С.А. Суслов, канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и автоматизации бизнес-процессов, М.Н. Кирилов, аспирант, кафедра организации и менеджмента, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Княгинино, Россия, [email protected]
ИННОВАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АГРАРНЫЙ СЕКТОР
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования научно-технической политики в Российской Федерации, анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие инновационную деятельность в России, интерпретируются варианты развития экономики, предлагаемых стратегией инновационного развития; обоснована необходимость развития собственной инновационной инфраструктуры агропромышленного комплекса; выявлена зависимость уровня вложений стран в сельскохозяйственные научные разработки от уровня производительности труда в агропромышленном комплексе; обоснованы результаты роста производительности труда в виде повышения экономической доступности продуктов сельского хозяйства, снижения объемов импортной продукции как фактора экономической зависимости; приведен обзор лидирующих стран по критериям валового производства и уровню обеспеченности населения продукцией сельского хозяйства. Нестабильность политической и экономической обстановки во многих регионах мира, замедление темпов роста российской экономики, рост изолированности России, который приводит к затруднению ведения деловых отношений с зарубежным бизнесом, все это так или иначе ведет к росту значимости концепции импортозамещения, самообеспеченности нашей страны в части продовольствия и других сельскохозяйственных продуктов. Рост этих показателей может быть достигнут в том случае, если аграрный сектор будет насыщен необходимой современной техникой и обладать доступом к передовым производственным технологиям.
Ключевые слова: импортозамещение, самообеспеченность, продовольственная безопасность, производительность труда, инновации, инновационная активность, агропромышленный комплекс, нестабильность, инвестиции, инерционное развитие, догоняющее развитие, инновационное развитие.
Отставание России в наукоемких секторах в некоторой степени объясняется закрытостью советской экономики, но сейчас, когда экономика стран выходит за рамки государственных границ и все больше принимает интегрированный характер, становится возможным использование самых современных достижений научно-технического прогресса во всех отраслях.
В тоже время доминирование наименее привлекательных типов инновационного развития, в том числе копирование готовых технологий, характеризует инновационную систему России как имитационную.
В Российской Федерации инновационная деятельность регламентируется Федеральным законом № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», на котором базируется разработка федеральных и региональных стратегий и дорожных карт инновационного развития секторов экономики, а также иными нормативно-правовыми актами1.
В разработанной стратегии инновационного развития экономики РФ описываются три ее альтернативных варианта:
♦ инерционный;
♦ догоняющий;
♦ достижение лидерства в ведущих на учно-технических секторах и фундамен тальных исследованиях2.
Инерционный вариант развития пред полагает импорт готовых разработок. Этот вариант, по мнению авторов стратегии, приведет к ослаблению отечественной инновационной системы и еще большей зависимости России от зарубежных технологий. Это обречет Россию на дальнейшее отставание от ведущих стран Запада, а в : будущем приведет к поражению в конкурентной борьбе с новыми индустриальными странами.
Догоняющее развитие подразумевает, помимо импорта технологий и техники, точечную активизацию инновационной деятельности в некоторых высокоразвитых секторах. Именно по этому варианту развивается быстро растущая экономика стран Азии.
Указывая на множество положительных итогов этого варианта развития, в стратегии приводится также ряд существенных недостатков, которые заключаются в основном в усилении зависимости российской экономики от стран, инновации и инвестиции которых будут основой инновационного развития России.
Вариант достижения лидерства в высокотехнологичных секторах и исследованиях возможен только при всесторонней поддержке и участии государства в инновационной системе страны, что является предпочтительной, но также и самой затратной альтернативой. В стратегии делается акцент на том, что вариант лидерства в исследованиях не может быть использован для всех отраслей и наиболее подходит для тех, которые имеют значительные конкурентные преимущества, тогда как для остальных отраслей предусматривается вариант догоняющего развития.
В условиях нестабильности показатели самообеспеченности продуктами питания, в том числе обеспеченности продукцией сельского хозяйства, вероятно, являются важнейшими показателями, характеризующими продовольственную и экономическую безопасность страны.
Внедрение инноваций в сельскохозяйственную отрасль несколько отличается от привычного инновационного процесса. В отличие от завода, на котором при переоснащении или модернизации оборудования приходится прерывать производственный процесс,
в сельском хозяйстве такие мероприятия могут осуществляться вне вегетационного цикла.
Стратегия инновационного развития не имела конкретной дорожной карты планируемых мероприятий. Несмотря на то что сама стратегия инновационного развития была принята в 2011 году, план ее реализации утвержден лишь 6 марта 2015 года. Мероприятиями, описанными в плане, предусматривается повышение эффективности поддержки инновационной деятельности — как бюджетной, так и в рамках грантов, = а также разработка и дополнение имеющихся форм отчетности об инновационной деятельности организаций, уточнение порядка сбора и отчетности данных об инновациях3.
