них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.
Чтобы обучение детей с нарушениями в развитии было успешным в массовой школе, считаем необходимым знание психолого-педагогических особенностей детей, принятие их такими, какие они есть; умение перестраивать свое настроение под «необычного» ребенка; умение находить контакт с родителями и работать вместе с другими учителями в одной команде (необходимы еженедельные занятия педагога-дефектолога с детьми, имеющими нарушения).
Мы убеждены, что цель инклюзивного образования может быть достигнута только тогда, когда в каждом ребенке учитель увидит личность!
Список литературы:
1. Инклюзивное образование [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ инклюзивное образование.
2. Борисова Н.В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика [Текст] / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. - М., 2009.
3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика [Текст] / С.Ю. Борисова. - Ростов-н/Д, 2004.
ИГРА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ
© Синицина К.С.*
Киселевский педагогический колледж, г. Киселевск
В статье раскрыты теоретические аспекты затрудненного общения, показана необходимость коррекции его проявления. Автором проанализированы механизмы использования игры с целью устранения затрудненного общения у младших школьников.
Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало исследовала в литературе, очень актуальна тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы во время провести коррекционную работу с ребенком.
* Научный руководитель: Барсукова Т.П., преподаватель педагогики.
Общение - это сложный процесс выступающий, как взаимодействие людей, вид самостоятельной человеческой деятельности, атрибут других видов человеческой деятельности, информационный процесс, отношение людей друг к другу, взаимовлияние людей, взаимное переживание и понимание.
Не всегда общение бывает правильным, причины неправильного общения заключаются в несформированном, затрудненном общении.
Затруднения в общении - это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния.
Существуют разнообразные критерии описания субъекта общения в психологии, которые в равной степени позволяют создать психологический портрет субъекта затрудненного общения.
Субъектом затрудненного общения является тот, кто не признает свободу, уникальность, ценность партнера по общению, проявляя это в стремлении доминировать над ним, в объектном отношении, неприязни, враждебности и отчуждении. Субъект затрудненного общения демонстрирует непонимание, неадекватную оценку как собственных возможностей, интересов, потребностей, так и возможностей, интересов, потребностей другого, искажает действительность. В способах взаимодействия такого индивида преобладает поверхностность, неадекватность, манипулятивность, стремление дистанцироваться.
Этиология нарушений общения у детей разнообразна. Можно назвать, по крайней мере, три ее источника.
Первый - семейные стереотипы поведения, некритично усвоенные ребенком и ригидно воспроизводимые во внесемейных ситуациях общения.
Второй источник - особенности темперамента ребенка. Точнее, неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента
Третий источник - внутренние конфликты самого ребенка.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Проблемы затрудненного общения можно решать с помощью игры.
Игра для ребенка на данном этапе самое серьезное дело. Игра - это школа познания, творчества, интеллектуального и духовного развития ребенка. В игре перед ребенком раскрывается мир. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. В игре дети усваивают систему отношений, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности.
В игре легко и незаметно для ее участника у детей формируются способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты ре-
альной действительности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.
В ходе игры у детей с нарушениями общения снижается конфликтность, преодолеваются неадекватные стереотипы поведения, разрешаются основные психологические коллизии ребенка. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке.
Таким образом, можно выделить основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:
1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериори-зация и усвоение.
5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.
Наиболее адекватной формой деятельности для устранения проявлений затрудненного общения является групповая игра. Организация отношений детей в игре предполагает специальный подбор группы детей, расшатывание фиксированных позиционных ролей в сфере руководства совместной деятельностью, введение способов и норм «справедливой» регуляции отношений.
В нашем исследовании мы использовали игры-упражнения для коррекции затрудненного общения младших школьников (табл. 1).
Игра корректирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не уверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Для выявления затрудненного общения мы использовали опросник В.А. Лабунской, модифицированный В.Н. Кунициной «Социально-психологических характеристик субъекта общения», и для определения индекса групповой сплочённости - такие методики как «Социометрия» Р.С. Немо-ва и тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелиной.
Таблица 1
Типы используемых игр
Игры для приема активного общения «Я и другие» Игры на отстаивание своего мнения «Моё мнение» Игры на сплочение группы «Учимся общаться» Игры на устранение барьеров общения «Я + Ты» Игры «Стили общения», «Давай поговорим»
«Ты мне нравишься» «Голосуйте за меня» «Выбери остров» «Какие бывают улыбки» «Разыгрывание ситуаций»
«Здравствуй, ты представляешь ?» «Козлятушки-ребя-тушки» «Ёжик» «Улыбнись другому» «Обмен ролями»
«Объятие» «Отдать приказ» «Передача ритма» «Мне кажется, что ты...» «Как бы ты поступил?»
Исследование проводилось на базе МОУ Карагайлинская основная общеобразовательная школа (Кемеровская область). В исследовании принимали участие четвертый класс, в составе 21 человек.
Проанализировав и сопоставив полученные данные, мы пришли к выводу, что этот класс учащихся требует экстренной помощи со стороны психологов, социальных педагогов и преподавателей, т.к в классе нарушено взаимопонимание, дети неадекватно воспринимают друг друга, проявляют антипатию к довольно многим своим одноклассникам. Такая ситуация получается не потому, что их одноклассники не подходят к условиям, на основе которых они могут стать предпочтительными, иметь статусное положение, а из-за того что сами учащиеся не умеют общаться друг с другом. Они почти не обладают коммуникативными умениями.
По-нашему мнению, в этом классе необходимо провести коррекцион-ную работу, так как затруднения в общении со сверстниками, которые фиксируются в младшем школьном возрасте, могут впоследствии проявляться и в познавательной, и в личностной сферах.
В процессе работы мы использовали систему игр-упражнений, разработанную М.Р. Битяновой, Е.А. Левановой и адаптированную нами к особенностям обследуемого класса. Была составлена программа, направленная на коррекцию затрудненного общения детей младшего школьного возраста, обучающихся в основной общеобразовательной школе. За основу программы был взят материал предложенный Е.В. Цукановой.
Мы целенаправленно, систематически вводили игру в содержание уроков, воспитательных мероприятий для решения проблемы по снижению проявлений затрудненного общения. В процессе игр каждый ребенок смог проявить свою индивидуальность, самостоятельность поведения и получить положительный эмоциональный настрой.
В результате проведенного исследования по окончании нашей работы мы увидели изменения происшедшие во взаимоотношениях детей друг с другом, снижение уровня проявления затрудненного общения в исследуемом нами классе.
Анализируя и сопоставляя результаты экспериментальной работы можно сделать вывод, что игра действительно является средством коррекции затрудненного общения и развития межличностных отношений у младших школьников.
Результативность проведенной работы по коррекции затрудненного общения младших школьников с использованием игр очевидна.
Таким образом, игра - эффективное средство коррекции затрудненного общения в межличностных отношениях детей в младшем школьном возрасте.
Список литературы:
1. Битьянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / М.Р. Битьянова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 624 с.
2. Волков, Б. С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
3. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания [Текст] / Под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
4. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2003. - 816 с.
5. Основы коррекционной педагогики [Текст] / Под ред. В.А. Сластё-нина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.
6. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2 [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1997. - 608 с.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕСИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
© Форис И.А.*, Мамедова Л.В.*
Республиканский дом инвалидов для умственно отсталых детей, г. Нерюнгри
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с детской агрессивностью и ее профилактикой. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на снижение агрессии у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Для определения уровня детской агрессии предлагается программа психолого-педагогической диагностики, включающая известные методики.
* Республиканский дом инвалидов для умственно отсталых детей.
* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент.