Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЙ АТЛАС ПРОФЕССИЙ «МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ»: ОРИЕНТИР БУДУЩЕГО ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА'

ИНТЕРАКТИВНЫЙ АТЛАС ПРОФЕССИЙ «МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ»: ОРИЕНТИР БУДУЩЕГО ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТЫ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / СУРДОПЕДАГОГИКА / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / СЛУХОВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ АТЛАС ПРОФЕССИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Наталья Викторовна, Филиппова Мария Игоревна

Статья посвящена актуальной проблеме сурдопедагогики - профессиональной ориентации абитуриентов с нарушением слуха. Основное внимание в работе авторы уделяют своевременной профессиональной ориентации лиц с нарушением слуха, так как она является решающим фактором в достижении максимально положительного результата в обучении. © Наумова Н. В., Филиппова М. И., 2022 В процессе исследования выявлен уровень и степень осведомленности о выборе профессии студентов с нарушением слуха, обучающихся на кафедре сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Полученные данные легли в основу создания целенаправленного информационного контента, осуществляющего профориентационную поддержку лиц с ограниченными возможностями по слуху - «Интерактивный атлас профессий для лиц с нарушением слуха „Мои профессиональные ориентиры“». Дается представление о виде и наполняемости страницы атласа для каждой профессии с указанием гиперссылки на статью в свободном источнике, что создает возможность более детально за пределами атласа прочитать информацию и познакомиться с основными характеристиками профессиональной деятельности. Описан алгоритм, по которому абитуриент с нарушением слуха знакомится с перечнем профессий и определяет свой дальнейший вектор профессионального обучения. Авторы приходят к выводу о том, что сочетание результата профориентационного теста, возможность просмотра перечня профессий, актуальных данных о вузах позволит оптимально, всесторонне и быстро определить вектор дальнейшего обучения абитуриента с нарушением слуха. Атлас полезно использовать для своевременного информирования выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха о генеральных тенденциях развития рынка труда, формулирования результативной стратегии получения профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Наталья Викторовна, Филиппова Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE ATLAS OF PROFESSIONS “MY PROFESSIONAL LANDMARKS”: PROFESSIONAL ORIENTATION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS

The article studies an urgent problem of surdopedagogy - professional orientation of applicants with hearing impairment. The main focus of the authors' attention is on timely professional orientation of students with hearing impairments, as it is a decisive factor in achieving the most positive learning outcomes. The study has revealed the level and the degree of awareness of the choice of profession of students with hearing impairment studying at the Department of Surdopedagogy of Herzen State Pedagogical University of Russia. The data obtained formed the basis for the creation of targeted informational content that provides career guidance support for people with hearing disabilities - Interactive atlas of professions for people with hearing impairments “My Professional Landmarks”. The article describes the general look and composition of the atlas pages for each profession, with a hyperlink to an article in a free source, which makes it possible to get more detailed information outside the atlas and become acquainted with the main characteristics of professional activity. The article then describes the algorithm by which the applicant with hearing impairment is acquainted with the list of professions and determines their further vector of professional training. The authors conclude that the combination of the result of a professional orientation test, the opportunity to view a list of professions and urgent data about universities will allow optimal, comprehensive and rapid determination of the vector of further education of an applicant with a hearing impairment. It is advisable to use the atlas to keep graduates of special schools for children with hearing impairments informed about the general trends in the labor market and to formulate an effective strategy for acquiring a profession.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЙ АТЛАС ПРОФЕССИЙ «МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ»: ОРИЕНТИР БУДУЩЕГО ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальное образование. 2022. № 4 (68). Special Education. 2022. No 4 (68).

УДК 376.356:37.048.45 DOI 10.26170/1999-6993_2022_04_15

ББК Ч452.005.26 ГСНТИ14.29.2 7 Код ВАК 5.8.3

Наталья Викторовна Наумоваш Мария Игоревна Филиппова2^

ИНТЕРАКТИВНЫЙ АТЛАС ПРОФЕССИЙ «МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ»: ОРИЕНТИР

БУДУЩЕГО ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

1,2 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, surdofcp@gmail.com Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме сурдопедагогики — профессиональной ориентации абитуриентов с нарушением слуха. Основное внимание в работе авторы уделяют своевременной профессиональной ориентации лиц с нарушением слуха, так как она является решающим фактором в достижении максимально положительного результата в обучении.

