УДК 791.9
ИНКЛЮЗИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ: КУЛЬТУРНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
АЯЗБАЕВА АЙНУРА ИСАТАЕВНА
Магистрант, 1 курс
Научный руководитель: МОЛДАШЕВА АНАР КУАНГАЛИЕВНА
к.э.н., профессор Казахская национальная академия искусств им. Т.Жургенова
Аннотация. Инклюзивные мероприятия играют ключевую роль в интеграции людей с инвалидностью в общественную и культурную жизнь. В Казахстане развитие инклюзии в культуре требует комплексного подхода, включающего законодательные инициативы и практические методы организации культурных событий, доступных для всех участников, независимо от их физических или ментальных особенностей. В статье рассматриваются основные модели инклюзивных мероприятий, такие как универсальный дизайн, инклюзивное волонтерство и инклюзивные фестивали, а также подходы к организации культурных событий, которые обеспечивают равные возможности для всех граждан, в том числе для людей с инвалидностью. Применение этих моделей способствует социальной интеграции, формированию толерантности и созданию доступной культурной среды в Казахстане.
Ключевые слова: Инклюзивные мероприятия, универсальный дизайн, инклюзивное волонтерство, инклюзивные фестивали, культура, инклюзия, доступность, социальная интеграция, Казахстан, инвалидность.
В современном мире инклюзия стала важной частью культурной и социальной жизни, играя особую роль в продвижении равенства и доступности для всех групп населения, включая людей с инвалидностью. Международные фестивали являются уникальной площадкой для демонстрации этих принципов, объединяя разнообразные аудитории и содействуя культурному обмену. Казахстан, как участник глобальных процессов интеграции и стремящийся укрепить свой статус центра инклюзивных культурных мероприятий, нацелен на создание условий, способствующих доступности искусства и культурных событий для всех.
Инклюзивные мероприятия играют ключевую роль в интеграции людей с инвалидностью в общественную жизнь, включая сферу культуры. В Казахстане, как и в других странах, развитие инклюзии в различных областях, включая культуру, требует не только законодательных инициатив, но и практических подходов к организации мероприятий, которые учитывают потребности всех участников, вне зависимости от их физических или ментальных особенностей. В этой связи важно рассматривать различные модели и подходы к организации инклюзивных мероприятий в Казахстане, которые обеспечивают равные возможности для всех граждан, в том числе для людей с инвалидностью.
Инклюзивные мероприятия в Казахстане могут быть организованы в разных форматах, в зависимости от специфики аудитории, мероприятий и ресурсов. Рассмотрим основные модели, которые активно используются для создания инклюзивной культурной среды [1, 12].
Одной из самых эффективных моделей инклюзии является модель универсального дизайна. Она заключается в создании культурных объектов и мероприятий, которые доступны для всех участников, независимо от их физических, сенсорных или когнитивных особенностей. Эта модель предполагает проектирование пространств и организацию мероприятий таким образом, чтобы они были удобны и безопасны для всех, включая людей с инвалидностью.
В Казахстане данный подход активно реализуется при проектировании новых культурных объектов, таких как театры, концертные залы, музеи и выставочные пространства.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Например, в крупных городах страны появляется всё больше культурных объектов, которые соответствуют принципам универсального дизайна — с пандусами, широкими дверями, лифтами и специальными зонами для людей с инвалидностью. Это позволяет людям с ограниченными возможностями доступа к культурным событиям без необходимости в дополнительных адаптациях.
Другим важным подходом является организация инклюзивных творческих и образовательных программ, которые направлены на активное вовлечение людей с инвалидностью в культурное и творческое выражение. В рамках таких программ проводятся мастер-классы, театральные постановки, концерты и другие культурные события, в которых участвуют как профессиональные, так и начинающие артисты с инвалидностью.
В Казахстане такие программы реализуются как на уровне государственных учреждений культуры, так и через независимые инициативы, например, в рамках социальных и арт-проектов, таких как "Аялы алакан" — международный инклюзивный фестиваль, который предоставляет платформу для детей с инвалидностью для участия в музыкальных и театральных представлениях. Эти программы могут включать обучение и тренировки для людей с инвалидностью, где они могут развивать свои творческие способности и получать новые навыки в области искусства.
Модель инклюзивного волонтерства заключается в привлечении людей с инвалидностью не только как участников, но и как организаторов культурных мероприятий. Эта модель позволяет создавать условия для равного участия и интеграции в общественные и культурные процессы. Волонтеры с инвалидностью могут принимать участие в организации, подготовке и проведении мероприятий, что способствует их социальной адаптации и личностному росту [1, 6].
