Научная статья на тему 'Инноватика: естественно-научные и гуманитарные основания'

Инноватика: естественно-научные и гуманитарные основания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инноватика: естественно-научные и гуманитарные основания»

социология ИННОВАТИКИ

Инноватика:

естественно-научные и гуманитарные основания

А. А. Понукалин,

д. соц. н., профессор, заведующий кафедрой психологии и акмеологии СГТУ

Для истории человеческого общества характерны два пути эволюции — рациональный (преобразования объективной реальности) и иррациональный (преобразования субъективной реальности)1. Человек от природы наделен способностью и механизмами иррационального бытия, которое представляет для него ту или иную субъективную ценность и экзистенциальную пользу. Следовательно, иррациональный путь целесообразен так же, как и рациональный. Рациональный путь эволюции общества в перспективе должен наследовать достижения эпохи промышленно-производственного развития, но при условии, что главным приоритетом станет сам человек как объект и субъект эволюции, как ее цель и результат. В этом плане разумно ориентироваться на возможности социального проектирования как института саморегуляции человеком процессов развития общества.

Дело в том, что сложившаяся объективная реальность, которая не зависит от желаний людей, не адекватна естественной природе человека и антиэко-логична по своей сути с позиций многофакторной и многомерной теории экологии. Антиэкологичность состояния современного общества и его перспективы обусловлены издержками регуляции эволюционных процессов в нем, осуществляемой со стороны природы, несущей как бы ответственность за будущее человека. Однако, человек наделен чувством ответственности и по мере освоения действующей силы этого чувства всем человечеством оно само вправе и в состоянии определять свою судьбу самостоятельно, ориентируясь на принятые обществом рациональноиррациональные ценности. Это значит, что постепенно регуляция эволюционных процессов переходит к самому человеку и он берет на себя ответственность за правильность решений, определяющих его настоящее и будущее. Природа исчерпывает свои возможности управлять развитием цивилизации посредством воспроизведения устойчивых законов бытия, мировых констант и жестких логических принципов. возникает многоальтернативность путей эволюции

1 Понукалин А. А. О возможных путях эволюции общества/Эволюция человека и общества. Научные проблемы. — Саратов: СГТУ, 2000. — С. 9-14.

человека, что диктует необходимость обоснования выбора и построения проектов, обеспечивающих устойчивость развития и перспективу, наличие которой позволяет человеку оставаться человеком.

Таким образом, современное состояние общества характеризуется неопределенностью выбора альтернатив путей своего развития, поскольку уже в наше время нестабильность социально-экономических процессов в мире достигает своего критического порога, за которым безопасность жизнедеятельности человека и возможности онтоэволюции становятся проблематичными. Ситуация такова, что приоритетными направлениями социально-экономического развития, исторически установленными мировым сообществом, являются те, которые создают условия для резкого снижения уровня нравственной регуляции общественных процессов. в результате возможно нравственное вырождение, за которым последует психическая инволюция и в конечном счете биологическая деградация, способная принять характер «эпидемии».

Подобные прогностически достоверные особенности динамики человеческого общества, осуществляющего современную парадигму своего бытия, служат основанием для анализа и разработки научно обоснованных и нравственно ориентированных проектов развития Человека и Общества. Подобные проекты нуждаются в научном знании, обобщающем эмпирию, феноменологию, теории эволюции Человека и Общества. Необходимо знать природное назначение человека, сущность его духовно-нравственного начала, пределы физических и интеллектуальных возможностей, перспективы и пути развития личности в адекватной его природе и назначению социальной среде. Необходима государственная программа научных исследований, составляющих систему существующих и новых направлений изучения проблем эволюции человека и общества на уровнях методологии, теории и практики.

Исторически избранный человечеством путь промышленно-производственного развития к настоящему времени исчерпывает себя как рациональный путь в связи с многими негативными последствиями, оказывающими влияние на психоэволюцию человека, его перспективы. Абсолютизированные приори-

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

теты промышленного производства, установленные благодаря естественной склонности человека к потреблению, усиливаемой идеолого-пропагандистским аппаратом постиндустриального общества, служат причиной унификации и стандартизации личности человека, превращения его в составную часть некоей глобальной системы потребления-производства, которая возвышается над человеком и поглощает его, существуя и быстро развиваясь уже по своим собственным законам. Основная особенность современного общества состоит в том, что оно строит искусственный мир, превращая в его конструкции мир естественный и в том числе самого человека.

