УДК 130.2:316.75
Судакова Наталия Евгеньевна
доктор философских наук,
кандидат педагогических наук,
профессор кафедры ЮНЕСКО
Института государственной службы и управления
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ
https://orcid.org/0000-0002-1354-3616
Плинцовский Андрей Сергеевич
магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В РАКУРСЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВАЛИДНОСТИ: В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Sudakova Natalia Evgenevna
D.Phil., PhD in Education Science, Professor, Department of UNESCO, Institute of Public Administration and Civil Service,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration https://orcid.org/0000-0002-1354-3616
Plintsovskiy Andrei Sergeevich
Master's Degree student, Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
THE INCLUSIVE FESTIVAL MOVEMENT IN CONTEMPORARY RUSSIA FROM THE PERSPECTIVE OF THE PROBLEM OF DISABILITY: IN THE FIELD OF PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Аннотация:
В данной статье предпринята попытка философской рефлексии становления в России инклюзивного сообщества в ракурсе инвалидности. Осмысление широты и сложности развертывания инклюзии как мировоззренческой универсалии осуществлено на примере фестивального движения. Отдельное внимание уделено различным факторам, которые позволяют раскрыть творческий потенциал людей с дефицитами в области здоровья в процессе фестивальной деятельности и укрепить позиции инклюзии как мышления современной эпохи. Обозначены коллективные виды творчества как инструменты социализации инвалидов в отечественной культуре и ресурсы антропогенеза. Авторами представлен вывод о том, что эпидемиологическая обстановка не снизила скорость развертывания инклюзивного мышления средствами фестивального движения, а способствовала появлению новых форматов взаимодействия.
Ключевые слова:
инклюзия, мировоззренческая универсалия, фестиваль, инвалидность, Другой, Россия, творческий потенциал, сотворчество, социализация
Summary:
This study is an attempt at the philosophical reflection on the formation of an inclusive community in Russia from the perspective of disability. Comprehension of the breadth and complexity of the deployment of inclusion as a worldview universal is carried out on the example of the festival movement. Special attention is paid to various factors that enable the creative potential of people with disabilities to be unlocked in the process of festival activities and strengthen the position of inclusion as thinking of the modern age. Collective types of creativity have been identified as tools for the socialization of disabled people in national culture and resources of anthropogenesis. The authors conclude that the epidemiological situation has not slowed the pace of inclusive thinking development through the festival movement, but has contributed to the emergence of new formats of interaction.
Keywords:
inclusion, worldview universal, festival, disability, Other, Russia, creative potential, co-creation, socialization
В век максимально отчетливо проявленной асинхронии, когда «темпоральная структура общества вбирает в себя временную размеренность бытия всех его индивидуальных представителей и носителей» [1, с. 11], а «люди живут в разных временах в "самом современном обществе"» [2], обеспечение равенства возможностей для творческой самореализации личности становится одной из самых насущных потребностей, максимально обнажающих проблему инвалидности. Это объясняет растущий интерес во всех областях современного научного познания к феномену инклюзии, который находит своего исследователя в экономике, политике, медицине, образовании, спорте и др. Столь широкий ракурс, безусловно, требует целостного видения, которое в полной мере может быть обеспечено лишь философским анализом.
