Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ИСТОКИ, ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ИСТОКИ, ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / LABOR TRAINING / VOCATIONAL TRAINING / SPECIAL EDUCATION / PEOPLE WITH HEARING IMPAIRMENT / SPECIALIZED EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER EDUCATION / INCLUSION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенин Геннадий Николаевич, Красильникова Ольга Александровна, Люкина Анна Сергеевна, Пшеничнова Елизавета Эдуардовна

Введение. В статье рассматриваются историко-педагогические аспекты профессионального образования глухих и слабослышащих в условиях образовательных организаций разного уровня: от учреждений начального профессионального обучения до подготовки в вузах. Материалы и методы. Основным методом изучения выступает сравнительно-исторический подход, это связано с тем, что объектом исследования является профессиональное образование неслышащих на разных этапах его развития. Результаты исследования. На разных исторических этапах обучение лиц с нарушением слуха осуществлялось в специальных образовательных учреждениях: техникумах, училищах, во Всероссийском обществе глухих, в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Многоаспектный анализ литературы свидетельствует, что лица с нарушением слуха способны осваивать различные доступные для них профессии с дальнейшим трудоустройством. В частности, определены конкретные профессии и специальности, предпочтительные для этого контингента, среди них наиболее перспективные и доступные: столяр, слесарь-инструментальщик, радиомонтажник, электромонтажник, изолировщик, полиграфист, швея, бухгалтер, художник-модельер, топограф, портной, механик по ремонту ЭВМ, специалист по ремонту телевизоров, оператор станков. Существует широкий круг современных профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку неслышащих по востребованным специальностям. В статье подробно рассматриваются возможности обучения глухих и слабослышащих перспективным и востребованным на рынке труда профессиям. Обсуждение и заключения. Совершенствование системы профессионального образования лиц с нарушением слуха осуществляется в условиях непрерывных общественно-экономических и социально-культурных преобразований, происходящих в стране; появления новых производств, усложнения существующих технико-технологических процессов; внедрения цифровых технологий. Развиваются формы и методы профессиональной подготовки глухих и слабослышащих, нормативно-законодательная база специального образования. Расширяются возможности инвалидов по слуху в получении перспективных профессий в учреждениях инклюзивного типа разного уровня. В то же время качественное профессиональное образование предусматривает высокий уровень общеобразовательной и речевой подготовки неслышащих. В настоящее время она решает не только вопросы насыщения рынка труда высококвалифицированными кадрами специалистов, но и проблемы создания условий для постоянного профессионального роста и развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенин Геннадий Николаевич, Красильникова Ольга Александровна, Люкина Анна Сергеевна, Пшеничнова Елизавета Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION OF PEOPLE WITH HEARING IMPAIRMENT: ORIGINS, TRADITIONS, PROSPECTS

Introduction. The article examines the historical and pedagogical aspects of vocational education for the deaf and hard of hearing in educational institutions of various levels: from institutions of primary vocational training to training in universities. Materials and methods. The main method of study is the comparative-historical approach, this is due to the fact that the object of research is the professional education of the deaf at different stages of its development. Results. At different historical stages, the training of people with hearing impairment was carried out in special educational institutions, technical schools, colleges, in the All-Russian Society of the Deaf, in secondary vocational and higher educational institutions. A multifaceted analysis of the literature shows that people with hearing impairment are able to master various professions available to them with further employment, in particular, specific professions and specialties that are preferred for this contingent have been identified. Among them are the most promising available: carpenter, toolmaker, radio installer, electrician, insulator, printer, seamstress, accountant, fashion designer, topographer, tailor, computer repair mechanic, TV repair specialist, machine tool operator. There is a wide range of modern professional educational institutions that provide training for deaf people in specialties in demand. The article discusses in detail the possibilities of teaching the deaf and hard of hearing professions that are promising and in demand on the labor market. Discussion and conclusion. The improvement of the vocational education system for persons with hearing impairment is carried out in the conditions of continuous socio-economic and socio-cultural transformations taking place in the country; the emergence of new industries, the complication of existing technical and technological processes; introduction of digital technologies. Forms and methods of professional training for the deaf and hard of hearing, the normative and legislative base of special education are being developed. Opportunities for hearing impaired people are expanding in obtaining promising professions in inclusive institutions of different levels. At the same time, high-quality vocational education provides for a high level of general education and speech training for the deaf. Currently, it solves not only the saturation of the labor market with highly qualified specialists, but also the problem of creating conditions for constant professional growth and personal development.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ИСТОКИ, ТРАДИЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Обзорная статья / Review

УДК / UDC 376.33

Профессиональное образование лиц с нарушением слуха: истоки, традиции, перспективы

Г. Н. Пенин, О. А. Красильникова, А. С. Люкина, Е. Э. Пшеничнова

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В статье рассматриваются историко-педагогические аспекты профессионального образования глухих и слабослышащих в условиях образовательных организаций разного уровня: от учреждений начального профессионального обучения до подготовки в вузах.