В процессе исследования выявлен уровень и степень осведомленности о выборе профессии студентов с нарушением слуха, обучающихся на кафедре сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Полученные данные легли в основу создания целенаправленного информационного контента, осуществляющего профориентационную поддержку лиц с ограниченными © Наумова Н. В., Филиппова М. И., 2022

Natal'ya V. Naumova1^ Mariya I. Filippova2^

INTERACTIVE ATLAS OF PROFESSIONS "MY PROFESSIONAL LANDMARKS": PROFESSIONAL ORIENTATION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS

1,2 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia, surdofcp@ gmail.com

Abstract. The article studies an urgent problem of surdopedagogy — professional orientation of applicants with hearing impairment. The main focus of the authors' attention is on timely professional orientation of students with hearing impairments, as it is a decisive factor in achieving the most positive learning outcomes.

The study has revealed the level and the degree of awareness of the choice of profession of students with hearing impairment studying at the Department of Surdopedagogy of Herzen State Pedagogical University of Russia. The data obtained formed the basis for the creation of targeted informational content that provides career guidance support for people with hearing disabilities — Interactive atlas of professions for people

возможностями по слуху — «Интерактивный атлас профессий для лиц с нарушением слуха „Мои профессиональные ориентиры"». Дается представление о виде и наполняемости страницы атласа для каждой профессии с указанием гиперссылки на статью в свободном источнике, что создает возможность более детально за пределами атласа прочитать информацию и познакомиться с основными характеристиками профессиональной деятельности. Описан алгоритм, по которому абитуриент с нарушением слуха знакомится с перечнем профессий и определяет свой дальнейший вектор профессионального обучения.

Авторы приходят к выводу о том, что сочетание результата профориен-тационного теста, возможность просмотра перечня профессий, актуальных данных о вузах позволит оптимально, всесторонне и быстро определить вектор дальнейшего обучения абитуриента с нарушением слуха. Атлас полезно использовать для своевременного информирования выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха о генеральных тенденциях развития рынка труда, формулирования результативной стратегии получения профессии.

Ключевые слова: абитуриенты с нарушением слуха, сурдопедагогика, нарушения слуха, слуховые нарушения, выбор профессии, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профориента-ционная поддержка, информационный мониторинг, интерактивный атлас профессий, образовательные маршруты, право на образование.

Информация об авторах: Наумова Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры сурдопедагогики,

with hearing impairments "My Professional Landmarks". The article describes the general look and composition of the atlas pages for each profession, with a hyperlink to an article in a free source, which makes it possible to get more detailed information outside the atlas and become acquainted with the main characteristics of professional activity. The article then describes the algorithm by which the applicant with hearing impairment is acquainted with the list of professions and determines their further vector of professional training.

The authors conclude that the combination of the result of a professional orientation test, the opportunity to view a list of professions and urgent data about universities will allow optimal, comprehensive and rapid determination of the vector of further education of an applicant with a hearing impairment. It is advisable to use the atlas to keep graduates of special schools for children with hearing impairments informed about the general trends in the labor market and to formulate an effective strategy for acquiring a profession.

Keywords: applicants with hearing impairment, surdopedagogy, hearing impairment, hearing loss, choice of profession, professional orientation, professional self-determination, career education, information monitoring, interactive atlas of professions, education routs, right to education.

Author's information: Naumova Natal'ya Viktorovna, Senior Lecturer of Department of Surdopedagogy, Institute

Институт дефектологического образования и реабилитации, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена; адрес: 197046, Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, ауд. 305.

Филиппова Мария Игоревна, ассистент кафедры сурдопедагогики, Институт дефектологического образования и реабилитации, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена; адрес: 197046, Россия, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, ауд. 305. Для цитирования: Наумова, Н. В. Интерактивный атлас профессий «Мои профессиональные ориентиры»: ориентир будущего для лиц с нарушениями слуха / Н. В. Наумова, М. И. Филиппова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 4 (68). — С. 214-225.