Обращаясь к тезисам Н.А. Бердяева о том, что каждый человек есть микрокосм, а творчество - способ «отгадать Божию идею о себе», заметим, что современная философия впервые поставила вопрос о значимости творчества для каждого человека, в том числе «многоликого Дру-
гого» [3]. Постепенно творчество людей с дефицитами в области здоровья находит свое отражение и в философской рефлексии [4], дополняя собой масштабный образовательный дискурс инклюзии, нашедший своих исследователей и в России [5]. Представленный тезис подкрепляет вывод об антропологическом повороте, а потому стоит согласиться с высказыванием В.А. Конева: «Да, и философия, и культура всегда развивалась в горизонте человека, и все начинания культуры в прямой или обратной перспективе всегда сходились в точке "жизнь человека". И, как положено законам перспективы, такая точка схода, точка зрения была одна... В этой точке схода было то, на что должен был ориентироваться человек, живший этой культурой и живший в этой культуре» [6, с. 6]. Но до сих пор не было места в этой точке человеку с инвалидностью, поскольку его личностные параметры не соответствовали ориентирам в культуре, а значит, не было места и его творчеству, которое могло бы не только стать шагом к познанию самого себя, помочь социальному включению, но и приблизить его к Богу. В этом контексте утверждение Н.А. Бердяева, что творчество есть «потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию» [7, с. 193], приобретает иной смысл, наполняясь пониманием того, что каждый человек, в том числе многоликий Другой, рождается человеком по воле Божьей и именно его волей открывает в себе Творца.
Современные тенденции, демонстрирующие меняющиеся в обществе подходы к ценности Другого, вынуждают философию «выводить свой образ должного и сущего, опираясь на современный ей культурный контекст, сосредотачивая внимание на обнаруживающих себя культурных тенденциях и формах их практической реализации» [8, с. 4], что вскрывает необходимость обратиться к осмыслению новых культурных практик инклюзии, масштабно распространяющихся по всей планете и нашедших свое отражение в российском обществе. Их глубокая рефлексия позволяет утвердиться в понимании масштабности развертывания инклюзии - «как мировоззренческой универсалии, выражающей становление в современной культуре сложностного мышления, утверждающего безусловную ценность каждого человека для развития всего сообщества содействием обеспечению права личности на самосовершенствование, самоактуализацию, творчество и социальную реализацию» [9, с. 5].
Изменение отношения к людям с дефицитами в области здоровья в нашей стране, где феномен победы Даниила Плужникова «позволил по-новому взглянуть на безграничный потенциал людей с ОВЗ» [10, с. 24], определяет пути развития их творческого потенциала, заключающиеся как в интеграции творческих инклюзивных коллективов и солистов в общее культурное пространство, так и создании инклюзивного творческого сообщества. Несмотря на относительно недавнее появление и распространение идеи инклюзии в области культуры в РФ, следует отметить стремительный рост мероприятий, позволяющих людям с дефицитами в области здоровья раскрыть свой творческий потенциал и, соответственно, интегрироваться в «социокультурное» пространство, став частью инклюзивного сообщества [11]. Культура является мощным катализатором всестороннего развития личности, а потому не вызывает сомнений важность и значимость творческой деятельности как для реабилитации и социализации инвалида, так и для практики его становления как Человека. Следовательно, зарождающееся в нашей стране инклюзивное фестивальное движение может не только стать эффективным способом интеграции людей с дефицитами в области здоровья в социум, но и выступить ретранслятором инклюзии как формы мышления, максимально активизирующей процесс антропогенеза.
Апеллируя к опыту европейских стран, следует отметить достаточно развитую сеть инклюзивного фестивального движения, которое выступает за искоренение дискриминации по каким-либо признакам, а также развитие инклюзивного мышления как «процесса поиска собственной уникальной творческой природы» [12, с. 27]. Ввиду более раннего развертывания принципов инклюзии в Европе, где к настоящему моменту уже сложились свои традиции и обычаи проведения инклюзивных фестивалей, чему способствовало распространение идей ЮНЕСКО о ценности равноправия и разнообразия [13], можно заключить, что данный опыт проведения инклюзивных фестивалей мог бы стать источником развития этого движения и в нашей стране. Но внедрение европейского опыта в отечественную практику предполагает его редукцию до приемлемых для России социально-культурных норм и конвенций.
