Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ: РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ ВОСПРИЯТИЯ ЭКСПОЗИЦИИ'

ИНКЛЮЗИВНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ: РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ ВОСПРИЯТИЯ ЭКСПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прокудина Дарья Александровна

В статье анализируется потенциал музейных проектов с различной степенью инклюзивности. «Тактильный кабинет» делает часть коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина доступной для незрячих и слабовидящих, но при этом сохраняется дистанция между ними и остальными посетителями. Проходившая здесь же выставка тактильных картин «Видеть невидимое», предыстория которой начинается с экспозиции «Прикосновение к Прадо» в Испании, позволила не только незрячим, но и всем желающим познакомиться с живописью наощупь. Они открыли в себе новые познавательные способности, а также задумались о том, что значит жить без зрения. Инклюзивные элементы в Музее русского импрессионизма тактильные макеты и материалы, ароматы и звуки органично встроены в дизайн экспозиции. Они не только создают доступную среду и напоминают о том, что рядом живут люди с инвалидностью, но и предлагают всем посетителям яркие и насыщенные впечатления. Российские экспозиционные проекты, основанные на принципиально новом подходе к инклюзивности, предложенном Андреасом Хайнеке, позволяют расширить границы восприятия за счет активизации органов чувств, которые обычно интенсивно не задействованы. Создание условий, в которых уникальные способности незрячих используются и приносят пользу обществу, вместо опеки их как «слабых», представляется конструктивным и перспективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE MUSEUM PROJECTS: EXPANDING THE BOUNDARIES OF THE PERCEPTION OF THE EXHIBITION

The article analyzes the potential of museum projects with varying degrees of inclusiveness. The "Tactile cabinet" makes part of the collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts accessible to the blind and visually impaired, but at the same time the distance between them and the rest of the visitors remains. The exhibition of tactile paintings "Seeing the invisible" held here, the background of which begins with the exhibition "Touching the Prado" in Spain, allowed not only the blind, but also everyone who wants to get acquainted with painting by touch. They discovered new cognitive abilities in themselves, and also thought about what it means to live without sight. The inclusive elements in the Museum of Russian Impressionism tactile layouts and materials, aromas and sounds are organically integrated into the design of the exposition. They not only create an accessible environment and remind that people with disabilities live nearby, but also off er bright and rich impressions to all visitors. Russian exposition projects based on a fundamentally new approach to inclusivity proposed by Andreas Heinecke allow us to expand the boundaries of perception by activating the senses, which are usually not intensively involved. Creating conditions in which the unique abilities of the blind are used and benefi t society, instead of caring for them as "weak", seems constructive and promising.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ: РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ ВОСПРИЯТИЯ ЭКСПОЗИЦИИ»

Культурные процессы и явления

#

ИНКЛЮЗИВНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ: РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ ВОСПРИЯТИЯ ЭКСПОЗИЦИИ

УДК 379.822

http://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-346-21 -31

Дарья Александровна ПРОКУДИНА,

кандидат социологических наук, научный сотрудник кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: dariap@bk.ru

Аннотация: В статье анализируется потенциал музейных проектов с различной степенью инклюзивности. «Тактильный кабинет» делает часть коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина доступной для незрячих и слабовидящих, но при этом сохраняется дистанция между ними и остальными посетителями. Проходившая здесь же выставка тактильных картин «Видеть невидимое», предыстория которой начинается с экспозиции «Прикосновение к Прадо» в Испании, позволила не только незрячим, но и всем желающим познакомиться с живописью наощупь. Они открыли в себе новые познавательные способности, а также задумались о том, что значит жить без зрения. Инклюзивные элементы в Музее русского импрессионизма - тактильные макеты и материалы, ароматы и звуки - органично встроены в дизайн экспозиции. Они не только создают доступную среду и напоминают о том, что рядом живут люди с инвалидностью, но и предлагают всем посетителям яркие и насыщенные впечатления. Российские экспозиционные проекты, основанные на принципиально новом подходе к инклюзивности, предложенном Андреасом Хайнеке, позволяют расширить границы восприятия за счет активизации органов чувств, которые обычно интенсивно не задействованы. Создание условий, в которых уникальные способности незрячих используются и приносят пользу обществу, вместо опеки их как «слабых», представляется конструктивным и перспективным.

