Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ОБЛАСТИ СУРДОПЕДАГОГИКИ'

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ОБЛАСТИ СУРДОПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / инклюзивное образование / сурдопедагогика / нарушения слуха / студенты с нарушениями слуха / инклюзивная образовательная среда / проектная деятельность / профессиональная подготовка / безбарьерная среда / inclusion / inclusive education / surdopedagogy / hearing impairment / students with hearing impairments / inclusive educational environment / project activity / professional training / barrier-free environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Александровна Красильникова, Геннадий Николаевич Пенин, Анна Сергеевна Люкина

В статье раскрываются особенности подготовки студентов с нарушением слуха к профессиональной педагогической деятельности в условиях образовательной инклюзии. Наряду с необходимостью создания специального программно-методического обеспечения учебного процесса отмечена необходимость включения таких студентов в подлинно инклюзивные образовательные отношения с остальными студентами в рамках освоения дисциплин профильной подготовки. Представлены результаты опроса, касающегося выявления мнения студентов с нарушением слуха об их обучении в общем потоке и отношении к ним слышащих студентов. По-казана мотивированность обеих групп студентов к взаимодействию как в условиях обучения, так и вне учебной деятельности. Доказывается возможность успешного обучения студентов с нарушением слуха как профессионально компетентных специалистов путем включения их в совместную практическую деятельность со слышащими студентами по разработке образовательного проекта в условиях создания доступной (безбарьерной) среды в практике инклюзивного обучения. Представлены итоги реализации проекта, позволяющего включать студентов с нарушением слуха в общую коллективную практическую работу, мотивировать их на самостоятельную активную деятельность на основе полученных теоретических знаний, создавать опыт успешного педагогического проектирования в команде, готовить к реальной педагогической работе. Материалы статьи могут быть использованы в организации инклюзивного высшего и среднего профессионального образования лиц с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Александровна Красильникова, Геннадий Николаевич Пенин, Анна Сергеевна Люкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE PROJECT ACTIVITY AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENT IN THE AREA OF SURDOPEDAGOGY

The article describes the specific features of training students with hearing impairments for profes-sional teaching activity under the conditions of educational inclusion. Along with the need to create special software and methods support materials for the education process, the study notes the need to include such students in truly inclusive educational relationships with other students as part of the process of learning disciplines of specialized training. The authors present the results of a survey related to identify the opinions of students with hearing impairments about their learning in the general stream and the attitude of typically hearing students towards them. The study demonstrates the degree of motivation of students of both groups towards interaction both in the situation of learning and in the extracurricular activity. The authors argue for the possibility of successful training of students with hearing loss as professionally competent specialists by including them in joint practical activities with typically hearing students to develop educational projects under the conditions of creating an accessible (barrier-free) environment in the practice of inclusive education. The study presents the results of the project, which allows students with hearing impairments to be included in joint productive activities, to motivate them towards independent active work based on the basis of acquired theoretical knowledge, to create experience of successful pedagogical design in a team, and to prepare them for real future teaching. The materials of the article can be used while organizing inclusive higher and secondary vocational education for people with hearing impairments.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ОБЛАСТИ СУРДОПЕДАГОГИКИ»

Специальное образование. 2023. № 4 (72). Special Education. 2023. No 4 (72).

УДК 378.147:376.356

ББК Ч448.44+Ч452.93 ГРНТИ 14.29.27

Ольга Александровна Красильникова1н Геннадий Николаевич Пенин2н Анна Сергеевна Люкина3н

ИНКЛЮЗИВНАЯ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ОБЛАСТИ СУРДОПЕДАГОГИКИ

1,2,3 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

1 ekoryukina@yandex.ru, 8РМ-код: 3159-3300

2 madam.penina2010@yandex.ru, 8РМ-код: 4728-4525

3 ana-lukina@mail.ru, 8РМ-код: 2774-9460

Аннотация. В статье раскрываются особенности подготовки студентов с нарушением слуха к профессиональной педагогической деятельности в условиях образовательной инклюзии. Наряду с необходимостью создания специального программно-методического обеспечения учебного процесса отмечена необходимость включения таких студентов в подлинно инклюзивные образовательные отношения с остальными студентами в рамках освоения дисциплин профильной подготовки.

Представлены результаты опроса, касающегося выявления мнения студентов с нарушением слуха об их

Код ВАК 5.8.3

Ol'ga A. Krasil'nikova1H Gennadiy N. Penin2H Anna S. Lyukina3H

INCLUSIVE PROJECT ACTIVITY AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENT IN THE AREA OF SURDOPEDAGOGY

1.2.3 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg. Russia

1 ekoryukina@yandex.ru, SPIN: 3159-3300

2 madam.penina2010@yandex.ru, SPIN: 4728-4525

3 ana-lukina@mail.ru, SPIN: 2774-9460

Abstract. The article describes the specific features of training students with hearing impairments for professional teaching activity under the conditions of educational inclusion. Along with the need to create special software and methods support materials for the education process, the study notes the need to include such students in truly inclusive educational relationships with other students as part of the process of learning disciplines of specialized training.

The authors present the results of a survey related to identify the opinions of students with hearing impairments about their learning in the general stream and

© Красильникова О. А., Пенин Г. Н., Люкина А. С., 2023

обучении в общем потоке и отношении к ним слышащих студентов. Показана мотивированность обеих групп студентов к взаимодействию как в условиях обучения, так и вне учебной деятельности.

Доказывается возможность успешного обучения студентов с нарушением слуха как профессионально компетентных специалистов путем включения их в совместную практическую деятельность со слышащими студентами по разработке образовательного проекта в условиях создания доступной (безбарьерной) среды в практике инклюзивного обучения.

Представлены итоги реализации проекта, позволяющего включать студентов с нарушением слуха в общую коллективную практическую работу, мотивировать их на самостоятельную активную деятельность на основе полученных теоретических знаний, создавать опыт успешного педагогического проектирования в команде, готовить к реальной педагогической работе.

Материалы статьи могут быть использованы в организации инклюзивного высшего и среднего профессионального образования лиц с нарушением слуха.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, сурдопедагогика, нарушения слуха, студенты с нарушениями слуха, инклюзивная образовательная среда, проектная деятельность, профессиональная подготовка, безбарьерная среда.

Информация об авторах: Кра-сильникова Ольга Александровна, доктор педагогический наук, профессор, заведующий кафедрой сурдопедагогики, Российский государственный педагогический университет

the attitude of typically hearing students towards them. The study demonstrates the degree of motivation of students of both groups towards interaction both in the situation of learning and in the extracurricular activity.

The authors argue for the possibility of successful training of students with hearing loss as professionally competent specialists by including them in joint practical activities with typically hearing students to develop educational projects under the conditions of creating an accessible (barrier-free) environment in the practice of inclusive education.

The study presents the results of the project, which allows students with hearing impairments to be included in joint productive activities, to motivate them towards independent active work based on the basis of acquired theoretical knowledge, to create experience of successful pedagogical design in a team, and to prepare them for real future teaching.

The materials of the article can be used while organizing inclusive higher and secondary vocational education for people with hearing impairments.

Keywords: inclusion, inclusive education, surdopedagogy, hearing impairment, students with hearing impairments, inclusive educational environment, project activity, professional training, barrier-free environment.

Author's information: Krasil'nikova Ol'ga Aleksandrovna, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Surdopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

имени А. И. Герцена, SPIN-код: 31593300; адрес: 197046, Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, email: ekoryukina@yandex.ru.

Пенин Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры сурдопедагогики, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, SPIN-код: 4728-4525; адрес: 197046, Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, email: mad-am.penina2010@yandex.ru.

Люкина Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сурдопедагогики, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, SPIN-код: 2774-9460; адрес: 197046, Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, email: ana-lukina@mail.ru. Для цитирования: Красильникова, О. А. Инклюзивная проектная деятельность как компонент профессиональной подготовки студентов с нарушением слуха в области сурдопедагогики / О. А. Красильникова, Г. Н. Пенин, А. С. Люкина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 4 (72). — С. 107-117.