Материалы и методы. Основным методом изучения выступает сравнительно-исторический подход, это связано с тем, что объектом исследования является профессиональное образование неслышащих на разных этапах его развития.

Результаты исследования. На разных исторических этапах обучение лиц с нарушением слуха осуществлялось в специальных образовательных учреждениях: техникумах, училищах, во Всероссийском обществе глухих, в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Многоаспектный анализ литературы свидетельствует, что лица с нарушением слуха способны осваивать различные доступные для них профессии с дальнейшим трудоустройством. В частности, определены конкретные профессии и специальности, предпочтительные для этого контингента, среди них наиболее перспективные и доступные: столяр, слесарь-инструментальщик, радиомонтажник, электромонтажник, изолировщик, полиграфист, швея, бухгалтер, художник-модельер, топограф, портной, механик по ремонту ЭВМ, специалист по ремонту телевизоров, оператор станков. Существует широкий круг современных профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку неслышащих по востребованным специальностям. В статье подробно рассматриваются возможности обучения глухих и слабослышащих перспективным и востребованным на рынке труда профессиям.

Обсуждение и заключения. Совершенствование системы профессионального образования лиц с нарушением слуха осуществляется в условиях непрерывных общественно-экономических и социально-культурных преобразований, происходящих в стране; появления новых производств, усложнения существующих технико-технологических процессов; внедрения цифровых технологий. Развиваются формы и методы

© Пенин Г. Н., Красильникова О. А., Люкина А. С., Пшеничнова Е. Э., 2020

45

профессиональной подготовки глухих и слабослышащих, нормативно-законодательная база специального образования. Расширяются возможности инвалидов по слуху в получении перспективных профессий в учреждениях инклюзивного типа разного уровня. В то же время качественное профессиональное образование предусматривает высокий уровень общеобразовательной и речевой подготовки неслышащих. В настоящее время она решает не только вопросы насыщения рынка труда высококвалифицированными кадрами специалистов, но и проблемы создания условий для постоянного профессионального роста и развития личности.

Ключевые слова: трудовое обучение, профессиональная подготовка, специальное образование, лица с нарушением слуха, специализированные образовательные учреждения, учебные заведения, среднее профессиональное и высшее образование, инклюзия, интеграция.

Для цитирования: Пенин Г.Н., Красильникова О.А., Люкина А.С., Пшеничнова Е. Э. Профессиональное образование лиц с нарушением слуха: истоки, традиции, перспективы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 45-59.

Professional education of people with hearing impairment: origins, traditions, prospects

Gennady N. Penin, Olga A. Krasilnikova, Anna S. Lukina, Elizaveta E. Pshenichnova

Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University) Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. The article examines the historical and pedagogical aspects of vocational education for the deaf and hard of hearing in educational institutions of various levels: from institutions of primary vocational training to training in universities.

Materials and methods. The main method of study is the comparative-historical approach, this is due to the fact that the object of research is the professional education of the deaf at different stages of its development.

Results. At different historical stages, the training of people with hearing impairment was carried out in special educational institutions, technical schools, colleges, in the All-Russian Society of the Deaf, in secondary vocational and higher educational institutions. A multifaceted analysis of the literature shows that people with hearing impairment are able to master various professions available to them with further employment, in particular, specific professions and specialties that are preferred for this contingent have been identified. Among them are the most promising available: carpenter, toolmaker, radio installer, electrician, insulator, printer, seamstress, accountant, fashion designer, topographer, tailor, computer repair mechanic, TV repair specialist, machine tool operator. There is a wide range of

modern professional educational institutions that provide training for deaf people in specialties in demand. The article discusses in detail the possibilities of teaching the deaf and hard of hearing professions that are promising and in demand on the labor market.

Discussion and conclusion. The improvement of the vocational education system for persons with hearing impairment is carried out in the conditions of continuous socioeconomic and socio-cultural transformations taking place in the country; the emergence of new industries, the complication of existing technical and technological processes; introduction of digital technologies. Forms and methods of professional training for the deaf and hard of hearing, the normative and legislative base of special education are being developed. Opportunities for hearing impaired people are expanding in obtaining promising professions in inclusive institutions of different levels. At the same time, high-quality vocational education provides for a high level of general education and speech training for the deaf. Currently, it solves not only the saturation of the labor market with highly qualified specialists, but also the problem of creating conditions for constant professional growth and personal development.

