Формирование модели инклюзивного пространства в системе высшего профессионального образования
Бижукова Карина Алимардановна,
преподаватель, кафедра дефектологии русского языка и социальной работы, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected]
Горбунова Валентина Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дефектологии русского языка и социальной работы, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected]
Шульга Марина Михайловна,
доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии, ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет» E-mail: [email protected]
Колесникова Инна Александровна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра дефектологии русского языка и социальной работы, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected]
Бруснева Валерия Владимировна,
кандидат медицинских наук, доцент, кафедра дефектологии русского языка и социальной работы, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected]
физическое пространство (пространственный компонент); образовательная среда (учебно-методический компонент); правовое пространство (правовой компонент); социально-психологическая среда (социально-психологический компонент). В заключении делается вывод о необходимости совершенствованию работы по формированию готовности общества и системы образования к принятию основных ценностей и принципов инклюзии.
Ключевые слова: инклюзивное пространство, студенты с инвалидность, инклюзия, инклюзивная компетентность.
Статья посвящена проблеме создания инклюзивного пространства в системе высшего профессионального образования, направленное на обеспечение конституционных прав и гарантий для обучающихся с инвалидностью и ограниченные возможности здоровья на качественное высшее профессиональное образование. Раскрывается содержание и основные принципы создания инклюзивного пространства: доступности, непрерывности инклюзии, психологической комфортности, здоровьесбережения, адресности, развития самоадаптивности и конкурентоспособности. Авторы обосновывают модель инклюзивного пространства, выделяя четыре основных компонента:
Обеспечение прав лиц с инвалидностью на качественное профессиональное образование является сегодня приоритетным направлением государ- -ственной социальной политики.
Трудности процесса социальной адаптации и профессионального развития лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья вызваны следующими причинами:
- наличие определённых ограничений в состоянии здоровья, препятствующих эффективной коммуникации и взаимодействию, полноценному удовлетворению личностных и профессиональных потребностей;
- рассогласование личностных ожиданий и ориентаций, характерных -для лиц с инвалидностью с требованиями профессиональной образовательной среды, в том числе и будущей профессиональной деятельности;
- высокий риск формирования барьеров, вызванных стигматизацией лиц с инвалидностью в современном российском обществе [5].
К универсальным признакам инклюзивного пространства исследователи относят организованность, протяжен- -ность, структурированность (взаимосвязь и взаимозависимость элементов), содержательность.
Анализ литературы по проблеме исследования [1;2] позволяет интерпретировать «инклюзивное пространство» как интегрированную систему структурных компонентов, педагогических фак- -торов и условий, обеспечивающих равные возможности личностного и социального развития, адаптации, социализации, саморазвития для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности.
Основными принципами создания -инклюзивного пространства являются:
- принцип доступности предполагает обеспечение лиц с ограниченными возможностями без барьерного физического пространства образовательного заведения путём оснащения специальными техническими
средствами (пандусами, подъёмниками, лифтами), проектирование универсального дизайна зданий; принцип непрерывности инклюзии заключается в том, чтобы процесс инклюзии осуществлялся с начальной ступени образования. И для типичных учащихся и для лиц с инвалидностью важен опыт взаимодействия ещё на уровне дошкольного обучения, так как в данный период закладываются основы идентичности. Реализация данного принципа позволяет сформировать толерантное, ценностное отношение к обучающимся с особыми образовательными процессами;
принцип психологической комфортности раскрывается в необходимости создания благоприятных социально-психологических условий для развития инклюзии, устранения социокультурных барьеров. С этой целью особую рол приобретает интегративное сопровождение обучающихся с инвалидностью, обеспечение их участие в творческих, исследовательских и волонтёрских проектах;
принцип здоровьесбережения предполагает применение в образовательной среде технологий, направленных на сохранение и восстановления здоровья обучающихся, в том числе с учётом рекомендаций индивидуальных программ реабилитации и абилитации;
принцип адресности раскрывается в необходимости единого учёта обучающихся, имеющих особые образовательные потребности внутри образовательного учреждения, осуществлении регулярного мониторинга их потребностей при индивидуальном подходе; принцип развития самоадаптивности и конкурентоспособности направлен на то, чтобы способствовать выработке активной жизненной позиции лиц с инвалидностью в процессе социальной адаптации, их ориентации на эффективную про-
фессиональную деятельность и карьеру.
В структуре инклюзивного пространства можно выделить четыре основных компонента:
- физическое пространство (пространственный компонент);
- образовательная среда (учебно-методический компонент);
- правовое пространство (правовой компонент);
- социально-психологическая среда (социально-психологический компонент) (рисунок 1.).
