Научная статья на тему 'Техническое образование рабочих Петербурга на рубеже XIX-XX вв'

Техническое образование рабочих Петербурга на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / WORKERS / TECHNICAL EDUCATION / RUSSIAN TECHNICAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречкин Виталий Николаевич

В статье рассматривается система технического образования промышленных рабочих в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв., роль в ней Русского технического общества, изучены учебные заведения для рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical education workers of St. Petersburg at the turn of 19th-20th centuries

The article considers the system of technical education industrial workers in St. Petersburg at the turn of 19th-20th centuries, the role of the Russian technical society, studied educational institutions for workers.

Текст научной работы на тему «Техническое образование рабочих Петербурга на рубеже XIX-XX вв»

ИСТОРИЯ, УНИВЕРСИТЕТ, ИСТОРИК. СПБ., 2014

В. Н. Гречкин

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ПЕТЕРБУРГА

НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ.

Процессы модернизации, происходившие в России на рубеже XIX-XX вв., не могли не отразиться на изменении социальной структуры общества. Усложнение техники, появление новых производств создавали проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров, которая была осознана в обществе уже в середине XIX в.

Пионером в решении этой проблемы было Императорское Русское техническое общество (РТО). Основная работа по развитию технического образования была сосредоточена в Постоянной комиссии по техническому и профессиональному обучению при РТО. Большой вклад в ее работу внес учредитель и почетный член Русского технического общества Е. Н. Андреев. В апреле 1868 г. в докладе о ремесленном обучении за границей Е. Н. Андреев высказал идею создания специального комитета по вопросам профессионально-технического образования. Совет представил предложение об учреждении Постоянной учебной комиссии по техническому и профессиональному обучению на общем собрании членов общества, которое и одобрило его в мае 1868 г.1

В 1870 г. Учебная комиссия при РТО открыла первую профессиональную вечернюю школу для рабочих железной дороги Санкт-Петербург-Варшава. РТО содержало профессионально-технические школы при Балтийском и Невском кораблестроительных заводах, Франко-русском машиностроительном заводе, Обуховском сталелитейном цехе, при фабрике Нобеля, при Петербургском патронном заводе и при заводе Сименса-Гальске. При Путиловском заводе существовало четыре профессионально-технических школы (общеобразовательные классы для

1 Андреев Е. Н. Обзор деятельности Русского технического общества по техническому образованию СПб., 1872. С. 1-4.

детей рабочих, женские рукодельные классы, учебная мастерская, вечерние классы для взрослых рабочих)2.

В 1872 г. РТО учредило особую комиссию, состоявшую из профессоров Петербургского университета и Петербургского технологического института, призванную составить программу публичных лекций с целью распространения научных и технических знаний3.

Одним из наиболее действенных средств распространения практического образования и научных знаний среди рабочих стали публичные чтения и лекции. Начиная с 1876 г. правительство и власти на местах начинают контролировать этот процесс. По распоряжению властей тексты любых публичных лекций должны были быть согласованы с попечителем учебного округа, а губернатор должен был одобрить личность самого лектора, никакие отступление от утвержденных текстов не допускались.

По состоянию на 1911-1912 учебный год в ведении постоянной комиссии по техническому образованию находилось уже 9 специальных училищ для взрослых рабочих и подростков4:

Двухклассная школа десятников по строительному делу, основанная в 1874 г. В школе учились 110 человек в возрасте от 21 до 30 лет.

Ремесленное училище по механическому делу, основанное в 1879 г. В училище обучалось 147 учеников в возрасте от 12 до 20 лет.

Трехклассная школа печатного дела, основанная в 1884 г. В данном учебном году в школе обучалось 130 учеников в возрасте от 12 до 19 лет.

Двухклассная электротехническая школа, основанная в 1896 г. В школе обучался 91 ученик в возрасте от 18 до 40 лет.

Трехклассная Путиловская учебная мастерская по кузнечно-слесар-ному мастерству, была основана в 1897 г. В учебной мастерской обучалось 65 человек в возрасте от 11 до 16 лет, все учащиеся — дети рабочих Путиловского завода.

2 Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб., 1884. С. 251-253.

3 Титс Б. Н. Очерк истории Постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском техническом обществе, 1868-1889. СПб., 1889. С. 171.

4 ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 13963. Краткие сведения о Коломенских классах для рабочих. Л. 5-10.