Key words: labor training, vocational training, special education, people with hearing impairment, specialized educational institutions, educational institutions, secondary vocational and higher education, inclusion, integration.

For citation: Penin, G.N., Krasilnikova, O.A., Lukina, A.S., Pshenichnova, E.E. (2020) Professional'noe obrazovanie lits s narusheniem slukha: istoki, traditsii, perspektivy [Professional education of people with hearing impairment: origins, traditions, prospects]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. pp. С. 45-59. (In Russian).

Введение

Образование человека с нарушением слуха - процесс специфический и глубоко индивидуальный. Во многом он зависит от характера отклонения (отклонений) в структуре дефекта, сохранности анализаторов, возможностей познавательной деятельности, соматического здоровья, социокультурных и этнокультурных возможностей семьи по сопровождению жизнедеятельности ребенка. В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов в области образования (ООН, 1993), Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) в качестве одного из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов называется получение ими полноценного профессионального образования. Достижение лицами с нарушением слуха статуса высококвалифицированных специалистов и профессионалов остается проблематичным в силу разных причин. Перед сурдопедагогикой стоит задача найти направления профессиональной подготовки лиц с нарушением слуха:

1) исследовать в научно-теоретическом аспекте опыт становления и развития профессионального образования лиц с нарушением слуха в России;

2) изучить потребность современного общества в востребованных профессиях и специальностях;

3) определить профессиональные приоритеты неслышащих;

4) выявить образовательные организации, в которых лица с нарушением слуха могут получать профессиональную подготовку определенного уровня и качества.

Противоречия между необходимостью жизненного и профессионального самоопределения неслышащими, с одной стороны, и неразработанностью в сурдопедагогике вопросов выбора профессионального обучения и востребованности на рынке труда лиц с нарушением слуха, с другой стороны, определяют актуальность темы исследования.

Обзор литературы

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что выбор неслышащими профилей трудового обучения в образовательных организациях должен осуществляться с учетом региональных, местных, этнона-циональных условий, быть ориентированным на потребность в рабочих кадрах, квотирование рабочих мест, возможность дальнейшего трудоустройства выпускников, продолжение их обучения в организациях среднего профессионального или высшего образования. Также необходимо учитывать интересы обучающихся и их родителей (законных представителей). Направления научных изысканий специалистов в области профессионального образования неслышащих во все исторические периоды отличались многовекторностью и широтой взглядов.

Так, нами установлено, что сурдопедагоги первой половины ХХ в. (Н.К. Патканова, Е.В. Членов, Н.М. Лаговский и др.) отмечали значимость профессионально-ремесленной подготовки лиц с нарушением слуха1

1 Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. 295 с.; Ерёмина О.П. Профессионально-трудовая подготовка неслышащих в современных условиях: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 78 с.; Новосёлов Л.А. Общетехническая подготовка глухих школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. 152 с.

[4; 11]. ^туация резко изменилась в последующие десятилетия, с появлением индустриального производства. Это отражено в научных публикациях Б.Б. Белявского [1], A.^ Гозовой [3], О.П. Ереминой [4], М.И. Никитиной1, Г.Н. Пенина2, HC. Птушкина [7], AX. Каневского [9].

Как отмечают Б.Б. Белявский [1], A.C. Госпорьян, M.A. Новикова, B.3. Кантор [б], Г.Н. Пенин3, в современной социально-педагогической ситуации в профессиональном образовании неслышащих актуализировались проблемы профессионального выбора лиц с нарушением слуха, получение ими востребованных на рынке труда профессий, в том числе на уровне высшего образования.

Особое место в научных исследованиях российских и зарубежных ученых занимают публикации, раскрывающие возможности получения лицами с ограниченными возможностями здоровья ( ОЭЗ) качественного профессионального образования в условиях интеграции и инклюзии (О.П. Еремина, B.3. Кантор, М.И. Никитина, Г.Н. Пенин, HC. Птушкин, AX. Каневский, Aferdita A., Stankovska [11], AkramKhayatzadeh-Mahani, Krystle Wittevrongel, David B. Nicholas & Jennifer D. Zwicker [12], Nilsen S. [15], Strnadová I., Hájková V., Kvètonovà L. [17],Van Mieghem A., Verschueren K., Petry K., Struyf E. [20]. Amor A. M. [13], Tristani L. [18], Uz-unboylu H., Özcan D. [19], Molina V. M. [14]. Aналитический обзор литературных источников по заявленной теме дает целостное представление о профессиональном образовании неслышащих в разные исторические периоды и, таким образом, обогащает сурдопедагогику как отрасль научного дефектологического знания.