Для того чтобы понять суть инклюзивного фестивального движения в России и оценить его вклад в развитие инклюзивного сообщества, где «каждый индивид обладает необходимыми ресурсами для полноты участия в жизни общества» [14, с. 175], обратимся к составу участников проводимых мероприятий. Как гендерный, так и возрастной аспекты достоверно показывают масштабность и сложность развертывания инклюзии как мировоззренческой универсалии. В отличие от европейских стран, где фестивали наиболее востребованы молодежью, в нашей стране проводятся фестивали как для детей и молодежи, так и для представителей старшего поколения, а
также мероприятия смешанного типа. Среди мероприятий для детей и молодежи можно выделить Всероссийский фестиваль юных талантов «Синяя птица - инклюзив» [15], участники которого не могут быть старше 21 года; Всероссийский инклюзивный фестиваль «Дети - детям» [16], допустимый возраст участников которого определен с 4 до 18 лет; Фестиваль инклюзивного творчества «Дети одной планеты» [17] (обязательно наличие минимум двух детей с ОВЗ в составе команды-участницы); Фестиваль «Инклюзивная Москва» для детей и молодежи (от 5 до 35 лет); Инклюзивный благотворительный фестиваль «Волшебный мир», который проводит НИУ ВШЭ [18] и др. Среди мероприятий для представителей инклюзивного сообщества любого возраста отмечаются следующие проекты: Международный благотворительный танцевальный фестиваль Inclusive Dance [19] (от 3 лет и старше); Инклюзивный творческий фестиваль «Территория добра» [20]; Открытый инклюзивный фольклорный фестиваль-конкурс «Апельсиновая тыква» [21] и др.
Несмотря на то что в целом отмечается преобладание количества мероприятий, связанных с детско-юношеским инклюзивным творчеством, стоит обратить внимание и на присутствие в отечественном инклюзивном фестивальном движении проектов для любых возрастных категорий. Данный факт свидетельствует о том, что у представителей старшего поколения России есть актуальный запрос на творческую самореализацию и социализацию, потребность в изменении мировоззрения в сторону принятия ценностей инклюзии.
Дифференциация участников проекта может быть осуществлена и по дефицитам в области здоровья: существуют фестивали для людей, имеющих какие-то определенные болезни. Но уже сегодня превалируют мероприятия смешанного типа, где участниками могут быть все представители инклюзивного сообщества независимо от наличия той или иной болезни, что подчеркивает масштабное развертывание инклюзии как мировоззренческой универсалии, провозглашающей равенство и доступность ресурсов для творческой самореализации для всех без исключения.
Продолжая изучать состав участников, необходимо отметить, что массовые виды творчества преобладают над индивидуальными (например, танцевальное, театральное, вокально-хоровое направления), что характерно для международного сообщества в целом, в том числе США и стран ЕС. Можно предположить, что это связано с идеей полноценной социализации инвалидов, которая, вероятно, активнее происходит при занятиях совместным творчеством, где коммуникативные ресурсы имеют максимальную доступность, а «человек идентифицирует себя частью целого, где каждый - Творец социокультурной реальности, открытой для всех представителей человеческого вида» [22, с. 35]. Следовательно, наиболее популярными направлениями в фестивальном инклюзивном движении в России являются те, в которых есть элемент совместного творчества, что в принципе является отличительным признаком инклюзивного мышления, поскольку «потенцируя становление соучастного пространства творческого Бытия как открытой системы, способной к обновлению, обогащению, Творец, вовлекая в данный процесс Другого, создает синергетическую модель творческого таинства, невероятным образом раскрывающую себя в музыкальном, театральном и других видах коллективного искусства, согласно принципу "Творцы творят одновременно"» [23, с. 61], что, безусловно, востребовано и в хореографии, и в вокально-хоровом творчестве. Вместе с тем для сольных исполнителей и малых коллективов также существует определенное количество мероприятий, в которых они могут эффективно реализовать свой творческий потенциал. Таким образом, можно предположить, что наиболее приоритетной идеей для инклюзивного фестивального движения в России является социализация людей с дефицитами в области здоровья, а также их интеграция в культурное сообщество, поскольку «человек - существо прежде всего социальное» [24, с. 141].