Рис. 1. Основные компоненты инклюзивного пространства
Физическое пространство представляет собой совокупность материальных параметров, которые необходимы для того, чтобы состоялся коммуникационный контакт преподавателей с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и мог осуществиться сам образовательный процесс.
Доступность физического пространства образовательной организации -ключевая потребность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Доступная среда основывается на специальных стандартах- строительных нормах и правилах, принципах универсального дизайна [6].
Повышение качества архитектурной среды достигается при соблюдении следующих принципов: доступности, безопасности, удобства и информированности зданий для нужд обучающихся с инвалидностью и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих прав и возможностей других людей, находящихся в зданиях.
По степени значимости эти критерии имеют следующих порядок приоритетов: доступность, безопасность, информативность, комфортность (удобство).
Критерий доступности содержит в себе требования беспрепятственного движения по коммуникационным путям, достижения места целевого назначения или обслуживания, возможности воспользоваться местами отдыха, ожидания и соответствующее обслуживание.
Под безопасностью понимается создание условий получения образовательных услуг без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу, а также нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.
Информативность обеспечивает разностороннюю возможность современного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на неё, в том числе возможность распознавания ориентиров, эффективной ориентации в образовательной организации и т.п.
Важнейшим показателем уровня комфортности выступает создание условий для минимальных затрат и усилий маломобильных групп для удовлетворения своих нужд, обеспечение возможности для отдыха, сокращения времени усилий для получения необходимой информации.
Проблема доступной среды стоит особенно остро перед учебными заведениями, изначально ориентированными на обучающихся, не имеющих ограничения в состоянии здоровья. Оснащение доступной среды требует больших финансовых затрат и ресурсов. В исследованиях Е.Р. Ярской-Смирновой отмечается, что образовательные организации часто не имеют финансовой возможности создания безбарьерной среды, так как большинство мероприятий по организации универсального дизайна приходится осуществлять за счет внебюджетных средств [7].
Важной составляющей физического компонента инклюзивного простран-
341
ства являются технические средства. К ним необходимо отнести:
- технические средства для реабилитации лиц с инвалидностью;
- технические средства передвижения в пределах образовательной организации;
- технические средства информационного направления (указатели, рекламное оборудование и т.д.);
- средства для сбора, хранения, переработки и передачи информации, необходимой для организации образовательного процесса. Немаловажным фактором физического компонента инклюзивного пространства является создание организационно-управленческой структуры образовательных учреждений. В 2017 году было налажено системное взаимодействие вузов и государственных органов власти - создана федеральная сеть ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ). Основная цель функционирования данных подразделений координация деятельности по созданию инклюзивного образовательного пространства, оказание методической помощи участникам образовательного процесса.
Условиям эффективного функционирования инклюзивного пространства является создание в вузе структурного подразделения, ответственного за координацию деятельности в области создания специальных условий для получения образования лицами с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Правовое пространство следует трактовать как систему фиксированных или официальных документов, законов, положений, указов и других нормативно-правовых документов. Каждый обучающийся должен быть заинтересован в обладании правовой культурой и в распространении ее на всех членов общества.
Правовые компоненты инклюзивного пространства представляют:
- международные документы, гарантирующие права лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на образование;
- федеральные законы Российской Федерации и документы Правительства Российской федерации, регламентирующие образование лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
- ведомственные нормативные документы в сфере высшего образования лиц с инвалидностью;
- нормативно-правовые документы образовательной организации.
В правовое пространство включены вопросы юридического регулирования, регламентируемые законами по социальной защите лиц с инвалидностью, в области предоставления образовательных услуг и защиты прав потребителя по регулированию информационного обеспечения. Непременным элементом является административное регламентирование деятельности в сфере образования - стандарты, административные регламенты предоставления услуг, распорядок и режимы работы учреждений, правила приёма лиц с инвалидностью и т.п.
Обеспечение инклюзии в образовательном процессе определяет необходимость создания грамотной учебно-методической работы.
Содержание учебно-методического компонента включает в себя:
- адаптированные образовательные программы;
- адаптированные программы учебных дисциплин, учитывавшие особенности лиц с ограниченными возможностями;
- адаптационные программы учебных дисциплин для лиц с ограниченными возможностями;
- дидактические средства обучения;
- информационно-коммуникативные технологии и др.
Ведущим инструментом повышения доступности и улучшения качества высшего образования для студентов с ограниченными возможностями и инвалидностью являются ассистивные технологии. Впервые термин «ассистивные технологии» был применен в США в 1988 г. в документе «Technology-Related Assistance for Individuals with Disabilities Act
342
of 1988 (The Tech Act)». С того времени этот термин достаточно активно используется зарубежными специалистами.