Промышленность развитых стран работает в физическом времени непрерывно и в устойчивом режиме ускорения темпо-ритмических характеристик процесса производства товаров. Мировая производственная система стремится образовать целостное индустриальное пространство, в котором все процессы синхронизированы с одним источником темпа-ритма. машинообразные качества индустриального пространства обусловливают искусственный, навязываемый человеку режим труда, который противостоит естественному образу жизни. в результате человек попадает в искусственный мир, где ему необходимо сохранить себя и реализоваться как личности в своем природном призвании и предназначении. в конечном счёте, создаваемый обществом искусственный мир становится автоматом (и в недалеком будущем, возможно, самопрограммируемым), а человек — его придатком, целиком и полностью от него зависящим. Основу существования и материального благополучия современного частнособственнического капиталистического общества, осуществляющего промышленно-производственный способ существования, составляет глобальный процесс и состояние общества — потребление, без которого оно нежизнеспособно и обречено на гибель. Потому в обществе складывается соответствующая социально-психологическая атмосфера, в которой и происходит унификация личности человека за счет усвоения требуемого образца личности, необходимой данному обществу.

Оценка состояния современного постиндустриального общества развитых стран строится на предположении о том, что основой промышленно-производственного способа его существования является частный капитал, не имеющий количественных ограничений. Это определяет специфичность массовой психологии в таком обществе, поскольку существует закон: особенно сильно воздействует на характер человека размер дохода, но не способ его добычи. Это значит, что способ добычи может быть любым и никакие угрызения совести не могут повлиять на его выбор. Следовательно, стремление к увеличению дохода не исключает применения никаких, даже самых безнравственных способов, что отражается на нравственной атмосфере общества. исторически источником частного капитала служило ростовщичество, т.е. нажива на горе и несчастии других, перераспре-

деление труда и его результатов между работающим и паразитирующем на нем капиталовладельцем. Современная система банков, аккумулирующих капиталы, представляет собой изощренную форму ростовщичества в особо крупных размерах, поскольку основная масса населения в качестве производителей материальных благ вынуждена отдавать эквивалент части своего труда. в таких условиях социальная среда становится для человека источником угрозы и его жизнь строится по принципу защиты, что приводит к фронтальной невротизации общества. Эта жизнь порождает везде и во всем притворство, искусственность бытия, его иррациональность.

итак, современное общество потребления создает иррациональный план существования человека, в котором человек пытается найти возможность избавления от рационального гнета, мучений и страданий. Прогрессирующая динамика промышленно-производственного рационального пути эволюции общества характеризуется порождением симптомов духовного иррационального пути, который компенсирует психологические издержки развития общества потребления. Таким образом, иррациональный путь есть субъективная реальность и она представляет собой естественную реакцию психики на утилизацию человека создаваемым им искусственным миром.

Будущее цивилизации становится зависимым от синтеза экономики, нравственности, политики, естественных и гуманитарных наук, определяющих идеологию смысла и образа жизни людей. важнейшими критериями устойчивого развития современного общества являются инновационный смысл и образ жизни общества, инновационная направленность его развития и создания высокоэкологичных технологий обеспечения общественного благополучия. в этих условиях возникает необходимость разработки оснований новой интегративной науки — инноватики (по аналогии с кибернетикой, информатикой, синергетикой). дело в том, что в соответствии с фундаментальными законами миропорядка2 благоденствие общества возможно тогда, когда оно существует способом развития. Это объясняет востребованность инноватики современным обществом в условиях растущей, основанной на знаниях, конкуренции мировых инновационных систем, когда особое значение приобретают управленческие стратегии на всех уровнях функционирования национальных и региональных инновационных систем, что исследуется Саратовской научной школой инноватики.

инноватика представляет область знания о субъективной и объективной природе движущих социальную эволюцию сил. Спонтанный, не основанный на этом знании генезис общества, порождает опасность исчерпывания жизненных ресурсов, в результате чего возможна экологическая (в широком смысле) катас-

2 Понукалин А. А. Человековедение: перспективные направления исследований//Вестник Саратовского государственного технического университета, — №1, 2004. — С. 137-150.