Ключевые слова: музей, инклюзивный проект, незрячие и слабовидящие, ГМИИ им. А. С. Пушкина, «Видеть невидимое», «Прикосновение к Прадо», Музей русского импрессионизма, «Диалог в темноте», музей «Прогулка в темноте».

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Для цитирования: Прокудина Д. А. Инклюзивные музейные проекты: расширение границ восприятия экспозиции // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №3 (46). С. 21-31. http://d oi.org/10.24412/2310-1679-2022-346-21 -31

INCLUSIVE MUSEUM PROJECTS: EXPANDING THE BOUNDARIES OF THE PERCEPTION OF THE EXHIBITION

Daria A. PROKUDINA, PhD in Social Sciences, Research Scientist at the History and Theory of World Culture Department, the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, e-mail: dariap@bk.ru

Культурные процессы и явления

Abstract: The article analyzes the potential of museum projects with varying degrees of inclusiveness. The "Tactile cabinet" makes part of the collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts accessible to the blind and visually impaired, but at the same time the distance between them and the rest of the visitors remains. The exhibition of tactile paintings "Seeing the invisible" held here, the background of which begins with the exhibition "Touching the Prado" in Spain, allowed not only the blind, but also everyone who wants to get acquainted with painting by touch. They discovered new cognitive abilities in themselves, and also thought about what it means to live without sight. The inclusive elements in the Museum of Russian Impressionism - tactile layouts and materials, aromas and sounds - are organically integrated into the design of the exposition. They not only create an accessible environment and remind that people with disabilities live nearby, but also offer bright and rich impressions to all visitors. Russian exposition projects based on a fundamentally new approach to inclusivity proposed by Andreas Heinecke allow us to expand the boundaries of perception by activating the senses, which are usually not intensively involved. Creating conditions in which the unique abilities of the blind are used and benefit society, instead of caring for them as "weak", seems constructive and promising.

Keywords: museum, inclusive project, blind and visually impaired, The Pushkin State Museum of Fine Arts, «Seeing the invisible», «Touching the Prado», The Museum of Russian Impressionism, «Dialogue in the Dark», Museum «Walk in the Dark».

Acknowledgements: The research was carried out with the support of the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University «Preservation of the World Cultural and Historical Heritage».

For citation: Prokudina D. A. Inclusive museum projects: expanding the boundaries of the perception of the exhibition. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2022, no. 3 (46), pp. 21-31. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-346-21-31

Сегодня в музейной среде всё большее распространение получают инклюзивные проекты. Под инклюзией (от лат. inclusio - «включение») понимается включение в активную социальную жизнь всех людей, независимо от их особенностей, главным образом, лиц с ограниченными возможностями. Инклюзия в музее предполагает не только физический доступ к экспозиции, но и создание среды, в которой люди с инвалидностью интегрируются в общество. Подобные проекты призваны улучшать качество их жизни и менять общественное мнение, формировать отношение к ним как к равноправным членам социума. Особенность инклюзивных проектов состоит и в том, что они расширяют границы восприятия экспозиции как посетителей с инвалидностью, так и обычных гостей музея.

Создание проектов для незрячих и слабовидящих - непростая задача, так как визуальный канал передачи информации в музее особенно важен. Основными средствами познакомить их с коллекцией становятся тифлоком-ментарии (описания всего того, что незрячие не видят), тактильные модели (адаптированные модели объектов, приспособленные для тактильного осмотра), информационные сообщения, написанные шрифтом Брайля. Проекты могут существенно отличаться по степени инклюзивности. Анализ их потенциала представляется актуальным для осмысления и развития подобного направления работы в России.