Материалы и методы

Объектом исследования является профессиональное образование неслышащих на разных этапах его развития. Методом изучения выступает сравнительно-исторический подход, использование которого позволяет утверждать, что становление системы профессионального

1 Никитина М.И., Пенин Г.Н. Трудовое обучение и профессиональная подготовка школьников с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. 116 с.

2 Пенин Г.Н. Политехническая подготовка глухих школьников: учеб. пособие к спецкурсу. СПб.: Образование, 1992. 86 с.

3 Там же.

образования в России связано с реформами Петра I, необходимостью развития всех сфер жизни и деятельности общества, укрепления государства.

Результаты исследования

Проведенный комплексный разноаспектный анализ научно-теоретических и прикладных источников показал, что во второй половине XIX -начале XX века профессионально-ремесленная подготовка в специализированных учебных заведениях для глухих достигла подлинного расцвета. В сурдопедагогике и практике обучения лиц с нарушением слуха сформировался новый взгляд на особенности и возможности овладения профессией глухими детьми. На II съезде деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых (1903) известный сурдопедагог Н.К. Патканова весьма оптимистично оценивала возможности получения неслышащими среднего специального и даже высшего образования: «Глухой может достигнуть высокой степени умственного развития, может служить науке, быть математиком, механиком, естествоиспытателем, историком и т.п.» [6, с. 14]. Она призывала попечительство о глухонемых ориентировать учащихся с нарушением слуха не только на овладение ремёслами, но и на получение профессионального образования в землемерных, бухгалтерских, художественных и торговых училищах. Первый опыт трудового и профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и, в частности, глухих и слабослышащих связан с появлением специализированных образовательных учреждений для обучения и трудовой подготовки воспитанников. Открытие в 1806 г. Санкт-Петербургского училища для глухонемых детей стало началом формирования системы их профессионально-ремесленной подготовки. Глухие обучались каллиграфии, живописи и гравированию. Трудовое обучение включало ознакомление учащихся с конкретными профессиями столяра, слесаря, токаря, портного, печатника, переплетчика, наборщика-литографа, цветовода, огородника1. Талантливые неслышащие воспитанники обучались индивидуально в условиях патронирования у известных художников А.Г. Венецианова, М.Н. Воробьева и др., становились высококлассными художниками. В связи с успехами глухих в освоении ремёсел в Санкт-Петербургском, а в последующие десятилетия - в Московском, Ка-

1 Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. 295 с.

занском и других училищах для глухих Е.В. Членов писал: «Помимо научного образования, большинство наших учебных заведений, выпуская питомца, дает ему в руки ремесло. Программа ремесел весьма обширна и разнообразна, а достигаемые успехи весьма значительны, особенно в некоторых производствах. У некоторых учеников ремесло граничит с искусством... художественные влечения и дарования не чужды этих тружеников» [10, с. 114].

Существенные изменения в области трудового обучения лиц с нарушением слуха произошли в 20-е гг. XX столетия. Характерной особенностью отечественной сурдопедагогики этого периода явилось становление государственной системы профессионального образования глухих. Особая роль в её организации и развитии принадлежала созданному в 1926 г. Всероссийскому обществу глухих (ВОГ). В 1927 г. была выпущена первая группа глухих курсантов, обучавшихся на отделении для глухих при Северо-Западной профессионально-технической школе НКСО им. М.В. Фрунзе (Ленинград). В этом же году Наркомпрос издал циркуляр «О допущении глухонемых к производственному обучению в профшколах и учебно-производственных мастерских». Организационное оформление получили группы глухих при школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) Первого подшипникового завода (Москва), механического завода (Кемерово), завода «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону).

Весьма распространенной формой получения профессионального образования в 30-е гг. XX века являлось обучение на рабочих факультетах при институтах Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Томска. В 1932 г. впервые было организовано обучение глухих - выпускников рабфака в высшем учебном заведении - Московском институте химического машиностроения.