В контексте образовательной инклюзии наблюдается тенденция успешного освоения лицами с ограниченными возможностями здоровья и программ высшего образования [1; 3; 4; 10; 11]. Стремление самих обучающихся к получению высшего образования подкрепляется нормативно-правовой базой, а также их эффективной комплексной реабилитацией, которая позволяет им достигать достаточного уровня самостоятельности в учебной дея-

Penin Gennadiy Nikolaevich, Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Surdopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

Lyukina Anna Sergeevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Surdopedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

For citation: Krasil'nikova, O. A., Penin, G. N., Lyukina, A. S. (2023). Inclusive Project Activity as a Component of Professional Training of Students with Hearing Impairment in the Area of Surdopedagogy. Special Education, 4(72), pp. 107-117. (In Russ.)

тельности [2; 6]. При этом применительно к такой категории обучающихся, как дети с нарушением слуха, доказано, что школьный опыт совместного обучения с нормотипичными детьми является для них преимуществом в получении высшего образования [12; 15].

Значимый опыт организации инклюзивного вузовского обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья накоплен в Российском государственном

педагогическом университете им. А. И. Герцена [см., напр.: 2], и один из важных аспектов здесь связан с более чем 20-летней практикой обучения глухих и слабослышащих студентов на кафедре сурдопедагогики. Успешности этой практики во многом способствовали создание специального программно-методического обеспечения учебного процесса, разработка соответствующих учебных планов и образовательных программ, учебных пособий, использование аппаратурных обучающих технологий и др.

Очевидно, что эффективное формирование у студентов-инвалидов по слуху профессиональной компетентности в области сурдопедагогики в условиях инклюзивного вузовского обучения требует от них высокого уровня развития словесной речи и, главное, включения таких студентов в подлинно инклюзивные образовательные отношения с остальными студентами в рамках освоения дисциплин профильной подготовки.

Более того, сами студенты обнаруживают исходную расположенность к этому, о чем свидетельствуют результаты опроса, проведенного в 2018-2023 уч. гг. и охватившего в общей сложности 307 студентов (21 студент с нарушением слуха и 286 студентов с сохранным слухом), совместно обучающихся в РГПУ

им. А. И. Герцена по профилю «Сурдопедагогика», причем новизна данного опроса определяется тем, что ранее подобные исследования касались преимущественно обучения таких студентов в отдельных группах [15].

Полученные материалы отражают как уже сложившийся позитивный опыт взаимодействия между студентами с нормальным и нарушенным слухом в рамках образовательного процесса, так и их потенциальную готовность к дальнейшему расширению и углублению этого опыта. Речь идет, в частности, о том, что основная масса нормально слышащих студентов заявляет о своем желании дружить с глухими и слабослышащими, не только находится с ними в постоянном контакте в контексте проблем обучения, но и регулярно общается с ними вне университета — по вопросам, напрямую не касающимся собственно учебной деятельности. Примечательно, что слышащие студенты мотивируют свою позицию и значимостью взаимодействия со студентами с нарушением слуха в плане приобретения соответствующих профессиональных умений.

Студенты-инвалиды по слуху же, четко продемонстрировав в ходе опроса установку на овладение профессиональными компетенциями, связанными с осуществлением поиска, анализа и

оценки информации, необходимой для решения профессиональных задач, со своей стороны отметили в данном контексте оказываемую им слышащими соучениками помощь, подчеркнув, в частности, возможность оперативной опоры на конспект лекции, выполняемый слышащим одногруппни-ком, сидящим рядом.

Более того — и это принципиально важно — студенты с нарушением слуха указали на то, что участие в деловых играх, командной работе совместно со слышащими студентами помогает им ориентироваться в речевой ситуации и правильно воспринимать речь говорящих, обогащает их словесную речь, позволяет преодолеть боязнь привлечь внимание слышащих к своей особенности. Таким образом, очевидной становится необходимость включения студентов с нарушением слуха в совместную со слышащими студентами практическую деятельность в процессе овладения ими профессиональными компетенциями.

Один из эффективных и перспективных путей здесь может быть связан с проектной деятельностью, организации которой в принципе придается важное значение в контексте инклюзивного высшего образования [1; 2; 3].

