3. Блог Glory School в Живом Журнале [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gloryschoolru.livejournal.com.
4. Видеоканал на YouTube [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.eom/user/wwwgloryschoolru#p/u.
5. Страница Glory School в Контакте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vkontakte.ru/club27929046.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ КАК РАБОТАТЬ С «НЕОБЫЧНЫМИ» ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Рожкова Н.О.*
Киселевский педагогический колледж, г. Киселевск
В статье поднимается проблема обучения детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных школах. Описывается небольшой опыт работы с такими детьми.
В школьные годы я впервые узнала, что есть особенные дети. Со мной за одной партой в первом классе сидел мальчик Дима. Он почти всегда улыбался, был добрым и отзывчивым. Каждое утро его, как принца, папа вносил в класс на руках. А после уроков забирал домой. На переменах Дима оставался в классе, и грустно склонив голову, чем-то играл в портфеле. Тогда, будучи учениками, мы этому не предавали внимания.
Сегодня я - выпускница Киселевского педагогического колледжа. Наша специальность, учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования, дает возможность прохождения практики как в общеобразовательной школе, так и в школе - интернате VIII вида (с детьми с отклонениями в развитии). Статистика показывает, что число детей с отклонениями в развитии катастрофически увеличивается. И мы, находясь на практике, заметили, что дети с разными видами нарушений (ДЦП, ЗПР, нарушениями эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения и др.) есть и в общеобразовательных школах. Встает вопрос обучения необычных детей в обычной школе.
В образовании появилось новое направление - инклюзивное образование, представляющее собой процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1, 2]. Инклюзивное образование стремит-
* Научный руководитель: Барсукова Т.П., преподаватель педагогики.
100 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
ся развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Меньше чем через год, я наберу свой первый класс. Возможно, наряду со всеми детьми, в нем будут и дети с нарушениями в развитии, как мой друг детства Дима. Понимаю, что для того, чтобы работа по обучению детей с отклонениями в развитии была успешной, необходимо быть осведомленными в этом вопросе. Чтобы быть компетентными в работе с необычными детьми, мы уже сейчас на занятиях по дополнительной подготовке в области коррекционно-развивающего образования создаем портфолио, где рассматриваем вопросы этиологии и специфики нарушений, подбираем задания и упражнения, которые используем в педагогической деятельности.
Во время практики опираемся на советы педагогов-дефектологов, рекомендации учителей и психологов.
До начала учебно-воспитательной работы с необычным ребенком проводим беседу с учителями о склонностях, интересах, хобби ребенка, помогаем детям с нарушением освоиться в коллективе здоровых сверстников, способствуем созданию условий психологического комфорта в коллективе.
При работе с детьми с незначительным снижением слуха мы стараемся следить за тем, чтобы ребенку было все слышно. Контролируем работу такого ученика, выясняем, правильно ли он понял объяснение, предложенное задание. Для этого используем следующие вопросы: «Повтори, что я сейчас сказала», «Пожалуйста, продолжи мой рассказ...». Даем ребенку возможность выполнить задание письменно, в то время как класс работает устно. Ребенка с нарушением слуха не вызываем для ответа первым, т.к не услышав задание, он может смутиться перед одноклассниками. Ребенку предлагаем такие задания, чтобы он мог как можно больше упражняться в составлении словосочетаний и предложений, коротких текстов в рамках изучаемой темы. Таких детей заранее знакомим с трудными конструкциями предложений при написании изложений. На уроках математики у детей с нарушенным слухом часто возникают затруднения в понимании словесного условия задачи. Нужно чтобы ребенок решал задачу вместе со всеми одноклассниками, проверяем, как он понимает ситуацию, описанную в задаче. Особое внимание обращаем на слова и словосочетания, которые несут математическую нагрузку (поровну., меньше на.. .,больше, чем. и т.д.).
Дети с церебральным параличом страдают неправильным произношением многих звуков. Лишены возможности свободно передвигаться, имеют бедный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Замедле-
ны и не сформированы двигательные умения и навыки, необходимые в учебной деятельности. Акт письма у таких детей формируется крайне медленно. Ученики затрудняются работать с пластилином. На уроках физической культуры трудны упражнения с захватом и удержанием предметов, нарушена точность передачи и броска. Нарушение дыхание еще больше затрудняет выполнение заданий. У детей с ДЦП иногда бывает недостаточно развит пространственный анализ и синтез, что проявляется при овладении навыками самообслуживания, при письме и чтении.
Поэтому при обучении ребенка с церебральным параличом в массовой школе считаем необходимым обратить внимание на следующие аспекты [3]:
1. Нужно найти для такого ученика место, чтобы он мог свободно стоять и выходить из-за парты, мог свободно манипулировать учебными принадлежностями на столе;
2. Давать ребенку с ДЦП большее время для выполнения задания и для подготовки к устному ответу;
3. При обучении чтению использовать особые материалы, например, закладки с прорезями, позволяющие фиксировать слово, препятствующие сползанию слова;
4. Никогда не снижать оценки за неправильное написание строк (косое расположение букв, пропуск строки, несоблюдение полей);
5. При устном ответе учитывать речевые особенности.
Для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы характерно чрезмерное спокойствие или же наоборот, повышенная эмоциональность. Такие дети часто отстают от темпов освоения школьной программы, отсюда неправильное отношение к учению, трудности в усвоении учебного материала, неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной работы, отсутствие познавательных и учебных интересов.
При работе с детьми с нарушениями ЭВС стараемся общаться с ребенком мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Важен метод убеждения. Пытаемся не превышать нагрузки, т.к. переутомление ведет к ухудшению поведения, к капризам, но и не допускаем перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и то же время. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту. Чаще хвалим за то, что получается, но не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения. Когда просим что-то сделать, обращаем внимание на то, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний, т.к. при большом обращении ребенок выполнит лишь половину просьбы. Разговаривая, необходимо смотреть ребенку в глаза. У детей с нарушениями ЭВС очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для
102 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.
Чтобы обучение детей с нарушениями в развитии было успешным в массовой школе, считаем необходимым знание психолого-педагогических особенностей детей, принятие их такими, какие они есть; умение перестраивать свое настроение под «необычного» ребенка; умение находить контакт с родителями и работать вместе с другими учителями в одной команде (необходимы еженедельные занятия педагога-дефектолога с детьми, имеющими нарушения).
Мы убеждены, что цель инклюзивного образования может быть достигнута только тогда, когда в каждом ребенке учитель увидит личность!
Список литературы:
1. Инклюзивное образование [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ инклюзивное образование.
2. Борисова Н.В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика [Текст] / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. - М., 2009.
3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика [Текст] / С.Ю. Борисова. - Ростов-н/Д, 2004.
ИГРА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ
© Синицина К.С.*
Киселевский педагогический колледж, г. Киселевск
В статье раскрыты теоретические аспекты затрудненного общения, показана необходимость коррекции его проявления. Автором проанализированы механизмы использования игры с целью устранения затрудненного общения у младших школьников.
Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы во время провести коррекционную работу с ребенком.
* Научный руководитель: Барсукова Т.П., преподаватель педагогики.