_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2023.44.97.001 УДК 343.9
© ®
Attribution
сс by
ИНИЦИАТИВНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ)
Вишневецкий К.В.1, Орлов П.П.2
1 Краснодарский университет МВД России, 2Межмуниципальный отдел МВД России «Моршанский»
Аннотация. Цель: публикация посвящена вопросом повышения инициативности деятельности сотрудников ОВД по выявлению преступлений, проведено ретроспективное исследование инициативности в деятельности профессиональных работников, проанализировано текущее состояния инициативности сотрудников органов внутренних дел, определены условия влияющие на проявление инициативности в деятельности различных категорий должностных лиц. Авторами сформулированы предложения по повышению инициативности сотрудников ОВД при выявлении преступлений. Методы: методологическая основа исследования обусловлена диалектическим подходом, позволившим познавать взаимосвязанные с инициативной деятельностью сотрудников ОВД по выявлению преступлений явления и процессы, детерминирующие факторы, а также изучить рассматриваемый вид деятельности в перспективе. В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (исторический, социологический) методы познания, а также метод контент-анализа. В процессе подготовки публикации использовались отечественные и зарубежные исследования теории государственного управления, психологии и социологии. Результаты исследования: в публикации описаны механизмы повышения эффективности деятельности сотрудников ОВД по инициативному выявлению преступлений, определены условия, способствующие проявлению инициативности. Выводы и заключения: материалы публикации могут быть использованы для дальнейшего критического анализа эффективности управленческой деятельности в сфере выявления преступлений.
Ключевые слова: инициатива, интеллектуальная деятельность, органы внутренних дел, выявление преступлений, сотрудник органов внутренних дел, мотивация.
INITIATIVE DETECTION OF CRIMES BY EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS. PART TWO (SUGGESTIONS FOR IMPROVEMENT)
Kirill V. Vishnevetskiy1, Pavel P. Orlov2
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2Intermunicipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Morshansky»
Abstract. Purpose: the publication is devoted to the issue of increasing the initiative of police officers in detecting crimes, a retrospective study of initiative in the activities of professional workers was carried out, the current state of initiative of employees of internal affairs bodies was analyzed, the conditions affecting the manifestation of initiative in the activities of various categories of officials were determined. The authors formulated proposals for increasing the initiative of police officers in detecting crimes.
Methods: the methodological basis of the study is due to the dialectical approach, which made it possible to learn phenomena and processes that are interconnected with the initiative activity of police officers to identify crimes, determining factors, as well as to study the type of activity under consideration in the future. The study used general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (historical, sociological) methods of cognition, as well as the method of content analysis. In the process of preparing the publication, domestic and foreign studies of the theory of public administration, psychology and sociology were used.
Results of the study: the publication describes the mechanisms for increasing the effectiveness of the activities of police officers in proactively detecting crimes, and determines the conditions conducive to the manifestation of initiative.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Conclusions and conclusions: the materials of the publication can be used for further critical analysis of the effectiveness of management activities in the field of crime detection.
Keywords: initiative, intellectual activity, internal affairs bodies, detection of crimes, internal affairs officer, motivation.
Введение. Министерством внутренних дел отмечается необходимость проявления инициативы в органах внутренних дел. К примеру, министром внутренних дел Российской Федерации не раз отмечалась необходимость проявления инициативы в таких направлениях, как недопущения разжигания межнациональной розни, выявление и блокировки запрещенного контента, противодействие 1Т-преступности и киберхищениям, противодействие коррупции, борьба с организованной преступностью [2]. Более того, правовыми актами Министерства внутренних дел проявление инициативы закреплено в ряде приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел [3]. Однако учесть, проконтролировать и дать своевременную оценку инициативности в настоящее время не представляется возможным по причине не сформированного механизма учёта данной информации.
Одним из основных проявлений инициативности в деятельности органов внутренних дел является инициативное выявление преступлений. Отметим, что понятие «инициативное выявление преступлений» в настоящее время не имеет закрепления в правовых актах, что затрудняет объективный учет и анализ данной информации. С целью восполнения данного пробела в законодательстве, обратимся к нормативным актам, регламентирующим выявление и учет признаков преступления.
