Научная статья на тему 'Сахарный диабет: обучающая программа'

Сахарный диабет: обучающая программа Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
304
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ / ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА / АЛГОРИТМЫ ДИАГНОСТИКИ / ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ / DIABETES / TRAINING PROGRAM / ALGORITHMS OF DIAGNOSTICS / PROGRAM STAGES / EFFICIENCY OF THE TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сокол Адольф Фроимович

Разработана обучающая программа по диабетологии. Обучающая программа содержит 17 этапов и согласуется с авторскими алгоритмами дифференциальной диагностики заболеваний и состояний, сопровождающихся гипергликемией, глюкозурией, полиурией. Обсуждаются принципы обучающей программы. Из дидактических соображений все варианты и типы сахарного диабета рассматриваются в совокупности как класс болезней, объединенных общим признаком гипергликемией. Приведены схема обучающей программы и в порядке иллюстрации ее отдельные фрагменты. Обучающая программа решает вопросы диагностики сахарного диабета на уровне профессионального умения и увеличивает число верных ответов в 4-5 раз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сокол Адольф Фроимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diabetes: the training program

The training program in diabetology is developed. The training program contains 17 stages and will be agreed with author''s algorithms of differential diagnosis of the diseases and states which are followed by a hyperglycemia, glyukozuriy, poliuriy. The principles of the training program are discussed. For didactic reasons all options and types of diabetes are considered in total as a class of the diseases united by the general sign a hyperglycemia. Its separate fragments are given the scheme of the training program and as an illustration. The training program resolves issues of diagnosis of diabetes at the level of professional ability and increases number of the right answers by 4-5 times.

Текст научной работы на тему «Сахарный диабет: обучающая программа»

----—

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ: ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА

А.Ф. Сокол

Израильская Независимая Академия развития науки

Разработана обучающая программа по диабетологии. Обучающая программа содержит 17 этапов и согласуется с авторскими алгоритмами дифференциальной диагностики заболеваний и состояний, сопровождающихся гипергликемией, глюкозурией, полиурией. Обсуждаются принципы обучающей программы. Из дидактических соображений все варианты и типы сахарного диабета рассматриваются в совокупности как класс болезней, объединенных общим признаком- гипергликемией. Приведены схема обучающей программы и в порядке иллюстрации ее отдельные фрагменты. Обучающая программа решает вопросы диагностики сахарного диабета на уровне профессионального умения и увеличивает число верных ответов в 4—5 раз.

Ключевые слова: сахарный диабет, обучающая программа, алгоритмы диагностики, этапы программы, эффективность обучающей программы.

Простота диагностики сахарного диабета (СД) в значительной степени кажущаяся. Стандартный подход к больному, игнорирование нюансов заболевания ведут к грубым, иногда непоправимым, ошибкам [1].

Обучающие программы создаются, как правило, для изучения класса болезней. Сахарный диабет отличается значительным полиморфизмом (различный патогенез, различное течение, различные причины и патологические процессы, лежащие в основе возникновения диабета). Поэтому все варианты и типы СД можно рассматривать (по крайней мере с дидактической точки зрения) в совокупности как класс болезней, для каждой из которой характерен общий признак — повышение уровня глюкозы в крови. Улучшение качества диагностики этого заболевания возможно только за счет оптимизации мыслительных операций в обучающем процессе.

Разработанная нами обучающая программа по диабетологии состоит из 17 этапов и рассчитана, в частности, на диагностику и дифференциальную диагностику всех типов СД, его стадий и особенностей.

Обучающая программа должна отвечать следующим требованиям [2]:

1) она должна быть рассчитана на формирование профессиональной деятельности;

2) обучающая программа должна быть создана для решения с ее помощью всех задач того класса, на который она рассчитана;

3) обучающая программа составляется в такой последовательности, которая соответствует оптимальной системе мышления на всех ее этапах;

4) при наличии диагностических и тактических алгоритмов для данного класса наиболее целесообразно этапы обучающей программы располагать в той же последовательности, что и этапы алгоритмов;

5) аналитические этапы обучающей программы обязательно должны завершаться синтезом выявленных данных;

6) обучающая программа содержит разномасштабную информацию: вопрос-задание, подлежащий ответу-решению, перечень ответов решений на каждый этап программы. Все этапы обучающей программы верны для соответствующих задач, т. е. по существу предложенных задач неверных ответов нет, каждый ответ может быть неверным по отношению к другой задаче того же класса.

Обучающая программа согласуется с разработанными нами алгоритмами распознавания важнейших причин гипергликемии, глюкозурии, поли-урии [3]. Последовательность вопросов и задач по дифференцируемым синдромам почти полностью совпадают с последовательностью предписаний алгоритмов.

Предложенная программа может использоваться с применением технических средств обучения и без них на основе письменных ответов по каждому этапу и к каждой конкретной задаче. Естественно, обучающая программа и алгоритмы

—-г^е^б^-—

~ 216 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 ISSN 2226-7425

Public health and health services ----—-

должны обеспечиваться набором диагностических задач и эталонами ответов к ним. Этим достигается самоконтроль и самообучение.