Проблема профессиональной подготовки выпускников с нарушением слуха является актуальной в сурдопедагогике. В исследованиях А. П. Гозовой, Н. Е. Граш, В. З. Кантора, Г. Н. Пенина, Е. М. Ста-робиной, М. Л. Скуратовской и других ученых раскрываются аспекты профессиональной подготовки слабослышащих и глухих обучающихся. Ученые указывают, что корректно выстроенный вектор профессиональной ориентации имеет важное значение для лиц с нарушением слуха [2; 3; 7; 10; 12]. Следует отметить, что профориентационная работа должна проводиться и проводится для школьников с нарушением слуха на всем протяжении их обучения [13; 4; 6]. Направленная и хорошо

of Defectological Education and Rehabilitation, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

Filippova Mariya Igorevna, Assistant Lecturer of Department of Surdopedagogy, Institute of Defectological Education and Rehabilitation, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia.

For citation: Naumova N. V., Filippova, M. I. (2022). Interactive Atlas of Professions "My Professional Landmarks": Professional Orientation of Children with Hearing Impairments.

Special Education, 4(68), pp. 214-225. (In Russ.).

организованная подготовка профессиональной ориентации молодежи с нарушением слуха позволяет в полной мере раскрыть и реализовать каждому свой потенциал с учетом профессиональных интересов [1; 3].

Можно констатировать, что в настоящее время наметилась тенденция увеличения количества людей с нарушением слуха, желающих получить высшее профессиональное образование. Право на образование закреплено в различных международных и внутригосударственных актах. Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, ос-

новного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Каждый — значит не только здоровый гражданин РФ, но и человек, имеющий ограничение в состоянии здоровья. Механизм реализации этой конституционной нормы содержится в двух федеральных законах: от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 12.07.1992 г. № 3266-1-ФЗ «Об образовании» [8].

Однако меняющийся социум предъявляет новые требования к выпускникам, в том числе окончивших общеобразовательные учреждения, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для глухих и слабослышащих обучающихся.

Цель нашего исследования — помочь абитуриенту с нарушением слуха получить информацию о профессиях, выбрать вид трудовой деятельности с учетом своих возможностей, способностей и требований рынка труда.

Задачи исследования: 1) провести информационный мониторинг по выявлению степе-

ни осведомленности о выборе профессии студентами с нарушением слуха;

2) создать многоаспектный контент «Интерактивный атлас профессий для лиц с нарушением слуха „Мои профессиональные ориентиры"».

База исследования: кафедра сурдопедагогики института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена.

Гипотеза исследования: целенаправленная, многоаспектная организация профессиональной ориентации, в совокупности с современным вспомогательным интерактивным контентом «Мои профессиональные ориентиры», позволит расширить знания выпускников школ о возможностях профессионального выбора с учетом слухоречевых особенностей.

Методы и организация исследования

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- педагогический эксперимент (информационный мониторинг) в констатирующем варианте;

- количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Состав участников эксперимента

В исследовании приняли участие студенты с нарушением слуха бакалавриата 2-5 курсов очной и заочной форм обучения в количестве 15 человек по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профилю «Сурдопедагогика (начальное образование детей с нарушением слуха)».

В соответствии с первой задачей исследования нами проведен информационный мониторинг. Сбор информации проходил в форме написания эссе по теме «Мое представление о работе сурдопедагога до поступления в университет и в настоящее время». Эссе представляло размышление небольшого объема, со свободной композицией и с выражением субъективной оценки предмета рассуждения [9; 14].

Анализ содержания эссе показал, что студенты с нарушением слуха изъявили желание учиться по профилю «Сурдопедагогика (начальное образование детей с нарушением слуха)», исходя из своих ошибочных представлений и суждений о профессии сурдопедагога. Нами отмечено, что все студенты, участвующие в мониторинге, не точно представляют дальнейшее место работы. Они не связывают место работы с обучением глухих и слабослышащих детей. Только 3 студента

из 15 указали, что будут работать воспитателями в школе или детском саду для детей с нарушениями слуха. Остальные студенты предполагали мультидисцип-линарную подготовку (продолжение изучения школьных предметов), опираясь только на наименование профиля подготовки «Сурдопедагогика».

90 % студентов с нарушением слуха считали, что обучение глухих и слабослышащих детей необходимо проводить, используя жестовый язык. Приведем высказывание студента: «Для меня было неожиданностью узнать, что учить глухих детей мы будем не при помощи жестов, а при помощи устной речи. Ведь ведущий язык неслышащих ручной (жес-товый)». 45 % студентов высказались негативно об использовании звукоусиливающей аппаратуры в процессе своего обучения и при обучении глухих детей в школах, ссылаясь на то, что «глухой должен оставаться глухим и социализироваться в рамках своего микросоциума».