Законодатель в статье 143 УПК РФ «Рапорт об обнаружении признаков преступления», определил действия по документальному оформлению полученной информации сотрудником органа внутренних дел в целях регистрации, которое раскрыл следующим образом «Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1,2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт» [1].
Для конкретизации механизма учета инициативно выявленного преступления, в том числе, коррупционного в сфере земельных отношений, необходимо обратиться к понятию «укрытое от учета сообщение о преступлении», к которому необходимо отнести сообщение, сведения о котором не внесены в регистрационные документы, а сообщению не присвоен соответствующий регистрационный номер [4]. Изложенное позволяет считать поставленным на статистический учет инициативно выявленное преступление при соблюдении следующих условий:
1. Наличие информации о преступлении, которой облает сотрудник, облаченной в документ.
2. Сведения о инициативно выявленном преступлении внесены в регистрационные документы [4].
3. Сообщению о инициативно выявленном преступлении присвоен соответствующий регистрационный номер [5].
Таким образом, инициативно выявленное преступление - это преступление, информация о котором получена сотрудником органа внутренних дел в ходе интеллектуальной деятельности в пределах или за пределами поставленных задач с преодолением трудностей по их разрешению, которой присвоен соответствующий регистрационный номер, и сведения о данном преступлении внесены в регистрационные документы.
Анализируя данное определение, можно выделить признаки преступления, выявленного в инициативном порядке:
1. Получение сотрудником информации о преступлении, т.е. осознанное целенаправленное, активное действие, направленное на ее получение.
2. Интеллектуальные действия - разнообразные действия сотрудника, осуществляемые на основе сознания, не опираясь на внешние средства, имеющие внутреннюю логику и структуру, включающие в себя наборы практики действий, но не сводящиеся к ним [6, с. 40].
3. Не ограниченность пределами поставленных задач. Преступность не стоит на месте и имеет подвижную структуру. В связи с этим, руководящий состав организует постановку задач в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой. Данные задачи доводятся до подчиненного личного состава, реализация которых не обязательно может быть ограничена их пределами. К примеру, выявляя коррупционные преступления, выявляются и иные составы преступных деяний.
4. Преодоление трудностей по реализации поставленных задач. Потребность в преодолении является, по мнению Э. Фромма, мотивационной основой для проактивного существования, т.е. принимать решения и, не перекладывая на внешние обстоятельства и окружающих, нести за них ответственность. Осознанная способность справляться со специфическими ситуациями является самоэффективностью. Сотрудники, осознающие ее, прикладывают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения и неуверенность в своих возможностях [7, с. 86].
Обсуждение. Практическая реализация определения «инициативно выявленного преступле-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ния» необходима в целях более эффективной деятельности, направленной на борьбу с преступностью, а также, для объективной оценки работы сотрудника правоохранительных органов в исследуемой сфере. В этой связи, необходимо изменить порядок сбора статистических сведений, который будет отвечать основным принципам ведения официального статистического учета - достоверны и своевременны, а также, не иметь особой нагрузки на респондентов.
Единый порядок учета преступлений для всех органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, определен инструкцией, утвержденной межведомственным приказом [4]. Этим нормативным документом определены специальные статистические карточки, позволяющие вести актуальный сбор информации в реальном времени о каждом преступлении. Реквизитами статистической карточки на выявленное преступление форма № 1 частично возможно учесть выявление инициативных преступлений сотрудниками органов внутренних дел, а именно реквизит 8 статистической формы № 1 имеет код «02», который не является обязательным к заполнению [4] и заполняется при установлении не оконченного состава преступления, предотвращённого, в том числе, сотрудниками органов внутренних дел по их инициативе.
Другой наиболее подходящий реквизит для отражения исследуемого вида преступлений расположен в реквизите 9 статистической формы № 1, который используется для учета конкретной службы, выявившей преступление или установившее лицо, его совершившее, а в реквизите 9.1 уточняется способ выявления преступления. Данный реквизит не позволяет объективно отнести преступление к инициативно выявленным, так как предназначен для общего охвата преступлений, поставленных на учет, без деталировки к инициативно выявленным.
