ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НЕГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Гочошвили Н.Г.
Гочошвили Наталья Гочевна - магистр, кафедра педагогики и педагогического и социального образования, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
Аннотация: в данной научной статье рассматривается современная проблема создания инклюзивной модели образования в образовательном учреждении, где происходит «затрагивание» всех социальных сторон общества, обеспечивающих возможность получить качественное образование всем детям независимо от их физических возможностей.
Теоретические аспекты подтверждены мыслями и идеями современных научных авторов, которые принимали участие и искали пути решения глобальной на сегодняшний день проблемы в сфере российского образования.
Результаты исследования показывают, что проблема создания инклюзивной образовательной среды в образовательной школе еще недостаточно апробирована и имеет на сегодняшний день свои плюсы и минусы.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная образовательная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья.
УДК 1174
Если рассматривать современное российское образование, как систему развития современного человека, то можно предположить, что каждый обучающийся, справляется с глобальными переменами, которые предоставляет ему образовательный процесс. Но, так ли это на самом деле?
Рассмотрим подробно две категории детей: первые - обучающиеся с сильным физическим развитием они стараются добиться положительных результатов в «высоком полете» образовательного процесса, вторая категория - учащиехся с ограниченными возможностями здоровья, они пытаются не просто добиться высоких результатов, а хотя бы как-то продержаться в этой образовательной среде, не упасть и не «разбиться» о камень непонимания.
В научной и медицинской типологии термин «ограниченные возможности здоровья» трактуется как люди, имеющие различные отклонения психического или физического характера, обусловленные нарушением общего развития, которое не позволяет им вести полноценную жизнь, а для обучающихся данное состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [1, с. 302].
В Законе РФ «Об образовании» трактуется, что общеобразовательное учреждение обязано создать условия для полноценного получения образования всем категориям гражданам, независимо от их физических и психических способностей [3].
Моделей образования в Российской Федерации несколько, по какой будет обучаться ребенок - выбирают родители.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего используется инклюзивная образовательная среде, многие родители выбирают данную модель образования по множеству причин: надежда на более широкие возможности общения своего ребенка со сверстниками. Их не покидает мысль, что их ребенок ничуть не хуже обычных детей и что в кругу общеобразовательной среды ребенок с ограниченными возможностями станет более коммуникативным и социально развитым. И о том, что как в
реальности «инклюзия» влияет на личность самого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, они порой просто не задумываются.
Сегодня все чаще стало упоминаться слово «инклюзия» в педагогическом обществе. Рассматривая понятие «инклюзия», можно выделить некий специальный подход в процесс включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную жизнь [2, с. 132].
Инклюзия в образовании представлена грамотным педагогическим подходом детей с ограниченными возможностями здоровья в общее образовательное пространство школьной жизни.
Инклюзивное образование старается обеспечить формированием общечеловеческих ценностей у всех участников образовательного процесса.
Реализация процесса инклюзии имеет важную и значимую ступень в системе образования, ведь реализация данного процесса зависит от психологических ценностей всех участников педагогического пространства, от их уровня профессиональной компетентности.
Первые этапы развития инклюзивного образования выявили острую проблему профессиональной и психологической неготовности учителей общеобразовательных учреждений к работе с детьми, имеющими физические и психические проблемы со здоровьем. Все чаще стал выявляться недостаток профессиональных возможностей педагогов к работе в инклюзивной сфере, наличие профессиональных барьеров и стереотипов, которые выражаются в страхе перед новым и неизвестным, в страхе вреда инклюзии для других участников образовательного процесса.
Огромный педагогический стаж и возраст показывают, что педагоги не готовы к изменениям и новшествам. Психологическая неготовность к работе учителей с «особыми» детьми проявляется в негативных установках и отрицательных убеждениях о необходимости инклюзивного пространства в общеобразовательной среде [5, с. 200].
Отсюда возникают огромные психологические задачи перед методическими службами, руководителями образовательных учреждений и перед сообществом образовательной сферы, реализующими инклюзивные принципы.
Возникает острая необходимость педагогическому составу не просто получить специальные знания в области коррекционной, специальной и педагогической педагогики, но и научиться применять данные знания и умения на практике. Самое главное уметь находить к каждому ребенку свой индивидуальный подход, чтобы в кругу сверстников ребенок с особыми образовательными потребностями чувствовал себя комфортно.
Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.
Инклюзивная образовательная среда в общеобразовательной школе должна быть представлена системой психолого-педагогического сопровождения, которая предполагает особую помощь и поддержку, в том числе и детям с ограниченными возможностями в решении непростых задач социального развития и получения образования [4, с. 87].
Совместное обучение «обычных» детей и детей с особенностями развития - это еще и увлекательный и благородный, хоть и непростой, процесс. Успех этого дела несет в себе много радости - как для самих особых детей, так и для их родителей, для которых школьная успешность их ребенка - это прорыв на пути к нормализации жизни семьи и ее социальной адаптации в обществе.
Список литературы
1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование № 1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. 546 с.
49
2. Инклюзивное образование. Выпуск № 1. / Фадина А.К., Семаго Н.Я., Алехина С.В. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 232 с.
3. Закон об образовании: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Митчелл Д.Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Стратегии командного сотрудничества: сборник материалов. М.: РООИ «Перспектива», 2012. 256 с.
5. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. СПб, 2010. 398 с.
6. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. СПб, 2010. 421 с.
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СЕЛА
Шперлинг Т.Н.
Шперлинг Татьяна Николаевна - магистрант, кафедра менеджмента и технологий социально-культурной деятельности.
Московский государственный институт культуры, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются сущность, специфика и проблемы формирования празднично-обрядовой культуры современного российского села, связанные с процессами национально-культурного возрождения в современном российском обществе.
Ключевые слова: празднично-обрядовая культура; обряд; ритуал; обрядовая культура; праздник; этнос.
Праздники и обряды, которые реализуются в жизни сельского общества, являются предметом целого ряда исследований, книг, статей о том, в чем проявляется празднично-обрядовая культура села и стоит отметить, что само рассматриваемое понятие не является полностью изученным феноменом социокультурного бытия. Например, понятие «культура» в научной зарубежной и отечественной литературе многие исследователи рассматривают, как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми.
Зарубежный исследователь Альберт К. Кафанья, рассматривает культуру как социальное наследие и как постоянно накапливающийся, формирующийся социальный (культурный) опыт. Автор придает культуре педагогический вектор и понимает под культурой поведение, направленное на гармоничное времяпрепровождение и общение в обществе. Автор рассматривает культуру как «общее для членов общества поведение», только ограниченное конкретной социальной средой человека [1].
В соответствии с мнением Аленькова Ю.В., Данилевича С.А., понятие культуры включает три составляющих [2]:
1. Жизненные ценности, обозначающие самые важные понятия в жизни. Они являются основой культуры.
2. Нормы поведения, которые отражаются в понятиях морали и нравственности. Данные понятия отражают поведение человека в различных ситуациях.