В принятой позднее программе развития сельского хозяйства на 2013—2020 годы инновации в агропромышленном комплексе (АПК) рассматриваются как необходимый и единственный вариант достижения лидерства в сельскохозяйственном произ-водстве4.
Тема инновационного развития прослеживается и в программах развития АПК регионов. Так, наряду с традиционными, в программе развития агропромышленного комплекса Нижегородской области представлены и новые направления государственной поддержки: субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение зерносушильного и зерноочистительного оборудования, на создание инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве (биоэнергетики).5
По нашему мнению, правовые основы инновационной деятельности в России продолжают развиваться, и в дальнейшем это приведет к созданию и слаженной работе российской инновационной системы, которая позволит повысить конкурентоспособность отечественного АПК на иностранных рын-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
ках, привести к самообеспеченности населения России продуктами питания и создаст возможность для развития современной инфраструктуры АПК.
В условиях нестабильности показатели самообеспеченности продуктами питания, в том числе обеспеченности продукцией сельского хозяйства, вероятно, являются важнейшими показателями, характеризующими продовольственную и экономическую безопасность страны.
Обеспеченность населения продукцией сельского хозяйства вовсе не предполагает увеличение численности сельского населения или работников сельского хозяйства. В первую очередь, необходимо добиваться максимальной производительности за счет внедрения инноваций, посредством механизации и автоматизации процессов.
По нашему мнению, именно уровнем производительности труда одного работника можно объяснить уровень развития, эффективности и инновационности аграрного сектора в конкретной стране или регионе. Например, Соединенные Штаты, занимая третье место в рейтинге по объему производства сельскохозяйственной продукции и второе место по объему выращивания зерновых культур, имеют долю сельскохозяйственных работников в структуре населения 1,5% — это менее 5 млн. человек, тогда как в Индии сельским хозяйством заняты 60% населения — это свыше 700 млн. человек. Интересен тот факт, что продукции в Штатах производится почти столько же, сколько и в Индии, но вот американец, занятый
в аграрной сфере, производит продукции в 140 раз больше индийца.
Объем производства в стране вовсе не свидетельствует о том, что она использует передовые технологии и сельскохозяйственную технику. Можно говорить о том, что чем ниже производительность труда аграриев, тем большую долю они занимают в структуре населения и тем меньше людей они способны обеспечить продукцией сельского хозяйства.
По нашему мнению, чем меньше людей справляются с проблемой обеспечения страны продуктами сельского хозяйства, в том числе продуктами питания, чем выше производительность работников сельского хозяйства, тем больше развит аграрный сектор страны или ее региона и тем меньше доля затрат на питание в затратах домохозяйств.
Внедрение инноваций в сельскохозяйственную отрасль несколько отличается от привычного инновационного процесса, например в промышленности. Е.П. Макарова говорит о том, что в отличие от завода, на котором при переоснащении или модернизации оборудования приходится прерывать производственный процесс, в сельском хозяйстве такие мероприятия могут осуществляться вне вегетационного цикла6.
Мы считаем, что производительность напрямую зависит от обеспеченности аграриев уборочными комбайнами и в гораздо большей степени — от обеспеченности сельскохозяйственными тракторами (рис. 1).
Лидерами в отношении обеспеченности работников тракторами являются США,
Рис. 1. Зависимость производительности труда от обеспеченности тракторами
Рис. 2. Зависимость доли затрат на питание от производительности труда в сельском хозяйстве страны
Франция и Япония, это и объясняет показатели производительности в этих странах.
В Нигерии на 10 тысяч человек приходится 2 трактора, отсюда и высочайшая доля работников, занятых в сельском хозяйстве, — 70%, и минимальная производительность труда.
По мнению Г.Г. Руденко, ни производительная техника, ни оборудование не могут дать ожидаемого роста производительности без рациональной и научно обоснованной организации сервисной поддержки и обслуживания7.
Несомненно, если рассматривать инновационное развитие как поставку техники из-за рубежа, то нет оснований полагать, что такой путь развития без должной поддержки сервиса этой техники на территории России вызовет положительный эффект в аграрном секторе.
Высокий уровень обеспеченности населения продуктами питания демонстрируют те страны, которые много тратят на научные разработки в сфере агропромышленного комплекса, внедряемые инновации увеличивают производительность аграрного сектора и тем самым снижают стоимость продуктов питания для населения, делая их экономически более доступными. Можно также говорить и о том, что, если производительность в АПК будет снижаться, то это неизбежно приведет к росту затрат домохозяйств на продукты питания. Поэтому задача государства — обеспечить поддержку не просто инновационной деятельности и активности организаций, а поддержку по-настоящему эффективных инновационных кампаний (рис. 2).
Ведь именно от эффективности приобретаемого или разрабатываемого оборудова-
Рис. 3. Зависимость доли затрат на НИОКР в сельском хозяйстве от производительности труда
ния, техники или технологий будут зависеть в конечном счете и отдача от вложенных средств, и производительность аграрного сектора как фактор экономической доступности продуктов питания.
