Научная статья на тему 'Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО'

Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1165
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Ф. Маркова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО»

Врач выписал тебе витамины и сказал принимать по 1 капсуле 2 раза в день в течение одного месяца. В упаковке 30 капсул. На сколько дней хватит тебе этой упаковки? Сколько упаковок надо купить на месяц?

Суточная потребность в железе у мужчин составляет 10 мг. Определи по таблицам, какие мясные и растительные продукты необходимо употреблять в пищу ежедневно? (К тексту задачи прилагается таблица «Содержание железа в растительных и мясных продуктах».)

Нормальная масса человека условно равна его росту в сантиметрах минус 100. Вычисли массу тела человека при росте 186 см. Какая нормальная масса тела должна быть у тебя?

Температура в жилой комнате должна быть не ниже +18°. Комнатный термометр показывает +23°. Узнай, на сколько градусов температура в комнате выше? Что нужно сделать, чтобы температура в комнате стала ниже?

Список литературы

1. Гриханов В. П. Обучение практической математике учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / В. П. Гриханов, Т. В. Лисовская, В. В. Мыслюк; под ред. В. П. Гриханова. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. - 112 с.

2. Лещинская Т. Л. Смысловые доминанты образования детей с интеллектуальной недостаточностью / Т. Л. Лещинская, В. И. Радионова // Адукацыя i выхаванне. - 2014. - № 9. - С. 7-15.

3. Лисовская Т. В. Исследование образовательных потребностей людей с инвалидностью в психоневрологических домах-интернатах (по результатам анкетирования) / Т. В. Лисовская // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. - Сер. «Педагогика». - Т. 3. - 2015. - № 2. - С. 113-126.

4. Положение об утверждении инструкции и порядке организации получения специального образования в учреждениях социальной защиты // Постановление М-ва обр. и М-ва труда и соц. защиты, 28.06.2011 г., № 48/55 [Электронный ресурс]. -URL: http: //www.pravo.levonevsky.org/bazaby/mintruda/index.htm (дата доступа: 29.01.2016).

5. Шинкаренко В. А. Формирование готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной недостаточности: учеб.-метод. пособие / В. А. Шинкаренко. - Мн.: Белорус. гос. пед. ун-т, 2004. - 48 с.

Н. Ф. Маркова

Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время в образовательных организациях наряду с нормативным развитием находятся дошкольники с ОВЗ. «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

(ФГОС ДО п. 2 ст. 16) [1]. В большей части в общеразвивающих группах нашего дошкольного образовательного учреждения находятся дошкольники с сочетанными нарушениями.

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение посещают 23 ребенка с ОВЗ разного возраста от 4 до 7 лет, с сочетанными нарушениями, сенсорными и речевыми нарушениями, нарушениями вербально-логического компонента, несформированностью высших психических функций (ВПФ). Все дошкольники с ОВЗ имеют заключение ПМПК. Успешно продолжили обучение в школе 10 выпускников. Кроме того, психолого-медико-педагогического консилиум в МБДОУ № 138 выявил 48 дошкольников с особыми образовательными потребностями (СГДА, функциональными нарушениями зрения, нарушениями речи).

Для организации инклюзивного образования в условиях детского сада решены необходимые организационные условия: финансово-экономические, нормативно-правовые, программно-методические, предметно-развивающие коррекционные условия в аспекте групп и всего детского сада, кадровые условия, а также организационные условия для работы с родителями. По словам Н.Н. Малофеева «...нам близка та инклюзия, которая обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении, открывающем двери для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения» [3].

Нами была создана коррекционно-развивающая среда, характеризующаяся: адекватностью общим и особым образовательным потребностям; физической, эмоциональной комфортностью для ребенка с ограниченными возможностями здоровья; открытостью для его родителей (законных представителей); обеспечением гарантии сохранения и укрепления физического и психологического здоровья воспитанников.

В МБДОУ № 138 созданы условия для инклюзивного образования. Традиционные методы коррекции с данной категорией детей недостаточно эффективны, так как дошкольники пребывают в условиях инклюзивного образования. Учитывая то, что дошкольники имеют сочетанные нарушения, то традиционные методики коррекции речи нуждаются в модернизации [2].

Использование современного оборудования, расположенного в пространстве детского сада, позволяет каждому участнику коррекционного процесса своевременно и оперативно выстраивать свою деятельность, способствует мобильности в организации новых условий, соответствующих коррекционно-компенсаторным задачам социализации, интеграции, индивидуализации и саморазвитию детей с ОВЗ.