Недостаточная осведомленность об особенностях направления подготовки, о дисциплинах, входящих в учебный план, планируемых результатах обучения, привела к тому, что 75,33 % (11 студентов глухих/слабослышащих) были вынуждены прервать свое обучение по направлению 44.03.03 «Специальное (де-

фектологическое) образование», профилю «Сурдопедагогика (начальное образование детей с нарушением слуха)». Необходимо добавить, что студенты имели качественные знания в объеме среднего общего образования и были отчислены не из-за академической задолженности, а по собственному желанию, разочаровавшись в выборе профессии.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что при поступлении на кафедру сурдопедагогики абитуриенты с нарушением слуха выбирают свой профессиональный путь, исходя из ошибочных представлений о профессиях. Кроме того, поступая в вуз, студенты с нарушением слуха недооценивают собственные возможности по освоению именно профессиональных знаний, умений и навыков. Они опираются на свой опыт обучения в школе для детей с нарушением слуха, не учитывают объективные сложности, с которыми им придется столкнуться в ходе обучения: трудность усвоения образовательных программ; недостаточный уровень адаптации к требованиям обучения в вузе и др. — и, как следствие, возникает нежелание (неспособность) продолжать обучение по данному профилю.

Создание целенаправленного информационного контента — вторая задача исследования.

Следует отметить, что разработанный интерактивный атлас является вспомогательным дополнительным информационным средством и не может быть единственным профориентационным инструментом абитуриента с нарушением слуха.

Атлас представляет собой электронную книгу, включающую в себя адаптированный профориентационный тест с интерпретацией результатов тестирования, перечень профессий в количестве сорока. Ограничение в количестве обусловлено отбором актуальных профессий, требующих высшего образования, которые были бы оптимальны, по объективным и субъективным причинам, для категории лиц с нарушением слуха. Представленные в атласе профессии распределены по 5 профессиональным направленностям. Абитуриент имеет возможность ознакомиться с профессиями, включенными в тот или иной блок направленности по результатам тестирования. Страница каждой профессии включает в себя ссылки на внутренние и внешние источники для более подробного ознакомления. Раскроем алгоритм работы «Интерактивный атлас профессий „Мои профессиональные ориентиры"» для лиц с нарушением слуха.

Открывшему интерактивный атлас абитуриету на первой странице предлагается возможность

пройти адаптированный проф-ориентационный тест. Результат тестирования определяет классификационную направленность профессионального вектора [11; 15]. Перечислим основные профессиональные векторы: «Человек — живая природа»; «Человек — техника»; «Человек — человек»; «Человек — знаковая система»; «Человек — художественный образ» [5].

Определив профессиональную направленность, абитуриент переходит на страницу с перечнем профессий. Приведем пример распределения профессий по одному из векторов «Человек — живая природа». В этом векторе можно узнать о профессиях: землеустроитель (землемер), агроном, ландшафтный дизайнер.

Кликнув на слово, обозначающее ту или иную профессию выбранного вектора, абитуриент переходит на главную страницу с определением. Например: Землеустроитель (землемер) — это специалист по топографической съёмке, измерениям и межеванию земельных угодий.

Воспользовавшись гиперссылкой на странице в атласе, абитуриент переходит на сайт «Wiki-pedia» свободного источника Internet для более детального изучения (за пределами интерактивного атласа) основных характеристик профессиональной деятельности.

Также на странице атласа выделены основные функции и перечень работ по данной профессии. Например:

Профессиональные функции:

• определение размеров и границ земельных наделов;

• составление проектов землеустройства с учётом экологического и земельного законодательства;

• контроль за соблюдением земельного закона со стороны собственника или арендатора участка;

• планирование землеустроительных работ и контроль над их качеством.

На каждой странице профессионального вектора в атласе имеется навигация: историческая справка, перечень высших образовательных организаций, скриншот с сайта по поиску работы (headhunter.ru).

Включение исторической справки мы считаем необходимым, поскольку через историю можно понять, насколько профессия значима и актуальна на определенных этапах экономического развития страны.