Трехклассная Лиговская учебная мастерская, основанная в 1903 г. За данный учебный год в школе обучалось 64 человека в возрасте от 12 до 16 лет.

Классы черчения и рисования на Малой Охте, основанные в 1897 г. Обучение длилось три года, в данном учебном году обучалось 77 человек в возрасте от 11 до 40 лет.

Василеостровские классы черчения и рисования были основаны в 1898 г. Обучение в классах продолжалось три года, за 1911-1912 гг. в классах обучался 71 человек в возрасте от 12 до 40 лет.

Лиговские классы черчения, основанные в 1900 г. Ученики проходили в них двухлетнюю подготовку, за данный учебный год в классах обучалось 254 человека в возрасте от 17 до 40 лет.

Как можно заметить, система профессионально-технического образования в Санкт-Петербурге не отвечала требованиям по подготовке квалифицированных рабочих кадров, а соответствующих школ не хватало. Численность рабочих российской столицы к 1900 г. составляла 438 540 человек. Поэтому ежегодной подготовки одной тысячи квалифицированных рабочих было явно недостаточно.

Вместе с профессионально-техническими школами РТО поддерживало воскресные и вечерние школы общего и начального образования. По всей территории Российской империи филиалы РТО содержали вечерние училища для рабочих. В 1876 г. профессионально-технические школы начали получать материальную поддержку от Министерства финансов. С 1881 г. школы перешли под опеку Министерства просвещения. В 1882 г. Министерство просвещения и Государственный совет принимают единый устав профессионально-технических школ, по которому РТО получало право открывать школы не только при заводах, но и в рабочих районах, и сохраняло административную автономию в этом вопросе.

Важным вопросом оставалось финансирование Учебной комиссии РТО и самих профессионально-технических школ. Бюджет Учебной комиссии пополнялся из государственной казны, финансировался Городской думой Санкт-Петербурга, государственными фабриками, пожертвованиями благотворителей, платой за обучение и отчислениями от продажи товаров, сделанных в школьных мастерских. Владельцы частных заводов и фабрик, как правило, вносили плату за содержание своих школ, а комиссия распределяла фонды. Денег на школы не хватало, учителя работали за низкую плату, а нередко и задаром. Для пополнения бюджета

комиссия организовывала акции по сбору денег — устраивала концерты и лекции, доходы от которых направлялись на нужды учебных заведений5.

Государственный Совет и Министерство народного просвещения заботились об издании учебных пособий по техническому образованию. 22 августа 1890 г. вышло распоряжение министра народного просвещения, которое гласило: «Высочайше утвержденное 26 июня 1889 г. мнение Государственного Совета, между прочим, предоставило Министерству народного просвещения принять меры к скорейшему, по возможности, составлению и изданию необходимых для промышленных училищ учебных руководств и пособий. .. .Начиная с 1891 г. в течение 9 лет отпускать ежегодно семь тысяч рублей на выдачу особых премий за лучшие учебники и пособия для промышленных училищ»6.

В 1907 г. Товариществом заводских инженеров и преподавателей с целью подготовки техников и конструкторов, являющихся непосредственными помощниками заводских инженеров, было учреждено Первое Санкт-Петербургское частное техническое училище заводских техников. Училище находилось в ведомстве Министерства торговли и промышленности. В состав училища входило два отделения — механическое и электротехническое. Полный курс обучения на каждом отделении составлял 4,5 года, занятия проводились в вечернее время. В училище принимали лиц обоего пола не моложе 14 лет, имеющих свидетельства об окончании курса не ниже трехклассных земских школ. Кандидатов, не имеющих такого свидетельства, подвергали проверочному испытанию по русскому языку и арифметике. Лица, окончившие полный курс училища, получали аттестат и звание заводского техника7.

В 1908 г. инженерами-строителями М. А. Шуммером и Р. И. Розен-фельдом были учреждены Первые Петроградские политехнические курсы с целью подготовки техников различных специальностей. Первые Петроградские технические курсы являлись на тот момент единственным учебным заведением в России, организованным по образцу европейских частных политехнических институтов и техникумов. Позже при Политехнических курсах существовало четыре отделения: строительное и

5 Корольков Н. М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию. СПб., 1912. С. 59.

6 ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 7704. Устав средних технических училищ. Л. 5.

7 Там же. Ф. 2241. Оп. 1. Д. 1. Первое Петроградское частное техническое училище заводских техников. Л. 2.