трофа. в качестве объекта исследования в рамках рассматриваемой парадигмы мироздания и миропорядка, выступает система регуляторов эволюционных процессов в обществе, а предметом исследования становятся закономерности действия движущих общественную эволюцию сил. Тогда основная теоретическая задача инноватики — построение системной теории общественного развития как составляющей Универсального мирового процесса. Основная практическая задача — создание объективных по содержанию и гуманных по форме методов практической реализации положений такой теории.

Отличительной особенностью теоретических разработок служит направленность на разработку цивилизационных проблем эволюции человеческого общества в аспектах стратегий и перспектив его развития, социальных идеалов, прогнозов динамики человеческого фактора в ходе Универсального мирового процесса. исходным знанием служат систематизированные теории из многих и разных областей знания: кибернетики, информатики, синергетики, философии (как научной, так и религиозной), экономики, социологии, психологии, истории. Наверное, трудно найти область истинного знания, которая не могла бы внести свой вклад в развитие инноватики. Все разработки основываются на аксиоме: Универсальный мировой процесс, включающий общественное развитие, направлен на достижение неких, естественно обусловленных, целей эволюции человека и общества. рефлексия таких целей в научном сознании представляет проблематику приоритетных исследований в области инноватики. Как и всякая наука, она должна строиться на фундаменте конкретной методологии, выводимой из принципов мировоззрения. В качестве такового наиболее адекватным, на наш взгляд, может служить мировоззрение эволюционно-экологического характера, не разделяющее жёстко мироздание на его материалистические и идеалистические основания.

Перспективной в разработке естественно-научных и гуманитарных оснований инноватики представляется эволюционно-экологическая методо-логия3 в аспекте системного подхода к познанию природы мироздания4. Общественно-историческое системообразование характеризуется интеграцией жизни и человеческой деятельности, что представляется процессом творческого конструирования, который как «дизайн» (в широком смысле) рассматривался В. Н. ВапаЛу как ценность, имманентная жизни5. Проблема творчества природы была в своё время поставлена и разработана Я. А. Пономарёвым6. В объ-

3 Понукалин А. А. Эволюционно-экологическая методология исследования человека и общества/Перспективы самоорганизации общества в стратегиях глобального развития. — Саратов: Научная киига, 2006. — С. 3-12.

4 Понукалин А.А. О методологии познания//Вестник СГТУ, 2003. — № 1. — С. 157-165.

5 Banathy B. H. System Design in the content of Hunan Activity Systems. — USA. 1984.

6 Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика. — М.: На-

ука, 1976.

ективном смысле «дизайн» производен от сознания, а в субъективном — воспроизводит неосознанные механизмы регуляции человеческой деятельности, которая в цивилизационном развитии образует целеустремлённые системы всё более и более высокого порядка. В разработке теоретико-методологических оснований инноватики необходимо также, на наш взгляд, использовать концепцию «Космофизической антропоэкологии», позволяющую конструировать но-осферные инновации в культуре, образовании, науке, технике, здравоохранении7. Продуктивным представляется также анализ колебательных и циклических явлений в экосистемах в рамках природных синергетических процессов8. В рамках современной научной парадигмы становление новой области научного знания — инноватики в её гуманитарных аспектах должно основываться на методологии сциентизма и антисциентизма (в их диалектическом единстве), выводимой из принципов эволюционно-экологического мировоззрения с применением как номотетического, так и идеографического подходов9.

Глубокие теоретико-методологические основания инноватики необходимы в связи со значением для общества последствий глобализации инновационной деятельности в технической области, в большей степени, чем в области гуманитарной. Прогресс, основанный на углубляющемся познании мира, будет продолжаться в направлении создания всё более сложной и совершенной техники. развитием техники движет логика познания и творчества. Однако, достигнутый уровень научно-технического прогресса заставляет задуматься над тем, а для чего новая техника нужна, необходима ли она людям? Чем совершеннее техника, тем больше её возможности в уничтожении самого человека. Одностороннее развитие способно породить эффект «машинизации» не только общества, но и человека.