Культурные процессы и явления

С 2016 года Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина реализует масштабную программу «Доступный музей», включающую многочисленные проекты для посетителей с ограниченными возможностями. Одним из них стало создание «тактильного кабинета» в Итальянском дворике - небольшого пространства со шкафом, столом и стульями. В шкафу размещены копии скульптур, рельефов, предметов декоративно-прикладного искусства, обычно в уменьшенном масштабе. Например, это рельеф ассирийского крылатого быка Шеду с головой человека или копия древнеегипетской косметической ложечки в виде плывущей девушки. Здесь представлены и оригинальные фрагменты амфор, киликов и светильников, найденные на раскопках в Северном Причерноморье. Посетителю предлагается в сопровождении представителя отдела инклюзивных программ познакомиться с историей искусства, используя тактильные макеты [6, 7].

Такого рода проект, безусловно, делает часть коллекции музея доступной для незрячих, но инклюзивный компонент в нем практически отсутствует. Искусно выполненная и разнообразная тактильная коллекция - полезный дидактический инструмент, помогающий незрячим, но при этом сохраняется дистанция между ними и остальными гостями музея. Эти группы продолжают существовать параллельно. Тактильные модели недоступны для обычных посетителей, они практически не сталкиваются с незрячими в пространстве музея.

Проектом с более ярко выраженной инклюзивной составляющей можно назвать выставку «Видеть невидимое», проходившую в том же ГМИИ им. А. С. Пушкина [2]. Ее предыстория начинается в Испании.

С 20 января по 18 октября 2015 года в мадридском Национальном музее Прадо демонстрировалась временная экспозиция «Прикосновение к Пра-до», ориентированная как на незрячих и слабовидящих, так и на рядовых посетителей, которые хотели бы получить тактильный опыт восприятия искусства [13].

Для этого были выбраны шесть шедевров из коллекции Прадо, написанные в различных жанрах в период XVI-XVШ вв. Были представлены портреты - «Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко и копия «Джоконды» кисти ученика Леонардо да Винчи, а также полотна Антонио да Корреджо «Не прикасайся ко Мне» на евангельский сюжет и «Кузница Вулкана» Диего Веласкеса - на мифологический. Их дополняли бытовая сцена Франсиско Гойя «Зонтик» и «Натюрморт с артишоками, цветами и стеклянными сосудами» Хуана Ван дер Хамена.

Цветные тактильные картины были созданы испанской полиграфической компанией «Ейийюз Durero», которая разработала для этого специальную технику рельефной печати «□¡Ьй». Сначала были сделаны фотографии картин в высоком разрешении и подобраны текстуры, которые позволили бы передать различные цвета. Затем изображения напечатали специ-

Культурные процессы и явления

альными красками, а после химической обработки они получили еще и необходимый рельеф.

Для выставки записали аудиогид. Рядом с произведениями поместили тексты, напечатанные шрифтом Брайля. Важно отметить, что зрячим посетителям предлагалось надеть непрозрачные очки, чтобы «увидеть» картины наощупь. После завершения выставки в Национальном музее Прадо эти работы были представлены в других музеях и галереях страны.

Выставка вызвала большой резонанс, и подобную решено было провести в России. С 13 ноября 2016 года по 12 февраля 2017 года в ГМИИ им. А. С. Пушкина при финансовой поддержке ПАО «Сбербанк» были выставлены тактильные картины, созданные той же компанией «Eludios Durero». Они воспроизводили шесть шедевров из его коллекции кисти художников различных стран и эпох.