В Казахстане такая модель применялась на различных культурных событиях, включая кинофестивали, театральные постановки и культурные выставки, где люди с инвалидностью выполняли роли помощников, ассистентов и даже организаторов. Это способствует разрушению стереотипов о неспособности людей с инвалидностью к активной социальной деятельности.
Модель инклюзивных фестивалей направлена на организацию культурных событий, где участниками могут быть как люди с инвалидностью, так и люди без инвалидности. В этом случае внимание уделяется созданию доступной среды для всех категорий граждан, а также обеспечению равных условий для участия в мероприятиях. Важно, чтобы фестиваль был инклюзивным не только для зрителей, но и для участников [2, 57].
Казахстанские инклюзивные фестивали, такие как фестиваль "Аялы алакан", включают в себя различные культурные и образовательные мероприятия, включая конкурсы, мастер-классы и концерты, где участниками могут стать дети и взрослые с инвалидностью. Эти фестивали помогают не только интегрировать людей с инвалидностью в культурную среду, но и формировать общественное мнение, обучая толерантности и уважению к различиям.
Подходы к организации инклюзивных мероприятий
Организация инклюзивных мероприятий требует особого подхода и внимательности к разнообразию потребностей участников. В Казахстане применяются различные подходы к организации таких мероприятий, чтобы они были максимально доступными и удобными для всех.
Для создания инклюзивной культурной среды важнейшим элементом является доступность инфраструктуры. Это включает в себя проектирование и модернизацию зданий, в том числе театров, музеев, выставочных залов, концертных площадок с учётом потребностей людей с инвалидностью. Например, установка пандусов, лифтов, специализированных мест для зрителей на инвалидных колясках, доступность туалетов и других помещений — всё это способствует созданию доступной среды для всех.
Кроме того, важно внедрение инклюзивных технологий, таких как субтитры, жестовый язык, аудиогиды для слабовидящих и слабослышащих. Эти меры позволяют людям с различными видами инвалидности принимать полноценное участие в культурных мероприятиях [6, 235].
Не менее важным является обучение и подготовка персонала культурных учреждений и волонтеров. Люди, работающие в сфере культуры, должны понимать потребности людей с инвалидностью и быть готовы обеспечить им нужную помощь и поддержку на мероприятиях. Это включает обучение тому, как помочь человеку с инвалидностью попасть в зал, как объяснять программу мероприятия для людей с нарушениями слуха или зрения, а также как организовать транспортировку для людей с ограниченными возможностями.
Важным элементом подхода к организации инклюзивных мероприятий является сотрудничество с неправительственными организациями (НКО), которые работают с людьми с инвалидностью. Такие организации могут предоставлять опыт и ресурсы, необходимые для создания инклюзивных культурных мероприятий. Также Казахстан активно развивает сотрудничество с международными партнерами, что позволяет перенимать лучшие мировые практики и внедрять их на локальном уровне [3, 121].
Модели и подходы к организации инклюзивных мероприятий в Казахстане являются неотъемлемой частью государственной политики по интеграции людей с инвалидностью в общественную и культурную жизнь. Казахстан активно внедряет различные модели инклюзии, включая универсальный дизайн, инклюзивные образовательные программы, инклюзивное волонтерство и фестивали. Эти мероприятия способствуют социальной интеграции, формированию толерантности и уважения, а также созданию культурной среды, доступной для всех.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Горбунова, Н. В. (2017). Инклюзивное образование и инклюзивная культура: Проблемы и перспективы развития. Москва: Научный мир.
2. Федотова, Л. В. (2018). Социальная интеграция людей с инвалидностью: опыт, проблемы, решения. Санкт-Петербург: Издательство РГУ.
Нормативно-правовые акты:
3. Конвенция о правах инвалидов (2006). Генеральная Ассамблея ООН. Доступно по ссылке: https://www.un.org/ru/ga/search/view doc.asp?symbol=A/RES/61/106
4. Закон Республики Казахстан о социальной защите инвалидов (2015). Республика Казахстан. Доступно по ссылке: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000447 Исследования и отчеты:
5. World Health Organization (2011). World Report on Disability. Geneva: World Health Organization. Доступно по ссылке: https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/en/
6. Инклюзивные практики в культурной сфере: мировая практика и казахстанский контекст. (2020). Казахстанский научно-исследовательский институт культуры.
7. Морозова, А. И. (2019). Организация инклюзивных мероприятий в сфере культуры. Журнал "Социология и культура", 12(3), 34-47.
8. Смирнова, О. Е. (2021). Инклюзивное волонтерство как способ интеграции людей с инвалидностью в культурную жизнь. Журнал "Социальные практики и культура", 15(5), 59-72.