Научная статья на тему 'Инновационно-технологические центры как субъекты инновационной инфраструктуры Российской Федерации'

Инновационно-технологические центры как субъекты инновационной инфраструктуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2759
872
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ТЕХНОПАРК / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ И ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INNOVATION AND TECHNOLOGY CENTER / INDUSTRIAL PARK / BUSINESS INCUBATOR / INNOVATION INFRASTRUCTURE / COMMERCIALIZATION AND TECHNOLOGY TRANSFER / NORMATIVE AND LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибовский Андрей Владимирович

В статье рассматриваются цели создания и особенности деятельности сравнительно новой для Российской Федерации формы технопарковых структур — инновационно-технологических центров; их отличия от «классических» технопарков. Делается вывод о необходимости отдельного нормативно-правового регулирования данного типа субъектов инновационной инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грибовский Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation and Technology Centers as Agents of the Innovation Infrastructure of the Russian Federation

The article deals with the establishment and activities of the new forms industrial park structures — innovation and technological centers, and their differences from “classic” industrial parks in the Russian Federation. The conclusion is that these new actors of the innovation infrastructure should be specifically regulated in the normative and legal aspects

Текст научной работы на тему «Инновационно-технологические центры как субъекты инновационной инфраструктуры Российской Федерации»

Грибовский Андрей Владимирович

кандидат экономических наук, зав. сектором правовых проблем научно-образовательной деятельности РИЭПП.

тел.: (495) 917-00-15, info@riep.ru

ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КАК СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Важным элементом инновационной инфраструктуры Российской Федерации являются инновационно-технологические центры (ИТЦ), под которыми, в первом приближении, понимаются организации, не только обеспечивающие оптимальное функционирование и развитие субъектов инновационной деятельности, но и содействующие коммерциализации результатов их научно-технической деятельности.

Основная цель создания ИТЦ - сохранение и развитие регионального научно-технического потенциала, прежде всего, за счет предоставления высокотехнологичным предприятиям, прошедшим стартовый этап и находящимся в стадии развития, возможностей пользования исследовательскими и производственными площадями. Такие компании способны развиваться и без государственной финансовой поддержки осуществляемых ими проектов, однако имеющиеся у них ресурсы не позволяют им вести новое строительство или реконструировать существующие производственные площади [1]. Помимо сдачи помещений в аренду, ИТЦ оказывают этим предприятиям техническую, информационную и консультационную поддержку, предоставляют формальные и неформальные гарантии при поиске средств для их развития. Наиболее мощные инновационно-технологические центры включают в свой состав научно-образовательные учреждения, что позволяет сократить сроки разработки, внедрения и продвижения на рынок инновационной продукции [2].

Существуют различные подходы к определению ИТЦ (см. табл. 1). Ряд документов содержит прямое указание на то, что инновационнотехнологический центр должен быть юридическим лицом, созданным в форме некоммерческой организацией (Закон Омской области, Законопроекты «О государственной инновационной политике» и «Об инновационной деятельности в Российской Федерации»). В соответствии с Постановлением Росстата от 20 декабря 2007 г. № 104, под ИТЦ понимается только «организация, созданная на базе научной организации или ее опытного завода, обладающая имущественным комплексом <. .> имеющая <.> разную степень хозяйственной самостоятельности - состоящая на балансе научной организации или на отдельном балансе». С. Ю. Трапицын и О. А. Грачинина понимают под инновационно-

Инновационная политика

157

технологическим комплексом организацию, имеющую статус юридического лица и обладающую имущественным комплексом. В ряде документов под ИТЦ понимается просто «имущественный комплекс» без указания на его организационно-правовую форму.