Это были и картины на евангельские сюжеты - «Мадонна с Младенцем», изображенные Лукасом Кранахом Старшим на фоне живописного пейзажа, «Благовещение» Сандро Боттичелли с образами Архангела Гавриила и Девы Марии, и «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона Шардена. Полотно в тёмно-синих тонах «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо соседствовало с тактильным «буйством красок» тропических джунглей и Полинезии на картинах «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо и «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена. Каждая работа была снабжена этикеткой, набранной шрифтом Брайля. Всем желающим из числа обычных посетителей предлагалось познакомиться с ними наощупь, надев непрозрачные очки.

Эта выставка, как и испанская, путешествовала по стране. В России удалось реализовать еще более интересный проект в регионах. Она побывала во многих городах, в числе которых Казань, Волгоград, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Хабаровск, Красноярск, Владивосток. Для каждого из них «Eludios Durero» создала дополнительную, седьмую тактильную копию одного из шедевров, хранящихся в местных музеях. Так, например, для Новосибирска был сделан макет картины Василия Тропинина «Портрет князя А. С. Долгорукова», для Владивостока - Николая Харламова «Русская девушка», а для Красноярска - Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». По окончании выставок картины оставляли в тех городах, для которых они были созданы.

Примечательно, что аудиосопровождение озвучивали известные люди, которые либо родились в этих городах, либо их жизнь была с ними связана. Так, например, для создания записи к новосибирской картине пригласили певицу Пелагею, о екатеринбургской рассказывал рок-музыкант Владимир Шахрин, а о волгоградской - актриса и телеведущая Татьяна Веденеева.

Проект не только позволил незрячим и слабовидящим познакомиться с живописными шедеврами, но и привлек внимание общественности к проблемам этих людей. Ведь обычные посетители не только увидели их в пространстве

Культурные процессы и явления

музея. Они знакомились с картинами бок о бок с ними, погрузившись в их мир - темноту. Своего рода развлекательный аттракцион - «увидеть картины наощупь» - позволил им открыть в себе новые познавательные способности, а также задуматься о том, что значит жить без зрения.

Можно с полным основанием утверждать, что региональная составляющая проекта была реализована весьма удачно. Создание копий шедевров из местных коллекций, озвучивание аудиосопровождения знаменитыми на всю страну земляками вместе с необычным форматом выставки - всё это привлекло большое внимание местных СМИ. Снимались многочисленные репортажи, публиковались новостные заметки. Хотя рассмотренный проект имел серьезное общественное воздействие, оно было ограничено периодом проведения выставок.

А теперь обратимся к опыту московского Музея русского импрессионизма, где инклюзивное пространство функционирует на постоянной основе. Ряд произведений экспонируется с использованием тактильных моделей и материалов, ароматов и даже звуков, что дополняется аудиосопровождением с тифлокомментариями.

Так, на основной экспозиции поблизости от пронизанного солнцем «Натюрморта с виноградом и чайником» Николая Горлова, где изображены спелые фрукты, располагается его тактильная копия и прозрачная колба, внутри которой находится чашечка на блюдце. Поднеся колбу к носу, посетитель вдыхает аромат «Абрикос». А рядом с изысканным и уютным «Интерьером комнаты» Станислава Жуковского можно исследовать его тактильную модель и понюхать запах «Старой усадьбы». Познакомиться на ощупь можно и с копией скульптуры Павла Трубецкого «Мать и дитя», созданной в натуральную величину.

Однако наиболее полное воплощение эта идея получила на выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в том же музее (10 октября 2019 года - 26 января 2020 года).

Рядом с картиной Игнази Мальола «Кусты роз (Коста Брава)», на которой изображена игра детей с корабликом в тени цветущих розовых кустов, был помещен не только тактильный макет. Посетитель мог также ощупать деревянный кораблик с матерчатыми парусами и вдохнуть аромат роз. Макет полотна «Арена для боя быков. Барселона» Рамона Казаса дополнил кусок черной ткани с вышитым золотым цветком, которыми украшали костюмы тореадоров, и необычный аромат: «Хлыст» и «Земля».