Мы считаем, что доля затрат на НИОКР в АПК в общих затратах страны на научные разработки будет снижаться по мере повышения уровня обеспеченности населения продуктами питания, в еще большей степени она будет снижаться при росте производительности аграрного сектора (рис. 3).
Таким образом, рост обеспеченности стран продуктами питания невозможен без роста производительности труда в АПК, рост производительности труда, в свою очередь, невозможен без постоянной модернизации оборудования и сельскохозяйственной техники, без применения инновационных сортов культур и пород животных, средств их защиты, технологий возделывания и выращивания, и доля затрат страны на такого рода инновации будет стремиться к нулю по мере роста производительности труда в аграрном секторе.
Литература
1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 r. № 127-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: Минобрнау-ки.рф/документы/817 (дата обращения:04.11.2015).
2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 04.11.2015).
3. Распоряжение Правительства РФ от 06.03.2015 № 373-р «Об утверждении плана реализации в 2015— 2016 годах Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_176415/ (дата обращения: 04.11.2015).
4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70210644/ (дата обращения: 04.11.2015).
5. Постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280 «Об Утверждении Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области»
6. Макарова Е.П. Инновации и их роль в повышении эффективности сельского хозяйства // Никоновские чтения. 2009. № 14. [Электронный ресурс]. URL: http: // cyberleninka. ru/ article/ n/innovatsii-i-ih-rol-v-povyshenii-effektivnosti-selskogo-hozyaystva (дата обращения: 04.11.2015).
7. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Производительность труда в системе управления персоналом // Вестник Омского университета. 2003. № 1. С. 46—53.
INNOVATIONS AND THEIR INFLUENCE ON AGRARIAN SECTOR
S.A. Suslov, Candidate of Economics, Docent, The department of economics and automation of business processes, M.N. Kirilov, postgraduate, The department of organization and management, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino, Russia, [email protected]
The article investigates the problems of law regulation of scientific and engineering policy in the Russian Federation; considers and analyzes the main statutory acts for innovative activity in Russia; carries out interpretation of the economy's development variants; substantiates the development necessity of own innovative infrastructure of agricultural complex; exposes the dependence of state investments in agricultural scientific developments and labor efficiency level in agricultural complex; substantiates the results of production efficiency growth as a growth of economic availability of agricultural products, decrease of import products volumes as a factor of economic dependence; provides a review of leading countries positions according to gross output and supply level of population with agricultural products. Instable political and economic situation in many countries, slowdown of Russian economy's growth rates and isolation of Russia, all these factors lead to impediment in the field of relations with foreign business and import phase-out, especially in food and other
agricultural products. These indices growth can be achieved in the case if the agrarian sector is equipped with modern means and advanced production technologies.
Key words: import substitution, self-sufficiency, food security, productivity, innovation, innovative activity, agro-industrial complex, instability, investment, inertial development, catching-up development, innovation development.
References
1. Federal'nyi zakon «O nauke i gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi politike» ot 23 avgusta 1996 g. № 127-FZ [Federal law «On science and state scientific and technical policy» dated 23 August 1996 No. 127-FZ]. Available at: Minobrnauki.rf/dokumenty/817 (accessed 04.11.2015).
2. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r «Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [The decree of the RF Government from 08.12.2011 № 2227-R «On approval of the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020»]. Available at: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (accessed 04.11.2015).
3. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 06.03.2015 № 373-r «Ob utverzhdenii plana realizatsii v 2015—2016 godakh Strategii innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [The decree of the RF Government from 06.03.2015 № 373-p «On approval of the implementation plan in 2015 and 2016, the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020»]. Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176415/ (accessed 04.11.2015).
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 iiulia 2012 g. № 717 «O Gosudarstvennoi programme razvitiia sel'skogo khoziaistva i regulirovaniia rynkov sel'skokhoziaistvennoi produktsii, syr'ia i prodovol'stviia na 2013—2020 gody» [The RF Government decree of July 14, 2012 № 717 «On the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020»]. Available at: http:// base.garant.ru/70210644/ (accessed 04.11.2015).
5. The decree of the Government of Nizhny Novgorod oblast of 28 April 2014 № 280 «On approval of the State program «Development of agro-industrial complex of the Nizhny Novgorod region» (in Russian).
6. Makarova E.P. Innovatsii i ikh rol' v povyshenii effektivnosti sel'skogo khoziaistva [Innovations and their role in improving the efficiency of agriculture]. Nikonovskie chteniia — Nikon reading, 2009, no. 14. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-i-ih-rol-v-povyshenii-effektivnosti-selskogo-hozyaystva (accessed: 04.11.2015).
7. Odegov Iu.G., Rudenko G.G. Proizvoditel'nost' truda v sisteme upravleniia personalom [Labour productivity in the personnel management system]. Vestnik Omskogo universiteta — Bulletin of Omsk University, 2003, pp. 46-53.