В переходный период (от постиндустриализации к информатизации) уровень развития науки, техники, производства, кооперации (в процессе глобализации общества) достиг того порога, за которым любая техническая задача принципиально разрешима в пределах соответствующих расходов ресурсов глобализуемого общества. Современного знания и возможностей глобализуемого общества уже достаточно, чтобы воплотить в жизнь практически любую фантазию, сделать можно практически всё, что человеку захочется. можно создать искусственное устройство любой сложности и уровня организации. Однако же главным фактором становится стоимость разработки и реализации фантазии — сколько нужно затратить ресурсов и потенциалов общества для этого. можно

7 Казначеев В. П., Кисельников А. А., Мингазов И. ф. Ноосферная экология и экономика человека. — Новосибирск, 2005.

8 Виненко В. Г. Познавательная модель самоорганизации в экологическом образовании. — Саратов: СГУ, 1998.

9 Понукалин А. А. Гуманитарные науки в современном обществе// Перспективы общественного развития в эпоху столкновения цивилизаций. — Саратов: Научная книга, 2007. — С. 3-11.

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

нечто создать ценой концентрации всех имеющихся в обществе ресурсов, добившись желаемого. Решение какой-то задачи может потребовать затратить и все имеющиеся на планете ресурсы, и в результате воплощения такого решения в жизнь цивилизация прекратит своё существование10. Сегодня можно решить какую-либо очень сложную задачу и это решение реализовать практически (ради удовлетворения чьего-то любопытства, фантазии, амбиций), но что это будет стоить обществу? Главное в наше время — не создание всё более и более сложной техники, а определение того, для чего она нужна человеку как явлению и продукту природы. Если же техника станет в своём развитии самодостаточной, то тогда она будет определять природу человека как искусственного существа. В настоящее время техника и становится самодостаточной — техника ради неё самой, ради техники. Поэтому, сегодня мы имеем дело не с проблемой создания технического устройства, но скорее с проблемой его общественной стоимости. Стоимость — это вопрос полезности, необходимости человеку и обществу и это вопрос не технический, но социально-гуманитарный. Техничекие устройства должны создаваться не в силу возможностей самой техники, но в силу потребностей человека, отражающих его природу, что требует проектирования будущего.

Следовательно, чтобы знать, какая техника нужна, на что мы готовы затратить ресурсы общества, должна быть известна перспективная динамика потребностей людей и общества. А это возможно лишь на основе прогнозирования развития человека и общества, происходящего в силу действия как объективных, так и субъективных факторов, регуляторов общественного бытия. В прогнозе мы как бы получаем информацию из будущего и на её основе строим модели этого будущего. таким образом, главной общенаучной проблемой современности. становится проблема эволюции человека и общества. Перед обществом возникает вопрос — по какому пути идти с точки зрения развития техники? Становится необходимым управление научно-техническим развитием на основе антропоцентрического подхода. Необходимо понимать, зачем создаётся новая техника: увеличить прибыль или удовлетворить потребности личности человека? Поэтому для управления НТП нужно знать, каковы эволюционно-экологические потребности человека, общества, всей цивилизации не только сейчас, но и в будущем. Современное знание о человеке и обществе уже позволяет ставить задачи создания актуальных технических устройств для общества, с учётом перспектив его развития. Будущее цивилизации становится зависимым, не в пос-

10 Понукалин А. А. Стратегии и перспективы глобализации инновационной деятельности/Тезисы 5-й Международной конференции «Глобелиус-Россия-2007»: Развитие национальных и региональных инновационных систем для повышения конкурентоспособности и качества жизни — партнёрство государства, науки, образования и бизнеса (теория, проблемы, опыт и перспективы). — Саратов: СГТУ, 2007.

леднюю очередь, от динамики потребностей в их качественном и количественном содержании. Сегодня в развитых странах преобладают процессы порождения в массовом сознании искусственных потребностей (вторичных психических), предметы удовлетворения которых человеку объективно не нужны. Возникает проблема взаимоотношений знания, образования, производства в контексте перспектив развития человеческой цивилизации.

Возникает проблема выбора цивилизационных критериев развития индустрии, основанной на научно-техническом прогрессе, и это проблема соотношения между перспективами человека и техники. Решение проблемы — подчинение процесса НТП определённым целям (гуманистическим), связанным с перспективой человека и тогда на первый план выступает научная проблема человека в контексте эволюции человека и общества. Становится необходимым управление процессом глобализации инновационной деятельности, поскольку в настоящее время индустриализация породила условия для резкого снижения уровня нравственной регуляции общественных процессов и это неизбежно должно привести к нравственному вырождению и инволюции человеческого рода.