Особенно примечателен способ экспонирования картины Сантьяго Ру-синьоля «Эрик Сати, играющий на фисгармонии». Помимо ощупывания ее макета, можно было пробежаться по клавишам фисгармонии - часть клавиатуры инструмента была представлена поблизости - и вдохнуть аромат «Кедра» - материала, из которого он был изготовлен. Рядом с картиной звучала музыка, сочинённая композитором.

Культурные процессы и явления

Развивая концепцию инклюзии, к разработке ароматов для выставки «Александр Савинов. Миражи» и спецпроекта «Миражи. Саратовская школа» (21 октября 2022 года - 22 января 2023 года) музей привлек незрячих парфюмеров российской компании «Pure Sense» [1].

Создавая аромат-состояние для этюда «Слепцовка» к работе «Гармония» Виктора Борисова-Мусатова, парфюмер упомянутой компании Александр Яшин опирался на воспоминания из детства, проведенного в деревенском доме прабабушки. Стул, столик, скамейка на солнечном зеленом лугу на фоне старинного усадебного дома - атмосферу этой обстановки призваны передать запахи мяты, яблока, ягод и смородинового листа, разнотравья и белых цветов, окрашенной древесины и кедра.

Аромат для картины Александра Савинова «Купальщицы в апельсиновой и оливковой роще», работу над которой художник начал на острове Капри под впечатлением от античных фресок и щедрой южной природы, составлен Марией Ушаковой из запахов мандарина, гардении, грейпфрута, цветов персика, розы и белого мускуса.

«Портрет молодой дамы», сидящей в задумчивости, опершись на спинку стула, написанный им же, Анастасия Вислобокова сопроводила ароматом, который ассоциируется у нее с молодостью, нежностью и легкой меланхолией, соединяющим в себе запахи розы, личи, персика, пудры, розового шампанского, ванили и древесины.

Инклюзивные элементы в Музее русского импрессионизма органично встроены в дизайн экспозиции. Они не только создают доступную среду для незрячих и слабовидящих, но и напоминают всем о том, что рядом с ними живут такие люди. Более того, эти элементы становятся своего рода «изюминкой» музея. Интерактивность, которую они привносят, сегодня чрезвычайно востребована, особенно при работе с детской, подростковой, молодежной аудиторий и посетителями с ментальными особенностями. Применить этот принцип при экспонировании живописи - непростая задача, с которой музей таким образом успешно справляется, реализуя при этом и социально значимую функцию.

Создание ярких впечатлений за счет активизации нескольких органов чувств весьма созвучно и направлению живописи, представленному в музее, - само его название «импрессионизм» произошло от французского impression - «впечатление».

Популярность такого рода элементов связана и с тем, что в современном мире впечатления особенно ценятся. Согласно известным исследователям Джозефу Пайну и Джеймсу Гилмору, мы уже живем в экономике впечатлений, которые стали новым экономическим предложением - люди платят «за незабываемые минуты своей жизни, подготовленные компанией как в театральной постановке, т. е. за собственные чувства и ощущения» [3, с. 45]. Активизация всех пяти чувств делает впечатления наиболее яркими и захватывающими.

Культурные процессы и явления

Именно в контексте возросшего спроса на впечатления в нашей стране появляются экспозиции, основанные на принципиально новом подходе к инклюзивности. Примерно в одно и то же время независимо друг от друга 29 октября 2015 года в Санкт-Петербурге открылся проект «Мир на ощупь», а 27 апреля 2016 года в Москве - музей «Прогулка в темноте».

Их позиционирование строится на принципах экономики впечатлений - человеку предлагается узнать о своих потенциальных возможностях, получить новые эмоции и незабываемые впечатления. Создатели музея «Прогулка в темноте» изначально выбрали такую стратегию - яркое оформление освященной части музея, его размещение в торгово-развлекательном центре - всё это способствует формированию представления о нем как о развлекательном проекте. Они сделали акцент на том, какой уникальный опыт здесь можно получить, а не на эмоционально тяжелой теме инвалидности, которая может отпугнуть посетителей.