Соответствующая логика и реализована кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена,

когда в целях создания единого социокультурного пространства, в котором студенты с нарушением слуха смогли бы полноценно раскрывать свои возможности и включаться в общение и творчество, была организована инклюзивная и притом междисциплинарная проектная деятельность студентов — в рамках освоения ими на 3-4 курсах бакалавриата модуля «Методики обучения детей с нарушением слуха» и педагогической производственной практики в образовательных организациях для обучающихся с нарушением слуха осуществлены проекты: «Навстречу книге!», «Книга, приятно познакомиться!», «Читаем вместе», «Как хорошо уметь читать!», «Уж сколько раз твердили миру...», «Что за прелесть эти сказки...», «Как бы жили мы без книг?», «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Мы память бережно храним», «Малая Родина: культурный код» и др. [5; 6; 9].

Направленность проектов связана с закреплением теоретических знаний и умений проектирования по учебным курсам. Однако участие в них студентов с нарушением слуха не только обеспечивает практическую подготовку по ведущим методическим дисциплинам, составляющим основу предметной подготовки и совершенствование профессиональных навыков студентов, но и спо-

собствует развитию социальной активности, личностных качеств обучающихся, общекультурных и коммуникативных компетенций.

В данном контексте становится очевидной идея — повышение эффективности профессионального становления студентов с нарушением слуха как компетентных специалистов в области сурдопедагогики путем их вовлечения в инклюзивную практическую деятельность по разработке образовательного проекта. Воплощение данной идеи необходимо предполагает решение ряда задач, связанных с тем, чтобы научить студентов использованию адекватных методических подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха, способствовать овладению ими компьютерными технологиями создания электронных детских книг, мультфильмов и пр.

Работа по осуществлению любого проекта включает пять обязательных этапов: мотиваци-онный, организационный, практический, презентационный, рефлексивный [13; 14].

На мотивационном этапе студенты в процессе изучения материала лекционных и практических занятий знакомятся с методом проектов, этапами проектной деятельности, ее местом в образовательном процессе и значением для детей с нарушением слуха, а также с компьютерными про-

граммами Power Point, Adobe Animate, Toon Boom Harmony, TVPaint для создания мультфильмов, электронных книг, рассматривают и обсуждают примеры школьных проектов, реализованных в ходе производственных (педагогических) практик студентами-выпускниками.

В рамках организационного этапа студенты делятся на творческие рабочие группы, формулируют проблему, тему, основную идею, цель, задачи и содержание проекта, отбирают литературный материал и компьютерные ресурсы, составляют план работы, распределяют обязанности. Например, студентам предлагается составить описание проблемной ситуации, будь то празднование юбилея детского писателя, организация и проведение литературного праздника или открытие детского литературно -творческого пространства и пр., составить правила работы в группах и оценочные карточки для фиксации результатов, демонстрируемых школьниками. При этом преподаватель следит за тем, чтобы студенты с нарушением слуха входили в разные рабочие группы — для максимальной активизации общения и взаимодействия со слышащими одногрупп-никами.

На данном этапе к проектной деятельности привлекаются студенты магистратуры с базовым

сурдопедагогическим образованием, имеющие опыт создания и реализации проектов. На протяжении всей реализации проекта они выполняют роль кураторов рабочих групп: направляют, подсказывают, предупреждают ошибки, консультируют студентов-бакалавров.

Практический этап предполагает собственно деятельность по подготовке реализуемого проекта. Студенты непосредственно разрабатывают материалы своего проекта: электронные книги, мультфильмы, диафильмы и другие ресурсы. На этом этапе студенты также имеют возможность посетить мастер-классы и семинары на базе образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, совершенствовать ИКТ-навыки в технопарке университета, совершенствовать собственные произносительные навыки на консультациях с преподавателями кафедры сурдопедагогики в учебных аудиториях.

В данном контексте важно, что на практическом этапе проектной деятельности у студентов с нарушением слуха совершенствуются необходимые коммуникативные и социальные навыки. Они учатся взаимодействовать со слышащими одногруппниками, прислушиваться к их мнению, а также к мнению магистранта-куратора и преподавателя-кон-

сультанта. Студенты высказывают свое мнение и согласовывают действия в группе.

