С.Ю. Глазьев, Е.А. Наумов, А.А. Понукалин
КОНЦЕПЦИЯ 2020:
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Глазьев Сергей Юрьевич - профессор, академик РАН, президент Академии инноватики Глобеликс-Р.
Наумов Евгений Артурович - кандидат экономических наук, профессор, академик РАЕН, вице-президент Академии инноватики Глобеликс-Р.
Понукалин Алексей Алексеевич - доктор социологических наук, профессор, академик МААН, вице-президент Академии инноватики Глобеликс-Р.
Концепция 2020 представляет инновационную и, одновременно с этим, социальную ориентацию регионального развития в рамках инновационного и социального направлений долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в целом. Такая формулировка одного из аспектов политической доктрины регионального развития утверждает, по существу, что инновационный и социальный векторы образуют одно взаимосвязанное целое, а также и то, что возможности для достижения целей развития страны заключены в возможностях регионов. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы эффективно организовать их реализацию как в каждом регионе, так и в интеграционных процессах.
Стратегия региональной политики, представленной в Концепции 2020, строится на положении о том, что инновационный и социально ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. В действительности речь должна идти об антикризисной стратегии, обеспечивающей опережающее становление базисных производств нового технологического уклада, что позволит вывести экономику страны на новую длинную волну роста
35
в течение еще оставшегося для этого времени. В рамках такого сценария успех зависит от достижения синергетического эффекта, производного от условий комплексности формирования сопряженных кластеров производств нового технологического уклада, от условий согласованности макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития, имеющего целью позитивную социальную динамику.
Конфигурация пространственного развития (в соответствии со Стратегией регионального развития) будет становиться более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым зонам и финансовым центрам, должны появиться новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала. Предполагается формирование новых центров экономического роста, что должно привести к снижению регионального неравенства и уменьшению сверхконцентрации экономических ресурсов в столичных агломерациях (однако же, в среднесрочной перспективе все еще сохранится тенденция к опережающему развитию столичных агломераций и концентрации в них основных финансовых и инновационных ресурсов). В то же время формирование новых центров передовой индустрии и современной сервисной экономики даст импульс развитию технологической модернизации исторически сложившихся обрабатывающих отраслей центров машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, авиационной и легкой промышленности, сконцентрированных в крупных городах центральной части России.
Тем не менее региональное развитие на период до 2012 г. определяется в основном уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста. Существенный вклад в региональное развитие после 2012 г., как это определено в Концепции, будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, к которым относятся, в частности, агломерации и индустриальные центры Поволжья, на территории которых развиваются научные и образовательные центры и в которых сосредоточены достаточно мощные высоко- и среднетехнологичные отрасли, а также сырьевые и перерабатывающие производства. Эти регионы обладают одним из наиболее высоких и еще не реализованных потенциалов инновационного развития.
Векторы реализации политической доктрины определены следующим образом. Это, в частности, развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой; формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах. В этом плане следует отметить докторскую диссертацию по экономике («управление инновациями») О.А. Мызровой (школа 36
профессора В.Р. Атояна) «Инвестирование инновационной деятельности предприятий машиностроения на основе кластерного подхода». В диссертации представлена методология кластеризации в контексте создания инновационных систем и разработана модель машиностроительного кластера на базе Саратовского государственного технического университета как элемента региональной инновационной системы. По существу здесь мы имеем дело с детально проработанным и достаточно детализированным проектом, готовым к внедрению.
Возвращаясь к принципам региональной политики Концепции 2020, следует отметить и такие векторы, как: образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями; развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы.
Отмечается также и то обстоятельство, что экономическое развитие России будет опираться на углубляющуюся интеграцию с мировой экономикой, мощную инфраструктурную связь с рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона через развитую систему международного транспортного сообщения, прежде всего панъевропейских транспортных коридоров и евроазиатских транспортных коридоров. В этом плане существенно важным являются наши разработки региональных аспектов создания Евразийской инновационной системы, которые были представлены, в частности, на конференции в Минэкономразвития РФ, посвященной обсуждению разработанной Министерством Стратегии 2020 - «Инновационная Россия».