Показательно, что Анатолий Мовшович, основатель проекта «Мир на ощупь», изначально позиционировал его как социальный - посетителю предлагалось почувствовать себя на месте человека с инвалидностью, но эта стратегия оказалась неэффективной. Тогда проект был переориентирован. Акцент сместился на представление его как источника ярких эмоций, позволяющего раскрыть свои скрытые способности.

Оба проекта базируются на методологии, предложенной немецким социальным предпринимателем Андреасом Хайнеке. В молодости он познакомился с журналистом, потерявшим зрение в результате аварии. Сотрудничество с ним полностью разрушило его стереотипы о незрячих как слабых и ущербных. Работа во франкфуртском Фонде помощи слепым укрепила его убеждённость в том, что нужно отказаться от покровительственной позиции в отношении к ним. Необходимо, чтобы люди узнали, какие они сильные и глубокие, уважали их, а не сторонились [10, 12].

В 1988 году им был реализован проект «Диалог в темноте», в котором всё переворачивалось «с ног на голову» - зрячие попадали в пространство абсолютной темноты, в котором незрячие становились их проводниками и помощниками. Передвижная выставка со временем трансформировалась в постоянную экспозицию в Гамбурге, проект обогатился новыми направлениями работы и разросся до глобальных масштабов - в качестве франшизы он представлен в 47 странах мира [10, 12]. Существуют и экспозиции, созданные по аналогии, но с добавлением своей специфики. Именно такими являются музей «Прогулка в темноте» и проект «Мир на ощупь».

Так в музее «Прогулка в темноте» посетитель в составе небольшой группы, сопровождаемой незрячим экскурсоводом, заходит в непроглядную темноту и оказывается в квартире-студии. Провожатый предлагает на ощупь определить окружающие предметы, среди которых фортепьяно, плюшевый медведь на диване, холодильник, посуда, самовар, радиатор отопления, компьютер.

Культурные процессы и явления

Затем гости «выходят на улицу». Это сразу становится понятно по городскому шуму. Здесь припаркован автомобиль, марку которого просят назвать. Ориентируясь по тактильной тротуарной плитке, нужно перейти дорогу, нажав для этого кнопку светофора и дождавшись звукового сигнала. Фасад дома, водосточную трубу, кусты - всё это посетители определяют на ощупь.

После этого приглашают заглянуть в продуктовую лавку. На полке разложены овощи и фрукты, которые требуется определить, а также нужно назвать сыпучие продукты - фасоль, макароны, орехи. На другой полке - специи в мешочках, распознать которые нужно осязательно и по запаху.

Следующее пространство - «музей». Оно наполнено звуками, которые обычно царят там. Провожатый предлагает ощупать и определить статуи. Здесь и лев с густой гривой, и ангел, читающий книгу, а также макеты известных скульптур «Дискобола», «Венеры Милосской». Затем приглашают отдохнуть в баре, выпить сок, угадав его по вкусу, и обсудить впечатления от прогулки.

Какова методология подобных проектов? Согласно Андреасу Хайнеке, они призваны осуществлять трансформационное обучение, преобразующее систему взглядов. Начинается оно с дезориентации и затруднительного положения, в котором оказывается попавший в темноту. В этой непривычной обстановке он должен полностью положиться на незрячего. Люди привыкли считать таких ущербными. Затем следует критическое переосмысление своих представлений - незрячий неожиданно оказывается компетентным экспертом и искусным помощником. Эта среда заставляет учиться - каждую минуту совершенствуются навыки получения информации без использования зрения. Приходит осознание того, что есть богатая жизнь за пределами зрения, что полноценное и наполненное существование может принимать различные формы, а не только ту, к которой мы привыкли [11].