На презентационном этапе студенческие проекты представляются экспертной группе — преподавателям кафедры сурдопедагогики, педагогам образовательных организаций для обучающихся с нарушением слуха, магистрантам-кураторам творческих групп. Поскольку публичное выступление требует от студентов с нарушением слуха свободного владения речью, то им необходима и активная подготовка к защите проектов: они тренируются произносить свою речь четко и выразительно, правильно произнося звуки и соблюдая ударения и нормы орфоэпии. Предварительная работа помогает студентам с нарушением слуха подготовиться к презентации, а на выступлении быть уверенными и устанавливать контакт со слушателями. При этом принципиально важно, что на презентационном этапе студенты с нарушением слуха фактически получают возможность «репетировать» будущую профессиональную деятельность [7]. Члены экспертной группы определяют целесообразность и перспективность использования предлагаемого электронного продукта в школе, в условиях учебно-воспитательного процесса, соответствие его программным требованиям, возрас-

тным, психологическим и речевым возможностям учащихся с нарушением слуха.

На рефлексивном этапе студенты с нарушением слуха дорабатывают свои проекты с учетом полученных рекомендаций, записывают видео выступления, анализируют и совершенствуют их, а также подводят итоги деятельности каждой творческой группы. На этом этапе студенты обмениваются впечатлениями, устно высказываются о проделанной работе, оценивают, что получилось, а что можно было сделать по-другому, анализируют допущенные ошибки и интересные решения, оценивают свою деятельность и деятельность группы в целом. Студенты с нарушением слуха тем самым учатся рефлексировать применительно к процессу и результату своей работы с детьми до непосредственного контакта с ними [8].

Таким образом, с одной стороны, подобная организация учебной деятельности в вузе соответствует содержанию формируемых универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у всех студентов. С другой стороны, инклюзивный подход позволяет включать студентов с нарушением слуха в общую коллективную практическую работу, мотивировать их к самостоятельной активной деятельности на основе по-

лученных теоретических знаний, накапливать опыт успешного педагогического проектирования в команде, готовиться к реальной педагогической работе.

Показателем результативности обучения является количество выпускников с нарушением слуха, работающих по полученной специальности в г. Санкт-Петербурге. Так, в ГБОУ «Школа-интернат № 33» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся Выборгского района г. Санкт-Петербурга работают пять педагогов: учителя географии и информатики, педагог-организатор и педагог дополнительного образования, воспитатель. В ГБОУ «Школа-интернат № 1» для глухих обучающихся Выборгского района г. Санкт-Петербурга десять педагогов: учителя технологии и изобразительного искусства, начальной школы, воспитатели. В ГБОУ «Школа № 10» Калининского района г. Санкт-Петербурга успешно работает заместителем директора по учебно -воспитательной работе выпускница кафедры сурдопедагогики, имеющая нарушения слуха.

Тем самым в условиях образовательной инклюзии становится доступным высшее педагогическое образование студентов с нарушением слуха. Для наиболее эффективного обучения неслы-шащих студентов, подготовке их к профессиональной деятельно-

сти, овладения ими профессиональными, общепрофессиональными и универсальными компетенциями необходимо включение их в различные виды проектной деятельности, коллективное практическое взаимодействие на основе решения учебных задач, способствующее не только профессиональному становлению студентов, но и организации их межличностного общения в широком инклюзивном поле.

Литература

1. Горюнова, Л. В. Инклюзивная грамотность студентов вуза: общая характеристика, способы формирования, влияние в контексте профессионального развития / Л. В. Горюнова, Е. С. Тимченко, И. В. Тимченко. — Текст : непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 6. — Вып. 6. — С. 1027-1034.

2. Кантор, В. З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе / В. З. Кантор. — Текст : непосредственный // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — Т. 11, № 3. — С. 44-56.

3. Кантор, В. З. Социально-реабилитационное сопровождение интегрированного вузовского образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: научно-практические основы / В. З. Кантор. — Текст : непосредственный // Образование на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов, технологий / Политехника-сервис. — Санкт-Петербург : [б. и.], 2013. — С. 94-114.