Под ассистивными технологиями понимаются различные устройства, оборудование, продукты, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ОВЗ и инвалидностью и позволяющие обеспечить доступ к информации, процессу общения, информационно-образовательной среде [3].
Важной проблемой является организация эффективного взаимодействия между обучающимся и преподавателем. Взаимодействие с обучающимся с особыми образовательными потребностями предполагает наличие у преподавателя соответствующих компетенций и навыков. Опишем основные из них:
- инклюзивная компетентность преподавателей - знание психологии и педагогики обучающихся с особыми образовательными потребностями, умение конструировать благоприятную социально-психологическую среду социализации лиц с инвалидностью, сглаживать риски стигматизации и дискриминации;
- знание этики и основ социокоммуни-кативного взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность. Обучение некоторых категорий лиц
с инвалидностью (в первую очередь с нарушениями зрения, слуха, речи) требует специальных знаний, например, сурдопедагогики и жестового языка. Для этого образовательное учреждение может привлекать в штат дополнительных специалистов (сурдопереводчиков), которые обеспечивали бы коммуникацию обучающегося с преподавателями и другими обучающимися.
Социально-психологический компонент инклюзивного образовательного пространства тесно связан с предыдущими и определяет характер социально-психологического самочувствия обучающегося в образовательной среде [8; 9]. Центральным препятствием инклюзии в данном случае вы-
ступает социокультурный барьер, который проявляется в основном в наличии стигматизации лиц с инвалидностью.
С другой стороны, сами обучающиеся с инвалидностью могут быть не готовы к совместному обучению. Недостаток коммуникативного опыта и внутренние переживания болезни (телесности) могут подрывать самооценку, порождать такие качества как замкнутость, застенчивость, которые могут выступать барьерами для развития инклюзивного пространства.
По мнению А.П. Князевой, Е.Н. Кор-неевой, успешность адаптации человека с особенностями к обществу сверстников, не имеющих ограничения в состоянии здоровья определяется и тем, насколько сам он считает себя полноправным членом этого общества [4].
Среди технологий, способствующих решению социально-психологических проблем инклюзии можно выделить следующие:
- формирование позитивного социального имиджа лиц с инвалидностью. Данное направление работы может включать в себя тематические выставки, дискуссионные занятия, встречи с представителями общественных организаций лиц с инвалидностью;
- социально-психологическое сопровождение и консультирование лиц с инвалидностью и ОВЗ;
- организация инклюзивного волон-терства.
Инклюзивное волонтерство рассматривают в двух аспектах. Инклюзивное волонтерство - это общественно полезная деятельность, осуществляемая путем личного выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения, осуществляемая лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе такой деятельности человек с инвалидностью не только решает общественно значимые проблемы и задачи, но и приобретает социальные навыки и социальные связи, которые помогают ему справляться с собственными сложностями.
343
Второй подход рассматривает лиц с инвалидностью как основной объект волонтерской деятельности, получателем помощи и поддержки волонтеров. Инклюзивное волонтерство в таком понимании подразумевает специально созданную и обученную группу волонтеров, ведущую работу с людьми с инвалидностью, направленную на их социализацию и социальную реабилитацию.
Таким образом, инклюзивное пространство вуза представляет собой динамическую систему различных компонентов, обеспечивающих успешную социальную адаптацию, интеграцию и профессиональное развитие лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Схематично модель инклюзивного пространства представлена на рисунке 2.
Физическое пространство
Доступная архитектурная среда Технические средства реабилитации Органы управления и координации инклюзивного образования
Основные требования
Доступность Безопасность Информативность Комфортность (удобство)
Правовое пространство
Международные документы, гарантирующие права лиц с инвалидностью и ОВЗ на образование Федеральные законы РФ и документы Правительства РФ, регламентирующие образование лиц с инвалидностью и ОВЗ Ведомственные нормативные документы в сфере высшего образования лиц с инвалидностью и ОВЗ Нормативно -правовые документы образовательной организации
Образовательная среда
Учебно-методическое обеспечение (АООП, , специальные дидактические материалы и т.п.) Использование ассистивных технологий и специальных технических средств обучения Инклюзивная компетентность педагогического коллектива Наличие в штате специалистов, обеспечивающих коммуникацию в образовательном процессе
Социально-психологическая среда
Позитивный социальный имидж лиц с инвалидностью и ОВЗ Социально-психологическое сопровождение и консультирование лиц с инвалидностью и ОВЗ Организация инклюзивного волонтерства
Рис. 2. Модель инклюзивного пространства вуза
Ведущим условием создания инклюзивного пространства является готовность общества и системы образования к принятию основных ценностей и принципов инклюзии. Ведущую роль в обеспечении инклюзивного взаимодействия в образовательном пространстве вуза играет профессорско-преподавательский состав. От уровня его профессиональной компетентности
и готовности к созданию инклюзивного пространства зависит успешность адаптации, социализации, интеграции и профессионального развития студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Литература
1. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С.В. Алехина. // Пси-
344
хологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-16.
