Научная статья на тему 'Русские предприниматели и образование'

Русские предприниматели и образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / НОВЕЙШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ENTREPRENEURSHIP / EDUCATION / INDUSTRY / THE NEWEST EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашов Алексей Михайлович, Балашова Ирина Алексеевна

В статье показан огромный вклад русских предпринимателей в образование народа. В частности, рассмотрена деятельность патриота своей страны предпринимателя М.Н. Бардыгина в организации просвещения в Московском учебном округе. М.Н. Бардыгин не только основал механико-электротехническое училище в Егорьевске и оснастил его по последнему слову техники, он всемерно приближал обучение к практической деятельности будущих руководителей производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ENTREPRENEURS AND EDUCATION

The article shows the great contribution of Russian entrepreneurs in the education of the people. In particular, there is considered the activity of the patriot of his country the entrepreneur M.N. Bardygin to provide the education at the Moscow School District. M.N. Bardygin not only founded the Mechanics and Electrical Technical School in Egoryevsk and equipped it with the latest technology, but he tried to make closer in every way to the practical training of future leaders of production.

Текст научной работы на тему «Русские предприниматели и образование»

УДК 947

Балашов Алексей Михайлович

кандидат экономических наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин Новосибирского государственного педагогического университета тел.: (905) 946-90-02

Балашова Ирина Алексеевна

кандидат исторических наук, профессор тел.: (49640) 3-83-44

РУССКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация:

В статье показан огромный вклад русских предпринимателей в образование народа. В частности, рассмотрена деятельность патриота своей страны предпринимателя М.Н. Бардыгина в организации просвещения в Московском учебном округе. М.Н. Бардыгин не только основал механико-электротехническое училище в Егорьевске и оснастил его по последнему слову техники, он всемерно приближал обучение к практической деятельности будущих руководителей производства.

Ключевые слова:

предпринимательство, образование, промышленность, новейшее оборудование.

Balashov Alexey Mikhailovich

Candidate of Economics, assistant professor of the chair of common technological disciplines,

Novosibirsk State Pedagogical University tel.: (905) 946-90-02

Balashova Irina Alexeevna

Candidate of History, professor tel.: (49640) 3-83-44

RUSSIAN ENTREPRENEURS AND EDUCATION

The summary:

The article shows the great contribution of Russian entrepreneurs in the education of the people. In particular, there is considered the activity of the patriot of his country the entrepreneur M.N. Bardygin to provide the education at the Moscow School District. M.N. Bardygin not only founded the Mechanics and Electrical Technical School in Egoryevsk and equipped it with the latest technology, but he tried to make closer in every way to the practical training of future leaders of production.

Keywords:

entrepreneurship, education, industry, the newest equipment.

Современные российские предприниматели мало интересуются вопросами общества и практически не оказывают ему помощь, в бизнесе чувствуется сильное влияние криминала, наблюдается обман потребителей в виде недоброкачественной продукции и недостоверной рекламы, идет постоянный вывоз капитала в оффшорные зоны. В связи с этим следует вспомнить практику дореволюционных предпринимателей, которые оказывали огромную поддержку обществу. В 1909 г. в небольшом провинциальном городке Егорьевске недалеко от Москвы сын городского головы открыл на свои средства механико-электротехническое училище. Для этой цели он выделил средства в сумме 20 000 руб. В обосновании необходимости открытия училища в письме в Министерство народного просвещения М.Н. Бардыгин писал: «Проектируемое училище не только отвечает местным потребностям, но, за отсутствием в Империи средних и низших электротехнических училищ и при быстро прогрессирующем развитии электротехнической промышленности, будет в состоянии обслуживать и нужды общегосударственные» [1, с. 8].

Возведение училища началось в 1907 г. по проекту знаменитого архитектора И.Т. Барютина, который использовал передовые для того времени технические решения, например, крыша на плавающих опорах, калориферное отопление. Одновременно со строительством училища создавалась инфраструктура всего района. Возводились дома для преподавателей и общежитие для учащихся, напротив учебного заведения на месте болота был разбит сад с прудом. С лета 1908 г. начали оборудовать мастерские, кабинеты, лаборатории. Открытие механико-электротехнического училища в Егорьевске состоялось 1 июля 1909 г. (все даты даны по старому стилю). 17 августа 1909 г. здание было освещено, и в нем провели приемные экзамены, а 24 августа начались занятия. Но окончательный прием вступительных экзаменов закончился только 22 декабря [2, л. 14].

12 сентября был утвержден Устав учебного заведения, который в годы советской власти был утерян и только к 100-летнему юбилею найден исследователями в Центральном историческом архиве Москвы. В первом параграфе говорилось: «...училище имеет целью сообщать знания и умения, необходимые для ближайших и непосредственных руководителей труда рабочих в механических и электротехнических производствах» [3, л. 178]. Второй параграф гласил, что училище состоит в ведении попечителя Московского учебного округа, хотя сам Егорьевск в тот период относился к Рязанской губернии. По Уставу учебного заведения в нем имелись: Педагогический совет, Хозяйственный и Попечительский комитеты. Параграф 64 Устава гласил, что Педагогический совет обсуждает вопросы приема учеников, перевода их из класса в класс, выдачи аттестатов, отчисляет неуспевающих, определяет награды ученикам за отличную учебу и поведение. Он также занимается выбором книг для библиотеки, распределяет нагрузку среди преподавателей. [4, л. 187].