Начало обучению глухих и слабослышащих в учреждениях среднего профессионального образования было положено в 1931 г., когда в Ленинградском индустриальном техникуме началось обучение лиц с нарушением слуха совместно со слышащими на отделениях металлообработки и деревообработки. К 1939 г. борьба за всеобуч повлекла за собой расширение контингента неслышащих в средних специальных и высших учебных заведениях. К этому времени в них насчитывалось 2883 человека [4]. Индустриализация, охватившая в этот период всю страну, требовала расширения профилей профессиональной подготовки выпускников

школ, в том числе - с нарушением слуха. Причём в профориентационной работе признавалось необходимым учитывать не только профессионально-трудовые приоритеты глухих и слабослышащих, но и потребности производства в квалифицированных кадрах. К сожалению, позитивные преобразования в профессиональной подготовке неслышащих, происходившие в 30-40-е гг., получили своё дальнейшее развитие только после Великой Отечественной войны. В частности, с 1948 г. глухие стали обучаться в Тульском специальном ремесленном училище по востребованным специальностям: токаря-универсала, столяра, слесаря-инструментальщика. В 50-е гг. для обучения лиц с нарушением слуха были организованы школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) на базе Горьковского автозавода, Челябинского тракторного завода, открыты специальные группы в Златоустовском машиностроительном техникуме, Челябинском машиностроительном техникуме, Рыбинском авиационном техникуме, Владимирском авиамеханическом техникуме. С 1965 г. началась подготовка зубных техников из числа глухих в Пятигорском медицинском училище. В 1961 г. был утвержден список из 298 специальностей, которые лица с нарушением слуха могли получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также высшего образования [4]1. Большое распространение в 60-е гг. получило обучение глухих по рабочим специальностям в школьных мастерских, профессионально-технических училищах (ПТУ) и учебно-производственных предприятиях (УПП) общества глухих2. Перечень видов трудовой деятельности, которые глухие и слабослышащие могли освоить в рамках системы НПО, был представлен широким спектром рабочих профессий: токарь, слесарь, радиомонтажник, электромонтажник, изолировщик, полиграфист, швея и многие другие. Однако выбор рабочих профессий не всегда соответствовал потребностям неслышащих и требованиям развивающегося наукоемкого производства.

В 1965 г. в Павловске по инициативе И.Ф. Гейльмана открылось уникальное учебное заведение для глухих - Ленинградский восстановительный центр ВОГ (ныне Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (МЦР), имеющий статус колледжа). Студенты стали

1 Ерёмина О.П. Профессионально-трудовая подготовка неслышащих в современных условиях: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 78 с.

2 Новосёлов Л.А. Общетехническая подготовка глухих школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. 152 с.

обучаться на отделениях дизайна, социальной педагогики, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества, права и организации социальной работы, организации сурдокоммуника-ции (слышащие). Кроме того, в лаборатории центра начались интенсивные поиски путей совершенствования профессионального образования лиц с нарушением слуха, новых перспективных профилей их подготовки [2; 3; 8]. Исследования специалистов-дефектологов послужили основанием для открытия в 70-80 гг. групп глухих студентов в Московском техникуме механизации Центрального статистического управления РСФСР, в Московском медицинском училище № 1, обучения неслышащих на заочном отделении Ленинградского института точной механики и оптики, на факультетах Всесоюзного заочного политехнического института1.

Новые тенденции в развитии социально-экономической жизни России, заявившие о себе в 90-е гг., затронули все стороны жизнедеятельности общества. Повысились требования к квалификационному уровню специалистов-выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Актуализировались проблемы социально-профессионального самоопределения неслышащих, формирования у них высокой профессиональной компетентности и творческого подхода к делу. В значительной мере расширился диапазон выбора глухими и слабослышащими доступных специальностей: бухгалтер, художник-модельер, топограф, портной, механик по ремонту ЭВМ, специалист по ремонту телевизоров, оператор станков с ЧПУ [5]2. В практике организации профессиональной подготовки неслышащих получили распространение следующие модели обучения3:

1) индивидуальное обучение глухих и слабослышащих совместно со слышащими студентами без специального сопровождения;

2) групповое обучение неслышащих в учреждениях общего типа по единому учебному плану со специальным сопровождением (интеграция, инклюзия);

1 Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. / под ред. Т.Г. Богдановой. М.: Академия, 2014. 240 с.

2 Никитина М.И., Пенин Г.Н. Трудовое обучение и профессиональная подготовка школьников с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. 116 с.; Пенин Г.Н. Политехническая подготовка глухих школьников: учеб. пособие к спецкурсу. СПб.: Образование, 1992. 86 с

3 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 223-224.

3) обучение лиц с нарушением слуха в специализированных учебных заведениях.