Современный высокоспециализированный труд в условиях возрастания доли автоматизированного производства привел к необходимости образования социо-технических систем, адекватных производственным задачам. Самоуправление общественным развитием может быть эффективным, если его строить на основе социо-технического проектирования, что позволяет наследовать достижения промышленно-производственной эпохи и удовлетворять современной парадигме места и роли Человека в природе. Непременным условием адекватности конструкции и функций системы задачам, решение которых позволяет ей достичь поставленную и принятую цель, является определение факторов ее целеобразования, которые обусловливают конструкцию и функции технических устройств, социальное взаимодействие в группе. Процесс целеобра-зования системы, определяет, в конечном счете, и эффективность работы, что является одним из основных критериев оценки качества системы.

В простейшем случае целеобразование является задачей согласования множества целевых функций — потребностей членов группы и самой группы, потребителей, других систем низшего и высшего порядков. Возникает проблема управления реальным процессом системообразования, который в перспективе и в широком смысле станет одной из основных черт способа существования общества и условием его развития. В таком случае теория управления становится разделом инноватики, а социо-техническое проектирование — важнейшим атрибутом человеческой деятельности. Социо-техническое (наследующее инженерно-психологическое и социально-психологическое) проектирование, ориентированное на требования эволюции человека и общества, становится источником перспективных технических разработок, служащих таким

социология ИННОВАТИКИ

целям. В результате мир будет строиться как социо-техническая система, в которой человек выступает одновременно и объектом и субъектом управления. Любое техническое изобретение в конечном счете служит не абстрактной природе, но конкретным людям. Поэтому технические устройства не создаются спонтанно (чтобы потом искать им возможное применение, как это делается сейчас) ради самих этих устройств. Они всегда есть продолжение мысли человека, его замыслов и фантазий. Всякая разработка становится результатом материализации психической деятельности ее автора и через нее другие люди приобщаются к внутреннему миру создателя, осваивая творческое начало человеческой деятельности.

Отправным моментом социо-технического проектирования служат законы психосоциологии и социопсихологии, отражающие взаимовлияние человека и общества. Выбор перспективных направлений проектирования обусловлен стремлением человека жить в желаемом для него мире, будучи относительно свободным от материальной зависимости, что обеспечивается техникой, выступающей в качестве средства и орудия осуществления замыслов человека. Современная психология трактует их суть, которая выводится из положения о том, что всякий человек в своей жизни направляется смутно понимаемой конечной целью жизни — непрерывного и возможно неограниченного совершенствования. Стремясь к этой цели человек заботится (по А. Адлеру) об адаптивности, безопасности, равновесии и целостности. В этих пределах, побуждаемый экзистенциальной потребностью, человек выбирает свой жизненный путь, образ жизни и ее смысл. Истинный смысл жизни человека в обществе (как идеал) недостижим и поэтому вся реальная жизнь есть разрешение общественных проблем, борьба за возможность осуществления этого смысла. Отсюда следует назначение социо-технического проектирования — служить целям решения социальных проблем, имеющих аксиологический статус для человека.

Вот почему социо-техническое проектирование служит условием существования и развития общества. Оно предполагает не только разработку проблем эволюции общества, но и самого человека в его важнейших биосоциальных характеристиках. Социо-техническое проектирование опирается на модель общества будущего и ориентируется на создание конечной продукции, служащей целям эволюции человека и общества. Техника становится средством обеспечения экологических условий бытия человека, его когнитивного, коммуникативного и регулятивного совершенствования, освоения законов физической, биологической и социальной природы в ее системном строении и проявлениях (по Б.ф. Ломову). Появляется возможность освоения иррациональных форм бытия в позитивном смысле, когда реализуется стремление быть независимым от материального мира и его жестких законов. Возникает перспектива иррационального пути эволюции как пути сверхнормативного психического развития, в котором человек

осваивает латентные возможности психики, позволяющие сохранять психическое и физическое здоровье на всех этапах жизненного пути, познавать трансцендентальные аспекты строения мира, осваивать глубины субъективной реальности.

