Научная статья на тему 'Инновации дореволюционных предпринимателей'

Инновации дореволюционных предпринимателей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2636
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЧЕСТЬ / БЕРЕЖЛИВОСТЬ / ТРУДОЛЮБИЕ / ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОД / BUSINESS / CHARITY / MODERNISATION / HONOUR / THRIFT / HARDWORKING / TRADITIONS / VALUES / EDUCATION / PEOPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балашов Алексей Михайлович

В статье показан вклад текстильных предпринимателей Москвы и Центрального региона в инновационную деятельность и модернизацию производства своих предприятий, в общее и техническое образование рабочих, в создание для них благоприятной обстановки деятельности и жизни. Данная проблематика особенно актуальна в настоящее время для российского бизнеса, идеология которого вступает в явное противоречие с историческими стереотипами поведения и традиционными ценностями российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS OF PRE-REVOLUTIONARY BUSINESSMEN

The article illustrates the contribution of textile entrepreneurs in Moscow and Central region in innovation and modernization of its enterprises in general and technical education of workers in the creation of an enabling environment for their work and life. This problem is particularly acute at the present time for Russian business, the ideology that inherently conflicts with the historical stereotypes of behavior and traditional values of Russian society.

Текст научной работы на тему «Инновации дореволюционных предпринимателей»

УДК 330.8 Балашов Алексей Михайлович

кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента Егорьевского технологического института (филиала) Московского государственного технологического университета «Станкин» тел.: (49640) 3-83-44

ИННОВАЦИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Balashov Aleksey Michailovich

Candidate of Economics, associate professor of the chair of industrial management, Egorievsk Technological Institute (affiliate) of Moscow State Technological University

“Stankin” tel.: (49640) 3-83-44

INNOVATIONS OF PRE-REVOLUTIONARY BUSINESSMEN

Аннотация:

В статье показан вклад текстильных предпринимателей Москвы и Центрального региона в инновационную деятельность и модернизацию производства своих предприятий, в общее и техническое образование рабочих, в создание для них благоприятной обстановки деятельности и жизни. Данная проблематика особенно актуальна в настоящее время для российского бизнеса, идеология которого вступает в явное противоречие с историческими стереотипами поведения и традиционными ценностями российского общества.

Ключевые слова:

предпринимательство, благотворительность, модернизация, честь, бережливость, трудолюбие, традиции, ценности, образование, народ.

The summary:

The article illustrates the contribution of textile entrepreneurs in Moscow and Central region in innovation and modernization of its enterprises in general and technical education of workers in the creation of an enabling environment for their work and life. This problem is particularly acute at the present time for Russian business, the ideology that inherently conflicts with the historical stereotypes of behavior and traditional values of Russian society.

Keywords:

business, charity, modernisation, honour, thrift, hardworking, traditions, values, education, people.

Условия становления современного бизнеса в России способствовали его «непрозрачности», криминализации и отходу от миропонимания большинства дореволюционного предпринимательства. Поэтому цель данной статьи состоит в том, чтобы проследить деятельность некоторых дореволюционных предпринимательских династий и показать не только их производственную работу, но и социальную. Передать, что этот тип предпринимателя чувствовал свою ответственность перед рабочими, обществом, страной. Это был инноватор, стремившийся внедрить на производстве последние новинки науки и техники.

Большая часть дореволюционных российских предпринимателей вышла из народа, их деды были крепостными крестьянами, и они связывали свою судьбу с народом. Типично русским предпринимательством было московское купечество. Почти все его представители приехали в Москву из других губерний. Купцов уважали за соблюдение кодекса чести, который они ценили выше жизни. Так, знаменитый предприниматель С.И. Четвериков спустя четверть века после смерти отца, поместил объявление в газете, разыскивая его кредиторов, и со всеми, кого смог найти, рассчитался [1, с. 114].

Московское и провинциальное купечество воспринимало ответственность в служении обществу, народу как патриотический долг, оно опиралось на религиозно-патриархальные традиции, которые на протяжении длительного времени трансформировались, в результате чего была создана идеология российского предпринимателя. Значительное влияние на ее выработку оказало старообрядчество. Именно аскетизм и трудолюбие были их характерными чертами, а также склонность к взаимопомощи и солидарности. Большинство из них свои капиталы направили в хлопчатобумажную отрасль. В начале XX в. эта идеология претерпела некоторые изменения. Внуки основателей династий получили прекрасное образование. Однако они сохранили традиции предков, хотя часть дедовских обычаев им стала казаться анахронизмами. Они в значительно большей мере, чем их деды, были инноваторами. Ведь инновация - это не только экономическое понятие, но и культурное явление, которое определяет уровень образованности общества и готовность его не только к количественным изменениям на производстве, но и к качественным, то есть к культуре отношений между предпринимателями и рабочими.