2. Инклюзивное образование как первый этап пути к включающему обществу / Н.Я. Семаго и др. // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51-58
3. Информационно-коммуникационные и ассистивные технологии в инклюзивном образовании: учебное пособие / Д.Н. Оськин [и др.]. - Рязань: ОТСиОП, 2019. - 154 с.
4. Князева А.П. Корнеева Е.Н. Психологическая инвалидизация, или личностная идентичность инвалида //Ярославский педагогический вестник. - 2005. - № 2
5. Мажаров В.Н., Ходжаян А.Б., Маяц-кая Н.К., Горбунова В.В. Особенности сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в медицинском вузе//Современные наукоемкие технологии. 2021. № 4. С. 179183.
6. СП 59.133330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СПиП 35.01.2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605).
7. Ярская-Смирнова Е.Р. Романов П.В. Высшее образование инвалидов: политика и опыт //Высшее образование в России. - 2004. -№ 7. С. 40-48
8. Лилиенталь И.Е., Колесникова И.А. Модель психолого-педагогической поддержки адаптации студентов на начальном этапе вузовского обучения // Вестник СевероКавказского федерального университета. 2016. № 1 (52). С. 139144.
9. Лилиенталь И.Е., Колесникова И.А. Возможности психологической поддержки личности в становлении субъектности студентов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 4 (49). С. 181-185.
FORMATION OF THE MODEL OF INCLUSIVE SPACE IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Bizhukova K.A., Gorbunova V.V., Shulga M.M., Kole-snikova I.A., Brusneva V.V.
Stavropol State Medical University; North Caucasus Federal University
The article is devoted to the problem of creating an inclusive space in the system of higher professional education aimed at ensuring constitutional rights and guarantees for students with disabilities and limited health opportunities for high-quality higher professional education. The content and basic principles of creating an inclusive space are revealed: accessibility, continuity of inclusion, psychological comfort, health saving, targeting, development of self-adaptability and competitiveness. The authors substantiate the inclusive space model by identifying four main components: physical space (spatial component); educational environment (educational and methodological component); legal space (legal component); socio-psychological environment (socio-psychological component). In conclusion, it is concluded that it is necessary to improve the work on the formation of the readiness of society and the education system to accept the basic values and principles of inclusion.
Keywords: inclusive space, students with disabilities, inclusion, inclusive competence.
References
1. Alyokhina, S.V. Principles of inclusion in the context of the development of modern education / S.V. Alyokhina. // Psychological science and education. 2014. No. 1. pp. 5-16.
2. Inclusive education as the first stage of the path to an inclusive society / N. Ya. Semago et al. // Psychological Science and education. 2011. No. 1. pp. 51-58
3. Information and communication and as-sistive technologies in inclusive education: textbook / D.N. Oskin [et al.]. - Ryazan: OT-SiOP, 2019. - 154 p.
4. Knyazeva A.P. Korneeva E.N. Psychological disability, or the personal identity of a disabled person //Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2005. - No. 2
5. Mazharov V.N., Khodjayan A.B., Mayat-skaya N.K., Gorbunova V.V. Features of accompanying students with disabilities and disabilities in a medical university//Mod-ern high-tech technologies. 2021. No. 4. pp. 179-183.
345
6. SP 59.133330.2012 «Code of Rules. Accessibility of buildings and structures for low-mobility groups of the population. Updated version of SPiP 35.01.2001» (approved by Order of the Ministry of Regional Development of Russia No. 605 dated December 27, 2011).
7. Yarskaya-Smirnova E.R. Romanov P.V. Higher education of disabled people: politics and experience //Higher education in Russia. - 2004. - No. 7. pp.40-48
8. Lilienthal I.E., Kolesnikova I.A. Model of psychological and pedagogical support for adaptation of students at the initial stage of university education // Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2016. No. 1 (52). pp. 139-144.
9. Lilienthal I.E., Kolesnikova I.A. Possibilities of psychological support of personality in the formation of subjectivity of students // Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2015. No. 4 (49). pp. 181-185.
346