Единство двух комплементарных путей (иррационального и рационального) позволяет постепенно перейти от приоритетов промышленного производства к приоритетам духовных ценностей, что повышает уровень экологизации жизни общества. Строительство искусственного мира в материальной среде, в объективной реальности перемещается в идеальную среду, субъективную реальность, которая может служить надежным и более существенным источником психического благополучия человека, чем среда материальная, которая обращена лишь к чувственной сфере человека — переживанию удовольствия. Его абсолютизация в качестве конечной цели устремлений и оправдания постоянно приносимых жертв-страданий есть погибель Человека, растворяющего себя в мироздании. Иррациональный и рациональный пути необходимо гармонизировать, чтобы они взаимодополняли друг друга до тех пор, пока развитие общества не достигнет уровня, на котором возникнет необходимость перехода на духовный путь эволюции человека.

В аспекте рационального пути, говоря о современности и её особенностях, следует отметить неизбежность, а потому и перспективность инновационного способа развития общества, что предполагает разработку научных обоснований реализации такого способа. Мировая экономическая наука изучает проблемы инновационной деятельности как системного процесса и уже внесла огромный вклад в теорию инноватики. в этом системном процессе основная роль отводится обучению, которое служит условием создания новых технологий. система производства и распространения знаний рассматривается в качестве важнейшей предпосылки успешности экономической деятельности. Практическое использование новых технологий оказывается наиболее эффективным, как полагают ведущие учёные, в рамках национальных и региональных инновационных систем. в теоретической концепции инновационной системы (B. Lundvall, C. Freeman, R. Nelson) такая система определяется как сеть, в которой производится, распространяется и используется экономически полезное знание, в которой создаются, импортируются, модифицируются и распространяются новые технологии, в которой детерминируется инновационная деятельность национальных фирм. Эффективность инновационной системы обусловлена глубиной взаимодействия институтов науки, образования, финансов в рамках развивающей стратегии правительства и фирм на базе гибкой специализации производства11.

11 Лундвалл Б.-А. Исследование инновационных систем: их про-

исхождение и возможные перспективы/2-я Международная конференция «Глобеликс-Россия-2007». Материалы конференции. — Т. 3. — Саратов: СГТУ, 2007. — С. 17-39.

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

В конечном счёте, как это видно из определения, инновационные системы служат целям саморазвития экономики через производство, стимулируемое инновациями. Всякая инновация предполагает совершенствование как производства, так и его продукции. Поэтому глобализация инновационной деятельности будет источником и причиной развития как экономики знания, так и промышленного производства всё более наукоёмкой продукции, служащей удовлетворению потребностей общества и человека. Такая глобализация увеличит темпы ускорения, в первую очередь, научно-технического прогресса, что потребует углубления знания о природе как материальной базе удовлетворения потребностей человека и общества.

Особое значение приобретает проблема познания в связи ещё и с тем, что существует «когнитивный порог», например, в познании микромира. В соответствии с уравнением неопределённости Гейзенберга на уровне корпускулярно-волнового дуализма в описании микрочастицы измерение её физических параметров становится влиянием измерения на эти параметры. Более того, чем глубже познание проникает в микромир, тем больше энергии необходимо затратить. Тогда стремление к преодолению «когнитивного порога» приобретает нравственный характер. Познание и знание становятся не только экономическими категориями, но и, в не меньшей степени, категориями нравственными. За порогом познания фундамента строения микрофизическо-го мира обнаруживается фундамент строения мира психического12, а это уже проблема души с её интеллектуальными и нравственными основаниями. На этих основаниях и должна строиться национальная инновационная система как система социо-техни-ческая с её значением и функциями, местом и ролью в развитии мирового сообщества.

Складывающиеся условия хозяйствования в нашей стране, когда ускоряются процессы глобализации в современном мире, не оставляют иного выбора, кроме выхода на мировой уровень развития посредством создания национальной инновационной системы. одно из стратегических решений, озвученных в послании В. В. Путина Федеральному собранию РФ (2007 г.), состоит в выборе инновационного пути развития страны, который требует научно-практических разработок в идеологии, политике, управлении, теории, методологии. Этот путь предполагает создание условий для его осуществления (построения научно-обоснованной национальной инновационной системы). К условиям необходимо отнести, в первую очередь, адекватную среду, в которой возможно оптимальным образом решить поставленную задачу. Такую среду следует назвать инновационной по важнейшим её характеристикам, способствующим реализации инновационной политики, что было рассмотрено на 2-й Международной конференции в Москве

12 Понукалин А. А. Человековедение: перспективные направления исследований//Вестник СГТУ, 2004. — №1. — С.137-150.