4. Кантор, В. З. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов / В. З. Кантор, Ю. Л. Проект. — Текст : непосредственный // Образование и наука. — 2019. — Т. 21, № 1. — С. 51-73. '

5. Конкина, А. Р. Историко-патриотиче-ский проект «Мы память бережно хра-

ним.» / А. Р. Конкина, О. И. Миронюк, Ю. В. Петрова, Г. Н. Пенин, О. А. Кра-сильникова, А. С. Люкина А. С. Макарова. — Текст : непосредственный // Сурдопедагог: историко-дидактические аспекты и перспективы профессиональной подготовки. — Санкт-Петербург : Астерион, 2020. — С. 64-68.

6. Красильникова О. А. Формирование общеучебных умений у слабослышащих младших школьников в процессе проектной деятельности / О. А. Красильникова, А. С. Люкина, С. В. Ильюшина. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. — 268 с. — Текст : непосредственный.

7. Кузнецова, Ю. Н. Профессиональная подготовка студентов юридического факультета для работы в инклюзивной среде / Ю. Н. Кузнецова. — Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 3. — URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=29 826 (дата обращения: 14.09.2023).

8. Кукушкина, О. И. Формирование профессиональных компетенций дефектоло-гов: инструменты нового поколения / О. И. Кукушкина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2016. — № 6. — С. 3-12.

9. Люкина, А. С. Проектная деятельность студентов как элемент образовательного процесса в вузе / А. С. Люкина, О. А. Красильникова. — Текст : непосредственный // Стратегические ориентиры современного образования / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2020. — Ч. 3. — С. 98-100.

10. Малофеев, Н. Н. От институционали-зации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями / Н. Н. Малофеев. — Текст : непосредственный // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2018. — № 34(3). — С. 1-12.

11. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия : учебное пособие для студентов педагогических вузов : в 2 ч. / Н. Н. Малофеев. — Москва : Просвещение, 2010. — Текст : непосредственный.

12. Пенин, Г. Н. Профессиональное образование лиц с нарушением слуха: истоки, традиции, перспективы / Г. Н. Пенин, О. А. Кра-сильникова, А. С. Люкина, Е. Э. Пшенично-ва. — Текст : непосредственный // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2020. — № 4. — С. 45-59.

13. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухар-кина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — Москва : Академия, 2004. — 272 с. — Текст : непосредственный.

14. Полат, Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е. С. Полат. — Текст : непосредственный // Школьные технологии. — 2006. — № 6. — С. 43-47.

15. Речицкая, Е. Г. Организация высшего образования лиц с нарушением слуха в Московском педагогическом государственном университете / Е. Г. Речицкая, Т. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья / Московский пед. гос. ун-т. — Москва : [б. и.], 2017. — С. 7-13.

References

1. Goriunova, L.V., Timchenko, E.S., & Tim-chenko, I.V. (2021). Inkliuzivnaia gramot-nost' studentov vuza: obshchaia kharakteris-tika, sposoby formirovaniia, vliianie v kon-tekste professional'nogo razvitiia [Inclusive literacy of university students: general characteristics, methods of formation, influence in the context of professional development]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki, 6(6), 1027-1034. (In Russ.)

2. Kantor, V.Z. (2019). Inkliuzivnoe vys-shee obrazovanie: spetsial'nye sredovye usloviia obucheniia studentov-invalidov v vuze [Inclusive higher education: special environmental conditions for teaching disabled students at university]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia, 11(3), 44-56. (In Russ.)

3. Kantor, V.Z. (2013). Sotsial'no-reabi-litatsionnoe soprovozhdenie integrirovan-nogo vuzovskogo obrazovaniia lits ograni-

chennymi vozmozhnostiami zdorov'ia: na-uchno-prakticheskie osnovy [Social rehabilitation support of integrated university education for persons with disabilities: scientific and practical foundations]. In Obrazovanie na protiazhenii vsei zhizni: raznoobrazie idei, kontseptsii, form, metodov, tekhnologii: Mezhdunarodnaia monografiia v 10 tomakh (Vol. 7. Obuchenie lits so spetsial'nymi potrebnostiami, pp. 94-114). St. Petersburg: Politekhnika-servis. (In Russ.)