Действительно, первое чувство беспомощности в темноте сменяет осознание того, что через осязание мы получаем огромное количество информации, которой практически не пользуемся, полагаясь преимущественно на зрение. Мы узнаем, что звук может быть важным ориентиром в пространстве, а мир запахов богат и информативен. Человек начинает ощущать, что его реальные возможности значительно шире, чем он предполагал.

Здесь люди открывают для себя новый мир - яркий и наполненный. Приходит понимание того, что живущие в нем люди не обделенные и ущербные. Просто их мир другой. Отношение к ним меняется - жизнерадостные, ловкие и умелые в темноте - они становятся «учителями», которые внимательно и терпеливо помогают, приободряют, подсказывают, объясняют, веселят. Невольно проникаешься к ним уважением.

Формированию такого отношения способствует и заключительная часть экскурсии. Посетители попадают в освещенную комнату, на стенах которой русский и английский алфавиты Брайля, изображения выдающихся незрячих с рассказами о них: античного поэта-сказителя Гомера, автора азбуки для

Культурные процессы и явления

слепых Луи Брайля, известных музыкантов Рэя Чарльза и Андреа Бочелли, выдающегося атлета, скалолаза и путешественника Эрика Вайхенмайера, чемпионки по бегу Марлы Раньян.

Посетителям предлагают сесть за стол, где можно полистать тактильные книги, пощупать физическую карту полушарий и периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, сопоставить свое восприятие пространства в темноте с реальностью, изучив план экспозиции. Гид рассказывает о шрифте Брайля, показывает, как им писать, и предлагает расшифровать сделанную надпись, отвечает на вопросы о жизни незрячих, которая оказывается интересной и насыщенной.

Оказывается, экскурсоводы занимаются легкой атлетикой, дайвингом, самбо, играют в футбол со звуковым мячом, выступают на сцене. Они хорошо образованы, имеют семьи и воспитывают детей [4, 8].

Экспозиционные проекты в темноте продолжают развиваться - в 2022 году в Москве на туристической улице Арбат открылся «Музей в темноте «Сенсориум», где предлагается заново открыть возможности своих органов чувств. Он создан с опорой на методологию Андреаса Хайнеке, но отличается новаторскими решениями, еще больше расширяющими представление о наших скрытых способностях. Так одним из пространств становится «Испанский дворик» с журчащим фонтаном, фруктовыми деревьями и брусчаткой под ногами. В «Сенсориуме» можно ощутить, что значит качаться на качелях и играть в настольный теннис в темноте.

Личный контакт и тесное взаимодействие разрушают стереотипы. Жалость к «слабому» сменяется восхищением. Незрячий превращается в своего рода мотивационного тренера, встреча с которым «отрезвляет», заставляет прекратить жалеть себя и научиться ценить то, что имеешь, а также вдохновляет на свершения.

Превращение незрячего из беспомощного в бесценного помощника еще очевиднее проявляется в таком направлении работы как тренинги в темноте. Их методология также была предложена Андреасом Хайнеке. Темнота оказывается уникальным образовательным пространством. Блокировка визуального восприятия, выход за рамки привычной ситуации заставляет участника активизировать свой скрытый потенциал. Эффективность обучения существенно возрастает - оно ускоряется, интенсифицируется, результаты лучше запоминаются и усваиваются. Оно позволяет сформировать команду, развивать лидерские способности и навыки коммуникации, эффективно управлять изменениями и выходить из кризиса. Здесь незрячий выступает в качестве высококвалифицированного тренера, который помогает компаниям повышать эффективность их работы [9]. В России такое обучение проводится с 2012 года, когда в Москве по франшизе открылся тренинговый центр «Диалог в темноте». В упомянутых выше экспозиционных пространствах также проводятся тренинги.

Культурные процессы и явления

Интересным направлением работы стали и концерты в темноте, позволяющие слушателям полностью отключиться от визуальной информации, сосредоточиться на музыке и своем внутреннем мире, а незрячим музыкантам творчески реализовываться [5].