По разному определяются и задачи инновационно-технологических центров. Помимо предоставления стандартного набора услуг (предоставление помещений и оборудования, а также комплекса услуг по обеспечению инновационной и хозяйственной деятельности), на ИТЦ может возлагаться обязанность представлять и защищать интересы размещающихся на их территории субъектов инновационной деятельности в органах государственной власти (Закон Омской области, Законопроекты «О государственной инновационной политике» и «Об инновационной деятельности в Российской Федерации»), осуществлять совместные исследования с фирмами, обучать студентов, организовывать и финансировать на стадии становления новые коммерческие компании (Межгосударственный стандарт «Инновационная деятельность. Термины и определения»).

На наш взгляд, ни одно из вышеперечисленных определений не отражает в полной мере сущность инновационно-технологического центра. В связи с этим предлагается следующее определение: «Инновационнотехнологический центр - юридическое лицо, предоставляющее свой имущественный комплекс (в виде офисных, производственных помещений и соответствующего оборудования) в аренду малым и средним предприятиям; оказывающее технологические, информационные, консультационные и иные услуги по обеспечению инновационной и хозяйственной деятельности последних, а также коммерциализации результатов их научно-технической деятельности».

Несмотря на то что по решаемым задачам ИТЦ во многом пересекаются с технопарками, их нельзя рассматривать как одну из разновидностей последних. Правильнее будет сказать, что ИТЦ представляют собой логическое продолжение структур поддержки инновационного предпринимательства, таких как бизнес-инкубаторы и технопарки [3].

Технопарки, являясь по своей сути дотационными организациями, выполняют функцию поддержки инновационных проектов на первых стадиях развития, помогают начинающей фирме сделать успешный старт. Другими словами, в задачи технопарков входят не только создание условий для деятельности малых и средних фирм, но и обеспечение процесса инкубации начинающих малых инновационных предприятий. Еще в большей мере это справедливо для бизнес-инкубаторов. Инновационно-технологические центры же являются структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий с устоявшейся производственной деятельностью и деловыми связями; они обладают собственными технологиями, патентами и ноу-хау и способны реализовывать как разработку новых технологий, так и опытное производство [4]. Именно в этом эксперты видят концептуальное отличие ИТЦ от технопарка [5]. По мнению некоторых авторов, отличительной чертой ИТЦ является и то, что еще до начала их создания уже известен пере-

158

Грибовский А.В.

чень организаций, которые будут размещаться на новых площадях [1]. В качестве еще одного отличия инновационно-технологического центра от ряда других структур поддержки инновационного предпринимательства называют принцип самоокупаемости [4].

Ряд исследователей считают, что инновационно-технологический центр уже изначально формируется как независимая самоокупаемая организационная структура, обеспечивающая размещение и предоставление комплекса услуг малым инновационным предприятиям научно-технической сферы, имеющая производственные помещения для размещения исследовательских подразделений и офисов малых предприятий-арендаторов и работающая с предприятиями, устойчивыми с финансовой точки зрения и обеспечивающими разработки и производство наукоемкой продукции, востребованной на рынке [4]. Как показывает практика, при налаженной работе ИТЦ являются прибыльными структурами, и поэтому возможно финансирование их формирования за счет частных и заемных средств [6]. По некоторым данным, инновационно-технологические центры могут окупить вложенные в них средства за три года [2].

Поскольку ИТЦ призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, изначально предполагалось, что они будут создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах. И действительно, первый в России инновационнотехнологический центр, официальное открытие которого состоялось 18 марта 1996 г., был создан на базе одного из ведущих предприятий электронного приборостроения бывшего СССР - АООТ «Светлана» (г. Санкт-Петербург). В рамках Соглашения между Миннауки России и администрацией Санкт-Петербурга АООТ «Светлана» передало в собственность Региональному фонду научно-технического развития Санкт-Петербурга под создание ИТЦ производственный корпус общей площадью 7 тыс. кв. м [6]. В дальнейшем модель данного ИТЦ легла в основу «Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России», начатой в 1997 г. объединенными усилиями Миннауки России, Минобразования России, РФТР и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере. В последующем к программе, на основе подписанных Деклараций, присоединились администрации многих регионов [4]. Для формирования инновационно-технологических центров были выделены существенные финансовые ресурсы [7], которые инвестировались преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны были размещаться малые предприятия [6].