История профессии: Потребность в измерении и межевании земельных участков у человечества появилась ещё на заре цивилизации. С древних времён народы Греции, Индии, Египта и других стран делили на части земельные массивы, измеряли их площадь, составляли

карты местности и проводили расчёты, необходимые для возведения различных сооружений и строительства оросительных каналов.

Для измерений использовались приспособления в виде гигантского циркуля, мерные шнуры и цепи, ставшие прообразами современной рулетки.

Со временем совершенствовались рабочие инструменты, уточнялись расчётные формулы, появлялись новые измерительные технологии. Современные землеустроители занимаются межеванием участков с использованием высокоточного оборудования.

Во вкладке «перечень высших образовательных организаций» абитуриенту с нарушением слуха предлагается на выбор несколько вузов, где он мог бы получить образование по данной профессии.

На странице с перечнем вузов добавлены необходимые ссылки: заглавная страница образовательной организации, сайт приемной комиссии, структура подразделений (факультеты, кафедры, лаборатории), примеры вступительных испытаний, актуальных на 2022 год. Например: Где получить образование?

• Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (СПбГАУ: https://spbgau.ru) - Факультет землеустройства и сельскохозяйственного строительства.

- ЕГЭ: «Математика», «Физика», «Русский язык».

- Страница абитуриента: URL (https://spbgau.ru/index. php?q=departments/zus-stroy/ structure/otdeleniya/otdelenie _zemleustroystva).

• Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ: https://www.spbgasu.ru)

- Факультет инженерной экологии и городского хозяйства.

- ЕГЭ: «Математика», «Физика»/ «Химия»/ «Информатика» и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), «Русский язык».

- Страница абитуриента: URL (https://www.spbgasu.ru/ Abiturientam/Napravleniya_ -specialnosti-/Zemleustroystvo _i_kadastry_21.03.02/).

Последняя страница каждого профессионального вектора — это страница со ссылками и скриншотами поиска работы на сайте headhunter.ru. По этим данным абитуриент может оценить востребованность профессии, в том числе и в денежном выражении.

Преимущество интерактивного формата атласа в том, что он позволяет оперативно вносить необходимые изменения и дополнения на текущий момент.

Следует подчеркнуть, что «Интерактивный атлас профес-

сий для лиц с нарушением слуха «Мои профессиональные ориентиры» не является документом, который включает конкретные и окончательные ответы на вопрос о том, какие профессии будут актуальны на рынке труда в ближайшие 10-15 лет.

Атлас полезно использовать для своевременного информирования выпускников с нарушением слуха о генеральных тенденциях развития рынка труда, формирования результативной стратегии получения профессии.

Реализацию проекта планируется осуществлять в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, так как в данных субъектах Северо-Западного региона РФ сосредоточена значительная часть образовательных учреждений среднего общего и среднего профессионального образования для лиц, имеющих нарушения слуха, которые могут стать потенциальными абитуриентами вузов.

Сочетание результата проф-ориентационного теста, ознакомление с перечнем профессий, данные о вузах позволяют оптимально быстро определить вектор дальнейшего обучения абитуриента с нарушением слуха.

Таким образом, «Интерактивный атлас профессий для лиц с нарушением слуха „Мои профессиональные ориентиры"» можно отнести к средству профессиональной ориентации. В совокуп-

ности с проведенной специалистами школ профориентационной работой он может дать ответ на вопрос, в каких отраслях экономики люди с нарушением слуха могут в полной мере себя раскрыть и реализовать с учётом своих профессиональных интересов.

Это путеводитель для молодого поколения и лиц, планирующих свой профессиональный путь, демонстрирующий, во что стоит инвестировать свои ресурсы с учетом востребованности профессий на рынке труда, и способный расширить представления слабослышащих и глухих о возможностях профессионального выбора с учетом слухоречевых возможностей.

Литература

1. Алексеевских, Д. Ю. Новые пути формирования профессиональных интересов у неслышащих подростков / Д. Ю. Алексеевских. — Текст : непосредственный // Вопросы сурдопедагогики: история и современность : межвуз. сб. науч.-метод. трудов. — Москва : [б. и.], 2001. — С. 131-139.

2. Граш, Н. Е. Проблемы обучения не-слышащих студентов в высшей школе и их профессиональная адаптация / ред. Н. Е. Граш, М. И. Никитина. — Текст : непосредственный // Реабилитация лиц с проблемами в развитии : сборник науч. тр. — Москва : [б. и.], 2000. — С. 126-131.