Крупнейшей династией, следовавшей данным принципам, являлись текстильные фабриканты Морозовы. Их Никольской мануфактуре была посвящена целая монография [2]. Значительно меньше внимания уделено другой ветви этой семьи, происходившей от старшего сына

Саввы Васильевича Морозова Елисея Савича, который, отделившись от отца, в 1837 г. открыл маленькую красильную мастерскую неподалеку. Только в 1850- х гг. его сыном Викулой была построена самоткацкая фабрика, капитал которой равнялся 200 тыс. руб. [3, с. 24], а позднее он основал и бумагопрядильную фабрику.

В 1882 г. он создал паевое товарищество, с основным капиталом 7 млн. 400 тыс. руб. За первый год оно получило прибыли всего 175 тыс. руб. [4, л. 10], а в 1887 г. его доход уже превысил 814 тыс. руб., из которых на расширение предприятия было направлено 400 тыс. руб. [5, л. 28].С этого времени начался оживленный сбыт товаров. В 1894 г. чистой прибыли получили уже около 1,3 млн. руб. [6, л. 37]. На предприятиях были возведены новые корпуса, произведена установка самых современных машин. Благодаря расширению производства число веретен достигло 100 тыс., а количество станков было доведено до 2 230 [7, л. 27]. Товарищество возвело также новое помещение для торговли на Нижегородской ярмарке, а в Москве продолжалось строительство здания для правления.

В 1900 г. на расширение производства было потрачено уже 800 тыс. руб. На возобновление движимого и недвижимого имущества и улучшение быта рабочих израсходовали почти 3,5 млн. руб. [8, л. 46]. Были построены дома для рабочих, школа, больница, ясли. Викула Елисеевич руководил предприятиями до своей смерти в 1895 г., а в дальнейшем его заменил сын Иван Викулович [9, л. 3]. Это было типичное семейное предприятие.

Сын продолжил традиции отца: в 1914 г. на расширение предприятия было израсходовано около 3 млн. руб. [10, с. 22]. В 1916 г. на содержание лечебных учреждений, школы, библиотеки, богадельни при фабриках было потрачено 1,5 млн. руб. [11, л. 108]; 600 тыс. руб. - на пособия благотворительного характера беднейшим рабочим предприятий [12, л. 108]. В.Е. Морозов построил на свои средства детскую больницу в Москве, которая до сих пор называется Мо-розовской. Товарищество просуществовало до 27 августа 1918 г., когда было ликвидировано в связи с национализацией [13, л. 103] .

Крупнейшей хлопчатобумажной предпринимательской династией были Прохоровы. В 1771 г. Василий Иванович основал «пивоваренный торг в Хамовниках». Потом, понимая, что это не богоугодное дело и на чужом несчастье нельзя делать богатство, занялся текстильным производством. Текстильное дело Прохоровых постепенно расширилось, и уже в 1871 г. было изготовляло 436 тыс. кусков ткани стоимостью почти 4 млн. руб. в год [14, с. XII]. Перед смертью Василий Иванович напутствовал своих детей: «Любите благочестие и удаляйтесь от худых обществ, никого не оскорбляйте и не исчисляйте чужих пороков, а замечайте свои, живите не в богатстве, а для Бога, не в пышности, а в смирении...» [15, с. 35] .

После его смерти предприятием стал управлять молодой Тимофей. Он первым из российских фабрикантов организовал у себя на фабрике школу для рабочих и довел ее до уровня шестиклассного ремесленного училища на 500 учащихся. Тимофей Васильевич был значительно образованнее отца и прекрасно понимал, что русскому рабочему недостаточно технических знаний, а без этого не может развиваться отечественная текстильная индустрия. Т.В. Прохоров, будучи патриотом своей страны, считал, что на квалифицированные работы следует не привлекать иностранцев, а обучать производству русских. Училище обеспечивало не только фабрики Прохоровых рабочей силой, но и готовило специалистов для химико-технических лабораторий многих предприятий страны.