Проведя анализ реквизитов, имеющихся в статистических документах, можно отметить, что в форме № 1 расположены реквизиты, позволяющие учитывать информацию о преступлениях, выявленных инициативно сотрудниками органов внутренних дел. Однако данные реквизиты не способны качественно учесть работу по объективному отражению исследуемых преступлений. Более того, законодателем для заполнения данный реквизит отнесен к не оконченным составам преступления. Опираясь на статистические данные за 2022 год, отметим, что лишь 5,4 % всех выявленных преступлений зарегистрировано на стадии приготовления и покушения, что также подтверждает предположение о невозможности объективно учесть имеющимся арсеналом реквизитов, расположенных в статистических документах информации об инициативно выявленных преступлениях сотрудниками органов внутренних дел.
Отметим, что статистическая форма № 1 состоит из двух разделов:
- первый состоит из учетных данных и заполняется сотрудником регистрационного подразделения;
- второй раздел заполняется лицом, ведущим расследование уголовного дела или разрешением материала, из которых полученная информация переносится путём кодирования в статистическую карточку раздела 2 формы № 1.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что законодатель наделил полномочиями лицо, производящее расследование, обличать информацию из уголовных дел или материалов в статистические сведения.
Изучая статистическую карточку формы № 1.1 о результатах расследования преступления, отметим наличие раздела № 3, который заполняется начальником правоохранительного (правоприменительного) органа, в котором предусмотрен реквизит 34, отражающий сведения о единственном подразделении, установившим лицо совершившее преступление (предотвратившим преступление). Основываясь на том, что в данный реквизит вносятся сведения исключительно об одном подразделении, сотрудники которого внесли наибольший вклад в работу по установлению лица совершившего преступление или его задержания, законодатель наделил полномочиями оценивать данный вклад начальника правоохранительного органа.
Таким образом, применяя аналогию, необходимо предусмотреть самостоятельный раздел в статистической форме № 1, заполнение которого следует отнести к компетенции начальника органа внутренних дел. В данном самостоятельном разделе предлагаем поместить реквизит, заполнение которого позволит оценить действия сотрудника, направленные на инициативное выявление преступления. Данное изменение даст возможность объективно отразить сведения в статистических массивах о преступлениях, выявленных инициативно, в том числе, коррупционных в сфере земельных отношений.
В этой связи, считаем целесообразным дополнить статистическую карточку форма № 1 самостоятельным разделом № 3, в который необходимо внести соответствующий реквизит «преступление инициативно выявлено». Данный раздел предлагаем отнести к компетенции заполнения начальника органа внутренних дел, который, оценивая вклад сотрудника (сотрудников) в инициативность выявления преступления и независимо от интересов конкретной службы, будет принимать решение о заполнении реквизита «преступление инициативно выявлено».
Для качественного учета и анализа преступлений, выявленных инициативно, предлагаем дополнить столбец № 3 книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях КУСП [5] соответствующей строкой «выявлено инициативно, ФИО, должность, специальное звание
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
сотрудника, его выявившего». Данное изменение позволит не только наиболее полно отражать сведения об исследуемых преступлениях, но и проводить качественный анализ деятельности сотрудников, направленный на неотвратимость наказания по инициативным преступлениям.
В целях объективного принятия решения об отнесении преступления к инициативно выявленным и контроля за данной деятельностью, статистическую карточку форма № 1 [4] следует направлять в ИЦ вместе с копией рапорта начальника (руководителя) соответствующего подразделения, где подробно указывается роль сотрудника по инициативному выявлению преступления (при наличии указывается номер приказа о поощрении сотрудника) с резолюцией начальника территориального органа, из которой очевидно отсутствие возражения в учете преступления как инициативно выявленного. Сведения о рапорте уполномоченным лицом вносится в графу № 9 единого журнала учета преступлений, лиц, их совершивших, и движения уголовных дел; затем оригинал подшивается в накопительное дело штаба территориального органа по месту инициативного выявления преступления.
Полученные в результате сбора статистические сведения об инициативно выявленных преступлениях, могут быть использованы для включения в критерии оценки деятельности районных ОВД [8]. С этой целью, считаем необходимым дополнить Приложение № 3 к приказу МВД России от 31.12.2013 № 1040, Показатель защита личности, общества, государства от противоправных
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
посягательств, самостоятельным пунктом 1.10 «Число лиц, выявленных сотрудниками органов внутренних дел, уголовные дела, в отношении которых направлены в суд по инициативно выявленным преступлениям».