3. Кантор, В. З. Мотивационно-потреб-ностные факторы преемственности школьного и вузовского образования лиц с нарушениями сенсорной и двигательной сферы: к проблеме эффективности проф-ориентационной работы в системе социально-трудовой реабилитации инвалидов / В. З. Кантор, М. А. Мазур. — Текст :

непосредственный // Инклюзия в образовании. — 2019. — Т. 4. — № 1 (13). — С.134-158.

4. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. — Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2008. — 354 с. — Текст : непосредственный.

5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. — Москва : Академия, 2004. — 304 с. — Текст : непосредственный.

6. Мамедова, Е. Ю. Трудоустройство лиц с нарушением слуха: проблемы и перспективы / Е. Ю. Мамедова. — Текст : непосредственный // Вестник психофизиологии : междунар. научн. журн. — 2018. — № 2. — С. 158-164.

7. Пенин, Г. Н. Политехническое образование глухих школьников в процессе трудовой и профессиональной подготовки : спец. 13.00.03 «Специальная педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика и олигофренопедагогика и логопедия)» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пенин Геннадий Николаевич. — Санкт-Петербург, 1998. — 40 с. — Текст : непосредственный.

8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Москва. — 1995. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — URL: https://www. consultant.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Рубцова, Т. П. Мониторинг: функция и инструмент деятельности преподавателя вуза / Т. П. Рубцова. — Текст : непосредственный // Всероссийская научно-методическая конференция с междунар. участием, посвящ. 75-летию университета, 4 апр. 2017 г., Самара. — Самара : [б. и.], 2017. — С. 509-515.

10. Скуратовская, М. Л. Социально-психологические факторы успешности учебной деятельности студентов с инвалидностью в условиях высшего инклюзивного образования / М. Л. Скуратов-ская, Н. Н. Манохина. — Текст : элек-

тронный // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2018. — № 6 (87). — С. 201-206. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologi cheskie-faktory-uspeshnosti-uchebnoy-deya telnosti-studentov-s-invalidnostyu-v-uslovi yah-vysshego-inklyuzivnogo (дата обращения: 24.02.2022).

11. Специальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Академия, 2013. — 384 с. — Текст : непосредственный.

12. Старобина, Е. М. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья : учеб. пособие / Е. М. Старобина, Е. О. Гордиевская, И. Е. Кузьмина. — 2-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 352 с. — Текст : непосредственный.

13. Сурдопедагогика : учеб.-метод. пособие / Л. В. Андреева, Н. В. Горбунова, О. В. Зонтова, О. А. Красильникова. — Санкт-Петербург : РГПУ. им. А. И. Герцена, 2011. — 226 с. — Текст : непосредственный.

14. Филиппова, М. И. Становление и развитие сурдопедагогики: от практики обучения неслышащих к научному знанию / М. И. Филиппова. — Текст : непосредственный // Вестник психофизиологии : междунар. науч. журн. — 2018. — № 2. — С. 196-201.

15. Фролова, С. В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников : спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Фролова Светлана Валериевна. — Москва, 2009. — 204 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Alekseevskih, D. Yu. (2001). Novye puti formirovaniya professional'nyh interesov u neslyshashchih podrostkov [New ways of forming professional interests in deaf teenagers]. In Voprosy surdopedagogiki: istoriya i sovremennost' [Interuniversity collection of scientific and method. papers, pp. 131-139]. Moscow. (In Russ.)

2. Grash, N. E., Nikitina, M. I. (2000). Pro-blemy obucheniya neslyshashchih studentov v vysshej shkole i ih professional'naya adaptaciya [Problems of teaching deaf students in higher school and their professional adaptation]. In Reabilitaciya lic s problemami v razvitii [Scientific works, pp. 126— 131]. Moscow. (In Russ.)

3. Kantor, V. Z., & Mazur, M. A. (2019). Motivacionno-potrebnostnye faktory preem-stvennosti shkol'nogo i vuzovskogo obrazo-vaniya lic s narusheniyami sensornoj i dviga-tel'noj sfery: k probleme effektivnosti prof-orientacionnoj raboty v sisteme social'no-trudovoj reabilitacii invalidov [Motivational-need factors of continuity of school and university education of persons with sensory and motor impairments: to the problem of the effectiveness of career guidance in the system of social and labor rehabilitation of disabled people]. Inklyuziya v obrazovanii, 4(1 (13)), 134-158. (In Russ.)

