разработки (ИиР). Передача иностранных технологий в неовеществленной и овеществленной формах. Создание потенциала адсорбции и адаптации технологий. Имитация и инкрементальное улучшение нововведений. Конкуренция на основе улучшенных потребительских свойств. Интенсивные инвестиции в человеческие ресурсы в науке и технологиях. Создание технологически новых продуктов и технологий. Развитие внутризвенной, внутрицепной и межцепной диффузии инноваций. Горизонтальные и вертикальные переливы капитала в цепях создания добавленной стоимости. Конкуренция на основе продуктовых и процессных инноваций в цепях создания добавленной стоимости. Перемещение за границу малоэффективных видов деятельности.

Исследователи восточноазиатских экономик (Японии, Южной Кореи, др.) также выделяют три основных этапа развития инновационных технологий в новых индустриальных странах [16]:

1. Чистая имитация зарубежных технологий. Конкурентным преимуществом являются более низкие цены производимой продукции.

2. Творческая имитация (разработка инноваций, дополняющих оригинальный продукт и удовлетворяющих какие-либо специфические потребности клиента)4. Конкурентным преимуществом является нишевое удовлетворение потребностей национальных покупателей.

3. Инновации, экспорт собственных инновационных решений.

Опыт этих стран свидетельствует о том, что имитация чужого опыта

и инновационная активность являются не альтернативными, а взаимно усиливающими процессами. Однако для того, чтобы заимствование

4 Подобные «промежуточные» по степени новизны имитации получили название «имовации» (ИМитация + иннОВАЦИЯ) [13].

Концептуальные подходы к совершенствованию

167

передовых зарубежных технологий смогло обеспечить высокий уровень развития национальной промышленности необходимо создавать базу для долгосрочного развития и адаптации зарубежных технологий, развивать собственные заделы, формировать и реализовывать концепции новых продуктов [17]. Инвариантным требованием при любой стратегии и тактике приобретения и внедрения современной технологии является также обучение персонала, сочетание эффективной базовой подготовки студентов и динамичной системы переподготовки.

В условиях главенства рыночной новизны над научно-технической утрачивают свою справедливость представления о линейном характере инновационного процесса и значимости для экономического производства высокотехнологичной продукции и осуществления высокотехнологичных инноваций.

Действительно, в 50-60-е годы ХХ века значительная часть инноваций была результатом целенаправленной деятельности участников цепочки «фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки - экспериментальное производство - серийное производство». Современный же инновационный процесс стал нелинейным, более того, системно разграниченным с научным и производственным процессами [18].

Первый разрыв - между научным и инновационным процессами -связан с тем, что современной рыночной экономике нужны не результаты НИОКР как таковые, а бизнес-идеи. Научные же знания необходимы субъектам хозяйственной деятельности лишь для получения значимых конкурентных преимуществ. Поэтому в начале инновационного процесса могут лежать как актуальные научные знания5, так и любые доступные знания. Как следствие, далеко не всегда научные разработки приводят к созданию инновационных продуктов, а новые наукоемкие технологии применяются в производстве.

Второй разрыв - между инновационным и производственным процессами - связан с консервативностью процессов производства, распределения, обмена и потребления товара. И чем к более существенному перераспределению материально-финансовых потоков и прибыли может привести инновация, тем выше барьеры для ее входа на рынок.

Другой распространенный миф касается значимости производства высокотехнологичной продукции и осуществления высокотехнологичных инноваций. Зачастую производство высокотехнологичной продукции отождествляется с производством, основанным на инновациях, а инновационное развитие - с развитием высокотехнологичных отраслей, информационных и коммуникационных технологий. Действительно, во второй половине ХХ века высокотехнологичные отрасли являлись локомотивом экономического развития. В современной же экономике сами по себе эти отрасли играют незначительную роль. Так, например,

5 Под актуальными научными знаниями понимаются имеющие научную и коммерческую ценность результаты исследований и разработок вне зависимости от источника и давности их получения, повторение которых конкурентами затруднено [18].