Примером учреждения инклюзивного типа для лиц с ОВЗ, в том числе с нарушением слуха, является Институт социальных технологий и реабилитации Новосибирского государственного технического университета, созданный в 1995 г. В рамках непрерывного уровневого профессионального образования (среднее - высшее) осуществляется подготовка студентов по следующим направлениям: педагогика дополнительного образования, издательское дело, социальная работа, адаптивная физическая культура, программирование в компьютерных системах, экономика и бухгалтерский учет, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, конструирование, моделирование и технология швейных изделий [7]. Успешно осуществляются обучение и комплексная реабилитация лиц с нарушением слуха в Головном учебно-исследовательском и методическом Центре профессиональной реабилитации студентов-инвалидов по слуху (ГУИМЦ), созданном в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Этому вузу по праву принадлежит приоритет в организации в 1934 г. обучения первых групп глухих студентов в условиях интеграции и создании методик их подготовки по инженерным специальностям. В настоящее время в рамках интегрированного уровневого высшего образования студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана получают профессиональную подготовку по широкому спектру направлений и специальностей и коррекционно-ре-абилитационную помощь [1; 9]. Большой позитивный опыт обучения лиц с нарушением слуха накоплен в Московском педагогическом государственном университете, Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Челябинском государственном университете, Северо-Западном заочном политехническом институте, Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербургском государственном институте культуры, в образовательных учреждениях системы СПО: Невском колледже им. А.Г. Неболсина (Санкт-Петербург), Республиканском техникуме-интернате профессиональной и медико- социальной реабилитации инвалидов (Республика Саха), Московском педагогическом колледже № 4 и других образовательных организациях. Эксперимент по созданию системы непрерывного интегрированного профессионально-технического образования лиц с нарушением слуха, проведённый на базе Санкт-Петербургского механико-приборостроительного колледжа и

Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, позволил выявить возможности глухих студентов в освоении инженерных специальностей в области электронных и электрических средств автоматизации и информационных систем [4]1.

Обсуждение и выводы

Коренные изменения в сфере профессионального образования лиц с нарушением слуха произошли в последние годы. Они связаны со вступлением в силу ряда важных нормативно-правовых документов2, закрепляющих право инвалидов и лиц с ОВЗ на получение качественного образования любого уровня. В современных социально-экономических условиях глухие и слабослышащие стремятся к получению как инженерно-технической подготовки, так и профессий в сфере экономики, медицины, педагогики, художественного творчества, социально-культурной деятельности, физической культуры и спорта. Доступным для глухих стало и обучение в высших учебных заведениях.

Проведенное нами историко-теоретическое и прикладное исследование позволяет констатировать, что система профессионального образования лиц с нарушением слуха прошла длительный путь становления и развития: от первых ремесленных мастерских до учреждений среднего профессионального и высшего образования. В современной социально-педагогической ситуации получение неслышащими качественного, востребованного на рынке труда, профессионального образования служит гарантом достойной жизни глухих и слабослышащих в современном обществе.

Список литературы

1. Белявский Б.В., Госпорьян А.С., Новикова М.А. Состояние и задачи профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. М.: МАДИ (ГТУ), 2006. 145 с.

2. Гозова А.П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников. М.: Просвещение, 1966. 132 с.

3. Гозова А.П. Особенности профессионального обучения глухих. Л., 1975. 63 с.

1 Ерёмина О.П. Профессионально-трудовая подготовка неслышащих в современных условиях: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 78 с.

2 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ. М.: Эксмо, 2013. 144 с.

4. Ерёмина О.П. Особенности интегрированного профессионально-технического обучения лиц с нарушением слуха в системе непрерывной подготовки кадров (колледж - университет): моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 145 с.

5. Кантор В.З., Никитина М.И., Пенин Г.Н. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития: моногр. СПб.: Союз, 2000. 238 с.

6. Патканова Н.К. Об идеальной постановке дела для обучения глухонемых // Второй съезд деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых. СПб., 1904. С. 13-27.

7. Птушкин Г.С. и др. Опыт и перспективы организации реабилитационно-образо-вательного процесса в Институте социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета. Новосибирск, 2000.

8. Социально-профессиональная реабилитация неслышащих студентов как фактор их интеграции в общество: материалы науч.-практ. конф. СПб.: Павел, 2015. 128 с.

9. Станевский А.Г. и др. Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана: сб. науч. тр. М., 2000.

10. Членов Е.В. Глухонемые и их обучение в Западной Европе и в России. М., 1897. 118 с.