Для осмысления масштаба развертывания инклюзивного мышления в современной России имеет значение и творческая направленность проводимых фестивальных мероприятий. Как уже упоминалось ранее, наибольшей популярностью пользуются фестивали с максимальным числом участников. Здесь необходимо выделить проекты, связанные с хореографическим искусством, среди которых наиболее ярким является Международный благотворительный танцевальный фестиваль Inclusive Dance [25], проводимый Центром социокультурной анимации «Одухотворение» (г. Москва) с 2013 г. Л. Тарасов и соорганизаторы этого фестиваля приглашают принять участие в различных мероприятиях, среди которых наиболее востребованы мастер-классы, флешмобы, занятия по реабилитации танцем, обучающие тренинги, курсы повышения квалификации для педагогов, волонтеров и социокультурных работников, проводимые в том числе в формате вебинаров.
В 2020 г., реагируя на сложное эпидемиологическое положение в связи с пандемией коро-навируса, организаторы Inclusive Dance приняли решение перейти в цифровой формат, что получило отклик инклюзивного сообщества не только в России, но и за рубежом: 39 уникальных инклюзивных творческих коллективов из 29 стран приняли участие в онлайн-фестивале Inclusive Dance World Vision, привлекшем более 33 тыс. зрителей со всего мира. Более масштабной акции, показывающей укрепление позиций инклюзии как мировоззренческой универсалии современной культуры и организованной в России, еще не было.
Не меньшего внимания в контексте философской рефлексии заслуживают фестивали вокально-хорового и театрального направления, например: «Дети - детям», «Дети одной планеты», «Территория добра» и др. Таким образом, очевидно, что представленные выше творческие мероприятия отвечают на запрос инклюзивного сообщества, связанный прежде всего с социализацией и интеграцией людей с дефицитами в области здоровья в социум. Раскрытие творческого потенциала и талантов участников инклюзивного сообщества также является важной задачей в рамках развития инклюзивного фестивального движения, что в целом иллюстрирует серьезное изменение ценностно-смысловых ориентиров в современной России, которое базируется на понимании, что «именно наличие возможностей для гармоничного развития каждого рожденного человеком в конечном счете позволяет говорить о степени развития общества, о степени цивилизованности, а значит, жизнеспособности социальной организации. Только совместная деятельность, провоцирующая удивительный синергетический эффект от сотворчества и сотрудничества, позволяет человеку наиболее полно проявить свою уникальную природу, направленную на развитие человеческой цивилизации» [26, с. 7].
География проведения фестивалей инклюзивного творчества в России обширна. Наибольшее количество мероприятий и проектов проводится в Москве, но отмечается развитие инклюзивного фестивального движения и в регионах. Так, в последние годы наблюдается рост инклюзивного творчества в Екатеринбурге, что выражается в создании сети инклюзивных культурных проектов [27], среди которых можно выделить серию арт-проектов «Любовь. Искусство. Сила» Центра культуры и искусств «Верх-Исетский», Региональный открытый инклюзивный фестиваль художественного творчества «Творчество без границ» (ДК «Елизаветинский»), проектную практику «Культура для всех», объединяющую ряд инициатив в сфере инклюзивной культуры, различные локальные проекты, осуществляемые в рамках деятельности детских музыкальных школ и школ искусств г. Екатеринбурга, деятельность Екатеринбургской академии современного искусства, проект «Просцениум», а также очень яркий и масштабный Всероссийский фестиваль юных талантов «Синяя птица - инклюзив», реализуемый Муниципальным театром балета «Щелкунчик». Таким образом, в Екатеринбурге в течение последних лет инклюзивное фестивальное движение, являясь ответвлением целой сети инклюзивных культурных проектов, активно развивается и вносит значительный вклад в становление движения в масштабах страны.