Определения векторов развития в Концепции 2020 можно рассматривать как условия задач, решение которых возможно на базе соответствующих регионов. На начальном этапе реализации положений государственной политики развития регионов необходимо выделить такие регионы в качестве «образцов», способных в самое короткое время достичь поставленных целей. Основные принципы государственной политики регионального развития, представленные в Концепции 2020, открывают широкие возможности для разработки региональных проектов социально-экономической модернизации в соответствии с государственной стратегией общественного развития.
При этом важнейшее значение будет иметь инфраструктурный эффект формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, а также образовательной и инновационной инфраструктуры. Сегодня уже сложились
региональные центры, где это успешно осуществляется. В долгосрочной перспективе, как утверждается в Концепции, будет развиваться межрегиональное разделение труда и кооперация с опорой на мировые технологические новации и отраслевую научно-исследовательскую базу ведущих индустриальных центров регионов и крупных центров, в частности Поволжья.
В плане решения проблем создания Евразийской инновационной системы в Едином экономическом пространстве особый интерес представляет экономическое развитие именно Приволжского федерального округа, которое, согласно Концепции 2020, будет опираться на модернизацию крупного промышленного потенциала регионов и одновременно развитие сектора современных услуг в полицентрической системе агломераций. Индустриальное развитие здесь, как предполагают разработчики Концепции, будет непосредственно связываться с внедрением новых технологий (позволяющих перейти к выпуску конкурентоспособной продукции), с улучшением менеджмента, привлечением внешних инвесторов и технологических разработок, а для отраслей оборонной промышленности - со стабильным государственным заказом. При этом предполагается повысить конкурентоспособность ведущих отраслей машиностроения, в том числе авиационно-космического и автомобилестроения, химической и нефтехимической промышленности.
В самом Приволжском федеральном округе (в этом же плане) выделяется Саратовский регион (отвечающий всем перечисленным выше «требованиям») как возможный полигон для отработки проблем регионального инновационного развития. Агломерация Саратовской области по многим соображениям представляет значительный интерес в плане развития Евразийского экономического сообщества. Это (в терминах Концепции) - крупнейшая агломерация с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций. Саратовская область обладает высокоразвитым научным, технологическим и интеллектуальным потенциалами, в том числе в таких приоритетных для Российской Федерации направлениях науки и технологий как нанотехнологии, микроэлектроника, энергетика, и способна стать одним из значительных субъектов Национальной инновационной системы Российской Федерации.
Кроме того, регион занимает промежуточное положение между Азией и Европой, представляя один из центральных участков пути евразийского «Транспортного коридора». На территории региона сосредоточена добыча полезных ископаемых и их достаточно глубокая переработка. К тому же и Саратов - крупный город, центр региона, его рост обеспечивается концентрацией, в частности, сервисных функций и индустриальных производств (с растущей долей обрабатывающих отраслей, ориентированных как на внутренние, так и на внешние рынки). Саратовской области, учитывая ее много-
численные преимущества, в осуществлении государственной региональной инновационной политики может быть отведена одна из ключевых ролей.
Дело в том, что реализация положений Концепции 2020 требует разработки научно обоснованных программ, а заявленным в Концепции целям соответствует программа создания региональных инновационных систем на базе имеющихся в регионах возможностей и перспектив их роста, в первую очередь за счет использования организационного потенциала. Для создания инновационных систем регионов необходим действующий образец, константный в своей базовой части и имеющий вариабельную инфраструктуру, обусловленную особенностями отдельного региона и возможностями межрегионального взаимодействия. Следует считать целесообразной практическую отработку положений Государственной стратегии регионального развития в рамках создания «опытного образца» как минимум базового звена типовой региональной инновационной системы в целях решения проблем реализации стратегии в регионах.
В контексте Стратегии, ориентируясь на перспективы, заявленные в Концепции, наиболее подходящей экспериментальной площадкой для создания образца региональной инновационной системы может служить Саратовская область. Ее правительство разработало стратегию развития до 2025 г., которая синхронна со стратегией, представленной в Концепции 2020, и широко обсуждается общественностью региона. Региональное развитие связывается с успехами инновационной деятельности, которые служат показателями современности не только промышленных предприятий, но и образовательных учреждений разного уровня, научно-исследовательских институтов, властных и бизнес-структур. Именно в Саратове в 1996 г. впервые в России Областной думой был принят закон об инновационной деятельности, разработанный специалистами Саратовского государственного технического университета (СГТУ) под руководством профессора В.Р. Атояна.
Стратегия социально-экономического развития Саратовской области включает систему организационных, институциональных и финансовых мер, способных обеспечить условия интенсивного инновационного развития инвестиционно привлекательного региона и усилить его роль в стране. Документ учитывает место и роль экономики региона в РФ и основан на комплексной оценке его потенциалов (в первую очередь, социально-экономического и научно-инвестиционного). Возможности развития региона в долгосрочной перспективе определяются имеющимися конкурентными преимуществами. Учтены сценарные прогнозы и результаты исследований социально-экономического развития региона, а также и общероссийские и мировые тенденции. На основе Стратегии предполагается разработка целевых программ развития региональной инновационной системы на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Реализация Стратегии в рамках целе-
вых программ ориентирована на улучшение жизни людей за счет высокоэффективной разработки синергетических ресурсов и потенциалов региона.
Учитывая многолетний опыт разработки и реализации проекта учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) в Саратовском государственном технологическом университете (СГТУ), возможно создание на его базе вузовской инновационной системы (ИС) в качестве «образца» для дальнейшего его тиражирования и доработки как в РФ, так и на территории стран ЕврАзЭС. В плане практической реализации такого проекта вузовская ИС должна стать основой региональной инновационной системы в Саратовской области, и тогда сама область может служить экспериментальной площадкой для отработки положений Стратегии и для решения проблем практической реализации инновационной политики в конкретных организационных формах.
Имея значительный опыт в сфере научного, методического и организационного обеспечения инновационной деятельности в регионе, СГТУ уже выступило с инициативой разработки проекта создания Инновационно-технологической палаты Саратовской области как ключевого элемента региональной инновационной системы. Инновационно-технологическая палата, привлекая профессиональных экспертов в области технологического менеджмента и инжиниринга, позволит решить проблемы модернизации экономики и инновационно-технологического развития области, что повысит инвестиционную привлекательность региона и его инновационный потенциал. В связи с одним из ключевых положений Концепции 2020 о необходимости создания территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичное производство, в СГТУ изучается также возможность реализации идей создания межвузовских интеграционных кластеров ЕврАзЭС на базе ИС СГТУ.
Осуществление идеи создания «образца» региональной инновационной системы будет означать перевод достаточно разработанных (в том числе - в «Академии инноватики Глобеликс-Р») теоретических предпосылок проектирования инновационных систем в русло практических дел, с которых и должна начинаться, собственно, модернизация, ориентированная на своеобразную «точку отсчета», в качестве которой может выступать «образец» региональной инновационной системы. В этом случае его разработка и реализация будет отвечать одному из важнейших положений государственной политики развития регионов: «Процесс направления бюджетных капитальных вложений в объекты федеральной инфраструктуры должен стать транспарентным и ориентированным на достижение целей и решение задач по развитию как отдельных отраслей, так и регионов. Поэтому в процессе стратегического планирования при разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирова-40
ния Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ необходима их координация с учетом определенных Концепцией перспективных направлений развития регионов».
В контексте этого положения существенно то, что «долгосрочные (федеральные) целевые программы должны определять цели для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в совокупности такие программы призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса».
На наш взгляд, основным (а возможно, и единственным) средством достижения заявленных в Концепции целей регионального социально-экономического развития служит региональная (или межрегиональная) инновационная система, способная обеспечить (в ходе осуществления государственной региональной политики) реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.
Таковы функции, значение и роль региональных инновационных систем, деятельность которых позволит осуществлять «скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона». Появится возможность материализации заявленной в Концепции идеологемы: «Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни». Именно стабильное повышение качества жизни населения страны должно быть индикатором успешности реализации государственной региональной политики.