11. Aferdita A., Stankovska G. Attitudes of Teachers towards Inclusive Education // IOSR Journal of Humanities and Social Science. 2019. Vol. 24 (7). P. 78-84. DOI: http://dx.doi.org/10.9790/0837-2407017884

12. AkramKhayatzadeh-Mahani, Krystle Wittevrongel, David B. Nicholas & Jennifer D. Zwicker. Prioritizing barriers and solutions to improve employment for persons with developmental disabilities. DisabilityandRehabilitation, 2019, DOI: 10.1080/09638288.2019.1570356

13. Amor A. M., Hagiwara M., Shogren, K. A., Thompson J. R., Verdugo M. Á., Burke K. M., Aguayo V. International perspectives and trends in research on inclusive education: A systematic review // International Journal of Inclusive Education. 2019. Vol. 23(12). P. 12771295. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1445304

14. Molina V. M., Rodriguez H. P., Aguilar N. M., Fernández A. C., Moriña A. The role of lecturers and inclusive education // Journal of Research in Special Educational Needs. 2016. Vol. 16 (s1). P. 1046-1049.

15. Nilsen S. Inside but still on the outside? Teachers' experiences with the inclusion of pupils with special educational needs in general education // International Journal of Inclusive Education. 2018. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1503348

16. Pino-Juste M., Criadodel Rey J. Teacher motivation: Bibliometric and content analysis// International Journal of Educational Organization and Leadership. 2016. Vol. 23 (1). P. 25-36. DOI: https://doi.org/10.18848/2329-1656/CGP/v23i01/25-36

17. Strnadová I., Hájková V., Kvétoñová L. Voices of University Students with Disabilities: Inclusive Education on the Tertiary Level - A Reality or a Distant Dream? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19 (10). Р. 1080-1095.

18. Tristani L., Tomasone J., Gainforth H., Bassett-Gunter R. Taking Steps to Inclusion: A Content Analysis of a Resource Aimed to Support Teachers in Delivering Inclusive Physical Education // International Journal of Disability, Development and Education. 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1034912X.2019.1662890

19. Uzunboylu H., Ozcan D. Teaching methods used in special education: A content analysis study // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7 (2). P. 99-107. DOI: http://dx.doi.org/10.5937/IJCRSEE1902099U

20. Van Mieghem A., Verschueren K., Petry K., Struyf E. An analysis of research on inclusive education: a systematic search and meta review // International Journal of Inclusive Education. 2020. Vol. 24 (6). P. 675-689. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1482012

References

1. Belyavskij, B.V., Gospor'yan, A.S., Novikova, M.A. (2006) Sostoyanie i zadachi pro-fessional'nogo obrazovaniya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Rossijskoj Federacii [State and tasks of professional education of persons with disabilities in the Russian Federation]. Moscow: Moscow automobile and road state university technical university. (In Russian).

2. Gozova, A.P. (1966) Professional'no-trudovoe obuchenie gluhih shkol'nikov [Vocational training for deaf students]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).

3. Gozova, A.P. (1975) Osobennosti professional'nogo obucheniya gluhih [Features of professional training for the deaf]. Leningrad. (In Russian).

4. Eryomina, O.P. (2002) Osobennosti integrirovannogo professional'no-tekhnich-eskogo obucheniya lic s narusheniem sluha v sisteme nepreryvnoj podgotovki kadrov (kolledzh - universitet) [Professional and labor training of the deaf in modern conditions]. SPb: RGPU im. A.I. Gercena. (In Russian).

5. Kantor, V.Z., Nikitina, M.I., Penin G.N. (2000) Politekhnicheskie i sociokul'turnye os-novy pedagogicheskoj reabilitacii lic s narusheniyami sensornogo razvitiya [Polytechnic and socio-cultural foundations of pedagogical rehabilitation of persons with sensory development disorders]. SPb: Soyuz. (In Russian).

6. Patkanova, N.K. (1904) Ob ideal'nojpostanovke dela dlya obucheniya gluhonemyh // Vtoroj s"ezd deyatelej po obucheniyu, vospitaniyu i prizreniyu gluhonemyh. SPb. 1904. Spb. pp.13-27. (In Russian).

7. Ptushkin, G.S. i dr. (2000) Opyt i perspektivy organizacii reabilitacionno-obra-zovatel'nogo processa v Institute social'noj reabilitacii Novosibirskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Novosibirsk. (In Russian).