Представители следующих поколений фамилии получили еще лучшее образование. Один из братьев Прохоровых - Сергей, окончил естественное отделение Московского Императорского университета. Он досконально изучил красильный процесс в Германии. На Трехгорной мануфактуре он основал научную химико-аналитическую лабораторию. Открытия, заимствованные из этой лаборатории, скоро стали достоянием не только всей России, но и Европы и Америки.

Сергей Иванович первым в России поднял вопрос и об очистке сточных вод. Предприятие оснастили современным новейшим оборудованием. «Товарищество на паях Прохоровской Трехгорной мануфактуры» активно использовало и новое в тот период топливо - нефть. Братья Прохоровы остро чувствовали необходимость инноваций.

Таким образом, исследование особенностей предпринимательской деятельности купечества Центрального региона и Москвы, дает основание говорить, что эти предприниматели были крестьянского происхождения, имели семейные паевые фирмы, которые занимались в основном производством хлопчатобумажной продукции. Они огромное внимание уделяли инновациям на своих предприятиях, стремились к поиску новых возможностей производства, изготовлению новейших продуктов, освоению новых рынков, внедрению новых способов организации производства. На этих новаторов большое влияние оказывали старообрядческие традиции, общинная идеология, почитание Бога. Они во многом придерживались семейных норм, в некоторой степени они находились под влиянием славянофильства, но их предпринимательская

деятельность базировалась на реальных институтах рыночной экономики. Они стремились синтезировать институты современного капитализма с традициями православия. Этот тип предпринимателя был заинтересован не только в развитии производства, но и повышении образовательного и технического уровня рабочих, и создания для них благоприятных условий деятельности и жизни. Сознавая свою социальную ответственность из неграмотных крестьян, они создавали рабочую силу индустриального общества.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990.

2. Поткина И.В. На Олимпе делового успеха: Николь-

ская мануфактура Морозовых, 1797-1917. М., 2004.

3. Иоксимович Ч.М. Мануфактурная промышленность накануне первой мировой войны. М., 1915.

4. Центральный Исторический архив Москвы (ЦИАМ) ф. 341, оп. 1, д. 3.

5. ЦИАМ ф. 341, оп. 1, д. 3.

6. ЦИАМ ф. 341, оп. 1, д. 3.

7. ЦИАМ ф. 341, оп. 1, д.12.

8. ЦИАМ ф. 341, оп. 1, д. 3.

9. ЦИАМ ф. 341, оп. 1, д. 4.

10. ЦИАМ ф. 341, оп. 1, д. 3.

11. ЦИАМ ф. 341, оп. 1, д. 3.

12. ЦИАМ ф. 341, оп.1, д.12.

13. ЦИАМ ф. 341, оп. 1, д. 12.

14. Матисен Н.И. Атлас мануфактурной промышленности Московской губернии. М., 1872.

15. Прохоровы. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торговопромышленной деятельности семьи Прохоровых. 1799-1915 гг. М., 1996.

1. Buryshkin P.A. Moskva kupecheskaya. M., 1990. 2.

2. Potkina I.V. Na Olimpe delovogo uspeha: Nikol'skaya manufaktura Morozovyh, 1797-1917. M., 2004.

3. loksimovich C.M. Manufakturnaya promyshlennost' nakanune pervoy mirovoy voyny. M., 1915.

4. Tsentral'niy Istoricheskiy arhiv Moskvy (TSIAM) f. 341, op. 1, d. 3.

5. TSIAM f. 341, op. 1, d. 3.

6. TSIAM f. 341, op. 1, d. 3.

7. TSIAM f. 341, op. 1, d.12.

8. TSIAM f. 341, op. 1, d. 3.

9. TSIAM f. 341, op. 1, d. 4.

10. TSIAM f. 341, op. 1, d. 3.

11. TSIAM f. 341, op. 1, d. 3.

12. TSIAM f. 341, op. 1, d.12.

13. TSIAM f. 341, op. 1, d. 12.

14. Matisen N.I. Atlas manufakturnoy promyshlennosti Moskovskoy gubernii. M., 1872.

15. Prohorovy. Materialy k istorii Prohorovskoy Trehgor-noy manufaktury i torgovo-promyshlennoy deyatel'nosti sem'i Prohorovyh. 1799-1915 gg. M., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.