Некоторое время ИТЦ, как и предполагалось, образовывались на базе промышленных предприятий с целью использования невостребованных ресурсов наукоемкой (в первую очередь оборонной) промышленности [8], но затем стали создаваться и на базе вузов. Важным фактором, стимулирующим создание вузовских ИТЦ, стала их высокая потенциальная способность к ликвидации разрыва традиционных связей между системой образования и экономикой, который произошел в 90-е годы [9].

Инновационная политика

159

На сегодняшний день около 45 % ИТЦ создано при вузах, нередко - на базе уже действовавших технопарков, так что два эти вида инфраструктуры в значительной степени переплелись и оказались в какой-то мере дублирующими [5].

Среди вузовских ИТЦ можно назвать Инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива» Белгородского государственного университета, Инновационно-технологический центр МЭИ (ТУ) (Московского Энергетического Института (Технического Университета), Инновационно-технологический центр при Амурском государственном университете, Инновационно-технологический центр при Дагестанском государственном университете, Инновационно-технологический центр Российского государственного технологического университета имени К. Э. Циолковского (МАТИ), Инновационно-технологический центр Тихоокеанского государственного университета (ИТЦ ТОГУ), Инновационно-технологический центр Томского политехнического университета и др.

Ряд ИТЦ функционируют при научно-исследовательских институтах и центрах: Инновационно-технологический центр «Лик» при ВНИИОК РАСХН, Инновационно-технологический центр «Центра фотохимии РАН», Инновационно-технологический центр Института теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур РАН, Инновационно-технологический центр КНИАТ при Государственном институте промышленности, бизнеса и приватизации, Инновационно-технологический центр РАН «Черноголовка», Инновационно-технологический центр ФТИАН, ИТЦ «Академический» Уральского отделения РАН, ИТЦ «Северо-Западный региональный инновационный центр наукоемких технологий “АРТЕС”» Института проблем электрофизики РАН, ИТЦ Института теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур РАН и др.

Преимущество ИТЦ перед НИИ - это необремененность запасом технологий, и отсюда - безинерционность, мобильность, тонкое чувство рынка. В отличие от НИИ, ИТЦ практически реализует принцип: производить то, что можно продать. В этом случае лидером проекта становится менеджер (бизнес-лидер). ИТЦ следует требованиям рынка, и востребованность (конкурентоспособность) товара заложена в нем изначально.

Иногда ИТЦ создаются на основе действующих технопарков (ИТЦ «Научный парк МГУ имени М. В. Ломоносова») или действуют в их составе (ИТЦ технопарка Электротехнического университета в Санкт-Петербурге, Татарский информационно-технологический центр в составе технопарка «Казань», Зеленоградский ИТЦ на базе Зеленоградского технопарка, Инновационно-технологический центр технопарка «Новосибирск», Инновационно-технологический центр технопарка «Омский» и др.) [10].

По состоянию на начало 2004 г., 2006 г. и 2008 г. в России действовали соответственно 52 [6], 62 [1] и 66 [11] ИТЦ (по другим источникам, уже в 2006 г. количество ИТЦ достигло 86 [12]).

160

Грибовский А.В.

Анализ деятельности ИТЦ, проведенный по заказу Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, показал, что источники финансирования ИТЦ существенно различаются и варьируются от 100%-ной государственной поддержки до существования практически исключительно за счет собираемой арендной платы. В частности, арендные платежи являются единственным источником финансирования для Научного парка МГУ (наряду с небольшими поступлениями от консультационных услуг), ИТЦ Центра фотохимии РАН, Инновационного делового центра «Новые технологии» [6]. Усредненные данные по ИТЦ дают следующую картину структуры источников финансирования: 15-55 % - арендные платежи, 15-50 % - поступления из бюджетных источников, 10-40 % - плата за оказание консалтинговых, информационных и иных услуг [5].