168

Грибовский А. В.

в США доля высокотехнологичных отраслей в объеме промышленного производства составляет 15,8%. С учетом того, что доля промышленности в ВВП равна 18,5%, непосредственный вклад высокотехнологичных отраслей в ВВП не превышает 3% [19]. Отсутствует и прямая зависимость между долей высоких технологий в создании добавленной стоимости и темпом роста ВВП на душу населения [20]. Как свидетельствует мировая практика, высокотехнологичные инновации также являются достаточно редким явлением. Для их осуществления должны совпасть, с одной стороны, готовность науки и техники к прорыву в данной области, а с другой, - экономическая возможность их реализации, предполагающая, помимо прочего, наличие достаточно широкой сферы применения, позволяющей оправдать значительные затраты на НИОКР [21].

Успехи индустриальных стран во многом связаны с тем, что все отрасли их экономики становятся наукоемкими в широком смысле этого слова, адсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Источником инноваций в низко- и среднетехнологичном секторах могут являться как специальные научные исследования, так и собственное и заимствованное практическое знание, возникающее в процессе использования новых технологий, изучения потребностей клиентов и предложений поставщиков [19; 22]. Тот факт, что большинство инноваций появляются, как правило, по инициативе потребителей или в ходе общения между производителями и потребителями, во многом снимает остроту вопроса, связанного с потенциальным спросом на них. Как показывает практика, основными потребителями и интеграторами инноваций являются динамично развивающиеся предприятия низко- и среднетехнологичных секторов [23, с. 47]. С одной стороны, рыночный успех обеспечивает их материальными ресурсами для подкрепления спроса на инновации, с другой, - необходимость наращивания и закрепления этого успеха создает острую заинтересованность в непрерывном привлечении инноваций.

Таким образом, основой динамичного развития экономики в индустриальных странах являются не только и не столько высокотехнологичные предприятия, сколько синергия фирм - создателей инноваций и фирм - носителей рыночного успеха, независимо от уровня их технологичности. А развитие существующих технологических укладов предполагает не столько развитие НИОКР и выпуск принципиально новой высокотехнологичной продукции, сколько продуктивное использование новаций во всех отраслях и сферах хозяйственной деятельности, тиражирование производных от базисных технологий, а также заимствование передовых зарубежных технологий.

Отсюда основная задача государства - обеспечить органическую «встроенность» научно-технологического комплекса в рыночную среду посредством:

1) установления долгосрочных «правил игры» для всех субъектов научно-технологического комплекса;

2) устранения разрывов как между научным, инновационным и производственным процессами, так и в самом инновационном процессе;

Концептуальные подходы к совершенствованию

169

3) стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;

4) стимулирования инновационной активности и инновационной восприимчивости бизнеса.

Среди основных направлений деятельности государства в рамках подхода, направленного на развитие существующих технологических укладов:

1) формирование институциональной среды, благоприятствующей инвестиционной привлекательности инновационных проектов;

2) нормативное правовое обеспечение выполнения научных исследований и разработок прикладного характера, оформление инфраструктуры их государственной поддержки, развитие системы высшего профессионального образования и специальной подготовки кадров, создание систем финансирования конкретных проектов, др.;

3) либерализация политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности, финансируемых из бюджета;

4) содействие ускоренной передаче полученных результатов интеллектуальной деятельности в промышленность;

5) расширение организационно-правовых предпосылок для использования различных форм исследовательской и технологической кооперации между государственными и частными организациями, как внутри самой научной сферы, так и между наукой и промышленностью;

6) развитие конкуренции;

7) стимулирование инновационного предпринимательства, прежде всего малого и среднего научного и инновационного бизнеса, при помощи налоговых инструментов, механизмов бюджетного финансирования, государственно-частного партнерства и т. п.;

8) формирование системы венчурного финансирования инновационных проектов;