Хозяйственный комитет ведал в основном заказами, выполняемыми учащимися. Здесь очень четко прослеживается связь обучения с производством, на чем так упорно настаивал М.Н. Бардыгин. Параграф 10 Устава гласил: «Важнейшие дела, относящиеся к учебно-воспитательной части обсуждаются в Педагогическом совете училища, дела же хозяйственные - в Хозяйственном комитете [5, л. 179]. Хозяйственный комитет состоял из директора, инспектора, заведующего мастерскими или лабораториями и одного или 2-х преподавателей [б, л. 187]. Он заведовал всем имуществом училища, ведал составлением годовых смет расходов и отчетов, поставкой различных товаров.

Параграф 68 Устава гласил, что Попечительство Егорьевского механико-электротехнического училища состоит под председательством М.Н. Бардыгина. Члены Попечительства утверждались Министром народного просвещения. Институт попечительства в образовании Российской Империи играл очень большую роль. Попечители помогали не только изыскивать необходимые для данного учебного заведения средства, но и внимательно следили за их расходованием, за учебным процессом. По 80 параграфу Устава учебного заведения в обязанности Попечительства входило: 1) содействие успешному приобретению учениками познаний по предметам специального технического образования; 2) попечение о возможности посещения учащимися окрестных фабрик и заводов; 3) изыскание средств помощи беднейшим ученикам; 4) содействие окончившим обучение в трудоустройстве в соответствии с их квалификацией и возможность получения дальнейшего специального образования; 5) наблюдение за сохранностью и исправностью материальной части училища [7, л. 263].

Попечительский совет способствовал приобщению учащихся к практическим знаниям. М.Н. Бар-дыгин, будучи хорошо образованным человеком, прекрасно понимал, что изучение в учебном заведении одной теории явно недостаточно для будущего руководителя производства. Поэтому с первого же года обучения учащихся приобщали изготовлять различные детали. И Михаил Никифорович стремился повысить заработную плату преподавателям практических занятий и заведующим мастерскими, оклад которых был чрезвычайно низким. В феврале 1913 г. он написал записку на имя Министра народного просвещения Л.А. Кассо, в которой просил повысить ставки этим категориям сотрудников, обосновывая это тем, что Егорьевское училище первое в России низшее учебное заведение по электротехнической специальности, и оно собирало материал для реформы технических училищ [8, л. 26].

Учебное заведение было оснащено по последнему слову техники. Лучшее и совершенное оборудование для учебного процесса было куплено не только в России, но и за границей. Оснащение мастерских давало возможность ученикам на практических занятиях детально ознакомиться на образцовых станках и инструментах с конструкцией самих машин и с работой на них.

По Уставу учебного заведения размер платы за обучение устанавливался Попечительством. Плата составляла 25 руб. [9, л. 42]. За общежитие взимали 14 руб. в месяц. По решению Педагогического совета от платы за обучение освобождались прилежные ученики. С 1912-1913 учебного года в честь 25-летия бракосочетания Михаила Никифоровича и его жены были учреждены 25 стипендий для детей мещан города Егорьевска, которые тоже освобождались от платы за обучение. Помимо этого из средств учебного заведения беднейшим ученикам постоянно отчислялись суммы на приобретение одежды [10, л. 5].

Образование в училище, как уже отмечалось, было тесно связано с практикой и жизнью. Поэтому преподаватели совместно с учащимися постоянно совершали экскурсии на различные предприятия, где детально изучали производственный процесс. Так, 30 сентября 1912 г. состоялась экскурсия на фабрику Товарищества Раменской мануфактуры «П. Малютина сыновья», которая в этот период уже принадлежала М.Н. Бардыгину. 26 ноября 1912 г. была проведена экскурсия в Москву, где учащиеся осмотрели электрическую станцию, мастерскую электротехнического завода РЭО «Вестингауз». Систематически проводились экскурсии в Подольск на завод швейных машин «Зингер», в Москву на завод «Динамо» и механический завод, на Коломенский машиностроительный завод и др.

Благодаря прекрасному техническому оснащению училища в нем неоднократно происходили различные общероссийские мероприятия. Так, с 4 по 6 января 1911 г. здесь состоялся съезд директоров технических училищ Московского учебного округа, в организации которого принял самое деятельное участие М.Н. Бардыгин. На этом форуме присутствовал весь цвет предпринимательства Москвы. На нем шла речь о тесной связи обучения с производством. Таким образом, училище, основанное на средства и благодаря активным усилиям предпринимателя М.Н. Бардыгина, смогло выпускать высококвалифицированных специалистов, хорошо знавших производство, умевших быстро ориентироваться в критических ситуациях. Это было единственное училище в Российской Империи, которое готовило высококвалифицированных электротехников.

Ссылки: References (transliterated):

1. Егорьевское механико-электротехническое училище 1. Egor'evskoe mekhaniko-elektrotekhnicheskoe

Цесаревича Алексия. М., 1912. Вып 2. uchilishche Tsesarevicha Aleksiya. M., 1912. Issue 2.

2. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ) ф. 2. Tsentral'niy istoricheskiy arkhiv Moskvy (TSIAM) f. 459.

459. оп. 5. д. 4033. op. 5. d. 4033.

3. ЦИАМ ф. 459. оп. 5. д. 2223. 3. TSIAM f. 459. op. 5. d. 2223.

4. Там же. 4. Ibid.

5. Там же. 5. Ibid.

6. Там же. 6. Ibid.

7. Там же. 7. Ibid.

8. ЦИАМ ф. 459. оп. 2. д. 5239. 8. TSIAM f. 459. op. 2. d. 5239.

9. ЦИАМ ф. 459. оп. 5. д. 4675. 9. TSIAM f. 459. op. 5. d. 4675.

10. ЦИАМ ф. 459. оп. 2. д. 5239. 10. TSIAM f. 459. op. 2. d. 5239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.