В Санкт-Петербурге также отмечается наличие специализированных фестивалей для людей, имеющих дефициты в области здоровья, например, Инклюзивный творческий фестиваль «Территория добра» [28], соорганизаторами которого являются Культурный центр «Троицкий» и Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов, Инклюзивный фестиваль «Веди. Фест», Межрегиональный инклюзивный фестиваль «Колибри», Открытый фестиваль-конкурс инклюзивного творчества «Вместе» [29], Межрегиональный инклюзивный фестиваль спорта и творчества «Содружество» [30], Социальный инклюзивный фестиваль «Свет белых ночей» - уникальный по содержанию проект, представляющий творчество людей с ОВЗ в сфере дрессировки собак-поводырей и др.
В Новосибирске продолжительное время осуществляется реализация Фестиваля инклюзивных театров, в Нижнем Новгороде в 2021 г планируется проведение Международного инклюзивного фестиваля «Пиано-fest» [31]. Таким образом, несмотря на преобладание инициатив, реализуемых в столице России, в ее регионах также активно развивается инклюзивное фестивальное движение, с каждым годом пополняя «копилку» фестивалей для людей с дефицитами в области здоровья и укрепляя позиции инклюзии как мировоззренческой универсалии. Стоит подчеркнуть, что проекты реализуются на разных уровнях: от районного значения (например, Открытый фестиваль-конкурс инклюзивного творчества «Вместе») до максимально масштабного международного (например, Международный благотворительный танцевальный фестиваль Inclusive Dance, который уже на протяжении почти десятилетия приковывает внимание танцевального инклюзивного сообщества во всем мире).
Таким образом, очевидно, что в России не только постепенно формируется сеть инклюзивных фестивалей, но и происходит укрепление позиций инклюзии как мировоззренческой универсалии, преодолевающей обесценивание человека во всех возможных форматах. Все современные инклюзивные фестивальные мероприятия России, от районных до масштабных международных, не обходят стороной проблему инвалидности, способствуя изменению ценностно-смысловых представлений о возможностях творческой самореализации людей с дефицитами в области здоровья, тем самым максимально активизируя процесс антропогенеза. Асинхрония современного развития общества, наиболее остро проявленная в контексте инвалидности, может быть преодолена лишь в ситуации масштабного развертывания инклюзии как мировоззренческой универсалии, способной существенно повлиять на качество жизни человека с дефицитами в области здоровья.
Рефлексия инклюзивного фестивального движения России позволяет заключить, что его широта и стремительность развертывания уже сегодня повлияли как на становление инклюзивного мышления в современном обществе, так и на доступность ресурсов культуры для повышения качества жизни всех без исключения, в том числе в условиях сложной эпидемиологической ситуации и связанного с ней ограничения живого формата взаимодействия. Вынужденная самоизоляция не только не понизила скорость развертывания инклюзии как мировоззренческой универсалии, но, напротив, позволила существенно расширить круг участников фестивального движения, что наиболее полно демонстрирует реализация в онлайн-формате проекта Inclusive Dance Центра социокультурной анимации «Одухотворение» под руководством Л. Тарасова.
Ссылки:
1. Гречко П.К. Онтометодологический дискурс современности: историческая продвинутость и ее вызовы. М., 2015. 312 с.
2. Там же. С. 11.
3. Судакова Н.Е. Феномен инклюзии в пространстве современной культуры : дис. ... д-ра филос. наук. М., 2019. 440 с.
4. Судакова Н.Е., Сапельников Д.С., Попова М.В. Творчество в контексте культурфилософского осмысления и педагогического моделирования мировоззрения личности : монография. М., 2016. 184 с. ; Судакова Н.Е. Человек в эпоху инклюзии: рождение соучастного Бытия : монография. М., 2018. 216 с.
5. Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Методологические аспекты инклюзивного образования // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2017. С. 44-54 ; Судакова Н.Е. Инклюзивное образование как путь социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями // Фэн-наука. 2011. № 2 (2). С. 32-34 ; Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации // Психологическая наука и образование psy-edu.ru. 2016. Т. 8. № 1. С. 24-34. https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080103 ; Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, Ю.В. Мельник, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9, № 2. С. 62-78. https://doi.org/10.17759/cpse.2020090203.
6. Конев В.А. Антропологический поворот/разворот культуры - новый вариант проекта модерна // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 2 (15). С. 5-11.
7. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 2004. 329 с.
8. Шичанина Ю.В. Иномерность в современной культуре: многообразие проявлений : дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2006. 359 с.
9. Судакова Н.Е. Феномен инклюзии ... С. 5.
10. Судакова Н.Е. Инклюзия как ценностное ядро философии гуманизма // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 1. С. 21-31. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-21-31.
11. Судакова Н.Е. Феномен инклюзии ...
12. Судакова Н.Е. Инклюзия как ценностное ядро философии гуманизма // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 1. С. 21-31. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-1-21-31.
13. Судакова Н.Е. Феномен инклюзии ...
14. Румянцев О.К., Файбышенко В.Ю., Шеманов А.Ю. Человек и его иное: к истории субъективности : монография. СПб., 2017. 384 с.
15. II Всероссийский фестиваль юных талантов «Синяя птица - инклюзив» [Электронный ресурс]. URL: http://культурадлявсех.рф/sinyaya_ptica_inklyuziv/ (дата обращения: 23.01.2021).
16. IV Всероссийский инклюзивный фестиваль «Дети - детям» [Электронный ресурс]. URL: http://anoyakhont.ru/17polozhenie_ot-krytogo_konkursa_deti-detyam_dekabr_2020_1 .pdf (дата обращения: 23.01.2021).
17. Фестиваль инклюзивного творчества «Дети одной планеты» [Электронный ресурс]. URL: https://dobro.ru/pro-jects/16463 (дата обращения: 23.01.2021).
18. Инклюзивный благотворительный фестиваль «Волшебный мир» [Электронный ресурс]. URL: https://festi-val.hse.ru/#programme (дата обращения: 23.01.2021).
19. Международный благотворительный танцевальный фестиваль Inclusive Dance [Электронный ресурс]. URL: https://in-clusive-dance.ru/ru/about-ru/polozhenie.html (дата обращения: 23.01.2021).
20. Инклюзивный творческий фестиваль «Территория добра» [Электронный ресурс]. URL: https://dobro.ru/project/11898 (дата обращения: 23.01.2021).
21. Положение о проведении II открытого инклюзивного фольклорного фестиваля-конкурса «Апельсиновая тыква» [Электронный ресурс]. М., 2020. 7 с. URL: https://m-zao.ru/wp-content/uploads/2020/08/Polozhenie.pdf (дата обращения: 23.01.2021).
22. Судакова Н.Е. Инклюзия в системе универсалий культуры: самоценность Другого в становлении соучастного бытия // Человек. Общество. Инклюзия. 2018. № 3 (35). С. 32-38.
23. Судакова Н.Е., Сапельников Д.С., Попова М.В. Указ. соч. С. 61.
24. Судакова Н.Е. Осмысление международного частного права как социокультурного феномена в контексте становления современной личности // Вызовы глобального мира : Вестник ИМТП. 2014. № 1. С. 140-144.
25. Международный благотворительный танцевальный фестиваль Inclusive Dance ...
26. Судакова Н.Е. Человек в эпоху инклюзии ... С. 7.
27. Ахьямова И.А., Стаина О.А. Культурная инклюзия в художественном образовании г. Екатеринбурга // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 167-172.
28. Инклюзивный творческий фестиваль «Территория добра» ...
29. Фестиваль-конкурс инклюзивного творчества «Вместе» [Электронный ресурс]. URL: https://dduprim.spb.ru/news/701-festival-konkurs-inklyuzivnogo-tvorchestva-vmeste-2 (дата обращения: 23.01.2021).
30. Межрегиональный инклюзивный фестиваль спорта и творчества «Содружество» [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_center/news/173890/ (дата обращения: 23.01.2021).
31. Международный инклюзивный фестиваль «Пиано-fest» [Электронный ресурс]. URL: https://nizhny800.ru/show-case/showcase-item-1493 (дата обращения: 23.01.2021).
Редактор, переводчик: Сергейчик Людмила Ивановна