9) создание системы подготовки кадров для научно-технической и инновационной деятельности;

10) стимулирование широкомасштабного использования механизмов заимствований, адаптации и развития передовых зарубежных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из вышеизложенного, совершенствование государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации предполагает необходимость наличия комплекса, состоящего из двух концептуальных подходов:

- подхода, направленного на достижение превосходства по прорывным направлениям фундаментальных наук, поддержку кадрового потенциала науки мирового класса, обеспечение страны передовой научнотехнической инфраструктурой, оборудованием и инструментами;

- подхода, направленного на обеспечение тиражирования многочисленных производных от базисных технологий и внедрения улучшающих инноваций.

Структура содержания комплекса концептуальных подходов к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации приведена в табл. 2.

Таблица 2. Структура содержания комплекса концептуальных подходов к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации

--j

о

Основные структурные элементы Концептуальный подход

Подход, направленный на формирование нового технологического уклада Подход, направленный на развитие существующих технологических укладов

Ключевой вид научной деятельности Фундаментальные и поисковые исследования по прорывным направлениям технологического развития Прикладные исследования

Результат научной и (или) научно-технической деятельности Новый для мирового рынка Новый для национального рынка или организации

Инициатор проведения исследований Государство Хозяйствующие субъекты

Основные потребители научной и (или) научно-технической продукции Государство Хозяйствующие субъекты

Система регулирования развития НТК Централизованная (государственно-корпоративная) Децентрализованная (рыночная)

Подход к определению направлений исследований На основе научно-технического прогнозирования На основе маркетинговых исследований

Реализуемые проекты Мега-проекты и крупные проекты Средние и мелкие проекты

Основные направления государственной научно-технической политики Формирование научного задела Трансфер технологий

Стимулирование создания принципиально новых технологий широкого применения (прорывных технологий) Стимулирование тиражирования производных от базисных технологий, в т. ч. путем поощрения имитации зарубежных товаров и технологий

Стимулирование внедрения принципиально новых технологий и продуктов Стимулирование спроса на научно-технические продукты со стороны малого и среднего бизнеса

Подход к развитию научных исследований Создание «центров превосходства» в области фундаментальных исследований Развитие прикладной науки, прежде всего, на основе взаимодействия вузовской науки и бизнеса

Грибовский А. В.

Основные структурные элементы Концептуальный подход

Подход, направленный на формирование нового технологического уклада Подход, направленный на развитие существующих технологических укладов

Подход к нормативноправовому регулированию функционирования НТК Создание особых условий для отдельных субъектов научной и научно-технической деятельности Установление долгосрочных «правил игры» для всех субъектов научной и научно-технической деятельности Поощрение взаимодействия (кооперации) между участниками научной и научно-технической деятельности

Основной источник финансирования Государственный бюджет Предпринимательский сектор

Основные формы государственной поддержки Прямое финансирование Грантовое финансирование (научные фонды, институты развития, государственные программы в области фундаментальных исследований) Государственные закупки Инфраструктурная поддержка проектов MegaScience Косвенное финансирование (предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей) Венчурное и грантовое финансирование (венчурные фонды, фонды поддержки научно-технической деятельности и малого бизнеса; государственные программы в области прикладных исследований; государственные, региональные и муниципальные программы поддержки малого бизнеса) Информационная и консультационная поддержка Инфраструктурная поддержка малого бизнеса Поддержка экспорта

Система подготовки кадров Подготовка кадров высшей квалификации по прорывным направления технологического развития Подготовка кадров для научно-технической и инновационной деятельности

Интеграция в мировую инновационную систему Обеспечение участия в глобальных научных и научно-технических программах (проектах), прежде всего, проектах MegaScience и проектах, предусматривающих размещение на территории страны научных лабораторий и передового научного оборудования Содействие созданию на территории страны международных научных организаций Заимствование технологий Экспорт высокотехнологичной продукции

Концептуальные подходы к совершенствованию

172

Грибовский А. В.