«Социология инноватики: социальные механизмы формирования инновационной среды».

Разработка проблемы формирования среды, адекватной инновационной политике, должна основываться, по нашему мнению, на представлении о двух её составляющих — субъективной и объективной в их единстве. Субъективная составляющая в своей основе — это социально-психологическая атмосфера в обществе, побуждающая многих стремиться к достижению результатов в инновационной деятельности. Такая атмосфера, отражаясь в общественном сознании, порождает мотивы овладения средствами и механизмами осуществления инновационной деятельности, что обусловливает необходимость смены парадигмы образования и воспитания в стране. формирование инновационного сознания будет возможным в результате масштабного действия специализированного аппарата пропаганды, направленного на утверждение новых социальных ценностей, на выработку социально-психологических механизмов детерминации стремлений к общественно полезным свершениям. это механизмы убеждений, психологических установок, поведенческих программ и даже условных рефлексов, ориентированных на инновационный идеал. Пропагандистская кампания должна быть поддержана моральными и материальными стимулами в разных формах поощрения за воспроизведение эталона инновационной личности и результаты инновационной деятельности. В результате пропаганды должна усваиваться идея инновации как высшая социальная ценность, определяющая смысл жизни, в соответствии с которым необходимо устанавливать принципы общежития, определять критерии выбора жизненных целей. инновационно-творческая направленность образа жизни соотносится с соответствующими смысложизненными и ценностными ориентациями личности, стремящейся к достижению социально нормализованных и одобряемых жизненных целей. Предстоит необходимая реорганизация воспитания в вузе с целью формирования «инновационной личности», без которой невозможно решить задачу создания и работы как национальной, так и региональных инновационных систем.

объективная составляющая инновационной среды связывается с плановой политикой активизации построения региональных инновационных систем как подсистем национальной инновационной системы. одна из основополагающих проблем создания региональных инновационных систем состоит в том, чтобы обеспечить их сопряжение с геоэкосоциальны-ми системами13.

Разработка национальной инновационной системы — это процесс проектирования, основанный на межпредметном знании, в качестве которого выступает развивающаяся в нашей стране новая наука —

13 Самсонов В. Б., Донецкая Л. А. Социоэкосистемная основа экономической независимости России/Проблемы национальной безопасности России. — Саратов: Научная книга, 2004. — С. 242-247.

инноватика. Создание её научных оснований составляет главную теоретическую проблему обоснования проекта национальной инновационной системы. Разработку проекта должны осуществлять не просто политики, экономисты, производственники, философы, техники, физики или даже математики. Нужен многопрофильный коллектив, деятельность которого необходимо координировать на межпредметном уровне знания и практики, что фактически уже существует в рамках международной сети «Глобеликс», филиал которой создаётся и в России, по рекомендации по рекомендации 5-й Международной конференции «Глобеликс», прошедшей в Саратове на базе Саратовского государственного технического университета (сентябрь, 2007 г.).

Научно обоснованный проект российский национальной инновационной системы может стать тем самым «Глобальным планом», о котором говорится в Послании В. В. Путина, поскольку построение такой системы скажется кардинальным образом на всех сторонах жизни нашего общества, обеспечив стране выход

на мировой уровень развития по основным показателям качества жизни населения (в частности, показателям иРЧП). Кроме того, станет возможным решение перспективных проблем сохранения суверенитета страны, о чём также говорится в Послании. Президент утверждает, что сохранить суверенитет можно только в одном случае — предложив стране «Глобальный план» с его назначением, понятным и ценным для всего населения страны. Разработка и реализация «Глобального плана» требуют утверждения в массовом сознании соответствующих идеологем, формулировки которых представлены в Послании. их теоретико-практический анализ выполнен в нашей работе14. На наш взгляд, главная задача, поставленная В.В. Путиным, может быть решена, если удастся сформировать настрой массового сознания на её решение.

14 Понукалин А. А. Социальная психология: идеологический потенциал национальной безопасности/Цивилизационный кризис и национальная безопасность России. — Саратов: ИЦ Наука, 2007. — С. 5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.