Научная статья на тему 'Инноватика в педагогическом процессе медицинского университерта'

Инноватика в педагогическом процессе медицинского университерта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / INNOVATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова И. И.

В результате психолого-педагогического исследования мы попытались определить психолого-педагогическое содержание и основные компоненты инновационной деятельности преподавателя медицинского университета. Это способствовало разработке развивающей программы и проведения эксперимента по формированию социального творчества обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovatics in pedagogical process of medical university

Because of psychology and pedagogical research, we tried to define the psychology and pedagogical contents and the main components of innovative activity of the teacher of medical university. This has contributed to the development and carrying out experiment on formation of social innovative creativity of the students.

Текст научной работы на тему «Инноватика в педагогическом процессе медицинского университерта»

Since 1999 ISSN 2226-7425

Public health and health services ----—-

ИННОВАТИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕРТА

И.И. Макарова

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, НИИ СМЭЗ и МС

В результате психолого-педагогического исследования мы попытались определить психолого-педагогическое содержание и основные компоненты инновационной деятельности преподавателя медицинского университета. Это способствовало разработке развивающей программы и проведения эксперимента по формированию социального творчества обучающихся.

Ключевые слова: инновация, образовательные технологии, креативность.

Процесс обновления образовательных технологий следует базировать на перспективных исследованиях и анализе, проводить пересмотр теории и практики медицинского вуза в соответствии с прошлым опытом, текущей деятельностью и перспективами на будущее.

Рассмотрим опыт интегрирования ряда инновационных для высшей медицинской школы педагогических технологий в образовательный процесс. Предпочтение отдавалось достаточно простым, но эффективным технологиям, которые могут быть оперативно интегрированы в образовательный процесс.

В нашем случае — это технологии игромоде-лирования.

В отечественной и зарубежной педагогике не так много исследователей игрового моделирования.

Aнaлиз социолого-педагогической и научной литературы показал, что метод игрового моделирования получил свое широкое распространение в педагогике и методике обучения иностранным языкам в конце ХХ — в начале XXI в.

Педагоги отвечают не только за передачу знаний и фактов, но они в процессе обучения и воспитания используют игромоделирование с целью развития когнитивных, мотивационных, эмоциональных и социальных навыков [4; 6].

^к отмечает В.П. Сергеева, «моделирование и проектирование наряду с системным анализом и синтезом являются ведущими методами в познании и управлении воспитательными ситуациями и процессами как системными объектами» [2].

Профессор А.П. Панфилова определяет «игровое моделирование» как «метод, позволяющий

преподавателю не только влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития обучаемых, изменять их мотивацию, но и приобретать инновационный практический опыт по решению интеллектуальных, творческих, тупиковых и кризисных проблем» [1. С 3].

Американский ученый W. Littlewood формулирует следующие основные правила технологии игрового моделирования:

— поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни;

— адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации: в одних случаях;

— играть самого себя, в других — взять на себя воображаемую роль;

— вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни [7].

Рассмотрим опыт разработки и защиты проекта, подготовленного студентами 3-го курса факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова в 2010 г. по теме «Верность высоким идеалам российской медицины».

В процессе деловой игры студенты высказали дань уважения российским учёным, педагогам, врачам. В нашем случае — профессору Н.А. Вельяминову, академику АМН СССР первого созыва, выдающемуся клиницисту-хирургу, профессору С.Р. Миротворцеву.

Работа проводилась в рамках изучения дисциплины «Педагогика». Среднее количество студентов в группе — 11 человек. В рамках практических

—--—

~ 69 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 ISSN 2226-7425

The journal of scientific articles "Health & education millennium", 2015, volume 17, no. 1

----—-

занятий работа проводилась в малых группах. В начале таких занятий осуществлялось краткое групповое обсуждение тактики выполнения работы, после чего малые группы приступали к выполнению различных заданий. При возникновении затруднений приоритет отводился внутригруппо-вому или межгрупповому обсуждению, а уже затем, при невозможности самостоятельного решения проблемы, к консультации с преподавателем. После выполнения заданий проводилось предоставление результатов по принципу микро-конференции, деловой или ролевой игры. Причем фрагменты материала занятия, докладываемые группами, практически не пересекались.