Приводим схему обучающей программы и в порядке иллюстрации отдельные фрагменты (XIII, XIV, XVI).

Обучающая программа по диабетологии

I. Предварительное заключение о поражении органов и систем ( на основании жалоб, анамнеза, физикальных и дополнительных данных).

II. Заключение о факторах риска СД, (указать конкретно).

III. Заключение о нарушении ТТГ и о возможных причинах (указать конкретно).

IV. Анализ синдрома гипергликемии и его возможных причин.

V. Заключение по результатам исследования уровня глюкозы крови.

VI. Анализ синдрома глюкозурии и его возможных причин.

VII. Заключение по результатам исследования глюкозурии.

VIII. Анализ синдрома полиурии и его возможных причин.

IX. Заключение по результатам исследования синдрома полиурии.

X. Исследование метаболизма.

XI. Заключение о состоянии метаболизма.

XII. Осложнения СД (острые и хронические).

XIII. Анализ течения СД.

1. Возраст к началу болезни молодой.

2. Возраст к началу болезни старше 40—45 лет.

3. Начало диабета острое, подострое.

4. Начало диабета постепенное.

5. Имеется склонность к кетоацидозу.

6. Склонности к кетоацидозу нет.

7. Вероятный провоцирующий фактор диабета — вирусная инфекция.

8. Вероятный провоцирующий фактор диабета — аутоиммунный процесс.

9. Вероятный провоцирующий фактор диабета — переедание, избыточная масса тела.

10. Потребность в лечении инсулином высокая.

11. Потребности в лечении инсулином нет. Компенсация достигается с помощью пероральных сахароснижающих препаратов.

12. Нейроангиопатии имеются, значительно выражены (указать конкретно).

13. Нейроангиопатии отсутствуют или умеренно выражены.

14. Имеются указания на наличие эндокринных заболеваний с экскрецией контринсулярных гормонов (указать конкретно).

15. Имеются указания на длительный прием са-хароповышающих препаратов (указать конкретно).

16. Имеются указания на болезни поджелудочной железы (указать конкретно).

17. Имеются указания на наличие у больной беременности.

XIV. Заключение о клинических вариантахСД

1. У больного инсулинозависимый диабет.

2. У больного инсулиннезависимый диабет.

3. У больного СД связан с другими эндокринными заболеваниями (указать конкретно).

4. У больного СД связан с патологией поджелудочной железы (указать конкретно).

5. У больного СД возник на фоне длительного приема сахароповышающих препаратов (указать конкретно).

6. У больной СД возник на фоне беременности.

XV. Определение характера патологического процесса (на основе клинико-лабораторных данных)

XVI. Заключение по диагнозу

1. Тип СД.

2. Фаза СД (компенсация иди декомпенсация).

3. Степень тяжести диабета.

4. Осложнения диабета (указать конкретно).

5. У больного имеются факторы риска СД (указать конкретно).

6. У больного нарушен ТТГ (больной с нормальной массой тела; больной с повышенной массой тела, другие причины).

XVII. Заключение по лечению СД.

Сочетание алгоритмов и обучающей программы решает все вопросы диагностики СД на III уровне, т.е. на уровне профессионального умения, увеличивает число исчерпывающих ответов в 4—5 раз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сокол А.Ф., Шурупова Р.В. Современный врач: особенности, пути совершенствования. Беэр-Шева. 214. 215 с.

2. Наумов Л.Б. Оптимизация обучения в медицинском институте. Новосибирск, 1976. 260 с.

3. Сокол А.Ф. Диагностические алгоритмы в эндокринологии. Ленинград, 1981. 80 с.

—--—

~ 217 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----—

DIABETES: THE TRAINING PROGRAM

A.F. Sokol

Independent Israeli Academy of Science

The training program in diabetology is developed. The training program contains 17 stages and will be agreed with author's algorithms of differential diagnosis of the diseases and states which are followed by a hyperglycemia, glyukozuriy, poliuriy. The principles of the training program are discussed. For didactic reasons all options and types of diabetes are considered in total as a class of the diseases united by the general sign — a hyperglycemia. Its separate fragments are given the scheme of the training program and as an illustration. The training program resolves issues of diagnosis of diabetes at the level of professional ability and increases number of the right answers by 4—5 times.

Key words: Diabetes, the training program, algorithms of diagnostics, program stages, efficiency of the training program.

REFERENCES

1. Sokol A.F., Shurupova R.V. Sovremennyi vrach: osobennosti, puti sovershenstvovaniya. Beer-Sheva. 214. 215 p.

2. Naumov L.B. Optimizatsiya obucheniya v medit-sin-skom institute. Novosibirsk, 1976. 260 p.

3. Sokol A.F. Diagnosticheskie algoritmy v endokri-nologii. Leningrad, 1981. 80 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.