8. (2015) Social'no-professional'naya reabilitaciya neslyshashchih studentov kak faktor ih integracii v obshchestvo: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb: SRP Pavel, 2015. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Stanevskij, A.G. i dr. (2000) Integrirovannoe professional'noe obrazovanie invalidov po sluhu v MGTU im. N.E. Baumana: Sbornik nauchnyh trudov: Moscow. (In Russian).

10. Chlenov, E.V. (1897) Gluhonemye i ih obuchenie v Zapadnoj Evrope i v Rossii [Deaf and dumb people and their education in Western Europe and Russia]. Moscow. (In Russian).

11. Aferdita A., Stankovska G. (2019) Attitudes of Teachers towards Inclusive Education // IOSR Journal of Humanities and Social Science. Vol. 24 (7). P. 78-84. DOI: http://dx.doi.org/10.9790/0837-2407017884

12. Akram Khayatzadeh-Mahani, Krystle Wittevrongel, David B. Nicholas & Jennifer D. Zwicker. (2019) Prioritizing barriers and solutions to improve employment for persons with developmental disabilities. Disability and Rehabilitation. DOI: 10.1080/09638288.2019.1570356

13. Amor A. M., Hagiwara M., Shogren, K. A., Thompson J. R., Verdugo M. Á., Burke K. M., Aguayo V. (2019) International perspectives and trends in research on inclusive education: A systematic review // International Journal of Inclusive Education. Vol. 23(12). P. 1277-1295. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1445304

14. Molina V. M., Rodriguez H. P., Aguilar N. M., Fernández A. C., Moriña A. (2016) The role of lecturers and inclusive education // Journal of Research in Special Educational Needs. Vol. 16 (s1). P. 1046-1049.

15. Nilsen S. (2018) Inside but still on the outside? Teachers' experiences with the inclusion of pupils with special educational needs in general education // International Journal of Inclusive Education. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1503348

16. Pino-Juste M., Criadodel Rey J. (2016) Teacher motivation: Bibliometric and content analysis // International Journal of Educational Organization and Leadership. Vol. 23 (1). P. 25-36. DOI: https://doi.org/10.18848/2329-1656/CGP/v23i01/25-36

17. Strnadová I., Hájková V., Kvétoñová L. (2015) Voices of University Students with Disabilities: Inclusive Education on the Tertiary Level - A Reality or a Distant Dream? // International Journal of Inclusive Education. Vol. 19 (10). Р. 1080-1095.

18. Tristani L., Tomasone J., Gainforth H., Bassett-Gunter R. (2019) Taking Steps to Inclusion: A Content Analysis of a Resource Aimed to Support Teachers in Delivering Inclusive Physical Education // International Journal of Disability, Development and Education. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1034912X.2019.1662890

19. Uzunboylu H., Ozcan D. (2019) Teaching methods used in special education: A content analysis study // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. Vol. 7 (2). P. 99-107. DOI: http://dx.doi.org/10.5937/IJCRSEE1902099U

20. Van Mieghem A., Verschueren K., Petry K., Struyf E. (2020) An analysis of research on inclusive education: a systematic search and meta review // International Journal of Inclusive Education. Vol. 24 (6). P. 675-689. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1482012

Вклад соавторов

Соавторство неделимое.

Co-authors' contribution

Co-authorship is indivisible.

Об авторах

Пенин Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID 0000-0002-8075-2063, e-mail: surdofcp@gmail.com

Красильникова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID 0000-0003-3074-1603, e-mail: ekoryukina@yandex.ru

Люкина Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID 0000-0002-8380-2273, e-mail: ana-lukina@mail.ru

Пшеничнова Елизавета Эдуардовна, аспирант кафедры сурдопедагогики, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID 0000-0002-0075-5919, e-mail: epshenichnova@her-zen.spb.ru

About the authors

Gennady N. Penin, EdD, professor at the surdopedagogy department, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, ORCID 0000-0002-8075-2063, e-mail:surdofcp@gmail.com

Olga A. Krasilnikova, EdD, professor at the surdopedagogy department, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, ORCID 0000-0003-3074-1603, e-mail: ekoryukina@yandex.ru

Anna S. Lukina, PhD, associate professor at the surdopedagogy department, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, ORCID 0000-0002-8380-2273, e-mail: ana-lukina@mail.ru

Elizaveta E. Pshenichnova, studies assistant, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, ORCID 0000-0002-0075-5919, e-mail: eliza-veta119595@gmail.com

Поступила в редакцию: 26.10. 2020 Received: 26 October 2020

Принята к публикации: 16.11.2020 Accepted: 16 November 2020

Опубликована: 28.12.2020 Published: 28 December 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.