Среди услуг, предоставляемых инновационно-технологическими центрами (перечислены в порядке уменьшения частоты их оказания) [6]:

1) предоставление производственных и офисных помещений в льготную аренду;

2) информационные услуги малым предприятиям;

3) консультационные услуги в области бизнес-планирования;

4) содействие выполнению НИОКР и реализации их результатов;

5) подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства;

6) организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий;

7) оценка и правовая защита интеллектуальной собственности;

8) разработка и реализация программ приоритетного развития регионов;

9) помощь в поиске инвестиций и получении кредитов;

10) содействие внешнеэкономической деятельности;

11) предоставление стипендий студентам, работающим на малых фирмах;

12) создание центров коллективного пользования оборудованием;

13) создание новых предприятий по конкретным направлениям деятельности.

Как уже отмечалось, инновационно-технологические центры уделяют большое внимание коммерциализации и трансферу технологий и работают не столько с малыми предприятиями, сколько с корпорациями, способными реализовать данные технологии [13]. В этом смысле они являются своеобразным связующим звеном между расположенными на их территории малыми инновационными предприятиями и научнообразовательными структурами, с одной стороны, и промышленностью - с другой. Существует мнение, что при создании ИТЦ фактически происходит территориальное объединение готовых технологических цепочек [1].

Мировая практика и отечественный опыт показывают, что ИТЦ позволяют наиболее быстро и эффективно продвигать отечественные разработки в производство.

Инновационная политика

161

В частности, размещение малых предприятий в ИТЦ резко повышает эффективность их работы, направленной на [4]:

1) создание и развитие прорывных технологий;

2) создание связующих звеньев в инновационной цепочке между идеей и промышленным производством [14];

3) повышение научно-технического потенциала страны и сокращение миграции высококвалифицированных кадров за рубеж;

4) организацию единой системы урегулирования прав на интеллектуальную собственность между малыми предприятиями и их сотрудниками, с одной стороны, и организациями, в которых эти сотрудники работали ранее и из которых отпочковались эти малые предприятия, -с другой [15];

5) повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, направляемых на развитие научно-технической сферы в части проведения прикладных исследований и организации технологической инновационной деятельности.

Инновационно-технологические центры являются активными участниками и координаторами программ поддержки малого инновационного бизнеса, имеют тесные связи с региональной промышленностью. Многим из них удалось реализовать полный инновационный цикл, включая обучение и подготовку кадров [4]. В ряде регионов (Москва, Санкт-Петербург, Томская, Саратовская, Самарская, Тюменская области, республиках Башкортостан и Татарстан) крупные ИТЦ играют важную роль в формировании территориальных инновационных систем [1].

Создание инновационно-технологических центров помогает решить и одну из важнейших проблем, стоящих перед отечественным образованием, - дисбаланс между требованиями рынка и сложившейся системой профессиональной подготовки. Как было отмечено на V Всероссийском конгрессе в поддержку образования, проходившем в Санкт-Петербурге в сентябре 2006 года, конструктивное партнерство в рамках ИТЦ вузов, предприятий и организаций, являющихся потенциальными заказчиками выпускников, позволяет значительно повысить качество образования, обеспечить большую доступность и конкурентоспособность российского образования [16]. Участие в деятельности ИТЦ позволяет сотрудникам высших учебных заведений совершенствовать свой профессиональный уровень, находиться на острие актуальных проблем в близкой им области науки, включать новые разработки и результаты деятельности предприятий ИТЦ в содержание преподаваемых курсов. В свою очередь студенты, вовлеченные в работу ИТЦ, получают уникальную возможность развивать свой исследовательский потенциал, приобщаться к решению актуальных проблем будущей профессиональной деятельности, видеть непосредственную связь между содержанием обучения и применением полученных знаний на практике. Все это способствует формированию профессиональных компетенций будущих специалистов. Работодателям создание ИТЦ дает возможность активно участвовать в решении стратегических задач профессионального образования, обеспечивает учет их

162

Грибовский А.В.