4. Karpova, G. A. (2008). Osnovy surdope-dagogiki [Fundamentals of deaf pedagogy] [Textbook for students of higher ped. institutions]. Ekaterinburg: Publisher Kalinina G.P., 354 p. (In Russ.)

5. Klimov, E. A. (2004). Psihologiya pro-fessional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination] [Textbook for students of higher ped. institutions]. Moscow: Akademiya, 304 p. (In Russ.)

6. Mamedova, E. Yu. (2018). Trudoustroj-stvo lic s narusheniem sluha: problemy i perspektivy [Employment of people with hearing impairment: problems and prospects]. Vestnik psihofiziologii, 2, 158-164. (In Russ.)

7. Penin, G. N. (1998). Politekhnicheskoe obrazovanie gluhih shkol'nikov v processe trudovoj i professional'noj podgotovki [Polytechnic education of deaf schoolchildren in the process of labor and vocational training] [Abstract of Diss. of Cand. of Ped. Sciences]. St. Petersburg, 40 p. (In Russ.)

8. Russian Federation (1995). Rossijskaya Federaciya. Zakony. Federal'nyj zakon ot 24.11.1995 g. № 181-FZ «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» [Russian Federation. Laws. Federal Law of

November 24, 1995 No. 181-FZ "On the Social Protection of the Disabled in the Russian Federation"]. Moscow, 1995. Retrieved via "Konsul'tantPlyus", https://www.consul tant.ru (In Russ.)

9. Rubcova, T. P. (2017). Monitoring: fun-kciya i instrument deyatel'nosti prepodava-telya vuza [Monitoring: a function and a tool for the activity of a university teacher]. In Vserossijskaya nauchno-metodicheskaya konferenciya s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennaya 75-letiyu universiteta (pp. 509-515). Samara. (In Russ.)

10. Skuratovskaya, M. L., & Manohina, N. N. (2018). Social'no-psihologicheskie faktory uspeshnosti uchebnoj deyatel'nosti studentov s invalidnost'yu v usloviyah vysshego in-klyuzivnogo obrazovaniya [Socio-psycholo-gical factors of success in the educational activities of students with disabilities in conditions of higher inclusive education]. Vest-nik Cherepoveckogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 6(87), 201-206. Retrieved Febr. 24, 2022, from https://cyberleninka.ru/article/n7 sotsialno-psihologicheskie-faktory-uspeshno sti-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-s-inva lidnostyu-v-usloviyah-vysshego-inklyuzivno go (In Russ.)

11. Nazarova, N. M., Aksenova, L. I., Bog-danova, T. G., & Morozov, S. A. (2013). Special'naya pedagogika [A textbook for students from institutions of higher prof. education] (11th ed., revised and supplem.). Moscow: Akademiya, 384 p. (In Russ.)

12. Starobina, E. M., Gordievskaya, E. O., & Kuz'mina, I. E. (2021). Professional'naya orientaciya lic s uchetom ogranichennyh vozmozhnostej zdorov'ya [Vocational orientation of individuals with regard to limited health opportunities] [Textbook] (2nd ed.). Moscow: FORUM, INFRA-M, 352 p. (In Russ.)

13. Andreeva, L. V., Gorbunova, N. V., Zon-tova, O. V., & Krasil'nikova, O. A. (2011). Surdopedagogika [Deaf-and-dumb pedagogy] [Teaching and method. manual]. St. Petersburg: RGPU n.a. A. I. Gercen, 226 p. (In Russ.)

14. Filippova, M. I. (2018). Stanovlenie i razvitie surdopedagogiki: ot praktiki obu-

cheniya neslyshashchih k nauchnomu zna-niyu. [Formation and development of deaf pedagogy: from the practice of teaching the deaf to scientific knowledge]. Vestnik psiho-fiziologii, 2, 196-201. (In Russ.)

15. Frolova, S. V. (2009). Psihologicheskie osobennosti professional'nogo samooprede-leniya starsheklassnikov [Psychological features of professional self-determination of high school students] [Abstract of Diss. of Cand. of Psychol. Sciences]. Moscow, 204 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.