Важно подчеркнуть, что занятия проводились с использованием группового обсуждения, работы в малых группах, элементов проблемного обучения, а также активных форм обучения, преимущественно неимитационных, как «мозговой штурм», блиц-игра, организационно-деятельностная игра.

Итак, при рассмотрении проекта, представленного в виде игры, осуществлялась работа в мини-группах по решению ролевой задачи о создании искусственных затруднений в процессе проведения лекции профессором Н.А. Вельяминовым.

Используя рисунки, схемы, чертежи и прочие наглядные пособия обучающиеся обосновали полученный результат.

Для повышения мотивации и стимулирования совместного обсуждения студентам предлагалось высказать пожелания о тематике актуальных вопросов, относящихся к педагогике для рассмотрения на последующих занятиях.

В рамках исследования студентам было предложено заполнить небольшую анкету, позволяющую выявить положительные и отрицательные стороны проведения занятий, в том числе с использованием инновационных педагогических технологий, а также высказать конструктивные предложения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса

Социологический анализ анкет показал: многие студенты (62,1%) признавали, что занятия с использованием инновационных педагогических технологий повышают:

— интерес к предмету (54,8%),

— мотивацию к работе (49,3%),

— способствуют активному участию в обсуждении актуальных вопросов (36,5%),

— актуализируют имеющиеся знания, навыки и умения (27,6%),

— позволяют работать в команде и в формате межличностной коммуникации (22,9%),

— а также в ряде случаев улучшить ожидаемый результат зачётных испытаний (10,1%).

Отсюда вытекает вывод: инновационное игровое моделирование опирается на такие важные методические правила, как партнерский стиль игрового взаимодействия и пространственно-временные ограничения сферы общения между участниками инновационного игрового обучения, опирающиеся на принцип «здесь и сейчас».

ЛИТЕРАТУРА

1. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М., 2006. С. 3.

2. Сборник информационно-методических материалов по организации научно-исследовательской работы студентов. М., 2009.

3. Шурупова Р.В. Профессиональные кадры — ценность организации // Социология власти. 2009. № 1. С. 64.

4. Шурупова Р.В. Профессиональные кадры — ценность организации // Социология власти. 2009. № 1. С. 66.

5. Шурупова Р. В. Проблемы в выборе медицинской профессии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2009. № 4. С. 171.

6. Шурупова Р. В. Проблемы в выборе медицинской профессии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Медицина. 2009. № 4. С. 174.

7. Game-Teaching and learning using games [Электронный ресурс]. URL: www. thelearningweb.nci/ gamcs-tcaching-games.hlm.l

—-г^е^б^-—

~ 70 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

ISSN 2226-7425

Public health and health services ----—

INNOVATICS IN PEDAGOGICAL PROCESS OF MEDICAL UNIVERSITY

I.I. Makarova

First Moscow state medical university of I.M. Sechenov Moscow research Institute of Sociology of medicine, health economics and health insurance, Moscow

Because of psychology and pedagogical research, we tried to define the psychology and pedagogical contents and the main components of innovative activity of the teacher of medical university. This has contributed to the development and carrying out experiment on formation of social innovative creativity of the students.

Key words: innovation, educational technologies, creativity.

REFERENCES

1. Panfilova A.P. Igrovoe modelirovanie v dejatel'nosti pedagoga. Ed. V.A. Slastenina, I.A. Kolesnikovoj. Moscow, 2006. P. 3.

2. Sbornik informacionno-metodicheskih materialov po organizacii nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov. Moscow, 2009.

3. Shurupova R.V. Professional'nye kadry — cennost' organizacii. Sociologija vlasti, 2009, .no 1, pp. 64.

4. Shurupova R.V. Professional'nye kadry — cennost' organizacii. Sociologija vlasti, 2009, no. 1, p. 66.

5. Shurupova R.V. Problemy v vybore medicinskoj professii, Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby naro-dov. Serija: Medicina, 2009, no. 4, p. 171.

6. Shurupova R.V. Problemy v vybore medicinskoj professii. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby naro-dov. Serija Medicina, 2009, no. 4, p. 174.

7. Game-Teaching and learning using games Available at: www. thelearningweb.nci/gamcs-tcaching-games.hlm.l

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.