мнения при совершенствовании структуры подготовки кадров и содержания профессионального образования.

О необходимости широкого тиражирования опыта по созданию инновационно-технологических центров в стране свидетельствуют и следующие результаты анализа деятельности созданных ИТЦ [4, 17]:

• в ИТЦ формируется законопослушный предпринимательский сектор научно-технической сферы России;

• подключение ИТЦ к процессу создания конкурентоспособной продукции ускоряет инновационный процесс в 2-3 раза и в 2 раза сокращает расходы;

• объем товаров и услуг, реализованный малыми инновационными предприятиями, входящими в состав ИТЦ, в расчете на одно предприятие более чем в три раза превысил аналогичный показатель для МИП, работающих вне центров;

• государственные средства, вложенные в ИТЦ, только через налоги, выплаченные развивающимися фирмами, окупаются за 1-3 года;

• каждый вложенный рубль «мягких» государственных инвестиций дает прирост объемов реализации 5-12 руб.

К сожалению, в последние годы процесс создания ИТЦ замедлился, поскольку государство стало выделять меньше средств на эти цели, а региональные власти заявляют о приоритетном развитии инновационной деятельности больше на уровне деклараций [6]. Рост малых предприятий в составе ИТЦ и превращение их в средние предприятия также идет очень медленно [5]. Спрос на высокотехнологичные продукты внутри страны по прежнему остается низким, а следовательно, нет и потенциала «притока». Промышленные предприятия, заинтересованные в осуществлении инновационной деятельности, предпочитают покупать новые технологии за рубежом, где продается не только новый продукт, но и обеспечивается его послепродажное обслуживание. Большинство же отечественных малых фирм предложить аналогичные сервисные услуги не в состоянии.

Практически не меняется и число малых предприятий, находящихся в ИТЦ [6]. Более того, стало очевидным, что не все фирмы, вошедшие в их состав, оказались эффективными, и, наряду с проблемой привлечения в ИТЦ малых фирм, возникла проблема выведения из состава ИТЦ неэффективно действующих предприятий. Достаточно характерна ситуация, когда малые предприятия довольствуются созданными для них в ИЦП относительно комфортными условиями и не стремятся к росту и выходу из состава последних. В стремлении стимулировать выход из своей структуры «задерживающихся» там предприятий, ряд успешных ИТЦ устанавливает для них более высокие ставки арендной платы, однако, поскольку инфраструктура и сервисные службы находятся в таких ИТЦ на высоком уровне, предприятия, как правило, соглашаются платить больше, но оставаться на прежнем месте. В менее успешных структурах, где нередко отсутствует 100%-ная загрузка площадей, фирмы к выходу вообще не подталкивают. В итоге сроки пребывания малых

Инновационная политика

163

фирм в этих структурах не ограничены и составляют в среднем около десяти лет (при международном стандарте два-три года) [17].

Главными мотивами вступления в ИТЦ для малых предприятий являются возможности получить помещения под производство, офисное обслуживание, а также информационные услуги. Наименьший рейтинг имеют такие службы ИТЦ, как маркетинг, помощь в защите прав на интеллектуальную собственность и проведении сертификации продукции [18]. Таким образом, то, что должно быть основным в работе ИТЦ, пока не является таковым, а главным привлекательным фактором вхождения в ИТЦ являются лишь выгодные условия аренды. В свою очередь руководство ИТЦ далеко не всегда осведомлено о работе находящихся в них малых фирм. Не исключено, что малые предприятия не привлекают ИТЦ к решению вопросов, связанных с распределением прав на интеллектуальную собственность и трансфером технологий, и не информируют ИТЦ о таких сделках [5]. В итоге российские ИТЦ (за редким исключением) служат своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды.