4. Kantor, V.Z., & Proekt, Iu.L. (2019). Inkliuzivnoe vysshee obrazovanie: sotsial'no-psikhologicheskoe blagopoluchie studentov [Inclusive higher education: socio-psy-chological well-being of students]. Obrazovanie i nauka, 21(1), 51-73. (In Russ.)

5. Konkina, A.R., Mironiuk, O.I., Petrova, Iu.V., Penin, G.N., Krasil'nikova, O.A., Liukina, A.S., & Makarova, A.S. (2020). Istoriko-patrioti-cheskii proekt «My pamiat' berezhno khra-nim...» [Historical and patriotic project "We carefully preserve the memory."]. In Sur-dopedagog: istoriko-didakticheskie aspekty i perspektivy professional'noi podgotovki (Collection of scientific articles, pp. 64-68). St. Petersburg: Asterion. (In Russ.)

6. Krasil'nikova, O.A., Liukina, A.S., & Il'iushina, S.V. (2023). Formirovanie ob-shcheuchebnykh umenii u slaboslyshashchikh mladshikh shkol'nikov v protsesse proektnoi deiatel'nosti : uchebno-metodicheskoe poso-bie [Formation of general educational skills in hearing-impaired primary schoolchildren in the process of project activities: educational and methodological manual]. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 268 p. (In Russ.)

7. Kuznetsova, Iu.N. (2020). Professional'-naia podgotovka studentov iuridicheskogo fakul'teta dlia raboty v inkliuzivnoi srede [Professional preparation of law students to work in an inclusive environment]. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniia, 3. Retrieved from https://science-education.ru/ ru/article/view?id=29826. (In Russ.)

8. Kukushkina, O.I. (2016). Formirovanie professional'nykh kompetentsii defekto-logov: instrumenty novogo pokoleniia [Formation of professional competencies of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

defectologists: new generation tools]. Defek-tologiia, 6, 3-12.

9. Liukina, A.S., & Krasil'nikova, O.A. (2020). Proektnaia deiatel'nost' studentov kak element obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Project activities of students as an element of the educational process at a university]. In Strategicheskie orientiry sovremennogo ob-razovaniia (Collection of scientific articles, Iss. 3, pp. 98-100). Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ. (In Russ.)

10. Malofeev, N.N. (2018). Ot institutsiona-lizatsii k inkliuzivnomu obrazovaniiu detei s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostiami [From institutionalization to inclusive education of children with special educational needs]. Al'manakh Instituta korrektsionnoi pedagogiki, 34(3), 1-12. (In Russ.)

11. Malofeev, N.N. (2010). Spetsial'noe ob-razovanie v meniaiushchemsia mire. Rossiia [Special education in a changing world. Russia] [Textbook for students of pedagogical universities: in 2 parts]. Moscow: Prosve-shchenie. (In Russ.)

12. Penin, G.N., Krasil'nikova, O.A., Liukina, A.S., & Pshenichnova, E.E. (2020). Pro-fessional'noe obrazovanie lits s narusheniem

slukha: istoki, traditsii, perspektivy [Vocational education of people with hearing impairment: origins, traditions, prospects].

Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina, 4, 45-59. (In Russ.)

13. Polat, E.S. (2004). Novye pedagogiche-skie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia [New pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Akademiya, 272 p. (In Russ.)

14. Polat, E.S. (2006). Metod proektov: isto-riia i teoriia voprosa [Project method: history and theory of the issue]. Shkol'nye tekhnolo-gii, 6, 43-47. (In Russ.)

15. Rechitskaia, E.G., & Solov'eva, T.A. (2017). Organizatsiia vysshego obrazovaniia lits s narusheniem slukha v Moskovskom pedagogicheskom gosudarstvennom univer-sitete [Organization of higher education for people with hearing impairment at Moscow Pedagogical State University]. In Aktual'nye problemy i innovatsionnye podkhody v obra-zovanii lits s ogranichennymi vozmozhnos-tiami zdorov'ia (pp. 7-13). Moscow: Mos-kovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.