Опыт уже осуществленных инклюзивных проектов достаточно убедительно показывает, что в них заложен большой потенциал - они нужны здоровым не меньше, чем людям с инвалидностью. Чем «инклюзивнее» такие проекты, тем сильнее проявляется их позитивный эффект. Человеку предлагается, с одной стороны, расширить границы своего восприятия за счет активизации органов чувств, которые обычно интенсивно не задействованы, а с другой - почувствовать себя на месте человека с ограниченными возможностями и лучше понять его потребности. Побывав в темноте, в которой проявляются уникальные способности и умения незрячих, получив от них помощь и поддержку, а также узнав, как насыщенно и интересно они живут, начинаешь не только иначе к ним относиться, но и другими глазами смотреть на свою жизнь.

Подводя итоги, можно утверждать, что новый подход к проблеме незрячих - создание условий, при которых их уникальные способности задействованы и приносят пользу людям, вместо опеки их как «слабых», - представляется конструктивным и перспективным.

# Список литературы

1. Ароматы к картинам выставки «Александр Савинов. Миражи» от незрячих парфюмеров Pure Sense. Музей русского импрессионизма. URL: https:// www.rusimp.su/ru/news/332

2. Видеть невидимое. ГМИИ им. А. С. Пушкина. URL: https://pushkinmuseum. art/inc/garbage/making_the_invisible_visible_1/

3. Гилмор Дж. Х., Пайн II Б. Дж. Экономика впечатлений : Как превратить покупку в захватывающее действие. Москва : Интеллектуальная литература, 2020. 384 с.

4. Ковальчук В. Закрой глаза и смотри: как устроен частный музей «Прогулка в темноте». Портал biz360. URL: https://biz360.ru/materials/zakroy-glaza-i-smotri-kak-uSroen-chaSnyy-muzey-progulka-v-temnote/?sphrase_id=145438

5. Концерт в темноте. URL: https://concertinthedark.ru/

6. Михеева А. Кто делает музей доступным: отдел междисциплинарных проектов Пушкинского. 22 января 2022. Объединение. Журнал. URL: https://obdn. ru/articles/kto-delaet-muzey-doSupnym-otdel-mezhdisciplinarnyh-proektov-pus hkinskogo?fbclid=IwAR1UrY8aLi0rOzX8OX5FG0zb_pZav3Y_0e6mM2icyFMo Cfk0PliD9JvFhl8

7. Незрячие и слабовидящие посетители. ГМИИ им. А. С. Пушкина. URL: https://www.pushkinmuseum.art/visitors/accessible_museum/visualimpaired/ index.php?lang=ru

Культурные процессы и явления

8. Савостьянова Е. Открытия во тьме кромешной. Новый бизнес. Социальное предпринимательство. 27 мая 2016. URL: http://www.nb-forum.ru/Sories/ otkrytia-vo-tme

9. Dialogue Social Enterprise. Dialogue in the Dark. Dialogue in the Dark Workshops. URL: https://www.dialogue-se.com/what-we-do/dialogue-in-the-dark/workshop

10. Dialogue Social Enterprise. Dialogue in the Dark. HiSory. URL: https://www. dialogue-se.com/what-we-do/dialogue-in-the-dark/hiSory

11. Dialogue Social Enterprise. Dialogue in the Dark. Methodology. URL: https:// www.dialogue-se.com/our-social-impact/methodology

12. Dialogue Social Enterprise. Dialogue in the Dark. Our Founder. URL: https:// www.dialogue-se.com/who-we-are/our-founder

13. Touching the Prado. Museo Nacional del Prado. Madrid. URL: https://www. museodelprado.es/en/whats-on/exhibition/hoy-toca-el-prado/29c8c453-ac66-4102-88bd-e6e1d5036ffa

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.