Еще одной причиной недостаточного стимулирования инновационного предпринимательства со стороны ИТЦ является то, что многие из них создавались на базе высших учебных заведений и научных организаций для проведения разработок, а не коммерциализации результатов НИОКР [19]. В целях исправления ситуации Министерство науки и новых технологий инициировало в 2003 году создание Центров по продвижению (трансферу) технологий.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что для повышения эффективности работы инновационно-технологических центров целесообразно:

• законодательно закрепить на федеральном уровне определение инновационно-технологического центра и предъявляемые к нему требования;

• разработать и внедрить систему показателей, позволяющих оценивать деятельность ИТЦ исходя из единой шкалы стандартов (такими показателями могут быть среднее время нахождения предприятий в составе ИТЦ, объем дополнительно привлеченного финансирования, количество созданных и защищенных объектов интеллектуальной собственности, количество сделок по трансферу технологий, число созданных рабочих мест и т. п.);

• провести аттестацию ИТЦ (последняя такая аттестация проводилась в 2000-2001 гг.);

• разработать и внедрить в практику типовые контракты, заключаемые между руководством ИТЦ и предприятиями, входящими в их состав;

• разработать комплекс мероприятий по стимулированию спроса российских компаний на высокотехнологичную продукцию малых и средних фирм.

164

Грибовский А.В.

Литература и примечания

1. Рыгалин Д. Б., Савушкин А. В. Бюджетирование проектов, формирующих ключевые компетенции инновационно-технологического центра (ИТЦ) // Экономика и управление. 2008. № 6. С. 160-164.

2. Грасмик К. И. Государство и инновационный рост // www.mgimo.ru/ fileserver/2004/.

3. В идеале, многие фирмы, выросшие в технопарках, должны занимать свое место в ИТЦ, что и происходит на практике. См.: Клёпов А. П. Развитие инновационно-технологических центров в России // Вестник Саратовского государственного университета им. Н. И. Вавилова. 2005. № 6. С. 75-78.

4. Клёпов А. П. Развитие инновационно-технологических центров в России // Вестник Саратовского государственного университета им. Н. И. Вавилова. 2005. № 6. С. 75-78.

5. Информационная записка «Технопарки как инструмент интенсификации развития производства» // http://www.raexpert.ru/researches/ technopark/.

6. Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004. 152 с.

7. В 1997 г. из государственного бюджета на эти цели было выделено около 50 млн долл. США.

8. Примерами подобных центров являются ИТЦ Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга на территории приборостроительного объединения «Светлана» и ИТЦ в Казани на базе Казанского НИИ авиационных технологий, Инновационно-технологический центр «Электроприбор» (г. Санкт-Петербург), Инновационный технологический центр «СибирьАтом» (г. Новосибирск), Инновационный технологический центр электронного приборостроения (г. Новосибирск), ИТЦ «Медтех» (г. Казань).

9. Некоторые авторы рассматривают ИТЦ как одну из удачных форм интеграции образования, науки и производства. См. напр.: Трапи-цын С. Ю., Граничина О. А. Создание инновационно-технологических центров при ВУЗах как путь повышения качества подготовки специалистов // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 2.

10. Информация сайта http://innovbusiness.ru/.

11. Проект рекомендаций парламентских слушаний на тему «Приоритеты поддержки отечественной науки и механизмы стимулирования инновационной деятельности», 27 февраля 2008 // http://council.gov. ru/inf_ps/chronicle/.

12. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. Москва, 2009.

13. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / Матвейкин В. Г., Дворецкий С. И., Минь-

Инновационная политика

165

ко Л. В., Таров В. П., Чайникова Л. Н., Летунова О. И. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2007. 284 с.

14. В какой-то мере малые предприятий ИТЦ сегодня выполняют функции отраслевых НИИ и КБ, а также опытных производств. Одновременно они изучают рынок и готовят его для крупных предприятий.

15. Ясность в вопросах интеллектуальной собственности является одним из условий размещения малых предприятий в ИТЦ.

16. Трапицын С. Ю., Граничина О. А. Создание инновационно-технологических центров при ВУЗах как путь повышения качества подготовки специалистов // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Дежина И. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? // Человек и труд. 2005. № 3.