Социальная среда в нашем детском саду учитывает уровень современной жизнедеятельности общества и приближена к ее требованиям. Это касается и технического оснащения всех сфер жизни ребенка,

осуществления бытовых нужд, формирования социальной компетентности и социальной активности и жизнеустойчивости ребенка. Отметим, сами дети свободны в передвижении, хорошо ориентируются, ведь они находятся в «безбарьерном, комфортном и безопасном пространстве».

Активное сотрудничество на разных образовательных уровнях способствует обеспечению успешного выполнения коррекционно-развивающих задач, высокого методического уровня и результативности. МБДОУ № 138 является базой практики и экспериментальной ста-жерской площадкой ЮФУ НОЦ «Диагностика. Развитие. Коррекция» по проблеме «Социализация детей с особыми образовательными потребностями». Деятельность экспериментальной стажерской площадки осуществляется по направлениям: научно-исследовательскому, организационному, диагностическому, профилактическому, образовательному, воспитательному, развивающему, методическому [2].

Кабинет учителя-логопеда - специальное помещение, в котором осуществляется функциональная деятельность, а также он является частью предметно-развивающей среды, подчиняющийся важным закономерностям детской деятельности.

С детьми занимаются квалифицированные специалисты: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. В связи с этим в МБДОУ № 138 особое внимание уделяется развитию новых профессиональных качеств педагогов в соответствии со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания, развития и инклюзивного образования. Узкие специалисты имеют разностороннее образование (тифлопедагога, учителя-дефектолога, педагога-психолога), а также и воспитатели имеют специальное (дефектологическое) образование и получают степень магистра в данной области.

Изучая научную литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу о том, что наиболее эффективным в работе с дошкольниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования будет использование наглядных аудио/видео и электронных ресурсов, разработанные М. Ба-бенко «Баба Яга учится читать»; Т. Кириченко «Живой звук»; Н.И. Нище-вой «Играйка»; Людмилой Лузиновой «Игры для Тигры», С.Н. Поляковым «Семь ступенек к книжке» и др. Также мы хотим предложить использование метода кейс-технологий. Кейс-метод, или кейс-технология, означает методический приём обучения, описание конкретной практической ситуации по принципу использования методики ситуационного обучения на основе специально разработанных учебно-методических материалов (наглядных, аудио-, видео- и электронных ресурсов) для компенсации нарушения у конкретного ребёнка. В практике методических работ недостаточно представлен опыт использования кейс-технологий, так как они не являются распространенными и известными для обучения дошкольников с нарушениями речи, а больше

применяются в психологии. В коррекционной работе при коррекции зву-копроизношения у дошкольников с ОНР по использованию метода кейс-технологий предполагает включать проблемные ситуации на каждый нарушенный звук и предлагать технологии коррекции разными способами с использованием наглядности.

Нами видится включение модели коррекционно-педагогической поддержки детям с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ № 138.

1. Специально организованная коррекционно-развивающая среда включает следующие компоненты: предметно-игровой; социально-субъектный (взаимодействие в детско-взрослом сообществе); сенсорной стимуляции и сенсорной интеграции.

2. Интегративная составляющая процесса коррекционно-педагогической поддержки включает взаимосвязанные компоненты: диагностический; лечебно-восстановительный, включающий комплекс медицинских мероприятий; коррекционно-педагогический, объединяет содержание, методы и формы работы в детьми с ОВЗ, обеспечивающие компенсацию нарушений двигательного, сенсорного, познавательного, речевого и социального; сопроводительный, отражает межфункциональные связи в процессе взаимодействия ребенка с ОВЗ.

Модель включает два взаимосвязанных компонента: содержательный и организационный. Содержательный компонент обеспечивается интеграцией диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, координационной, пропедевтической деятельностей, объединенных едиными методическими и организационными принципами. Конкретизация содержания помощи определяется характером нарушений [2].

Таким образом, среда проживания дошкольников с ОВЗ достаточно подвижная и адаптивная, ориентирована на интеграцию содержания воспитания и коррекции, обеспечена квалифицированными специалистами и качественными современными пособиями. Это позволяет решать задачи в формировании комплексной системы педагогической поддержки и социализации детей с ОВЗ, реализации их конституционного права на образование.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён приказом МО и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

2. Болдинова О.Г. Тифлопедагогические условия социализации дошкольников с нарушениями зрения // Социально-гуманитарные знания, 2013. - № 7 - С. 271-279.

3. Малофеев Н.Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя // Проблемы современного образования. - 2011. - № 6. - С. 44-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.