Разработанный комплекс концептуальных подходов к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью позволит максимально сгладить переход экономики России от изживающих себя технологических укладов к новому и сделает возможным:

- целенаправленно и последовательно воздействовать на самые разнообразные процессы и явления в сфере науки и инноваций;

- успешно реализовывать новые инициативы в области стратегического развития сферы науки и инноваций, направленные как на достижение превосходства на передовых направлениях фундаментальных наук, так и на компенсацию технологического отставания;

- оптимизировать состав научно-технического комплекса, в том числе создавать интегрированные финансовые, научные, научнотехнические и научно-образовательные структуры;

- выявлять наиболее эффективные организационные формы и механизмы реализации конкретных стратегических целей и задач развития сферы науки и инноваций в России.

Литература

1. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

2. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.

3. Новицкий Н. А. Инновационная экономика России: Теоретикометодологические основы и стратегические приоритеты. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

4. Кузык Б. Н. Как успешно реализовать стратегию инновационного развития России // Мир России. № 4. С. 3-18. 2009.

5. Новицкий Н. А. Научный доклад: Концептуальные основы взаимодействия инвестиционно-структурной и инновационной политики. М.: Ин-т экономики РАН, 2011.

6. Шакуров И. Г. Эволюция концепций о соотношении рыночного и государственного регулирования экономики // Проблемы современной экономики. № 4. 2008. С. 568-571.

7. Чеберко Е. Ф., Кузнецова Е. А. Новые тенденции в отношениях между субъектами национальной инновационной системы // Проблемы современной экономики. № 1. 2012. С. 17-21.

8. Каблов Е. Н. Курсом в 6-й технологический уклад. URL: http://www. nanonewsnet.m/artides/2010/kursom-v-6-oi-tekhnologicheskii-uklad.

9. Степин В. С. Изменения в структуре науки и современный статус фундаментальных исследований. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/ Stepin63.htm.

10. Разумнова И. И. Новые тенденции предпринимательской деятельности // США-Канада: Экономика, политика, культура. № 9. 2005. С. 96-114.

Концептуальные подходы к совершенствованию

173

11. Судариков А. Л., Грибовский А. В. Государственно-частные партнерства в сфере науки, технологий и инноваций: зарубежный опыт // Инновации. № 7. 2012. С. 47-59.

12. Анисимов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учеб. пос. / Ю. П. Анисимов, Е. В. Солнцева; под общ. ред. Ю. П. Анисимова. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007.

13. Карасюк Е. Неподражаемая копия // Коммерсантъ. Секрет Фирмы. № 4. 2006. С. 38-44.

14. Козиков А. А. Стратегия имитации - важный инструмент в арсенале менеджера. URL: http://www.rusnor.org/pubs/artides/8610.htm.

15. Голиченко О. Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. М.: Наука, 2011.

16. Kim L. Imitation to Innovation. The Dynamics of Korea’s Technological Learning. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1997.

17. Ливанов Д., Пономарев А. Три императива технологической политики // Эксперт. № 5. 2009. С. 53-56.

18. Монастырный Е. А. Процесс постоянной генерации инноваций в экономической системе. Формирование федерально-региональной инновационной системы России // Инновации. № 1. 2012. С. 18-28.

19. Гапоненко А. Л. Инновационная деятельность: показатели и методы осуществления // Инновации. № 1. 2011. С. 26-31.

20. Трушин Е. С., Юданов А. Ю. Почему для модернизации России важно развивать IT низкотехнологичных отраслей. URL: // www.fa.ru/ news/I/Менеджмент/Trushin.pdf.

21. Юданов А. Ю. Что такое инновационная фирма? // Вопросы экономики. № 7. 2012. С. 30-46.

22. Hirsch-Kreinsen H. «Low-Tech» Innovations // Industry & Innovation. Vol. 15. February 2008. P. 19-43.

23. Юданов А. Вторая половинка модернизации // Эксперт. № 20. 2011. С. 44-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.