18. Адилов Т. М. Об инфраструктуре инновационной деятельности // http://www.ruseconomy.ru/confer/14_12_06/.

19. Национальные инновационные системы в России и ЕС / Под ред. В. В. Иванова, Н. И. Ивановой, Й. Розебума, Х. Хайсберса. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. 280 с.

166

Грибовский А.В.

Таблица 1. Некоторые определения понятия «инновационно-технологический центр»

Определение Источник

Инновационно-технологические центры - юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в выборе и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах государственной власти Омской области, организациях, охране интеллектуальной собственности, аккредитованные в соответствии с положением об аккредитации инновационно-технологических центров, утверждаемым Правительством Омской области Закон Омской области от 13 июля 2004 г. № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области»

Инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для оптимального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг Концепция инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008-2020 годы // http://www. irbp.ru/library/cat/60/

Инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для нормального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферы материального производства и услуг Концепции развития инновационной деятельности в Республике Хакасия на 2009-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Республики Хакасия от 21 июля 2008 г. № 239)

Инновационная политика

167

Продолжение таблицы 1

Инновационно-технологический центр (инновационный центр) - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновации и организующий новые коммерческие компании, которые финансирует на стадии их становления Межгосударственный стандарт «Инновационная деятельность. Термины и определения» // Межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения». Издание официальное. Минск: Госстандарт Республики Беларусь. 2005

Инновационно-технологический центр -организация, созданная на базе научной организации или ее опытного завода, обладающая имущественным комплексом в виде офисных, производственных помещений и соответствующего оборудования, использующая его для представления в аренду малым предприятиям на основе договоров или для осуществления собственной инновационной деятельности, обладающая квалифицированным персоналом сотрудников, оказывающих технологические, информационные, консультационные и иные услуги по обеспечению информационной деятельности, имеющая различное местонахождение; разную степень хозяйственной самостоятельности -состоящая на балансе научной организации или на отдельном балансе, в последнем случае его подчиненность научной организации должна быть оговорена в официальном документе (уставе организации, структуре, схеме научной организации) Постановление Росстата от 20 декабря 2007 г. № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса» (вместе с «Указаниями по заполнению формы единовременного федерального статистического наблюдения № 2-наука (НТК) “Сведения об организации научно-технического комплекса”»)

168

Грибовский А.В.

Продолжение таблицы 1

Инновационно-технологические центры -юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в разработке и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах власти и управления, федеральных и иных фондах и их представительствах, охране интеллектуальной собственности Проект Федерального закона «О государственной инновационной политике, разработанный депутатом Государственной Думы И. Д. Грачевым // http:// www.grachev.ru/innovrustext/ innovrus/id/718745.html; Проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации (Законопроект № 344994-5, поступил на рассмотрение в Государственную Думу 18 марта 2010 г.)

Инновационно-технологический центр (ИТЦ) - это организация, имеющая статус юридического лица и обладающая имущественным комплексом (офисные, производственные помещения, соответствующее оборудование). Целью создания ИТЦ является аккумулирование в одном месте различных малых инновационных предприятий, развитие их научно-технического потенциала посредством содействия процессу их становления и продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства Трапицын С. Ю., Граничина О. А. Создание инновационнотехнологических центров при ВУЗах как путь повышения качества подготовки специалистов // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 2

Инновационная политика

169

__________________________________________Продолжение таблицы 1

Инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, использующийся его владельцем (управляющим) для предоставления инновационным МСП на выгодных для сторон условиях офисных и производственных помещений в долгосрочную аренду с приспособлением этих помещений к инженернотехнологическим требованиям производства инновационных МСП -арендаторов, а также комплекса услуг по обеспечению их инновационной и хозяйственной деятельности

Глоссарий на сайте Петрозаводского государственного университета // http://petrsu. karelia.ru/Work/glossary.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.