архитектурное; землемерное; электротехническое; механическое. Курсы находились в ведомстве Министерства торговли и промышленности. Целью курсов являлась «подготовка ученых техников различных специальностей, способных самостоятельно или в качестве надежных помощников инженеров производить всякого рода технические работы»8.

Необходимо отметить, что до начала деятельности Русского технического общества в столице не существовало системы подготовки квалифицированных кадров. Однако в Петербурге наблюдался более высокий уровень развития промышленности, чем по стране в целом, что побуждало некоторых предпринимателей выделять средства для подготовки обученных работников. Тем не менее, в большинстве своем техническое образование российских рабочих осуществлялось традиционно на рабочем месте — знания, умения, навыки передавались от мастера к подмастерью.

Русское техническое общество и созданная при нем, для изучения на основе передового зарубежного и русского опыта проблемы профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих, Постоянная комиссия по техническому образованию стали первым в России научным учреждением, занявшимся исследованием широкого круга вопросов, связанных с этой проблемой. Однако, несмотря на энтузиазм передовых слоев общества, результаты, достигнутые ими, оставались весьма скромными, что было обусловлено крайне ограниченными возможностями, которые предоставляла сложившаяся система государственного администрирования.

Информация о статье

Автор: Гречкин Виталий Николаевич, студент IV курса, кафедра истории предпринимательства и менеджмента, СПбГУ, Санкт-Петербург, vitalij-grechkin@yandex.ru Название: Техническое образование рабочих Петербурга на рубеже XIX-XX вв. Аннотация: В статье рассматривается система технического образования промышленных рабочих в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв., роль в ней Русского технического общества, изучены учебные заведения для рабочих.

Ключевые слова: рабочие, техническое образование, Русское техническое общество.

Литература и источники, использованные в статье Центральный Государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 139. Оп. 1. Д. 13 963. Л. 5-10; Д. 7704. Л. 5; Д. 1. Л. 2; Ф. 2241. Оп. 1. Д. 1. Л. 2-3.

Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. Санкт-Петербург, 1884. С. 251-253.

8 Там же. Л. 3.

Андреев Е. Н. Обзор деятельности Русского технического общества по техническому образованию. Санкт-Петербург, 1872. С. 1-4.

Корольков Н. М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию. Санкт-Петербург, 1912. С. 59.

Титс Б. Н. Очерк истории Постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском техническом обществе, 1868-1889. Санкт-Петербург, 1889. С. 171.

Information about the article Author: Grechkin Vitaliy Nikolaevich, 4th year student, Department of History of Business and Management, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, vitalij-grechkin@yandex.ru Title: Technical education workers of St. Petersburg at the turn of 19th-20th centuries Summary: The article considers the system of technical education industrial workers in St. Petersburg at the turn of 19th-20th centuries, the role of the Russian technical society, studied educational institutions for workers.

Keywords: workers, technical education, the Russian technical society.

References

Tsentral'nyj Gosudarstvennyj istoricheskiy arkhiv Sankt-Peterburga [Central State Historical Archive in St. Petersburg]. Fund 139. Inv. 1. Case 13963. P. 5-10; Case 7704. P. 5; Case 1. P. 2; Fund 2241. Inv. 1. Case 1. P. 2-3.

Istoriko-statisticheskiy ocherk obshchego i spetsial'nogo obrazovaniya v Rossii [Historical and statistical description of general and special education in Russia]. St. Petersburg, 1884. P. 251-253. Andreev Ye. N. Obzor deyatel'nosti Russkogo tekhnicheskogo obshchestva po tekhnicheskomu obrazovaniyu [Overview of Russian technical society of Technical Education]. St. Petersburg, 1872. P. 1-4.

Korol'kov N. M. Kratkiy obzor deyatel'nosti Postoyannoy komissii po tekhnicheskomu obrazovaniyu [Summary ofthe activities ofthe Permanent Commission on the technical education]. St. Petersburg, 1912. P. 59.

Tits B. N. Ocherk istorii Postoyannoy komissii po tekhnicheskomu obrazovaniyu pri Imperatorskom Russkom tekhnicheskom obshchestve, 1868-1889 [Essay on the History of the Standing Committee for Technical Education at the Imperial Russian Technical Society. 1868-1889]. St. Petersburg, 1889. P. 171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.