Проверку отнесения преступления к инициативно выявленным следует осуществлять в рамках комплексных, контрольных и целевых, а также иных проверок и выездов в районные ОВД. Итоги данных проверок должны докладываться в информационные центры территориальных органов, которые окончательно принимают решение о нахождении на статистическом учете каждого конкретного инициативно выявленного преступления, при необходимости корректируя статистические сведения.
Заключение. В данной работе предпринята попытка осмысления инициативно выявленных преступлений, как феномена в деятельности сотрудников органов внутренних дел. С этой целью, по средствам общенаучных методов познания, поставленные задачи были решены. В частности, заслуживает особого внимания авторское определение инициативно выявленного преступления, а также меры по учету данных преступлений, что в дальнейшем будет способствовать реализации функций правоохранительных органов и их более объективной оценки деятельности. Полученные результаты необходимо использовать для дальнейшего исследования инициативности сотрудника органов внутренних дел.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.06.2023).
2. иЯ1- : https://tass.ru/obschestvo/11943461; http://www.kremlin.ru/catalog/persons/310/events/70744; https:// mvdmedia.ru/news/official/vystuplenie-ministra-vnutrennikh-del-rossiyskoy-federatsii-generala-politsii-rossiys koy-federatsii-v
3. Концепция обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел российской Федерации: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.01.2013 № 1 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/ 1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (ред. от 09.10.2019).
6. Сулимов В.А. Личностный смысл интеллектуального действия: выбор и интеллектуальная стратегия / В.А. Сулимов // Общество. Среда. Развитие ((TerraHumana). 2016. № 4(41). С. 39-44.
7. Гарданова Ж.Р. Понятие «Преодоление» в зарубежной психологии / Ж.Р. Гарданова, В.А. Манина // Вестник ОГУ. 2018. № 3(215). С. 83-89.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
8. Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями 2021 года).
1. Code of Criminal Procedure of the Russian Federation of December 18, 2001 № 174-FL (as amended on June 28, 2023).
2. URL : https://tass.ru/obschestvo/11943461; http://www.kremlin.ru/catalog/persons/310/events/70744; https:// mvdmedia.ru/news/official/vystuplenie-ministra-vnutrennikh-del-rossiyskoy-federatsii-generala-politsii-rossiys koy-federatsii-v
3. The concept of ensuring own security in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated 02.01.2013 № 1 // «Consultant-Plus».
4. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation, the Ministry of Justice of the Russian Federation, the Federal Security Service of the Russian Federation, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the Federal Drug Control Service of the Russian Federation dated December 29, 2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «On unified accounting of crimes» (with amendments and additions).
5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated August 29, 2014 № 736 «On approval of the Instructions on the procedure for receiving, registering and authorizing in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation applications and reports on crimes, administrative offenses, incidents» (as amended on 09.10 .2019).
6. Sulimov V.A. Personal meaning of intellectual action: choice and intellectual strategy / V.A. Sulimov // Society. Wednesday. Development (TerraHumana). 2016. № 4(41). P. 39-44.
References:
Информация об авторах
Вишневецкий Кирилл Валерьевич
доктор юридических наук, профессор,
начальник управления учебно-методической работы, Краснодарский университет МВД России [email protected]
ОЯСЮ https://orcid.org/0000-0002-7794-3889
Kirill V. Vishnevetskiy
Doctor of Law, Professor,
Head of Department of Educational and Methodical Work, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
ORCID https://orcid.org/0000-0002-7794-3889
Орлов Павел Петрович
кандидат юридических наук, начальник штаба,
межмуниципальный отдел МВД России
«Моршанский»
еад1е[email protected]
ОЯСЮ https://orcid.org/0000-0002-2143-9253
Pavel P. Orlov
Candidate of Law Sciences, Chief of Staff,
Intermunicipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Morshansky» eaglel [email protected]
ORCID https://orcid.org/0000-0002-2143-9253